Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Главы города Абакана
от 19 декабря 2011 г. N 2498
Городская целевая программа
"Развитие культуры в городе Абакане на 2012 - 2014 годы"
23 марта, 14 ноября 2012 г.
Постановлением Главы г. Абакана Республики Хакасия от 23 марта 2012 г. N 427 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Программы
1. Наименование программы: Городская целевая программа "Развитие культуры в городе Абакане на 2012 - 2014 годы".
2. Заказчик программы: Администрация города Абакана.
3. Разработчик программы: Управление культуры, молодежи и спорта Администрации города Абакана.
4. Основные исполнители программы: Управление культуры, молодежи и спорта Администрации города Абакана, Департамент градостроительства, архитектуры, землеустройства Администрации города Абакана, Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана, Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана, Городское управление образования Администрации города Абакана, Бюджетно-казначейское управление Администрации города Абакана, Информационный отдел Администрации города Абакана, Муниципальное унитарное предприятие г. Абакана "Информационное радио-телевизионное агентство "Абакан", муниципальные учреждения культуры и искусства.
5. Цель программы: создание благоприятных условий для реализации прав граждан, проживающих в городе, на культурную деятельность.
6. Задачи программы:
- обеспечение перехода к комплексной деятельности по реализации государственной политики в области культуры на территории города Абакана, расширение возможностей участия горожан в культурной деятельности;
- совершенствование организации культурно-досуговой деятельности и повышение качества досуга горожан;
- развитие информационных ресурсов библиотечного обслуживания в городе, приобщение горожан к чтению;
- расширение влияния художественного образования, эстетического воспитания на формирование личности горожанина, гуманизацию городского сообщества, гуманитаризацию городской среды.
7. Ожидаемые результаты программы:
- создание благоприятных условий для развития культуры в городе Абакане;
- повышение значимости и доступности культуры в городе Абакане;
- расширение возможностей горожан заниматься различными видами культурной деятельности;
- рост творческих достижений жителей города Абакана;
- повышение культурного имиджа города Абакана;
- формирование культурных брендов города Абакана.
8. Сроки реализации программы: 2012 - 2014 гг.
Постановлением Администрации г. Абакана Республики Хакасия от 14 ноября 2012 г. N 2226 пункт 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
9. Финансирование Программы (тыс. руб.): 28210,0, в том числе:
2012 год - 5251,0;
2013 год - 16 209,0;
2014 год - 6750,0..
10. Система контроля исполнения программы: контроль реализации осуществляется в установленном порядке Администрацией города Абакана.
Аннотация к Программе
Городская целевая программа "Развитие культуры в городе Абакане на 2012 - 2014 годы" определяет основные подходы в реализации государственной политики в области культуры в муниципальном образовании город Абакан.
Цель программы заключается в создании благоприятных условий для реализации прав граждан, проживающих в городе, на культурную деятельность.
Задачами программы являются:
- обеспечение перехода к комплексной деятельности по реализации государственной политики в области культуры на территории города Абакана, расширение возможностей участия горожан в культурной деятельности;
- совершенствование организации культурно-досуговой деятельности и повышение качества досуга горожан;
- развитие информационных ресурсов библиотечного обслуживания в городе, приобщение горожан к чтению;
- расширение влияния художественного образования, эстетического воспитания на формирование личности горожанина, гуманизацию городского сообщества, гуманитаризацию городской среды.
Приоритеты программы связаны с обеспечением доступа горожан к культурным благам и культурной деятельности.
Основные направления реализации Программы
1. Формирование структурной целостности муниципальной политики в области культуры
Органы местного самоуправления включены в систему субъектов, которые осуществляют государственную политику в области культуры на территории муниципального образования. Государственная политика в области культуры провозглашает право каждого человека на культурную деятельность, творчество, культурную самобытность, приобщение и доступ к культурным ценностям. При этом права человека в области культуры признаны приоритетными по отношению к правам государства, организаций и групп.
В компетенцию органов местного самоуправления в области культуры согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" включены следующие вопросы: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов городских библиотек; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; содержание музеев; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; организация предоставления дополнительного образования детям, создание условий для массового отдыха жителей городского округа.
Оценивая ситуацию, сложившуюся в реализации государственной политики в области культуры в городе, следует выделить несколько ключевых проблем.
Во-первых, в области культуры обеспечивается поступательное развитие лишь отдельных направлений - художественного образования, библиотечного обслуживания, культурно-досуговой и культурно-просветительской деятельности. Не уделяется достаточное внимание вопросам содействия в развитии народных художественных промыслов, местного традиционного народного художественного творчества, сохранению национально-культурных традиций народов, проживающих на территории города, охране, использованию и популяризации объектов культурного наследия муниципального значения.
Во-вторых, обеспечение горожан услугами учреждений культуры осуществляется не во всех жилых районах города.
В-третьих, слабо используются ресурсы взаимодействия с другими субъектами культурной политики, не до конца выстроена система, не полностью сформированы нормативно-правовые основы взаимодействия с творческими организациями, эпизодически выстраивается взаимодействие с коммерческими организациями.
В-четвертых, не до конца сформирована политика кадрового обеспечения отрасли. Отсутствует анализ потребности в кадрах, принципы кадровой политики по формированию кадрового резерва, отбора кадров, повышению квалификации и обучения. При этом отрасль испытывает дефицит квалифицированных молодых кадров.
В-пятых, в управлении развитием культуры в городе недостаточно используется программно-целевой метод, комплексный подход в решении проблем, что ограничивает возможности развития отрасли.
Все это в целом влияет на осуществление основного принципа государственной политики в области культуры - принципа доступности культурных ценностей, затрудняет реализацию прав граждан на культурную и творческую деятельность.
В связи с этим, необходимо решать задачи, связанные с комплексным развитием культуры на уровне города. Основные подходы, которые определяют изменение муниципальной политики в этом направлении, предусматривают:
- формирование нормативно-правовых и финансовых основ решения вопросов местного значения, относящихся к области культуры, по выделенным направлениям;
- использование муниципального социального заказа как основного инструмента планирования и финансового обеспечения муниципальной политики по направлениям культурной деятельности;
- приведение в соответствие структурно-кадрового обеспечения сферы задачам муниципальной политики в области культуры, возложенным на органы местного самоуправления государством;
- укрепление нормативных и организационных основ взаимодействия с творческими организациями, органами государственной власти, иными субъектами, действующими на территории города, по вопросам развития культуры.
В результате принятых мер ожидается увеличение охвата горожан, имеющих доступ к культурным благам и культурной деятельности, рост числа субъектов, занимающихся творческой деятельностью, а также созданных ими культурных ценностей, введение в культурный оборот объектов культурного наследия местного значения, обеспечение сохранности культурных, исторических и иных объектов, имеющих ценность.
2. Создание условий для обеспечения жителей города услугами по организации досуга и услугами организаций культуры
Создание условий для организации досуга, развития культурно-досуговой деятельности, народного творчества осуществляется через сеть муниципальных учреждений культуры и иных организаций культуры, действующих на территории города - государственных, частных и пр.
Использование свободного времени - безусловный показатель культурного развития и потенциала личности. Этим определяется особая значимость организации культурно-досуговой деятельности в городе. Вместе с тем, значительная часть горожан сегодня не включена в эту деятельность из-за дефицита свободного времени.
Основные проблемы в организации досуга населения связаны с вопросами недостаточного разнообразия форм культурно-досуговой деятельности и доступности культурного досуга для горожан. У значительной части горожан повседневный досуг сводится к просмотру телевизионных программ. Кроме обычной инертности людей есть другие субъективные и объективные причины этой ситуации. Во-первых, в городе не хватает культурно-досуговых учреждений и объектов по месту жительства, особенно в жилых районах, расположенных на окраине города. Отчасти поэтому, ценностные предпочтения, связанные с проведением свободного времени в учреждениях культуры, сформированы лишь у небольшой части горожан. Во-вторых, большая часть горожан предпочитают проводить время со своей семьей, родственниками, однако предложений по организации семейного досуга со стороны учреждений культуры достаточно мало, как показывает практика. В-третьих, горожане слабо информированы о возможностях организации своего повседневного досуга в учреждениях культуры. Существующая система информирования через печатные и иные информационные издания достаточно эффективно справляется с задачей информирования о наиболее ярких и зрелищных мероприятиях, но не может обеспечить информирование обо всех культурных и гуманитарных программах, осуществляемых в городе организациями культуры.
Между тем, потенциал и перспектива развития досуговых интересов и поведенческих установок горожан есть, поскольку у основной их части сформированы определенные культурные запросы.
Есть и другие проблемы, они связаны с условиями и деятельностью самих учреждений культуры. Сегодня учреждения испытывают трудности, прежде всего, с кадровым и материально-техническим обеспечением. В городе не хватает квалифицированных кадров, увеличивается доля клубных работников, не имеющих специального образования, пришедших работать в сферу из смежных гуманитарных профессий. Растет текучесть кадров. В учреждениях не хватает досуговых помещений, современного технического оборудования, реквизита. Нет условий для размещения, хранения, демонстрации изделий прикладного народного творчества, что снижает социальную значимость данной деятельности. Все это вместе не может не сказываться на качестве деятельности культурно-досуговых учреждений, ограничивает возможности привлечения горожан в клубные формирования, на мероприятия.
Подходы в развитии культурно-досуговой деятельности в городе на предстоящий период предусматривают:
- повышение доступности и качества культурно-досуговых услуг для горожан;
- формирование муниципального социального заказа на организацию культурно-досуговой деятельности в городе;
- определение приоритетов кадровой политики в обеспечении развития культурно-досуговой сферы;
- использование возможностей и форм праздничной культуры для организации досуга горожан;
- расширение возможностей самодеятельного творчества горожан в организации досуга в городе.
В результате принятых мер ожидается увеличение охвата горожан организованными формами досуга, повышение имиджа учреждений культуры как центров общественного досуга.
3. Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов муниципальных библиотек
Библиотечное обслуживание обеспечивает доступ населения к информации, ценностям мировой культуры, оказывает содействие в стремлении человека к самосовершенствованию.
В состоянии библиотечного обслуживания в городе есть ряд принципиальных проблем, затрудняющих осуществление публичными библиотеками своей миссии и предназначения. К ним следует отнести:
- недостаточную эффективность существующих организационных, экономических основ деятельности муниципальных библиотек;
- отсутствие ресурсов для развития услуг;
- низкий уровень книгообеспеченности;
- несоответствие имеющегося библиотечного фонда запросам пользователей;
- низкий уровень использования современных информационных технологий;
- недостаточный приток молодых библиотечных кадров;
- отсутствие прироста пользователей;
- падение интереса к чтению у горожан.
Подходы в развитии муниципальных публичных библиотек предусматривают:
- укрепление и развитие организационных, финансовых, кадровых основ деятельности муниципальных публичных библиотек;
- формирование муниципального социального заказа публичным библиотекам;
- повышение статуса публичной библиотеки до современного культурного центра, оказывающего широкий спектр информационных услуг населению;
- расширение использования ресурсов современной компьютерной техники, информационных технологий для привлечения пользователей, повышения качества обслуживания, развития библиотечных услуг;
- адекватность текущего комплектования библиотечных фондов запросам читателей;
- расширение справочно-информационного обслуживания горожан;
- рационализация размещения сети публичных библиотек в городе;
- расширение использования интерактивных, игровых, компьютерных технологий, конкурсных механизмов в работе по привлечению читателей в библиотеки, популяризации чтения.
В результате принятых мер ожидается увеличение количества пользователей библиотек, создание собственных электронных тематических коллекций, повышение экономической эффективности и функциональности в организации библиотечного обслуживания.
4. Организация предоставления услуг дополнительного образования детей по программам художественно-эстетической направленности
В городе создана и эффективно развивается сеть специализированных и комплексных школ искусств, реализующих программы дополнительного образования детей художественной направленности. Вместе с тем, в городе осуществляется деятельность по эстетическому воспитанию детей, в которой участвуют организации разного профиля. Учреждения искусства занимаются концертно-просветительской деятельностью, учреждения музейного типа - выставочной деятельностью. Учреждения дополнительного образования формируют эстетические представления и понятия детей через организацию образовательного процесса по различным направлениям художественного образования, проведение концертно-просветительских мероприятий и выставок. Творческие организации и творческие работники вносят свой вклад в эстетическое развитие детей, иных категорий горожан через проведение встреч с целевыми группами, участие в выставках, выпуск художественных изданий, создание творческих работ и введение их в культурный оборот.
Проблемы в организации эстетического воспитания, художественного образования в городе, тем не менее, существуют, среди них:
- отсутствие единого подхода в формировании социокультурного пространства городской среды, ее противоречивое воздействие на художественно-эстетическое развитие горожан;
- слабость организационных, финансовых основ деятельности творческих организаций, действующих на территории города;
- снижение интереса горожан к классическому искусству;
- утрата престижности профессии педагога в сознании молодого поколения.
Подходы в реализации программы предусматривают:
- расширение влияния художественно-эстетических принципов в формировании городской среды;
- формирование муниципального социального заказа учреждениям искусства, учреждениям дополнительного образования, творческим и иным организациям в области эстетического воспитания детей;
- объединение усилий, координация деятельности субъектов, участвующих в формировании эстетического сознания горожан;
- повышение доступности художественного образования для горожан;
- модернизация материально-технической базы деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования детей;
- расширение влияния выставочной, концертной деятельности в городе на эстетическое воспитание детей;
- расширения влияния творческих организаций на эстетическое воспитание детей;
- популяризация достижений учреждений дополнительного образования детей, творческих организаций.
В результате принятых мер ожидается развитие материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей, расширение и обогащение содержания выставочной, концертной деятельности в городе, разработка и реализация инновационных проектов выставочной, концертно-просветительской деятельности.
Сроки реализации программы рассчитаны на 2012 - 2014 годы.
Постановлением Администрации г. Абакана Республики Хакасия от 14 ноября 2012 г. N 2226 план настоящего приложения изложен в новой редакции
План
мероприятий городской целевой программы "Развитие культуры в городе Абакане на 2012 - 2014 годы"
N |
Мероприятие |
Исполнители |
Объем финансирования, в тыс. руб. |
||||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
1. Создание условий для обеспечения жителей города услугами по организации досуга и услугами организаций культуры | |||||||||
1.1. |
Развитие социально-культурной инфраструктуры по месту жительства: |
|
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы г. Абакана Республики Хакасия от 19 декабря 2011 г. N 2498 "Об утверждении городской целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.