Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 7 марта 2006 г.
Именем Российской Федерации
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2006 г. N 55-Г06-6 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Республики Хакасия
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Соколовой И.С.,
с участием прокурора Гончаровой М.И.,
представителя Правительства Республики Хакасия Боярского М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании абзаца 4 пункта 2.1 в части, абзаца 4 пункта 2.2 в части Положения о порядке ведения государственной долговой книги Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 декабря 2003 года N 348, противоречащими федеральному законодательству, недействующими, установил:
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 декабря 2003 года N 348 утверждено Положение о порядке ведения государственной долговой книги Республики Хакасия (далее- Положение), опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 25 декабря 2003 года N 77.
Пунктом 2.1 Положения установлено, что в соответствии со статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Республики Хакасия могут существовать только в форме:
кредитных соглашений и договоров;
государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг Республики Хакасия;
договоров и соглашений о получении Республикой Хакасия бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении государственных гарантий Республики Хакасия;
соглашений и договоров, в том числе и международных, заключенных от имени Республики Хакасия, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Хакасия прошлых лет.
Долговые обязательства Республики Хакасия не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.2 Положения установлено, что долговая книга ведется по форме согласно приложению к настоящему Положению и состоит из следующих разделов:
кредитные соглашения и договоры;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
договоры и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоры о предоставлении государственных гарантий;
договоры и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании абзаца 4 пункта 2.1 и абзаца 4 пункта 2.2 Положения в части, предусматривающей существование долговых обязательств Республики Хакасия в форме договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд, и в части, определяющей ведение долговой книги по форме с разделом, предусматривающим данные о полученных республикой бюджетных ссудах, противоречащими федеральному законодательству, недействующими.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (с изменениями от 27 декабря 2005 года) внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена только такая форма финансирования бюджетных расходов как бюджетный кредит, то есть предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету только на возвратной и возмездной основах.
В связи с принятием Федерального закона от 5 августа 2000 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (с изменениями от 20 августа 2004 года) из статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключен абзац 19, предусматривающий предоставление средств бюджета в виде бюджетной ссуды, то есть на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Пунктом 3 статьи 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года), предусмотрено, что долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров;
государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;
соглашений и договоров, в том числе и международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
В судебном заседании прокурор Гончарова М.И. на заявленных требованиях настаивала, приводя в обоснование те же доводы, что и в заявлении.
Представитель Правительства Республики Боярский М.Г., действующий на основании доверенности от 4 октября 2005 года, заявленные требования не признал, пояснил, что согласно части 1 статьи 5 Бюджетного кодекса РФ акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
В соответствии с соглашением от 18 августа 2003 года, заключенным между Правительством Республики Хакасия и Министерством финансов Российской Федерации, Правительству Республики Хакасия предоставлена бюджетная ссуда сроком на три года, которая является долговым обязательством Республики Хакасия, возникшим до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", и должна учитываться в долговой книге Республики Хакасия именно в форме бюджетной ссуды.
В силу части 5 статьи 99 Бюджетного кодекса РФ долговые обязательства субъекта Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствования, и не могут превышать 30 лет.
Возврат долговых обязательств в виде бюджетных суд предусматривает в 2006 году статья 63 Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", согласно части 1 которой возврат ранее предоставленных из федерального бюджета ссуд и бюджетных кредитов, а также внесение платы за пользование ими осуществляется в федеральный бюджет.
Кроме того, статьей 52 Федерального закона от 23 декабря 2004 года N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (с изменениями от 4 ноября 2005 года) предусмотрена также реструктуризация задолженности по бюджетным ссудам на срок до 1 января 2008 года.
На основании части 4 статьи 121 Бюджетного кодекса РФ в государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта Российской Федерации (в том числе гарантий) по всем государственным заимствованиям субъекта Российской Федерации, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Выслушав прокурора, представителя Правительства Республики Хакасия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
Нормативные правовые акты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу В случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, применяется настоящий Кодекс.
В связи с принятием Федерального закона от 5 августа 2000 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (с изменениями от 20 августа 2004 года) из статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключен абзац 19, предусматривающий предоставление средств бюджета в виде бюджетной ссуды, то есть на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года, и предусмотрена только такая форма финансирования бюджетных расходов как бюджетный кредит- предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Пунктом 3 статьи 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) предусмотрено, что долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров;
государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;
соглашений и договоров, в том числе и международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
В судебном заседании установлено, что постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 декабря 2003 года N 348 утверждено Положение о порядке ведения государственной долговой книги Республики Хакасия (далее Положение), опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 25 декабря 2003 года N 77.
Согласно абзацу 4 пункта 2.1 Положения в соответствии со статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Республики Хакасия могут существовать в форме договоров и соглашений о получении Республикой Хакасия бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Абзацем 4 пункта 2.2 Положения установлено, что долговая книга ведется по форме согласно приложению к настоящему Положению и состоит, в том числе, из раздела: договоры и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 года N 244 утверждено Положение о составе, порядке и сроках предоставления информации о долговых обязательствах для внесения в Государственную долговую книгу Российской Федерации, которое определяет состав, порядок и сроки представления информации о долговых обязательствах, существующих, в частности, в форме договоров и соглашений Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации для внесения в Государственную долговую книгу Российской Федерации. В пункте 5 Положения предусмотрена информация, которая вносится в Государственную долговую книгу по договорам и соглашениям о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, регулирующий сходные правоотношения, а именно, порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, не содержит указания о существовании такого долгового обязательства, как договоры и соглашения о получении бюджетных ссуд.
Суд находит несостоятельным довод представителя Правительства Республики Хакасия о том, что у Республики Хакасия существует долговое обязательство в форме бюджетной ссуды, поскольку изменение законодательства, в том числе о государственном долге субъекта Российской Федерации, о порядке ведения долговых книг, не влечет внесение изменений в долговые книги, составленные ранее внесения таких изменений и исключение из них существующих долговых обязательств в форме бюджетных ссуд, а также не исключает внесение записей о погашении этих ссуд. Возражения представителя Правительства Республики Хакасия сводятся к вопросам правоприменения, что не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Не может быть принята во внимание и ссылка представителя Правительства Республики Хакасия на статью 63 Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", согласно части 1 которой возврат ранее предоставленных из федерального бюджета ссуд и бюджетных кредитов, а также внесение платы за пользование ими осуществляется в федеральный бюджет, поскольку указанная норма определяет порядок погашения существующих долговых обязательств и не регламентирует спорные правоотношения. Кроме того, пунктом 3 статьи 99 Бюджетного кодекса РФ, являющегося актом, имеющим большую юридическую силу, прямо предусмотрено, что долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом. Таким образом, Бюджетный кодекс РФ не предусматривает возможность определения форм долговых обязательств иными норматиными правовыми актами, в том числе и федеральными законами.
При таких обстоятельствах в силу вышеприведенных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что абзац 4 пункта 2.1 Положения в части, предусматривающей существование долговых обязательств Республики Хакасия в форме договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд, и абзац 4 пункта 2.2 Положения в части, определяющей ведение долговой книги по форме с разделом, предусматривающим данные о полученных республикой бюджетных ссудах, противоречат федеральному законодательству.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что постановление Правительства Республики Хакасия от 9 декабря 2003 года N 348 "Об утверждении Положения о порядке ведения государственной долговой книги Республики Хакасия" опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 25 декабря 2003 года N 77, суд считает необходимым обязать Правительство Республики Хакасии опубликовать сообщение о принятом решении в указанном издании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать абзац 4 пункта 2.1 в части, предусматривающей существование долговых обязательств Республики Хакасия в форме договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд;
абзац 4 пункта 2.2 в части, определяющей ведение долговой книги по форме с разделом, предусматривающим данные о полученных республикой бюджетных ссудах Положения о порядке ведения государственной долговой книги Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 декабря 2003 года N 348, противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Правительство Республики Хакасии опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 7 марта 2006 г.
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Хакасия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника