Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 29 сентября 2006 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
Председательствующего Потапенко С.В.,
при секретаре Изместьевой-Кунц А.А.,
с участием прокурора Корзун Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании п. 12 ст. 8 в части; п. 3 ст. 9 в части; п. 3 ст. 11 в части; п. 2 ст. 18 в части; п. 11 ст. 22 в части; п. 1 ст. 27 в части; п. 5 ст. 29 в части; п. 2 ст. 38 в части Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 "О местном референдуме в Республике Хакасия" (в ред. от 10.11.2003 г.) противоречащими федеральному законодательству и недействующими, установил:
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании п. 12 ст. 8 в части; п. 3 ст. 9 в части; п. 3 ст. 11 в части; п. 2 ст. 18 в части; п. 11 ст. 22 в части; п. 1 ст. 27 в части; п. 5 ст. 29 в части; п. 2 ст. 38 в части Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 "О местном референдуме в Республике Хакасия" в ред. от 10.11.2003 г. (далее - Закон Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24) противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" изменен Федеральный закон от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поэтому приведенные положения Закона Республики Хакасия вступили в противоречие с федеральным законодательством.
Исследовав материалы дела, заслушав мнения прокурора Корзун Н.В., поддержавшей заявленные требования, представителя Верховного Совета Республики Хакасия Чустеевой И.А., не возражавшей против заявленных требований, суд находит заявленные требования прокурора, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
31.05.2002 г. Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия N 24 "О местном референдуме в Республике Хакасия". Законами Республики Хакасия от 09.01.2003 г. N 78, от 10.11.2003 г. N 69 внесены изменения в названный Закон Республики Хакасия. В настоящее время названный Закон Республики Хакасия действует в редакции от 10.11.2003 г. Текст Закона Республики Хакасия опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 14.06.2002 г. N 24-25, от 27.01.2003 г. N 5-6, от 20.11.2003 г. N 65.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 г., с изменениями от 12.07.2006 г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта РФ, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречит настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Законом Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 "О местном референдуме в Республике Хакасия" определен порядок назначения, подготовки и проведения местного референдума в Республике Хакасия. Предмет правового регулирования данного Закона РХ относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, установленной п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации - "Защита прав и свобод человека и гражданина".
Согласно п. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 12 ст. 8. Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 количество представляемых для назначения местного референдума подписей участников местного референдума, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению местного референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию муниципального образования, которая в течение 7 дней проверяет соблюдение инициативной группой требований Федерального закона, настоящего Закона, устава муниципального образования при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в порядке, установленном Федеральным законом и настоящим Законом. По результатам проверки комиссия принимает постановление. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения местного референдума количества достоверных подписей комиссия отказывает в проведении местного референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению местного референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения местного референдума по аналогичному вопросу.
В соответствии с п. 2 ст. 38 Федерального закона от 06.2002 г. N 67-ФЗ количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.
Согласно п.п. "г" п. 25 ст. 38 Федерального закона 12.06.2002 г. N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума, среди прочего, является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, назначения референдума в случае, когда для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации списка кандидатов, назначения референдума.
Исходя из этого, п. 12 ст. 8 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 противоречит федеральному законодательству в части, предусматривающей иной допустимый предел превышения количества подписей, необходимых для регистрации кандидата, чем установленный Федеральным законом, а именно в части слов "не более чем на 25 процентов".
Кроме того, п. 12 ст. 8 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 противоречит федеральному законодательству в части устанавливающей процент недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения местного референдума количества достоверных подписей, являющийся основанием для отказа в проведении местного референдума, а именно в части слов "25 и более процентов".
Согласно п. 3 ст. 9 закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 подписи могут собираться только среди участников местного референдума, обладающих правом на участие в местном референдуме. Установление квот для сбора подписей в отдельных частях территории муниципальных образований не допускается. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников местного референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.
Федеральный закон от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ в п. 6 ст. 37, наряду с запретом на осуществление сбора подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, иных социальных выплат, запрещает их сбор и по месту учебы, а также при оказании благотворительной помощи.
Таким образом, перечень мест, где запрещается сбор подписей, утвержденный п. 3 ст. 9 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 противоречит федеральному законодательству, поскольку неправомерно ограничивает перечень мест, где нельзя осуществлять сбор подписей и не содержит запрета на их сбор по месту учебы, а также при оказании благотворительной помощи.
П. 3 ст. 11 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 определено, что участки местного референдума могут быть образованы в местах временного пребывания участников местного референдума (в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания участников местного референдума), в труднодоступных и отдаленных местностях в пределах территории муниципального образования в порядке и в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи; в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией допускается образование таких участков не позднее, чем за 5 дней до дня голосования.
Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона 12.06.2002 г. N 67-ФЗ в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в срок, установленный п. 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее, чем за три дня до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа, округа референдума по месту их расположения или по месту приписки судна. При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной порядок отнесения таких участков к избирательным округам, округам референдума. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.
Таким образом, п. 3 ст. 11 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 противоречит федеральному законодательству в части слов "не позднее, чем за 5 дней" то есть в указании срока, в течение которого может допускаться образование участков местного референдума.
П. 2 ст. 18 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 установлено, что с заявлением в суд о расформировании комиссии местного референдума вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Избирательная комиссия Республики Хакасия.
Однако Федеральный закон от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ в п. 4 ст. 31 помимо наделения правом на обращение в суд по вопросу расформирования комиссии местного референдума группы депутатов Верховного Совета РХ либо группы депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления, а также Центральной избирательной комиссии РФ, Избирательной комиссии РХ, наделяет таковым правом и избирательную комиссию муниципального района. В связи с проводившейся в Российской Федерации реформой местного референдума, образованием муниципальных образований со статусом поселений, не включение в перечень лиц, являющихся субъектами права на обращение в суд по вопросу расформирования комиссии местного референдума избирательной комиссии муниципального образования противоречит федеральному законодательству.
Таким образом, п. 2 ст. 18 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N24 в части определяющей перечень лиц, являющихся субъектами права на обращение в суд по вопросу расформирования комиссии местного референдума, противоречит федеральному законодательству.
П. 11 ст. 22 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 предусмотрено, что после официального опубликования решения о назначении местного референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению местного референдума, а также избирательные объединения (в том числе входившие в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления или в Верховном Совете Республики Хакасия, вправе назначить в избирательную комиссию муниципального образования и участковые комиссии местного референдума по одному члену комиссии местного референдума с правом совещательного голоса. Членами комиссии местного референдума с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.
Перечень лиц, которые не могут быть назначены членами комиссии местного референдума с правом совещательного голоса определен на федеральном уровне в ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ. Данный перечень лиц, которые не могут быть назначены членами комиссии местного референдума с правом совещательного голоса наряду с выборными должностными лицами, лицами, замещающими командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьями, прокурорами также включает лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет.
При таких обстоятельствах п. 11 ст. 22 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 в части, определяющей лиц, которые не могут быть назначены членами комиссии местного референдума с правом совещательного голоса, противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, п. 11 ст. 22 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству в части, регулирующей деятельность избирательных блоков, поскольку в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" п. 29 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан в референдуме РФ", предусматривающий создание избирательных блоков, признан утратившим силу.
Таким образом, п. 11 ст. 22 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 в части слов "избирательных блоков" противоречит федеральному законодательству.
П. 1 ст. 27 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 установлено, что агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению местного референдума и создания соответствующего фонда местного референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона 12.06.2002 г. N 67-ФЗ установлено, что агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Таким образом, п. 1 ст. 27 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 противоречит федеральному законодательству в части слов "и создания соответствующего фонда местного референдума".
П. 5 ст. 29 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 предусмотрено, что инициативная группа по проведению местного референдума вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом объем эфирного времени, отведенного для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается, за исключением случая, когда в результате отказа от участия в совместном агитационном мероприятии в этом агитационном мероприятии может принять участие только один участник. Такому участнику по его желанию предоставляется бесплатное эфирное время в пределах доли, полученной в результате деления объема эфирного времени, предоставляемого для проведения совместного агитационного мероприятия, на общее число предполагавшихся участников указанного агитационного мероприятия. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого отказавшейся от участия в совместном агитационном мероприятии инициативной группе по проведению местного референдума.
Федеральный закон от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ в п. 5 ст. 51 устанавливает, что эфирное время не уменьшается в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, тогда как п. 5 ст. 29 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 содержит положения, уменьшающие эфирное время. Поэтому п. 5 ст. 29 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 в части слов "не уменьшается, за исключением случая, когда в результате отказа от участия в совместном агитационном мероприятии в этом агитационном мероприятии может принять участие только один участник", противоречит федеральному законодательству.
П. 2 ст. 38 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 предусмотрено, что бюллетени для голосования на местном референдуме изготавливаются исключительно по распоряжению избирательной комиссии муниципального образования и являются документами строгой отчетности. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней для голосования на местном референдуме не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных участников местного референдума.
Однако, п. 2 ст. 63 Федерального закона 12.06.2002г. N 67-ФЗ предусмотрено, что бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.
Следовательно, п. 2 ст. 38 Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 в части слов "более чем на 3 процента" противоречит федеральному законодательству.
Согласно п. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Закона Республики Хакасия от 31.05.2002 г. N 24 "О местном референдуме в Республике Хакасия" (в ред. от 10.11.2003 г.):
- пункт 12 статьи 8 в части слов "не более чем на 25 процентов", а также слов "25 и более процентов";
- пункт 3 статьи 9 в части определения перечня мест, где запрещается сбор подписей;
- пункт 3 статьи 11 в части слов "не позднее, чем за 5 дней";
- пункт 2 статьи 18 в части, определяющей перечень лиц, являющихся субъектами права на обращение в суд по вопросу расформирования комиссии местного референдума;
- пункт 11 статьи 22 в части слов "избирательных блоков";
- пункт 11 статьи 22 в части, определяющей перечень лиц, которые не могут быть назначены членами комиссии местного референдума с правом совещательного голоса;
- пункт 1 статьи 27 в части слов "и создания соответствующего фонда местного референдума";
- пункт 5 статьи 29 в части слов "не уменьшается, за исключением случая, когда в результате отказа от участия в совместном агитационном мероприятии в этом агитационном мероприятии может принять участие только один участник".
- пункт 2 статьи 38 в части слов "более чем на 3 процента" на местном референдуме.
Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать в бюллетене "Вестник Хакасии" сообщение о состоявшемся по делу судебном решении.
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий |
С.В. Потапенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 29 сентября 2006 г.
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Хакасия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника