26 ноября 2010 г.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями), пунктами 2, 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития конкуренции в Республике Хакасия на 2010-2012 годы.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Хакасия от 14.10.2009 N 445 "О разработке долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие конкуренции в Республике Хакасия на 2011-2020 годы".
Председатель Правительства |
В. Зимин |
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 ноября 2010 г. N 635 настоящая Программа изложена в новой редакции
Программа
развития конкуренции в Республике Хакасия на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 27 апреля 2010 г. N 214)
26 ноября 2010 г.
Паспорт Программы
развития конкуренции в Республике Хакасия на 2010-2012 годы
Наименование |
Программа развития конкуренции в Республике Хакасия на 2010 - 2012 годы |
Основание для разработки |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации" |
Разработчик |
Министерство экономики Республики Хакасия, при участии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, Торгово-промышленной палаты Республики Хакасия |
Координатор |
Государственный комитет по промышленности и экологии Республики Хакасия |
Государственные заказчики |
Аппарат Правительства Республики Хакасия; Министерство экономики Республики Хакасия; Министерство финансов Республики Хакасия; Министерство образования и науки Республики Хакасия; Министерство здравоохранения Республики Хакасия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия; Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия; Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Республики Хакасия; Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом; Государственный комитет по информатизации и новым технологиям Республики Хакасия; Государственный комитет по промышленности и экологии Республики Хакасия; Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия; Государственный комитет по размещению государственных заказов Республики Хакасия; Государственный комитет по лесу Республики Хакасия; Управление Федеральной антимонопольной |
|
службы по Республике Хакасия (по согласованию); Торгово-промышленная палата Республики Хакасия (по согласованию); Региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" (по согласованию); Хакасское региональное отделение общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (по согласованию)
|
Цель |
повышение развития конкуренции в отраслях экономики Республики Хакасия путем создания равных условий конкуренции хозяйствующих субъектов |
Основные задачи |
устранение избыточных барьеров для начала и ведения предпринимательской деятельности; сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров; организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей; повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности; сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры |
Сроки реализации |
2010 - 2012 годы |
1. Общие положения
Программа развития конкуренции в Республике Хакасия на 2010-2012 годы (далее Программа) представляет собой план действий исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, осуществляемых в целях обеспечения на территории Республики Хакасия условий состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах. Программа призвана способствовать:
- развитию конкурентной среды, повышению конкурентоспособности отечественных, в том числе местных, производителей;
- устранению административных барьеров при реализации инвестиционных проектов, развитию малого бизнеса на региональном и местном уровнях;
- упрощению доступа к инфраструктуре и услугам естественных монополий;
- созданию условий для оперативного пресечения фактов недобросовестной конкуренции;
- формированию максимально прозрачной конкурсной системы размещения госзаказов.
Основной целью Программы является развитие конкуренции в отраслях экономики, что предполагает решение следующих задач:
- упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
- сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;
- организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
- повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
- сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;
- развитие государственного и муниципального заказа;
- развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
2. Оценка развития сферы малого и среднего предпринимательства,
конкурентной среды на ключевых товарных рынках
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия (далее Хакасстат), на 01.01.2010 в республике осуществляли деятельность 497 малых предприятий (без микропредприятий), 67 средних предприятий, 19553 индивидуальных предпринимателей (в том числе глав крестьянских фермерских хозяйств). Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее предпочтительной для малого бизнеса. Ее удельный вес составил 27 % в общем количестве малых предприятий (без микропредприятий) республики. На предприятия промышленности приходится 23,3 % удельного веса малых предприятий (без микропредприятий), 13,5 % на строительство и 23,1 % прочие. Численность работающих на малых (без микропредприятий) и средних предприятиях составила 24,0 тыс. человек.
Доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства от общей численности занятых в экономике составляет 9,8 %, то есть из 243,7 тыс. человек, занятых в экономике, 47,9 тыс. человек осуществляют деятельность в сфере бизнеса.
Доля отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малых (без микропредприятий) и средних предприятий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу организаций составила около 10,0 %.
Такой показатель, как оборот малых предприятий (без микропредприятий), составил 17 399,8 млн рублей, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года (11 113,8 млн рублей) увеличился на 6 286 млн рублей.
В республике отмечается значительная территориальная дифференциация малого и среднего предпринимательства. Так, около 57 % малых предприятий (без микропредприятий) сосредоточено в республиканском центре. При этом конкурентная среда деятельности малого бизнеса крупных городов и сельских территорий имеет существенные различия.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется посредством реализации комплексных мероприятий республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2009 - 2011 годы" с общим объемом финансирования на 2009 год 28,4 млн рублей, в том числе из республиканского бюджета 9,2 млн рублей, из федерального бюджета 19,2 млн рублей.
С целью расширения доступа субъектов предпринимательства к услугам, повышения их качества в муниципальных образованиях республики осуществляют деятельность центры содействия малому и среднему предпринимательству, работающие по принципу "одного окна". С момента открытия центров содействия субъектам малого и среднего предпринимательства, работающих по принципу "одного окна", по республике зарегистрировано 2043 обращения от граждан и субъектов предпринимательской деятельности, из них за консультационно-информационной поддержкой обратились 1345 человек. За период действия центров на территории республики образовано (зарегистрировано) 587 новых субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях содействия развитию сферы предпринимательства заключены соглашения со Сберегательным банком Российской Федерации, АКБ "Хакасский республиканский банк Банк Хакасии", ОАО "Промсвязьбанк" о долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на реализацию финансовой и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории Республики Хакасия.
Продолжается работа по развитию на базе Торгово-промышленной палаты Республики Хакасия регионального ЕвроИнфо Корреспондентского Центра, оказывающего содействие бизнесу в реализации экспортного потенциала и успешного развития внешнеэкономической деятельности.
В целях обеспечения полной и качественной информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия по вопросам организации и ведения бизнеса необходимые материалы размещаются на Официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия. В целях упрощения доступа к информации для субъектов предпринимательства создан специализированный официальный сайт "Поддержка малого и среднего бизнеса Республики Хакасия".
2.1. Агропродовольственный рынок
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики Республики Хакасия. Доля сельского хозяйства в общем объеме валового регионального продукта составила в 2008 году 5,7 %, по оценке, в 2009 году 5,2 %.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2009 год составил 6,9 млрд рублей, при этом в растениеводстве 2,1 млрд рублей (30,1 % от общего объема продукции), в животноводстве 4,8 млрд рублей (69,9 %).
В структуре сельскохозяйственного производства по категориям хозяйств хозяйства населения занимают наибольший удельный вес 59,5 %, сельскохозяйственные организации 32,8 % и крестьянские (фермерские) хозяйства 7,7 %.
"Объем валовой продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, %"
По информации Хакасстата сельскохозяйственным производством в республике занимаются 92 сельскохозяйственные организации, 1535 крестьянских (фермерских) хозяйств и 53668 личных подсобных хозяйств населения.
Республика Хакасия, обладая наименьшей в Сибирском федеральном округе территорией (1,2 % от территории округа), в производстве сельскохозяйственной продукции выпускает 1,7 % общего объема продукции сельского хозяйства по федеральному округу.
Выпуском пищевой продукции в республике занимаются 218 организаций-производителей, из них производством мяса и мясопродуктов 34, молочных продуктов 39, продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов 16. Малых предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов, 75.
В 2009 году объем продукции растениеводства составил 123 % к уровню 2008 года. Ситуация улучшилась за счет более высоких валовых сборов зерна, составивших 111,8 тыс. тонн против 84,6 тыс. тонн в 2008 году. Средняя урожайность зерновых составила 12,5 ц/га, в 2008 году 10,0 ц/га.
Основными производителями зерна остаются коллективные сельскохозяйственные предприятия, их доля в производстве зерна в 2008 году составила 77,4%.
Основные доли в валовом производстве зерновых культур произведены ОАО п/з "Бородинский" 8,5 %; ООО "Форпост-Агро" 8,0 %; ООО "Бирюса" 7,5 %; ООО "Целинное" 6,5 %; СПК "Копьевский" 6,0 %.
Производство картофеля и овощей сосредоточено в личных подсобных хозяйствах, которыми выращено 98,2 % валового сбора картофеля и 73,2 % овощей.
Продукции животноводства произведено на 4444,6 млн рублей - 67,7 %.
Производство молока во всех категориях хозяйств составило 164,4 тыс. тонн, мяса - 49,1 тыс. тонн, что выше уровня прошлого года соответственно на 4,5 % и 0,8 %.
"Производство основных видов продукции животноводства во всех категориях хозяйств, тыс. тонн/млн.шт"
Удельный вес хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства скота и птицы на убой (в живом весе) составил 66,1 %, молока 79,4 %.
На рынке мяса Республики Хакасия действует 223 участника. Крупными товаропроизводителями мяса являются ООО "Сонское", ООО "Арбатское", ООО "Андриановское".
Крупные игроки на региональном молочном рынке - СПК "Копьевский", ОАО п/з "Бородинский", ООО "Целинное". Их доли в валовом производстве молока составляют соответственно 2,4 %; 2,1 % и 1,8 %.
На рынке птицеводства, согласно Реестру хозяйствующих субъектов Антимонопольной службы по Республике Хакасия, действуют два крупных товаропроизводителя, занимающих долю определенного товара более 35,0 %, ООО "Усть-Абаканская птицефабрика" и ООО "Сибирская губерния".
Реализация мероприятий республиканской целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия на 2006 - 2010 годы" позволила увеличить площади сельскохозяйственных культур на 5,3 %, довести объемы по протравливанию посевного материала до 11,9 тыс. тонн, химической защиты зерновых и кормовых культур от вредителей и болезней до 41,7 тыс. га, по борьбе с сорной растительностью до 88 тыс. га; приобретено семян высших репродукций 6,8 тыс. тонн.
С точки зрения развития конкуренции важнейшими рынками агропромышленного комплекса являются рынки зерна и продуктов его переработки, хлеба, молока, масла подсолнечного, мяса (в том числе мяса птицы), соков, сахара, кондитерских изделий и другие рынки.
Данные рынки открыты для межрегиональной и международной торговли, количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на региональных рынках, незначительно, в большинстве случаев необоснованные административные барьеры входа на рынок потенциальных конкурентов отсутствуют или преодолимы.
По данным Территориального управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России), агропродовольственный рынок обладает следующими характеристиками (анализ проведен по данным 2008 года).
На рынке закупки и переработки молока выявлено и проанализировано два уровня рынка.
Первый уровень хозяйствующие субъекты - продавцы молока сырого коровьего имеют возможность реализовать его двум хозяйствующим субъектам, занимающимся переработкой молока. На данном уровне ограничен круг покупателей молока сырого коровьего. Анализ был проведен на основании данных по девяти продавцам молока коровьего, действующим на рассматриваемом товарном рынке (сельскохозяйственные перерабатывающие кооперативы, фермерские хозяйства и другие хозяйствующие субъекты). По первому уровню товарный рынок является региональным и не выходит за границы субъекта Российской Федерации Республики Хакасия. Хозяйствующие субъекты - продавцы молока сырого коровьего должны перейти на второй уровень и стать производителями молочных продуктов.
Второй уровень хозяйствующие субъекты производители молочных продуктов. Проанализированы пять продавцов данного товара, а также наиболее крупные покупатели. Продавцами являются различные хозяйственные общества, сельскохозяйственные кооперативы, занимающиеся производством молочных продуктов. Покупателями являются хозяйственные общества, государственные и муниципальные учреждения. Все вышеперечисленные субъекты действуют на территории Республики Хакасия.
Существуют определенные барьеры для участников первого уровня, желающих перейти на второй уровень, а также для потенциальных участников рынка. Экономические, административные, сложившиеся длительные договорные отношения, деловая репутация многих хозяйствующих субъектов, территориальное расположение продавцов относительно покупателей, структура товаропотоков, сезонность данного рынка позволяют сделать вывод о сложности преодоления барьеров входа на рассматриваемый рынок. Тем не менее, у хозяйствующих субъектов имеется возможность увеличить производственные мощности, расширить ассортимент производства молочных продуктов или начать переработку молока.
На рынке услуг по хранению и складированию зерна, а также на рынке переработки и реализации зерна на территории Республики Хакасия расположены 5 хозяйствующих субъектов, имеющих возможности для хранения зерна. Три из них используют хранилища зерна и зерновых культур для производства своей продукции, то есть для собственных нужд. В одном обществе введено конкурсное управление, на момент проведения анализа здание подлежит сносу. Одно общество находится на консервации, услуги по хранению зерна не оказывает.
Деятельность по оказанию услуг хранения зерна в Республике Хакасия осуществляет один хозяйствующий субъект. Его доля на рынке услуг по хранению и складированию зерна на территории Республики Хакасия приближена к 100 %, коэффициент концентрации (CR) также приближен к 100 %. Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) приближен к 10000. Уровень концентрации высокий, конкуренция не развита.
В сфере переработки зерна следует отметить, что объемы переработки зерна в Республике Хакасия незначительные. Переработкой зерна в республике занимаются индивидуальные предприниматели, различные фермерские хозяйства, открытое акционерное общество. При этом наибольшую долю в поставке муки на территорию Республики Хакасия занимает ввоз.
Мелкие индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности мельницы, используют продукцию, в основном, для собственных нужд. Единственный хозяйствующий субъект имеет мельницу мощностью 2800 тонн продукции в месяц. Его доля на рынке переработки зерна приближена к 100 %. Коэффициент концентрации (CR) приближен к 100 %. Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) приближен к 10000. Уровень концентрации высокий, конкуренция не развита.
Реализацией зерна и зерновых культур различным хозяйствующим субъектам, населению занимаются в Республике Хакасия порядка 150 фермерских хозяйств и 40 коллективных хозяйств, выращивающих зерно и зерновые культуры.
Барьерами входа на рассматриваемый товарный рынок являются прежде всего ограничение по спросу, а также экономические ограничения. На состояние конкуренции в сельском хозяйстве отрицательное влияние оказывает недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной продукции, средств связи, плохое состояние дорог, неразвитость биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией.
Осуществление предусмотренных настоящей Программой мероприятий направлено на преодоление обозначенных проблем.
2.2. Розничная торговля
Розничные рынки Республики Хакасия являются одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения республики. В 2009 году на территории республики осуществляли свою деятельность 6 розничных рынков: муниципальное учреждение "Абаканский рынок" (г. Абакан), ООО "Авторынок" (г. Абакан), ООО "Рынок Северный" (г. Абакан), муниципальное унитарное предприятие "Муниципальный рынок" (г. Саяногорск), универсальный рынок ООО "Стрела" (г. Черногорск), муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство" (г. Черногорск). На территории юридических лиц, получивших разрешение на право организации розничного рынка, организовано 4896 торговых мест, из них для реализации сельскохозяйственной продукции 277 мест.
Оборот розничной торговли на розничных рынках и ярмарках в 2009 году составил 5064,0 млн рублей, индекс физического объема к соответствующему периоду прошлого года снизился до 59,6 % в связи с переходом розничных рынков в другие форматы торговли. Несмотря на то что наблюдается тенденция сокращения удельного веса рынков в структуре розничного товарооборота, их деятельность остается социально значимой. Первостепенной задачей по-прежнему остается исключение возможности социальной напряженности, сохранение рабочих мест на розничных рынках республики, обеспечение сельхозпроизводителей торговыми местами для реализации собственной продукции по доступным ценам, а также создание управляющими рынками компаниями на их территории безопасных условий для физических или юридических лиц, осуществляющих реализацию товаров и услуг.
Экономический кризис повлиял на финансовую и экономическую систему всей страны в целом. Это отразилось на развитии потребительского рынка товаров и услуг в Республике Хакасия: снижение реальной заработной платы, сокращение банковских пассивов и кредитного потенциала привело к сокращению покупательской способности населения и торгового оборота предприятий, снижению темпов экономического роста.
По сравнению с январем декабрем 2008 года в аналогичном периоде 2009 года оборот розничной торговли составил 25233 млн рублей, индекс физического объема в сопоставимых ценах снизился и составил 91,5 %. Оборот в расчете на одного жителя за 12 месяцев в 2009 году был равен 46814 рублям, в 2008 году 45501 рублю.
Потребительские цены на товары населению Республики Хакасия за январь декабрь 2009 года выросли на 11 %, в том числе на продовольственные товары на 10,2 %, непродовольственные на 10,7 %. Этот показатель снизился по сравнению с январем декабрем 2008 года, когда потребительские цены выросли на 13%.
В 2009 году в республике действовали 3115 предприятий торговли (из них 2567 магазины, 548 мелкорозничная сеть), 684 - предприятия общественного питания, 1196 предприятий бытового обслуживания населения.
Устойчивые темпы роста объемов продаж и развития инфраструктуры отрасли, наблюдавшиеся в предыдущие годы, по объективным причинам в этом году значительно снизились. В силу этого произошли определенные изменения в структуре товарооборота, связанные со снижением покупательской способности, приобретением населением продовольственных товаров по более низким ценам, сокращением продаж непродовольственных товаров длительного пользования. В сложившейся обстановке удалось сохранить и развить систему социальной поддержки нуждающихся групп населения.
Для системы предприятий общественного питания Республики Хакасия 2009 год стал годом падения спроса на оказываемые услуги по сравнению с 2008 годом (2097,3 млн рублей) объем оборота составил 1954,3 млн рублей, в сопоставимых ценах индекс физического объема оставил 77,1 % по сравнению с 2008 годом.
В сегменте общественного питания одним из самых привлекательных стало развитие предприятий быстрого питания в формате фирменных сетевых предприятий. Стабильно развивается сегмент дорогих ресторанов, в том числе инвестиции на открытие новых предприятий этого формата идут из соседнего региона Красноярского края. Многие рестораторы активно ищут новые направления развития бизнеса путем его диверсификации, успешно работают проекты, связанные со сферой туризма, но пока еще их не так много с учетом количества туристических маршрутов.
2.3. Розничная торговля фармацевтической и медицинской продукцией
Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами является динамично развивающимся сектором экономики республики. Во многом это обусловлено растущим спросом на лекарственные средства и инвестиционной привлекательностью данного вида деятельности.
В республике насчитывается 102 аптечных учреждения, из них 22 % относятся к государственной и муниципальной форме собственности, остальные являются частными. Конкуренция между учреждениями стимулирует к повышению качества оказываемых услуг, расширению ассортимента предлагаемой медицинской продукции, в том числе увеличивается доля и ассортимент сопутствующих товаров, все больше аптек переходит на круглосуточный режим работы, формируются различные системы скидок.
Концентрация населения и платежеспособного спроса в крупных городах и прилегающих к ним населенных пунктах приводит к неравномерному размещению аптечных учреждений в республике. Это, в свою очередь, влечет за собой неравномерный уровень конкуренции на различных по численности населения рынках.
В розничном звене торговли лекарственными препаратами определяющими становятся две тенденции: первая увеличение количества аптечных учреждений негосударственной формы собственности за счет создания частными компаниями своих аптечных сетей; вторая сокращение количества государственных и муниципальных аптек. При этом доля частных в общем количестве аптечных учреждений постоянно увеличивается.
По данным Хакасского УФАС России, рынок фармацевтической и медицинской продукции обладает перечисленными ниже характеристиками (анализ проведен по данным 2008 года). Покупателями на данном рынке являются физические лица, продавцами хозяйствующие субъекты аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля). Проанализированы одиночные аптечные учреждения и аптечная сеть это 2 и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой. В последнее время усилилась тенденция создания крупных аптечных сетей, которые вытесняют государственные, муниципальные и частные одиночные аптеки. Количество участников рынка: г. Абакан 2, г. Черногорск 9, г. Саяногорск 19, г. Абаза 10, г. Сорск 1, Аскизский район 7, Алтайский район 2, Бейский район 4, Боградский район 8, Орджоникидзевский район 3, Таштыпский район 4, Усть-Абаканский район 2, Ширинский район 6. Всего по Республике Хакасия 102 аптеки, из них количество аптек в сети 70, количество одиночных аптечных учреждений 32.
Увеличение количества аптечных сетей и сокращение доли независимых аптек, с одной стороны, свидетельствует о стремлении аптечных учреждений объединиться с тем чтобы выжить в жесткой конкурентной борьбе. В то же время это приводит к обострению конкуренции между самими сетями, в результате которой возможны поглощения одних сетей другими. Вытеснение одиночных аптек сетевыми может сопровождаться повышением цен на лекарственные препараты в том случае, если между сетями будет ценовое соглашение. Частично данный вопрос урегулирован принятием Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Обстоятельствами или действиями, препятствующими или затрудняющими, или ограничивающими хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, являются, прежде всего, административные и экономические ограничения. Участники рассматриваемого рынка относят административные барьеры (вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов) к преодолимым. Основную сложность для участников, в том числе для потенциальных участников рынка, вызывает преодоление экономических барьеров высокий уровень конкуренции, значительная арендная плата, низкая платежеспособность населения, особенно в сельской местности. На территории Республики Хакасия нет крупных аптечных сетей, занимающих доминирующее положение на данном рынке. Действующие аптечные сети включают в себя, в основном, 2-3 аптечных учреждения.
Деятельность аптечных сетей незначительно влияет на конкуренцию. В целом в крупных городах Республики Хакасия конкуренция на данном рынке развита значительно лучше. Особенно высокий уровень концентрации рынка, низкий уровень развития конкуренции отмечаются в сельской местности.
2.4. Строительный рынок
Общее количество организаций, занимающихся строительной деятельностью в республике, по состоянию на начало 2010 года составило 788 и выросло на 5,9 % по сравнению с аналогичной датой прошлого года.
В результате экономического кризиса число малых предприятий в строительстве сократилось в январе сентябре 2009 года на 8,2 % по отношению к аналогичному периоду 2008 года, при этом их доля в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг сократилась с 22,8 % в январе сентябре 2008 года до 12,8 % в январе сентябре 2009 года.
В структуре производства валового регионального продукта республики в 2009 году доля строительства снизилась на 7,5 п. п. и составила 5,3 %.
За последние годы масштабы строительства в республике значительно сокращаются. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2009 году уменьшился на 24,7 % по отношению к 2008 году, в 2008 году на 52,9 % в сравнении с 2007 годом.
В 2009 году введено в эксплуатацию общей площади зданий на 2,7 % меньше, чем в предыдущем году. Из числа введенных в действие зданий 89,2 % составляют здания жилого назначения и 10,2 % нежилого, в 2008 году соответственно 84,1 % и 15,9 %. Значительно сократился ввод объектов промышленного назначения (на 85,1 %).
Объем работ по виду деятельности "Строительство" составил 4981,7 млн рублей, или 86,3 % к 2008 году, в том числе на долю крупных и средних организаций приходилось 61,5 % общего объема против 44,7 % в 2008 году.
Рассматривая виды выполняемых строительных работ, можно отметить увеличение доли общестроительных работ и снижение монтажа инженерного оборудования.
Прирост цен строительной продукции за 2009 год составил 10,7 % (годом ранее - 25,2 %), что связано с ростом цен на прочие капитальные работы и затраты (на 34,1 %) и строительно-монтажные работы (на 11,4 %).
Ситуация в сфере жилищного строительства в республике осложнилась по причине отсутствия спроса на рынке жилья, дефицита оборотных средств у застройщиков, снижения количества участников долевого строительства.
2.5. Жилищно-коммунальный комплекс
Несмотря на предпринятые попытки создания конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе, развитие конкуренции в этой сфере происходит медленно.
В коммунальной сфере развитие конкуренции должно происходить путем привлечения эффективных частных операторов к управлению муниципальной и региональной коммунальной инфраструктурой, а также предоставлению жилищных и коммунальных услуг. Наиболее актуальной, экономически целесообразной и обоснованной является политика расширения форм участия частного бизнеса в подъеме отрасли, ее качественном изменении и приведении в соответствие современным рыночным условиям при одновременном усилении социальной защиты малообеспеченных слоев населения. В секторе должны активно использоваться концессионные соглашения, обеспечивающие приток частных инвестиций. Привлечение компаний-концессионеров позволит муниципальным образованиям обеспечить управление объектами коммунальной инфраструктуры с использованием самых передовых управленческих технологий, а также обеспечить обновление муниципального имущества без дополнительной нагрузки на бюджет.
Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами основана на данных обследования Хакасского УФАС России, проведенного за 2008 год. Продуктовыми границами рынка являются услуги по управлению многоквартирными домами, определяемые в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) как оказываемые управляющей организацией услуги и выполняемые работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Географические границы рынка услуг по управлению многоквартирными домами в данном обследовании ограничены столицей республики городом Абаканом. В остальных крупных городах республики ситуация складывается аналогичным образом. Количество многоквартирных домов в г. Абакане на период обследования 1058. Общая площадь многоквартирных домов в г. Абакане составляла 2791,71 тыс. кв. метров. В качестве покупателей выступает население г. Абакана, являющееся собственниками квартир в многоквартирных жилых домах либо пользующееся этими квартирами на основании договора найма. Из 1058 многоквартирных домов способ управления выбран у 1048 многоквартирных домов. По показателю "объем жилищного фонда" не выбран способ управления у 0,35 % от общего объема жилищного фонда г. Абакана в связи с тем, что указанный жилой фонд не представляет интереса для частных управляющих организаций (жилой фонд преимущественно барачного типа общежития, находящиеся в промышленной зоне).
В ходе анализа обследовано 11 продавцов данной услуги - управляющих компаний, одна из которых является муниципальной. Три хозяйствующих субъекта имеют смешанную форму собственности. Обращает на себя внимание небольшая доля жилищного фонда, собственниками которого выбран в качестве способа управления ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив.
Коэффициент концентрации (CR3) равен 93,88 %; индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - 7209. Рынок является высококонцентрированным, конкуренция не развита.
Существуют барьеры входа на рынок.
1. Деятельность по управлению многоквартирными домами не является лицензируемой. Действующим законодательством не установлены квалификационные требования к управляющим организациям. Однако, несмотря на это, имеют место административные ограничения, выражающиеся в предоставлении органами местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами указанных органов, преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, в том числе при выборе управляющей организации на общем собрании собственников в многоквартирных домах смешанной формы собственности, а также в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в соответствии с требованиями статьи 161 ЖК РФ.
2. К иным ограничениям входа на рынок следует отнести отсутствие необходимой информации, недостаточный уровень юридической грамотности собственников помещений в многоквартирных домах и, как следствие, значительное число нарушений жилищного законодательства при исполнении обязанностей и реализации прав, предусмотренных ЖК РФ, что препятствует завершению процедур выбора способа управления многоквартирными домами и дальнейшему развитию анализируемого рынка.
Тем не менее, в связи с изменением системы управления жильем, определенной Жилищным кодексом Российской Федерации, ситуация на данном рынке меняется, количество участников рынка увеличилось, состояние конкуренции улучшилось.
На начало 2008 года по Республике Хакасия лишь собственники 1347 многоквартирных домов выбрали способ управления. На тот момент в республике действовало 63 товарищества собственников жилья (в том числе и жилищные кооперативы). Самостоятельно управляли своим жильем собственники в жилых домах с площадью почти 262 тыс. кв. метров. В управление управляющим компаниям было передано 188 тыс. кв. метров жилья. Таких компаний в республике насчитывалось 4 единицы, три из них были частные.
По состоянию на 01 июля 2010 года, в целом по Республике Хакасия собственники 5474 многоквартирных домов выбрали способ управления. На территории республики действуют 105 ТСЖ, в ведении которых находится 818 многоквартирных домов. До 53 единиц возросло количество управляющих компаний (из них 4 единицы - государственные), которым передано в управление 4985,4 тыс.кв. метров жилищного фонда. Непосредственный способ управления осуществляется в жилых домах площадью 544,71 тыс. кв. метров.
2.6. Пассажирские междугородные перевозки
Развитие транспортной инфраструктуры охватывает интересы практически всех субъектов экономики, способствует социально-экономическому росту и развитию связей между регионами, оказывает мощное стимулирующее воздействие на развитие торговли, предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияет на качество жизни и уровень социальной активности населения.
Республика располагает хорошо развитой транспортной инфраструктурой. Транспортный комплекс Республики Хакасия объединяет железнодорожный, автомобильный, городской электрический транспорт, аэропорт, а также автомобильные дороги.
Протяженность автомобильных дорог республики 5765,4 км, в том числе автомобильные дороги федерального значения 186,1 км, автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения 2589,8 км, автомобильные дороги местного значения 2989,5 км. Важнейшей транспортно-планировочной осью Республики Хакасия является федеральная автомобильная трасса М54 "Енисей" Красноярск Абакан Кызыл граница с Монголией, которая соединяет Абакан с центрами соседних субъектов Российской Федерации Красноярском и Кызылом.
Из 282 населенных пунктов республики 218 имеют автобусное сообщение, другие расположены на небольших расстояниях от остановочных пунктов, расположенных на автомобильных магистралях, либо жители этих населенных пунктов имеют возможность использовать ведомственный транспорт.
Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования составляет 666,6 км. Железнодорожные ветки: Абакан Тайшет, Абакан Ачинск, Абакан Красноярск, Абакан Новокузнецк связывают республику с Транссибирской железнодорожной магистралью и промышленными районами Кузбасса. Железнодорожным сообщением охвачено 33 населенных пункта.
К услугам пассажиров предоставлено 45 междугородных внутриреспубликанских автобусных маршрутов, 26 пригородных, а также 30 межсубъектных автобусных маршрутов, из них 2 пригородных.
Предприятиями автомобильного транспорта республики перевезено 44,6 млн человек, что на 16,7 % меньше к уровню 2008 года.
Обслуживанием маршрутной сети занимаются 2039 единиц подвижного состава, в том числе 2015 автобусов, 24 троллейбуса.
Межсубъектные маршруты связывают республику с Красноярским краем, Новосибирской, Томской, Кемеровской областями и Республикой Тыва. Основными межсубъектными маршрутами являются маршруты до Красноярска, Ачинска, Шарыпово, Назарово, а также районными центрами Красноярского края: Минусинском, Идринским, Шушенским, Ермаковским, Каратузским и др.
Перевозки пассажиров в Республике Хакасия, учитывая сложившийся пассажиропоток, выполняются преимущественно автобусами средней (ПАЗ 3205 и аналоги) и малой (ГАЗ 3221 и аналоги) вместимости. Отдельные направления пригородных перевозок требуют автобусов большей вместимости - не менее 100 посадочных мест.
Рынок перевозок пассажиров автомобильным транспортом характеризуется достаточным количеством перевозчиков, среди которых преобладают организации частной формы собственности и частные предприниматели. Пассажирооборот, выполненный автобусами индивидуальных предпринимателей, снизился на 1 % к уровню 2008 года.
Цены и тарифы на транспортные услуги в 2009 году повысились на 10,4 %, вместе с тем, их рост сложился ниже, чем год назад (в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, на 15,8 %).
Правительством Республики Хакасия утвержден Перечень межмуниципальных (междугородных и пригородных) автобусных маршрутов для формирования государственного заказа Республики Хакасия на пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым социально ориентированным тарифам.
Помимо установления социально ориентированных тарифов, Правительством Республики Хакасия начиная с 2009 года введено государственное регулирование тарифов на все без исключения перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования для всех субъектов рынка этих услуг. Предельный уровень рентабельности при этом установлен в размере 20 %.
Отбор перевозчиков происходит на конкурсной основе с равными возможностями как у предприятий с государственной, так и с частной формой собственности. Среди проблем в развитии рыночных отношений в сфере пассажирских перевозок можно выделить отсутствие персонифицированного учета перевезенных пассажиров, в том числе льготных, что не позволяет оценить корректность расчетных тарифов на транспортные услуги.
3. Основные цели и задачи по развитию конкуренции в регионе
и приоритетных отраслях
В результате проведенного анализа рынков Республики Хакасия в качестве приоритетных рынков для Программы развития конкуренции определены следующие рынки:
1) агропродовольственный;
2) строительный;
3) жилищно-коммунальный.
С учетом особенностей отдельных приоритетных рынков планируется решение описанных ниже общих задач по развитию конкуренции в регионе и отраслевых задач.
В целях снижения административного давления на бизнес и упрощения предпринимательской деятельности планируется продолжить реализацию мероприятий административной реформы, реализуемой на территории республики в соответствии с положениями Постановления Правительства Республики Хакасия от 28.06.2006 N 169 "О Программе административной реформы в Республике Хакасия в 2006 - 2010 годах":
- оказание в рамках многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг, направленных на упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
- сокращение административных ограничений в предпринимательстве и повышение эффективности государственного контроля и надзора;
- развитие механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие получателей государственных услуг с органами государственной власти, предоставляющими такие услуги.
В целях недопущения фактов принятия нормативных правовых актов республиканских органов государственной власти, ограничивающих конкуренцию и создающих преференции отдельным участникам рынков, необходимо организовать проведение их экспертизы и мониторинга с участием Хакасского УФАС России.
В 2010-2012 годах планируется формирование системы предоставления государственных и муниципальных услуг на основе деятельности многофункциональных центров, что позволит поднять на качественно новый уровень организацию информационного обмена данными и предоставление услуг. Реализация программных мероприятий, направленных на создание системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, повышает эффективность взаимодействия с гражданами и организациями, упрощает ведение предпринимательской деятельности, способствует развитию конкуренции.
Важной задачей, решаемой в рамках проводимой административной реформы, является регламентация государственных функций и услуг, в том числе оказываемых предпринимателям. Принятие административных регламентов позволяет оптимизировать исполнение государственных функций и услуг, сделать административные процедуры прозрачными и понятными для граждан и юридических лиц. Разработка административных регламентов осуществляется с учетом степени наибольшей востребованности и коррупционности исполняемых государственных функций и оказываемых услуг (регулирование тарифов, лицензирование, имущественные и земельные отношения, социальная защита населения, здравоохранение, труд и занятость населения, другие важные направления деятельности). В настоящее время предоставление государственных услуг осуществляется на основе административных регламентов.
Снижение непроизводственных затрат предпринимателей на преодоление различного рода административных, инфраструктурных ограничений и барьеров позволит увеличить средства, направляемые на обеспечение их основной деятельности, и создаст условия для привлечения в экономику новых субъектов предпринимательской деятельности.
Задача развития конкуренции требует совершенствования использования всех инструментов экономического регулирования, в том числе государственных закупок. В целях развития конкуренции в сфере государственных закупок в республике, обеспечения максимального доступа к торгам предполагается переход к использованию открытых аукционов в электронной форме в качестве основной формы торгов.
3.1. Агропродовольственный рынок
Основной целью развития конкурентной среды в сфере агропромышленного комплекса является формирование условий для увеличения доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, наличие на рынке качественных продовольственных товаров с более привлекательными потребительскими свойствами, обеспечение увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, замедление инфляционных процессов на внутреннем рынке.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
снижение концентрации монополистической деятельности доминирующих предприятий в сферах производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на региональном рынке за счет увеличения числа хозяйствующих субъектов, прежде всего малых форм хозяйствования;
создание современной инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции с использованием рыночных механизмов, в том числе биржевых площадок, для формирования эффективно функционирующего агропродовольственного рынка и интеграционных связей, благоприятных для региона.
3.2. Жилищно-коммунальный комплекс
Основной целью развития конкуренции в сфере ЖКХ является увеличение числа субъектов различных организационно-правовых форм хозяйствования на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- привлечение организаций различных форм собственности к оказанию услуг по управлению многоквартирными домами и создание условий для их безубыточной деятельности;
- обеспечение условий для развития конкуренции между управляющими компаниями для повышения качества и удешевления услуг, расширения спектра предоставляемых услуг;
- привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг.
Снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры и проведение инвентаризации коммунального имущества.
3.3. Строительный рынок
Основной целью развития конкуренции является увеличение числа участников на строительном рынке региона и повышение качества строительной продукции и строительно-монтажных работ.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- повышение эффективности процедуры отвода земель;
- снижение монополизации строительного рынка путем создания новых предприятий, производящих современные и качественные строительные материалы в целях стимулирования технического перевооружения существующих производств;
- повышение спроса и предложения на рынке доступного жилья.
4. Задачи Программы и целевые показатели развития конкуренции в республике
4.1. Задачи и общие показатели
результативности реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Планируемые значения по годам |
||
2010 |
2011 |
2012 |
||
1. |
Оборот малых предприятий в сопоставлении с валовым региональным продуктом республики, % |
15 |
17 |
20 |
2. |
Доля работников от всех занятых в экономике, работающих на микро-, малых и средних предприятиях, % |
19,7 |
19,7 |
20,0 |
3. |
Доля государственного заказа, размещаемого путем проведения открытых аукционов в электронной форме, % |
50 |
55 |
60 |
4. |
Доля государственных и муниципальных функций и услуг, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, прошедших экспертизу на избыточность/дублирование и процедуру регламентации, % |
20 |
50 |
100 |
4.2. Целевые показатели
развития конкуренции на ключевых товарных рынках
Рынок |
Наименование задачи |
Наименование показателя |
Значения по годам |
||
2010 |
2011 |
2012 |
|||
1. Агропродовольственный рынок |
1.1. Снижение концентрации монополистической деятельности доминирующих предприятий в сферах производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на региональных рынках за счет увеличения числа хозяйствующих субъектов, прежде всего малых форм хозяйствования |
доля малых и средних форм хозяйствования в общем количестве предприятий сферы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции (%) |
10 |
15 |
20 |
1.2. Создание современной инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции с использованием рыночных механизмов, в том числе биржевых площадок для формирования эффективно функционирующего агропродовольственного рынка и интеграционных связей, благоприятных для региона |
доля продукции, реализуемой с использованием современных механизмов сбыта, в том числе через биржевые площадки (%) |
40 |
50 |
60 |
|
2. Жилищно-коммунальный комплекс
|
2.1. Обеспечение условий для развития конкуренции между управляющими компаниями для повышения качества и удешевления услуг, расширения спектра предоставляемых услуг |
доля жилищно-коммунальных услуг, оказываемых новыми участниками рынка (%) |
5 |
5 |
5 |
|
2.2. Привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг |
2.2.1. Доля организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, не более чем 25 %, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, а также эксплуатацию объектов для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению (%) |
44 |
42 |
40 |
2.2.2. Количество проведенных публичных конкурсов на концессию и аренду объектов коммунальной инфраструктуры в управление (ед.) |
6 |
10 |
20 |
|
2.3. Снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры и проведение инвентаризации коммунального имущества |
доля муниципальных образований, в которых утверждены Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в общем количестве муниципальных образований (%) |
30 |
50 |
100 |
3. Строительный рынок |
3.1. Совершенствование эффективности процедуры отвода земель |
3.1.1. Доля муниципальных районов и городских округов, имеющих утвержденные документы территориального планирования (%) |
20 |
50 |
100 |
3.1.2. Время от даты получения на аукционе прав аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства до дня получения разрешения на строительство первого объекта жилищного строительства (дней) |
122 |
122 |
121 |
||
3.2. Повышение спроса и предложения на рынке доступного жилья |
3.2.1. Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади к среднедушевым доходам населения на первичном рынке (%) |
19,8 |
19,0 |
18,0 |
|
3.2.2. Соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры (54 кв. метра общей площади) и среднего годового совокупного денежного дохода семьи (3 человека) (лет) |
3,7 |
3,6 |
3,5 |
||
3.2.3. Доля малоэтажного строительства в общем объеме ввода (%) |
58 |
59 |
60 |
5. Мероприятия по развитию конкуренции в регионе и на приоритетных рынках
5.1. Общие мероприятия по развитию конкуренции
5.2. Мероприятия по развитию конкуренции на приоритетных рынках
2.4. Разработка мер по развитию конкуренции в сфере жилищно- коммунального комплекса |
Подготовка доклада о мерах по развитию конкуренции в сфере жилищно-коммунального комплекса |
до 1 июня 2010 года |
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия; органы местного самоуправления (по согласованию) |
|
2.5. Проведение систематического мониторинга эффективности и результативности деятельности управляющих компаний по управлению многоквартирными домами |
2.5.1. Создание интернет-ресурса о деятельности управляющих организаций, о составе, стоимости и качестве услуг, оказываемых управляющими организациями, а также законодательных требований, предъявляемых к управляющим компаниям. 2.5.2. Ведение реестра управляющих компаний (ежеквартальное его обновление) 2.5.3. Мониторинг соблюдения управляющими компаниями стандартов раскрытия информации
|
в течение 20102012 годов |
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Хакасия от 27 апреля 2010 г. N 214 "Об утверждении Программы развития конкуренции в Республике Хакасия на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 5 мая 2010 г. N 31
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Хакасия от 20 сентября 2011 г. N 610
Постановление Правительства Республики Хакасия от 26 ноября 2010 г. N 635