Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Порядок
проведения анализа эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Республики Хакасия
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 августа 2011 г. N 549)
1. Общие положения.
1.1. Настоящий Порядок определяет требования к проведению анализа эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Республики Хакасия (далее - ГУП) в целях осуществления контроля за выполнением показателей эффективности деятельности ГУП, утверждаемых согласно Приложения 3 настоящего постановления.
1.2. Анализ эффективности деятельности ГУП представляет собой оценку финансово-хозяйственной деятельности ГУП в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем.
1.3. Предметом анализа являются хозяйственные процессы ГУП, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности.
1.4. Объектом анализа ГУП является бухгалтерская и финансовая отчетность ГУП.
1.5. Основная цель проведения анализа ГУП - мониторинг состояния ГУП для оценки текущей ситуации, принятия стратегических управленческих решений, выявления причин, приведших к производственно-финансовым проблемам, разработки мероприятий, способствующих повышению эффективности деятельности ГУП, а в случае необходимости и восстановлению платежеспособности ГУП.
1.6. Анализ деятельности ГУП проводит Министерство экономики Республики Хакасия не реже одного раза в год.
1.7. Порядок проведения анализа, установленный настоящим Порядком, может использоваться иными уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере) управления (далее - Отраслевое ведомство), и/или которые выполняют функции и полномочия учредителя.
1.8. В основу системы анализа заложен комплексный подход, итогом которого является классификация ГУП в унифицированную группу в соответствии с Методикой применения порядка проведения анализа эффективности деятельности ГУП. Методика применения настоящего Порядка, а также система ранжирования по унифицированным группам устанавливаются Министерством экономики Республики Хакасия.
2. Порядок проведения анализа эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Республики Хакасия.
Анализ эффективности деятельности ГУП включает финансовый анализ (оценивается финансовый результат деятельности ГУП, анализ его платежеспособности), анализ качества планирования (оценивается эффективность управления ГУП), анализ выполнения установленных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия показателей эффективности деятельности ГУП.
2.1. Основными методами анализа деятельности ГУП являются:
горизонтальный анализ (ретроспективный, продольный, временной). Метод предполагает сравнение финансовых показателей с предыдущими периодами времени с целью определения тенденций в развитии ГУП. При проведении горизонтального анализа применяются следующие методы сравнения: сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений; анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей;
вертикальный анализ (глубинный, структурный) - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом;
факторный анализ. Предполагает оценку влияния отдельных факторов на итоговые финансовые показатели с целью определения причин, вызывающих изменения их значений;
сравнительный анализ. Предполагает сопоставление финансовых показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми значениями или аналогичными показателями родственных предприятий и конкурентов;
трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ;
расчет финансовых коэффициентов. Финансовые коэффициенты - относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим. Финансовые коэффициенты используются для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; для сравнения с установленными критериями и рекомендуемыми значениями.
2.2. Список документов и сведений, представляемых ГУП в целях проведения анализа.
2.2.1. В целях проведения анализа, ГУП предоставляют Министерству экономики Республики Хакасия, следующие документы и сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность:
бухгалтерский баланс;
отчет о прибылях и убытках;
отчет об изменениях капитала;
отчет о движении денежных средств;
отчет о целевом использовании полученных средств;
приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках);
пояснительная записка;
аудиторское заключение (с аудиторским отчетом).
б) квартальная бухгалтерская отчетность:
бухгалтерский баланс,
отчет о прибылях и убытках;
в) акты проверок ГУП, проведенных за отчетный период исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (при наличии);
г) специализированные формы отраслевой отчетности, на отчетную дату либо за отчетный период;
д) расшифровки отдельных статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, в том числе:
расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности ГУП на отчетную дату с указанием даты возникновения и статуса (просроченная, текущая);
расшифровка строк бухгалтерского баланса "финансовые вложения", "заемные средства";
расшифровка строк "нематериальные активы" и "основные средства" по видам;
расшифровка выручки по видам деятельности ГУП за анализируемый период;
расшифровка структуры себестоимости по видам деятельности ГУП за анализируемый период.
Расшифровки иных статей отчетности (показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях), предоставляются по запросу исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, проводящего анализ, в случае их существенности, если без знания о них невозможна оценка финансового положения ГУП или финансовых результатов его деятельности;
е) сведения о существенных событиях, затрагивающих производственную и финансово-хозяйственную деятельность ГУП за анализируемый период (о фактах, повлекших разовое существенное увеличение или уменьшение стоимости активов; о фактах, повлекших существенное увеличение чистых убытков; о фактах разовых сделок, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет существенную долю в активах предприятия на дату осуществления сделки);
ж) информация о полученных субсидиях, компенсациях за счет средств бюджетов различного уровня за отчетный период и планируемых к получению в следующем отчетном периоде;
з) справка о расчетах по налогам и сборам на отчетную дату с отметкой органа налоговой службы;
и) справка по расчетам с внебюджетными фондами на отчетную дату с отметкой органа, выдавшего справку;
к) информация о предъявленных исках и суммах требований к ГУП по возбужденным исполнительным производствам, включая информацию о списании (взыскании) средств за рассматриваемый период.
2.2.2. Документы и сведения согласно п. 2.2.1 настоящего Порядка представляются с подписью руководителя и главного бухгалтера ГУП, должны иметь печать ГУП, сопроводительное письмо с исходящим номером.
Бухгалтерская отчетность должна иметь отметку о представлении её в органы налоговой службы и утверждения Отраслевым ведомством, копии документов должны быть заверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Годовая бухгалтерская отчетность и сведения за отчетный год, согласно п. 2.2.1 настоящего Порядка представляются ГУП в Министерство экономики Республики Хакасии не позднее 05 апреля года, следующего за отчетным.
Бухгалтерская отчетность на внутригодовые даты и сведения за соответствующий период согласно п. 2.2.1 настоящего Порядка предоставляются в Министерство экономики Республики Хакасия не позднее 5 рабочих дней после даты, установленной для сдачи отчетности в органы налоговой службы.
2.3. Структура финансового анализа деятельности ГУП.
2.3.1. Анализ проводится по следующим направлениям:
2.3.1.1. Анализ финансовых результатов деятельности по поточным показателям отчета о прибылях и убытках:
а) анализируется изменение эффективности основной деятельности и причины такого изменения, изменение валовой прибыли доли прочей деятельности в структуре совокупных доходов ГУП, динамика чистой прибыли ГУП, наличие источников пополнения оборотных средств;
б) проводится анализ выручки и себестоимости за отчетный период в разбивке по видам осуществляемой деятельности, с целью выявления нерентабельных (убыточных) направлений деятельности, анализ причин, вызвавших изменение отдельных статей доходов и расходов;
в) проводится анализ изменений производственных показателей в натуральном выражении, оценивается динамика объема производства (услуг, выполненных работ);
г) рассматриваются прочие доходы и расходы ГУП, полученные в отчетном периоде, оценивается наличие постоянных прочих доходов и расходов и появление непредвиденных и незапланированных расходов и влияние их на итоговый финансовый результат за отчетный период, а также динамика этих показателей;
д) учитывается получение ГУП в отчетном периоде средств за счет бюджетов различного уровня (субсидии, компенсации), применение ГУП льгот при начислении налогов, либо при уплате аренды, влияние полученных преференций на финансовый результат деятельности ГУП и зависимость ГУП от этих средств.
2.3.1.2. Анализ структуры и динамики имущества и обязательств ГУП по статическим показателям активов и пассивов баланса методом вертикального (структурного) и горизонтального (динамического) анализа:
а) анализируется, как изменились активы (по разделам и статьям баланса) и имущество ГУП, о чем это свидетельствует, за счет каких источников произошли изменения;
б) определяется, достаточно ли у ГУП собственных оборотных средств, оценивается ликвидность оборотных активов ГУП;
в) анализируется состав и качество (доля просроченной задолженности) дебиторской задолженности, оценивается политика ГУП в отношении регулирования дебиторской задолженности;
г) определяется и оценивается размер чистых активов ГУП, соответствие размеру уставного капитала предприятия;
д) анализируется, какие средства являются основным источником формирования имущества, изменение собственного капитала, наличие и величина непокрытых убытков (нераспределенной прибыли) по балансу;
е) анализируется изменение, структура и качество (доля просроченной задолженности) заемного капитала, кредиторской задолженности. Оценивается целевое назначение кредитных средств, обеспечение кредитных обязательств (перечень имущества и др.), наличие (отсутствие) просроченной задолженности;
ж) оценивается возможность ГУП рассчитываться со своими кредиторами (получать средства от дебиторов), проводится анализ риска выставления требований кредиторов в ближайшее время;
з) отдельно в разделе уделяется внимание займам и кредитам, здесь же учитываются лизинговые платежи (если таковые имеются);
и) анализируется соотношение объема и сроков востребования (оплаты) дебиторской и кредиторской задолженности.
2.3.1.3. Анализ эффективности деятельности ГУП на основании коэффициентов, связывающих между собой статические и поточные показатели:
а) оценивается эффективность основной и прочей деятельности на основе анализа рентабельности каждого из направлений деятельности;
б) оценивается наличие у ГУП собственных производственных оборотных активов;
в) анализируется достаточность у ГУП ресурсов для погашения кредиторской задолженности в установленный срок.
2.3.1.4. Анализ финансовой устойчивости ГУП:
а) определяется запас финансовой прочности ГУП, наличие возможностей по привлечению дополнительных заемных средств;
б) оценивается уровень платежеспособности ГУП;
в) анализируется уровень резервов у ГУП для финансирования своих затрат.
2.3.2. Оценка финансового состояния ГУП.
В результате оценки финансового состояния ГУП относится к одной из групп с использованием системы ранжирования, в которой каждому значению финансовых показателей соответствует свой балл, а сумма баллов, полученных по ГУП, дает однозначную характеристику финансового состояния ГУП и его перспектив.
2.4. Анализ качества планирования.
Анализ качества планирования осуществляется на основании данных Перспективного плана развития ГУП и Бюджета ГУП, составляемых в соответствии с Порядком планирования деятельности государственных унитарных предприятий Республики Хакасия, утвержденным настоящим постановлением.
С целью определения качества планирования, по каждому разделу перспективного плана развития ГУП и бюджета ГУП проводится сравнение фактических показателей, полученных ГУП с запланированными. Выявляются факты несоответствия фактических данных запланированным, определяются причины отклонения показателей, оценивается полнота и своевременность осуществления мероприятий по выполнению Перспективного плана развития ГУП, рассматриваются причины невыполнения, оцениваются меры, принятые руководителем ГУП для выполнения Перспективного плана развития ГУП и Бюджета ГУП.
В результате оценки определяется качество планирования деятельности ГУП (в норме, удовлетворительное, низкое).
2.5. Оценка выполнения показателей эффективности деятельности ГУП.
В ходе оценки анализируются плановые и фактически достигнутые показатели эффективности деятельности, утвержденные Отраслевым ведомством, координирующим деятельность ГУП, согласно Порядка утверждения показателей эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Республики Хакасия и контроля за их выполнением, утвержденного настоящим постановлением.
По итогам оценки выполнения показателей эффективности ГУП относится к одной из групп (исполнение, неисполнение, частичное неисполнение).
3. Порядок оформления результатов анализа.
Результаты анализа ГУП отражаются в Справке о финансово-экономическом положении ГУП за период (далее - Справка).
Структура Справки совпадает с направлениями анализа, указанными в настоящем Порядке. Каждый раздел Справки должен содержать информацию о соответствующем направлении анализа с обоснованными выводами по каждому направлению.
Итоговая часть Справки должна содержать оценку эффективности деятельности ГУП с отнесением ГУП к одной из установленных категорий с использованием балльной оценки. Итоговая часть Справки должна содержать информацию о причинах ухудшения состояния предприятия.
Сведения, содержащиеся в Справке, являются доступными для исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, выполняющего функции и полномочия учредителя, Отраслевых ведомств, руководителя ГУП, членов Балансовой комиссии Республики Хакасия.
В случае выявления в результате анализа деятельности ГУП признаков неплатежеспособности, и при наличии соответствующего решения Балансовой комиссии ГУП совместно с Отраслевым ведомством разрабатывается план мероприятий по восстановлению платежеспособности ГУП (далее - План мероприятий).
План мероприятий должен содержать следующие обязательные разделы - оценку финансового состояния ГУП, оценку причин, послуживших основанием для осуществления мер по восстановлению платежеспособности ГУП, описание наиболее проблемных моментов в деятельности ГУП, меры по сокращению расходов ГУП, меры по увеличению доходов, меры по возврату просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, меры по изменению организационной структуры ГУП, сроки восстановления платежеспособности ГУП.
План мероприятий должен быть разработан ГУП и утвержден Отраслевым ведомством в течение 30 дней после признания на заседании Балансовой комиссии финансового состояния ГУП неудовлетворительным либо имеющим признаки неплатежеспособности.
План мероприятий должен содержать наименование исполнителей разработанных мероприятий, сроки их исполнения, источников финансирования (при необходимости), графики погашения просроченных обязательств с указанием источников денежных средств.
Проект Плана мероприятий согласуется с исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Копия утвержденного плана мероприятий направляется Министерству экономики Республика Хакасия не позднее 5 дней после его утверждения.
Отчет о выполнении Плана мероприятий предоставляется ГУП ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, в Отраслевое ведомство и Министерство экономики Республики Хакасия. В отчете помимо пометки о выполнении/невыполнении мероприятия по каждому случаю невыполнения даются пояснения о принятых мерах, причинах невыполнения мероприятия, устанавливается новая дата для выполнения, при необходимости корректируется план мероприятий.
По ГУП, финансовое состояние которых признано неудовлетворительным за отчетный период, балансовая комиссия проводится ежеквартально.
В отношении руководителей ГУП, финансовое состояние которых по итогам финансового года признано неудовлетворительным либо имеющим признаки неплатежеспособности, Отраслевое ведомство в течение 30 дней с момента решения балансовой комиссии дает оценку качества исполнения должностных обязанностей и принимает решение в соответствии с условиями трудового договора с руководителем ГУП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.