Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 к городской
целевой программе
"Жилище на 2009-2011 годы"
26 ноября 2009 г.
Паспорт подпрограммы
"Обеспечение жильем молодых семей на 2009-2011 годы"
1. Характеристика проблемы
Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека, а жилищная проблема относится к одной из основных проблем. Отсутствие жилья и плохие жилищные условия - одна из главных причин снижения рождаемости, семейных конфликтов, разводов, детской беспризорности.
По данным опроса, 61% россиян хотят улучшить жилищные условия, но без запуска социально-экономического механизма, который бы сделал жилье по-настоящему доступным, они свои жилищные условия не улучшат.
Особенно остро жилищная проблема стоит для молодежи - как правило, у молодой семьи еще нет накоплений, чтобы позволить купить себе отдельное жилье. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа.
Нерешенность жилищной проблемы приводит к таким негативным последствиям, как:
- формирование у молодежи чувства социальной незащищенности;
- угасание интереса к трудовой деятельности из-за трудностей, связанных с обеспечением жильем;
- стремление молодежи выехать на постоянное место жительства в другие регионы РФ.
На 1 августа 2008 года в городе Черногорске состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 950 семей, из них 723 состоят на учете более 15 лет. В т.ч. 51 семья, возраст супругов в которых не превышает 35 лет.
Однако эти цифры не дают полного представления о числе нуждающихся семей. Низкий процент нуждаемости молодежи из общего числа молодежи и общего числа очередников объясняется тем, что многие молодые семьи, не имеющие своего жилья, реально нуждаются в улучшении жилищных условий, не имеют общей регистрации по месту жительства из-за отсутствия перспективы получить жилье.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в городе. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Целью Подпрограммы является создание необходимых правовых, финансовых, экономических и организационных условий для решения жилищных проблем молодежи, улучшения демографической ситуации
Задачи Подпрограммы:
- создание городской нормативно-правовой базы по вопросам государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья при их личном участии;
- создание организационной инфраструктуры и механизма реализации системы поддержки на муниципальном уровне молодых семей в приобретении жилья;
- оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий молодых семей;
- повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для молодых семей.
Условиями прекращения реализации Подпрограммы являются досрочное достижение целей и задач Подпрограммы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
3. Перечень мероприятий подпрограммы
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
- признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- определение платежеспособности молодых семей, заявивших свое участие в программе;
- формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме;
- определение ежегодно объема средств, выделяемых из бюджета города на реализацию мероприятий подпрограммы;
- расчет размера предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья по каждой молодой семье - участницы подпрограммы.
- выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств, подтверждающих право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты, исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в бюджете города, а также объемов софинансирования за счет средств федерального и республиканского бюджетов;
- перечисление социальных выплат на лицевые счета молодых семей - участников подпрограммы;
- организацию в средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач Подпрограммы;
- проведение мониторинга реализации Подпрограммы.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы.
Для реализации Подпрограммы потребуется на 2009-2011 гг. 134,295 млн. руб., в том числе:
- средства федерального бюджета 40,037 млн. руб.;
- средства республиканского бюджета 8,382 млн. руб.;
- средства бюджета города Черногорска 6,0 млн. руб.;
- иные источники 79,876 млн. руб.
Иными источниками могут являться:
- собственные средства молодых семей;
- средства предприятий, организаций, учреждений, на которых работает хотя бы один из членов молодой семьи;
- средства ипотечных жилищных кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.
N п/п
|
Мероприятия
|
Сроки реализации
|
Исполнители
|
Источники финансирования (тыс. руб.) |
Ожидаемые результаты
|
||||
Всего |
Средства федерального бюджета |
Средства республиканского бюджета |
Средства бюджета города |
Иные источники финансирования |
|||||
1. |
Предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья |
2009г |
Отдел экономики и прогнозирования администрации г. Черногорска |
27 683,0 |
8 162,0 |
1 691,0 |
1 500,0 |
16 330,0 |
14 семей улучшат свои жилищные условия |
|
|
2010г |
|
26 812,0 |
7 875,0 |
1 691,0 |
1 500,0 |
15 746,0 |
9 семей улучшат свои жилищные условия |
|
|
2011г |
|
79 800,0 |
24 000,0 |
5 000,0 |
3 000,0 |
47 800,0 |
25 семей улучшат свои жилищные условия |
|
Итого по подпрограмме |
|
|
134 295,0 |
40,037 |
8 382,0 |
6 000,0 |
79,876,0 |
48 семей улучшат свои жилищные условия |
5. Основные направления реализации подпрограммы
Основными направлениями реализации Подпрограммы являются:
- оказание поддержки молодым семьям на муниципальном уровне в улучшении жилищных условий путем предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты);
- определение органами местного самоуправления объемов ежегодного финансирования Подпрограммы из бюджета города.
Контроль за ходом реализации Подпрограммы осуществляется по следующим показателям:
- количество свидетельств, выданных молодым семьям, и размер бюджетных средств, предусмотренных на их оплату;
- количество оплаченных свидетельств и размер бюджетных средств, направленных на их оплату.
6. Механизм реализации.
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья.
Социальная выплата предоставляется молодым семьям на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, которая может направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты).
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории города Черногорска.
Молодые семьи - участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) собственные средства, а также средства ипотечных жилищных кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.
Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам программы, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
При этом размер социальной выплаты, предоставляемой на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом.
Решением Совета депутатов г. Черногорска Республики Хакасия от 26 ноября 2009 г. N 119 в абзац седьмой приложения 1 настоящего решения внесены изменения
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве. В случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту или уплату основного долга или процентов по ипотечному жилищному кредиту допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом молодая семья заключает с органами местного самоуправления соглашение, в котором обязуется переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, после снятия обременения с жилого помещения
Право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы (далее - банк).
Владелец свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи сдает свидетельство в банк.
Свидетельство, представленное в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается. По истечении этого срока владелец свидетельства вправе обратиться в отдел экономики и прогнозирования Администрации города Черногорска с заявлением о замене свидетельства.
Банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца свидетельства, а также своевременность представления свидетельства в банк.
В случае выявления несоответствия данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в представленных документах, банк отказывает в заключении договора банковского счета и возвращает свидетельство его владельцу, а в остальных случаях заключает с владельцем свидетельства договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия Министерством по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Участие в подпрограмме является добровольным.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет бюджетных средств предоставляется молодой семье только один раз.
Социальная выплата предоставляется в размере не менее:
- 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей, не имеющих детей;
Решением Совета депутатов г. Черногорска Республики Хакасия от 26 ноября 2009 г. N 119 абзацы с 23 по 35 приложения 1 настоящего решения изложены в новой редакции
Доля средств федерального, республиканского и местного бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, определяется условиями Соглашения о реализации подпрограммы, заключенного между Министерством по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия и администрацией города Черногорска.
10 % - для молодых семей, не имеющих детей. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по городу Черногорску.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей) - по 18 кв. м на 1 человека.
Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:
СтЖ = Н х РЖ,
где:
СтЖ - расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты;
Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по городу Черногорску;
РЖ - размер общей площади жилого помещения.
Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.
Молодой семье - участнице подпрограммы при рождении (усыновлении) 1 ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства): 2,5% - за счет средств республиканского бюджета и 2,5 % - за счет средств бюджета города.
Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:
а) заявление о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2-х экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии паспортов с отметкой о регистрации постоянного места жительства;
в) свидетельство о рождении ребенка;
г) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);
д) выписку из домовой книги или копию финансово-лицевого счета, справку из Черногорского филиала ГУП РХ "УТИ" на всех членов семьи о наличии или отсутствии жилья в собственности, справку о составе семьи, выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) в собственности жилых помещений (на всех членов семьи)
е) справки о заработной плате и/или иные документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Отдел коммунального хозяйства организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) превышение одним или обоими супругами предельно допустимого возраста для участия в программе;
б) не признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
в) неплатежеспособность семьи;
г) непредставление или представление не в полном объеме документов;
д) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
е) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет бюджетных средств.
Повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа.
Отдел коммунального хозяйства для участия в федеральной программе, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия.
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году.
Решением Совета депутатов г. Черногорска Республики Хакасия от 26 ноября 2009 г. N 119 абзац 66 приложения 1 настоящего решения изложен в новой редакции
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасии может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей -претендентов на получение социальных выплат в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами
Отдел экономики и прогнозирования в течение 10 рабочих дней после поступления бюджетных средств, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат.
Для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты направляет в Администрацию города Черногорска заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы:
а) копии паспортов с отметкой о регистрации постоянного места жительства;
б) свидетельство о рождении ребенка;
в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);
г) выписку из домовой книги или копию финансово-лицевого счета, справку о составе семьи, выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) в собственности жилых помещений (на всех членов семьи) или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Отдел коммунального хозяйства Администрации города Черногорска организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
При получении свидетельства молодая семья информируется о порядке и условиях получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
Владелец свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи сдает свидетельство в банк. Открывает банковский счет, на который будет производиться перечисление социальной выплаты и предоставляет в банк документы на приобретаемое (приобретенное) жилое помещение, либо документы на строительство индивидуального жилого дома, работ (товаров, услуг) по созданию объекта индивидуального жилищного строительства.
Банк в течение 5 рабочих дней с даты получения документов осуществляет проверку содержащихся в них сведений.
В случае вынесения банком решения о принятии документов, банк направляет в Администрацию города Черногорска заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов.
Отдел экономики и прогнозирования в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление бюджетных средств на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем Администрация города Черногорска в указанный срок письменно уведомляет банк.
Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, в том числе путем оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, работ (товаров, услуг) по созданию объекта индивидуального жилищного строительства либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена жилищного накопительного кооператива. Перечисление указанных средств является основанием для исключения Отделом коммунального хозяйства молодой семьи - участницы подпрограммы из списков участников подпрограммы.
7. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы.
Эффективность реализации Подпрограммы обеспечивается за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
- государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления субсидий;
- адресного предоставления бюджетных средств;
- привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей осуществляется на основе следующих индикаторов:
- количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов;
- доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- доля оплаченных свидетельств в общем количестве свидетельств, выданных молодым семьям.
Успешное выполнение мероприятий Подпрограммы даст возможность за период её реализации улучшить жилищные условия 48 молодых семей, а также позволит обеспечить:
- привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;
- развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
- укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
- развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.