Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 11 сентября 2007 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Хакасия
В составе председательствующего Капустиной Т.М.,
при секретаре Чурдиковой Е.В.,
с участием прокурора Гончаровой М.И.,
представителя Верховного Совета Республики Хакасия Чустеевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании частей 3,4,10 статьи 6 в части; части 5 статьи 6; части 4 статьи 10 в части, частей 1 и 2 статьи 14 в части Закона Республики Хакасия от 22 февраля 2000 года N 73 "О мировых судьях в Республике Хакасия" ( в редакции от 06 июля 2007 года) противоречащими федеральному законодательству и законодательству Республики Хакасия, недействующими, установил:
22 февраля 2000 года принят Закон Республики Хакасия N 73 "О мировых судьях в Республике Хакасия", в который 14 октября 2004 года, 15 августа 2005 года, 16 ноября 2006 года, 06 июля 2007 года вносились изменения. Текст Закона Республики Хакасия опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии", 2000 года N 16-17; от 22 октября 2004 года N 50; от 31 августа 2005 года N 39; от 17 июля 2007 года N49 ; в газете "Хакасия" от 11 марта 2000 года N 47; от 24 августа 2005 года.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании частей 3,4,10 статьи 6 в части; части 5 статьи 6; части 4 статьи 10 в части, частей 1 и 2 статьи 14 в части Закона Республики Хакасия от 22 февраля 2000 года N 73 "О мировых судьях в Республике Хакасия" (в редакции от 06 июля 2007 года) (далее - Закон Республики Хакасия) противоречащими федеральному законодательству и законодательству Республики Хакасия, недействующими.
По его мнению, ряд положений Закона Республики Хакасия противоречит действующему законодательству: Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Закону Российской Федерации N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" , Федеральному закону N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" , Федеральному закону N184 - ФЗ"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закону Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года N48 "О Правительстве Республики Хакасия" (в редакции от 07 августа 2002 года), Закону Республики Хакасия от 15 февраля 2007 года N1-ЗРХ "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия".
Частью 3 статьи 6 Закона Республики Хакасия установлено, что на кандидата для назначения на должность мирового судьи в Верховный Совет Республики Хакасия представляются следующие документы:
- представление с указанием замещаемой должности и соответствующей аргументацией;
- письменное заявление кандидата о представлении его кандидатуры для назначения на должность мирового судьи;
- подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации, или его копия;
- справка - объективка;
- анкета, содержащая биографические сведения о кандидате (приложение к настоящему Закону);
- подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата, или его копия;
- подлинник трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, или их копии;
- подробная характеристика кандидата с последнего места работы;
- заключение квалификационной коллегии судей Республики Хакасия на кандидата.
Вторым предложением части 4 статьи 6 Закона Республики Хакасия установлено, что комитет Верховного Совета Республики Хакасия, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса, организует проверку достоверности представленных документов, при этом комитет вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных документов в соответствующие органы.
Частью 5 статьи 6 Закона Республики Хакасия установлено, что по истечении срока приема представленные документы рассматриваются комитетом на предмет их соответствия предъявляемым к кандидатам для назначения на должность мирового судьи требованиям и достоверности указанных в них сведений.
В части 10 статьи 6 Закона Республики Хакасия установлено, что кандидатура на должность мирового судьи, отклоненная Верховным Советом Республики Хакасия, может быть представлена на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия повторно не ранее чем через год после отклонения, но не более двух раз.
Представление в Верховный Совет Республики Хакасия перечисленных в ч.3 ст. 6 Закона Республики Хакасия документов (за исключением представления председателя Верховного Суда Республики Хакасия и решения квалификационной коллегии судей о даче рекомендации кандидату, в которых указываются анкетные данные, а также иные сведения, которые имеют значение для решения вопроса о назначении кандидата на судейскую должность); организация комитетом проверки достоверности представленных кандидатом документов (ч. 4 ст. 6 Закона Республики Хакасия); рассмотрение комитетом представленных документов на предмет соответствия предъявляемым к кандидатам на назначение на должность мирового судьи требованиям и достоверности указанных в них сведений (ч. 5 ст. 6 Закона Республики Хакасия); а так же ограничение количества раз представления кандидатов на должность мирового судьи законодательному органу государственной власти Республики Хакасия (ч. 10 ст. 6 Закона Республики Хакасия) противоречат федеральному законодательству и ограничивают права как граждан, претендующих на занятие должности мирового судьи, так и права квалификационной коллегии судей Республики Хакасия, председателя Верховного Суда Республики Хакасия.
Ссылаясь на положения норм ст. ст. 76, 119 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1,3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. п. 2, 4 ст. 4 Закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации", ст. 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. 2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", прокурор указывает на то, что, на мировых судей, входящих в единую судебную систему Российской Федерации и обладающих единым с другими судьями статусом, распространяются нормы Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
Статьей 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлен порядок отбора кандидатов на должность судьи. Согласно ч. 3 названной нормы любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.
Частью 6 ст. 5 названного Закона Российской Федерации установлено, что после сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.
Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:
- подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;
- анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
- подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его заверенная копия;
- подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;
- документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;
- сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена.
Частью 7 ст. 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.
Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи (ч. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации).
В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи (ч. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации).
Федеральное законодательство возлагает на председателя соответствующего суда обязанность внести в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи и представить решение квалификационной коллегии судей о даче рекомендации кандидату. Предоставления иных документов, как это предусмотрено ч. 3 ст. 6 Закона Республики Хакасия, действующее федеральное законодательство не требует, следовательно, по мнению прокурора, ч. 3 ст. 6 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству в части слов, что "на кандидата для назначения на должность мирового судьи в Верховный Совет Республики Хакасия представляются следующие документы:
- письменное заявление кандидата о представлении его кандидатуры для назначения на должность мирового судьи;
- подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации, или его копия;
- справка - объективка;
-анкета, содержащая биографические сведения о кандидате (приложение к настоящему Закону);
- подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата, или его копия;
- подлинник трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, или их копии;
- подробная характеристика кандидата с последнего места работы".
Федеральное законодательство также не ограничивает право гражданина на сдачу квалификационного экзамена на должность судьи и на обращение в квалификационную коллегию судей для назначения на должность в установленном порядке каким-либо количественным показателем, не ограничивает право квалификационной коллегии судей выдать гражданину рекомендацию на право занятия должности мирового судьи, более того -предусматривает право, а при повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей и обязанность председателя соответствующего суда внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи, а поскольку мировой судья входит в единую судебную систему Российской Федерации, обладает единым статусом судьи с другими судьями, такое представление председателем соответствующего суда вносится и в отношении лица, рекомендуемого на должность мирового судьи.
Таким образом, по мнению прокурора, ограничив в ч. 10 ст.6 Закона Республики Хакасия количество представлений кандидата на должность мирового судьи на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия до двух раз, законодатель республики нарушил федеральное законодательство в части ограничения прав граждан на занятие должности мирового судьи, в части ограничения прав квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации на дачу положительной рекомендации и право председателя суда (а порой и его обязанность) внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность мирового судьи в установленном федеральном законе порядке.
Оспариваемая ч. 10 ст. 6 Закона Республики Хакасия, по мнению прокурора, противоречит федеральному законодательству в части слов "но не более двух раз".
Только квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации наделена полномочиями проводить проверки достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатом на вакантную должность мирового судьи и рассматривать их на предмет соответствия предъявляемым к кандидатам требованиям (п. 4 ч. 2 ст.19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"); только квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации предоставлено право обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы; и только такое обращение порождает у названных органов обязанность сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.
Предоставив комитету Верховного Совета Республики Хакасия право организации проверки достоверности представленных документов, право рассматривать представленные документы на предмет их соответствия предъявляемым к кандидатам для назначения на должность мирового судьи требованиям и достоверности указанных в них сведений, законодатель республики, по мнению прокурора, подменяет квалификационную коллегию судей Республики Хакасия, ставит под сомнение ее компетентность, тем самым умаляет ее авторитет как органа судейского сообщества, сформированного в соответствии с федеральным законодательством не только из судей Республики Хакасия, но и представителей общественности, назначенных Верховным Советом Республики Хакасия на основании Закона Республики Хакасия от 9 июля 2002 года N 37 "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Республики Хакасия", а также представителя Президента Российской Федерации.
При этом комитету предоставлено право обратиться с требованием о проверке достоверности представленных документов в соответствующие органы, что, в свою очередь порождает обязанность этих органов (невзирая на уровень их подчиненности - федеральный, республиканский) отвечать на запросы комитета представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральным законом, ограничения полномочий квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации, председателя суда субъекта Российской Федерации, регулировать деятельность федеральных органов. Дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации могут быть установлены только федеральным законом.
Порядок назначения мировых судей Верховным Советом Республики Хакасия в рамках полномочий, предоставленных ему ст.ст. 1 и 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", является частью единого процесса наделения судей полномочиями и не может противоречить действующему федеральному законодательству о едином статусе судей.
Следовательно, по мнению прокурора, второе предложение ч. 4 ст. 6, ч. 5 ст. 6 Закона Республики Хакасия противоречат федеральному законодательству полностью.
Часть 4 статьи 10 Закона Республики Хакасия устанавливает, что положение, структура и штатная численность Управления по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия утверждаются Председателем Правительства Республики Хакасия.
Статьей 7 Закона Республики Хакасия от 15 февраля 2007 года N 1-ЗРХ "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" предусмотрен порядок образования и деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, который устанавливается Правительством Республики Хакасия в соответствии с Конституцией Республики Хакасия, Законом Республики Хакасия "О Правительстве Республики Хакасия" и настоящим законом.
Частью 2 статьи 16 Закона Республики Хакасия "О Правительстве Республики Хакасия" положения о министерствах, государственных комитетах и иных органах исполнительной власти Республики Хакасия утверждаются Правительством Республики Хакасия.
Постановлением Председателя Правительства Республики Хакасия от 21 февраля 2007 года N2-пп "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" Управление по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия включено в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия.
Таким образом, по мнению прокурора, ч. 4 ст. 10 Закона Республики Хакасия противоречит республиканскому законодательству в части слов "утверждается Председателем Правительства Республики Хакасия".
Часть 1 статьи 14 Закона Республики Хакасия устанавливает, что мировой судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг мирового судьи и моя совесть".
Между тем, текст присяги судьи уже определен на федеральном уровне. Так, согласно ч. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".
Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" не устанавливает текста присяги, отличного от установленного Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Из анализа действующего законодательства следует, что присяга судьей приносится один раз за все время исполнения полномочий в суде, то есть ее действие сохраняет силу при переходе судьи из одного суда в другой независимо от ветви судебной системы; исключение составляет присяга судьи Конституционного Суда (ст. 10 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в редакции от 15 декабря 2001 года ), поскольку ее текст отличается от установленного Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Изменение текста присяги мирового судьи в Республике Хакасия. по мнению прокурора, противоречит закону, поскольку имеющееся в тексте присяги уточнение -"долг мирового судьи", приведет к тому, что при переходе мирового судьи республики в любой иной суд (кроме случая занятия должности мирового судьи в Республике Хакасия), он будет вынужден вновь принимать присягу, установленную федеральным законом, тогда как присяга принимается судьей, впервые избранным на должность, то есть один раз.
Таким образом, по мнению прокурора, часть 1 ст. 14 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству в части установления текста присяги мирового судьи, отличного от установленного на федеральном уровне, а именно в части слов "мирового".
Частью 2 ст. 14 Закона Республики Хакасия установлено, что присяга приносится мировым судьей в торжественной обстановке на конференции либо на собрании судей Республики Хакасия перед Государственным флагом Российской Федерации и Государственным флагом Республики Хакасия.
Частью 2 ст. 8 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приносят присягу на собраниях судей этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.
Из анализа вышеприведенной нормы следует, что судьи перечисленных судов приносят присягу на заседании соответствующего органа судейского сообщества.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" общее собрание судей судов является одним из органов судейского сообщества в Российской Федерации. При этом ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" установлено, что органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" общее собрание судей созывается в каждом суде. Такого органа судейского сообщества, как собрание судей субъекта Российской Федерации Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" не предусмотрено.
Верховный Совет Республики Хакасия, по мнению прокурора, вышел за пределы своей компетенции, предусмотрев отличный от установленного на федеральном уровне орган судейского сообщества, кроме того, усложнил процедуру принесения присяги мировыми судьями республики, поскольку для этого требуется обязательный созыв всех судей республики либо на собрании, что противоречит закону, либо на конференцию.
Таким образом, по мнению прокурора, ч. 2 ст. 14 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству в части установления правила о принятии присяги мировым судьей на собрании судей Республики Хакасия, а именно, в части слов "на собрании судей Республики Хакасия".
В судебном заседании прокурор Гончарова М.И. на заявленных требованиях настаивала, приведя в обоснование те же доводы, что и заявлении и дополнительно относительно ч.4 ст.10 Закона Республики Хакасия пояснила, что федеральное законодательство, а именно ч. 4 ст. 17 Федерального Закона 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" предоставляет право высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации определять только структуру исполнительных органов власти в соответствии с конституцией субъекта Российской Федерации.
Пункт "ж" ст. 96 Конституции Республики Хакасия также наделил Председателя Правительства Республики Хакасия правом определить структуру исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, не наделил его правом утверждать положения названных органов.
Более того, ст. 93 Конституции Республики Хакасия устанавливает, что порядок формирования и деятельности Правительства Республики Хакасия устанавливается Конституцией Республики Хакасия и законами Республики Хакасия.
Таким образом, федеральное законодательство и Конституция Республики Хакасия наделили высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации Республики Хакасия - правом определять структуру органов исполнительной власти. Деятельность Правительства республики должна регламентироваться Конституцией Республики Хакасия и законами Республики Хакасия, которые, в свою очередь, установили, что положения об органах исполнительной власти республики (всех, без исключения) должны утверждаться Правительством Республики Хакасия.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Чустеева И.А., действующая на основании доверенности от 30 августа 2007года,заявленные требования не признала, пояснив следующее.
Часть 3 ст. 6 Закона Республики Хакасия, по ее мнению, не противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Республики Хакасия определен порядок назначения мировых судей в Республике Хакасия, что не противоречит федеральному законодательству.
При установлении порядка Верховный Совет Республики Хакасия действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Верховный Совет Республики Хакасия не согласен и с тем, что нормы ст. 6 Закона Республики Хакасия противоречат ст. 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Указанная статья регулирует порядок отбора кандидатов на должность судьи, а статья 6 Закона Республики Хакасия устанавливает порядок назначения кандидатов на должность мировых судей, то есть регулирует иные правоотношения.
Кроме того, Верховный Совет рассматривает кандидатуры на должность мировых судей только после положительного заключения квалификационной коллегии судей и не вторгается в компетенцию мировых судей.
Также п. 6 ст. 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлен перечень документов, обязательных для представления в квалификационную коллегию судей.
Представление вышеуказанных документов является одним из требований, предъявляемым к кандидатам в судьи, и в том числе в мировые судьи.
Указание в Законе Республики Хакасия на то, что для назначения на должность представляются выше указанные документы относится к порядку отбора кандидатов на должность мировых судей, что согласуется с положениями ст. ст. 3, 12, 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. ст. 2, 5, 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" о единстве судебной системы Российской Федерации и едином статусе всех судей в Российской Федерации.
Кроме того, порядок отбора кандидатов на должность мирового судьи является обязательным элементом порядка назначения (избрания) на должность мирового судьи. Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" установление порядка назначения мирового судьи отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации. По мнению представителя, субъект Российской Федерации вправе определить эту процедуру своим законом.
Вторым предложением ч. 4 и 5 ст.6 Закона Республики Хакасия урегулированы вопросы деятельности комитета Верховного Совета Республики Хакасия.
Согласно ст. 85 Конституции Республики Хакасия Верховный Совет Республики Хакасия образует комитеты и комиссии. Порядок образования и деятельности комитетов и комиссий определяется законами Республики Хакасия и Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия.
По мнению представителя, урегулированные правоотношения ч. 4, 5 ст. 6 Закона Республики Хакасия относятся к вопросам деятельности комитета Верховного Совета Республики Хакасия.
Частью 10 ст. 6 Закона Республики Хакасия установлено, что кандидатура на должность мирового судьи, отклоненная Верховным Советом Республики Хакасия, может быть представлена на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия повторно не ранее чем через год после отклонения, но не более двух раз.
Исходя из конституционно - правового статуса судей (статьи 119 - 122 Конституции Российской Федерации), предопределенного публично - правовым характером задач, стоящих перед судебной властью, предъявляются к кандидатам на должности судей особые квалификационные требования - как профессиональные, так и морально - этические, а потому в качестве элемента порядка назначения на должность судьи ст. 6 Закона Республики Хакасия предусмотрено ограничение внесения одно и той же кандидатуры на должность мирового судьи в Верховный Совет Республики Хакасия.
По мнению представителя, ч. 4 ст.10 Закона Республики Хакасия противоречит законодательству Республики Хакасия, в частности ст. 7 Закона Республики Хакасия "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, части 2 статьи 16 Закона Республики Хакасия "О Правительстве Республики Хакасия". Однако указанные законы Республики Хакасия имеют равную юридическую силу. По мнению представителя, Закон Республики Хакасия не может противоречить законодательным актам, имеющим одинаковую юридическую силу.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд проверяет соответствие положений нормативного правового акта только федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Не согласна она и с тем, что текст присяги в части слов "мирового" противоречит федеральному законодательству. Прокурором Республики Хакасия не указаны нормы федерального законодательства, которым противоречит ч. 1 ст. 14 Закона Республики Хакасия, в части слов "мирового".
Поскольку Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" не предусмотрен такой орган как "собрание судей субъекта", то Верховный Совет Республики Хакасия не оспаривает заявленные прокурором требования в этой части.
Заслушав прокурора Гончарову М.И., представителя Верховного Совета Республики Хакасия Чустееву И.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "л" ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5).
В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФЗ "О судебной системе Российской Федерации" ( в редакции от 05 апреля 2005 года ) и ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" ( в редакции от 02 марта 2007 года ) мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Статья 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает единство судебной системы Российской Федерации путем законодательного закрепления единства статуса судей. Указанный конституционный принцип реализован в статье 12 названного Федерального конституционного закона и статье 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 24 июня 2007 года), согласно которым все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.
С учетом анализа указанных положений законодательства судом отмечено, что мировые судьи обладают единым с другими судьями статусом судей и на них распространяются нормы Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Статьи 5 и 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливают гарантии единого статуса судей, а именно - единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с установленным ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" порядком назначения (избрания) на должность мировых судей мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями п.1 ст.1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" порядок назначения ( избрания) и деятельности мировых судей устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными законодательными законами, настоящим Федеральным законом, а также законами субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в ст. 1 Закона Республики Хакасия.
Часть 3 статьи 6 Закона Республики Хакасия предусматривает, что на кандидата для назначения на должность мирового судьи в Верховный Совет Республики Хакасия представляются следующие документы:
- представление с указанием замещаемой должности и соответствующей аргументацией;
- письменное заявление кандидата о представлении его кандидатуры для назначения на должность мирового судьи;
- подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации, или его копия;
- справка-объективка;
- анкета, содержащая биографические сведения о кандидате (приложение к настоящему Закону);
- подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата, или его копия;
- подлинник трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, или их копии;
- подробная характеристика кандидата с последнего места работы;
- заключение квалификационной коллегии судей Республики Хакасия на кандидата.
Вторым предложением части 4 статьи 6 Закона Республики Хакасия установлено, что комитет организует проверку достоверности представленных документов, при этом комитет вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных документов в соответствующие органы.
Частью 5 статьи 6 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что по истечении срока приема представленные документы рассматриваются комитетом на предмет их соответствия предъявляемым к кандидатам для назначения на должность мирового судьи требованиям и достоверности указанных в них сведений.
В части 10 статьи 6 Закона Республики Хакасия установлено, что кандидатура на должность мирового судьи, отклоненная Верховным Советом Республики Хакасия, может быть представлена на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия повторно не ранее чем через год после отклонения, но не более двух раз.
Суд считает, что порядок назначения мировых судей в рамках полномочий, предоставленных Верховному Совету Республики Хакасия статьей 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" является частью единого процесса наделения судей полномочиями и не может противоречить действующему федеральному законодательству о едином статусе судей.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации могут быть установлены только федеральным законом.
В силу вышеприведенных норм материального права, а также, исходя из единства статуса судей в Российской Федерации, учитывая, что представление в Верховный Совет Республики Хакасия, перечисленных в ч.3 ст. 6 Закона Республики Хакасия документов ( за исключением представления председателя Верховного Суда Республики Хакасия и решения квалификационной коллегии судей о даче рекомендации кандидату, в которых указываются анкетные данные, а также иные сведения, которые имеют значение для решения вопроса о назначении кандидата на судейскую должность); организация комитетом проверки достоверности представленных кандидатов документов (ч. 4 ст. 6 Закона Республики Хакасия), рассмотрение комитетом представленных документов на предмет соответствия предъявленным к кандидатом на назначение на должность мирового судьи требованиям и достоверности указанных в них сведений (ч. 5 ст. 6 Закона Республики Хакасия); а также количественное ограничение представления кандидатов на должность мирового судьи законодательному органу государственной власти Республики Хакасия (ч. 10 ст. 6 Закона Республики Хакасия) противоречит федеральному законодательству и ограничивает права граждан, претендующих на занятие должности мирового судьи, так и права квалификационной коллегии судей Республики Хакасия, председателя Верховного Суда Республики Хакасия, суд приходит к выводу о том, что положения ч. 3,4,10 ст. 6 в оспариваемой части; ч.5 ст. 6; Закона Республики Хакасия противоречат федеральному законодательству.
Частью 1 статьи 14 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что мировой судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг мирового судьи и моя совесть".
Между тем, текст присяги судьи определен в ч.1 ст.8 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", которая предусматривает, что судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".
Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" не устанавливает текста присяги, отличного от установленного законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Оценивая приведенную норму Закона Республики Хакасия, суд считает, что предусмотренный текст присяги отличной от установленного федеральным законодательством, противоречит федеральному законодательству, тогда как присяга приносится один раз за все время исполнения полномочий в суде независимо от ветви судебной системы, кроме присяги судьи Конституционного суда (статья 10 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Частью 2 статьи 14 в части Закона Республики Хакасия установлено, что присяга приносится мировым судьей в торжественной обстановке на конференции либо на собрании судей Республики Хакасия перед Государственным флагом Российской Федерации и Государственным флагом Республики Хакасия.
Частью 2 ст. 8 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приносят присягу на собраниях судей этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.
Как предусмотрено ч.1 и 2 ст.3 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" ( в редакции от 05 апреля 2005 года, с изменениями от 02 февраля 2006 года), органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.
Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:
- Всероссийский съезд судей;
- конференции судей субъектов Российской Федерации;
- Совет судей Российской Федерации;
- советы судей субъектов Российской Федерации;
- общие собрания судей судов;
- Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
- квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, выражения законных интересов судей, а также для проведения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, выборов делегатов на съезд (конференцию) судей в каждом суде не реже чем один раз в год могут созываться общие собрания судей.
Суд считает, что Верховный Совет Республики Хакасия вышел за пределы своей компетенции, предусмотрев отличный от установленного на федеральном уровне орган судейского сообщества.
Таким образом, ч. 2 ст.14 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству в части установления правила о принятии присяги мировым судьей на собрании судей Республики Хакасия, а именно, в части слов " на собрании судей Республики Хакасия".
В то же время суд не находит оснований для признания противоречащими федеральному законодательству, недействующими ч. 4 ст.10 в части.
Часть 4 ст. 10 Закона Республики Хакасия от 22 февраля 2000 года N 73 "О мировых судьях в Республике Хакасия" ( в редакции от 06 июля 2007 года) устанавливает, что положение, структура и штанная численность Управления по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия утверждаются Председателем Правительства Республики Хакасия.
Статьей 7 Закона Республики Хакасия от 15 февраля 2007 года N 1 - ЗРХ "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" предусмотрен порядок образования и деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, который устанавливается Правительством Республики Хакасия в соответствии с Конституцией Республики Хакасия, Законом Республики Хакасия "О Правительстве Республики Хакасия" и настоящим законом.
Частью 2 ст. 16 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года N 48 "О Правительстве Республики Хакасия" (в редакции от 07 августа 2002 года) положения о министерствах, государственных комитетах и иных органах исполнительной власти Республики Хакасия утверждаются Правительством Республики Хакасия.
Из приведенных норм следует, что указанные выше положения закреплены в нормативных актах Республики Хакасия равной юридической силы.
Прокурором не представлено доказательств того, что указанная норма противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу,
Поскольку только в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд может признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части, то имеются основания отказать прокурору Республики Хакасия в удовлетворении заявления о признании ч. 4 ст.10 в оспариваемой части противоречащей федеральному законодательству недействующей.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно п.3 ст.253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что Закон Республики Хакасия опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии", суд считает необходимым обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере указанного издания.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную силу следующее положения Закона Республики Хакасия от 22 февраля 2000 года N 73 "О мировых судьях в Республике Хакасия" ( с изменениями от 06 июля 2007 года):
часть 4 статьи 6 в части, предусматривающей, что комитет организует проверку достоверности представленных документов. При этом комитет вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных документов в соответствующие органы;
часть 10 статьи 6 в части слов " но не более двух раз";
часть 1 статьи 14 в части слова "мирового";
части 2 статьи 14 в части слов " на собрании судей Республики Хакасия".
Отказать прокурору Республики Хакасия в удовлетворении заявления о признании части 4 статьи 10 в части слов "устанавливается Правительством" Закона Республики Хакасия от 22 февраля 2000 года N 73 "О мировых судьях в Республике Хакасия" (в редакции от 06 июля 2007 года) противоречащими федеральному законодательству, недействующими.
Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий |
Т.М. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 11 сентября 2007 г.
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Хакасия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника