Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение о сети наблюдения и лабораторного
контроля Республики Хакасия
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 14 июля 2004 г. N 194)
8 ноября 2012 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует отношения в сфере деятельности по организации сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Хакасия в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 03.08.1996 N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (на региональный уровне).
1.2 Сеть наблюдения и лабораторного контроля Республики Хакасия (далее - СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения* региональный подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия.
1.3. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют министерства, комитеты, ведомства и организации независимо от форм собственности, включенные в структуру СНЛК Республики Хакасия.
1.4. СНЛК организуется и проводится в целях:
- своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической обстановок;
- определения степени загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
- принятия управленческих решений и экстренных мер по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1.5. Основными задачами СНЛК являются:
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановок в зонах чрезвычайных ситуаций;
- своевременное выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановок методом наблюдения и лабораторного контроля**;
- участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнений и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
- обобщение и передача данных о радиационной, химической и биологической обстановках в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
_________________________________________________________________
* наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение радиоактивного и химического загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды с помощью технических средств.
** лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента, определении его концентрации (плотности загрязнения для биологических средств - после проведения специфической индикации)
1.6. СНЛК имеет три уровня: региональный, муниципальный и объектовый.
Региональный уровень формируется на основе учреждений и организаций, функционирующих на территории Республики Хакасия и решающих задачи в интересах республики. Координацию деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля на региональном уровне осуществляет Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия и соответствующий орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям непосредственно или через создаваемые службы наблюдения и контроля.
Муниципальный уровень формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности на муниципальный уровне сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляют соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и соответствующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Объектовый уровень состоит в основном из бассейновых, базовых, производственных лабораторий (заводские, комбинатовские и др.) министерств, комитетов и ведомств, производственных объединений и акционерных обществ и ассоциаций Республики Хакасия. Координацию деятельности сети наблюдения лабораторного контроля на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Перечень конкретных учреждений и организаций, функционирующих на региональном уровне, определяется органами местного самоуправления по согласованию с министерствами, комитетами и ведомствами Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 8 ноября 2012 г. N 745 в пункт 1.7 настоящего приложения внесены изменения
1.7. Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия организует и координирует деятельность учреждений, включенных в сеть наблюдения и лабораторного контроля на подведомственной территории; руководит их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; контролирует состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени; организуют обучение, подготовку (переподготовку) специалистов; обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России по Республике Хакасия и Министерства внутренних дел Республики Хакасия.
В сеть наблюдения и лабораторного контроля включаются:
- авиационные метеорологические станции гражданские, гидрометеорологические станции и посты;
- Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакасии Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук:
- Государственное учреждение "Хакасский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- территориальные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН);
- сетевые, дорожные, отделенческие, линейные центры санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте;
- ветеринарные лаборатории;
- проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, агрохимические лаборатории;
- станции защиты растений;
- пункты сигнализации и прогнозов проявлений и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений;
- пограничные пункты по карантину растений;
- производственные (объектовые) лаборатории министерств, ведомств и организаций Республики Хакасия;
- посты радиационного и химического наблюдения;
- химико-радиометрические лаборатории (центры) гражданской обороны;
- сетевая лаборатория анализа и мониторинга окружающей среды МПР Российской Федерации по Республике Хакасия;
- отдел мониторинга и прогнозирования Федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Хакасия".
1.8. Основу СНЛК составляют филиалы Федеральных государственных учреждений, ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательские центры агрохимической службы, учреждения Росгидромета регионального уровня, а также учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля, создаваемые министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления для решения задач региональном подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данные учреждения являются головными как наиболее подготовленные к функционированию в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.
Головные учреждения СНЛК являются, как правило, подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов. При эвакуации головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головным учреждением назначаются дублеры, на которые возлагаются функции региональном учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля. В качестве дублеров используются: один-два районных филиала Федеральных государственных учреждений и соответствующие им центр санэпиднадзора на железнодорожном транспорте, ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, станции защиты растений, а также гидрометеорологические станции и др.
Перечень головных учреждений СНЛК регионального уровня определяется министерствами, комитетами и ведомствами Республики Хакасия и согласовывается с Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.
Перечень головных учреждений и их дублеров СНЛК муниципальный уровня согласовывается с региональными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и утверждается органами местного самоуправления.
2. Порядок функционирования учреждений сети наблюдения и
лабораторного контроля
2.1. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальные радиационная, химическая, биологическая обстановки, отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом.
Учреждения СНЛК (головные и их дублеры) создают и освежают запасы материальных средств, занимаются подготовкой и обучением специалистов, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановок, прогноз о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач СНЛК, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки: обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также отравляющих веществ и бактериальных средств; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды - передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие двух часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее - с периодичностью не более четырех часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Сроки и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией, Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (в воздухе, почве и воде), продуктах питания, в пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые уровни, а также отравляющих веществ и биологических средств, о единичных случаях особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий региональный орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача экстренной информации (уведомление) осуществляется по установленным формам и по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее двух часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более четырех часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
2.2. На Государственное учреждение "Хакасский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" среды возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
- определение загрязнения атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности радиоактивными и химически опасными веществами;
- установление границ зон радиоактивного и химического загрязнений в районах чрезвычайных ситуаций.
2.3. На гидрометеорологические станции и посты Государственное учреждение "Хакасский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
- установление наличия химически опасных веществ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов и на местности;
- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в Государственное учреждение "Хакасский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
2.4. На ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия", городские и районные (первой категории) филиалы Федеральных государственных учреждений и соответствующие им филиалы Федеральных государственных учреждений Абаканского отделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги"возлагается:
- выявление в зонах чрезвычайных ситуаций биологической, радиационной, химической обстановок методом наблюдения и лабораторного контроля и их прогнозирование;
- проведение специфической индикации возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;
- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия");
- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению (только в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия");
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории (только в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия");
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных ЦГСЭН) (только в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия");
- определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами (только в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия").
2.5. На районные, городские филиала Федеральных государственных учреждений (второй и третьей категории) и соответствующие им центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном, водном и воздушном транспорте возлагается:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
- исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на зараженность известными возбудителями;
- установление наличия в объектах окружающей среды химически опасных веществ и проведение их предварительной идентификации;
- отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными и химически опасными веществами и доставка их в головные филиалы Федеральных государственных учреждений для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
2.6. На Управление государственной ветеринарной инспекции возлагается: проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства; установление вида биологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
- проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
- осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб, загрязненных радиоактивными веществами;
- определение загрязнения сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды химически опасными веществами, а также осуществление их индикации;
- проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных радиоактивными и химически опасными веществами;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных),а также фуражного сырья, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, биологическими средствами, с выдачей заключения о возможности их использования по назначению.
2.7. Задачи Управления Российской государственной хлебной инспекции по Республике Хакасия:
- осуществление государственного контроля за качеством, рациональным использованием зерна и продуктов его переработки*;
- сертификация зерна и продуктов его переработки, проводимая в установленном порядке;
- определение соответствия качества зерна и продуктов его переработки требованиям нормативных и технических документов;
- инспектирование качества зерна и продуктов его переработки при их производстве, ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации, отгрузке в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в гг. Москву и Санкт-Петербург, поставке военным, приравненным к ним категориям потребителей и для производства детского питания, при операциях по закладке, перемещении и выпуске этой продукции из государственного резерва, выдача сертификатов качества зерна и продуктов его переработки;
- контроль при производстве продуктов переработки зерна за соблюдением научно обоснованных норм их выхода;
- определение качества зерна и продуктов его переработки с истекшими сроками хранения и выдача заключения о возможности их дальнейшего хранения и использования;
- проведение экспертизы зерна и продуктов его переработки, признанных по результатам лабораторного исследования непригодными для использования в пищу, а также принятие решения о возможности их дальнейшего использования или уничтожения в установленном порядке;
- проведение оценки качества зерна нового урожая, определение его технологических свойств и разработка рекомендаций по его рациональному использованию.
_____________________________________________________
* под зерном и продуктами его переработки в данном Положении следует понимать зерно колосовых, крупяных, зернобобовых и масличных культур, кукурузу, муку, крупу, комбикорма, отруби и зерноотходы, сырье для комбикормового производства.
2.8. На районные и межрайонные ветеринарные лаборатории Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия возлагается:
- проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на загрязнение радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами с выдачей заключений о возможности использования их по назначению;
- проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- установление факта загрязнения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды радиоактивными и химически опасными веществами и осуществление их индикации;
- отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, трупов животных и птиц, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, биологическими средствами, и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
2.9. На Государственную станцию агрохимической службы "Хакасская" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации возлагается:
- выявление в зонах чрезвычайных ситуаций радиационной и химической обстановок;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;
- установление наличия в объектах окружающей среды химически опасных веществ в районе расположения учреждения и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов, воды;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб;
- определение на объектах сельскохозяйственного производства загрязнения почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды химически опасными веществами, пестицидами, фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации.
2.10. На Хакасскую республиканскую станцию защиты растений и районные станции защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия возлагается:
- выявление в зонах чрезвычайной ситуаций химической и фитопатологической обстановок;
- установление наличия в объектах окружающей среды химически опасных веществ и возбудителей болезней растений на объектах растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий, проведение индикации;
- установление вида биологических средств, боевых рецептур в военное время и возбудителей различных болезней растений в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений в мирное время;
- определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территории сельскохозяйственных угодий.
2.11. На Пограничную государственную инспекцию и пограничные пункты по карантину растений, на пункты сигнализации и прогнозов появления и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации возлагается проведение фитопатологической разведки на объектах растениеводства, установление факта появления и распространения возбудителей болезни р
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.