Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к Муниципальной программе
"Создание условий для устойчивого
социально-экономического развития
города Абакана"
Подпрограмма
"Развитие торговой деятельности и защита прав потребителей в городе Абакане"
Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы |
Подпрограмма "Развитие торговой деятельности и защита прав потребителей в городе Абакане" (далее - Подпрограмма) |
Цель Подпрограммы |
Создание благоприятных условий для развития торговой деятельности и защита прав потребителей в городе Абакане |
Задачи Подпрограммы |
1. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли. 2. Информационно-консультационная поддержка по вопросам осуществления торговой деятельности и защиты прав потребителей |
Исполнители Подпрограммы |
Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана (далее - КМЭ); Администрация города Абакана; Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана; Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Центр занятости населения" |
Срок реализации Подпрограммы |
2021 - 2030 годы |
Объем финансирования Подпрограммы |
Текущее финансирование |
Показатели результативности Подпрограммы |
1. Обеспеченность населения площадью торговых объектов. 2. Количество оказанных консультаций и размещенных информационных материалов по вопросам осуществления торговой деятельности и защиты прав потребителей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
Увеличение к концу 2030 года обеспеченности населения площадью торговых объектов до 2529 м 2/тыс. человек, что повлечет увеличение конкуренции, повышение экономической и территориальной доступности товаров для населения, создание новых рабочих мест, расширение каналов сбыта для товаропроизводителей |
1. Состояние и характеристика задач, решаемых в рамках Подпрограммы
Сфера торговли - это один из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов отечественной экономики, поэтому государство заинтересовано в его стратегическом развитии.
Развитие данной отрасли определяется Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, целью которой является создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности.
В настоящее время активно обсуждается и готовится к принятию Стратегия развития торговли в Российской Федерации до 2025 года, которой будут определены основные направления в решении проблем в сфере торговли.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения жителей города услугами торговли. В виду того, что торговля занимает лидирующие позиции в структуре экономики города, в рамках Муниципальной программы "Создание условий для устойчивого социально-экономического развития города Абакана" предусмотрена Подпрограмма "Развитие торговой деятельности и защита прав потребителей в городе Абакане".
Торговая сеть города Абакана включает более чем 1 800 магазинов различных форматов. Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям в 2017 - 2019 гг. увеличился на 23,8% и составил 15 594,4 млн руб.
Основная доля (около 70%) торговых площадей приходится на магазины непродовольственных товаров, а также магазины, реализующие смешанный ассортимент товаров. Среди них есть традиционные небольшие розничные магазины формата "у дома" и современные торговые сети, которые осуществляют свою деятельность в формате самообслуживания.
Наблюдаются значительные структурные изменения в организационных формах торговли, ослабляются позиции рынков и мелких магазинов и усиливаются позиции сетевых торгующих организаций крупных форматов гипермаркетов, супермаркетов.
В целях создания и расширения объектов инфраструктуры отрасли за 2017 - 2020 гг. субъектам предпринимательства передано 9 земельных участков под установку и строительство объектов торговли общей площадью 8290 м 2, открылись новые крупные торговые объекты, такие как торгово-развлекательный центр "Доминион" по ул. Некрасова, 29, торговый центр "Альтаир" по ул. Торговая, 3, торговый центр по ул. Итыгина, 15К, автотехцентр в квартале Молодежный, 2В, бизнес-центр "Crystal" по ул. Торосова, 7Б.
За счет увеличения количества предприятий потребительского рынка в городе создаются рабочие места. В 2017 - 2020 гг. в сферу торговли в городе Абакане было трудоустроено 711 безработных граждан, состоявших на учете в отделе по городу Абакану Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Центр занятости населения".
Фактическая обеспеченность населения г. Абакана торговыми площадями составила 2075 м 2 на 1 тыс. чел, что в 3,67 раза превышает нормативы минимальной обеспеченности по Республике Хакасия (565 м 2/тыс. чел.).
Нестационарные торговые объекты в городе Абакане представлены в виде специализированных киосков, павильонов, остановочно-торговых модулей, комплексов нестационарных торговых сооружений, сезонных нестационарных торговых объектов (кафе, лотков, морозильных прилавков, изотермических емкостей и цистерн для продажи кваса, елочных базаров, иных специальных приспособлений). Основное количество киосков, реализующих товары повседневного спроса, расположено в удаленных от центра жилых районах города.
Несмотря на развитую торговую сеть, на территории города Абакана всё еще присутствуют несанкционированные зоны торговли. Так в 2017 - 2020 гг. специалистами Администрации города Абакана проведено 221 мероприятие по соблюдению административного законодательства в сфере розничной торговли, составлено 229 протоколов об административных правонарушениях.
Отрасль торговли города Абакана нуждается в квалифицированных кадрах, способных работать в современных конкурентных условиях, вырабатывать и реализовывать эффективные организационные и управленческие решения, знающих основы управленческого и финансового менеджмента, планирования, бухгалтерского учета и маркетинга.
На сегодняшний день перед многими предприятиями розничной торговли различных форматов стоит серьезная проблема поиска и внедрения новых технологий, инструментов ведения бизнеса, выявления параметров, характеризующих уровень конкурентоспособности, с целью привлечения внимания потребителей. Основная задача нововведений в торговле - совершенствовать организацию торговых процессов и управление ими, наиболее эффективно использовать здания, торговые площади, оборудование, технические средства, программные продукты, заменять торговое оборудование и технические средства наиболее совершенными видами, создавать необходимые условия для снижения затрат и повышения эффективности работы организации в целом.
На государственном уровне также совершенствуются многие процессы, в том числе в целях повышения эффективности налогового контроля, облегчения задач по обслуживанию налогоплательщиков. С 2017 г. введена обязанность субъектов бизнеса на использование новой контрольно-кассовой техники - онлайн-касс, в 2019 г. создана государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. За 2019 - 2020 гг. обязательная маркировка установлена для следующих групп товаров:
- табачная продукция;
- обувь;
- лекарственные препараты;
- духи и туалетная вода;
- фотоаппараты и лампы-вспышки;
- шины и покрышки;
- отдельные позиции продукции легкой промышленности;
- молочная продукция;
- упакованная вода.
Введение данных мер привело к дополнительным расходам для субъектов бизнеса.
Мониторинг состояния сектора торговли показал, что несмотря на достаточно активное развитие данной отрасли, в ней существуют следующие проблемы, связанные с:
- недостаточным уровнем развития инфраструктуры розничной торговли, в том числе слабыми хозяйственными связями между производителями и организациями торговли и наличием большого числа посредников;
- обеспечением ценовой доступности товаров для всех групп населения;
- недостатком квалифицированных кадров, влияющим на качество обслуживания в предприятиях торговли;
- недостатком собственных финансовых средств для развития бизнеса.
С осуществлением торговой деятельности тесно связано направление защиты прав потребителей.
Органы местного самоуправления являются одной из составляющих системы защиты прав потребителей. Поскольку именно органы местного самоуправления, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, решают вопросы местного значения и, исполняя полномочия, предоставленные Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителей по месту жителей на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому потребителю.
В целях создания условий для эффективной защиты прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", впервые в 2017 году принята Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.
Учитывая важную роль органов местного самоуправления в системе защиты прав потребителей, активно ведется работа по разъяснению населению и субъектам предпринимательства норм действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей. В 2017 - 2020 гг. поступило 231 обращение граждан (в 2013 - 2015 гг. рассмотрено 577 обращений) по различным вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг и продажи товаров. Необходимо отметить, что из года в год число обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей неуклонно снижается, что может свидетельствовать о повышении качества оказанных услуг и реализуемых товаров в городе Абакане, а также о росте правовой культуры среди населения и субъектов предпринимательства. Принятые меры по устранению выявленных нарушений позволили разрешить споры в досудебном порядке, в результате которых хозяйствующими субъектами добровольно устранены нарушения прав потребителей.
Большинство нарушений прав потребителей устраняется путем консультирования потребителей, оказания помощи в подготовке претензий и исковых заявлений, но также необходимо повышать правовую грамотность населения и уровень доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации.
Важность программного решения обозначенных проблем обусловлена необходимостью сбалансированности и комплексной увязки мероприятий, направленных на качественное развитие сферы торговли. Программный метод обеспечивает консолидацию деятельности органов муниципальной власти и представителей бизнеса с целью поддержания высоких темпов развития торговой сферы, увеличения предложения товаров и услуг, создания новых рабочих мест.
2. Цель, задачи, сроки выполнения и показатели результативности Подпрограммы
Целью Подпрограммы является создание благоприятных условий для развития торговой деятельности и защита прав потребителей в городе Абакане.
Основные задачи, направленные на достижение цели:
1. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли.
2. Информационно-консультационная поддержка по вопросам осуществления торговой деятельности и защиты прав потребителей.
Подпрограмма реализуется в течение 2021 - 2030 гг.
Показатели результативности Подпрограммы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели результативности Подпрограммы
Наименование показателя результативности |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. Обеспеченность населения площадью торговых объектов, м 2/тыс. чел. |
2 116 |
2 158 |
2 201 |
2 245 |
2 290 |
2 336 |
2 383 |
2 430 |
2 479 |
2 529 |
2. Количество оказанных консультаций и размещенных информационных материалов по вопросам осуществления торговой деятельности и защиты прав потребителей, ед. |
473 |
482 |
491 |
500 |
510 |
520 |
530 |
540 |
550 |
561 |
Реализацию Подпрограммы осуществляет КМЭ во взаимодействии со структурными подразделениями Администрации города Абакана и организациями - исполнителями Подпрограммы.
Координацию деятельности всех исполнителей Подпрограммы, в том числе подготовку отчетов о ходе реализации Подпрограммы, осуществляет КМЭ.
3. Характеристика мероприятий Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы предусматривается за счет текущего финансирования.
В рамках мероприятий настоящей Подпрограммы планируется ведение торгового реестра муниципального образования город Абакан, проведение ежегодного мониторинга обеспеченности населения города Абакана площадью торговых объектов, корректировка схемы размещения нестационарных торговых объектов, проведение мониторинга информации о переданных организациям и индивидуальным предпринимателям для организации торговой деятельности муниципальных нежилых помещений и земельных участков, а также о выданных разрешениях на строительство и ввод в эксплуатацию объектов торговли, трудоустройство безработных граждан в сферу торговли, обучение потребителей основам законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.