Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Подготовка раздела I "Цели, задачи и показатели результатов деятельности"
В первом разделе доклада должна быть представлена структура целей и задач по программной и не программной деятельности, дающая ясное представление об основных, значимых для общества, целях деятельности главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Республики Хакасия и подведомственных организаций, направлениях и механизмах реализации этих целей.
Основными уровнями структуры являются стратегические цели, цели и задачи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Республики Хакасия (подведомственной организации).
Цели главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Республики Хакасия должны соответствовать приоритетам государственной региональной политики и являться подцелями стратегических целей развития республики в предстоящем периоде (социально-экономического развития Республики Хакасия). Сформулированные главным распорядителем (распорядителем) цели доводятся до подведомственных организаций для формулировки задач и системы показателей оценки результативности своей деятельности.
Для каждой стратегической цели развития республики, достижение которой лежит в сфере компетенции или связано с деятельностью и (или) выполнением функций главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Республики Хакасия, должна быть сформулирована соответствующая цель (возможно - группа целей).
В докладе совокупность целей должна охватывать все направления деятельности главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Республики Хакасия. Цели определяются исходя из нормативных правовых актов, определяющих основные задачи и принципы государственной политики в сфере компетенции главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Республики Хакасия: Конституции Республики Хакасия, законов Республики Хакасия, направлений бюджетной и налоговой политики Республики Хакасия, прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия, долгосрочных программных документов Правительства Республики Хакасия и т.д.
При определении целей рекомендуется исходить из следующих критериев:
- специфичность (цели должны соответствовать области компетенции главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Республики Хакасия);
- измеримость (достижение цели можно проверить с помощью количественных индикаторов);
- наличие четкой связи цели с основной деятельностью главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Республики Хакасия;
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать:
- специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
- терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
- указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели;
- описания путей, средств и методов достижения цели.
Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей общества и не должна зависеть от средств их достижения. Такой подход к построению целей предполагает высокую степень свободы в выборе возможных способов и средств их достижения (т.е. подразумевает множественность способов достижения каждой цели). Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Республики Хакасия и подведомственной организации - при формировании задач и подготовке бюджетных программ.
Задачи, предлагаемые к решению в рамках республиканского бюджета Республики Хакасия, формируются в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Основным принципом формирования задач является конкретизация определенных направлений достижения цели, в рамках которых предусматривается получение количественно измеримых, общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку.
Сроки решения каждой из задач или период времени, за который планируется получение соответствующих общественно значимых результатов, не должны превышать срок достижения цели.
Совокупность задач (как правило, от 3 до 7 для каждой цели) должна охватывать все направления деятельности главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств Республики Хакасия (подведомственной организации) по достижению соответствующей цели. Выделение задач должно производится с учетом необходимости обеспечения подотчетности и ответственности за их реализацию в рамках установленной структуры органов исполнительной власти Республики Хакасия и в соответствии с возложенными на них функциями.
Для каждой задачи должно быть проведено обоснование ее соответствия определенной цели, а также сферам деятельности и функциям органа исполнительной власти Республики Хакасия, подведомственных ему организаций.
По каждой стратегической цели, цели, задачи устанавливается Вес относительной значимости (далее - Вес). Сумма Весов целей в стратегической цели равна единице. Сумма Весов задач в цели равна единице.
Вес стратегической цели определяется как доля расходов на их достижение в общих расходах главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Республики Хакасия, Вес цели определяется как доля расходов на их достижение в расходах на стратегическую цель, Вес задач определяется как доля расходов на их достижение в расходах на цель.
В первом разделе доклада по форме, указанной в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям, представляется система основных показателей деятельности, которая включает показатели непрограммной и программной деятельности.
Значения показателей и методика их расчетов согласовывается с Министерством экономики Республики Хакасия
По каждому показателю приводятся:
- плановые (значения показателей из докладов предшествующих лет, а также в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Хакасия и ведомственными приказами главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств Республики Хакасия);
- плановые значения на текущий год и плановый период;
- фактические значения отчетного периода
- тип показателя;
- целевое значение показателя;
- единица измерения показателя;
- Вес показателя в задаче;
- методика расчета значения.
Веса показателей устанавливаются главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств Республики Хакасия, в зависимости от значимости в решении задаче. Сумма Весов показателей в рамках одной задачи равна единице. Значения указанных Весов варьируются от 0 до 1 с двумя знаками после запятой.
При обосновании целевых значений показателей необходимо по возможности сопоставлять их не только с текущим значением, но и с прогнозируемым уровнем, определенным исходя из предположения о сохранении сложившихся тенденций (соотношений).
Каждая цель, задача или программа могут описываться более чем одним показателем. Количество показателей для одной цели (задачи, программы), как правило, не должно превышать 3 - 5 (в случае использования большего количества показателей рекомендуется разделить их на основные и дополнительные).
В качестве показателей, характеризующих степень решения задачи, используются исключительно показатели конечных общественно значимых результатов.
При разработке системы показателей следует руководствоваться принципом минимизации количества отчетных показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления.
При выборе показателей предпочтение должно отдаваться показателям конечных результатов деятельности, при обосновании невозможности их использования - показателям непосредственных результатов. В случае невозможности определения достоверных показателей непосредственных результатов или в случае невозможности получения данных по ним допускается использование:
- показателей процесса, описывающих суть проводимых мероприятий и их существенные количественные и качественные характеристики;
- показателей ресурсов, описывающих количество и качество материальных и нематериальных активов, используемых для реализации программ.
Включаемые в доклад показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
- адекватность отражения происходящих социально-экономических изменений: отчетные данные должны быть достаточно точными, погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (подведомственной организации);
- объективность: показатели не должны приводить к искажению деятельности организации, когда формальное выполнение функций ведет к улучшению отчетности и ухудшению реального положения дел;
- достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных;
- прозрачность: следует избегать излишне сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации как специалистами, так и конечными потребителями государственных услуг, включая индивидуальных потребителей;
- экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
- сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач;
- своевременность и регулярность: отчетные данные должны формироваться с периодичностью раз в квартал;
- полнота: отчетные показатели не должны приводить к искажениям значимости отдельных функций.
Степень достижения запланированных результатов и намеченных целей оценивается на основе сопоставления фактически достигнутых результатов с их плановыми значениями, определяемыми в процессе разработки программы.
Планируемые (прогнозируемые) целевые значения могут устанавливаться для показателей конечных и непосредственных результатов с учетом и на основе:
- значений показателя за прошлые периоды;
- сложившихся тенденций, факторов и условий, определяющих динамику показателей;
- показателей аналогичных программ;
- показателей, являющихся примерами "лучшей практики".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.