Решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 5 июня 2007 г. N А74-927/2007
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 05 июня 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Матуган" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Республики Хакасия от 28 сентября 2006 г. N 237 "О предоставлении Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов территории, необходимой для осуществления пользования охотничьими животными, в Усть-Абаканском районе".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, арбитражным судом привлечены - Усть-Абаканская общественная организация охотников и рыболовов (на стороне ответчика) и Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия (на стороне заявителя).
22 февраля 2007 года в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил первый заместитель прокурора Республики Хакасия.
05 апреля 2007 года прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с заявлением к Правительству Республики Хакасия о признании недействительным постановления Правительства Республики Хакасия от 28.09.2006 N 237 "О предоставлении Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов территории, необходимой для осуществления пользования охотничьими животными, в Усть-Абаканском районе".
Определением арбитражного суда от 10 апреля 2007 года производство по двум делам объединено под номером А74-927/2007, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия, общество с ограниченной ответственностью "Матуган", Усть-Абаканская общественная организация охотников и рыболовов.
Представитель Прокурора Республики Хакасия в судебном заседании поддержал заявленные требования, полагает, что оспариваемое постановление Правительства Республики Хакасия принято с нарушением требований статей 36, 37 Федерального закона "О животном мире", пунктов 2.6. и 2.10 Порядка принятия решения о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Республике Хакасия утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.10.2005 г. N 343, без предусмотренного законом заключения государственного органа, специально уполномоченного осуществлять права собственника от имени Российской Федерации в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и без проведения конкурса, а также без соответствующего согласования со всеми собственниками земель и землевладельцами, в связи с чем, нарушены права и законные интересы организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а на Российскую Федерацию в лице Управления Россельхознадзора по Республике Хакасия незаконно возложены обязанности по выдаче Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными.
В связи с пропуском срока обращения в арбитражный суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса, прокурором Республики Хакасия заявлено ходатайство о восстановлении указанного срока.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Матуган" поддержал заявленные требования, полагает, что постановление Правительства Республики Хакасия от 28.09.2006 N 237 незаконно, так как основано на решении комиссии от 31.05.2006 N 1, принятом с нарушением Порядка принятия решения о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира в Республике Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.10.2005 N 343, в отсутствие положительного заключения Управления Россельхознадзора и без проведения конкурса.
Правительство Республики Хакасия в отзывах на заявления, поддержанных представителем в судебном заседании, требования прокурора Республики Хакасия и ООО "Матуган" не признал, считает, что оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, не затрагивает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а прокурором без уважительной причины пропущен срок для обращения в арбитражный суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем их требования удовлетворению не подлежат.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия (далее - Управление Россельхознадзора) в отзыве на заявление, поддержанном в судебном заседании представителем, считает требования общества с ограниченной ответственностью "Матуган" и прокурора Республики Хакасия обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Усть-Абаканская общественная организация охотников и рыболовов (далее - Усть-Абаканская организация) считает требования общества с ограниченной ответственностью "Матуган" и прокурора Республики Хакасия необоснованными, полагает, что у Правительства имелись основания для предоставления ей территории в целях пользования объектами животного мира, поскольку организация предоставила соответствующую заявку от 06.03.2006 г. и устранила недостатки, указанные в заключении Управления Россельхознадзора N 62.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 24.04.95 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (в действующей редакции) животный мир предоставляют в пользование: в отношении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности, - соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решения Правительства Российской Федерации; в отношении объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности, - соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории, акватории; а также собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.
Статьей 37 названного закона установлен порядок выдачи долгосрочных лицензий, согласно которому для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством. При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурсов с соблюдением антимонопольных требований. Конкурсы организуют и проводят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Предоставление в пользование животного мира и территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 октября 2005 г. N 343 утвержден порядок принятия решения о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Республике Хакасия. Согласно пункту 2.1. указанного Порядка предоставление в пользование животного мира и территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования, осуществляется с соблюдением процедуры гласности и учета интересов местного населения, которая предусматривает:
- обязательную публикацию органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять функции в сфере природных ресурсов, природопользования и охраны окружающей среды, в республиканской газете "Хакасия" о наличии свободной (незакрепленной) территории, акватории охотничьих угодий общего пользования;
- согласование условий предоставления запрашиваемых территорий, акваторий с органами местного самоуправления в Республике Хакасия, с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченными государственным органом управления и использования водного фонда.
Согласно пункту 2.3. Порядка юридическое лицо, заинтересованное в получении долгосрочной лицензии на пользование животным миром, подает в Правительство Республики Хакасия заявку установленной формы, к которой прилагает:
а) копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены в установленном порядке);
б) справка налогового органа о постановке на учет;
в) сведения о профессиональной или квалификационной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности;
г) данные о нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения пользования охотничьими животными, информация о предыдущей деятельности и опыте работы в данной сфере природопользования;
д) проект организации охотничьего хозяйства и экологическое обоснование деятельности, имеющие положительное заключение экологической экспертизы;
е) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении долгосрочной лицензии.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка (в первоначальной редакции, т.к. с 21.06.2006 г. признан недействующим решением Верховного Суда Республики Хакасия) заявка подается в течение трех месяцев со дня опубликования органом исполнительной власти информации о наличии свободной (незакрепленной) территории, акватории охотничьих угодий общего пользования.
В соответствии с пунктами 2.6., 2.7., 2.8., 2.9. Порядка (в первоначальной редакции) Правительство Республики Хакасия направляет заявку и прилагаемые к ней материалы в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия, которое в тридцатидневный срок рассматривает и представляет в Правительство Республики Хакасия экспертное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии; на основании представленных материалов и экспертного заключения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия о возможности предоставления животного мира в пользование, Правительство Республики Хакасия согласовав в письменной форме с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с федеральным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории, за плату или бесплатно в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия, принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории или направляет заявителю мотивированный отказ. Процедура согласования осуществляется органом исполнительной власти в тридцатидневный срок после получения экспертного заключения о возможности выдачи долгосрочной лицензии.
Пунктом 2.10 Порядка (в первоначальной редакции) установлено, что при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию, необходимую для осуществления пользования, животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных и иных требований, предусмотренных действующим законодательством.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 октября 2005 г. N 343 также утверждено Положение о порядке проведения конкурса по предоставлению в пользование объектов животного мира и территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования, в Республике Хакасия, согласно пунктам 1.2.-1.4. которого (в первоначальной редакции) решение о проведении конкурса принимается Правительством Республики Хакасия, организация и проведение конкурса осуществляется органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять функции в сфере природных ресурсов, природопользования и охраны окружающей среды при участии Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия (Управление Россельхознадзора), извещение о проведении конкурса должно быть опубликовано организатором конкурса в республиканской газете "Хакасия" не менее чем за тридцать дней до дня его проведения.
Согласно пункту 4.1. Положения (в первоначальной редакции) для проведения конкурса создается Комиссия при Правительстве Республике Хакасия по предоставлению в пользование объектов животного мира и территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования.
07 декабря 2005 г. в газете "Хакасия" N 231 Государственным комитетом по охране окружающей среды и природопользованию по Республике Хакасия опубликована информация о наличии свободных (не закрепленных) охотничьих угодий площадью 583163 га на территории муниципального образования Усть-Абаканский район в обозначенных границах.
28 сентября 2006 г. Правительство Республики Хакасия приняло постановление N 237, в соответствии с которым Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов территории была предоставлена в пользование территория площадью 583163 га для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, сроком на 25 лет.
Согласно преамбуле указанное постановление принято на основании заключения Управления Россельхознадзора по Республике Хакасия от 09.06.2005 г. N 62 и решения Комиссии при Правительстве Республики Хакасия по предоставлению в пользование объектов животного мира и территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования, в Республике Хакасия (протокол Комиссии от 31.05.2006 г. N 1).
Из названного протокола следует, что Комиссией обсуждена процедура рассмотрения заявочных материалов на получение в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и предоставление территории (муниципальное образование Усть-Абаканский район), заслушан доклад секретаря комиссии Окаемова B.C. и путем голосования принято решение о предоставлении территории площадью 583,1 га в пользование Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов.
Из доклада Окаемова B.C. следует, что на пользование животным миром в границах территории подано семь заявок (ООО "Капкан", ООО "Кискачи", OОO "Алатау", ООО "Матуган", Усть-Абаканской организацией охотников и рыболовов, Хакасской республиканской общественной организацией охотников и рыболовов), но только у одной из них - Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов соблюдаются условия, предусмотренные постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.10.2005 г. N343.
Согласно пояснениям представителя Правительства Республики Хакасия в судебном заседании конкурс среди претендентов, подавших заявки не проводился, поскольку равные по приоритетам претенденты на данную территорию отсутствовали, и только Усть-Абаканская общественная организация охотников и рыболовов была вправе претендовать на предоставление территории, поскольку 06.03.2006 г. предоставила заявку на всю свободную (не закрепленную) территорию. Остальные организации заявили о предоставлении лишь части территории, указанной в газетной публикации.
Правительство Республики Хакасия и Усть-Абаканская общественная организация охотников и рыболовов со ссылкой на научные рекомендации специалиста Иркутской сельскохозяйственной академии Камбалина B.C. считают, что раздел территории, являющейся единым природным комплексом, в границах которого происходят сезонные миграции охотничьих животных, (косули, марала, бурого медведя), на мелкие участки и передача их различным юридическим лицам невозможен, поскольку может привести к усилению охотничьего воздействия на отдельные группы охотничьих животных и подрыву их численности.
Согласно позиции Правительства Республики Хакасия для принятия решения о предоставлении территории с целью пользования объектами животного мира было достаточно положительного мнения органа исполнительной власти республиканского уровня - Государственного комитета по охране окружающей среды по Республике Хакасия (Госкомэкологии Республики Хакасия), поскольку из статьи 37 Федерального закона "О животном мире" не усматривается, что соответствующее заключение выдается специально уполномоченным федеральным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Кроме того, Правительство Республики Хакасия полагает, что у Управления Россельхознадзора по Республике Хакасия отсутствовали как законные, так и фактические основания для аннулирования заключения N 62 от 09.06.2005 г., так как процедура аннулирования ранее выданного заключения законом не предусмотрена, письмом от 06.04.2006 г. Управление Россельхознадзора по Республике Хакасия подтвердило устранение Усть-Абаканской организацией охотников и рыболовов указанных в заключении недостатков.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует положениям статей 36 и 37 Федерального закона "О животном мире" и Порядку принятия решения о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Республике Хакасия (пункты 2.6., 2.7. и 2.10).
Согласно положениям подпункта "д" пункта 1 статьи 72 Федерального закона "О животном мире" вопросы природопользования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте настоящего решения допущена опечатка. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" не содержит подпункта "д" пункта 1 статьи 72"
Как уже указывалось выше арбитражным судом, статья 37 Федерального закона "О животном мире" предусматривает возможность принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении животного мира в пользование только на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2004 г. N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" указанная Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, селекционных достижений, за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов.
В соответствии с пунктом 5.2.3. Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 (с последующими изменения и дополнениями), указанная Федеральная служба уполномочена на выдачу лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Пунктом 7 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 г. N 569, установлено, что решение о предоставлении соискателю лицензии заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования охотничьими животными принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего лицензирующего органа.
По смыслу пункта 6 названного Положения лицензирующий орган выдает экспертное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии по результатам рассмотрения поступившей заявки на получение охотничьих животных в пользование.
Анализ вышеперечисленных норм в совокупности позволяет арбитражному суду сделать вывод о том, что на момент принятия оспариваемого постановления решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении территории в пользование должно было быть основано на заключении Управления Россельхознадзора по субъекту Российской Федерации.
Пунктом 2.7. Порядка принятия решения о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Республике Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.10.2005 г. N 343 (в первоначальной редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) прямо предусмотрено, что выдача заключения производится Управлением Россельхознадзора по Республике Хакасия.
При таких обстоятельствах довод Правительства Республики Хакасия о том, что для принятия положительного решения в отношении Усть-Абаканской организации охотников и рыболовов достаточно было одобрения Госкомэкологии Республики Хакасия, является несостоятельным.
Арбитражным судом установлено, что на момент принятия Правительством Республики Хакасия оспариваемого решения положительное заключение Управления Росельхознадзора по Республике Хакасии на предоставление объектов животного мира в пользование Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов отсутствовало.
Заключение N 62, выданное Управлением Россельхознадзора по Республике Хакасия Усть-Абаканской организации охотников и рыболовов 09 июня 2005 г., содержало вывод о возможности выдачи долгосрочной лицензии для осуществления пользования охотничьими животными лишь при условии исправления выявленных недостатков и замечаний.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что приказом руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Хакасия от 14 сентября 2006 г. N 98 указанное заключение аннулировано.
Основанием для аннулирования явилось выявление в результате проверки 16.08.2006 г. Госкомэкологии Республики Хакасия изменений в представленных Усть-Абаканской общественной организацией заявочных материалах, в том числе: сведений о состоянии материально-технической базы, специалистах, обеспечивающих заявленный вид деятельности, состоянии поголовья охотничьих животных и среды их обитания, связанных с продолжительным сроком (более одного года) подготовки Правительством Республики Хакасия решения о предоставлении территории в пользование.
Информация об аннулировании заключения была доведена Управлением Россельхознадзора по Республике Хакасия до сведения Правительства Республики Хакасия письмами от 14.09.2006 г. и от 18.09.2006 г. Факт получения писем подтвержден соответствующими входящими отметками и не отрицается Правительством Республики Хакасия.
Помимо этого, имеющиеся в материалах дела документы (письмо Управления от 16.08.2006 г. N 1017/1) свидетельствуют о том, что проект оспариваемого постановления направлялся для согласования руководителю Управления Россельхознадзора по Республике Хакасия Маушкову С.В., однако, не был согласован последним.
Ссылка Правительства Республики Хакасия на письмо Управления Россельхознадзора по Республике Хакасия от 06.04.2006 г. N 7/380 в адрес Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов как на доказательство наличия положительного заключения Управления о возможности выдачи долгосрочной лицензии, признана арбитражным судом неубедительной, поскольку данное письмо предшествовало приказу об аннулировании заключения и его буквальное содержание не позволяет сделать однозначный вывод об устранении Усть-Абаканской организацией охотников и рыболовов всех указанных в заключении недостатков, а не только тех, которые касаются проекта организации охотничьего хозяйства.
Кроме того, как следует из акта проверки Госкомэкологии Хакасии от 16.08.2006 г. (п.9), сведения, указанные в заявочных материалах Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов от 17.02.2005 г. о материально-технической базе и кадровом составе специалистов, устарели, сроки договоров аренды транспортных средств истекли, отсутствует заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия.
То обстоятельство, что вышеперечисленные документы представлены Усть-Абаканской общественной организацией охотников и рыболовов в материалы дела, по мнению арбитражного суда, не имеет правового значения.
Правительством Республики Хакасия не представлено доказательств направления в Управление Россельхознадзора по Республике Хакасия заявочных материалов Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов от 06.03.2006 г.
С учетом вышеизложенного арбитражным судом признан несостоятельным довод Правительства Республики Хакасия о незаконности приказа Управления Россельхознадзора об аннулировании заключения. Отсутствие законодательно установленной процедуры аннулирования заключений о возможности выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, не свидетельствует об отсутствии у Управления Россельхознадзора права отзыва такого рода заключений.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Правительством Республики Хакасия с нарушением положений статьи 37 Федерального закона "О животном мире", пунктов 2.6. и 2.7. Порядка принятия решения о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира в Республике Хакасия.
Как установлено арбитражным судом, охотничьи угодья на спорной территории площадью 583163 га были закреплены за Усть-Абаканским районным обществом охотников и рыболовов первоначально на основании постановления Президиума Совета Министров Республики Хакасия от 03.10.1995 г. N 215-п, затем на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 16.04.2004 г. N 103. У данного общества имелась лицензия на пользование объектами животного мира, выданная Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Хакасия от 26.04.2002 г. на срок до 03.10.2004 г.
17.02.2005 и 06.03.2006 г. (повторно) Усть-Абаканской общественной организацией охотников и рыболовов была подана заявка на получение в пользование объектов животного мира на территории 583163 га в обозначенных границах, ранее находившейся в пользовании у Усть-Абаканского общества охотников и рыболовов.
Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о наличии у организации приоритетного права на получение территории и объектов животного мира в пользование.
Согласно имеющимся в материалах дела документам (протоколу учредительного собрания представителей первичных коллективов охотников от 19 августа 2004 г., уставу, свидетельству о государственной регистрации общественного объединения N 717, выписке из единого государственного реестра юридических лиц) Усть-Абаканская общественная организация охотников и рыболовов создана 19 августа 2004 г., зарегистрирована Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия 22.10.2004 г. и не является правопреемником Усть-Абаканского районного общества охотников и рыболовов.
Как следует из материалов дела, в 2005 г. в пределах границ территории площадью 583163 га в Правительство Республики Хакасия помимо Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов были поданы заявки еще от шести юридических лиц (ООО "Капкан", ООО "Кискачи", ООО"Соболь", ООО "Алатау", ООО "Матуган" и Хакасской республиканской общественной организацией охотников и рыболовов). Указанные юридические лица получили положительные заключения Управления Россельхознадзора по Республике Хакасия, в которых отмечено, что предоставление территории для пользования объектами животного мира возможно на основании решения конкурсной комиссии.
Арбитражным судом установлено, что территории, заявленные ООО Капкан" (28.8 тыс. га), ООО "Кискачи" (49,6 тыс. га), ООО "Матуган" (41, 6 тыс га), "ООО Алатау" (85,6 тыс.га), ООО "Соболь" (27,38 тыс. га) и Хакасской республиканской общественной организацией охотников и рыболовов ( 401,6 тыс. га) являются определенными частями территории, заявленной Усть-Абаканской общественной организацией охотников и рыболовов.
По смыслу статьи 37 Федерального закона "О животном мире" и пункта 2.10. Порядка принятия решения о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Республике Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.10.2005 г. N 343 (в первоначальной редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) под равенством приоритетов следует понимать, в том числе и их отсутствие у всех претендентов на получение объектов животного мира в пользование.
Следовательно, правило о предоставлении территории в пользование на основании конкурса применяется и в ситуации, когда ни один из претендентов не имеет приоритетного права на пользование объектами животного мира, предусмотренного статьей 36 Федерального закона "О животном мире".
Из содержания информационного сообщения в газете "Хакасия" N 231 от 07.12.2005 г. прямо не следует, что территория площадью 583 163 га передается в пользование только в целом без дробления на отдельные участки, а, следовательно, предъявление юридическими лицами заявок на меньшие площади не может быть расценено как отказ от получения в пользование всей территории, при условии, что такое условие было бы обозначено как конкурсное.
В этой связи арбитражным судом признан убедительным довод прокурора Республики Хакасия о том, что в рассматриваемой ситуации Правительство Республики Хакасия в соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона "О животном мире" и пунктом 2.10. Порядка принятия решения о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Республике Хакасия было обязано принять решение о проведении конкурса на предоставление объектов животного мира в пользование.
При этом арбитражный суд полагает, что при наличии объективного научного обоснования невозможности дробления указанной территории на отдельные участки Правительство Республики Хакасия вправе решить вопрос о предоставлении спорной территории целиком как единого природного комплекса.
Вместе с тем ссылка Правительства на не представление иными юридическими лицами, кроме Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов, заявок в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Республике Хакасия, то есть после опубликования информации о свободной территории в газете "Хакасия", арбитражный суд считает несостоятельной.
На момент обращения ООО Капкан" (15.03.2005 г.), ООО "Кискачи" (06.05.2005 г.), ООО "Матуган" (05.04.2005 г.), "ООО Алатау" (19..05.2005 г.), ООО "Соболь" (15.04.2005 г.) и Хакасской республиканской общественной организацией охотников и рыболовов (21.04.2005 г.) с заявками на предоставление в пользование объектов животного мира действовал Порядок принятия заявок, рассмотрения документов о предоставлении в пользовании территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.02.2003 г. N 24 (в редакции постановления от 10.08.2004 г. N 211), согласно которому опубликование информации о свободных охотничьих угодьях не являлось обязательным. По всем заявочным материалам Управлением Россельхознадзора была проведена экспертиза и в мае - июне 2005 г. оформлены соответствующие заключения с указанием на необходимость проведении конкурса на предоставлении территории в целях пользования объектами животного мира.
По-видимому, в тексте настоящего решения допущена опечатка. Номер Постановления Правительства Республики Хакасия от 10.08.2004 г. следует читать "N 221"
Между тем такой конкурс Правительством Республики Хакасия объявлен не был. Более того, после принятия постановления N 343 от 13.10.2005 г., утвердившего новый Порядок принятия решения по предоставлению в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, Правительством вновь инициирована процедура предоставления спорной территории (опубликована информация о свободной (нераспределенной) территории и принята повторная заявка от Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов.
При этом доказательств уведомления иных претендентов на данную территорию о необходимости представления повторных заявок Правительство Республики Хакасия не представило. Представитель ООО "Матуган" заявил, что такого уведомления общество не получало.
Кроме того, решением Верховного Суда Республики Хакасия от 21 июня 2006 г. признан недействующим пункт 2.5. Порядка принятия решения о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Республике Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия N 343 от 13.10.2005 г., в соответствии с которым было установлено, что заявка на получение долгосрочной лицензии на пользование животным миром подается в течение трех месяцев со дня опубликования органом исполнительной власти информации о наличии свободной (незакрепленной) территории, акватории охотничьих угодий общего пользования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не может быть признано незаконным по заявлению ООО "Матуган", поскольку его законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ограничиваются частью спорной территории (41,6 тыс. га), а возможность ее деления на участки не является бесспорной.
С учетом данного обстоятельства арбитражный суд не находит возможным удовлетворить заявление ООО "Матуган".
В силу статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 3 названной статьи прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о признании ненормативных актов государственных органов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона "О животном мире" и пунктом 9 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 26 июня 2000 года N 569, специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении территории, необходимой в целях пользования объектами животного мира выдает долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
Согласно положениям статьи 35 Федерального закона "О животном мире" пользование животным миром на основании лицензий является платным.
Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий (п.3) установлено, что органом, уполномоченным выдавать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, приостанавливать или аннулировать их действие, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и его территориальные органы - управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных.
В настоящее время органом, уполномоченным выдавать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира (соответственно и аннулировать), в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и ее территориальные органы.
Таким образом, в силу прямого установления закона оспариваемое постановление возлагает на Управление Россельхознадзора обязанность по выдаче долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира. Деятельность по выдаче долгосрочных лицензий по своей правовой природе является экономической. В этой связи арбитражный суд полагает состоятельным довод Прокурора Республики Хакасия о нарушении оспариваемым постановлением права уполномоченного органа - Управления Россельхознадзора по Республике Хакасия (как органа уполномоченного от имени Российской Федерации) на осуществление экономической деятельности по управлению федеральной собственностью - объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Кроме того, арбитражным судом признан правомерным довод прокурора Республики Хакасия о том, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности всех потенциальных претендентов на предоставление животного мира в пользование на спорной территории, включая юридических лиц, подавших заявки, поскольку оно принято с нарушением антимонопольных принципов, без проведении конкурса, и лишает указанных лиц потенциальной возможности осуществлять предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по организации охоты на предоставленной территории.
Рассмотрев ходатайство прокурора Республики Хакасия о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, арбитражный суд находит его обоснованным.
При этом арбитражным судом признаны убедительными доводы прокурора относительно уважительности причин не предъявления им заявления в арбитражный суд в течение трех месяцев после того, как ему стало известно о принятии Правительством оспариваемого постановления.
Как следует из ходатайства, с самостоятельным заявлением прокурор Республики Хакасия не обратился в арбитражный суд связи с тем обстоятельством, что с аналогичное заявление об оспаривании того же постановления было подано в арбитражный суд Управлением Россельхознадзора по Республике Хакасия - государственным органом, специально уполномоченным в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира - (дело N А74-4418/2006). Прокурор Республики Хакасия принимал участие в указанном деле в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ, поддерживая позицию заявителя. Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27.02.2007 г. по делу N А74-4418/2006 в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием у Управления Россельхознадзора по Республике Хакасия процессуальных полномочий на обращение в арбитражный суд.
В силу части 2 статьи 1 положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.92 г. N 2202-1 (в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ) прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно части 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ, каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в информационном письме от 20.12.1999 N С1-7/СМП-1341 указал на необходимость учета правовых позиций Европейского Суда по правам человека при осуществлении правосудия арбитражными судами.
В пункте 3 данного информационного письма приведена правовая позиция Европейского Суда по правам человека, согласно которой рассмотрению спора не должны препятствовать чрезмерные правовые или практические преграды, усложненные или формализованные процедуры принятия и рассмотрения исковых заявлений, а также указано, что отказ в правосудии запрещен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации, частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, арбитражный суд полагает восстановить прокурору Республики Хакасия срок подачи заявления.
Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое прокурором Республики Хакасия постановление не соответствует положениям Федерального закона "О животном мире" (статьи 36 и 37) и Порядка принятия решения о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Республике Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.10.2005 г. N 343 (пункты 2.6, 2.7. и 2.10), нарушает права юридических лиц в области предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.
Доводы прокурора Республики Хакасия и Управления Россельхознадзора по Республике Хакасия о несоответствии оспариваемого постановления положениям статьи 37 и пункта 2.7. Порядка принятия решения о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Республике Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.10.2005 г. N 343 в связи с отсутствием согласования предоставления территории с собственниками земель, занятых железной дорогой, аэропортом, военной частью, а также с муниципальными образованиями г.Абакан, г.Черногорск и п.Усть-Абакан, арбитражный суд считает несостоятельными.
По смыслу названных норм речь в них идет о согласовании условий предоставления территории (за плату или бесплатно) с собственниками земель, включенных в территорию, на которой будет осуществляться охотпользование.
Прокурором не представлено арбитражному суду бесспорных и убедительных доказательств включения в территорию площадью 583 163 га вышеперечисленных земель. В оспариваемом постановлении границы территории обозначены условно без указания конкретных географических координат. В то же время в заявочных материалах Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов имеется экспликация, составленная начальником Межрайонного отдела N 3 (Роснедвижимость) УФАКОН по Республике Хакасия, в соответствии с которой территория площадью 583.2 тыс. га включает в себя исключительно охотничьи угодья (то есть определенные участки тайги, подтайги, лесостепи, болот, целинные участки и водоемы).
Государственная пошлина по заявлению ООО "Матуган" составляет 2000 руб. и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на ООО "Матуган". Поскольку государственная пошлина в указанной сумме была уплачена обществом полностью при подаче заявления, ее взыскание не производится.
Государственная пошлина по заявлению прокурора Республики Хакасия составляет 2000 руб., в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Правительство Республики Хакасия и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета, поскольку статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных исполнительных органов субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины в случаях их участия в арбитражном споре в качестве ответчиков.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, частью 4 статьи 198, частью 2 статьи 201, статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Матуган", г.Абакан, отказать.
2. Требования прокурора Республики Хакасия, г.Абакан, удовлетворить. Признать недействительным постановление Правительства Республики Хакасия от 28 сентября 2007 г. N 237 "О предоставлении Усть-Абаканской общественной организации охотников и рыболовов территории, необходимой для осуществления пользования охотничьими животными, в Усть-Абаканском районе, как несоответствующее положениям Федерального закона 24.04.95 г. N 52-ФЗ "О животном мире" и Порядка принятия решения о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Республике Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 октября 2005 г. N 343.
3. Взыскать с Правительства Республики Хакасия, находящегося по адресу: 655000, ул. Ленина, д. 67, г.Абакан, в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 руб.
4. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 июня 2007 г. N А74-927/2007 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании