Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 25 ноября 2005 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Хакасия в лице
председательствующего Петровой Т.Л.
при секретаре Амандус О.А.,
с участием прокурора Гончаровой М.И., представителя Верховного Совета Республики Хакасия Кыжинаевой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании части 4 статьи 3 в части, частей 2 и 3 статьи 4 в части, части 1, абзаца 2 части 2, части 3 статьи 5 в части, части 1 статьи 7 в части, статьи 8, части 2 статьи 9, частей 1 и 2 статьи 10 Закона Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 71 "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия" (с изменениями от 8 июня 2005 года) противоречащими федеральному законодательству, недействующими, установил:
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании части 4 статьи 3 в части, частей 2 и 3 статьи 4 в части, части 1, абзаца 2 части 2, части 3 статьи 5 в части, части 1 статьи 7 в части, статьи 8, части 2 статьи 9, частей 1 и 2 статьи 10 Закона Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 71 "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия" (с изменениями от 8 июня 2005 года) (далее- Закон Республики Хакасия) противоречащими федеральному законодательству, недействующими.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве" отдельные положения Закона Республики Хакасия вступили в противоречие с федеральным законодательством.
Так, правовой нормой части 4 статьи 3 Закона Республики Хакасия установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий на момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков, которые расположены на территории одного административно-территориального образования Республики Хакасия и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его супруга и близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер, дедушки, бабушки и внуков), а также юридических лиц, в которых данный гражданин или его супруг и близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки) имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц, составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования в Республике Хакасия.
Вместе с тем, частью 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями от 18 июля 2005 года) (далее- Федеральный закон) определено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Часть 2 статьи 4 Закона Республики Хакасия, предусматривающая, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которого выше среднерайонного уровня, обязан известить в письменной форме Правительство Республики Хакасия о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Если же кадастровая стоимость земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения ниже среднерайонного уровня, продавец обязан известить в письменной форме местную администрацию муниципального образования, в границах которого находится земельный участок, с указанием цены и других существенных условий договора, противоречит части 2 статьи 8 Федерального закона, которой определено, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
Согласно части 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия в случае отказа Республики Хакасия или муниципального образования от покупки либо при отсутствии письменного уведомления Республикой Хакасия или муниципальным образованием продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в течение месяца со дня поступления извещения о продаже, продавец вправе в течение года со дня поступления извещения о продаже в Правительство Республики Хакасия или местную администрацию муниципального образования, в границах которого находится земельный участок, продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
Указанная норма противоречит федеральному законодательству в части установления месячного срока для возникновения права продажи земельного участка третьему лицу, поскольку в силу части 3 статьи 8 Федерального закона в случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки или не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
По аналогичным основаниям противоречат федеральному законодательству часть 1, абзац 2 части 2, часть 3 статьи 5 Закона Республики Хакасия.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Республики Хакасия в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником в следующие сроки:
- приобретенные до вступления в силу Федерального закона - в течение года со дня вступления в силу Федерального закона;
- приобретенные после вступления в силу Федерального закона - в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок либо в течение года со дня, когда собственник узнал или обязан был узнать об обстоятельствах, которые повлекли за собой нарушение требований статьи 3 Федерального закона.
Вместе с тем, согласно статье 5 Федерального закона в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.
Правовой нормой статьи 8 Закона Республики Хакасия установлено, что при продаже земельного участка с нарушением преимущественного права Республики Хакасия на выкуп земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которого выше среднерайонного уровня, Правительство Республики Хакасия имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права муниципального образования на выкуп земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которого ниже среднерайонного уровня, местная администрация муниципального образования, в границах которого находится указанный земельный участок, имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
Однако в силу части 4 статьи 8 Федерального закона в редакции от 18 июля 2005 года сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
Согласно части 2 статьи 9 Закона Республики Хакасия земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят принудительно у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его ненадлежащем использовании, повлекшем за собой причинение вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, направляется Правительством Республики Хакасия, если кадастровая стоимость земельного участка выше среднерайонного уровня. Если кадастровая стоимость земельного участка ниже среднерайонного уровня, заявление в суд подается местной администрацией муниципального образования, в границах которого находится земельный участок.
Заявление в суд направляется по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации для принудительного прекращения прав на земельный участок лица, не являющегося его собственником, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
Между тем, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 6 Федерального закона принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации. Принудительное прекращение аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет направляется в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Кроме того, по мнению прокурора, часть 2 статьи 9 Закона Республики Хакасия неправомерно регулирует вопросы (гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство), отнесенные к исключительной компетенции Российской Федерации.
Правовой нормой части 1 статьи 10 Закона Республики Хакасия установлено, что неиспользуемая в течение двух лет часть находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть выделена в самостоятельный земельный участок Республикой Хакасия, если кадастровая стоимость земельного участка при выкупе доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения выше среднерайонного уровня, или муниципальным образованием, в границах которого находится земельный участок, если кадастровая стоимость земельного участка при выкупе доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения ниже среднерайонного уровня.
Однако в соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.
Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Если собственники невостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, в течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка.
Частью 2 статьи 10 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что Правительство Республики Хакасия либо местная администрация муниципального образования, в границах которого находится указанный земельный участок, вправе направить в суд:
- заявление о признании права собственности Республики Хакасия или муниципального образования на указанный земельный участок, если участник или участники долевой собственности неизвестны;
- заявление о прекращении права собственности участника или участников долевой собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и о признании права собственности Республики Хакасия или муниципального образования на указанный земельный участок, если участник или участники долевой собственности известны.
В то же время, в силу абзаца 6 части 5 статьи 13 Федерального закона субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
Кроме того, по мнению прокурора, оспариваемая норма неправомерно регулирует вопросы (гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство), отнесенные к исключительной компетенции Российской Федерации.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Кыжинаева Л.Г., действующая на основании доверенности от 3 октября 2005 года, заявленные требования признала, пояснила, что в связи с внесением изменений в Федеральный закон отдельные положения Закона Республики Хакасия вступили в противоречие с федеральным законодательством. В настоящее время Правительством Республики Хакасия разработан проект закона о внесении изменений в Закон Республики Хакасия, который передан на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.
Выслушав прокурора, представителя Верховного Совета Республики Хакасия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" статьи 72).
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 21 июля 2005 года) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
10 ноября 2003 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия N 71 "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия", опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" N 65 от 20 ноября 2003 года, 8 июня 2005 года Законом Республики Хакасия N 31-ЗРХ в названный Закон внесены изменения, которые опубликованы в бюллетене "Вестник Хакасии" N 28 от 15 июня 2005 года.
Правовой нормой части 4 статьи 3 Закона Республики Хакасия установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий на момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков, которые расположены на территории одного административно-территориального образования Республики Хакасия и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его супруга и близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер, дедушки, бабушки и внуков), а также юридических лиц, в которых данный гражданин или его супруг и близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки) имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц, составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования в Республике Хакасия.
Вместе с тем, частью 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями от 18 июля 2005 года) (далее- Федеральный закон) определено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Таким образом, оспариваемая норма Закона Республики Хакасия в части определения максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, исходя из установленных вышеприведенной нормой критериев, противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Республики Хакасия продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которого выше среднерайонного уровня, обязан известить в письменной форме Правительство Республики Хакасия о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Если же кадастровая стоимость земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения ниже среднерайонного уровня, продавец обязан известить в письменной форме местную администрацию муниципального образования, в границах которого находится земельный участок, с указанием цены и других существенных условий договора.
Однако частью 2 статьи 8 Федерального закона определено, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
Таким образом, оспариваемая норма Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству, поскольку устанавливает отличный от уже определенного Федеральным законом порядок извещения о намерении продать земельный участок в части сведений, подлежащих отражению в извещении.
Согласно части 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия в случае отказа Республики Хакасия или муниципального образования от покупки либо при отсутствии письменного уведомления Республикой Хакасия или муниципальным образованием продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в течение месяца со дня поступления извещения о продаже, продавец вправе в течение года со дня поступления извещения о продаже в Правительство Республики Хакасия или местную администрацию муниципального образования, в границах которого находится земельный участок, продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
В части 1, абзаце 2 части 2, части 3 статьи 5 Закона Республики Хакасия также установлены месячные сроки возникновения права продажи доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Указанные нормы противоречат федеральному законодательству в части установления месячного срока для возникновения права продажи земельного участка третьему лицу и возникновения права продажи доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, поскольку в силу части 3 статьи 8 Федерального закона в случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки или не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Республики Хакасия в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником в следующие сроки:
- приобретенные до вступления в силу Федерального закона - в течение года со дня вступления в силу Федерального закона;
- приобретенные после вступления в силу Федерального закона - в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок либо в течение года со дня, когда собственник узнал или обязан был узнать об обстоятельствах, которые повлекли за собой нарушение требований статьи 3 Федерального закона.
Вместе с тем, согласно статье 5 Федерального закона в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.
Таким образом, часть 1 статьи 7 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству в части определения сроков отчуждения земельных участков, приобретенных после вступления в силу Федерального закона.
Правовой нормой статьи 8 Закона Республики Хакасия установлено, что при продаже земельного участка с нарушением преимущественного права Республики Хакасия на выкуп земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которого выше среднерайонного уровня, Правительство Республики Хакасия имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права муниципального образования на выкуп земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которого ниже среднерайонного уровня, местная администрация муниципального образования, в границах которого находится указанный земельный участок, имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
Однако в силу части 4 статьи 8 Федерального закона в редакции от 18 июля 2005 года сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
Таким образом, статья 8 Закона Республики Хакасия, устанавливающая право требования в судебном порядке перевода прав и обязанностей покупателя в случае нарушения преимущественного права на выкуп земельного участка, противоречит федеральному законодательству.
Согласно части 2 статьи 9 Закона Республики Хакасия земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят принудительно у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его ненадлежащем использовании, повлекшем за собой причинение вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, направляется Правительством Республики Хакасия, если кадастровая стоимость земельного участка выше среднерайонного уровня. Если кадастровая стоимость земельного участка ниже среднерайонного уровня, заявление в суд подается местной администрацией муниципального образования, в границах которого находится земельный участок.
Заявление в суд направляется по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации для принудительного прекращения прав на земельный участок лица, не являющегося его собственником, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
Между тем, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 6 Федерального закона принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации. Принудительное прекращение аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет направляется в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству, поскольку ограничивает основания для изъятия земельного участка в судебном порядке только в случае его ненадлежащего использования, а также основания для обращения в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка только при его ненадлежащем использовании, повлекшем за собой причинение вреда окружающей среде.
Кроме того, часть 2 статьи 9 Закона Республики Хакасия неправомерно регулирует вопросы , отнесенные к исключительной компетенции Российской Федерации.
Частью 1 статьи 10 Закона Республики Хакасия установлено, что неиспользуемая в течение двух лет часть находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть выделена в самостоятельный земельный участок Республикой Хакасия, если кадастровая стоимость земельного участка при выкупе доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения выше среднерайонного уровня, или муниципальным образованием, в границах которого находится земельный участок, если кадастровая стоимость земельного участка при выкупе доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения ниже среднерайонного уровня.
Однако в соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.
Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Если собственники невостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, в течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка.
Таким образом, оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству в части определения порядка выделения в самостоятельный земельный участок неиспользуемых земельных долей.
Правовой нормой части 2 статьи 10 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что Правительство Республики Хакасия либо местная администрация муниципального образования, в границах которого находится указанный земельный участок, вправе направить в суд:
- заявление о признании права собственности Республики Хакасия или муниципального образования на указанный земельный участок, если участник или участники долевой собственности неизвестны;
- заявление о прекращении права собственности участника или участников долевой собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и о признании права собственности Республики Хакасия или муниципального образования на указанный земельный участок, если участник или участники долевой собственности известны.
В то же время, в силу абзаца 6 части 5 статьи 13 Федерального закона субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
Таким образом, Федеральным законом не предусмотрено обращение в суд с заявлением о прекращении права собственности участника или участников долевой собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на указанный земельный участок, если участник или участники долевой собственности известны, следовательно, оспариваемое положение Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, оспариваемая норма неправомерно регулирует вопросы (гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство), отнесенные к исключительной компетенции Российской Федерации.
Принимая во внимание, что до вынесения решения суда Закон Республики Хакасия в течение определенного времени применялся (действовал), суд считает необходимым признать оспариваемые положения Закона Республики Хакасия, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что Закон Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 71 "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия" (с изменениями от 8 июня 2005 года) опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" N 65 от 20 ноября 2003 года и N 28 от 15 июня 2005 года, суд считает необходимым обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении в указанном издании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать часть 4 статьи 3 в части установления критериев ограничения права граждан при предоставлении или приобретении сельскохозяйственных угодий;
часть 2 статьи 4 в части сведений, подлежащих отражению в извещении о намерении продать земельный участок;
часть 3 статьи 4, часть 1, абзац 2 части 2, часть 3 статьи 5 в части установления месячного срока возникновения права продажи доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
часть 1 статьи 7 в части установления сроков отчуждения земельных участков, приобретенных после вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
часть 1 статьи 10 в части определения порядка выделения в самостоятельный земельный участок неиспользуемых земельных долей;
часть 2 статьи 10 Закона Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 71 "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия" (с изменениями от 8 июня 2005 года) противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии"
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 25 ноября 2005 г.
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Хакасия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника