В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями), от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с последующими изменениями) и в целях организации и проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях. Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Республики Хакасия.
2. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов привести свои муниципальные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Постановление Правительства Республики Хакасия от 17.07.1997 N 145 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Республики Хакасия" признать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия - Министра финансов и экономики Республики Хакасия A.M. Иванова.
Председатель Правительства
Республики Хакасия |
А. Лебедь |
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных
работ в чрезвычайных ситуациях межмуниципального
и регионального характера на территории
Республики Хакасия
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 11 сентября 2007 г. N 287)
I. Общие положения
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержки их работоспособности.
К аварийно-спасательным работам относятся: поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров; работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие этапы:
- рекогносцировка объектов (территорий), где планируется проведение аварийно-спасательных работ;
- проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;
- выдвижение и ввод на объект (территорию), где произошла чрезвычайная ситуация сил и средств, необходимых для выполнения аварийно-спасательных работ;
- проведение аварийно-спасательных работ;
- вывод сил и средств из очага поражения по завершению работ и возвращение их к месту дислокации.
II. Организация и проведение аварийно-спасательных работ
1. Подготовка к проведению работ на объекте (территории)
Аварийно-спасательные работы проводятся силами постоянной готовности территориальной подсистемы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия, основу которых составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования (далее - аварийно-спасательные формирования), оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Координацию деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Республики Хакасия осуществляет в установленном порядке Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия.
Координацию деятельности аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
До ввода аварийно-спасательных формирований на объект (территорию) должна быть проведена комплексная разведка (радиационная, химическая, бактериологическая и биологическая) этого объекта (территории).
После проведения разведки проводится рекогносцировка объекта (территории) с определением объемов и способов ведения аварийно-спасательных работ и необходимых для этого сил и средств. Объект (территория) разбивается по видам аварийно-спасательных работ на участки (сектора). К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных работ.
При отсутствии времени на рекогносцировку аварийно-спасательные работы начинаются с проведения разведки. При необходимости разведка проводится и после рекогносцировки.
2. Проведение аварийно-спасательных работ.
2.1. Руководство аварийно-спасательными работами
Общее руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности:
на региональном уровне (в пределах территории Республики Хакасия) - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия;
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Привлечение аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
Непосредственным руководителем аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера является председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия, которому подчиняются все аварийно-спасательные формирования, участвующие в проведении работ на объекте (территории). Он несет ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с действующим законодательством.
Руководители аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления Республики Хакасия и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Руководитель аварийно-спасательных работ обязан:
- организовать разведку и оценить обстановку в месте проведения аварийно-спасательных работ;
- поставить задачи аварийно-спасательным формированиям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
- непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе аварийно-спасательных работ и принимать соответствующие решения, а при необходимости запрашивать дополнительные силы и средства и организовывать их встречу и расстановку;
- создать резерв сил и средств, организовать посменную работу аварийно-спасательных формирований, питание и отдых личного состава;
- назначить ответственного за соблюдением мер безопасности;
- организовать пункты сбора пострадавших и медицинской помощи;
- по окончании работ заслушать командиров аварийно-спасательных формирований, при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках;
- определить порядок убытия с места аварийно-спасательных работ аварийно-спасательных формирований, подразделений и взаимодействующих служб.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель аварийно-спасательных работ должен учитывать:
- динамику развития чрезвычайной ситуации и воздействие характерных опасных факторов от чрезвычайных ситуаций до введения в действие дополнительных сил и средств;
- требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытия и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества;
- необходимость привлечения специальных служб и средств.
При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, руководитель аварийно-спасательных работ должен принять решение об этом и довести его до командиров аварийно-спасательных формирований, указав кому, куда и как производить перегруппировку.
В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
- проведение эвакуационных мероприятий;
- остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
- разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;
- использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению аварийно-спасательных работ;
- принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации и ходом работ по ее ликвидации.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации.
2.2. Разведка
Разведка объекта (территории), где планируется проведение аварийно-спасательных работ, должна установить:
- места нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения;
- необходимое количество и типы аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ;
- состав и численность спасательных групп;
- безопасные места сбора пострадавших и способы их эвакуации;
- наличие участков аварийно-спасательных работ, опасных для работы спасателей по причинам возможных взрывов, пожаров, обрушении конструкций, утечки аварийных химических опасных веществ, наличия электросетей под высоким напряжением и т.д.;
- наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе аварийно-спасательных работ;
- состояние подъездных путей;
- виды опасных факторов от чрезвычайной ситуации, сложившейся на объекте (территории), способы их локализации и ликвидации.
2.3. Технология проведения аварийно-спасательных работ
Технологические приемы и способы проведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта (территории), где произошла чрезвычайная ситуация, и наличия сведений о местах нахождения пострадавших и их количестве.
При разбивке объекта (территории) на участки (сектора) руководитель аварийно-спасательных работ назначает руководителей работ на этих участках. Между руководителями работ на участках и руководителем аварийно-спасательных работ на объекте (территории) устанавливается радиосвязь. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей, основной задачей аварийно-спасательных формирований является их поиск и спасение.
Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:
- информации непосредственных свидетелей;
- специально подготовленных поисковых собак;
- специальных поисковых приборов и инструментов;
- простукивания и прослушивания завалов.
Установленные места нахождения людей в завалах обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе, вся информация о ходе спасательных работ передается при смене. Смена спасателей по возможности организуется поэтапно.
Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
Для подъема и перемещения конструкций максимально используются электрические, гидравлические и пневматические аварийно-спасательные инструменты.
С начала спасательной операции с пострадавшими по возможности устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
Руководителем аварийно-спасательных работ одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации чрезвычайной ситуации (очагов горения, недопущения взрывов паров газовоздушных смесей, утечки аварийных химических опасных веществ и т.д.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Хакасия от 11 сентября 2007 г. N 287 "Об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Республики Хакасия"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Хакасия от 19 мая 2022 г. N 274
Изменения вступают в силу с 20 мая 2022 г.
Постановление Правительства Республики Хакасия от 27 апреля 2020 г. N 216
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2020 г.
Постановление Правительства Республики Хакасия от 23 декабря 2014 г. N 702