Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Региональная программа
"Развитие торговли в Республике Хакасия на 2015 - 2017 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 6 февраля 2015 г. N 32)
Паспорт
региональной программы
"Развитие торговли в Республике Хакасия на 2015 - 2017 годы"
Основания для разработки программы |
|
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.07.2010 N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли"; Закон Республики Хакасия от 01.07.2011 N 60-ЗРХ "О государственном регулировании торговой деятельности в Республике Хакасия"; Закон Республики Хакасия от 30.09.2011 N 70-ЗРХ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли" |
Ответственный исполнитель |
|
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия |
Соисполнители |
|
Министерство экономики Республики Хакасия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия; Министерство труда и социального развития Республики Хакасия; Министерство образования и науки Республики Хакасия; Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия; Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия |
Цель |
|
решение проблем в сфере торговли, определение основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Республики Хакасия |
Задачи |
|
совершенствование правового регулирования в сфере торговли; формирование современной инфраструктуры торговли и эффективной торговой системы в Республики Хакасия в целом; стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация их взаимодействия с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории Республики Хакасия; содействие в разработке и реализации муниципальных программ развития торговли |
Сроки реализации |
|
2015-2017 годы |
Объем и источники финансирования |
|
финансирование за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Хакасия и средств внебюджетных источников не предусмотрено |
Показатели эффективности (целевые индикаторы) по годам |
|
обеспеченность населения площадью торговых объектов, м2 (в расчете на 1000 человек): 2015 год - 420,0; 2016 год - 420,0; 2017 год - 420,0; объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках, млн. рублей: 2015 год - 473 8,7; 2016 год - 5110,3; 2017 год - 5527,2; оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка, млн. рублей: 2015 год - 65988,50; 2016 год - 71162,60; 2017 год - 76968,8; оборот розничной торговли, млн. рублей: 2015 год - 70727,2; 2016 год - 76272,9; 2017 год - 82496,0; темп роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах), процентов: 2015 год - 102,1; 2016 год - 103,0; 2017 год - 103,6; оборот розничной торговли в расчете на душу населения, тыс. рублей: 2015 год - 132,3; 2016 год - 142,6; 2017 год - 154,3; |
Ожидаемые конечные результаты Система управления |
|
оборот оптовой торговли, млн. рублей: 2015 год-40731,5; 2016 год-42840,2; 2017 год-45172,4; темп роста оборота оптовой торговли (в сопоставимых ценах), процентов: 2015 год - 100,1; 2016 год-100,5; 2017 год-101,0; доля налогов, поступивших от торговых предприятий, в доходной части республиканского бюджета Республики Хакасия, процентов: 2015 год- 13,6; 2016 год- 13,8; 2017 год- 14,0 увеличение темпа роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) к 2017 году - до 103,6% к предыдущему году; достижение показателя оборота розничной торговли в расчете на душу населения к 2017 году - 154,3 тыс. рублей; увеличение темпа роста оборота оптовой торговли (в сопоставимых ценах) к 2017 году - до 101,0% к предыдущему году; обеспечение к 2017 году населения Республики Хакасия площадью торговых объектов не менее 420,0 м2 на 1000 человек; повышение доли налогов, поступивших от торговых предприятий, в доходной части республиканского бюджета Республики Хакасия к 2017 году - до 14% управление реализацией программы осуществляется ее ответственным исполнителем и включает текущую работу по обеспечению координации деятельности ответственного исполнителя и соисполнителей, внесению корректировок в мероприятия в соответствии с изменениями ситуации на потребительском рынке, в экономике Республики Хакасия |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Торговля - один из социально значимых видов экономической деятельности Республики Хакасия, удовлетворяющий потребности отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечивающий доступность товаров для населения, формирующий конкурентную среду и поддержку местных производителей товаров. Это особая сфера экономики республики, которая характеризует уровень благосостояния населения и обеспечивает социально-экономическое развитие.
Здесь концентрируются многие проблемы, характерные для развития Республики Хакасия в целом.
Торговая отрасль на протяжении последних лет - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики республики, опережающая по темпам роста многие отрасли. Торговля выступает ориентиром, связующим звеном при выборе направлений развития производства и доведения товаров и услуг до потребителя.
Оборот розничной торговли Республики Хакасия в 2011 году составил 46.0 млрд. рублей, в 2012 году составил 56,5 млрд. рублей (115,9% к предыдущему году в сопоставимых ценах), в 2013 году 60,8 млрд. рублей (101,4% к предыдущему году в сопоставимых ценах). Оборот розничной торговли в 2014 году составит (по предварительной оценке) 65,9 млрд. рублей (101,9% к предыдущему году в сопоставимых ценах). За первое полугодие 2014 года оборот розничной торговли в Республике Хакасия составил 31,2 млрд. рублей (109,6% к соответствующему периоду предыдущего года).
Оборот розничной торговли в Сибирском федеральном округе в 2011 году составил 2064,1 млрд. рублей, в 2012 году - 2330,9 млрд. рублей, в 2013 году - 2555.0 млрд. рублей.
Оборот розничной торговли в целом по Российской Федерации в 2011 году составил 19104,3 млрд. рублей; в 2012 году - 21394,5 млрд. рублей, в 2013 году - 23685,9 млрд. рублей (таблица 1).
Таблица 1
|
Оборот розничной торговли, млн. рублей |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
Российская Федерация |
19104336,5 |
21394526,2 |
23685913,5 |
Сибирский федеральный округ |
2064138,2 |
2330901,3 |
2555023,8 |
Республика Алтай |
14312,0 |
15825,9 |
17721,1 |
Республика Бурятия |
100937,9 |
113573,1 |
130418,4 |
Республика Тыва |
13741,6 |
15169,4 |
16829,8 |
Республика Хакасия |
46034,0 |
56540,9 |
60791,2 |
Алтайский край |
218077,2 |
254124,7 |
282804,2 |
Забайкальский край |
106366,0 |
116158,9 |
126912,5 |
Красноярский край |
361606,8 |
423839,8 |
462064,7 |
Иркутская область |
225845,8 |
249988,4 |
266525,9 |
Кемеровская область |
287279,5 |
317748,2 |
344841,8 |
Новосибирская область |
368292,5 |
398830,9 |
433531,1 |
Омская область |
228594,6 |
263914,9 |
294569,8 |
Томская область |
93050,3 |
105186,2 |
118013,2 |
Оборот розничной торговли Республики Хакасия в расчете на душу населения за 2011 год составил 86,5 тыс. рублей, 2012 год - 106,2 тыс. рублей, 2013 год - 113,9 тыс. рублей; в Сибирском федеральном округе - в 2011 году составил 107,2 тыс. рублей, в 2012 году - 121,0 тыс. рублей, в 2013 году - 132.5 тыс. рублей; в целом по Российской Федерации - в 2011 году составил 133.6 тыс. рублей; в 2012 году - 149,4 тыс. рублей, в 2013 году - 165,1 тыс. рублей (таблица 2).
Таблица 2
|
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения, рублей |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
Российская Федерация |
133633 |
149401 |
165051 |
Сибирский федеральный округ |
107192 |
120963 |
132484 |
Республика Алтай |
68981 |
75583 |
83988 |
Республика Бурятия |
103903 |
116893 |
134060 |
Республика Тыва |
44509 |
48949 |
54096 |
Республика Хакасия |
86496 |
106164 |
113937 |
Алтайский край |
90402 |
105754 |
118096 |
Забайкальский край |
96453 |
105860 |
116140 |
Красноярский край |
127607 |
149112 |
162148 |
Иркутская область |
93088 |
103165 |
110126 |
Кемеровская область |
104236 |
115686 |
125935 |
Новосибирская область |
137594 |
147816 |
159368 |
Омская область |
115704 |
133668 |
149230 |
Томская область |
88355 |
99139 |
110583 |
В 2011 году в структуре оборота розничной торговли по республике удельный вес пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий составил 47,6%, в 2012 и 2013 годах - по 49,2%. Удельный вес непродовольственных товаров - в 2011 году - 52,4%, 2012 и 2013 год - по 50,8%.
Доля продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в Сибирском федеральном округе в 2011 году составила 45,0%, в 2012 году - 44,2% и в 2013 году - 44,8%. Удельный вес непродовольственных товаров в 2011 году - 55,0%, в 2012 и 2013 годах - 55,8% и 55,2% соответственно
Доля продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в целом по Российской Федерации в 2011 году составила 47,7%, в 2012 году - 46,6% и в 2013 году - 47,0%. Удельный вес непродовольственных товаров составил в 2011 году - 52,3%, в 2012 и 2013 годах - 53,4% и 53,0% соответственно (таблица 3).
Таблица 3
Структура оборота розничной торговли
Российская Федерация |
Доля товаров по годам, в процентах к итогу |
|||||
продовольственных |
непродовольственных |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
47,7 |
46,6 |
47,0 |
52,3 |
53,4 |
53,0 |
|
Сибирский федеральный округ |
45,0 |
44,2 |
44,8 |
55,0 |
55,8 |
55,2 |
Республика Алтай |
52,1 |
51,5 |
51,3 |
47,9 |
48,5 |
48,7 |
Республика Бурятия |
54,7 |
52,5 |
52,5 |
45,3 |
47,5 |
47,5 |
Республика Тыва |
49,0 |
47,2 |
47,3 |
51,0 |
52,8 |
52,7 |
Республика Хакасия |
47,6 |
49,2 |
49,2 |
52,4 |
50,8 |
50,8 |
Алтайский край |
48,4 |
46,3 |
46,4 |
51,6 |
53,7 |
53,6 |
Забайкальский край |
45,8 |
45,8 |
46,8 |
54,2 |
54,2 |
53,2 |
Красноярский край |
43,7 |
41,9 |
41,8 |
56,3 |
58,1 |
58,2 |
Иркутская область |
41,7 |
40,0 |
42,5 |
58,3 |
60,0 |
57,5 |
Кемеровская область |
47,4 |
46,7 |
46,7 |
52,6 |
53,3 |
53,3 |
Новосибирская область |
42,3 |
42,3 |
43,4 |
57,7 |
57,7 |
56,6 |
Омская область |
43,2 |
44,8 |
45,0 |
56,8 |
55,2 |
55,0 |
Томская область |
43,0 |
40,8 |
41,6 |
57,0 |
59,2 |
58,4 |
В соответствии с прогнозом социально экономического развития Республики Хакасия на 2015 - 2017 годы оборот розничной торговли (по оценке) в 2015 году составит 70,7 млрд. рублей, 2016 год - 76,3 млрд. рублей, 2017 год - 82,5 млрд. рублей.
В крупных торговых предприятиях за 2011 - 2013 годы отмечается снижение оборотных средств, но для сохранения ассортимента их пока достаточно. По продовольственной группе товаров отмечается некоторое падение покупательского спроса на импортные товары, а также сокращение спроса на ряд товаров промышленной группы.
Из-за высокой арендной платы закрываются предприятия "шаговой (пешеходной) доступности", возрастает доля вакантных площадей в торговых центрах городов Республики Хакасии. Большинство сетевых компаний в 2011 - 2013 годах отказались от новых инвестиционных проектов, осуществляют закрытие нерентабельных магазинов.
Сложившаяся ситуация имеет и положительные моменты - освобождение потребительского рынка республики от слабых и неэффективных компаний, возможность повысить логистику предприятий, упорядочить внутренние финансы и подкорректировать ценовую политику.
Эффективность бизнеса торговой отрасли напрямую зависит от экономического положения населения Республики Хакасия. Часть жителей республики сокращает уровень потребления в силу снижения доходов, недоступности дешевых кредитов, а также роста цен на товары.
Так, в январе - июне 2014 года денежные доходы населения Республики Хакасия сложились в сумме 57290,8 млн. рублей и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 10,6%; денежные расходы населения составили 62714,4 млн. рублей и выросли по сравнению с январем - июнем 2013 года на 10%. Превышение денежных расходов населения над денежными доходами составило 5423,6 млн. рублей.
В январе - июне 2014 года денежные доходы на душу населения составили 17878,4 рубля, денежные расходы населения - 19570,9 рубля, реальные денежные доходы увеличились по сравнению с январем - июнем 2013 года на 4,3%, реальные денежные расходы увеличились на 3,8%. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения по Республике Хакасия в конце июня 2014 года составила 8 759,23 рубля в расчете на месяц и уменьшилась по сравнению со стоимостью на конец мая 2013 года на 0,7%, с начала года увеличилась на 6,9%.
Среднемесячная начисленная заработная плата в июне 2014 года составила 31257,8 рубля и по сравнению с июнем 2013 года выросла на 8,9%, по сравнению с маем 2014 года - на 9,3%. Реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) в июне 2014 года составила 101,4% к уровню июня 2013 года, и 108,6% - к уровню мая 2014 года.
Увеличение денежных расходов республиканских семей и рост цен привели к значительным изменениям в потребительских предпочтениях. Новая модель поведения на торговом рынке характеризуется увеличением объема продаж на торговых предприятиях эконом-класса и его уменьшением в более дорогих сегментах торговли. Наблюдается явный процесс переориентации покупателей республики на дискаунтеры (тип магазина, торгующего в розницу по ценам, приближенным к оптовым); снижается поток покупателей в супермаркетах; сокращается потребление соков, напитков, кондитерских изделий, сыров, мяса, некоторых видов молочных продуктов наименее обеспеченными слоями населения; снижается спрос на товары длительного пользования. За предыдущий трехлетний период резко упали продажи в более дорогих магазинах городов республики, сократилась реализация промышленных товаров.
Торговля в своем развитии проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и факторы успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых товаров.
Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей республиканской экономики по количеству созданных рабочих мест. За первое полугодие 2014 года среднесписочная численность работников организаций торговли Республики Хакасия составила 9,3 тыс. человек (без учета микро-предприятий). Удельный вес занятых в торговле от общего количества занятых в экономике республики - 6,3%, а доля индивидуальных предпринимателей, занятых в розничной торговле, в общем количестве зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (без учета глав крестьянских (фермерских) хозяйств) составляет 62,0%.
Уровень развития торговли неоднороден по регионам Российской Федерации. Это выражается как в уровне цен, обеспеченности населения площадью торговых объектов современных форматов, товарным ассортиментом, т. е. показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и др., то есть параметров, оказывающих влияние на развитие торговли в регионе.
В Республике Хакасия торговля в основном развивается в городах, что объясняется высокой в сравнении с районными центрами муниципальных образований привлекательностью отрасли наибольшим спросом и платежеспособностью населения.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 N 754 "Об утверждении правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов" в Республике Хакасия разработаны нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для муниципальных районов и городских округов.
Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает географическую доступность товаров для населения, разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителям. Уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов входит в число индикаторов, отражающих качество жизни населения региона.
В настоящее время отдаленные и труднодоступные территории республики зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. С ростом оттока молодого населения из таких районов они становятся все менее привлекательными для развития торговли, что в конечном итоге приводит к закрытию существовавших там магазинов и, как следствие, сокращению обеспеченности жителей даже товарами первой необходимости. В связи с этим указанные нормативы для муниципальных образований должны учитываться при разработке документов территориального планирования, генеральных планов, схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территории республики.
Обобщение анализа состояния и тенденций развития торговли в Республике Хакасия выявило проблему, на решение которой направлена региональная программа "Развитие торговли в Республике Хакасия на 2015 - 2017 годы" (далее - Программа) - это проблема неполного удовлетворения спроса жителей Республики Хакасия на потребительские товары в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Кроме того, указанная проблема обусловлена рядом составляющих ее основных проблем, присущих торговой отрасли Республики Хакасия и требующих системного решения программным методом в ближайшей и среднесрочной перспективе, а именно:
несовершенство правового регулирования в сфере торговли; недостаточный уровень развития современной инфраструктуры розничной торговли и территориальной доступности торговых объектов для населения;
недостаточная ценовая доступность товаров для населения Республики Хакасия;
недостаточный уровень обеспечения качества и безопасности потребительских товаров;
недостаточный уровень развития системы товарообеспечения и логистики, развитие оптовой торговли;
низкая деловая активность хозяйствующих субъектов; недостаточный уровень развития сельской торговли;
недостаточное информационное обеспечение торговли; нерешенный вопрос занятости и кадрового обеспечения отрасли; недостаточный уровень обеспечения условий для развития конкуренции; отсутствие муниципальных программ развития торговли.
Целесообразность решения указанных проблем развития торговли программно-целевым методом определена такими основными факторами, как масштабность, сложность и многообразие проблем, присущих отрасли; необходимость комплексной увязки мероприятий Программы; консолидации усилий органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления и бизнеса.
3. Основные задачи и цель Программы
Торговля - комплексный и системообразующий сектор экономики республики, развитие которого обеспечивает баланс цели и задач Программы со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Хакасия, утвержденными постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 N 605 "Об утверждении стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года".
Основными целями и задачами, определенными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Хакасия, являются повышение уровня и качества жизни населения Республики Хакасия, увеличение его жизненного потенциала на основе динамичного, сбалансированного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепление позиций Республики Хакасия среди субъектов Российской Федерации. Социально-экономическое положение Республики Хакасия к 2020 году должно характеризоваться реальным улучшением параметров качества жизни населения Республики Хакасия. Стратегические задачи и цели планируется достигнуть, в том числе и путем реализации мероприятий Программы.
Кроме того, основной целью Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 31.03.2011 N 422, является максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли.
См. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 г. N 2733
"Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года"
Таким образом, цель и задачи Программы сформированы с учетом целей и задач, утвержденных в выше обозначенных нормативных правовых актах, определены исходя из необходимости сосредоточения интеллектуальных, финансовых и иных ресурсов на решении основных проблем функционирования и развития торговли в Республике Хакасия и отличаются следующими свойствами: значимость для Республики Хакасия; достижимость в пределах срока реализации Программы; возможность проверки факта достижения запланированных результатов (конкретных значений качественных и количественных показателей, индикаторов).
Цель Программы - решение проблем в сфере торговли, определение основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Республики Хакасия.
Задачи Программы:
совершенствование правового регулирования в сфере торговли;
формирование современной инфраструктуры торговли и эффективной торговой системы в Республики Хакасия в целом;
стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация их взаимодействия с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории Республики Хакасия;
содействие в разработке и реализации муниципальных программ развития торговли.
В рамках первой задачи в целях совершенствования правового регулирования в сфере торговли и приведения нормативных правовых актов Республики Хакасия в соответствие с федеральным законодательством необходимо:
своевременное приведение в соответствие с современными требованиями отдельных положений действующего законодательства, обновление республиканского законодательства с учетом принятых федеральных законов;
исключение двойственного толкования положений отдельных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность торговых организаций (любые положения нормативных правовых актов республики в случае допущения неоднозначности толкования должны быть расширены и дополнены соответствующими определениями и понятиями);
исключение избыточного регулирования, повышающего уровень отраслевых издержек, снижающего инвестиционную привлекательность отрасли, создающего почву для административных барьеров.
Решение поставленной задачи будет достигнуто посредством проведения ежегодного мониторинга нормативных правовых актов в сфере торговли, опубликования результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также разработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере торговли (по мере необходимости).
Задача 2. "Формирование современной инфраструктуры торговли и эффективной торговой системы в Республики Хакасия в целом".
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора торговли в Республике Хакасия, является недостаточный уровень развития инфраструктуры розничной торговли, неприспособленность инфраструктуры для развития современных форматов торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. К проблемам в области инфраструктуры розничной торговли относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между производителями и торговыми организациями.
Размещение сети торговых объектов на территории республики характеризуется неравномерностью как по городам, так и по муниципальным районам республики. Недостаток стационарной сети предприятий, предоставляющих товары повседневного спроса, особенно проявляется в отдаленных муниципальных образованиях республики, где население испытывает наибольшую потребность в развитии сети предприятий "шаговой (пешеходной) доступности".
В целях принципиального решения задачи по выявлению и устранению дефицита предприятий "шаговой (пешеходной) доступности" в Стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года внесены изменения в части учета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Республике Хакасия для муниципальных районов и городских округов при разработке документов территориального планирования, генеральных планов, региональной и муниципальных программ развития торговли, а также схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территории Республики Хакасия.
Решение поставленной задачи будет достигнуто посредством проведения ежегодного мониторинга обеспеченности населения Республики Хакасия площадью торговых объектов, опубликования результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что позволит проводить работу по отслеживанию текущей ситуации с целью недопущения снижения показателя по информированию населения и всех заинтересованных лиц о фактической обеспеченности площадью торговых объектов в Республике Хакасия; реализации мероприятия по развитию нестационарной и ярмарочной торговли (утверждение, своевременное внесение изменений (дополнений) в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований Республики Хакасия с учетом необходимости устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния на инфраструктуру соответствующего муниципального образования); реализации мероприятия по предоставлению в аренду имущества, относящегося к государственной собственности Республики Хакасия, торгующим организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), что приведет к увеличению количества объектов стационарной торговли (вне рынка), а также других мероприятий.
Так, в целях увеличения сети торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), Правительством Республики Хакасия предоставлено в аренду имущество (помещения), относящееся к государственной собственности Республики Хакасия. По состоянию на 01.10.2014 заключен 41 договор аренды (общей площадью 1397,6 м2) с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по реализации продовольственных и непродовольственных групп товаров.
Далее, в рамках решения поставленной задачи, посредством проведения еженедельного мониторинга цен на товары, опубликования результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" будет достигнуто повышение экономической доступности товаров для населения, что обеспечит своевременное выявление необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости; выявление причин указанного роста; информирование населения о фактическом уровне цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в Республике Хакасия, а также принятие мер по стабилизации цен.
Сектор торговли республики со средними (умеренными) ценами и качеством товаров развит недостаточно. Особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях Республики Хакасия, а также на жителях, имеющих фиксированные и низкие доходы.
Следствием высокой дифференциации доходов и существования части населения за чертой бедности являются существенные различия в структуре и уровнях расходов и фактического потребления товаров и услуг населением по доходным группам. Это определяет высокую зависимость уровня потребления в малообеспеченных семьях от изменения цен на товары первой необходимости, включая основные продукты питания. Структура сферы торговли Республики Хакасия должна отвечать сложившейся структуре расходов и обеспечивать малообеспеченному населению возможность приобретать необходимый для нормальной жизнедеятельности набор товаров.
В последние годы механизмы рыночного регулирования несколько приспособили торговлю республики к доходной структуре ее населения. Показателем этого процесса является деятельность предприятий розничной торговли, торгующих широким ассортиментом товаров по ценам ниже среднерыночных (предприятия сети "Ролби", "Светофор", "Власта", "ВСК", "Командор", "Аллея", "Поляна", "Эльдорадо", "Эксперт", "Сибвез" и т.п.) и ориентированных на население с доходами на среднем уровне и ниже по всей Республике Хакасия.
Тем не менее, механизмов рыночного регулирования пока недостаточно для решения проблемы ценовой доступности для всего населения Хакасии. Во-первых, торговых предприятий, реализующих продукцию по относительно низким ценам, в республике недостаточно. В розничной торговле в последние годы не происходит должного развития низко-ценового сегмента. Во-вторых, население с доходами ниже прожиточного минимума нуждается в дополнительной поддержке, поскольку предлагаемый дискаунтерами уровень цен не обеспечивает ему потребление на уровне стандартов потребительской корзины.
Обеспечение ценовой доступности товаров для всех социальных групп населения является одной из главных социальных проблем развития торговли Республики Хакасия в ближайшей и среднесрочной перспективе.
В соответствии с законодательством сферы торговли хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. Тем не менее Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия проводится еженедельный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в Республике Хакасия (перечень указанных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, Перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и Перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения") с обязательным размещением информации о проведении указанного мониторинга на официальном портале органов государственной власти Республики Хакасия.
В целях своевременного реагирования на изменение цен на социально значимые продовольственные товары, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", в Республике Хакасия осуществляется ежедневный оперативный мониторинг розничных цен по информации, предоставляемой от муниципальных образований Республики Хакасия согласно формам отчета, утвержденным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Ежедневная информация "Ежедневный отчет об уровне цен на фиксированный набор товаров в Республике Хакасия" и еженедельная информация "Еженедельный сводный отчет об уровне цен на фиксированный набор товаров и динамике их изменения в Республике Хакасия" направляется в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия создан оперативный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственного рынка Республики Хакасия. В его состав вошли руководители профильных органов исполнительной власти Республики Хакасия, а также представители крупных поставщиков продовольственной продукции и торговых сетей.
Далее, в рамках поставленной задачи предполагается проведение ежегодного мониторинга качества потребительских товаров, реализуемых на территории Республики Хакасия, нарушений норм и правил торговли, опубликование результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с последующими изменениями) завершился переход от "качества" как основного объекта государственного нормирования и контроля к "безопасности", в первую очередь потребительских товаров.
Развитие торговли не может осуществляться без конкуренции товаропроизводителей, без реализации конкурентоспособных товаров, без обеспечения их безопасности и качества для потребителей. Основная причина появления на потребительском рынке республики некачественных и опасных товаров - отсутствие у большинства товаропроизводителей реальной возможности выпускать конкурентоспособные по качеству товары (использование устаревших технологий, низкое качество комплектующих изделий, отсутствие постоянных поставщиков сырья и комплектующих), мотивации к повышению качества товаров (услуг). Кроме того, на многих предприятиях ослаблен производственный контроль качества и безопасности выпускаемой продукции, ощущается нехватка квалифицированных специалистов.
Продвижение многих товаров от производителя до потребителя осуществляется в несколько этапов путем их неоднократной перекупки, что осложняет определение степени ответственности изготовителя и продавца за качество и безопасность товара. Ослаблен контроль качества и безопасности товаров, осуществляемый в оптовой и розничной торговле.
Наиболее остро вопросы качества и безопасности, распространения контрафактной и фальсифицированной продукции стоят в сфере неорганизованной торговли - на рынках и в мелкорозничной сети, где реализуется основная масса подобной продукции. Существование "теневых" каналов товародвижения, тесно связанных с неорганизованной торговлей, выводит из системы контроля качества и безопасности значительные объемы потребительских товаров.
Обеспечение безопасности и качества товаров должно быть ориентировано на предотвращение производства и реализации опасной и недоброкачественной продукции.
Выполнение мероприятия будет способствовать своевременному выявлению и предотвращению производства и реализации опасной и недоброкачественной продукции, реализуемой на территории Республики Хакасия; информированию и усилению внимания населения, производителей и потребителей, органов государственной власти, общественных организаций и средств массовой информации к проблеме качества и безопасности товаров, активизации работы по ее решению.
Кроме того, в рамках поставленной задачи предусмотрены мероприятия по развитию системы товарообеспечения и логистики, развитию оптовой торговли.
Во времена формирования рыночных отношений в нашей стране установилось и стало быстро разворачиваться новое научно-практическое направление - логистика. Логистика сочетает в себе совершенно новые, неизвестные и не применяемые ранее в республике принципы организации и управления предприятиями, в том числе транспортными компаниями, различными объединениями и фирмами, так или иначе связанными с продвижением товаров на рынок. Фактически управление предприятием от стадии его формирования и до конечной цели - предоставления товаров потребителю - поменялось. Новое понятие позволило оптимизировать все бизнес-процессы.
На данном этапе развития торговой отрасли Республики Хакасия необходимо совершенствование системы товарообеспечения и логистики посредством организации и регулирования процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
В целях повышения конкурентоспособности и обеспечения свободного выхода российским и местным производителям товаров, местным сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям на потребительский рынок республики, наращивания производства, обеспечения населения широким ассортиментом товаров непосредственно от российских и местных производителей, а также в целях развития фирменных торговых сетей сельскохозяйственных и промышленных предприятий необходимо оказание содействия развитию торговли товарами именно российским и местным производителям товаров, местным сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям (в том числе фирменной торговой сети сельскохозяйственных и промышленных предприятий), что в конечном итоге приведет к уменьшению степени зависимости потребительского рынка республики от иностранных поставщиков.
Наряду с проблемой недостаточного уровня развития инфраструктуры розничной торговли в Республике Хакасия существует проблема неразвитости инфраструктуры оптовой торговли. Основное беспокойство у торговых организаций вызывает низкая обеспеченность дорогами многих муниципальных образований республики и отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Такое положение дел не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие населенные пункты, нарушает процесс товарообмена. Ситуация с развитием складских площадей складывается аналогично. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.
В целях совершенствования системы товарообеспечения и логистики, развития оптовой торговли, организации и регулирования процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, управления товарными запасами, решения проблем дефицита торговых площадей, создания инфраструктуры товародвижения, в рамках Программы предусматривается реализация мероприятия по стимулированию инвестиционных проектов, направленных на строительство (реконструкцию, модернизацию) на территории Республики Хакасия предприятий современных форматов торговли, связанных с реализацией, приемом и хранением сельскохозяйственной продукции и других групп товаров (в том числе организаций, оказывающих логистические услуги в сфере торговли).
Правительством Республики Хакасия принято постановление от 24.12.2010 N 709 "О создании открытого акционерного общества "Дирекция республиканских рынков" с участием Республики Хакасия. На Дирекцию республиканских рынков возложено строительство сети сельскохозяйственных рынков на территории Республики Хакасия, первым этапом было запланировано возведение комплекса сельскохозяйственного рынка на территории города Абакана. В настоящее время сельхозрынок успешно функционирует, его площадь составляет 15600 м2. Общая площадь здания рынка составляет 3614 м2, из них площадь подвала 979 м2, площадь первого этажа 2190 м2, в подвальном помещении размещены 14 охлаждающих морозильных камер, общим объемом 279,7 м3, для доставки товара из подвала предусмотрено два грузовых лифта. Торговая площадь в здании рынка составляет 1570 м2. На сельскохозяйственном рынке установлено современное оборудование для хранения и продажи продовольствия. Рынок оснащен дополнительными технологическими помещениями (лаборатория, помещения для приемки товара, помещение для разрубки мяса, и т. д.). Для удобства покупателей территория рынка поделена на несколько секторов (мясной сектор; рыбный сектор; молочный сектор; овощной сектор; будут выделены места для пчеловодов, огородников, садоводов и прочие места). Рынок полностью оборудован всем необходимым технологическим оборудованием: холодильные камеры - 14 шт.; холодильные витрины - 169 шт.; прилавки - 115 шт.; весы - 120 шт.; стол-каркас - 110 шт.; тележки грузовые - 45 шт. На территории рынка выделено 5000 м2 для проведения сельхозярмарок. На прилегающей к зданию рынка территории оборудована просторная автостоянка на 200 автомобилей.
В августе 2013 года состоялось открытие открытой торговой площадки (ярмарки) на территории сельскохозяйственного рынка с организацией торговли автолавок, стационарных и нестационарных палаток с возможностью подключения холодильного оборудования. На проводимых "Ярмарках выходного дня" широко представлена продукция нового урожая - молодой картофель, томаты, мед и другие виды продукции по ценам сельхозтоваропроизводителей. Практика проведения таких ярмарок будет продолжена.
Также администрация ОАО "Дирекция республиканских рынков" в целях снижения цен на социально значимые продовольственные товары организовала собственные отделы по реализации сельскохозяйственной продукции, поставляемой напрямую от фермеров: отдел по реализации мяса говядины, овощной отдел, отдел по реализации разливного молока. Цены на реализуемые продукты в этих отделах ниже на 15-20% от установившихся на республиканском рынке. Это позволило сдерживать цены других арендаторов республиканского рынка и, по оценке независимых средств массовой информации, вывело республиканский рынок среди аналогичных рынков города в категорию предприятий с самыми низкими ценами.
Таким образом, в целях обеспечения населения качественной сельскохозяйственной продукцией сельскохозяйственный рынок решает ряд задач по поддержке местных сельхозтоваропроизводителей, обеспечению конкуренции и снижению цен на товары сельскохозяйственного производства, установлению прямых хозяйственных связей "производитель - покупатель" (минуя посредников), созданию новых рабочих мест, увеличению поступлений в бюджет Республики Хакасия.
Кроме того, планируется строительство сети специализированных сельскохозяйственных розничных рынков во всех муниципальных образованиях республики. По запросу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия получена информация от администрации муниципальных образований республики о наличии свободных земельных участков площадью от 1,5 до 2 га, которые могут быть использованы под строительство сельскохозяйственного рынка.
В целях решения поставленной задачи в рамках реализации государственной программы Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы" предусмотрено предоставление субсидий на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным на приобретение технологического и холодильного оборудования для торговли, запасных частей к нему, бытовых приборов для торговли; приобретение комплектного оборудования для возведения торговых площадок и сельскохозяйственных кооперативных рынков (в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации), а также на строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, мясохладобоен, пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции.
В целях повышения конкурентоспособности и обеспечения свободного выхода российским и местным производителям товаров, местным сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям на потребительский рынок республики, оказания содействия в наращивании производства российским и местным производителям товаров, местным сельхозпроизводителям, в стабилизации процессов ценообразования на продукты питания, обеспечения населения широким ассортиментом товаров непосредственно от российских и местных производителей, развития фирменных торговых сетей сельскохозяйственных и промышленных предприятий, уменьшения степени зависимости потребительского рынка республики от иностранных поставщиков предусматривается реализация мероприятия по развитию торговли товарами российских и местных производителей товаров, местных сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий (в том числе фирменной торговой сети сельскохозяйственных и промышленных предприятий).
Реализация указанного мероприятия будет обеспечиваться, в том числе и посредством предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (предоставление грантов, субсидий) (в рамках реализации подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы" государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014-2016 годы)").
В целях продвижения продукции местных товаропроизводителей необходимо создание благоприятных условий для развития и обеспечения свободного выхода на региональный и межрегиональный рынки.
Далее, в целях информационного обеспечения торговли, во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в республике начата работа по формированию торгового реестра Республики Хакасия. С органами местного самоуправления муниципальных образований городов и районов республики подписаны соглашения по информационному взаимодействию в части предоставления сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров).
Формирование торгового реестра Республики Хакасия позволит создать систему мониторинга отрасли, позволяющую отслеживать ее динамику и проведение анализа.
В целях информационного обеспечения хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления республики и других заинтересованных лиц по вопросам организации и ведения торговли помимо ежеквартального опубликования обобщенных сведений из торгового реестра Республики Хакасия будет осуществляться и систематическое обновление информации о состоянии торговой отрасли республики.
Также, в рамках решения поставленной задачи, Программой предусмотрены мероприятия по совершенствованию кадрового обеспечения отрасли. Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами большую часть экономически активного населения, занятого в экономике Хакасии, с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по республике. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены, главным образом, быстрым ростом торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низко-квалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям учебными заведениями республики.
Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко-квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии.
Основными инструментами снижения дефицита квалифицированного персонала для торговых предприятий Республики Хакасия являются планирование потребности сферы торговли Республики Хакасия в кадрах в профессионально-квалификационном разрезе; трудоустройство безработных граждан и незанятого населения на свободные рабочие места (вакантные должности) в сфере торговли; профессиональное обучение учащихся, подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан и работников торговых предприятий по профессиям (специальностям), востребованным в сфере торговли, на базе учебных заведений республики (училищ среднего профессионального образования, лицеев, техникумов), осуществляющих обучение основным торговым специальностям (контролер-кассир, продавец и т. д.), в целях обеспечения потребности работодателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли, в квалифицированной рабочей силе.
В рамках решения поставленной задачи Программой предусмотрена реализация мероприятия по проведению комплексного исследования потребности в кадрах для торговой отрасли, наличия дефицита кадров в разрезе специальностей и направлений подготовки; оказанию содействия работодателям, осуществляющим деятельность в сфере торговли, в подборе необходимых работников; профессиональному обучению безработных граждан по профессиям (специальностям), востребованным в сфере торговли посредством повышения уровня занятости экономически активного населения, создания системы профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности, формирования единого информационного пространства о рынке труда и образовательных услугах, повышения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Хакасия (в рамках государственной программы Республики Хакасия "Содействие занятости населения Республики Хакасия (2013-2015 годы)").
Кроме того, Программой предусмотрены мероприятия по обеспечению необходимого уровня конкуренции, что является одним из ключевых факторов для развития торговли республики, роста ее эффективности и улучшения розничного предложения потребителям. Становление рыночных отношений ставит перед хозяйствующими субъектами рынка актуальные, жизненно важные проблемы, среди которых проблема формирования и эффективного использования рыночного механизма на основе создания конкурентной среды.
Для появления новых конкурентов, новых поставщиков и покупателей из других регионов или из других стран в Республике Хакасия должны быть созданы привлекательные условия для ведения бизнеса и для жизни населения. Необходимо предпринять меры, которые приведут к повышению привлекательности республики с тем, чтобы на ее территории появились новые хозяйствующие субъекты, что в свою очередь вызовет усиление конкуренции на региональном рынке и позволит сформировать развитую конкурентную среду.
В целях повышения конкурентоспособности и содействия продвижению продукции местных сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий на потребительский рынок, наращивания производства, стабилизации процессов ценообразования на продукты питания, обеспечения населения широким ассортиментом товаров непосредственно от производителя в Республике Хакасия необходимо развивать каналы прямой доставки сельхозпродукции потребителю посредством розничных рынков, ярмарок выходного дня, развозной торговли.
Программой также предусмотрена реализация мероприятия по проведению ежегодного мониторинга выполнения антимонопольных требований, установленных Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и анализа их влияния на развитие конкуренции в сфере торговой деятельности республики.
В рамках задачи 3 "Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация их взаимодействия с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории Республики Хакасия" предполагается организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок и иных мероприятий организующего характера, содействие выставочно-ярмарочной деятельности в целях развития каналов прямой доставки продукции потребителю, обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а также проведение семинаров-совещаний с участием сельхозтоваропроизводителей республики и местных представителей торговых сетей в целях организации их взаимодействия и разъяснения проблемных вопросов.
Кроме того, Программой предусмотрены мероприятия по развитию сельской торговли. В качестве ответного шага в условиях конкуренции с крупными розничными продавцами малые предприятия объединяются в кооперативы - увеличивают масштаб операций, а также минимизируют негативные эффекты свойственной малому бизнесу ограниченности трудовых и инвестиционных ресурсов. Потребительская кооперация Республики Хакасия - важная социальная структура, обеспечивающая сельское население товарами, закупающая излишки сельхозпродукции у владельцев подворий, развивающая производство, переработку, бытовые услуги. Компании, состоящие в кооперации, более конкурентоспособны и эффективны по сравнению с независимыми игроками.
Основной целью оказания поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам, организациям потребительской кооперации, осуществляющим торгово-закупочную деятельность в сельской местности, является содействие в обеспечении доступа на новые рынки, расширении ассортимента, обеспечении доступа к новым технологиям, наращивании мощностей и снижении издержек.
В целях развития сельской торговли, оказания поддержки местным сельхозтоваропроизводителям по вопросам производства и реализации своей продукции и увеличения объема продукции местных сельхозтоваропроизводителей, реализуемой на "прилавках" республиканских магазинов, в Республике Хакасия сохранен и успешно работает Хакасский республиканский Союз потребительских обществ "Хакреспотребсоюз". В зоне деятельности потребительской кооперации по Республике Хакасия насчитывается 46 сельских населенных пунктов с численностью проживающего населения 63882 человека:
Аскизское райпо - обслуживает семь населенных пунктов (10113 человек);
Алтайское райпо - обслуживает восемь населенных пунктов (17792 человека);
Ширинский райпотребсоюз - обслуживает 14 населенных пунктов (18273 человека);
Копьевское потребительское общество - обслуживает шесть населенных пунктов (7357 человек);
Усть-Абаканское райпо - обслуживает один населенный пункт (3097 человек);
Московское потребительское общество - обслуживает два населенных пункта (1653 человека);
Уйбатское потребительское общество - обслуживает семь населенных пунктов (4351 человек);
Абаканское потребительское общество - обслуживает один населенный пункт (1250 человек).
Кроме того, в зоне деятельности потребительской кооперации находятся пять населенных пунктов, в которых проживает менее 100 человек (выездная торговля), и 12 населенный пунктов, в которых проживает до 200 человек (пять населенный пунктов - стационарная торговая сеть, семь населенный пунктов - выездная торговля). Для обеспечения хозяйственной деятельности и социальной миссии на селе задействованы по системе Хакреспотребсоюза 59 действующих магазинов, 18 предприятий общественного питания, 14 цехов и линий в предприятиях общественного питания, семь производственных предприятий.
В совокупном объеме хозяйственной деятельности Хакреспотребсоюза доля розничной торговли составляет 66%, доля оборота общественного питания 10%, заготовительный оборот принятой от населения сельскохозяйственной и дикорастущей продукции - 10%, промышленное производство - 6%, оптовая торговля, в том числе поставки товаров социально-бюджетной сфере республики - 6%, оборот платных услуг, оказываемых населению, в том числе бытовых - 2%, строительно-монтажных работ - 1%.
Из-за низкой покупательной способности сельского населения кооперативные магазины реализуют в основном продовольственную группу товаров, в которой почти 35% составляют товары первой необходимости: хлеб и хлебопродукты, растительное масло, соль, сахар, чай. Несмотря на то, что содержание магазинов в мелких и отдаленных населенных пунктах убыточно, товары в них реализуются по тем же ценам, что и в районных центрах. В результате уровень рентабельности кооперативной торговли в целом составляет порядка 1%. За счет собственных средств организации потребительской кооперации ежегодно проводят ремонт, реконструкции зданий, приобретают оборудование и транспорт.
Важной отличительной особенностью магазинов потребкооперации на селе является тот факт, что практически все магазины - это одновременно приемозаготовительные пункты сельхозпродукции от населения (овощей, плодов, ягод, изделий народных промыслов, а также лекарственно-технического сырья и дикорастущей продукции). Для выделения места исключительно для целей приемозаготовительной деятельности, при магазинах недостаточно имеющихся площадей и дополнительного оборудования. Закупаемая продукция от местного населения используется собственными предприятиями в производстве общественного питания, реализуется в розницу и поставляется социальным и бюджетным учреждениям по более низкой цене (снижение транспортных затрат).
Приоритетными направлениями развития потребительской кооперации в Республике Хакасия является взаимодействие с органами местного самоуправления по разработке муниципальных программ, проектов по поддержке потребкооперации на селе; улучшение материальной базы в сфере розничной торговли, внедрение новых форм обслуживания с учетом интересов пайщиков; наращивание объемов розничной торговли за счет выездной торговли в малонаселенных пунктах; активизация закупок сельхозпродукции у населения, не только для дальнейшей перепродажи, но и для переработки в собственных целях; обеспечение максимального освоения ресурсов сельхозпродукции в личных подворьях населения, крестьянских (фермерских) хозяйствах; организация в районах приемозаготовительных пунктов.
Предприятия, входящие в состав "Хакреспотребсоюза", являются постоянными участниками сельскохозяйственных ярмарок, проводимых в рамках республиканских праздников Тун Пайрам, Уртун Тойы, что расширяет доступ населения к местной, недорогой, качественной сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, в целях развития сельской торговли в части организации обеспечения жителей малых сел Республики Хакасия товарами первой необходимости по заранее сформированным заявкам, в республике разработан график заезда автолавок кооперативных организаций в малые населенные пункты Республики Хакасия.
Тем не менее, в республике существует проблема недостаточной привлекательности для бизнеса сельской торговли, особенно в малых и удаленных населенных пунктах. Население труднодоступных территорий республики не имеет доступа к торговым объектам вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой.
В рамках решения поставленной задачи Программой предусмотрена реализация мероприятия по развитию сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности, развитию торговли в малых и удаленных населенных пунктах.
Реализация указанного мероприятия будет обеспечиваться, в том числе и посредством реализации мероприятий государственной программы Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы": предоставление государственной поддержки по направлению повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, в том числе сельскохозяйственных и потребительских кооперативов. В рамках реализации данного мероприятия Программой предусматривается: обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам; развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации; создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с порядком предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса в Республики Хакасия используются следующие механизмы по повышению эффективности сельскохозяйственной и потребительской кооперации, по развитию сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации (в том числе осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности): предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях, в том числе по инвестиционным кредитам (займам), на строительство, реконструкцию и модернизацию мясохладобоен и пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока;
предоставление субсидий на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования;
предоставление субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на оплату потребленной электроэнергии;
предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, закупающим и перерабатывающим молоко или закупающим и сдающим молоко предприятиям, перерабатывающим молоко.
Кроме того, реализация указанного мероприятия будет обеспечиваться посредством предоставления финансовой поддержки (предоставление грантов, субсидий) субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельской местности (в рамках реализации подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы" государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014-2016 годы)").
Задача 4. Содействие в разработке и реализации муниципальных программ развития торговли
В целях развития муниципальной торговли предусмотрена реализация мероприятия по проведению обучающих семинаров, конференций, круглых столов в целях информационно-методического обеспечения органов местного самоуправления республики по вопросам разработки и реализации муниципальных программ развития торговли.
Целесообразность решения указанных задач развития торговли программно-целевым методом определена такими основными факторами, как масштабность, сложность и многообразие проблем отрасли торговли Хакасии; необходимость комплексной увязки мероприятий Программы, консолидации усилий органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления и бизнеса.
Программное решение указанных задач позволит достичь поставленные цели Программы: решение проблем в сфере торговли, определение основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Республики Хакасия, а также обеспечение качественно нового, более социально ориентированного облика торговли Республики Хакасия, поддержание высоких темпов развития отрасли, увеличение предложения товаров и услуг, создание новых рабочих мест, что обеспечит значительную часть поступлений налогов от торговой отрасли в бюджеты всех уровней. Это полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Хакасия.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы (показатели эффективности реализации Программы)
Посредством реализации программных мероприятий планируется увеличение темпов роста показателей социально-экономического развития Республики Хакасия: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Республики Хакасия площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек); повышение доступности товаров для населения; формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм, способов торговли и потребностей населения Республики Хакасия, а также обеспечение роста оборота розничной и оптовой торговли на территории Республики Хакасия; продажи на одного жителя Республики Хакасия.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определены следующие основные индикаторы, характеризующие ожидаемые результаты реализации Программы:
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, м2 (в расчете на 1000 человек); повышение доступности товаров для населения;
формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (количество торговых объектов различных форматов).
В связи с большим количеством мероприятий Программы перечень индикаторов дополнен следующими дополнительными показателями: объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках; оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка - оборот розничной торговли; темп роста оборота розничной торговли; оборот розничной торговли в расчете на душу населения; оборот оптовой торговли; темп роста оборота оптовой торговли;
доля налогов, поступивших от торговых предприятий, в доходной части бюджета Республики Хакасия.
Дополнительные целевые индикаторы количественно характеризуют ход реализации, решение основных задач и достижение цели Программы и определяются на основе данных государственного статистического наблюдения. Основные целевые индикаторы не входят в состав данных официальной статистики и имеют следующие алгоритмы их формирования.
Показатель "Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов" - недопущение снижения показателя норматива минимальной обеспеченности населения Республики Хакасия площадью торговых объектов - 420 м2 на 1000 человек. Конечным результатом реализации мероприятия будет не только недопущение снижения показателя норматива минимальной обеспеченности населения Республики Хакасия площадью торговых объектов, но и обеспечение информированности о реальной обеспеченности населения Республики Хакасия площадью торговых объектов, а также отслеживание текущей ситуации с целью предупреждения снижения показателя.
Алгоритм формирования показателя "Повышение доступности товаров для населения" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения по значению двух его составляющих показателей: объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках и оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка.
Показатель "Формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (количество торговых объектов различных форматов)" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения по значению составляющих его дополнительных показателей: оборот розничной торговли; темп роста оборота розничной торговли; оборот розничной торговли в расчете на душу населения; оборот оптовой торговли; темп роста оборота оптовой торговли.
Показатели (целевые индикаторы) Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлены в приложении 1.
Социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий в рассматриваемый период заключается в достижении ожидаемых непосредственных результатов от реализации каждого конкретного мероприятия Программы.
5. Перечень программных мероприятий
Мероприятия, направленные на комплексное решение задач, указанных в разделе 2 Программы, реализуются в соответствии с перечнем программных мероприятий (приложение 2).
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Хакасия и средств внебюджетных источников не предусмотрено.
7. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы: 2015 - 2017 годы.
8. Система управления и контроля за реализацией Программы
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет ответственный исполнитель Программы.
Внесение в Программу изменений, оказывающих влияние на ее параметры, осуществляется по инициативе ответственного исполнителя Правительством Республики Хакасия.
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями до 1 марта года, следующего за отчетным, и направляется в Министерство финансов Республики Хакасия и Министерство экономики Республики Хакасия.
Публичность (открытость) информации о ходе реализации и оценке эффективности Программы обеспечивается размещением годовых отчетов на официальном сайте ответственного исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.