Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Государственная программа Республики Хакасия
"Развитие коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия и обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг (2018-2022 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 октября 2017 г. N 556)
Паспорт государственной программы Республики Хакасия
"Развитие коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия и обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг (2018-2022 годы)"
Ответственный исполнитель |
- |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии) |
Подпрограммы |
- |
подпрограмма 1 "Развитие и модернизация систем коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия"; подпрограмма 2 "Чистая вода" |
Цель |
- |
повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по территориям Республики Хакасия |
Задачи |
- |
обеспечение надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры; снабжение жителей республики качественной питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных норм и правил |
Целевые показатели |
- |
показатель 1 "Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры": 2018 год - 55,63 процентов; 2019 год - 55,6 процентов; 2020 год - 55,36 процентов; 2021 год - 55,04 процентов; 2022 год - 54,71 процентов; показатель 2 "Сокращение доли проб воды, не отвечающих по качеству нормативным требованиям": 2018 год - на 0,5 процентных пунктов; 2019 год - на 0,3 процентных пунктов; 2020 год - на 0,2 процентных пунктов; 2021 год - на 0,2 процентных пунктов; 2022 год - на 0,2 процентных пунктов |
Этапы и сроки реализации |
- |
2018-2022 годы (этапы не выделяются) |
Объемы бюджетных ассигнований |
- |
342000 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 317300 тыс. рублей: 2018 год - 94000 тыс. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 89300 тыс. рублей; 2019 год - 65000 тыс. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 60000 тыс. рублей; 2020 год - 61000 тыс. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 56000 тыс. рублей; 2021 год - 61000 тыс. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 56000 тыс. рублей; 2022 год - 61000 тыс. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 56000 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации |
- |
снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 54,71 процента; сокращение доли проб воды, не отвечающих по качеству нормативным требованиям, на 1,4 процентных пункта |
Паспорт подпрограммы 1
"Развитие и модернизация систем коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия"
Паспорт подпрограммы 2 "Чистая вода"
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе анализ основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Жилищно-коммунальная отрасль является важным сектором в экономике Республики Хакасия, призванным удовлетворять повседневные нужды населения, предприятий, организаций и учреждений в различных услугах жизнеобеспечения.
В настоящее время на территории Республики Хакасия функционируют три ТЭЦ, осуществляющие выработку до 80% тепловой энергии в городах - Абакан, Абаза, Сорск, 169 котельных, 564,5 км тепловых и 1484,3 км водопроводных сетей,93,6 км сетей водоотведения. Помимо указанных объектов в республике действуют 173 водозабора, 126 насосных станций водопровода, четыре очистных сооружения водопровода, 86 канализационных насосных станций, 12 очистных сооружений канализации, четыре центральных тепловых пункта. Многоквартирный жилищный фонд, находящийся на обслуживании жилищных и многоотраслевых организаций, по республике составляет 6,512 млн кв. м. 893,6 км сетей водоотведения. Помимо указанных объектов в республике действуют 173 водозабора, 126 насосных станций водопровода, четыре очистных сооружения водопровода, 86 канализационных насосных станций, 12 очистных сооружений канализации, четыре центральных тепловых пункта. Многоквартирный жилищный фонд, находящийся на обслуживании жилищных и многоотраслевых организаций, по республике составляет 6,512 млн кв. м.
Наибольшее количество коммунальных объектов, а также более развитая коммунальная инфраструктура сформированы в городских округах республики, тогда как сельские поселения отстают по степени благоустройства. Так, в городских округах оборудование всего жилищного фонда системами водопровода, водоотведения, отопления, горячего водоснабжения составляет от 59,6% до 97,1%, в то время как эти показатели по сельским поселениям соответствуют 4,1% - 53,2%.
К основным проблемным вопросам коммунальной отрасли следует отнести устаревшую систему коммунальной инфраструктуры большинства муниципальных образований Республики Хакасия, медленные темпы снижения уровня износа основных фондов систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, ухудшение финансового состояния регулируемых организаций большинства сельских поселений, отсутствие инвестиций. Наличие данных факторов не позволяет обеспечивать повсеместное соблюдение требований к качеству коммунальных услуг, поставляемых потребителям.
По состоянию на 01.01.2017 средний уровень износа основных фондов коммунальной отрасли Республики Хакасия составляет 56,1%. Недостаточно значимый уровень снижения износа систем коммунальной инфраструктуры республики приводит к сохранению существенного количества технологических инцидентов на инженерных сетях и оборудовании, фиксируемых при прохождении отопительных периодов: за 2015/2016 год было зафиксировано 85 случаев нарушений работы коммунальных объектов, 2016/2017 - 80 инцидентов. В ряде муниципальных образований республики сохраняется высокая степень неэффективности производства и распределения коммунальных ресурсов: доля потерь по ряду ресурсов достигает свыше 30% от поданных в сеть (г. Сорск - потери тепловой энергии до 27%; поселения Усть-Абаканского района, Аскизского района, Ширинского района, г. Абаза - утечка и неучтенный расход воды до 35%).
В соответствии с федеральным законодательством органами местного самоуправления разработаны и утверждены 47 схем теплоснабжения городских округов и поселений республики. Система теплоснабжения Республики Хакасия характеризуется значительным количеством котельных - 169 единиц, которые производят порядка 35% объема тепловой энергии от общего объема. Большинство котельных введены в эксплуатацию в период 70-80 годов прошлого столетия. Котельные работают на твердом топливе, оборудованы в основном водогрейными котлами с коэффициентом полезного действия порядка 55-60%. В сельских поселениях локальные источники теплоснабжения (в основном малой производительности), отапливающие объекты социальной сферы, не оборудованы системами химводоподготовки и в результате имеют низкую категорию надежности. Общая протяженность ветхих тепловых сетей по территориям республики составляет 290,2 км. За последние годы в республике наблюдается снижение темпов замены участков ветхих тепловых сетей (2013 год - 10,8 км; 2014 год - 13 км; 2015 год - 9,8 км; 2016 год - 7,4 км; 2017 год - 5,5 км).
Необходимо осуществлять строительство и реконструкцию объектов теплоснабжения по территориям Республики Хакасия. Данный фактор обусловлен как оптимизацией существующей схемы теплоснабжения региона и закрытием неэффективных котельных, так и необходимостью модернизации котельного оборудования с учетом современных достижений в этой области.
Согласно положениям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" администрациями муниципальных образований республики проведена работа по разработке и утверждению в установленном порядке 59 схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Состояние водоснабжения и водоотведения, особенно в городских и сельских поселениях Республики Хакасия, характеризуется отсутствием развития централизованных инженерных систем, а также очистных сооружений. Для многих сельских поселений республики характерно неудовлетворительное качество питьевой воды, отсутствие современного оборудования доочистки воды. Мониторинг качества питьевой воды, подаваемой населению, на протяжении ряда лет показывает, что основными показателями, превышающими нормативные, остаются общая жесткость и минерализация, нитраты и фториды. Ежегодно питьевую воду централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающую гигиеническим нормативам по содержанию химических веществ, употребляют около 25000 человек (рп Пригорск, рп Усть-Абакан, с. Московское, с. Боград, с. Первомайское, с. Бородино, с. Кирово, с. Новороссийское, с. Бея, с. Новотроицкое, с. Сабинка, д. Новокурск с. Шира, с. Целинное, с. Белый Яр, с. Краснополье).
В республике сохраняется потребность в строительстве дополнительных объектов коммунальной инфраструктуры, особенно водохозяйственного назначения. Необходимо обустраивать водозаборные скважины и осуществлять строительство новых водоводов. В рамках реализации поручения Президента Российской Федерации об обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для многодетных семей и других льготных категорий граждан, требуется обеспечить системой водоснабжения вновь выделяемые земельные участки. Требует срочной модернизации половина мощностей действующих очистных сооружений канализации городских округов и поселков городского типа (районных центров). Используемые технологии на очистных сооружениях Республики Хакасия не обеспечивают очистку сточных вод до качества, соответствующего требованиям СанПИНов.
Отдельной проблемой остается техническое состояние объектов водопроводно-канализационного комплекса республиканской собственности. Требуют принятия неотложных мер мероприятия по замене морально устаревшего оборудования, строительству, капитальному ремонту объектов и инженерных сетей как на самом комплексе очистных сооружений Абакано-Черногорского промузла, так и замене систем водоснабжения, водоотведения в городе Черногорске, рп Пригорск (протяженность водопроводных сетей - 460,9 км, канализационных - 253,7 км) и систем тепло-, водоснабжения и водоотведения города Абазы (1 котельная; протяженность водопроводных сетей - 47,8 км, канализационных - 34.7 км).
Основная деятельность предприятий жилищно-коммунального комплекса заключается в предоставлении качественных коммунальных услуг потребителям. Бесперебойная подача ресурсов зависит от финансовой стабильности предприятий и удовлетворительного технического состояния объектов и сетей тепло-, водоснабжения, водоотведения.
Повышение качества жилищно-коммунальных услуг для потребителей республики является основной задачей государственной программы Республики Хакасия "Развитие коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия и обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг (2018-2022 годы)" (далее - Программа) и определяют целесообразность разработки и реализации нескольких направлений (подпрограмм), в том числе:
подпрограммы "Развитие и модернизация систем коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия";
подпрограммы "Чистая вода".
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цель, задачи
Программа разработана с учетом направлений государственной политики Российской Федерации в области обеспечения и развития качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг потребителям, определенных Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2016 N 80-р, и целевых ориентиров, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Приоритеты государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства соответствуют приоритетам Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 (с последующими изменениями), определяющим создание условий для повышения уровня и качества жизни населения республики.
Целью Программы является повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по территориям Республики Хакасия. Достижение данной цели будет способствовать обеспечению достойного уровня и комфортности проживания граждан республики.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
обеспечение надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры;
снабжение жителей республики качественной питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Выполнение поставленных задач создаст условия и будет способствовать развитию коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Республики Хакасия, так как степень развития и объем деятельности коммунальной сферы непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, в том числе комфортность проживания, качество и надежность предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Принимая во внимание долгосрочный характер планируемых мероприятий, наиболее предпочтительным инструментарием, обеспечивающим максимальную эффективность координации и управления республиканскими ресурсами и финансами всех уровней в соответствии с обозначенными задачами, является программно-целевой метод.
Целесообразность применения программно-целевого метода обусловлена следующим: проблемы, на решение которых направлена Программа, носят комплексный и долгосрочный характер, требуют системного подхода к их решению;
мероприятия в рамках Программы направлены на решение региональных и федеральных приоритетных задач (повышение уровня и качества жизни населения, развитие коммунального комплекса республики);
в рамках Программы предполагается реализация общественно значимых, капиталоемких проектов, мероприятия Программы формируются на принципах бюджетного планирования, ориентированного на эффективность бюджетного финансирования развития региона.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить важнейшие условия для осуществления государственной региональной политики в Республике Хакасия:
комплексность механизма, скоординированного по задачам, ресурсам и срокам осуществления производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области жилищно-коммунального хозяйства;
координация государственных усилий по обеспечению развития коммунальной отрасли и решению имеющихся проблем;
аккумулирование и координация расходов на реализацию Программы, планирование и контроль бюджетных расходов;
обеспечение финансовой дисциплины и рационального использования местных, региональных и федеральных ресурсов.
К рискам реализации Программы следует отнести следующие: риск финансового обеспечения, который связан с финансированием Программы в неполном объеме за счет бюджетных средств (умеренный риск);
риски, связанные с изменениями внешней среды, а именно - риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения (высокий риск);
риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному снижению состояния основных фондов организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также потребовать концентрации средств бюджетов всех уровней на преодоление последствий таких катастроф (умеренный риск).
3. Перечень и характеристики основных мероприятий Программы
Основные мероприятия и перечень основных направлений реализации Программы указаны в таблице 1.
Таблица 1
Перечень основных мероприятий государственной программы
Номер и наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, исполнитель |
Срок |
Ожидаемый результат |
Основные направления реализации |
Связь с показателями государственной программы (номер показателя, характеризующего результат реализации основного мероприятия) |
|
начало |
окончание |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Государственная программа Республики Хакасия "Развитие коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия и обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг (2018-2022 годы)" | ||||||
Задача 1: Обеспечение надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры | ||||||
Подпрограмма 1: "Развитие и модернизация систем коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия" | ||||||
Основное мероприятие 1 "Улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг потребителям" |
Минстрой Хакасии |
2018 год |
2022 год |
Снижение количества аварийных ситуаций на объектах коммунальной инфраструктуры при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов |
Субсидии на поддержку и развитие систем коммунального комплекса в муниципальных образованиях Республики Хакасия. |
1 и 1.1 |
Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры |
Капитальный ремонт и модернизация коммунальных объектов и сетей республиканской собственности. |
|||||
Задача 2: Снабжение жителей республики качественной питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных норм и правил | ||||||
Подпрограмма 2: "Чистая вода" | ||||||
Основное мероприятие 2 "Обеспечение доступности и качества услуг централизованного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Республике Хакасия" |
Минстрой Хакасии |
2018 год |
2022 год |
Увеличение доли населения, имеющего доступ к услугам централизованного водоснабжения и водоотведения |
Субсидии на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях Республики Хакасия |
2.1 |
Сокращение доли проб воды, не отвечающих по качеству нормативным требованиям |
Капитальный ремонт и модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод республиканской собственности |
2 |
4. Информация о ресурсном обеспечении Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия за период 2018 - 2022 годов предусматривается в размере 342000 тыс. рублей, в том числе 2018 год - 94000 тыс. рублей; 2019 год - 65000 тыс. рублей; 2020 год - 61000 тыс. рублей; 2021 год - 61000 тыс. рублей; 2022 год - 61000 тыс. рублей.
На период реализации Программы предусматривается выделение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на развитие систем коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях республики, а также бюджетные ассигнования на развитие систем коммунальной инфраструктуры республиканской собственности.
Программой предусмотрена возможность софинансирования проектов, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры республики и соответствующих установленным критериям, за счет привлечения средств федерального бюджета и иных внебюджетных источников: средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 1451 "О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры" (60% стоимости проекта модернизации - финансовая поддержка фонда; 20% - средства консолидированного бюджета Республики Хакасия; 20% - средства участника проекта или потенциальных инвесторов, вкладывающих в развитие коммунальной отрасли).
Таблица 2
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Наименование Программы, задачи, основного мероприятия |
ГРБС (ответственный исполнитель, соисполнитель) |
Объем бюджетных ассигнований тыс. рублей |
||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Государственная программа Республики Хакасия "Развитие коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия и обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг (2018-2022 годы)" |
Минстрой Хакасии |
94000 |
65000 |
61000 |
61000 |
61000 |
Подпрограмма 1 "Развитие и модернизация систем коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия" | ||||||
Основное мероприятие 1 "Улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг потребителям" |
Минстрой Хакасии |
34000 |
30000 |
30000 |
30000 |
30000 |
в том числе субсидии на поддержку и развитие систем коммунального комплекса в муниципальных образованиях Республики Хакасия |
Минстрой Хакасии |
29300 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
Подпрограмма 2 "Чистая вода" | ||||||
Основное мероприятие 2 "Обеспечение доступности и качества услуг централизованного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Республике Хакасия" |
Минстрой Хакасии |
60000 |
35000 |
31000 |
31000 |
31000 |
в том числе субсидии на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях Республики Хакасия |
Минстрой Хакасии |
60000 |
35000 |
31000 |
31000 |
31000 |
5. Перечень целевых показателей Программы
Таблица 3
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
|||||
базовое |
плановое по годам |
|||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||||
1 |
Государственная программа Республики Хакасия "Развитие коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия и обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг (2018-2022 годы)" |
|||||||
2 |
Показатель 1 "Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры" |
процентов |
56,0 |
55,63 |
55,6 |
55,36 |
55,04 |
54,71 |
3 |
Показатель 2 "Сокращение доли проб воды, не отвечающих по качеству нормативным требованиям" |
процентных пунктов |
7,33% |
на 0,5 |
на 0,3 |
на 0,2 |
на 0,2 |
на 0,2 |
4 |
Подпрограмма 1 "Развитие и модернизация систем коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия" |
|||||||
5 |
Показатель 1.1 "Количество аварийных ситуаций на объектах коммунальной инфраструктуры при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов" |
случаев |
80 |
76 |
74 |
73 |
71 |
68 |
6 |
Подпрограмма 2: "Чистая вода" |
|||||||
7 |
Показатель 2.1 "Увеличение доли населения, имеющего доступ к услугам централизованного водоснабжения и водоотведения" |
процентных пунктов |
53,23% |
на 0,28 |
на 0,11 |
на 0,11 |
на 0,1 |
на 0,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.