Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная республиканская целевая программа
"Сохранение и развитие малых сел Республики Хакасия (2013-2015 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 января 2013 г. N 27)
26 марта, 21 мая, 23 июля 2013 г.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 июля 2013 г. N 415 в Паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
долгосрочной республиканской целевой программы "Сохранение и развитие малых сел Республики Хакасия (2013-2015 годы)"
1. Характеристика проблемы
Численность постоянного населения Республики Хакасия по состоянию на 01 января 2012 года составляла 532,2 тыс. человек, в том числе городское население - 359,2 тыс. человек, или 67,5% от общей численности населения республики, сельское население - 173,0 тыс. человек, или 32,5% от общей численности населения.
Наблюдается неравномерная система расселения населения по территории республики. В основном сельское население сосредоточено в административных центрах муниципальных районов и крупных селах. Плотность населения муниципальных районов в среднем составляет 3,3 чел./км2 (самая низкая в Таштыпском районе - 0,8 чел./км2, самая высокая в Алтайском районе - 13,5 чел./км2), по республике данный показатель составляет 8,8 чел./км2.
В целях реализации настоящей программы под малыми селами понимаются сельские населенные пункты с численностью населения не более 100 человек.
На территории Республики Хакасия расположено 76 малых сел (с численностью населения до 100 человек), в которых проживают 3038 человек (1,8% от численности населения, проживающего в сельской местности), с постоянной численностью домохозяйств 1256 единиц.
Таблица 1
N п/п |
Наименование муниципального района |
Количество малых сел, ед. |
Численность постоянных хозяйств, ед. |
Численность постоянного населения, чел. |
1 |
Алтайский район |
2 |
19 |
43 |
2 |
Аскизский район |
28 |
361 |
1024 |
3 |
Бейский район |
5 |
177 |
362 |
4 |
Боградский район |
6 |
115 |
266 |
5 |
Орджоникидзевский район |
4 |
78 |
186 |
6 |
Таштыпский район |
10 |
151 |
382 |
7 |
Усть-Абаканский район |
11 |
212 |
479 |
8 |
Ширинский район |
10 |
143 |
296 |
|
ИТОГО |
76 |
1256 |
3038 |
Малые села обладают природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.
Одна из проблем малых сел - отдаленность от административных центров поселений (в среднем она составляет от 30 до 135 км), слабая транспортная доступность, низкое качество дорог, недостаточное автобусное сообщение.
В 76 малых селах республики проживает в основном коренное население: от 50% и выше, в отдельных селах этот показатель достигает 100%.
Отсутствие рабочих мест и невысокий уровень доходов (по уровню доходов увеличивается разрыв между городом и селом) приводят к усилению процесса оттока молодых специалистов (молодых семей), постоянно проживающих и работающих в малых селах, процент занятости населения составляет от 2 до 50.
Таблица 2
Наименование муниципального района |
Средний возраст, лет |
Алтайский район |
45 |
Аскизский район |
40 |
Бейский район |
45 |
Боградский район |
36 |
Орджоникидзевский район |
44 |
Таштыпский район |
43 |
Усть-Абаканский район |
41 |
Ширинский район |
49 |
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере, неудовлетворительное состояние инженерной инфраструктуры, ухудшение качественного состава кадров создают проблемы для формирования социально-экономических условий устойчивого развития.
Таблица 3
N п/п |
Наименование муниципального района |
Количество учреждений, ед. |
||
образования |
здравоохранения |
культуры |
||
1 |
Алтайский район |
0 |
0 |
0 |
2 |
Аскизский район |
6 начальных общеобразовательных школ (далее - НОШ), 1 основная общеобразовательная школа |
4 фельдшерско-акушерских пункта (далее - ФАП) |
2 сельских дома культуры (далее - СДК), 1 библиотека |
3 |
Бейский район |
0 |
3 ФАПа |
1 СДК |
4 |
Боградский район |
0 |
0 |
2 СДК |
5 |
Орджоникидзевский район |
1 НОШ |
0 |
0 |
6 |
Таштыпский район |
0 |
1 ФАП |
1 СДК |
7 |
Усть-Абаканский район |
0 |
1 ФАП |
0 |
8 |
Ширинский район |
0 |
1 ФАП |
0 |
Сельское хозяйство в большинстве муниципальных районов Республики Хакасия по-прежнему является основной сферой приложения труда жителей малых сел и сельских территорий.
Таблица 4
Наименование муниципального района |
Наличие фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, ед. |
Алтайский район |
4 |
Аскизский район |
14 |
Бейский район |
3 |
Боградский район |
2 |
Орджоникидзевский район |
0 |
Таштыпский район |
6 |
Усть-Абаканский район |
10 |
Ширинский район |
12 |
Проблемы, препятствующие развитию малых сел:
низкий уровень жизни населения, обусловленный высоким уровнем безработицы;
слабый уровень развития и низкая эффективность субъектов малого предпринимательства;
отсутствие объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры;
отдаленность от административных центров муниципальных образований;
неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние дорог (улиц) и расположенных на них мостов;
отсутствие учреждений социальной сферы (либо их неудовлетворительное состояние).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 21 мая 2013 г. N 273 г. в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цель и задача
Целью программы является сохранение, развитие малых сел Республики Хакасия и создание комфортных условий проживания в них населения. Выбор поставленной цели обусловлен необходимостью решения проблем, характерных для сельских поселений с численностью населения до 100 человек.
Для достижения поставленной цели программа предусматривает решение задачи "Улучшение качества жизни населения малых сел" путем реализации мероприятий по следующим направлениям:
а) проведение организационно-методической работы с главами поселений по участию в республиканском конкурсе на лучшее муниципальное образование (поселение), в том числе по разработке проектов, направленных на социально-экономическое развитие малых сел;
б) предоставление субсидий организациям почтовой связи и индивидуальным предпринимателям на расширение сети почтовой связи в малых селах;
в) оснащение домовладений укладками первой медицинской помощи и средствами связи с фельдшерско-акушерскими пунктами и участковыми больницами в целях достижения максимального приближения первой медицинской помощи сельскому населению в тех населенных пунктах, где нет возможности открытия фельдшерско-акушерского пункта (порядок оснащения домовладений определяется Министерством здравоохранения Республики Хакасия);
г) повышение доступности лекарственного обеспечения населения малых сел - приобретение двух автомобилей для обеспечения адресной доставки лекарственных препаратов;
д) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
е) создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения услугами учреждений культуры;
ж) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения физкультурных и спортивных мероприятий поселений;
з) предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на сохранение и развитие малых сел Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия, которые могут быть направлены на:
благоустройство территорий малых сел;
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений культуры, расположенных на территории малых сел;
строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов электро- и водоснабжения, расположенных на территории малых сел, организацию нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоза питьевой воды;
абзац пятый утратил силу.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 июля 2013 г. N 415 в раздел 3 настоящей программы внесены изменения
3. Перечень программных мероприятий
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 июля 2013 г. N 415 в раздел 4 настоящей программы внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Для реализации программных мероприятий запланированы финансовые средства республиканского бюджета Республики Хакасия в сумме 150000,0 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований - 139915,0 тыс. рублей, из них:
2013 год - 50000,0 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 45180,0 тыс. рублей;
2014 год - 50000,0 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 45180,0 тыс. рублей;
2015 год - 50000,0 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 49555,0 тыс. рублей.
Средства на организацию первой помощи населению малых сел республики составят 1330,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 443 тыс. рублей;
2014 год - 442 тыс. рублей;
2015 год - 445,0 тыс. рублей.
Средства будут направлены:
на оснащение домовладений укладками первой помощи - 1140,0 тыс. рублей (15,0 тыс. рублей х 76 домохозяйств), в том числе 380,0 тыс. рублей ежегодно;
на приобретение средств связи (телефонов) - 190,0 тыс. рублей (2,5 тыс. рублей х 76 штук), в том числе:
2013 год - 63 тыс. рублей;
2014 год - 62 тыс. рублей;
2015 год - 65,0 тыс. рублей.
Объем финансовых средств мероприятия "Приобретение автомобилей для доставки лекарственных препаратов населению малых сел" составит 3200,0 тыс. рублей, по 1600,0 тыс. рублей в 2013 и 2014 годах.
Субсидии организациям почтовой связи и индивидуальным предпринимателям на расширение сети почтовой связи в малых селах составят 5555,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 2777 тыс. рублей;
2014 год - 2778 тыс. рублей.
Объемы финансирования могут корректироваться после принятия закона Республики Хакасия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
5. Механизм реализации
Управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик - координатор - Министерство экономики Республики Хакасия.
Министерство экономики Республики Хакасия обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия - государственных заказчиков программы, принимающих меры по выполнению программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств.
Исполнители мероприятий программы ведут их мониторинг и до 15 февраля текущего финансового года, следующего за отчетным, представляют информацию о ходе реализации программы в Министерство экономики Республики Хакасия.
Министерство экономики Республики Хакасия подготавливает ежегодно предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и на плановый период на основе предложений по внесению изменений в программу, поступающих от государственных заказчиков.
В рамках программы предусмотрены субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия, условия, порядок и методика расчета которых изложены в приложении.
Порядок предоставления субсидий организациям почтовой связи и индивидуальным предпринимателям на расширение сети почтовой связи в малых селах устанавливается Правительством Республики Хакасия.
Министерство экономики Республики Хакасия представляет отчетность в установленном порядке в Министерство финансов Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 июля 2013 г. N 415 в раздел 6 настоящей программы внесены изменения
6. Оценка эффективности
Оценку эффективности программы планируется проводить по следующим показателям, характеризующим исполнение мероприятий по созданию условий для сохранения, развития малых сел Республики Хакасия и созданию комфортных условий проживания в них населения:
доля населения малых сел, получившего социальную поддержку, - 70%, в том числе:
2013 год - 20%;
2014 год - 25%;
2015 год - 25%;
доля населения, получившего доступ к комплексному обслуживанию услугами почтовой связи в малых селах при отсутствии стационарного отделения почтовой связи, - 100%, в том числе:
2013 год - 33,3%;
2014 год - 66,7%;
доля населения малых сел, принявшего участие в культурных, спортивных и физкультурных мероприятиях малых сел, - 65%, в том числе:
2013 год - 20%;
2014 год - 20%;
2015 год - 25%;
доля населения, благоустроившего и отремонтировавшего жилые помещения, от общей численности населения, проживающего в малых селах республики, - 100%, в том числе:
2013 год - 33,3%;
2014 год - 33,3%;
2015 год - 33,4%;
доля малых сел, осуществивших обновление объектов инфраструктуры малых селах, от общей численности малых сел республики - 100%, в том числе:
2013 год-27%;
2014 год - 36%;
2015 год - 37%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.