Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия
от 30 декабря 2008 г. N 1295
"Об утверждении ведомственной целевой программы"
4 февраля 2010 г.
В целях развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Хакасия, в соответствии с Законом Республики Хакасия от 16.12.2008 г. N 90 - ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов", приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Хакасия на 2009 - 2011 годы" (приложение).
2. Назначить координатором ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Хакасия на 2009 - 2011 годы" Панкову М.М., ведущего специалиста Министерства образования и науки Республики Хакасия.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Г.А. Салата |
Ведомственная целевая программа "Развитие образования
детей с ограниченными возможностями здоровья
в Республике Хакасия на 2009 - 2011 годы"
(утв. приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия
от 30 декабря 2008 г. N 1295)
4 февраля 2010 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие образования детей
с ограниченными возможностями здоровья в Республике Хакасия
на 2009-2011 годы"
Наименование ведомственной Программы |
-ведомственная целевая программа "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Хакасия на 2009 - 2011 годы" |
Наименование главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Хакасия |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
Цель Программы |
- улучшение качества и условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Задачи Программы |
- повышение качества и доступности всех уровней региональной системы образования для каждого учащегося, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ; - совершенствование содержания и технологий образования в различных организационных формах; - укрепление материальной базы учреждений, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья; поддержка родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; - усиление взаимодействия РГОУ "Центр психолого- педагогической и медико-социальной помощи "Радость" с муниципальными психолого-медико-педагогическими комиссиями и психолого-медико-педагогическими консилиумами; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования и реабилитации детей указанной категории; - внесение дополнений в Банк данных детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Показатели результативности по годам |
- укрепление материально-технической базы республиканских специальных (коррекционных) учреждений; В 2009 году: - увеличение количества педагогических работников, имеющих специальное образование, прошедших переподготовку и курсы повышения квалификации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья на 4 %; - открытие консультационного пункта для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе РГОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I,II видов"; - наличие сборника обобщения опыта работы школ, реализующих программы для детей с ограниченными возможностями здоровья; В 2010 году: - наличие сборника нормативно-правовой документации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья; - открытие консультационного пункта для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе РГОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов"; - увеличение количества педагогических работников, имеющих специальное образование, прошедших переподготовку и курсы повышения квалификации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья на 2 %; В 2011 году: - открытие консультационного пункта для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе МОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида"; - увеличение количества педагогических работников, имеющих специальное образование, прошедших переподготовку и курсы повышения квалификации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья на 2 %; |
Сроки реализации Программы |
2009-2011 годы (этапы не выделяются) |
Объёмы и источники финансирования Программы |
Общие затраты на реализацию Программы за счёт средств республиканского бюджета - 5500,0 тыс. рублей, из них: 2009 год - 1500,0 тыс. рублей; 2010 год - 1500,0 тыс. рублей; 2011 год - 2500,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- улучшение состояния учебно-материальной базы специальных (коррекционных) учреждений, увеличение количества педагогических работников, имеющих специальное образование, прошедших переподготовку и курсы повышения квалификации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья к 2012 году на 8 %; - открытие к 2012 году не менее трех консультационных центров, пунктов для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. |
I. Характеристика проблемы
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Хакасия является повышение уровня и качества жизни населения, в том числе семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Повышение эффективности функционирования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений позволит получать детям с ограниченными возможностями здоровья достойное образование. Это будет способствовать успешной социализации, обеспечению полноценного участия детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время обеспечивается деятельностью 12 республиканских государственных и муниципальных специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов четырех видов, в числе которых:
- специальная (коррекционная) школа I,II видов (для глухих и слабослышащих детей);
- специальная (коррекционная) школа III,IV видов (для слепых и слабовидящих детей);
- специальная (коррекционная) школа VI вида (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- 9 специальных (коррекционных) школ VIII вида (для детей с умственной отсталостью).
В указанных учреждениях на начало 2008/2009 учебного года обучалось 1387 детей. Большинство детей, 974 человека, обучается в коррекционных учреждениях VIII вида, что составляет более 70 % от числа учащихся коррекционных учреждений всех видов.
Дети имеют возможность посещать данные учреждения, а также проживать в них, так как почти все специальные (коррекционные) учреждения являются учреждениями интернатного типа.
В числе обучающихся указанных учреждений 517 детей-инвалидов, что составляет 37 %. 98 детей-инвалидов обучается на дому по специальным программам, разработанным с учетом мнения родителей и диагнозом заболевания ребенка. Обеспечивается право на получение общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и в общеобразовательных учреждениях Республики Хакасия. В 2008/2009 учебном году в школах республики количество коррекционных классов VII и VIII видов составляет 131. В них в настоящее время обучается 1303 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Основой социальной реабилитации детей в коррекционных учреждениях VIII вида является трудовое обучение, которое осуществляется по различным направлениям: столярное, слесарное, швейное, обувное и столярно-слесарное дело, художественно-прикладной труд, сельскохозяйственный труд. Поэтому большинство выпускников коррекционных школ Республики Хакасия (более 70%) продолжают обучение в учреждениях начального профессионального образования. В 2007 - 2008 учебном году в учреждениях НПО обучалось 322 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В 2007 году из 168 выпускников с ограниченными возможностями здоровья в профессиональные училища поступили 63 человека, в учреждения среднего специального образования - 6 человек, в высшие учебные заведения - 3 человека.
Кроме того, воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в детских дошкольных учреждениях. Данные учреждения посещают 235 детей-инвалидов, что составляет 1% от общего числа детей, посещающих дошкольные учреждения.
Определение детей в специальные (коррекционные) учреждения проводится только с согласия родителей и по заключению психолого-медико-педагогических комиссий. Из 13 муниципальных районов и городских округов республики лишь 8 имеют собственные психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Остальным детям приходится проходить обследование в республиканской ПМПК, работающей на базе Республиканского государственного образовательного учреждения "Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Радость" (далее - РГОУ "Центр ППМС "Радость") в городе Абакане. Ежегодно количество детей, охваченных республиканской ПМПК, составляет около 500 человек.
В 2007 году в учреждении были обследованы и получили различные виды психолого-педагогической помощи 790 детей с ограниченными возможностями здоровья, что в 1,5 раза больше, чем в 2006 году.
Перед системой специального образования стоит ряд проблем, от решения которых зависит качественное преобразование общества в целом. К таким проблемам относятся:
- отсутствие межведомственного взаимодействия между учреждениями здравоохранения, социальной защиты и образования (в том числе начального профессионального образования);
- недостаточность сети специальных дошкольных образовательных учреждений (групп) по месту жительства детей с ограниченными возможностями здоровья;
- недостаточный охват детей школьного возраста со специальными образовательными потребностями имеющейся сетью образовательных учреждений;
- неготовность учреждений общего типа к интегрированному обучению детей с проблемами в развитии (психологическая неготовность общественности к принятию ребенка с проблемами в развитии, профессиональная неготовность педагогических работников общеобразовательных учреждений общего типа к работе с детьми со специальными образовательными потребностями в интегрированных условиях, недостаточная материально-техническая база);
- недостаточность материально-технического оснащения специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учреждений общего типа, для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
- недостаточность программно-методического обеспечения для обучения и воспитания детей с проблемами в развитии;
- отсутствие системы мониторинга качества образования при надомной и интегративной формах обучения;
- недостаточный охват учреждениями профессиональной подготовки выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений (ограниченность профилей профессионально-трудовой подготовки);
- недостаточная поддержка родителей, имеющих детей со специальными образовательными потребностями (информационная, финансовая, психолого-педагогическая, медицинская);
- отсутствие государственной поддержки при создании рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В органах социальной поддержки населения Республики Хакасия на 1 января 2008 года состояло на учете 2358 детей-инвалидов школьного возраста, из них в школах обучается 786 детей, не обучается в силу тяжести заболевания 204 ребенка.
Между тем, региональная система образования обязана обеспечивать доступное и качественное образование всем детям, независимо от образовательных потребностей и возможностей. Поэтому без программно-целевого участия государственных структур система долговременной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья существовать не может. Эффективность работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе образования республики зависит от стабильности реализации мероприятий программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Хакасия на 2009 - 2011 годы".
II. Цель и задачи программы
Целью Программы является улучшение качества обучения и условий, в которых учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также государственной поддержки детей данной категории в области получения образования и социальной реабилитации,#
Программа предусматривает решение следующих задач:
- повышение качества и доступности всех уровней региональной системы образования для каждого учащегося, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ;
- совершенствование содержания и технологий образования в различных организационных формах;
- укрепление материальной базы учреждений в соответствии со стандартами образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организовать консультационную помощи# родителям детей с ограниченными возможностями здоровья;
- взаимодействие реабилитационных центров с учреждениями дополнительного образования, начального профессионального и высшего образования, службой занятости, СМИ по вопросам профессиональной реабилитации и социальной политики;
- усиление взаимодействия РГОУ "Центр ППМС "Радость" с муниципальными психолого-медико-педагогическими комиссиями и психолого-медико-педагогическими консилиумами;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования и реабилитации детей указанной категории.
Сроки реализации Программы - 2009 - 2011 годы.
В результате выполнения поставленных задач программы в 2012 году планируется:
- улучшить состояние материально-технической базы не менее четырёх республиканских специальных (коррекционных) учреждений;
- увеличить количество педагогических работников, имеющих специальное образование на 8 %;
- организовать три консультационных пункта для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- усилить взаимодействия РГОУ "Центр ППМС "Радость" с муниципальными психолого-медико-педагогическими комиссиями и психолого-медико-педагогическими консилиумами;
Приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 4 февраля 2010 г. N 100-108 в таблицу раздела III настоящей Программы внесены изменения
III. Перечень программных мероприятий и объём их финансирования
Мероприятия |
Объем финансирования из республиканского бюджета (тыс. руб.) |
Исполнители |
||
2009 г. |
2010 г. |
2011 |
||
1. Разработка и издание сборника нормативно-правовой документации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья |
0,0 |
25,0 |
0,0 |
Министерство образования и науки Республики Хакасия (далее - Минобрнауки РХ) |
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объём финансирования мероприятий Программы в 2009 - 2011 годах за счёт средств республиканского бюджета составит 5500,0 тыс. рублей. Более 90% финансовых средств будет использовано на укрепление и совершенствование учебно-материальной базы специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учреждений, реализующих программы специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Это обусловлено необходимостью:
- улучшения условий для организации доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- создания условий для успешной социализации и интеграции детей указанной категории в общество.
V. Оценка результативности Программы
Результативность Программы будет оцениваться по следующим показателям:
- улучшение состояния материально-технической базы республиканских специальных (коррекционных) учреждений;
- увеличение количества педагогических работников, имеющих специальное образование в 2009 году на 4 %;
- открытие в 2009 году консультационного пункта для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья на базе РГОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I,II видов";
- наличие в 2009 году сборника обобщения опыта работы школ, реализующих программы для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- наличие сборника нормативно-правовой документации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов в 2010 году;
- открытие в 2010 году консультационного пункта для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья на базе РГОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов";
- увеличение количества педагогических работников, имеющих специальное образование в 2010 году на 2 %;
- открытие в 2011 году консультационного пункта для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида";
- увеличение количества педагогических работников, имеющих специальное образование в 2011 году на 2 %;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 30 декабря 2008 г. N 1295 "Об утверждении ведомственной целевой программы"
Текст приказа опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 4 марта 2009 г. N 11
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 4 февраля 2010 г. N 100-108