Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная республиканская целевая программа
"Развитие туризма в Республике Хакасия (2011-2016 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 23 ноября 2010 г. N 629)
21 июля, 14 октября 2011 г., 2 марта, 26 ноября, 29 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2012 г. N 931 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011-2016 годы)"
Наименование |
- долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011-2016 годы)" (далее - Программа) |
|
Дата принятия решения о разработке |
- постановление Правительства Республики Хакасия от 21.09.2010 N 484 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов" |
|
Государственный заказчик |
- Министерство спорта и туризма Республики Хакасия (далее - Минспорттуризм Хакасии) |
|
Государственные заказчики |
- Минспорттуризм Хакасии, Министерство регионального развития Республики Хакасия (далее - Минрегион Хакасии) |
|
Цель |
- создание условий для развития современной туристской индустрии на территории Республики Хакасия, позволяющей увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие Республики Хакасия |
|
Задачи |
- развитие инфраструктуры и материально-технической базы туризма в Республике Хакасия; формирование имиджа Республики Хакасия как региона, благоприятного для туризма; совершенствование системы информационного обеспечения в области туризма, проведение активной рекламной деятельности; создание условий для развития внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия; научно-методическое обеспечение и подготовка кадров для туристской деятельности; предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию долгосрочных целевых программ в сфере туризма |
|
Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам |
количество российских туристов и экскурсантов, принимаемых Республикой Хакасия: 2011 год - 120,0 тыс. человек, 2012 год - 125,0 тыс. человек, 2013 год - 140,0 тыс. человек, 2014 год - 150,0 тыс. человек, 2015 год - 160,0 тыс. человек, 2016 год - 180,0 тыс. человек; количество иностранных туристов и экскурсантов, принимаемых Республикой Хакасия: 2011 год - 1,0 тыс. человек, 2012 год - 1,2 тыс. человек, 2013 год - 1,5 тыс. человек, 2014 год - 2,0 тыс. человек, 2015 год - 2,5 тыс. человек, 2016 год - 3,0 тыс. человек; количество туристов и экскурсантов, посетивших Республику Хакасия, на тысячу человек населения: 2011 год - 215 человек, 2012 год - 257 человек, 2013 год - 312 человек, 2014 год - 422 человека, 2015 год - 579 человек, 2016 год - 601 человек; ежегодный объем платных гостиничных услуг: 2011 год - 220000,0 тыс. рублей, 2012 год - 230000,0 тыс. рублей, 2013 год - 260000,0 тыс. рублей, 2014 год - 280000,0 тыс. рублей, 2015 год - 300000,0 тыс. рублей, 2016 год - 320000,0 тыс. рублей; ежегодный объем платных туристских услуг: 2011 год - 100000,0 тыс. рублей, 2012 год - 110000,0 тыс. рублей, 2013 год - 140000,0 тыс. рублей, 2014 год - 160000,0 тыс. рублей, 2015 год - 180000,0 тыс. рублей, 2016 год - 200000,0 тыс. рублей; рост занятости населения в сфере туризма (в коллективных средствах размещения и туристских фирмах), в процентах к предыдущему году: 2011 год - 2,36, 2012 год - 4,72, 2013 год - 4,72, 2014 год - 4,72, 2015 год - 7,08, 2016 год - 6,28; рост объема налоговых поступлений от туристской индустрии в республиканский бюджет Республики Хакасия, в процентах к предыдущему году: 2011 год - 6,7, 2012 год - 7,1, 2013 год - 7,6, 2014 год - 7,8, 2015 год - 8,1, 2016 год - 8,4; число разработанных инвестиционных проектов: 2011 год - 0, 2012 год - 0, 2013 год - 1, 2014 год - 0, 2015 год - 0, 2016 год - 0; количество участий в международных выставках, форумах, ярмарках: 2011 год - 5, 2012 год - 5, 2013 год - 5, 2014 год - 6, 2015 год - 6, 2016 год - 6; количество изданной печатной и наглядно-демонстрационной продукции, ед.: 2011 год - 5, 2012 год - 5, 2013 год - 5, 2014 год - 6, 2015 год - 7, 2016 год - 7; количество созданных видеоматериалов, рекламных роликов: 2011 год - 2, 2012 год - 2, 2013 год - 2, 2014 год - 2, 2015 год - 3, 2016 год - 3; количество информационных киосков и мониторов: 2011 год - 4, 2012 год - 1, 2013 год - 5, 2014 год - 5, 2015 год - 5, 2016 год - 6; количество специалистов в сфере туризма, прошедших переподготовку и повышение квалификации: 2011 год - 0, 2012 год - 0, 2013 год - 12, 2014 год - 15, 2015 год - 15, 2016 год - 15 |
|
Сроки и этапы реализации |
- 2011 - 2016 годы, в два этапа: I этап - 2011 - 2014 годы; II этап - 2015 - 2016 годы |
|
Объемы и источники финансирования |
общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия составляет 252987,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 18000,0 тыс. рублей; 2012 год - 26227,0 тыс. рублей; 2013 год - 36500,0 тыс. рублей; 2014 год - 20610,0 тыс. рублей; 2015 год - 73470,0 тыс. рублей; 2016 год - 78180,0 тыс. рублей. Из них на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на строительство и реконструкцию муниципальных туристских объектов - 4520,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 1000,0 тыс. рублей; 2012 год - 0,0 тыс. рублей; 2013 год - 3520,0 тыс. рублей |
|
Ожидаемые конечные результаты Программы |
по сравнению с 2011 годом: увеличение количества российских туристов и экскурсантов, принимаемых Республикой Хакасия, на 60,0 тыс. человек; увеличение количества иностранных туристов и экскурсантов, принимаемых Республикой Хакасия, на 2,0 тыс. человек; увеличение количества туристов и экскурсантов, посетивших Республику Хакасия, на тысячу человек населения на 386 человек; увеличение объема платных гостиничных услуг на 100000,0 тыс. рублей; увеличение объема платных туристских услуг на 100000,0 тыс. рублей; увеличение численности работников, занятых в сфере туризма (в коллективных средствах размещения и туристских фирмах), на 30,7%; увеличение объема налоговых поступлений от туристской индустрии в республиканский бюджет Республики Хакасия на 45,5%; увеличение числа разработанных инвестиционных проектов на 1 ед.; увеличение количества участий в международных выставках, форумах, ярмарках на 1; увеличение количества изданной печатной и наглядно-демонстрационной продукции на 2 ед.; увеличение количества созданных видеоматериалов, рекламных роликов на 1 ед.; увеличение количества информационных киосков и мониторов на 2 ед.; увеличение количества специалистов в сфере туризма, прошедших переподготовку и повышение квалификации, на 15 человек |
1. Характеристика проблемы
Приоритетным направлением развития туризма в Республике Хакасия является развитие внутреннего и въездного туризма, формирование современного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение уровня доходов населения, обеспечение условий для устойчивого развития туризма в регионе.
Республика Хакасия является одной из особо привлекательных для туристов территорий России, где для развития туризма имеется уникальный туристский потенциал, создается нормативная правовая база для осуществления туристской деятельности, развивается инфраструктура, материальная база туризма.
Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия является организация туристских и рекреационных зон с целью эффективного использования природно-климатического и культурно-исторического потенциала республики. Наличие в республике разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: активно-спортивного и санаторно-курортного отдыха, культурно-познавательного и сельскохозяйственного туризма.
Основными проблемами развития туризма в Республике Хакасия являются недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала региона, а также недостаточная привлекательность, известность и качество комплексного туристского продукта.
Так, по представленным данным туристских организаций республики, в 2002 году число туристов, посетивших Республику Хакасия, составило 23650 человек, из которых 1130 - иностранные граждане. В 2009 году эти показатели соответственно составили 110000 и 1530 человек, общее количество туристов по сравнению с базовым 2002 годом увеличилось в 4,6 раза, причем число иностранных туристов выросло незначительно, лишь на 35%.
Таким образом, рост количества отдыхающих был достигнут за счет увеличения числа туристов из России. Наиболее пиковым можно считать 2008 год, когда на территории республики побывали 105000 туристов, против 67240 человек в 2007 году (прирост составил 56%). Вместе с тем в динамике 2007, 2008 годов рост числа иностранных туристов незначителен - 19%. Основная причина снижения количества иностранных туристов, посетивших республику в 2009 году, до 1530 человек (уровень 2004 года) связана с уменьшением числа туристов в целом в мире, что является последствием мирового финансового кризиса.
Сегодня республика стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала, в том числе за счет активного привлечения иностранных туристов. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Республику Хакасия по объему туристского потока опережают Красноярский край, Томская и Омская области, Алтайский край и Республика Алтай, которые используют свой потенциал, развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.
Для привлечения как российских, так и зарубежных туристов необходимо создание современной инфраструктуры в Республике Хакасия. Несоответствие международным стандартам, низкое сервисное обслуживание уменьшают туристский поток в республику.
По данным обследования коллективных и индивидуальных средств размещения на территории только одного Ширинского муниципального района, проведенного в летний сезон 2009 года, численность отдыхавших в сезон составила 822 тыс. человек, средняя стоимость проживания - 600 рублей в сутки без учета дополнительной платы за сопутствующие услуги (организация экскурсий, спортплощадки и спортинвентарь, сауна и т.п.), а продолжительность проживания - в среднем 5 суток. По оценке специалистов Минспорттуризма Хакасии, объем доходов только владельцев коллективных средств размещения от предоставления туристам мест для временного размещения в Ширинском районе составил 115,5 млн рублей.
Широкое распространение получили объекты размещения типа баз отдыха. На территории Республики Хакасия находится 130 баз отдыха, из них около 90 эксплуатируются только в летний период. Большинство объектов низкого качества, без каких-либо планировочных и художественных концепций, построены без проектной документации на землях сельхозназначения. Препятствует развитию курортной и туристской инфраструктуры неопределенность с собственностью бальнеологических озер и земельных участков вокруг них.
В 2009 году лечебно-оздоровительный комплекс Республики Хакасия насчитывал 1 курорт и 17 санаториев и диспансеров. По сравнению с 2002 годом число лечебно-профилактических учреждений выросло в 2 раза, в 2002 году таких учреждений было лишь 9.
Среднегодовой показатель загрузки лечебно-оздоровительных учреждений Республики Хакасия в 2008 году составил 82%. Количество таких объектов - это лишь несколько процентов от возможной емкости рынка, причем практически во всех учреждениях преобладает устаревшая материально-техническая лечебная база.
В 2002 году в Республике Хакасия насчитывалось 16 гостиниц, к 2009 году количество таких учреждений увеличилось на 18,7% и составило 19 объектов.
В настоящее время коллективные средства размещения, построенные еще в советское время, частично реконструированы.
Вместе с тем в республике остаются актуальными вопросы качества обслуживания туристов, подготовки специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса, а также вопросы сертификации и квалификации гостиничных комплексов.
Немаловажной проблемой в сфере туризма является проблема подготовки и переподготовки кадров. На сегодняшний день не в каждом муниципальном образовании имеется специалист по туризму. Также наблюдается дефицит на рынке труда квалифицированных гидов и экскурсоводов. В летнее время на сезонных работах испытывается дефицит обслуживающего персонала.
Вышеизложенная проблема объясняется тем, что система профессионального образования в сфере туризма и гостиничного хозяйства в учебных заведениях Хакасии начала развиваться только с 2004 года. Подготовка работников с уровнем среднего профессионального образования осуществляется в двух колледжах по специальности "туризм" и "гостиничный сервис". А подготовка специалистов высшего профессионального образования по специальности "социально-культурный сервис и туризм" осуществляется лишь с 2005 года, и первый выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием был в 2010 году.
Одной из существующих проблем в сфере туризма является отсутствие организации эффективной системы общественного питания, что выражается в низком качестве существующих объектов питания и их недостаточном количестве. На рынке отсутствуют местные и региональные сети общественного питания. Наблюдается низкий процесс форматизации объектов (кофейня, бистро, кафе, рестораны, национальные рестораны и т.д.).
Объекты торговли в настоящее время развиваются обособленно от туристского сектора. Потоки туристов невысоки, и торговые объекты преимущественно ориентируются на местное население, за исключением сектора по продаже сувениров.
Таким образом, для развития туризма в Республике Хакасия необходимо развивать инфраструктуру и материально-техническую базу, совершенствовать систему информационного обеспечения в области туризма, проводить активную рекламную кампанию, создавать условия для развития внутреннего и въездного туризма.
С целью эффективного использования природно-климатического и культурно-исторического потенциала Республики Хакасия предлагается организация туристских и рекреационных зон.
Основными зонами межрегионального значения в Республике Хакасия являются озера муниципального образования Ширинский район, туристско-рекреационная зона "Ивановские озера" (Орджоникидзевский район), туристический комплекс "Гладенькая" (Бейский район), спортивно-туристический комплекс в поселке Вершина Теи (Аскизский район).
Ключевыми направлениями развития Ширинской зоны являются полноценное развитие туристской инфраструктуры, в том числе размещения (гостиницы, турбазы и др.), вовлечение в туристский оборот новых территорий и водоемов, благоустройство территории в районах массового размещения туристов, обеспечение сохранности уникальных природных экосистем озер. Важным направлением развития является круглогодичное использование курорта за счет строительства круглогодичных оздоровительных центров, проведение событийных мероприятий и оказание других туристских услуг в зимнее время года.
Другой интересной территорией в плане особых климатических условий является туристская зона "Ивановские озера" (Орджоникидзевский район). Перспективы развития данной туристской зоны - организация природного парка для развития центра горнолыжного спорта, активно-спортивных форм отдыха и туризма круглогодично. Территория туристской зоны относится к числу наиболее привлекательных для опережающего развития среди туристских зон республики в силу ее уникального природного комплекса и возможности круглогодичного использования горнолыжных трасс.
Туристская рекреационная зона "Гладенькая" известна за пределами республики. Территория зоны расположена в северной части Западного Саяна на стыке с Минусинской котловиной. Географически этот район с граничащей с юга Тывой является не только Центральной Азией, но и занимает срединное положение (в широтном направлении) на территории Российской Федерации.
На сегодняшний день инфраструктура туристского комплекса включает в себя:
горнолыжную трассу, единственную в Сибирском федеральном округе с техническими характеристиками, позволяющими проводить соревнования по всем видам горнолыжных дисциплин;
средства размещения, которые состоят из отеля "Борус", спорт-отеля "Гладенькая", гостиничного комплекса "Жарки", приюта "Горный";
физкультурно-спортивный комплекс "Черемушки", состоящий из спортзала, бассейна, стадиона, подготовленной закрытой хоккейной коробки без системы искусственного льда.
Для организации Центра олимпийской подготовки на горнолыжном комплексе "Гладенькая" необходимо строительство канатно-кресельных и канатно-буксировочных дорог. Увеличить поток туристов возможно за счет расширения комплекса услуг, в том числе туристских, направленных на развитие корпоративного отдыха, оздоровительного, активных видов туризма (круглогодичное использование комплекса).
Создание спортивно-туристского комплекса в поселке Вершина Теи позволит позиционировать данную территорию как зону межрегионального развития. Центром спортивно-туристской инфраструктуры может быть профилакторий "Кедр". Проведение реконструкции профилактория позволит улучшить качество обслуживания спортсменов и туристов. Расширение до 5 м лыжной трассы, электрификация ее позволит повысить эффективность спортивной подготовки членов сборной команды Республики Хакасия. Для проведения спортивных соревнований планируется реконструировать стадион с конференц-залом, методическим кабинетом и медико-профилактическим центром, создать спортивную базу для профессиональных спортсменов и современный лечебно-оздоровительный центр; для расширения спортивно-туристской инфраструктуры - построить гостевой комплекс и информационный центр, создать спортивно-туристский центр для детей и подростков, организовать коммерческий центр спортивного инвентаря.
Наличие в республике разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: активно-спортивного и санаторно-курортного отдыха, культурно-познавательного и сельскохозяйственного туризма.
Активно-спортивный туризм - одна из распространенных форм отдыха, которая завоевывает все большую популярность среди простых туристов. Активный туризм включает походы по маршрутам определенной категории сложности и соревнования по технике туризма. Он нацелен на повышение мастерства туристов, совершенствование маршрутов, отработку различных приемов страховки и освоение новых видов снаряжения. В настоящее время к активным видам туризма относят пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, горный, туры на снегоходах или собачьих упряжках, конный, авто-, спелеотуризм. Самые массовые из них - пеший, водный, горный и лыжный.
Всего в 2009 году, по данным туристских организаций, активный туризм как вид отдыха выбрали 617 человек, большинство из которых - люди в возрасте от 18 до 30 лет.
Данные туристские маршруты проводятся организованно с информированием о времени проведения Главного управления МЧС России по Республике Хакасия.
Однако наблюдается и ряд проблем, которые сдерживают развитие активно-спортивных форм отдыха на территории Республики Хакасия. К этим проблемам необходимо отнести недостаточную информационную обеспеченность активно-спортивных форм отдыха как на территории Республики Хакасия, так и за ее пределами, нехватку специально подготовленных проводников по спортивному туризму и недостаток специального оборудования на базах отдыха республики.
Таким образом, для развития активно-спортивных форм отдыха в Республике Хакасия необходимо организовать подготовку и переподготовку специалистов по туризму, провести материально-техническое оснащение баз специализированным туристским инвентарем, обеспечить информационную поддержку активно-спортивных форм отдыха среди жителей Республики Хакасия и других регионов, особенно среди молодежи.
Культурно-познавательный туризм является разновидностью туризма, целью которого является познание культуры и историко-культурного наследия региона посещения. Объектами культурно-познавательного туризма являются древние города, музеи, памятники (созданные человеком и природные), достопримечательности, городские ландшафты, этнические и фольклорные памятники и т.д. Культурно-познавательный туризм включает в себя археологический, этнический и уфологический виды туризма.
Республика Хакасия в этом отношении является уникальным регионом. Степные просторы Хакасии, обладая благоприятными природно-климатическими условиями, являлись центром культурогенеза, где зарождались и развивались самобытные и разнообразные культуры древности и средневековья.
Как с археологическими, так и с традиционными культурами в Хакасии можно ознакомиться в разветвленной музейной сети. Республика Хакасия является одним из немногих регионов Российской Федерации, где в каждом муниципальном районе, не говоря о городах, имеется свой музей.
В период с 2002 по 2009 год наблюдался рост числа музеев. Если в 2002 году в республике было 9 музеев, то на сегодняшний день только лишь в Аскизском районе работают 4 разнотипных музея, а в целом по республике музейная сеть состоит из 18 музеев, 2 из которых являются государственными, остальные - муниципального подчинения. Музеи региона представляют не только древние и традиционные культуры, но и новую и новейшую историю региона, в том числе историю развития и достижения современной промышленности.
Таким образом, Республика Хакасия обладает огромным потенциалом для развития въездного культурно-познавательного туризма. Но в настоящее время использование этого потенциала проводится не в полном объеме. Изучение туристского продукта, предоставляемого местными туристскими фирмами, показывает, что активно используются для туристского показа только 5-7 объектов культурного наследия, в то время как аттрактивностью обладают более 30 объектов. При этом современное использование объектов культурного наследия в туристских целях можно охарактеризовать как варварское, туристские фирмы не несут ответственности за состояние объекта показа. Тем более, что никто не контролирует посещение разрекламированных памятников так называемыми "дикими туристами". Также не в полном объеме используется туристский потенциал хакасской традиционной культуры: не созданы специализированные музейно-туристические центры, а туристские фирмы подчас игнорируют традиционные праздники и этнические фестивали.
Слабо интегрирована в развитие культурного туризма музейная сеть региона, она практически не входит в туристские маршруты. Многие экспозиции музеев физически и морально устарели и непривлекательны для туристов.
Поэтому для развития культурно-познавательного туризма в Республике Хакасия необходимо развивать инфраструктуру имеющихся музеев, таких как "Древние курганы Салбыкской степи", Хакасский республиканский музей-заповедник "Казановка", Анхаковский музей под открытым небом "Улуг Хуртуях Тас".
Одной из форм по поддержке объектов муниципальной собственности является предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия. Данные субсидии можно будет направить на строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности и на реализацию мероприятий, не связанных со строительством.
Также для увеличения привлекательности данных музейных комплексов необходимы расширение экспозиции, приведение их в соответствие с международными стандартами, проведение исторического моделирования, приобретение новых экспонатов и благоустройство территории.
Сельскохозяйственный туризм соединяет широкий спектр различных видов туризма, основанных на использовании природных, исторических и других особенностей ресурсов сельской местности, и развивается быстрыми темпами.
Развитие сельскохозяйственного туризма в Хакасии позволит обеспечить сельских жителей работой и достаточным уровнем дохода, а городских жителей - доступным и качественным отдыхом. Кроме того, районы республики обладают достаточным природным и культурно-историческим потенциалом и выгодным географическим положением, необходимым для привлечения иностранных туристов. Фермерские хозяйства могут при этом не только стать поставщиками продуктов, но и обеспечить туристов жильем.
Для Республики Хакасия отдых на селе - новое направление, находящееся в стадии становления и позволяющее горожанам активно провести время на свежем воздухе, питаться экологически чистыми продуктами, общаться с животными и природой и дающее альтернативу развития сельским районам.
Социально-экономическая значимость сельского туризма заключается в следующем:
- создание альтернативных источников занятости для сельского населения;
- повышение уровня экономической доходности сельского населения;
- снижение процесса миграции сельских жителей в города;
- формирование рынка сбыта сельскохозяйственной продукции и предметов народных промыслов;
- развитие инфраструктурных сельских территорий;
- сохранение природных и культурных ресурсов территории;
- снижение социальной напряженности в сельской местности.
Таким образом, обеспечение туристской привлекательности республики в значительной степени зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и межведомственной поддержки реализации инвестиционных проектов.
Республиканская целевая программа является наиболее целесообразной формой для решения задач развития туристской отрасли, так как позволяет вести комплексную реализацию межфункциональных задач с достижением значимых конкретных результатов.
2. Цель и задачи
Целью Программы является создание условий для развития современной туристской индустрии на территории Республики Хакасия, позволяющей увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие Республики Хакасия.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
развитие инфраструктуры и материально-технической базы туризма в Республике Хакасия;
формирование имиджа Республики Хакасия как региона, благоприятного для туризма;
совершенствование системы информационного обеспечения в области туризма, проведение активной рекламной деятельности;
создание условий для развития внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия;
научно-методическое обеспечение и подготовка кадров для туристской деятельности;
предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию долгосрочных целевых программ в сфере туризма.
Сроки реализации Программы: 2011 - 2016 годы.
Программа реализуется в два этапа:
I этап - 2011 - 2014 годы;
II этап - 2015 - 2016 годы.
На I этапе предусматриваются разработка и начало реализации программных мероприятий, направленных на формирование нормативно-правовой базы развития туризма, формирование новых механизмов взаимодействия всех участников туристского бизнеса; рекламно-информационное и кадровое обеспечение, а также предполагаются строительство и реконструкция имеющейся материальной базы туристских объектов Республики Хакасия.
На II этапе предполагается превращение туристской деятельности в доходную отрасль экономики Республики Хакасия; создание развитой туристской инфраструктуры и современной системы подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2012 г. N 931 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции
3. Перечень программных мероприятий
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2012 г. N 931 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Финансовое обеспечение реализации Программы определено на основе подсчета ресурсов, требуемых для осуществления значимых для туристской индустрии республики проектов. Учтены предполагаемые затраты республиканского бюджета Республики Хакасия на создание проектов развития основных зон туристской направленности, поддержку туристско-информационного центра, подготовку проектно-сметной документации, реализацию основных мероприятий по рекламно-информационному продвижению туристских возможностей республики, повышение квалификации кадров туристской сферы, осуществление исследовательских проектов, в том числе социологических.
Основными источниками финансирования Программы являются средства республиканского бюджета Республики Хакасия.
Предполагаемый общий объем финансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы составляет 252987,0 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 18000,0 тыс. рублей;
2012 год - 26227,0 тыс. рублей;
2013 год - 36500,0 тыс. рублей;
2014 год - 20610,0 тыс. рублей;
2015 год - 73470,0 тыс. рублей;
2016 год - 78180,0 тыс. рублей.
Из них предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на строительство и реконструкцию муниципальных туристских объектов - 4520,0 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 1000,0 тыс. рублей;
2012 год - 0,0 тыс. рублей;
2013 год - 3520,0 тыс. рублей.
Потребность в финансовых ресурсах по основным источникам финансирования представлена в разделе 3.
Потребность в финансовых ресурсах будет корректироваться ежегодно с учетом хода выполнения мероприятий Программы в законе Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на соответствующий финансовый год и плановый период.
5. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет производиться в основном посредством государственных контрактов (договоров) между Минспорттуризмом Хакасии и субъектами туристской деятельности, иными организациями, предусматривающими использование как бюджетных средств, выделяемых путем ежегодного распределения среди исполнителей на конкурсной основе, так и привлеченных средств.
Разработку и издание базового пакета рекламно-информационных материалов, участие в туристских выставках, формирование информационных банков данных предполагается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия и внебюджетных источников.
Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкурентных проектов, в основном за счет привлечения внебюджетных средств.
Государственная поддержка реализации Программы согласно Закону Республики Хакасия "О туристской деятельности на территории Республики Хакасия" будет осуществляться путем прямых бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Хакасия.
Исполнителями Программы являются Минспорттуризм Хакасии, министерства и ведомства Республики Хакасия, организации, осуществляющие туристскую деятельность. Последние предполагается привлекать на конкурсной основе.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2012 г. N 931 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Оценка эффективности Программы
Реализация Программы позволит:
создать условия для устойчивого экономического роста региона;
повысить уровень и качество жизни населения путем увеличения доступности услуг, занятости и доходов жителей;
повысить конкурентоспособность региональной экономики путем повышения привлекательности республики как туристского направления;
обеспечить сбалансированность социально-экономического развития территорий Республики Хакасия.
В результате реализации Программы предполагается по сравнению с 2011 годом:
увеличение количества российских туристов и экскурсантов, принимаемых Республикой Хакасия, на 60,0 тыс. человек;
увеличение количества иностранных туристов и экскурсантов, принимаемых Республикой Хакасия, на 2,0 тыс. человек;
увеличение количества туристов и экскурсантов, посетивших Республику Хакасия, на тысячу человек населения на 386 человек;
увеличение объема платных гостиничных услуг на 100000,0 тыс. рублей;
увеличение объема платных туристских услуг на 100000,0 тыс. рублей;
увеличение численности работников, занятых в сфере туризма (в коллективных средствах размещения и туристских фирмах), на 30,7%;
увеличение объема налоговых поступлений от туристской индустрии в республиканский бюджет Республики Хакасия на 45,5%;
увеличение числа разработанных инвестиционных проектов на 1 ед.;
увеличение количества участий в международных выставках, форумах, ярмарках на 1;
увеличение количества изданной печатной и наглядно-демонстрационной продукции на 2 ед.;
увеличение количества созданных видеоматериалов, рекламных роликов на 1 ед.;
увеличение количества информационных киосков и мониторов на 2 ед.;
увеличение количества специалистов в сфере туризма, прошедших переподготовку и повышение квалификации, на 15 человек.
Плановые индикаторы эффективности Программы
Наименование |
Величина по годам |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
1. Количество российских туристов и экскурсантов, принимаемых Республикой Хакасия |
120,0 |
125,0 |
140,0 |
150,0 |
160,0 |
180,0 |
2. Количество иностранных туристов и экскурсантов, принимаемых Республикой Хакасия |
1,0 |
1,2 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3. Количество туристов и экскурсантов, посетивших Республику Хакасия, на тысячу человек населения |
215 |
257 |
312 |
422 |
579 |
601 |
4. Ежегодный объем платных гостиничных услуг |
220000 |
230000 |
260000 |
280000 |
300000 |
320000 |
5. Ежегодный объем платных туристских услуг |
100000 |
110000 |
140000 |
160000 |
180000 |
200000 |
6. Рост занятости населения в сфере туризма (в коллективных средствах размещения и туристских фирмах), в процентах к предыдущему году |
2,36 |
4,72 |
4,72 |
4,72 |
7,08 |
6,28 |
7. Рост объема налоговых поступлений от туристской индустрии в республиканский бюджет Республики Хакасия, в процентах к предыдущему году |
6,7 |
7,1 |
7,6 |
7,8 |
8,1 |
8,4 |
8. Число разработанных инвестиционных проектов |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
9. Количество участий в международных выставках, форумах, ярмарках |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
10. Количество изданной печатной и наглядно-демонстрационной продукции, ед. |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
11. Количество созданных видеоматериалов, рекламных роликов |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
12. Количество информационных киосков и мониторов |
4 |
1 |
5 |
5 |
5 |
6 |
13. Количество специалистов в сфере туризма, прошедших переподготовку и повышение квалификации |
0 |
0 |
12 |
15 |
15 |
15 |
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2012 г. N 931 в настоящее приложение дополнено разделом 7
7. Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на строительство и реконструкцию муниципальных туристских объектов
7.1. Общие положения
7.1.1. Правила определяют порядок и условия предоставления субсидий на софинансирование долгосрочных муниципальных целевых программ в сфере туризма, в том числе порядок отбора муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия (далее - муниципальные образования) для предоставления субсидий (далее - отбор).
7.1.2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по строительству новых туристских объектов муниципальной собственности и реконструкции действующих объектов.
7.1.3. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям, определенным по результатам отбора, а также достигшим наилучших показателей по результатам комплексной оценки деятельности органов местного самоуправления по расширению доходного (налогового) потенциала местных бюджетов. Комплексная оценка деятельности органов местного самоуправления по расширению доходного (налогового) потенциала местных бюджетов осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Республики Хакасия.
7.2. Порядок
отбора муниципальных образований для предоставления субсидий
7.2.1. Министерство спорта и туризма Республики Хакасия осуществляет сбор представленных заявок и отбор муниципальных образований, претендующих на получение субсидий.
К участию в отборе допускаются муниципальные образования, выполнившие мероприятия в соответствии с минимальными требованиями к деятельности органов местного самоуправления по расширению доходного (налогового) потенциала местных бюджетов, установленными Министерством финансов Республики Хакасия.
7.2.2. Министерство спорта и туризма Республики Хакасия определяет сроки и порядок проведения отбора, в том числе:
формы заявок муниципальных образований на участие в отборе и методические рекомендации по их составлению;
критерии дисквалификации.
7.2.3. Первичный отбор осуществляется по результатам комплексной оценки деятельности органов местного самоуправления по расширению доходного (налогового) потенциала местных бюджетов. По результатам первичного отбора определяются не более 12 муниципальных образований.
7.2.4. На втором этапе отбор осуществляется на основании критериев. Критериями отбора на получение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия на софинансирование строительства новых туристских объектов муниципальной собственности и реконструкции действующих объектов являются:
1) наличие туристских объектов муниципальной собственности в муниципальном образовании;
2) наличие утвержденной проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию туристских объектов муниципальной собственности.
7.2.5. Оценке подлежат заявки, представленные в срок по установленной форме и не отвечающие критериям дисквалификации.
7.2.6. По результатам вторичного отбора определяются не более 11 муниципальных образований. Оставшиеся муниципальные образования могут претендовать на получение субсидий в случае утраты другими муниципальными образованиями первоочередного права на получение субсидий.
7.3. Условия предоставления субсидий и порядок их расчета
7.3.1. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям, отобранным для получения субсидий, при соблюдении ими следующих условий:
1) наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования на осуществление строительства и реконструкцию туристских объектов муниципальной собственности;
2) наличие долгосрочной муниципальной целевой программы, предусматривающей осуществление строительства и реконструкцию туристских объектов муниципальной собственности;
3) наличие в местном бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, предусматривающих осуществление строительства и реконструкцию туристских объектов муниципальной собственности, в объеме не менее уровня софинансирования.
7.3.2. Объем субсидии на софинансирование строительства и реконструкцию туристских объектов муниципальной собственности рассчитывается по следующей формуле:
(Vc x Si)
Ci = ----------------,
SUM Si
где:
Ci - объем субсидии на софинансирование строительства и реконструкции туристских объектов муниципальной собственности для i-го муниципального образования;
Vc - общий объем субсидий, предоставляемых для софинансирования строительства и реконструкции туристских объектов муниципальной собственности, утвержденный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
Si - потребность i-го муниципального образования в средствах на строительство и реконструкцию туристских объектов муниципальной собственности в соответствии с представленной заявкой;
SUM Si - суммарная потребность муниципальных образований в средствах на строительство и реконструкцию туристских объектов муниципальной собственности в соответствии с представленными заявками.
7.3.3. Если одно или несколько муниципальных образований, отобранных для получения субсидии, лишаются права на ее получение, эти средства распределяются между другими муниципальными образованиями, отобранными для получения субсидий и выполнившими условия, необходимые для получения субсидий, в соответствии с пунктом 7.3.1 настоящих Правил.
7.4. Порядок
определения уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий из республиканского бюджета
Уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий из республиканского бюджета для городских округов устанавливается в размере 90%, для муниципальных районов - в размере 95%.
7.5. Порядок
предоставления субсидий
7.5.1. Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Хакасия в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству спорта и туризма Республики Хакасия.
7.5.2. Субсидии перечисляются в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.
7.5.3. Органы местного самоуправления при осуществлении расходов местных бюджетов, источником софинансирования которых являются субсидии, обязаны:
использовать субсидии на цели, предусмотренные пунктом 7.1.2;
соблюдать уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования, установленный в соответствии с пунктом 7.4.
7.5.4. Субсидия предоставляется муниципальному образованию на основании соглашения между органом местного самоуправления и Министерством спорта и туризма Республики Хакасия, содержащего следующие положения:
а) сведения о размере субсидии, предоставляемой муниципальному образованию;
б) целевое назначение субсидии;
в) реквизиты муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, на исполнение которого предоставляется субсидия;
г) сведения об уровне софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет средств местного бюджета;
д) значения показателей оценки эффективности использования субсидии, установленных для этого муниципального образования;
е) обязательство органа местного самоуправления о представлении отчетов об исполнении им обязательств, вытекающих из соглашения, в том числе о расходах местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также сроки и порядок представления указанных отчетов;
ж) порядок осуществления контроля за исполнением обязательств, вытекающих из соглашения;
з) ответственность сторон за нарушение условий соглашения и иные положения.
7.5.5. При наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидии указанный остаток в соответствии с решением Министерства спорта и туризма Республики Хакасия может быть использован муниципальным образованием в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, для осуществления расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия.
7.5.6. В случае если муниципальным образованием нарушены условия предоставления субсидии, указанные средства подлежат взысканию в доход республиканского бюджета Республики Хакасия в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
7.5.7. Орган местного самоуправления представляет в Министерство спорта и туризма Республики Хакасия отчет о расходах местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме и в сроки, которые устанавливаются Министерством спорта и туризма Республики Хакасия.
Ответственность за достоверность представляемых в Министерство спорта и туризма Республики Хакасия сведений возлагается на органы местного самоуправления.
7.5.8. Оценка эффективности расходов местных бюджетов, источником софинансирования которых являются субсидии, осуществляется Министерством спорта и туризма Республики Хакасия исходя из достижения целевых значений показателей эффективности в отчетном периоде.
Значения указанных показателей для муниципальных образований устанавливаются Министерством спорта и туризма Республики Хакасия.
7.5.9. В случае если в отчетном финансовом году муниципальным образованием показатели эффективности использования субсидии, установленные в соответствии с пунктом 7.5.8 настоящих Правил, не достигнуты и отклонение показателей эффективности составляет более 50% установленных значений этих показателей для муниципального образования, объем предоставляемой местному бюджету в текущем финансовом году субсидии подлежит сокращению из расчета 0,5% объема субсидии за каждый процентный пункт снижения значений показателей эффективности.
7.5.10. Распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия утверждается постановлением Правительства Республики Хакасия.
7.5.11. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления субсидий осуществляется Министерством спорта и туризма Республики Хакасия.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Хакасия от 23 ноября 2010 г. N 629 "Об утверждении долгосрочной республиканской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.