Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 12 февраля 2007 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Хакасия в лице
председательствующего Петровой Т.Л.
при секретаре Кайлачаковой О.В.,
с участием прокурора Гончаровой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании пункта 10 статьи 10 в части, пункта 13 статьи 19 в части, пункта 3 статьи 30 в части Закона Республики Хакасия от 25 мая 1999 года N 61 "Об Избирательной комиссии Республики Хакасия" (с изменениями от 16 ноября 2006 года) противоречащими федеральному законодательству, недействующими, установил:
25 мая 1999 года принят Закон Республики Хакасия N 61 "Об Избирательной комиссии Республики Хакасия" (далее- Закон Республики Хакасия), 20 июня 2000 года, 9 января 2003 года, 10 ноября 2003 года, 16 ноября 2006 года внесены изменения, текст закона опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" N16-17, 1999 год, от 30 июня 2000 года N 36-37, от 27 января 2003 года N 5-6, от 20 ноября 2003 года N 65, от 28 ноября 2006 года N 60.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании пункта 10 статьи 10 в части, пункта 13 статьи 19 в части, пункта 3 статьи 30 в части Закона Республики Хакасия от 25 мая 1999 года N 61 "Об Избирательной комиссии Республики Хакасия" (с изменениями от 16 ноября 2006 года) противоречащими федеральному законодательству, недействующими.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что пунктом 10 статьи 10 Закона Республики Хакасия определено, что за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинутые которыми списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов Избирательной комиссии Республики Хакасия с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
Однако пунктом 27 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 2006 года) (далее- Федеральный закон) установлено, что за кандидатами, которые были избраны, а также за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
Пунктом 13 статьи 19 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что о принятом по жалобе решении Избирательная комиссия Республики Хакасия информирует заявителя в письменной форме с приложением необходимых документов в порядке и сроки, установленные федеральными законами, законами Республики Хакасия, регламентом Избирательной комиссии Республики Хакасия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона Республики Хакасия порядок рассмотрения Избирательной комиссией Республики Хакасия заявлений (жалоб), с которыми в Избирательную комиссию Республики Хакасия могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, избирательные комиссии, комиссии референдума, определяется в регламенте и иных актах Избирательной комиссии Республики Хакасия.
Между тем, согласно статье 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", вступившего в силу с 2 ноября 2006 года, настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 8 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также референдумов субъектов Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона определено, что комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Согласно пункту 11 статьи 23 Федерального закона избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий города федерального значения и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона определено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, в силу которого решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Таким образом, порядок и сроки рассмотрения обращений граждан государственными органами, каковым в соответствии со статьей 5 Закона Республики Хакасия является Избирательная комиссия Республики Хакасия, и их должностными лицами, установлены вышеназванными федеральными законами.
В судебном заседании прокурор Гончарова М.И. на заявленных требованиях настаивала, приводя в обоснование те же доводы, что и в заявлении.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия в судебном заседании не присутствовала, представила письменный отзыв, в котором не возражала против заявленных требований.
Заслушав прокурора, представителя Верховного Совета Республики Хакасия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации избирательное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 2006 года) настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону (пункт 6 статьи 1 Федерального закона).
В судебном заседании установлено, что 25 мая 1999 года принят Закон Республики Хакасия N 61 "Об Избирательной комиссии Республики Хакасия" (далее- Закон Республики Хакасия), 20 июня 2000 года, 9 января 2003 года, 10 ноября 2003 года, 16 ноября 2006 года внесены изменения, текст закона опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" N16-17, 1999 год, от 30 июня 2000 года N 36-37, от 27 января 2003 года N 5-6, от 20 ноября 2003 года N 65, от 28 ноября 2006 года N 60.
Пунктом 10 статьи 10 Закона Республики Хакасия определено, что за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинутые которыми списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов Избирательной комиссии Республики Хакасия с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
Однако пунктом 27 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 2006 года) (далее- Федеральный закон) установлено, что за кандидатами, которые были избраны, а также за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
Таким образом, оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству в части установления перечня лиц, за которыми сохраняется право назначения членов избирательных комиссий.
Пунктом 13 статьи 19 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что о принятом по жалобе решении Избирательная комиссия Республики Хакасия информирует заявителя в письменной форме с приложением необходимых документов в порядке и сроки, установленные федеральными законами, законами Республики Хакасия, регламентом Избирательной комиссии Республики Хакасия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона Республики Хакасия порядок рассмотрения Избирательной комиссией Республики Хакасия заявлений (жалоб), с которыми в Избирательную комиссию Республики Хакасия могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, избирательные комиссии, комиссии референдума, определяется в регламенте и иных актах Избирательной комиссии Республики Хакасия.
Между тем, согласно статье 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", вступившего в силу с 2 ноября 2006 года, настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 8 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также референдумов субъектов Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона определено, что комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Согласно пункту 11 статьи 23 Федерального закона избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий города федерального значения и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона определено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, в силу которого решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Таким образом, пункт 13 статьи 19 и пункт 3 статьи 30 Закона Республики Хакасия противоречат федеральному законодательству в части, обязывающей Избирательную комиссию Республики Хакасия информировать заявителя о принятом по жалобе решении в порядке и сроки, установленные законами республики Хакасия, регламентом Избирательной комиссии Республики Хакасия, и в части определения регламентом Избирательной комиссии и иными актами Избирательной комиссии Республики Хакасия порядка рассмотрения Избирательной комиссией Республики Хакасия заявлений (жалоб) граждан, поскольку порядок и сроки рассмотрения обращений граждан государственными органами, каковым в соответствии со статьей 5 Закона Республики Хакасия является Избирательная комиссия Республики Хакасия, и их должностными лицами, установлены вышеназванными федеральными законами.
При таких обстоятельствах требования прокурора о признании оспариваемых положений Закона Республики Хакасия противоречащим федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что Закон Республики Хакасия от 25 мая 1999 года N 61 "Об Избирательной комиссии Республики Хакасия" (с изменениями от 16 ноября 2006 года) опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" N16-17, 1999 год, от 30 июня 2000 года N 36-37, от 27 января 2003 года N 5-6, от 20 ноября 2003 года N 65, от 28 ноября 2006 года N 60, суд считает необходимым обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении в первом очередной номере указанного издания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать пункт 10 статьи 10 в части установления перечня лиц, за которыми сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, отличного от определенного федеральным законом;
пункт 13 статьи 19 в части информирования заявителя о принятом по жалобе решении в порядке и сроки, установленные законами Республики Хакасия, регламентом Избирательной комиссии Республики Хакасия, то есть в части слов: "законами Республики Хакасия, регламентом Избирательной комиссии Республики Хакасия";
пункт 3 статьи 30 в части определения регламентом и иными актами Избирательной комиссии Республики Хакасия порядка рассмотрения Избирательной комиссией Республики Хакасия заявлений (жалоб) граждан, то есть в части слов: "в регламенте и иных актах Избирательной комиссии Республики Хакасия" Закона Республики Хакасия от 25 мая 1999 года N 61 "Об Избирательной комиссии Республики Хакасия" (с изменениями от 16 ноября 2006 года) противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 12 февраля 2007 г.
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Хакасия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника