26 ноября 2010 г.
В целях рационального использования научного и промышленного потенциала и создания условий для устойчивого развития инновационной деятельности в Республике Хакасия, Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития инновационной деятельности в Республике Хакасия на 2009-2015 годы.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 ноября 2010 г. N 641 в пункт 2 настоящего Постановления внесены изменения
2. Определить Государственный комитет по промышленности и экологии Республики Хакасия координатором взаимодействия органов исполнительной власти по развитию инновационной деятельности в Республике Хакасия.
3. Определить Министерство образования и науки Республики Хакасия уполномоченным органом по реализации Концепции в части инноваций в сфере образования и науки.
Председатель Правительства |
А.Лебедь |
Концепция
развития инновационной деятельности в Республике Хакасия
на 2009-2015 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 21 июля 2008 г. N 239)
I. Введение
Концепция развития инновационной деятельности в Республике Хакасия на 2009-2015 годы (далее Концепция) разработана в соответствии с основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия.
Концепция вводит основные понятия инновационной сферы, отражает состояние инновационной деятельности в республике, устанавливает цели, задачи, принципы и определяет основные направления развития инновационной деятельности на территории Республики Хакасия.
II. Основные понятия, используемые в Концепции
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
- инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
- инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;
- инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства продукции, распространение и использование;
применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;
- инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности;
- инновационная инфраструктура - организации, фирмы, объединения, научно-технические комплексы, способствующие осуществлению инновационной деятельности;
- субъекты инновационной деятельности - физические и юридические лица, непосредственно участвующие в создании, внедрении и распространении инноваций, в том числе: научно-исследовательские организации; инновационные предприятия; промышленные предприятия, разрабатывающие и выпускающие новую продукцию; предприятия и организации инновационной инфраструктуры, иные субъекты инновационных процессов;
- инновационная продукция - результаты инновационной деятельности, в отношении которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности;
- инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, предназначенный для нормального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферы материального производства и услуг;
- бизнес-инкубатор - организация, предоставляющая свои ресурсы перспективным инновационным и высокотехнологическим компаниям с целью внедрения современных технологий и использования научно-технического потенциала;
- технопарк - объединение предприятий, осуществляющих инновационную деятельность и имеющих цель по созданию общей системы экономико-правового и технического обслуживания, а также общей системы инвестирования и ведения инновационной деятельности;
- центр трансферта технологий - организация, содействующая субъектам инновационной деятельности в продвижении инновационного продукта на рынки сбыта и обеспечивающая доступ к информационным ресурсам (каталоги, базы данных).
III. Состояние инновационной деятельности в Республике Хакасия
В республике инновационной деятельностью занимаются научно-исследовательские и образовательные учреждения, а также организации промышленности и сферы услуг.
Из общего числа занятых в инновационной сфере 75% занимаются научными исследованиями. Направления исследований по областям науки: 37% - гуманитарное, 26% - общественное, 22% - сельскохозяйственное, 12% - естественное и 3% - техническое. Среднегодовая стоимость основных средств, состоящих на балансе организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, составляет более 600 млн. рублей. Инновационно-активные организации промышленности и сферы услуг на технологические инновации ежегодно расходуют более 500 млн. рублей. Источником финансирования на технологические инновации служат собственные средства организаций, из которых около 20% - кредиты и займы.
Республика Хакасия, в разрезе регионов Сибирского федерального округа, занимает четвертую позицию по удельному весу отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами инновационно-активных организаций в объеме отгруженных товаров по полному кругу организаций.
На территории республики имеются предпосылки научной и промышленной активизации потенциала в инновационной сфере, но отсутствие единой системы взаимодействия всех инновационно-активных субъектов не позволяет эффективно использовать инновационный потенциал республики и замедляет процесс интеграции науки и производства. Поэтому необходимо консолидировать усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении республики, для решения ключевой задачи - поддержание конкурентоспособности экономики Республики Хакасия и достижение высокого уровня жизни ее населения. Это будет возможным при усилении связи между фундаментальной и прикладной наукой, с одной стороны, и производством инновационных продуктов, а также освоением рынка новых технологий - с другой.
В цветной металлургии предприятия республики тесно взаимодействуют с научно-техническими организациями в поисках оптимальных решений организации производственного процесса. В целом в металлургическом комплексе реализуются инновационные проекты, направленные на создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, переход на выпуск высокотехнологичных изделий дальнейшего передела и, как следствие, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.
В угольной промышленности инновационные усилия направлены на улучшение потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки, обогащения и брикетирования углей, повышения эффективности открытого способа разработки угольных месторождений и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.
В машиностроительном комплексе предприятия ориентированы на внедрение новых технологий и оборудование производств за счет автоматизации процессов проектирования, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.
В лесопромышленном комплексе инновационные технологии направлены на глубокую переработку древесины и отходов производства, что позволяет значительно увеличить эффективность производства.
Инновационная политика развития новых услуг информатизации и телекоммуникаций ориентирована на качественно новый уровень доступа населения к средствам массовой информации, а также создание высоконадежных и безопасных систем транспортировки информации.
В последние годы интенсивно идет поиск новых, нетрадиционных сфер деятельности.
Можно выделить "точки роста", вокруг которых возникают новые структуры бизнеса:
- проекты, связанные с коммерциализацией технологий на действующих предприятиях, в том числе создание новых наукоемких и энергосберегающих производств;
- проекты, связанные с созданием дочерних предприятий, филиалов российских предприятий.
В рыночных условиях предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством, требует постоянного обновления, как производственных фондов, так и производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии. Этот закономерный, объективный процесс совершенствования любого производства требует определенных капиталовложений.
Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды.
Активное развитие всех отраслей экономики за счет применения новых, более прогрессивных технологий и оборудования ускорит процесс замещения устаревшего и требующего реконструкции парка машин и оборудования.
Реализация инновационной политики, учитывающей возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, экономические, социальные и политические приоритеты, будет способствовать переустройству и подъему экономики республики в целом.
IV. Цель, задачи и принципы развития инновационной деятельности
на территории Республики Хакасия
Развитие инновационной деятельности на территории Республики Хакасия призвано обеспечить увеличение внутреннего валового продукта региона за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологии и дальнейшее расширение на этой основе рынков сбыта готовой продукции.
С учетом сложившихся приоритетных направлений развития научной и научно-технической деятельности региона и страны в целом на продукцию отраслей промышленности основная цель Концепции - обеспечение устойчивого экономического развития на территории Республики Хакасия деятельности, направленной на создание новых видов продукции или услуг, а также усовершенствованных технологий, организационно-технических решений производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующих продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- формирование правовой, экономической и информационной среды для развития инновационной деятельности на территории Республики Хакасия;
- создание системы государственной поддержки развития субъектов инновационной деятельности на территории Республики Хакасия;
- формирование организационных и информационных мероприятий для внедрения и дальнейшего продвижения инновационной продукции на рынок;
- создание и развитие инновационной инфраструктуры, образующей единую систему взаимодействия между собой субъектов инновационной деятельности на территории Республики Хакасия.
Принципами развития инновационной деятельности на территории Республики Хакасия являются:
- создание условий для реализации инновационной деятельности;
- единство научного и промышленного процессов и их направленность на экономическое, социальное развитие региона;
- оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;
- поддержка научных коллективов, способных обеспечить развитие научного, научно - технического уровня исследований;
- обеспечение конкурсности при формировании планов, научных, научно - технических и инновационных программ;
- поддержка предпринимательской деятельности в научной научно - технической сфере, научных исследований и разработок по приоритетным направлениям развития отраслей экономики республики;
- распространение среди организаций Республики Хакасия эффективных технологий инновационного менеджмента;
- обеспечение финансированием инновационных проектов.
V. Основные направления развития инновационной деятельности
Основными направлениями развития инновационной деятельности на территории Республики Хакассия# являются:
- нормативное правовое обеспечение с целью совершенствования правовых механизмов регулирования деятельности;
- развитие инфраструктуры инновационного процесса, формирование систем информационного обеспечения, экспертизы, финансово-экономической и производственно-технологической поддержки, а также систем сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров;
- предоставление налоговых льгот;
- кадровое обеспечение инновационной деятельности.
VI. Механизм реализации
Разработка нормативной правовой и методической основы
Принятие Закона Республики Хакасия "О научной и научно-технической деятельности в Республике Хакасия" обеспечило законодательную основу деятельности республиканского научно-технического комплекса. В целях реализации этого закона необходимо разработать нормативные правовые акты, которые должны:
- обеспечивать поддержку мероприятий по активизации государственной научно-технической политики, формированию эффективно действующего научного и научно-технического комплекса республики;
- обеспечивать государственную поддержку инновационной деятельности и формирование инфраструктуры республиканской инновационной системы, включая разработку и применение наукоемкой продукции;
- гарантировать требуемый уровень финансирования научно-технической сферы и целевое использование бюджетных ассигнований, способствовать развитию прогрессивных форм финансирования;
- способствовать информатизации сферы науки и образования;
- содействовать участию ученых Республики Хакасия в международном научно - техническом сотрудничестве.
Развитие инновационной инфраструктуры
С целью эффективной организации в Республике Хакасия инновационной деятельности необходимо наделить орган исполнительной власти, определяющий государственную политику в отношении инновационной деятельности, соответствующими функциями и полномочиями по регулированию, координированию и контролю за этой деятельностью. Основными функциями данного органа должны стать: мониторинг потребности в новых разработках, консультирование по вопросам развития наукоемкого бизнеса и обеспечение взаимодействия с органами управления и субъектами инновационной деятельности, включая системы информационного обеспечения и экспертизы, финансово-экономическую, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации, продвижения разработок и кадрового обеспечения. Необходимость обеспечения высокого качества экономической экспертизы проектов, как следствие, потребует сосредоточения распорядительных, исполнительных и контрольных функций в одном ведомстве.
Кроме того, необходимо формирование разветвленной сети профессиональных организаций в этой сфере, в виде технопарков и инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, консалтинговых фирм, малых инновационных предприятий, организаций по стандартизации, сертификации и обеспечению качества продукции.
Целесообразно развивать систему налоговых и тарифных льгот, поддерживающих деятельность предприятий по коммерциализации результатов научных исследований и технологических разработок. Для поддержания большего числа проектов в рамках выделяемых бюджетных ассигнований следует переходить от их прямого кредитования к практике компенсации ставки банковских кредитов и использованию средств инновационного фонда в качестве гарантий для привлечения банковского капитала в сферу инноваций, поддержки венчурного и лизингового финансирования.
При формировании инновационной инфраструктуры в республике необходимо использовать возможность развития инновационно-технологических центров и вузовских бизнес-центров совместно с имеющейся базой производств. Размещение в них на льготных условиях малых фирм по разработке и производству наукоемкой продукции можно осуществить, используя опыт регионов России, при содействии федеральных министерств и фондов.
Рынок интеллектуальной собственности, особенно в области объектов промышленности, требует создания информационной среды и баз данных по патентам, технологиям и ноу-хау.
Необходимо уделить должное внимание созданию благоприятных условий для развития как государственных, так и негосударственных научных организаций, укреплению связей между научно - исследовательскими институтами и вузами.
Значительную роль в активизации инновационной деятельности могут и должны сыграть вузы. Формирование научно-образовательных и научно-производственных комплексов должно стать одним из важных способов установления взаимосвязи между наукой и высшим образованием, наукой и производством, ускорения реализации результатов научных исследований, концентрации кадрового потенциала и финансовых ресурсов для решения насущных проблем социально-экономического развития Республики Хакасия. Необходимо создание системы подготовки менеджеров в сфере наукоемкого предпринимательства силами вузов Республики Хакасии.
Особенно важным является стимулирование инновационной активности на промышленных предприятиях, развитие заводского сектора науки. Необходимо при помощи налоговых и иных льгот создать условия, позволяющие хозяйствующим субъектам, вкладывающим средства в инновационное развитие производства, получать реальные выгоды.
Создание условий для развития инновационной деятельности
При формировании условий для развития инновационной деятельности на территории Республики Хакасия необходимо обеспечить:
- координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в сфере создания и развития инновационной инфраструктуры;
- оказание государственной поддержки на начальном этапе малого инновационного предпринимательства;
- организационное и материально-техническое обеспечение процесса создания и развития субъектов инновационной инфраструктуры за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования в рамках реализации программных проектов;
- информационную поддержку инновационной деятельности в виде формирования банков данных, содержащих сведения о разработках и разработчиках инновационных продуктов и технологий, кадровых ресурсах, производственно-технологической базе инновационных центров, источниках, механизмах финансирования;
- маркетинговую поддержку инновационной деятельности, направленную на проведение выставок-ярмарок, выпуск рекламных материалов и продвижение инновационных предложений (проектов) до потребителей;
- поддержку межрегионального и международного научно-технического сотрудничества (научно-практические конференции, семинары, симпозиумы, форумы и др.);
- организацию конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Поддержка инновационных проектов и программ предусматривает обеспечение финансирования всех этапов инновационного процесса.
Необходимо повышать эффективность использования имеющихся средств, концентрировать бюджетные средства на приоритетных направлениях, поддерживать ведущие научные школы, а также привлекать частный капитал.
Бюджет науки должен включать расходы на поддержание инфраструктуры научной деятельности (республиканские патентный и библиотечный фонды, дорогостоящее экспериментальное оборудование и приборы, организацию конференций, зарубежных стажировок, экспертизу и т.п.) и на базовое финансирование республиканских государственных научных организаций.
Следует разработать и внедрить в практику механизмы финансирования коммерчески эффективных прикладных исследований на возвратной основе. С этой целью необходимо рассмотреть возможность создания законодательной базы для финансирования из республиканского бюджета прикладных исследований и разработок, имеющих высокую коммерческую значимость, на условиях частичной или полной возвратности средств.
При выделении ассигнований на научные исследования необходимо осуществлять как адресное предоставление грантов коллективам ученых, так и программно-целевое финансирование. Последнее должно использоваться в случаях, когда совокупность проектов направлена на достижение единой конечной цели. В тех случаях, когда программы составлены из не взаимосвязанных между собой проектов, целесообразно переходить на систему грантов. Грант должен включать средства на поддержание инфраструктуры организаций.
Необходимо создание республиканского инвестиционо-инновационного фонда и развитие сотрудничества с соответствующими федеральными фондами по паритетному финансированию проектов с целью привлечения дополнительных средств.
Важнейшей задачей рационализации использования ресурсов является обеспечение конкурсности на основе высококачественной экспертизы научных и научно-технических проектов. Этому будут способствовать организация независимой экспертизы проектов на платной основе, повышение ответственности экспертов, периодическая ротация состава экспертных организаций.
Наряду с прямой государственной поддержкой науки и инноваций необходимо разработать комплекс косвенных методов их стимулирования, включающий налоговые льготы, механизмы ускоренной амортизации, льготные тарифы и т.д.
Кадровое обеспечение инновационной деятельности
Создание рынка труда в сфере инновационной деятельности, развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной области включает:
- поддержку в Республике Хакасия новых научных школ, молодых ученых-исследователей, улучшение качественного состава специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), т.е. обеспечение становления кадровой политики, необходимой для решения на современном уровне конкретных социально-экономических проблем территорий с опорой на науку, технику и технологии;
- создание в Республике Хакасия системы кадровой поддержки инновационной деятельности, включающей в себя как обучение отдельных специалистов и предпринимателей малого наукоемкого бизнеса, так и подготовку целевых команд менеджеров для реализации крупных научно-технических проектов.
VII. Заключение
Реализация настоящей Концепции позволит:
- создать благоприятную среду для развития инновационной сферы на территории Республики Хакасия;
- повысить конкурентоспособность организаций всех сфер деятельности Республики Хакасия за счет инновационной составляющей;
- вовлечь в производство научно-технический потенциал республики;
- увеличить удельный вес инновационной продукции на душу населения региона;
- увеличить количество субъектов инновационной деятельности;
- создать условия для эффективного развития региона в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Хакасия от 21 июля 2008 г. N 239 "О концепции развития инновационной деятельности в Республике Хакасия на 2009-2015 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Хакасия от 20 сентября 2011 г. N 610
Постановление Правительства Республики Хакасия от 26 ноября 2010 г. N 641