Решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 20 июля 2007 г. N А74-1261/2007
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2007 года
Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2007 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Мельниковой Фаины Фадеевны, г.Абакан,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, г.Абакан,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия, г.Абакан,
Администрации города Абакана, г.Абакан,
Комитету муниципальной экономики Администрации города Абакана, г.Абакан,
Административной комиссии Администрации города Абакана, г.Абакан,
Муниципальному учреждению "Абаканский рынок", г.Абакан,
о признании незаконным и отмене постановления от 02 мая 2007 года N 001749 о назначении административного наказания по части 2 статьи 38 Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях"
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя - отсутствовал,
административной комиссии - Жуганов Д.О. (по доверенности от 20.12.2006г.),
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия - отсутствовал,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия - отсутствовал,
Администрации города Абакана - Кочеткова П.А.( по доверенности от 12.03.2007 г. N 307),
Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана - Кочеткова П.А. (по доверенности от 09.03.2007 г. N 631),
Муниципального учреждения "Абаканский рынок" - отсутствовал
Протокол судебного заседания вела судья Н.М.Журба.
Индивидуальный предприниматель Мельникова Фаина Фадеевна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления, принятого административной комиссией Администрации города Абакана от 02 мая 2007 года N 001749 о назначении административного наказания по части 2 статьи 38 Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях".
Требование адресовано не только административной комиссии Администрации города Абакана (далее в тексте - административная комиссия), но Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия, Администрации города Абакана, Комитету муниципальной экономики города Абакана, Муниципальному учреждению "Абаканский рынок".
Конкретные требования к каждому из указанных выше лиц заявитель не указала.
Из отзывов Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия, Администрации города Абакана , Муниципального учреждения "Абаканский рынок" усматривается, что Мельникова Ф.Ф. не указала основания для привлечения их к участию в деле, в связи с чем они не могут дать свои пояснения по существу рассматриваемого спора.
Из отзыва и пояснений представителя Комитета муниципальной экономики в судебном заседании следует, что требования Мельниковой к Комитету муниципальной экономики ( далее в тексте - КМЭ) не обозначены. Что касается составления протокола об административном правонарушении сотрудником КМЭ, то нарушений не установлено, так как полномочия на составление протокола специалистом КМЭ установлены Решением Абаканского городского Совета депутатов от 03 сентября 2004 года N 72.
Представитель административной комиссии Администрации города Абакана в судебном заседании пояснил, что индивидуальный предприниматель Мельникова Ф.Ф. была привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 38 Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях" за мелкорозничную торговлю в неустановленных для этих целей местах. В соответствии с пунктом 1.5 Правил работы мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана, утвержденных постановлением Мэра города Абакана, торговля через передвижную мелкорозничную торговую сеть разрешена только в отведенных местах: на организованных территориях городских рынков, мини-рынков, на ярмарках и других организованных мероприятиях. По мнению представителя, заявленное индивидуальным предпринимателем требование удовлетворению не подлежит, поскольку процессуальных нарушений при привлечении Мельниковой Ф.Ф. к административной ответственности не допущено.
Предприниматель Мельникова Ф.Ф., Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия, Администрация города Абакана, Муниципальное учреждение "Абаканский рынок" своих представителей в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе известить арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие. При неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Поэтому настоящее дело рассматривается по существу в отсутствие заявителя и перечисленных выше заинтересованных лиц.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил:
Мельникова Фаина Фадеевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Регистрационной палате администрации города Абакана 23 мая 1997 года за N 10605. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности предпринимателя является осуществление розничной торговли в палатках и на рынках.
13 апреля 2007 года специалистом отдела развития предпринимательства и потребительского рынка Комитета муниципальной экономики г.Абакана в отношении Мельниковой Ф.Ф. был составлен протокол об административном правонарушении N 48А-223/07, предусмотренном частью 2 статьи 38 Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях".
В протоколе указано на то, что в 11 часов 35 минут 13 апреля 2007 года Мельниковой Ф.Ф. был установлен лоток размером 6 х 1 м по ул. Советской в районе дома N 18 для торговли галантерейными товарами, чулочно-носочными и трикотажными изделиями, что является нарушением порядка размещения мелкорозничной торговли, торговлей в неустановленном месте.
Судя по записям в протоколе, Мельниковой Ф.Ф. были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. От подписи в протоколе она отказалась, сославшись на свое несогласие и слушание дела в арбитражном суде. Свидетелем Владимировым А.В. удостоверен отказ Мельниковой Ф.Ф. от подписи в протоколе.
Извещением N 223\07 от 19 апреля 2007 года административная комиссия пригласила предпринимателя Мельникову Ф.Ф. на заседание 02 мая 2007 года в 14 часов. Судя по почтовому уведомлению, извещение получено предпринимателем 25 апреля 2007 года.
По результатам рассмотрения дела, на которое Мельникова Ф.Ф. не явилась, сообщив об этом в своем письме от 26 апреля 2007 года, административная комиссия вынесла постановление серии АА N 001749 от 02 мая 2007 года о назначении предпринимателю административного наказания в виде штрафа в сумме 10 минимальных размеров оплаты труда за осуществление торговли в неустановленном для этого месте, что является нарушением пункта 1.5 Правил работы мелкорозничной торговой сети на территории г. Абакана, утвержденных постановлением Мэра г. Абакана от 17 мая 2005года N 859.
В постановлении указано, что торговля в неустановленных для этой цели местах влечет ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 38 Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях". Копия постановления выслана Мельниковой Ф.Ф. 07 мая 2007 года.
Не согласившись с указанным постановлением, Мельникова Ф.Ф. обжаловала его в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Порядок организации мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана регулируется Правилами работы мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана, утвержденными постановлением Мэра города Абакана от 17 мая 2005 года N 859 (далее в тексте - Правила).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил, они распространяются на всех субъектов предпринимательской деятельности, функционирующих на потребительском рынке города Абакана, независимо от форм собственности и их подчиненности, и являются обязательными для всех юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу пункта 1.5 Правил торговля через передвижную мелкорозничную торговую сеть разрешена только в отведенных местах: на организованных территориях городских рынков, мини-рынков, ярмарках и других организованных мероприятиях с палаток, трейлеров, автолавок, автоцистерны, тележек, лотков, корзин и другого специального оборудования.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил места размещения передвижной мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана утверждает Комиссия по принятию решений о размещении объектов передвижной мелкорозничной торговли.
Пунктом 1.8 Правил определено, что лица, осуществляющие торговлю в неустановленных для этих целей местах, несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством. 20401650
Статьей 38 Закона Республики Хакасия от 15 марта 2004 года N 17 "Об административных правонарушениях" ( в редакции от 21.02.2006 г. N 5-ЗРХ) установлена ответственность за нарушение порядка организации уличной торговли, в частности, в силу части 2 названной статьи торговля в неустановленных для этих целей местах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Сведений о том, что у предпринимателя Мельниковой Ф.Ф. имеется соответствующее разрешение уполномоченного органа на осуществление мелкорозничной торговли по ул. Советской в районе дома N 18 в г. Абакане, арбитражному суду не представлено.
По ходатайству Мельниковой Ф.Ф. в судебном заседании был опрошен в качестве свидетеля Владимиров А.В., чьей подписью удостоверен отказ Мельниковой Ф.Ф. от подписания протокола в части разъяснения ей прав и обязанностей лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Он подтвердил, что в ходе проверки, проведенной специалистом КМЭ совместно с охранниками рынка, было установлено нарушение Мельниковой ( имени и отчества он не помнит) порядка организации уличной торговли, которое выразилось в осуществлении мелкорозничной торговли в неустановленном для этого месте - недалеко от фонтана на перекрестке улиц Советская и Чкалова. Мельниковой вслух были разъяснены права и обязанности, но она отказалась расписаться в протоколе. Потом она что-то собственноручно написала в протоколе, но Владимиров А.В. не читал ее объяснения.
На основании перечисленных выше доказательств арбитражный суд полагает, что факт совершения предпринимателем Мельниковой Ф.Ф. вменяемого ей правонарушения имел место.
При проверке наличия у специалиста отдела развития предпринимательства Комитета муниципальной экономики полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 38 Закона РХ "Об административных правонарушениях", арбитражный суд установил, что эти полномочия предоставлены указанному лицу подпунктом 9 пункта 1 Решения Абаканского городского Совета депутатов от 03 сентября 2004года N 72.
В соответствии со статьей 8 Закона РХ "Об административных правонарушениях" административные комиссии муниципальных образований в Республике Хакасия рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, помимо прочих, и статьей 38 названного Закона.
Нарушений процедуры привлечения Мельниковой Ф.Ф. к административной ответственности арбитражный суд не усматривает.
Так, в соответствии с положениями статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее в тексте - КоАП) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как усматривается из протокола от 13 апреля 2007 года, Мельникова Ф.Ф. собственноручно указала в протоколе, что она отказывается от подписи. Извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении было отправлено ей заблаговременно, факт его получения предпринимателем не отрицается и подтверждается представленным административной комиссией уведомлением N 10376.
В силу статьи 28.2 КоАП при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Это лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа этого лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. При этом в соответствии со статьей 25.7 КоАП понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт такого отказа. Копия протокола об административном правонарушении вручается лицу, привлекаемому к ответственности, под расписку.
Все перечисленные выше требования в отношении Мельниковой Ф.Ф. были выполнены.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 207, частью 4 статьи 208, статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Мельниковой Фаины Фадеевны, г.Абакан, - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд, г.Красноярск.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия |
Н.М.Журба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 июля 2007 г. N А74-1261/2007 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст решения официально опубликован не был