Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная Программа
"Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2014-2016 годы"
(утв. Постановлением Администрации города Абакана от 14 октября 2013 г. N 2057)
31 декабря 2013 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Документы, в соответствии с которыми разработана Программа |
- Бюджетный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации"; - Устав города Абакана |
Заказчик Программы |
Администрация города Абакана |
Разработчик Программы |
Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана |
Цель Программы |
Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Абакане |
Основные задачи Программы |
1. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. 2. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. 3. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. 4. Оказание информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 5. Поддержка предпринимательской инициативы граждан из числа незанятого населения |
Исполнители Программы |
- Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана (КМЭ); - Некоммерческая организация "Муниципальный фонд развития предпринимательства" (МФРП); - Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана (ДГАЗ); - Управление культуры, молодежи и спорта Администрации города Абакана (УКМиС); - Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Центр занятости населения города Абакана" (ЦЗН); - информационный отдел Администрации города Абакана (информотдел); - ООО "Муниципальная лизинговая компания" (МЛК) |
Координатор Программы |
Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана |
Сроки реализации Программы |
2014-2016 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы из бюджета города Абакана составляет 24 448,5 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 7 718,6 тыс. руб.; 2015 год - 8 243,4 тыс. руб.; 2016 год - 8 486,5 тыс. руб. |
Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам |
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе ИП), тыс. ед. 2014 год - до 10,8; 2015 год - до 10,9; 2016 год - до 11,0; - численность работников, занятых на малых и средних предприятиях (без ИП), тыс. чел.: 2014 год - до 13,6; 2015 год - до 15,0; 2016 год - до 16,5; - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (малые и средние предприятия), млрд. руб.: 2014 год - до 8,6; 2015 год - до 9,5; 2016 год - до 10,4; - объем проданных товаров несобственного производства, млрд. руб. (малые и средние предприятия): 2014 год - до 13,1; 2015 год - до 14,4; 2016 год - до 15,8; - площадь земельных участков, переданных субъектам малого и среднего предпринимательства на условиях торгов в предусмотренном законом порядке, тыс. м2: 2014 год - до 140,0; 2015 год - до 154,0; 2016 год - до 169,4; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку (без учета переходящих субсидий), ед.: 2014 год - до 45; 2015 год - до 48; 2016 год - до 50; - количество работников субъектов малого и среднего предпринимательства, повысивших квалификацию посредством участия в обучающих семинарах и тренингах, чел.: 2014 год - до 260,0; 2015 год - до 280,0; 2016 год - до 310,0; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших консультационную поддержку, тыс. чел.: 2014 год - до 2,8; 2015 год - до 2,9; 2016 год - до 3,0 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальные предприниматели до 11,0 тыс. ед.; - численность работников, занятых на малых и средних предприятиях (без ИП), до 16,5 тыс. чел.; - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (малые и средние предприятия), до 10,4 млн. руб.; - объем проданных товаров несобственного производства, до 15,8 млн. руб. (малые и средние предприятия); - площадь земельных участков, переданных субъектам малого и среднего предпринимательства на условиях торгов в предусмотренном законом порядке, до 169,4 тыс. м2; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку (без учета преходящих субсидий) до 50 ед.; - количество работников субъектов малого и среднего предпринимательства, повысивших квалификацию посредством участия в обучающих семинарах и тренингах до 310 чел.; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших консультационную поддержку до 3000 чел. |
Контроль исполнения Программы |
Контроль исполнения мероприятий Программы осуществляет Заказчик |
1. Состояние и характеристика проблемы
Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства (малые, средние, микропредприятия, ИП) в городе Абакане по состоянию на 01.01.2013 составило 10647 единиц, из них индивидуальных предпринимателей - 8583, микропредпритий - 1764, малых и средних предприятий - 300.
Предпринимательство в городе Абакане является одним из базовых элементов социально-экономической инфраструктуры, позволяет сократить уровень безработицы, развивает конкуренцию, вносит существенный вклад в обеспечение налоговых поступлений в бюджет, наполняет рынок товарами и услугами в соответствии со спросом и максимально гибко реагирует на его изменения, что является залогом устойчивого развития конкурентоспособности экономики города Абакана.
По удельному весу количества индивидуальных предпринимателей к количеству хозяйствующих субъектов город Абакан занимает третье место среди двенадцати центров регионов Сибирского федерального округа.
Доля занятых в сфере малого предпринимательства от общей численности работающего населения города Абакана на протяжении последних четырех лет составляет в среднем 28,8%.
Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) имеют также положительную динамику. Рост отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в 2012 г. по отношению к 2009 г. составил 60%, рост оборота розничной торговли - 40%,оборот общественного питания увеличился в 2 раза.
Налоговые поступления от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства являются важной составляющей в формировании доходов городского бюджета. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в большинстве случаев, отдают предпочтение единому налогу на вмененный доход (далее ЕНВД), как наиболее оптимальной системе налогообложения для своих видов деятельности, который с 2012 г. в полном объеме зачисляется в городской бюджет.
Поступления в городской бюджет от ЕНВД на протяжении четырех лет остаются стабильными и составляют в среднем 6% от всех доходов бюджета г. Абакана.
Возможность постоянного привлечения дополнительных финансовых ресурсов, в том числе инвестиционного характера, является необходимым условием стабильного, эффективного развития всех предпринимательских структур. Принципиальной особенностью малого и среднего бизнеса, особенно тех его представителей, которые находятся на "стартовом" этапе своего развития, выступает постоянная нехватка финансовых ресурсов как на инвестиционные нужды, так и на другие жизненно важные цели, реализация которых выступает необходимым условием устойчивости и выживаемости предпринимательства в конкурентной рыночной среде. Кроме того, представители малого и среднего бизнеса являются наиболее уязвимыми хозяйствующими субъектами по отношению к факторам, негативно влияющим на развитие экономики. Адресная и своевременная поддержка функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства - это не только фактор эффективного развития городского хозяйства, но и среда формирования устойчивого среднего класса, что обуславливает необходимость реализации муниципальной политики по содействию развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Абакане, способствующих устойчивому росту уровня социально-экономического развития города и благосостояния граждан, продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональный и межрегиональный рынок, увеличению объема производства товаров и услуг, занятости и самозанятости населения.
Достижение цели Программы требует решения следующих задач.
Задача 1. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Необходимым условием успешного развития малого и среднего предпринимательства в городе является совершенствование деятельности структур, обслуживающих субъекты малого и среднего бизнеса. В 1995 году Администрацией города Абакана создана и по настоящее время успешно работает Некоммерческая организация "Муниципальный фонд развития предпринимательства". Основными направлениями деятельности фонда являются:
1) стимулирование развития приоритетных видов деятельности предприятий и предпринимателей при помощи субсидирования за счет городского бюджета части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов: на уплату процентных ставок по привлеченным кредитам и лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), на технологическое присоединение к электрическим сетям, на реализацию программ по энергосбережению, а также предоставления грантов (субсидий) начинающим субъектам малого предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса;
2) предоставление услуг организациям, учреждениям, предпринимателям по разработке инвестиционных проектов, бизнес-планов;
3) подготовка документов для государственной регистрации, реорганизации и внесения изменений в учредительные документы организаций;
4) оказание консультационной и методической помощи субъектам предпринимательской деятельности.
Администрацией города Абакана учреждено в 2005 году Общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная лизинговая компания", которое предоставляет юридическим лицам и предпринимателям услуги финансовой аренды (лизинга).
С 2005 года осуществляет работу Инвестиционный совет Администрации города Абакана, который рассматривает и осуществляет отбор инвестиционных проектов, изучает их значимость и эффективность и принимает решения о возможности осуществления финансовой поддержки.
В 1999 году Администрацией города Абакана образован Совет предпринимателей, основной целью которого является координация деятельности структурных подразделений Администрации города Абакана и субъектов предпринимательства для решения социально-экономических проблем города по вопросам поддержки предпринимательства и содействия его развитию.
В 2009 году на базе Некоммерческой организации "Муниципальный фонд развития предпринимательства" организован Центр содействия малому и среднему предпринимательству, действующий по принципу "одного окна", который является одним из инструментов реализации государственной политики по модернизации механизмов взаимодействия субъектов малого бизнеса с государственными и муниципальными органами.
Основными направлениями деятельности Центра являются:
1) предоставление адресной методической, информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
2) организация взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с органами государственной власти и органами местного самоуправления, содействие в получении разрешительных и распорядительных документов, согласований;
3) информирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам обеспечения имуществом, необходимым для их деятельности: помещениями, земельными участками, оборудованием;
4) консультирование и обучение кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) содействие в разработке и подготовке технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, документов для заключения кредитных договоров, документов для доступа к объектам инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пакетов документов для получения государственной поддержки, пакетов документов для участия в конкурсах на исполнение государственного и муниципального заказов.
Администрацией города ежегодно проводятся конкурсно-выставочные мероприятия, позволяющие пропагандировать лучшие модели ведения бизнеса, рекламировать достижения молодых предпринимателей в различных отраслях экономики города, развивать здоровую конкуренцию, также проводятся семинары и тренинги по ведению бизнеса. Среди традиционных конкурсных мероприятий можно выделить городские конкурсы: "Лучший молодой предприниматель года" и "Предпринимательский турнир", городское мероприятие "Партнерские встречи".
Задача 2. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
Для обеспечения дальнейшего роста доли малого и среднего бизнеса в производственном потенциале города Абакана оказывается имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в виде передачи во владение и (или) пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, нежилых помещений.
С этой целью Постановлением Мэра города Абакана от 21.11.2008 N 2137 утвержден Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задача 3. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
В условиях недостаточности стартового капитала и ограниченных возможностей доступа к финансово-кредитным ресурсам малые и средние предприятия зачастую не имеют достаточных внутренних резервов для собственного развития.
В городе Абакане сформированы следующие механизмы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) субсидирование за счет средств бюджета города Абакана части затрат, возникающих в связи с реализацией инвестиционных проектов:
- на уплату части процентных ставок по кредитам и на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды в соответствии с Положением "О субсидировании субъектам малого и среднего предпринимательства части процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, или части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой арены";
- на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций и реализацию мероприятий по энергосбережению в соответствии с Положением "О субсидировании субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности";
2) гранты (субсидии) начинающим субъектам малого предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса.
Задача 4. Оказание информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется в виде создания информационных систем, распространения информации через средства массовой информации и оказания консультационных услуг.
Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в методической и образовательной формах предоставляется в виде консультирования и обучения кадров, по вопросам разработки и подготовки разрешительных и распорядительных документов и согласований, бизнес-планов, документов для заключения кредитных договоров (договоров финансовой аренды, франчайзинга, технологического присоединения к электрическим сетям и др.), пакетов документов для получения государственной поддержки, для участия в конкурсах на исполнение государственного и муниципального заказов, для проведения публичных слушаний.
Задача 5. Поддержка предпринимательской инициативы граждан из числа незанятого населения
Роль малого и среднего предпринимательства в создании современной социально ориентированной рыночной экономики заключается не только в более эффективном решении инвестиционных проблем и в более оперативном реагировании на количественные и качественные сдвиги на потребительском рынке, но и в формировании среднего класса в обществе. Стабильный, разносторонний, экономически активный средний класс является основой социально-политической стабильности в обществе.
Государственным казенным учреждением Республики Хакасия "Центр занятости населения города Абакана" и Некоммерческой организацией "Муниципальный фонд развития предпринимательства" реализуются совместные мероприятия по развитию предпринимательской инициативы безработных граждан:
1) проведение консультаций с гражданами, желающими заняться предпринимательской деятельностью, либо с субъектами малого и среднего предпринимательства, желающими нанять на работу граждан, состоящих на учете в ГКУ РХ "Центр занятости населения города Абакана";
2) организация обучения безработных граждан основам предпринимательской деятельности, по вопросам налогообложения;
3) оказание помощи гражданам в составлении бизнес-планов.
3. Приоритетные направления развития малого и среднего предпринимательства
Приоритетными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в городе Абакане являются:
1) промышленное производство;
2) осуществление инновационной деятельности (организация и развитие высокотехнологических производств, внедрение новых технологий, научно-техническая деятельность);
3) переработка сельскохозяйственной продукции, производство продуктов питания;
4) сфера ремесел и народных промыслов;
5) жилищно-коммунальное хозяйство;
6) развитие городской инфраструктуры (связь, транспорт, тепло-, газо-, электро- и водоснабжение и др.);
7) оказание бытовых услуг населению;
8) утилизация твердых бытовых отходов;
9) переработка вторичных ресурсов;
10) строительная индустрия;
11) дорожное хозяйство и придорожный сервис;
12) услуги здравоохранения и образования;
13) туризм.
4. Финансовое обеспечение
Общий объем финансирования Программы из бюджета города Абакана составляет - 24 448,5 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 7 718,6 тыс. руб.;
2015 год - 8 243,4 тыс. руб.;
2016 год - 8 486,5 тыс. руб.
Объем финансирования лизинговых услуг по финансовой аренде за счет средств МЛК составляет - 496 991,0 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 157 650,0 тыс. руб.;
2015 год - 165 532,0 тыс. руб.;
2016 год - 173 809,0 тыс. руб.
Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия устанавливается на основании соглашения между Министерством экономики Республики Хакасия и Администрацией города Абакана.
Постановлением Администрации города Абакана Республики Хакасия от 31 декабря 2013 г. N 2722 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Перечень мероприятий Программы
6. Механизм реализации
Реализацию Программы осуществляют Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана совестно с Некоммерческой организацией "Муниципальный фонд развития предпринимательства" во взаимодействии со структурными подразделениями Администрации города Абакана и организациями - исполнителями мероприятий Программы.
Отдел развития предпринимательства и потребительского рынка КМЭ при участии МФРП ежегодно:
- уточняет перечень мероприятий Программы, подлежащих финансированию из бюджета города Абакана;
- формирует смету затрат на проведение мероприятий Программы;
- включает сведения о получателях поддержки в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, предусмотренной Программой;
- ежеквартально представляет в Министерство экономики Республики Хакасия отчет о ходе реализации Программы.
Координацию деятельности всех исполнителей Программы осуществляет КМЭ.
7. Оценка эффективности
В результате реализации мероприятий Программы ожидается рост значений целевых индикаторов:
Наименование целевого индикатора |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальные предприниматели, тыс.ед. |
10,8 |
10,9 |
11,0 |
2. Численность работников, занятых на малых и средних предприятиях (без ИП), тыс. чел. |
13,6 |
15,0 |
16,5 |
3. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (без микропредприятий), млн. руб. |
8,6 |
9,5 |
10,4 |
4. Объем проданных товаров несобственного производства, млн. руб. (без микропредприятий) |
13,1 |
14,4 |
15,8 |
5. Площадь земельных участков, переданных субъектам малого и среднего предпринимательства на условиях торгов в предусмотренном законом порядке, тыс. м2 |
140.0 |
154,0 |
169,4 |
6. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку (без учета преходящих субсидий), ед. |
45 |
48 |
50 |
7. Количество работников субъектов малого и среднего предпринимательства, повысивших квалификацию посредством участия в обучающих семинарах и тренингах, чел. |
260,0 |
280,0 |
310,0 |
8. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших консультационную поддержку, тыс. чел. |
2,8 |
2,8 |
3,0 |
Критериями оценки эффективности реализации Программы являются:
- достижение утвержденных показателей результативности (целевых индикаторов);
- процент отклонения фактического объема финансирования от его планового значения;
- сравнение сведений об оценке эффективности реализации за отчетный год в целом, по сравнению с предыдущим годом реализации;
- соответствие ожидаемых конечных результатов реализации и фактически достигнутых результатов.
Управляющий Делами |
Р.А. Кабанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.