Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная республиканская целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия (2013-2017 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 ноября 2012 г. N 815)
Паспорт
долгосрочной республиканской целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия (2013-2017 годы)"
Наименование |
- долгосрочная республиканская целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия (2013-2017 годы)" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке нормативного акта |
- постановление Правительства Республики Хакасия от 03.10.2012 N 663 "Об утверждении перечней долгосрочных республиканских целевых программ, разрабатываемых на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, а также действующих долгосрочных республиканских целевых программ, планируемых к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 - 2015 годов" |
Государственный заказчик |
- Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия |
Цель |
- снижение рисков и смягчение последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия |
Задачи |
- повышение оперативности реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с авариями на потенциально опасных объектах, пожарами, а также при организации первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Хакасия; развитие системы информирования населения Республики Хакасия о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; совершенствование системы подготовки населения, руководящего состава и специалистов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия |
Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам |
- снижение времени реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации первоочередного жизнеобеспечения населения: 2013 год - 2 часа 0 минут; 2014 год - 1 час 55 минут; 2015 год - 1 час 50 минут; 2016 год - 1 час 45 минут; 2017 год - 1 час 40 минут; наличие резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в расчете на душу населения Республики Хакасия, руб./чел.: 2013 год - 46; 2014 год - 47; 2015 год - 50; 2016 год - 52; 2017 год - 54; обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического заражения при авариях на химически опасных объектах, %: 2013 год - 1,9; 2014 год - 2,0; 2015 год - 3,8; 2016 год - 6,7; 2017 год - 9,8; обеспеченность населения медицинскими средствами индивидуальной защиты, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического заражения при авариях на химически опасных объектах, %: 2013 год - 9,5; 2014 год - 10; 2015 год - 16; 2016 год - 39; 2017 год - 73; доля подразделений добровольной пожарной охраны, которым была оказана государственная поддержка, %: 2013 год - 9; 2014 год - 13; 2015 год - 25; 2016 год - 36; 2017 год - 36; доля мест массового пребывания населения с информационным обеспечением об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, %: 2013 год - 0; 2014 год - 2,5; 2015 год - 10; 2016 год - 17; 2017 год - 22; количество человек, прошедших подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБОУ ДПО РХ "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям", чел.: 2013 год - 720; 2014 год - 750; 2015 год - 780; 2016 год - 810; 2017 год - 850; количество детей, принявших участие в соревнованиях "Школа безопасности", чел.: 2013 год - 1290; 2014 год - 1300; 2015 год - 1350; 2016 год - 1400; 2017 год - 1450 |
Сроки и этапы реализации |
- 2013 - 2017 годы: 1 этап 2013 - 2015 годы; 2 этап 2015 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования |
- общий объем финансирования Программы из республиканского бюджета Республики Хакасия составляет 22595,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 1200 тыс. рублей: 2013 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 300,0 тыс. рублей; 2014 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 120,0 тыс. рублей; 2015 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 420,0 тыс. рублей; 2016 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 360,0 тыс. рублей; 2017 год - 4519,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации |
сокращение на 20% времени реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации первоочередного жизнеобеспечения населения; повышение до 10% обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты и до 73% - медицинскими средствами индивидуальной защиты, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического заражения при авариях на химически опасных объектах; увеличение до 22% охвата населения системами информирования населения Республики Хакасия в местах массового пребывания людей о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (г. Абакан); повышение на 15% количества населения, прошедшего подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБОУ ДПО РХ "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" |
1. Характеристика проблемы
Опасные природные явления, которые могут стать источниками чрезвычайных ситуаций на территории Республики Хакасия, включают в себя опасные гидрометеорологические явления (подтопления, связанные с половодьем и дождевыми паводками, сильные ветры, сильный мороз, сильные метели, град, засуха атмосферная и почвенная), опасные геологические процессы (землетрясения, оползни, сели), природные пожары (лесные, лесостепные, степные). Из всех перечисленных угроз наибольшую опасность для населения и территорий Республики Хакасия представляют подтопления, природные пожары, землетрясения.
Вредное воздействие вод проявляется в виде затопления и подтопления населенных пунктов, расположенных по руслу реки Абакан и возле ее притоков, где проживает значительная часть населения, в периоды весеннего половодья и летне-осенних дождевых паводков. За последние десять лет в Республике Хакасия зарегистрированы две чрезвычайные ситуации регионального масштаба, в результате которых был причинен значительный социальный и материальный ущерб. Так, в 2003 году были подтоплены муниципальное образование г. Абаза, населенные пункты муниципальных образований Аскизский и Таштыпский районы. В результате подтопления пострадало 50 объектов ЖКХ, 18 объектов социальной сферы, 853 дома с населением 2641 человек. Общий ущерб составил около 40 млн. рублей, а общая площадь подтопления - 44,6 км2. В 2004 году были подтоплены муниципальное образование г. Абаза, ряд населенных пунктов муниципального образования Аскизский район. В результате подтопления пострадало 60 объектов ЖКХ, 6 объектов социальной сферы, 1077 домов с населением 3296 человек, погибли 10 человек. Общий ущерб составил около 30 млн. рублей, общая площадь подтопления - 20,5 км2.
Значительный ущерб приносят лесные и степные пожары. В зависимости от метеорологических факторов и степеней пожарной опасности лесов в лесных массивах республики может возникнуть напряженная обстановка в пожароопасный период. На территории лесного фонда республики ежегодно регистрируется от 100 до 300 пожаров на общей площади 1500 - 5000 га. Наиболее подвержены пожарам лесные массивы Аскизского, Орджоникидзевского, Таштыпского, Ширинского и Усть-Абаканского районов. Так, в 2007 году в результате сухой погоды и сильного ветра с порывами 25-28 метров в секунду была зарегистрирована чрезвычайная ситуация, связанная с массовыми пожарами в жилом секторе, в результате которой в восьми населенных пунктах республики огнем было уничтожено 47 жилых домов, без крова остались 68 семей, общий ущерб от пожаров составил более 46 млн. рублей.
Территория республики относится к 6-8-балльной зоне сейсмической активности (по карте сейсмического районирования ОСР-97-А). В 8-балльной зоне находятся южные части Таштыпского и Бейского районов. К 7-балльным зонам относятся Аскизский, Усть-Абаканский район, Боградский район, основная часть Бейского районов, южная часть Ширинского района, северная часть Таштыпского района. Орджоникидзевский район и основная часть Ширинского района относятся к 6-балльной зоне. За последние годы непосредственно на территории Республики Хакасия сильных землетрясений с силой 5 и более баллов не отмечалось. Вместе с тем последние события показали, что в республике имеется вероятность возникновения сейсмособытий силой 3-4 балла, источниками которых могут стать землетрясения в соседних субъектах Российской Федерации - юге Красноярского Края, республиках Тыва и Алтай. Возможны также сильные землетрясения непосредственно на территории Республики Хакасия.
Наличие на территории республики химических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий свидетельствует о существовании высокой степени рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В основном опасные производственные объекты расположены в городах Абакане, Черногорске и Саяногорске. Произошедшая в 2009 году техногенная авария на Саяно-Шушенской ГЭС, в которой погибли 75 человек, показала, что нельзя полностью исключать возможность аварий и катастроф на потенциально опасных объектах. При этом ущерб и затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций могут быть значительными. Кроме того, объекты жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Хакасия имеют достаточно высокую степень износа, из-за дефицита финансовых средств: продолжительное время не проводится или проводится в недостаточном объеме их капитальный ремонт и модернизация. В связи с этим постоянно в отопительный период существует вероятность возникновения аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, которые могут привести к нарушению жизнеобеспечения населения и значительному материальному ущербу.
Практика показывает, что при оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации часто существует необходимость использования резерва материальных ресурсов Республики Хакасия для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, который в основном используется для организации первоочередного жизнеобеспечения населения. Проведенный анализ показал, что имеется необходимость пополнения резерва материальных ресурсов, прежде всего пневмокаркасными модулями, электростанциями, тепловыми пушками, осветительными установками и другим имуществом.
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (с последующими изменениями) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в мирное время средствами индивидуальной защиты, прежде всего, должно быть обеспечено население, проживающее на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах. Также данные категории населения должны быть обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты. В настоящее время проживающее в зоне возможного химического загрязнения население республики не обеспечено гражданскими противогазами, камерами защитными детскими и медицинскими средствами индивидуальной защиты.
В настоящее время из 277 населенных пунктов, расположенных на территории Республики Хакасия, 76 населенных пунктов не прикрыты подразделениями пожарной охраны, что составляет 27% от общего количества. Для решения данного вопроса основные усилия необходимо направить на создание в данных населенных пунктах подразделений добровольной пожарной охраны. В соответствии с Законом Республики Хакасия от 08.11.2011 N 94-ЗРХ "О некоторых вопросах деятельности добровольной пожарной охраны в Республике Хакасия" планируется оказать финансовую поддержку подразделений добровольной пожарной охраны за счет республиканского бюджета Республики Хакасия.
Для повышения оперативности принятия управленческих решений при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, сокращения времени поиска, обработки, передачи информации для принятия решений предполагается создать автоматизированную систему учета рисков возникновения ЧС на потенциально-опасных и опасных производственных объектах Республики Хакасия.
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) создается в рамках реализации федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 555 (с последующими изменениями). Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий. Эти технологии должны позволять оповещать, информировать и обучать людей, находящихся в местах массового пребывания, с использованием электронных наружных и внутренних информационных табло, прививать нормы безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации.
В целях совершенствования подготовки населения, руководящего состава и специалистов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия планируется внедрить дистанционную и выездную формы обучения населения, организовать проведение соревнований "Школа безопасности". Внедрение дистанционного и выездного методов обучения в Республике Хакасия позволит:
снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы как учащихся, так и преподавателей);
увеличить процент обучаемых в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, особенно в удаленных районах республики;
повысить качество обучения за счет применения современных средств, таких как объемные электронные библиотеки;
создать единую образовательную среду в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Важнейшим звеном в совершенствовании умений и навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях подрастающего поколения является проведение мероприятий в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности". В Республике Хакасия элементы соревнований "Школа безопасности" ранее проводились в рамках военно-патриотической игры "Победа". Также команда от Республики Хакасия ежегодно принимает участие в межрегиональных соревнованиях. Для повышения уровня подготовки детей в области безопасности жизнедеятельности, обучения умелым действиям в любой критической обстановке, освоения приемов само- и взаимопомощи необходимо на постоянной основе проводить соревнования "Школа безопасности", приобрести необходимую экипировку, оборудование и другое имущество. В 2013 году на территории загородного оздоровительного детского лагеря "Баланкуль" планируется создать учебно-тренировочную площадку для проведения соревнований "Школа безопасности". При этом школьники смогут получить базовые знания по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, способов оказания первой помощи, правил поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, на базе учебно-тренировочной площадки учащимся представится возможность приобретения навыков работы со специальным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом. Вместе с тем в ходе проведения республиканских соревнований "Школа безопасности" и участия в межрегиональных соревнованиях постоянно ощущается нехватка финансовых средств, необходимого оборудования, экипировки, имущества. Также необходимо отметить, что в 2015 году на территории Республики Хакасия планируется проведение межрегиональных соревнований "Школа безопасности".
Цели и задачи долгосрочной республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия (2013-2017 годы)" соответствуют Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 октября 2011 года N 700 (с последующими изменениями) (далее - Стратегия). Основным инструментом реализации Стратегии является программа "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы", утвержденная Законом Республики Хакасия от 29.12.2011 N 143-ЗРХ.
Реализация Программы позволит обеспечить реализацию следующих основных задач Стратегии:
обеспечение безопасности жизнедеятельности, укрепление безопасности и общественного порядка в республике, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
развитие информационного общества, формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение доступности информации и технологий для населения;
повышение доступности образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
С учетом современного уровня угроз для безопасного развития республики эффективное противодействие возникновению чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов на предупреждение чрезвычайных ситуаций. В современных экономических условиях в целях повышения эффективности мероприятий антикризисной направленности возрастает важность реализации методов программно-целевого планирования. При ограничении бюджетного финансирования успешное комплексное решение подобных масштабных задач возможно лишь с использованием программно-целевых методов.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - снижение рисков и смягчение последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия.
Задачи Программы:
повышение оперативности реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с авариями на потенциально опасных объектах, пожарами, а также при организации первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Хакасия;
развитие системы информирования населения Республики Хакасия о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки населения, руководящего состава и специалистов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия.
3. Перечень
программных мероприятий
Таблица 1
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
Общий объем финансирования Программы из республиканского бюджета Республики Хакасия составляет 22595,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 1200,0 тыс. рублей:
2013 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 300,0 тыс. рублей;
2014 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 120,0 тыс. рублей;
2015 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 420,0 тыс. рублей;
2016 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 360,0 тыс. рублей;
2017 год - 4519,0 тыс. рублей.
На повышение оперативности реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с авариями на потенциально опасных объектах, пожарами, а также при организации первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Хакасия предусмотрено финансирование в размере 14392,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям 1200 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 2621,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 300,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 319,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 120,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 3819,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 420,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 3819,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 360,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 3814,0 тыс. рублей.
На развитие системы информирования населения Республики Хакасия о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций предусмотрено финансирование в размере 6350,0 тыс. рублей, из них в 2013 году -1000,0 тыс. рублей, в 2014 году - 4000,0 тыс. рублей, в 2015 году - 450,0 тыс. рублей, в 2016 году - 450,0 тыс. рублей, в 2017 году - 450,0 тыс. рублей.
Для совершенствования системы подготовки населения, руководящего состава и специалистов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия предусмотрено финансирование в размере 1853,0 тыс. рублей, из них в 2013 году - 898,0 тыс. рублей, в 2014 году - 200,0 тыс. рублей, в 2015 году - 250,0 тыс. рублей, в 2016 году - 250,0 тыс. рублей, в 2017 году - 255,0 тыс. рублей.
5. Механизм реализации
Общая организация и контроль за ходом реализации Программы обеспечиваются государственным заказчиком Программы - Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.
Для управления реализацией Программы государственный заказчик осуществляет следующие функции:
проводит размещение заказов и выступает государственным заказчиком;
осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
осуществляет мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, участвующими в реализации Программы;
подготавливает предложения по распределению средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на реализацию Программы.
6. Оценка эффективности
Оценка эффективности Программы будет производиться на основе показателей результативности выполнения программных мероприятий, приведенных в таблице 2.
В результате реализации Программы планируется сократить время реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации первоочередного жизнеобеспечения населения, повысить обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты, проживающего на территориях в пределах зон возможного опасного химического заражения при авариях на химически опасных объектах, увеличить охват населения системами информирования в местах массового пребывания людей о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, увеличить количество населения, прошедшего подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБОУ ДПО РХ "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям".
Таблица 2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.