Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
Методические рекомендации
по составлению программ реформирования муниципальных финансов
для получения субсидий на реформирование муниципальных финансов
в Республике Хакасия и комментарии к мероприятиям таблицы
"Оценка управления муниципальными финансами"
(утв. приказом Министерства финансов и экономики Республики Хакасия
от 20 мая 2008 г. N 56-од)
1. Общие положения
Для участия в конкурсе на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов в Республике Хакасия (далее - субсидии) муниципальное образование Республики Хакасия (далее - муниципальное образование) представляет утвержденную представительным органом местного самоуправления Программу реформирования муниципальных финансов (далее - Программа) со следующими приложениями:
1) паспорт Программы - в произвольной форме, но с обязательным указанием следующих реквизитов:
цели и задачи Программы;
порядок и объем финансирования мероприятий Программы;
наименование структурных подразделений или фамилия, имя, отчество должностных лиц органов местного самоуправления, ответственных за каждое направление реализации Программы;
сроки реализации Программы;
2) пояснительная записка к Программе с оценкой ожидаемой эффективности Программы - в произвольной форме;
3) таблица "Оценка уровня управления муниципальными финансами" - по форме, установленной приложением 5 к Положению о порядке и условиях проведения отбора по предоставлению муниципальным образованиям Республики Хакасия субсидий на реформирование муниципальных финансов в Республике Хакасия (приказ Министерства финансов и экономики Республики Хакасия "О порядке и условиях проведения отбора по предоставлению муниципальным образованиям Республики Хакасия субсидий на реформирование муниципальных финансов в Республике Хакасия"), с подробной пояснительной запиской.
Муниципальное образование указывает, на каком уровне выполнения конкретного мероприятия оно находится на момент подачи заявки, а также планируемые к достижению уровни по результатам реализации Программы.
Информация, подтверждающая сведения, представленные для оценки уровня управления муниципальными финансами, не должна противоречить данным сведениям;
4) план использования субсидий - по форме, установленной приложением 3 к Положению о порядке и условиях проведения отбора по предоставлению муниципальным образованиям Республики Хакасия субсидий на реформирование муниципальных финансов в Республике Хакасия (приказ Министерства финансов и экономики "О порядке и условиях проведения отбора по предоставлению муниципальным образованиям Республики Хакасия субсидий на реформирование муниципальных финансов в Республике Хакасия");
5) иные документы, нормативные правовые акты (ведомственные приказы, аналитические записки, таблицы и т.п.) муниципального образования, подтверждающие выполнение определенного направления Программы.
Программа должна быть составлена в соответствии с тремя основными принципами:
1. Полнота представленных материалов. Одновременно с Программой должны быть представлены все приложения, поименованные в приказе.
2. Достоверность изложенных в Программе данных. Данные, представленные в Программе, должны соответствовать действительности. Органы местного самоуправления должны располагать первичной документацией, подтверждающей достоверность представленных в Программе данных.
3. Обоснованность предусмотренных Программой мероприятий. Программа должна иметь обоснование с точки зрения экономической эффективности, общественной значимости, а также возможности реализации предусмотренных Программой мероприятий.
2. Структура и содержание Программы
В соответствии с критериями оценки представленных муниципальными образованиями Программ для получения субсидий, приведенными в Приказе, основное внимание уделяется проверке следующих блоков:
2.1. Концепция Программы
Данный блок должен содержать развернутое обоснование необходимости, целесообразности, рациональности разработанной Программы. А именно:
- обоснование необходимости реформирования муниципальных финансов;
- цели реформирования муниципальных финансов (включая описание целей и обоснование их выбора);
- обоснование выбора направлений, включенных в Программу, исходя из текущего состояния качества управления муниципальными финансами;
- анализ возможных результатов проведения реформы с расчетом экономического и структурного (качественное улучшение структуры управления муниципальными финансами) эффекта.
2.2. Обоснование программных мероприятий
Блок представляет собой поэтапный, четко проработанный план реализации мероприятий по каждому направлению реформирования, предусмотренному в Программе:
- анализ текущего состояния управления муниципальными финансами по каждому мероприятию Программы;
- описание планов реформирования в рамках каждого мероприятия;
- сравнение альтернативных механизмов реализации Программы (например, с точки зрения результативности, эффективности, выполнимости запланированных мероприятий и пр.), описание результатов, которых можно достичь при применении каждого из механизмов;
оценка рисков осуществления реформ (рекомендуется подробно рассматривать возможные риски, связанные с реализацией предусмотренных в Программе мероприятий);
- подтверждение публичности осуществляемых и планируемых реформ, в частности факта публикации текста Программы либо пресс-релизов по данному вопросу в средствах массовой информации.
2.3. Финансовое обеспечение
Основой этого блока должен стать анализ финансового обоснования выбранных механизмов реализации Программы:
- оценка стоимости проведения мероприятий по реализации Программы;
- обоснование приоритетов и этапов финансирования;
- обоснование механизма (порядка) финансирования;
- оценка (в денежном выражении) финансовой эффективности планируемых расходов.
2.4. Управление Программой
В блоке должна быть приведена организационная схема реализации Программы:
- описание предлагаемой схемы управления процессом реализации Программы;
- описание функций должностных лиц и подразделений органов местного самоуправления по управлению Программой (в муниципальном образовании рекомендуется сформировать комиссию/рабочую группу для координации совместной деятельности по реализации Программы, а также определить ответственного исполнителя, орган/отдел, который будет выполнять текущую работу, связанную с реализацией Программы);
- обоснование предлагаемой системы контроля за реализацией Программы (например, путем установления порядка и сроков отчетности уполномоченных органов о ходе реализации Программы);
- описание плана реализации Программы с указанием возможных контрагентов органов местного самоуправления по осуществлению Программы.
3. Комментарии к мероприятиям таблицы в приложении 5 "Оценка уровня управления муниципальными финансами"
3.1. Содержание таблицы "Оценка уровня управления муниципальными финансами"
Таблица "Оценка уровня управления муниципальными финансами" в обязательном порядке сопровождается пояснительной запиской.
На основе данных таблицы проводится оценка исходного уровня управления муниципальными финансами и оценка выполнения Программных мероприятий.
Таблица содержит: перечень направлений реформирования муниципальных финансов (1 - 6); перечень мероприятий (19) и индикаторов (уровней) их выполнения.
В графе таблицы "Наименование мероприятий" перечислены мероприятия, характеризующие качество управления муниципальными финансами. В рамках каждого мероприятия указаны уровни, отражающие степень его реализации.
Если то или иное мероприятие в муниципальном образовании не выполняется (фактически сложившаяся ситуация не соответствует ни одному из уровней), то балльная оценка данного мероприятия равна 0. Если мероприятие выполняется, то в зависимости от уровня выполнения ему присваивается от 25 до 100 баллов. Баллы проставляются в графе "Значение индикатора (В)".
Вес мероприятия указан в графе "Вес мероприятия (Р)". Итоговый балл по каждому мероприятию, рассчитанный путем перемножения веса мероприятия на соответствующий балл, указывается в графе "Итоговая оценка (РхВ)".
В графе "Исходное состояние на 1 июля текущего года" указывается, на каком уровне находится муниципальное образование на момент заполнения таблицы. Помимо этого, отмечается, условия какого уровня и в какие сроки планируется выполнить в рамках разработанной муниципальным образованием Программы (графы "Планируемое состояние на 1 октября текущего года"). При этом предполагается, что если одновременное выполнение условий разных уровней одного и того же мероприятия возможно (то есть эти условия не исключают друг друга), то достижение последующею уровня подразумевает одновременное выполнение условий и всех предыдущих уровней.
В пояснениях к таблице "Оценка уровня управления муниципальными финансами" по каждому мероприятию должны быть представлены подтверждающие заявленный уровень (равно как и предыдущие уровни) сведения и документы: нормативные правовые акты органов местного самоуправления, концепции, реестры, методики, расчеты, критерии, акты сверки и иные документы, принятие которых является условием достижения того или иного уровня.
3.2. Бюджет и бюджетный процесс
3.2.1. Процедура утверждения бюджета муниципального образования на предстоящий финансовый год
1 уровень.
По данному мероприятию необходимо учитывать дату принятия решения о бюджете на финансовый год. В подтверждение прилагается заверенная копия правового акта муниципального образования.
2 уровень.
Необходимо учитывать количество нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете на соответствующий финансовый год (прилагаются заверенные копии).
3 уровень.
Предоставляется нормативный правовой акт, устанавливающий порядок составления, утверждения и исполнения местного бюджета.
4 уровень.
Предоставляются подтверждающие документы об исполнении местного бюджета за последние два года в порядке, установленном правовым актом муниципального образования (3 уровень).
3.2.2. Соответствие основных планируемых и фактических параметров исполнения бюджета (суммы налоговых, и неналоговых доходов и всего расходов, за исключением расходов, производимых за счет целевых средств республиканского бюджета; среднесрочное социально-экономическое и финансовое планирование)
1 уровень.
Необходимо учитывать отклонение (сумма налоговых и неналоговых доходов местного бюджета) уточненных показателей от первоначально утвержденных решением о бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год.
Представление подтверждающих расчетов, записок, пояснений (лучше в форме таблицы) и соответствующих им показателей результативности, включая планируемые значения.
2 уровень.
Аналогично 1 уровню, но отклонение фактических результатов от запланированных в последнем завершенном финансовом году - не более 30%.
Наличие муниципального правового акта, устанавливающего порядок разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования.
3 уровень.
Аналогично 1 и 2 уровням, но отклонение фактических результатов от запланированных в последнем завершенном финансовом году - не более 15%.
Наличие правового акта муниципального образования об утверждении среднесрочного финансового плана муниципального образования.
Достаточно обеспечить представление в свободном доступе (публикация в газете либо размещение на официальном сайте). Обязанность публикации результатов должна содержаться в соответствующем порядке (2 уровень).
4 уровень.
Наличие правового акта о соответствии параметров местного бюджета на очередной финансовый год с параметрами утвержденного среднесрочного финансового плана муниципального образования. Выполнение данного уровня имеет ряд отличительных особенностей.
Так, уровень отклонения показателей среднесрочного финансового плана от утвержденных показателей определяется отдельно по каждому показателю. То есть достаточно отклонения даже по одному из них, превышающему установленный предел (10%), чтобы уровень был признан не достигнутым.
Другой важной чертой можно признать то, что оценка отклонения производится за период, предшествующий текущему финансовому году. То есть, если среднесрочной финансовый план был утвержден в том же году, то требования к данному уровню будут признаны не выполненными.
3.2.3. Среднесрочное социально-экономическое планирование
1 уровень.
Обязательным условием является наличие заверенной копии муниципального правового акта, регламентирующего разработку и утверждение программы социально-экономического развития муниципального образования.
2 уровень.
Наличие разработанного проекта Программы социально-экономического развития муниципального образования.
3 уровень.
Наличие утвержденной Программы социально-экономического развития муниципального образования (муниципальный правовой акт- 1 уровень).
4 уровень.
Представление подтверждающих документов о факте публикации. Обязанность публикации результатов должна содержаться в соответствующем порядке (3 уровень).
3.2.4. Создание системы анализа социально-экономического развития муниципальных образований
1 уровень.
В целях повышения эффективности принятия управленческих решений органами местного самоуправления республики, направленных на стабилизацию социально-экономического положения и повышение уровня и качества жизни населения, необходимо проведение мониторинга социально-экономического развития муниципального образования. Разработка в муниципальном образовании собственных прогнозов экономического развития подтверждается правовыми актами муниципального образования.
2 уровень
Обязанность проведения мониторинга социально-экономического развития муниципального образования на базе поселений проводится в соответствии с порядком (1 уровень).
3 уровень
Осуществление ежеквартальной информации по социально-экономическому развитию муниципального образования и предоставление данной информации в Министерство финансов и экономики Республики Хакасия.
Наличие правового акта муниципального образования (1 уровень).
4 уровень.
Представление подтверждающих документов о факте публикации. Обязанность публикации результатов должна содержаться в соответствующем порядке (1 уровень).
3.2.5. Совершенствование порядка финансирования временных кассовых разрывов
1 уровень.
Наличие результатов анализа исходного состояния кассовых разрывов с указанием выявленных причин их возникновения за последние два отчетных года и финансовых последствий.
2 уровень.
Наличие разработанной и утвержденной методологии планирования временных кассовых разрывов по месяцам, а также формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов.
Прогноз помесячных расходов муниципального бюджета должен основываться на определении динамики расходов бюджета, исходя из неравномерности в проведении обязательных бюджетных платежей в течение финансового года на основании отчетов об исполнении бюджета по расходам (за вычетом расходов по обслуживанию и погашению государственного долга) за три года, а также помесячных отчетов об исполнении бюджета (помесячное поступления доходов) в динамике за три года.
Необходимо утверждение порядка планирования временных кассовых разрывов, оценка временных кассовых разрывов на текущий финансовый год и фактические величины кассовых разрывов за истекший период текущего финансового года (наличие правового акта муниципального образования).
3 уровень.
Обязанность публикации результатов должна содержаться в соответствии с порядком (2 уровень).
4 уровень.
Представление подтверждающих расчетов, записок, пояснений (лучше в форме таблицы), отчетных данных об объемах задолженности, позволяющих судить об объеме задолженности на начало финансового года и последнюю отчетную дату.
3.2.6. Межмуниципальное сравнение показателей местных бюджетов
1, 2 и 3 уровни.
Необходимо учитывать показатели, по которым фактически проводилось сравнение (в частности, показатели исполнения бюджета, структуры доходов и расходов бюджета, ставки налогообложения по отдельным налогам и показатели эффективности использования муниципального имущества).
Подтверждением проведения сравнительного анализа будут являться: правовой акт муниципального образования, поручающий тому или иному подразделению муниципального образования либо организации провести соответствующий анализ, а также документ о результатах проведения сравнительного анализа.
4 уровень.
Представление подтверждающих расчетов в форме таблиц, записок, пояснений.
3.2.7. Формирование и практическое применение реестров расходных обязательств
1, 2, 3 и 4 уровни.
Подтверждением в выполнении муниципальным образованием данных уровней будет являться акт, регулирующий расходы, предусмотренные в бюджете за последние два отчетных финансовых года и текущий финансовый год, а также:
- утвержденный порядок формирования реестра расходных обязательств муниципального образования;
- утвержденный формализованный порядок по раздельному планированию бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств;
- утвержденный правовой акт, детально определяющий порядок расчета стоимости реализации соответствующих расходных обязательств.
Прилагаются заверенные копии.
3.3. Политика органов местного самоуправления муниципальных образований в отношении налоговой базы
3.3.1. Создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов
1 уровень.
Для выполнения условий первого уровня необходимо провести оценку объема налоговых льгот в разрезе отраслей экономики по отдельным льготам за два последних отчетных года (наличие подтверждающих информационных данных налоговых органов).
2 уровень.
Условие 2 уровня считается выполненным при наличии утвержденного порядка оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.
3 уровень.
Предоставление подтверждающих расчетов в форме таблиц, записок, пояснений об объеме налоговых льгот в доходах бюджета (на основании проведенной оценки по 1 уровню). Обязанность публикации результатов должна содержаться в соответствии с порядком (2 уровень).
3.3.2. Потери бюджета в результате предоставления налоговых льгот; замена налоговых льгот изменением сроков уплаты налогов; гарантии стабильности налоговой системы
1 уровень.
Необходимо наличие нормативного правового акта, регулирующего согласование предоставления инвестиционных налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек.
2 уровень
Возможно предоставление инвестиционных налоговых кредитов для снижения первоначальных расходов при реализации инвестиционных проектов.
3 уровень.
Инвестиционные налоговые кредиты должны рассматриваться как часть программы капитальных расходов местного бюджета и программы управления долгом в рамках общей стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
3.3.3. Работа администрации муниципального образования с налоговой базой
1 уровень.
Наличие разработанной концепции развития налоговой базы муниципального образования. Необходимое условие - чтобы процедуры принятия нормативных правовых актов о местных налогах и сборах и процедуры внесения изменений в них соответствовали требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
2 уровень.
Органы местного самоуправления должны принимать следующие меры:
- мониторинг налоговой недоимки по местным налогам в местный бюджет;
- анализ причин возникновения недоимки;
- взаимодействие с налоговыми органами.
3 уровень.
Публикация должна содержать данные о суммах поступлений доходов в местный бюджет.
4 уровень.
Представление утвержденного сравнительного анализа в подтверждение сокращения суммы налоговой недоимки по итогам последних 6 месяцев финансового года.
3.3.4. Реализация комплекса мер по повышению деловой активности
1 уровень.
Наличие результатов мониторинга за три последних года по следующим показателям:
- количество лиц, занятых в малом и среднем предпринимательств# (тыс. чел.);
- объем поступлений налогов на совокупный доход (тыс. руб.), из них: объем поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (тыс. руб.);
- установленный норматив налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- установленный норматив единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- объем розничного товарооборота (тыс. руб.);
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (тыс. руб.);
- объем сельскохозяйственного производства (тыс. руб.).
Наличие утвержденного порядка проведения мониторинга малого и среднего предпринимательства (правовой акт муниципального образования).
4. Эффективность преобразований в жилищно-коммунальной сфере
4.1. Финансовая стабилизация жилищно-коммунального хозяйства
1 уровень.
Необходимо ежеквартально производить анализ дебиторской и кредиторской задолженности, оценка в разрезе предприятий по видам и источникам задолженности, просроченная задолженность и меры по ее ликвидации, задолженность бюджетных учреждений и организаций с указанием причин образования.
Наличие подтверждения о публикации результатов проведенной оценки.
2 и 3 уровни.
Необходимо ежеквартально производить анализ:
- собираемости платежей населения в текущем году по сравнению с предшествующим периодом, пути и принимаемые меры повышения коэффициента собираемости платежей;
- жилищного фонда по видам собственности, доля муниципального жилищного фонда, состояние договорных отношений с потребителями жилищно-коммунальных услуг и поставщиками энергоресурсов;
- соответствия федеральным стандартам нормативно-правовой базы по оплате населением жилого помещения и коммунальных услуг, предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади по муниципальному образованию, также фактический уровень платежей населения в разрезе видов услуг. База данных - статистическая отчетность: форма 22-ЖКХ "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы".
Необходим также анализ социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, динамика роста тарифов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и среднего размера предоставленных субсидий на душу населения, доля семей, получающих субсидии в общем числе семей, проживающих в муниципальном образовании.
Данные на основании отчетности: форма 22-ЖКХ "Сведения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".
4 уровень.
Финансовый анализ работы предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Мероприятия по повышению финансовой устойчивости и эффективному использованию финансовых ресурсов. Анализ ликвидности предприятий, способность выполнения производственных программ и финансовых внутренних и внешних обязательств.
Отдельные формы годового отчета и производственные программы на планируемый год.
5. Долговая политика
5.1. Внедрение формализованных процедур управления долгом муниципального образования
1 уровень.
Результатом расчета платежеспособности бюджета муниципального образования должна стать ежегодная (ежеквартальная) оценка, позволяющая определить степень нагрузки долговых обязательств на бюджет (с учетом расходов на обслуживание долговых обязательств, сроков их погашения и графика погашения кредиторской задолженности).
Признаком достижения уровня является ежегодно (в течение действия программы реформирования муниципальных финансов) заполняемая дополнительная таблица к мероприятию.
Однако сам факт ее заполнения может быть недостаточным в случае обнаружения следующих обстоятельств:
- информация, указанная в дополнительной таблице, является не полной и не отражает всей совокупности долговых обязательств, кредиторской задолженности, а также расчетного объема потенциально возможного привлечения дополнительных средств, обеспеченных собственными доходами;
- информация, представленная в таблице, должна содержать данные как минимум за последние три отчетных периода (года);
- таблица не снабжена комментариями.
2 уровень.
Основными элементами методологии расчета платежеспособности бюджета с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность, являются:
а) порядок расчета объема действующих долговых обязательств на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу (раздельно по видам задолженности, срокам погашения с выделением просроченной задолженности, источникам с обязательным выделением кредиторской задолженности);
б) порядок расчета предельного и оптимального соотношений долговых обязательств и собственных доходов на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу (раздельно по видам задолженности, срокам погашения с выделением просроченной задолженности, источникам с обязательным выделением кредиторской задолженности);
в) порядок использования методологии в кратко и среднесрочном бюджетном планировании;
г) систематизация (выделение в отдельные группы) долговых обязательств с установлением различных требований к их обслуживанию и привлечению новых обязательств;
д) определение оптимальных видов и иных условий для привлечения новых заимствований, реструктуризации, досрочного погашения действующих заимствований с учетом реальной потребности в заемных средствах и прогнозируемых собственных доходов.
Необходимое условие - наличие правового акта муниципального образования.
3 уровень.
Для достижения выполнения данного уровня необходима разработка методики расчета потенциала для привлечения дополнительных заимствований, учитывающей влияние задолженности на потенциальный объем новых привлекаемых обязательств, возможность ухудшения финансового положения муниципального образования, расходы на обслуживание и погашение заимствований. При этом обязательно должно приниматься во внимание оптимальное сочетание цены новых заимствований и оценка рисков, связанная с привлечением заимствований.
Методология в обязательном порядке должна быть увязана с положениями среднесрочного финансового плана, утверждаемого муниципальным образованием, учитывать текущие изменения законодательства, налогово-бюджетной и инвестиционной политики.
Оптимальным вариантом достижения данного уровня является выполнение требуемой работы одновременно и в комплекте с материалами, подготавливаемыми для второго уровня рассматриваемого мероприятия.
В целом в методике расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность муниципального образования следует отразить следующие вопросы:
а) установление предельных объемов долговых обязательств (в том числе по отдельным видам обязательств) на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу с учетом объема собственных доходов, темпов социально-экономического развития территории, сбалансированности бюджета;
б) требования по рискам и иным параметрам возможного привлечения заемных средств;
в) условия для пересмотра среднесрочного графика привлечения, обслуживания и погашения заимствований в случае изменения основных факторов, влияющих на финансовое положение муниципального образования;
г) сроки (и ответственный исполнитель) подготовки среднесрочного графика обслуживания и погашения заимствований;
д) порядок учета методологии расчета возможного объема привлечения обязательств при подготовке проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.
Утвердить соответствующую методику, представить подтверждающие документы (правовые акты муниципального образования), график привлечения, обслуживания и погашения заимствований.
Методология может быть утверждена одним нормативным правовым актом с методологией расчета платежеспособности.
4 уровень.
Соотношение между задолженностью, срок погашения которой составляет не менее 1 года, составляет не более 10 процентов от доходов бюджета (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий).
В данном случае вся кредиторская задолженность будет отнесена к категории краткосрочной задолженности, что необходимо учитывать при выполнении требований данного уровня.
Для достижения данного уровня необходимо представление подтверждающих расчетов, записок, пояснений (лучше в форме таблицы).
5.2. Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов
1 уровень.
Уровень принятия решения должен определяться исходя из его достаточности для решения поставленных задач. В данном случае достаточно использование нормативных правовых актов финансового органа муниципального образования.
Инвентаризация кредиторской задолженности, в том числе бюджетных учреждений и унитарных предприятий, анализ факторов ее возникновения за три последних отчетных года.
2 уровень.
Необходимо утвердить порядок проведения мониторинга кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, график проведения работы по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, копии соглашений с кредиторами о реструктуризации, переоформлении кредиторской задолженности, результаты мониторинга кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, представить подтверждающие документы (правовой акт муниципального образования), сведения о размере и видах кредиторской задолженности (с выделением просроченной).
3 уровень.
Необходимо обеспечить публикацию результатов мониторинга кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий за несколько отчетных периодов с обязательным выделением просроченной задолженности.
Обязанность публикации результатов должна содержаться в соответствующем порядке (2 уровень).
4 уровень.
Предоставление подтверждающих расчетов, записок, пояснений, позволяющих судить об объеме кредиторской задолженности, в том числе просроченной, реструктуризированной, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий.
6. Управление собственностью
6.1. Учет муниципальной собственности
1 уровень.
Установить текущее состояние объектов муниципальной собственности, оценить возможность отнесения их к той или иной категории. Для этого необходимо провести инвентаризацию. Информация, полученная в ходе инвентаризации, позволит сформировать реестр муниципальной собственности и принять меры по повышению эффективности использования муниципальной собственности и оптимизации ее структуры.
Главным условием выполнения уровня является ведение реестра муниципального имущества. Реестр муниципальной собственности должен содержать количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов собственности, включая объекты незавершенного строительства, с обязательным наличием информации о целях использования, степени износа, необходимости ремонта и пр.
2 уровень.
Цели и задачи политики органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью должны быть определены в концепции управления муниципальной собственностью. Концепция управления муниципальной собственностью должна отражать принципы формирования муниципальной собственности на территории муниципального образования, целесообразность сохранения в муниципальной собственности имеющихся активов и т.п. (правовой акт муниципального образования).
3 уровень.
Порядок оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности муниципального образования, подтверждается правовым актом муниципального образования. Оценка проводится независимой организацией.
4 уровень.
Под рыночной оценкой понимается определение рыночной стоимости имущества в том значении, в каком это понятие используется в Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а именно: "наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
платеж за объект сделки выражен в денежной форме".
Рыночная оценка объектов муниципальной собственности должна проводиться стой же периодичностью, с какой проводится инвентаризация.
6.2. Повышение эффективности управления имуществом муниципального образования
1 уровень.
Наличие концепции управления имуществом муниципального образования, которой определены основные направления деятельности по повышению эффективности управления имуществом. Наличие правового акта муниципального образования.
2 уровень.
Условием выполнения уровня является наличие программы приватизации, в которой предусмотрено создание системы мониторинга исполнения программы, обязательность публикации программы приватизации и ее результатов в СМИ.
Наличие правового акта муниципального образования.
3 уровень.
Наличие правового акта муниципального образования об упорядочении управления муниципальными предприятиями, распоряжения Главы администрации муниципального образования о направлении в местный бюджет части прибыли МУП, находящихся в собственности муниципального образования.
4 уровень.
Наличие результатов проведенного мониторинга доходов от использования и продажи имущества муниципального образования в целях определения значения роста доходов в течение двух лет.
7. Бюджетирование, ориентированное на результат
7.1. Создание системы учета потребности в предоставляемых муниципальных услугах
1 уровень.
В целях проведения анализа состояния бюджета необходимо утвердить нормативным правовым актом перечень муниципальных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении.
Особое внимание необходимо уделить наименованию муниципальной услуги. Услуга должна быть идентифицирована в бюджете. Выделение муниципальной услуги должно производиться исходя из достаточной детализации конкретной функции органа местного самоуправления, минимизации расходов и трудовых затрат на ее мониторинг и возможности достоверно использовать полученную информацию.
2 уровень.
Необходимо использовать перечень индикаторов спроса на муниципальные услуги, причем указанные индикаторы должны быть закреплены нормативным правовым актом. Индикаторы могут включать две группы показателей: показатель обеспеченности различными услугами в данном муниципалитете по сравнению с другими муниципальными образованиями; демографические характеристики, оказывающие влияние на потребность населения в муниципальных услугах.
Выявление потребности (спроса) в муниципальных услугах может производиться в форме проведения опроса населения. В данном случае будет выявлено непосредственное отношение потребителей к предоставлению различных муниципальных услуг. Порядок проведения опроса населения должен быть закреплен правовым актом муниципального образования.
3 уровень.
Результаты анализа состояния бюджета (значения индикаторов), проведенных опросов населения должны регулярно публиковаться в СМИ.
4 уровень.
Результаты оценки потребности в муниципальных услугах должны учитываться при формировании расходов на очередной финансовый год.
7.2. Наличие системы оценки эффективности производимых расходов
1 уровень.
Для подтверждения выполнения условий первого уровня требуется, чтобы в нормативно-правовом акте муниципального образования содержалось требование о необходимости проведения качественного анализа расходов местного бюджета с точки зрения их результативности, описаны процедурные.
2 уровень.
Наличие нормативного правового акта о разработанной формализованной методики оценки результативности и эффективности произведенных бюджетных расходов.
Необходимо сформировать и закрепить нормативным правовым актом систему индикаторов эффективности бюджетных расходов.
Показатели результатов деятельности должны быть напрямую увязаны с перечнем бюджетных услуг и стандартами их качества. Должны быть четко определены полномочия и ответственность органов местного самоуправления и их руководителей за обеспечение предоставления той или иной бюджетной услуги. Только в этом случае все муниципальные услуги будут предоставляться в требуемом объеме и надлежащего качества.
Установление зависимости бюджетного финансирования от эффективности деятельности того или иного ведомства, а также от востребованности этой деятельности со стороны потребителей муниципальных услуг позволит более рационально использовать ограниченные ресурсы и повысить удовлетворенность потребителей муниципальных услуг.
3 уровень.
Оценка эффективности бюджетных расходов предопределяет создание системы мониторинга, разработку методики этого мониторинга и самой оценки. Указанные механизмы должны использоваться при формировании расходов на очередной финансовый год.
4 уровень.
Проведение межрегиональных и межмуниципальных сравнений эффективности может производиться как непосредственно сотрудниками администрации муниципального образования, так и привлеченными независимыми экспертами.
Результаты сравнений предоставляются в виде записок, пояснений, в форме таблиц и т.п.
7.3. Формирование среднесрочных ведомственных программ расходов
1 уровень.
Для оценки эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования необходимо применять индикаторы, характеризующие конечные общественно значимые результаты их деятельности.
Целевые индикаторы, характеризующие результативность деятельности того или иного органа местного самоуправления, целесообразно определять не в произвольном порядке, а как логичное следствие из установленных целей и задач для данного структурного подразделения.
2 уровень.
Необходимо определить количественные показатели для оценки результатов осуществления функций и задач ведомств для всех главных распределителей средств.
Утверждение целей и задач органа местного самоуправления (включая качественные, функции внутреннего характера - например, характеризующие качество делопроизводства), для которых уже будут определены показатели результативности (также качественные и количественные), в соответствии с которыми будут распределены бюджетные средства.
Реализация уровня заключается в утверждении правового акта муниципальным образованием.
3 уровень.
В самом общем виде порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а также корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов, должен включать в себя следующие элементы:
а) определять основания для обособления части расходов субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя бюджетных средств, органа местного самоуправления) в виде ведомственной целевой программы;
б) определять требования к минимальному составу проекта ведомственной целевой программы (разделы, цели, задачи, исполнение, целевые индикаторы, оценка хода исполнения и эффективности и другое);
в) отражать порядок отдельного учета ведомственных целевых программ при корректировке предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов;
г) устанавливать требования к административному и кадровому обеспечению реализации ведомственных целевых программ, в том числе определения конкретных лиц и структурных подразделений, отвечающих за соответствующую программу;
д) отражать формализованную процедуру административного и экономического стимулирования исполнителей ведомственных целевых программ, в том числе перераспределения бюджетных расходов на другие направления деятельности субъектов бюджетного планирования и, наоборот, в зависимости от уровня выполнения целевых индикаторов эффективности программ.
При прочих равных условиях целесообразно в отношении тех направлений бюджетных расходов, которые будут оформлены в виде ведомственных целевых программ, а также для соответствующих субъектов бюджетного планирования использовать те же расходы и иные элементы реформирования, что и для указанных мероприятий.
Реализация мероприятия осуществляется в виде оформления правил формирования и исполнения ведомственных целевых программ, механизма их учета и контроля за исполнением, стимулирующих элементов для четко установленных ответственных за реализацию программ лиц и структурных подразделений.
По всем мероприятиям, проводимым органами местного самоуправления, должно быть представлено подтверждение публичности осуществляемых и планируемых реформ, в частности, факта публикации нормативных правовых актов либо пресс-релизов по данному вопросу в средствах массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.