Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная республиканская целевая программа
"Старшее поколение на 2011 -2013 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 1 марта 2011 г. N 104)
5 октября, 25 ноября 2011 г., 31 мая, 9 ноября, 26 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 декабря 2012 г. N 909 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной республиканской целевой программы "Старшее поколение на 2011 - 2013 годы"
1. Характеристика проблемы
Республиканская целевая программа "Старшее поколение на 2011-2013 годы" разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307, Главы Республики Хакасия -Председателя Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2010 года ПР-15П.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Хакасии является высокая численность лиц пожилого возраста. На 1 января 2011 года в Хакасии проживало 112,0 тыс. граждан пожилого возраста, что составляет 20,7% от общего числа населения Республики Хакасия. Более 36,0 тыс. пенсионеров не относятся ни к федеральным, ни к региональным льготникам. Получают социальную доплату к пенсии до величины прожиточного минимума, установленной в Республике Хакасия, за счет средств федерального бюджета более 10% граждан старшего поколения.
См. Справку о величине прожиточного минимума в Республике Хакасия
Уровень и качество жизни граждан пожилого возраста ниже, чем у трудоспособной части населения, так как главным источником дохода большинства пожилых людей остается пенсия. Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета ограничивается возрастом и нарушениями здоровья.
Процесс старения сопровождается одиночеством в связи с утратой близких родственников, невозможностью или нежеланием близких осуществлять необходимую помощь и уход за престарелым человеком. Экономические проблемы страны снижают надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. Отсутствие необходимой помощи снижает уровень жизни пенсионеров, способствует более раннему уходу из жизни.
Качество жизни пенсионеров зависит также от сложившейся системы социальной поддержки льготных категорий граждан и лиц пожилого возраста. В современных экономических условиях социальная поддержка пожилых людей и решение ряда их проблем является неотъемлемой частью государственной политики, направленной на адресное оказание помощи социально незащищенным категориям граждан.
В Республике Хакасия значительное число граждан пожилого возраста, ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны нуждаются в различных видах помощи, в том числе в оказании содействия в ремонте жилого помещения (по итогам обследования нуждаются в ремонте жилья 2,5 тыс. вдов инвалидов и участников войны), приобретении индивидуальных приборов учета энергоресурсов, проведении льготного зубопротезирования в соответствии с действующим законодательством (в очереди на льготное зубопротезирование состоит свыше 11,0 тыс. человек), оздоровлении и реабилитации (очередность в Черногорский центр составляет 800,0 человек).
Дальнейшего развития требует социальное обслуживание граждан старшего поколения. В Республике Хакасия в настоящее время очередность в психоневрологические интернаты составляет 40 человек, норматив обеспеченности койко-местами в действующих психоневрологических учреждениях не соответствует установленным требованиям: 5-6 кв. метров при норме 6-8 кв. метров. Назрела острая необходимость в строительстве дополнительного корпуса на 200 мест в ГУ РХ "Туимский психоневрологический интернат", что позволит ликвидировать очередность и создать комфортные условия для граждан, проживающих в п. Верхний Туим в зданиях постройки 30-40-х годов XX века. Для полноценной реабилитации старшего поколения и инвалидов необходимо строительство следующих вспомогательных помещений: центра реабилитации и досуга - в Абазинском психоневрологическом интернате, спортивно-оздоровительного центра (актовый зал, бассейн) - в ГУ РХ "Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми им.А.И. Лебедя".
Недостаточно средств выделяется из республиканского бюджета на капитальный ремонт стационарных учреждений, развитие их материальной базы.
Абзац 9 раздела 1 утратил силу.
См. текст абзаца 9 раздела 1
Сельские населенные пункты (особенно малочисленные) в силу сложившихся объективных причин не имеют развитой социальной инфраструктуры, во многих из них отсутствуют лечебно-профилактические учреждения, магазины, предприятия службы быта, имеют место проблемы транспортного обслуживания. В связи с этим необходимо организовать работу по предоставлению сельским жителям услуг через организацию работы мобильных бригад, "передвижных поликлиник", обеспечение стабильного транспортного и торгового обслуживания.
Граждане пожилого возраста после завершения активной трудовой деятельности особо остро ощущают оторванность от общества. Поэтому необходимо вовлекать граждан пожилого возраста в посильную трудовую занятость, активную общественно-полезную деятельность, занятия художественной самодеятельностью, спортом, туризмом, обучать компьютерной грамотности. Важную роль в этом играют общественные организации ветеранов. Необходимо также к этой работе привлекать молодежь, развивать волонтерское движение.
В целях дальнейшего развития системы социальной защиты граждан старшего поколения, повышения качества предоставляемых услуг, а также повышения престижа социальной работы необходимо продолжить работу по повышению профессионального мастерства социальных работников, усилению мер материального и морального стимулирования, методическому и информационному обеспечению.
2. Цель и задачи
Целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста;
- улучшение качества жизни пожилого населения республики;
- развитие ветеранского движения в республике;
- повышение профессионального уровня работников социальных служб.
Срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий.
3. Перечень программных мероприятий
Реализация мероприятий Программы планируется по девяти направлениям:
- нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей;
- основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей;
- меры по укреплению здоровья пожилых людей;
- меры по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей;
- совершенствование мер социальной поддержки и социального обслуживания пожилых людей в сельской местности;
- меры по совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала пожилых людей;
- организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей;
- кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами;
- научно-методическое и информационное сопровождение Программы. Перечень программных мероприятий указан в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 декабря 2012 г. N 909 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Общие затраты на реализацию Программы на 2011 - 2013 годы из республиканского бюджета Республики Хакасия составляют 133226,0 тыс. рублей. Из них:
2011 год - 36547,0 тыс. рублей;
2012 год - 46800,0 тыс. рублей;
2013 год - 49879,0 тыс. рублей.
Объем средств республиканского бюджета Республики Хакасия на реализацию Программы складывается из расходов, связанных с оказанием материальной помощи пожилым людям на ремонт жилых помещений и установку индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг (61350,0 тыс. рублей), предоставлением отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Республики Хакасия от 30.09.2011 N 72-ЗРХ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования" мер социальной поддержки по оплате проезда на транспорте общего пользования (27066,0 тыс. рублей), возмещением затрат республиканским официальным печатным изданиям по бесплатной подписке ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам погибших (умерших) инвалидов и участников войны, труженикам тыла (1500,0 тыс. рублей), предоставлением субсидии некоммерческим организациям (4702,0 тыс. рублей), приобретением передвижного специального комплекса "Мобильная социальная помощь" и специализированного автотранспорта для мобильных бригад (2500,0 тыс. рублей), организацией работы мобильных бригад по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах (2657,0 тыс. рублей), приобретением медицинских комплексов "Поликлиника на колесах" (9966,0 тыс. рублей), информационным обеспечением и актуализацией системы "Социальный паспорт жителей Республики Хакасия, состоящих на учете в органах социальной защиты" (4900,0 тыс. рублей), изготовлением проектно-сметной документации на строительство объектов учреждений социального обслуживания населения (4500,0 тыс. рублей), проведением капитального ремонта и укреплением материальной базы учреждений социального обслуживания населения (6000,0 тыс. рублей), открытием на базе ГАУ РХ "Объединение "Абаканский пансионат ветеранов" геронтопсихиатрического отделения (2657,0 тыс. рублей), проведением конкурса на звание "Лучший социальный работник Республики Хакасия" (2250,0 тыс. рублей).
В связи с тем, что Программа носит межведомственный характер, финансовые затраты на реализацию программных мероприятий в разрезе государственных органов исполнительной власти Республики Хакасия представлены в следующей таблице:
(тыс. рублей)
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 декабря 2012 г. N 909 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Механизм реализации
К участию в реализации Программы привлекаются исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия, государственные автономные и бюджетные учреждения Республики Хакасия, администрации муниципальных образований Республики Хакасия (по согласованию). Распределение бюджетных ассигнований в разрезе получателей по субсидиям, выделенным на выполнение государственного задания, а также субсидиям бюджетным и автономным учреждениям на иные цели утверждается приказами главных распорядителей бюджетных средств. Исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия обеспечивают исполнение мероприятий, ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, направляют в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия доклады о реализации мероприятий Программы.
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия как государственный заказчик-координатор обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков Программы, проводит анализ по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы, совместно с государственными заказчиками Программы осуществляет подготовку и представление в установленном порядке ежеквартальных отчетов о ходе выполнения Программы и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Объемы бюджетных ассигнований по программным мероприятиям уточняются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными республиканским бюджетом Республики Хакасия на соответствующий финансовый год.
Оказание услуги по предоставлению бесплатной подписки ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам погибших (умерших) инвалидов и участников войны, труженикам тыла военных лет на республиканские официальные печатные издания, освещающие официальную информацию о деятельности органов государственной власти Республики Хакасия, осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Хакасия на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями).
Порядок приобретения памятных подарков ветеранам Великой Отечественной войны для поздравления с юбилейными датами, начиная с 90-летия, и порядок проведения торжественного мероприятия, посвященного празднованию 70-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 ноября 2012 г. N 750 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Порядок и условия оказания пожилым гражданам материальной помощи
Оказание материальной помощи на ремонт жилого помещения производится инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших (умерших) инвалидов и участников войны, труженикам тыла, из них одиноко проживающим -в первоочередном порядке, в том числе на ремонт и восстановление отопительных печей и ветхих электрических сетей, находящихся в пожароугрожаемом состоянии, территориальными органами управления социальной поддержки населения в размере не более 50000 рублей.
Оказание материальной помощи пожилым людям, имеющим среднедушевой доход ниже 8000,0 рублей, на установку индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг производится в размере не более 5000,0 рублей.
Уполномоченными органами по оказанию вышеуказанным категориям граждан материальной помощи являются территориальные органы управления социальной поддержки населения (далее -территориальные управления).
Для получения материальной помощи на ремонт жилого помещения ветераны подают в территориальные управления следующие документы:
заявление об оказании материальной помощи;
документ, подтверждающий состав семьи ветерана (справку о составе семьи, выписку из домовой книги, выписку из финансово-лицевого счета, свидетельство о регистрации по месту пребывания и пр.);
акт обследования жилого помещения или иной документ, составленный представителями органа местного самоуправления, территориального управления социальной поддержки населения, городского, районного Совета ветеранов, в котором перечисляются виды и объем необходимых ремонтных работ.
Для получения материальной помощи на установку индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг малоимущие пожилые граждане предоставляют:
заявление об оказании материальной помощи;
акт обследования жилого помещения, составленный представителями органа местного самоуправления, территориального управления социальной поддержки населения, городского, районного совета ветеранов, в котором перечисляются виды необходимых работ;
справку о составе семьи;
справки о доходах членов семьи.
В случае перечисления материальной помощи на лицевой счет ветеранами, малоимущими пожилыми людьми предоставляется информация о расчетном счете заявителя в кредитной организации.
Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) материальной помощи на ремонт жилого помещения или установку индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг и ее размере принимается территориальным управлением в 15-дневный срок с момента поступления документов от ветеранов и граждан пожилого возраста.
Основаниями для принятия территориальными управлениями решения об отказе в выплате материальной помощи на ремонт жилого помещения являются:
принадлежность лица, обратившегося за материальной помощью на ремонт жилого помещения или установку индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг к категории лиц, не имеющих право на ее получение;
неполное представление документов, требуемых для оказания материальной помощи.
Выплата материальной помощи производится территориальными управлениями через почтовые отделения по месту жительства заявителя либо посредством перечисления средств на счета пенсионеров в выбранной ими кредитной организации и осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления средств на расчетные счета территориальных управлений, открытые в кредитных организациях.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 31 мая 2012 г. N 351 раздел 7 настоящего приложения изложен в новой редакции
7. Оценка эффективности
Реализация мероприятий Программы позволит добиться к 2013 году следующих показателей:
- доля граждан, получивших содействие в проведении ремонта квартир и домов за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, от количества граждан, имеющих на это право, - не менее 16%, в том числе:
2011 год - 3% (300 человек);
2012 год - 6% (700 человек);
2013 год - 7% (700 человек);
- доля граждан, получивших льготное зубопротезирование в соответствии с законодательством Республики Хакасия, от количества граждан, состоящих в очереди на льготное зубопротезирование, - не менее 45%, в том числе:
2011 год - 13% (1800 человек);
2012 год - 16% (2000 человек);
2013 год - 16% (2000 человек);
- количество граждан, получивших содействие в приобретении индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, - не менее 900 человек, в том числе:
2011 год - 250 человек;
2012 год - 250 человек;
2013 год - 400 человек;
- количество граждан, принявших участие в торжественно-траурных мероприятиях, - 1600 человек, в том числе:
2011 год - 500 человек;
2012 год - 500 человек;
2013 год - 600 человек;
- количество отдельных категорий граждан, получивших скидку в размере 50% стоимости проезда на транспорте общего пользования городских и пригородных маршрутов:
2011 год - 12000 человек;
2012 год - 20000 человек;
2013 год - 20000 человек;
- количество граждан пожилого возраста, получивших услуги по оздоровлению и реабилитации на базе ГАУ РХ "Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми имени А.И. Лебедя" за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, - не менее 3000 человек, в том числе:
2011 год - 1000 человек;
2012 год - 1000 человек;
2013 год - 1000 человек;
- количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги медицинских комплексов "Поликлиника на колесах" и передвижного специального комплекса "Мобильная социальная помощь", - 3500 человек, в том числе:
2012 год - 1500 человек;
2013 год - 2000 человек;
- доля граждан старшего поколения и инвалидов, условия проживания которых в стационарных учреждениях социального обслуживания улучшены, -60% (нарастающим итогом), в том числе:
2011 год - 30%;
2012 год - 45%;
2013 год - 60%;
- доля автоматизированных государственных услуг, предоставляемых органами социальной поддержки населению Республики Хакасия, - не менее 60% (нарастающим итогом), в том числе:
2012 год - 50%;
2013 год - 60%;
- количество установленных информационных киосков в территориальных управлениях социальной поддержки населения, - 9, в том числе:
2012 год - 3;
2013 год - 6;
- количество работников социальных служб, повысивших профессиональный уровень, - 60 человек, в том числе:
2011 год - 20 человек;
2012 год - 20 человек;
2013 год - 20 человек;
- количество работников системы социального обслуживания, принявших участие в конкурсах на лучшего социального работника Республики Хакасия, - 150 человек, в том числе:
2011 год - 50 человек;
2012 год - 50 человек;
2013 год - 50 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.