Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная республиканская целевая программа
"Старшее поколение на 2011 -2013 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 1 марта 2011 г. N 104)
Паспорт
долгосрочной республиканской целевой программы
"Старшее поколение на 2011-2013 годы"
Наименование |
- долгосрочная республиканская целевая программа "Старшее поколение на 2011-2013 годы" (далее - Программа). |
Дата принятия решения о разработке |
- Перечень поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 3664ГС, Перечень поручений Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12- 8307, Перечень поручений Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2010 года ПР-15П. |
Государственный заказчик- координатор |
- Министерство труда и социального развития Республики Хакасия. |
Государственные заказчики |
- Министерство труда и социального развития Республики Хакасия; Министерство здравоохранения Республики Хакасия; Министерство культуры Республики Хакасия; Министерство спорта, туризма и молодежной политики Республики Хакасия. |
Цель |
- формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества. |
Задачи |
- дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста; |
|
содействие улучшению социально-экономического положения граждан старшего поколения; дальнейшее развитие системы услуг (социальных, медицинских, образовательных, торгового, транспортного, культурного обслуживания, услуг в сфере занятости, туризма, оздоровления и реабилитации и др.) пожилым гражданам, в том числе проживающим в сельской местности; создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья и увеличения продолжительности жизни и активного долголетия граждан старшего поколения; развитие волонтерского молодежного движения по оказанию помощи гражданам старшего поколения; оказание содействия ветеранским общественным организациям в республике; развитие кадрового потенциала системы социальной защиты, повышение престижа социальной работы; информационное и методическое обеспечение Программы. |
Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам |
- количество граждан, получивших содействие в проведении ремонта квартир и домов за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, за 3 года составит не менее 900 человек, в том числе: 2011 год - 300 человек; 2012 год - 300 человек; 2013 год - 300 человек; количество граждан пожилого возраста, получивших содействие в приобретении индивидуальных приборов учета потребления водоснабжения за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, за 3 года составит не менее 750 человек, в том числе: 2011 год - 250 человек; 2012 год - 250 человек; 2013 год - 250 человек; оздоровление и реабилитация граждан пожилого возраста на базе ГУ РХ "Черногорский реабилитационно-оздоровительного центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми имени А.И. Лебедя" за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия" за 3 года составит не менее 3000 человек, в том числе по годам: 2011 год - 1000 человек; 2012 год - 1000 человек; 2013 год - 1000 человек; |
|
рост численности граждан, получивших льготное зубопротезирование в соответствии с действующим законодательством, за 3 года составит не менее 6400 человек, в том числе: 2011 год- 1800 человек; 2012 год - 2200 человек; 2013 год - 2400 человек; профессиональная переподготовка и переобучение пожилых людей по востребованным специальностям на базе учреждений начального, среднего профессионального образования, всего 200 человек, в том числе: 2012 год - 100 человек; 2013 год - 100 человек; повышение квалификации специалистов учреждений социального обслуживания населения, всего 60 человек, в том числе: 2011 год - 20 человек; 2012 год - 20 человек; 2013 год - 20 человек. |
Сроки и этапы реализации |
- 2011-2013 годы. |
Объемы и источники финансирования |
- общий объем финансирования Программы составляет 175230 тыс. рублей, из них: средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 125230 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 41581 тыс. рублей; 2012 год - 42270 тыс. рублей; 2013 год - 41379 тыс. рублей; внебюджетные средства - 50000,0 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 30000,0 тыс. рублей; 2013 год -20000,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации |
- оказание не менее 900 пожилым людям из числа членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, тружеников тыла содействия в проведении ремонта жилых помещений; оказание не менее 750 пожилым людям единовременной материальной помощи на установку индивидуальных приборов учета потребления водоснабжения; оздоровление и реабилитация не менее 3000 граждан пожилого возраста на базе ГУ РХ "Черногорский реабилитационно-оздоровитель- ный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми имени А.И. Лебедя"; охват льготным зубопротезированием не менее 6400 граждан пожилого возраста из числа региональных льготников; профессиональная переподготовка и переобучение не менее 200 пожилых людей по востребованным специальностям на базе учреждений начального, среднего профессионального образования, в том числе обучение первоначальным навыкам пользования сетью Интернет; повышение квалификации не менее 60 человек из числа специалистов учреждений социального обслуживания населения; |
1. Характеристика проблемы
Республиканская целевая программа "Старшее поколение на 2011-2013 годы" разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307, Главы Республики Хакасия -Председателя Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2010 года ПР-15П.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Хакасии является высокая численность лиц пожилого возраста. На 1 января 2011 года в Хакасии проживало 112,0 тыс. граждан пожилого возраста, что составляет 20,7% от общего числа населения Республики Хакасия. Более 36,0 тыс. пенсионеров не относятся ни к федеральным, ни к региональным льготникам. Получают социальную доплату к пенсии до величины прожиточного минимума, установленной в Республике Хакасия, за счет средств федерального бюджета более 10% граждан старшего поколения.
См. Справку о величине прожиточного минимума в Республике Хакасия
Уровень и качество жизни граждан пожилого возраста ниже, чем у трудоспособной части населения, так как главным источником дохода большинства пожилых людей остается пенсия. Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета ограничивается возрастом и нарушениями здоровья.
Процесс старения сопровождается одиночеством в связи с утратой близких родственников, невозможностью или нежеланием близких осуществлять необходимую помощь и уход за престарелым человеком. Экономические проблемы страны снижают надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. Отсутствие необходимой помощи снижает уровень жизни пенсионеров, способствует более раннему уходу из жизни.
Качество жизни пенсионеров зависит также от сложившейся системы социальной поддержки льготных категорий граждан и лиц пожилого возраста. В современных экономических условиях социальная поддержка пожилых людей и решение ряда их проблем является неотъемлемой частью государственной политики, направленной на адресное оказание помощи социально незащищенным категориям граждан.
В Республике Хакасия значительное число граждан пожилого возраста, ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны нуждаются в различных видах помощи, в том числе в оказании содействия в ремонте жилого помещения (по итогам обследования нуждаются в ремонте жилья 2,5 тыс. вдов инвалидов и участников войны), приобретении индивидуальных приборов учета энергоресурсов, проведении льготного зубопротезирования в соответствии с действующим законодательством (в очереди на льготное зубопротезирование состоит свыше 11,0 тыс. человек), оздоровлении и реабилитации (очередность в Черногорский центр составляет 800,0 человек).
Дальнейшего развития требует социальное обслуживание граждан старшего поколения. В Республике Хакасия в настоящее время очередность в психоневрологические интернаты составляет 40 человек, норматив обеспеченности койко-местами в действующих психоневрологических учреждениях не соответствует установленным требованиям: 5-6 кв. метров при норме 6-8 кв. метров. Назрела острая необходимость в строительстве дополнительного корпуса на 200 мест в ГУ РХ "Туимский психоневрологический интернат", что позволит ликвидировать очередность и создать комфортные условия для граждан, проживающих в п. Верхний Туим в зданиях постройки 30-40-х годов XX века. Для полноценной реабилитации старшего поколения и инвалидов необходимо строительство следующих вспомогательных помещений: центра реабилитации и досуга - в Абазинском психоневрологическом интернате, спортивно-оздоровительного центра (актовый зал, бассейн) - в ГУ РХ "Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми им.А.И. Лебедя".
Недостаточно средств выделяется из республиканского бюджета на капитальный ремонт стационарных учреждений, развитие их материальной базы.
В республике отсутствуют специализированные учреждения для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства, в том числе для граждан старшего поколения.
Сельские населенные пункты (особенно малочисленные) в силу сложившихся объективных причин не имеют развитой социальной инфраструктуры, во многих из них отсутствуют лечебно-профилактические учреждения, магазины, предприятия службы быта, имеют место проблемы транспортного обслуживания. В связи с этим необходимо организовать работу по предоставлению сельским жителям услуг через организацию работы мобильных бригад, "передвижных поликлиник", обеспечение стабильного транспортного и торгового обслуживания.
Граждане пожилого возраста после завершения активной трудовой деятельности особо остро ощущают оторванность от общества. Поэтому необходимо вовлекать граждан пожилого возраста в посильную трудовую занятость, активную общественно-полезную деятельность, занятия художественной самодеятельностью, спортом, туризмом, обучать компьютерной грамотности. Важную роль в этом играют общественные организации ветеранов. Необходимо также к этой работе привлекать молодежь, развивать волонтерское движение.
В целях дальнейшего развития системы социальной защиты граждан старшего поколения, повышения качества предоставляемых услуг, а также повышения престижа социальной работы необходимо продолжить работу по повышению профессионального мастерства социальных работников, усилению мер материального и морального стимулирования, методическому и информационному обеспечению.
2. Цель и задачи
Целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста;
- содействие улучшению социально-экономического положения граждан старшего поколения;
- дальнейшее развитие системы услуг (социальных, медицинских, образовательных, торгового, транспортного, культурного обслуживания, услуг в сфере занятости, оздоровления и реабилитации и др.) пожилым гражданам, в том числе проживающим в сельской местности;
- создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья и увеличения продолжительности жизни и активного долголетия граждан старшего поколения;
- развитие волонтерского молодежного движения по оказанию помощи гражданам старшего поколения;
- оказание содействия ветеранским общественным организациям в республике;
- развитие кадрового потенциала системы социальной защиты, повышение престижа социального работника;
- информационное и методическое обеспечение Программы.
Срок реализации Программы - 2011-2013 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий.
3. Перечень программных мероприятий
Реализация мероприятий Программы планируется по девяти направлениям:
- нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей;
- основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей;
- меры по укреплению здоровья пожилых людей;
- меры по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей;
- совершенствование мер социальной поддержки и социального обслуживания пожилых людей в сельской местности;
- меры по совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала пожилых людей;
- организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей;
- кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами;
- научно-методическое и информационное сопровождение Программы. Перечень программных мероприятий указан в приложении к настоящей Программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Общие затраты на реализацию Программы на 2011-2013 годы из республиканского бюджета Республики Хакасия составляют 125230 тыс. рублей. Из них:
2011 год - 415 81 тыс. рублей;
2012 год - 42270 тыс. рублей;
2013 год - 41379 тыс. рублей.
Объем средств республиканского бюджета Республики Хакасия на реализацию Программы складывается из расходов, связанных с оказанием материальной помощи пожилым людям на ремонт жилых помещений и установку индивидуальных приборов учета потребления водоснабжения (46600 тыс. рублей), предоставлением пенсионерам, не являющимся федеральными или региональными льготниками, скидки в размере 50% стоимости проезда на транспорте общего пользования (28214 тыс. рублей), организацией работы мобильных бригад по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах (3000 тыс. рублей), приобретением медицинских комплексов "Поликлиника на колесах" (15000 тыс. рублей), передвижного комплекса "Мобильная социальная помощь" (2500 тыс. рублей), изготовлением проектно-сметной документации на строительство объектов учреждений социального обслуживания населения (6700 тыс. рублей), проведением капитального ремонта и укреплением материальной базы учреждений социального обслуживания населения (8000 тыс. рублей), проведением конкурса на звание "Лучший социальный работник Республики Хакасия" (3000 тыс. рублей).
Кроме того, для завершения строительства в г. Саяногорске дома-интерната для престарелых и инвалидов планируется привлечь 50000 тыс. рублей из внебюджетных источников, в том числе в 2012 году - 30000,0 тыс. рублей, в 2013 году - 20000,0 тыс. рублей.
В связи с тем, что Программа носит межведомственный характер, финансовые затраты на реализацию программных мероприятий в разрезе государственных органов исполнительной власти Республики Хакасия выглядит следующим образом:
(тыс. рублей)
5. Механизм реализации
К участию в реализации Программы привлекаются исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия, администрации муниципальных образований Республики Хакасия (по согласованию). Исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия обеспечивают исполнение мероприятий ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, направляют в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия доклады о реализации мероприятий Программы.
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия как государственный заказчик-координатор обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков Программы, проводит анализ по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы, совместно с государственными заказчиками Программы осуществляет подготовку и представление в установленном порядке ежеквартальных отчетов о ходе выполнения Программы и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Объемы бюджетных ассигнований по программным мероприятиям уточняются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными республиканским бюджетом Республики Хакасия на соответствующий финансовый год.
6. Порядок и условия оказания пожилым гражданам материальной помощи
Оказание материальной помощи на ремонт жилого помещения производится одиноко проживающим ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны (далее - ветераны), одиноко проживающим супружеским парам из числа вышеуказанных категорий ветеранов территориальными органами социальной поддержки населения в размере не более 50000 рублей.
Оказание материальной помощи малоимущим пожилым людям на установку индивидуальных приборов учета потребления водоснабжения производится в размере не более 2200 рублей.
Уполномоченным органом по оказанию вышеуказанным категориям граждан материальной помощи является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.
Для получения материальной помощи на ремонт жилого помещения ветераны подают в территориальные управления социальной поддержки населения Республики Хакасия следующие документы:
заявление об оказании материальной помощи;
документ, подтверждающий состав семьи ветерана (справку о составе семьи, выписку из домовой книги, выписку из финансово-лицевого счета, свидетельство о регистрации по месту пребывания и пр.);
акт обследования жилого помещения или иной документ, составленный представителями органа местного самоуправления, территориального управления социальной поддержки населения, городского, районного Совета ветеранов, в котором перечисляются виды и объем необходимых ремонтных работ.
Для получения материальной помощи на установку индивидуальных приборов учета потребления водоснабжения малоимущие пожилые граждане предоставляют:
заявление об оказании материальной помощи;
акт обследования жилого помещения, составленный представителями органа местного самоуправления, территориального управления социальной поддержки населения, городского, районного совета ветеранов, в котором перечисляются виды необходимых работ;
справку о составе семьи;
справки о доходах членов семьи.
В случае перечисления материальной помощи на лицевой счет ветеранами, малоимущими пожилыми людьми предоставляется информация о расчетном счете заявителя в кредитной организации.
Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) материальной помощи на ремонт жилого помещения или установку индивидуальных приборов учета потребления водоснабжения и ее размере принимается территориальным управлением социальной поддержки населения в 15 дневный срок с момента поступления документов от ветеранов и граждан пожилого возраста.
Основаниями для принятия территориальными управлениями социальной поддержки населения решения об отказе в выплате единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения являются:
принадлежность лица, обратившегося за материальной помощью на ремонт жилого помещения или установку индивидуальных приборов учета потребления водоснабжения к категории лиц, не имеющих право на ее получение;
неполное представление документов, требуемых для оказания единовременной адресной материальной помощи.
Выплата единовременной адресной материальной помощи производится территориальными управлениями социальной поддержки населения через почтовые отделения по месту жительства заявителя либо посредством перечисления средств на счет пенсионера в выбранной им кредитной организации.
7. Оценка эффективности
Реализация мероприятий Программы позволит добиться к 2013 году следующих показателей:
- уменьшение на 1000 человек граждан пожилого возраста, имеющих среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, в том числе:
2011 год - 250 человек;
2012 год - 350 человек;
2013 год - 400 человек;
- количество граждан, получивших за 3 года содействие в проведении ремонта квартир и домов за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, составит не менее 900 человек, в том числе:
2011 год - 300 человек;
2012 год-300 человек;
2013 год - 300 человек;
- количество граждан пожилого возраста, получивших содействие в приобретении индивидуальных приборов учета потребления водоснабжения за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, за 3 года составит не менее 750 человек, в том числе:
2011 год - 250 человек;
2012 год - 250 человек;
2013 год - 250 человек;
- оздоровление и реабилитация граждан пожилого возраста на базе ГУ РХ "Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми им.А.И. Лебедя" за счет средств республиканского бюджета за 3 года составит не менее 3000 человек, в том числе:
2011 год- 1000 человек;
2012 год- 1000 человек;
2013 год- 1000 человек;
- рост численности граждан, получивших льготное зубопротезирование в соответствии с действующим законодательством, за 3 года составит не менее 6400 человек, в том числе:
2011 год - 1800 человек;
2012 год - 2200 человек;
2013 год - 2400 человек;
- профессиональная переподготовка и переобучение пожилых людей по востребованным специальностям, на базе учреждений начального, среднего профессионального образования, всего 200 человек; в том числе:
2012 год- 100 человек;
2013 год - 100 человек;
- повышение квалификации специалистов учреждений социального обслуживания населения, всего 60 человек, в том числе:
2011 год - 20 человек;
2012 год - 20 человек;
2013 год - 20 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.