Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 24. Порядок назначения референдума
1. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения представительным органом муниципального образования референдума в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. После представления инициативной группой по проведению референдума подписей участников референдума муниципальная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума и их подписей.
3. Муниципальная комиссия обязана обратиться с представлением о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, в соответствующие органы, которые обязаны в течение семи дней сообщить комиссии о результатах проверки.
4. Муниципальная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и их подписей, содержащихся в этих подписных листах, своим решением создает рабочую группу из числа членов комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов.
К такой проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов. Письменные заключения указанных в настоящей части экспертов могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности указанных данных комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
5. В муниципальных образованиях с численностью участников референдума свыше 50 тысяч проверке подлежат 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для назначения референдума количества подписей.
В муниципальных образованиях с численностью участников референдума свыше 10 тысяч и до 50 тысяч включительно проверке подлежат 40 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для назначения референдума количества подписей.
В муниципальных образованиях с численностью участников референдума до 10 тысяч включительно проверке подлежат все представленные подписи участников референдума.
Если в соответствии с настоящей частью проверке подлежит часть представленных подписей участников референдума, подписи для указанной проверки отбираются муниципальной комиссией посредством случайной выборки (жребия).
Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки.
6. При проведении проверки подписей участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О времени и месте проведения проверки муниципальная комиссия должна извещать уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, представившей установленное количество подписей участников референдума.
7. Члены рабочей группы, указанной в части 4 настоящей статьи, в процессе проверки составляют ведомость проверки подписных листов. Форма ведомости проверки подписных листов устанавливается Избирательной комиссией Республики Хакасия.
По результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
8. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в муниципальную комиссию.
9. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
10. Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
11. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;
2) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
3) подписи участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения участником референдума своей подписи;
4) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи участников референдума с исправлениями в дате их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участником референдума;
6) подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума не собственноручно, что устанавливается на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
7) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума и лицом, осуществлявшим сбор подписей и впоследствии заверившим подписной лист;
8) все подписи участников референдума в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если эта подпись недостоверна, что устанавливается на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума, в дате внесения подписи указанными лицами имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей и впоследствии заверившим подписной лист, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;
9) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума;
10) подписи участников референдума, собранные с нарушением положений части 4 статьи 23 настоящего Закона;
11) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, что устанавливается на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
12) все подписи участников референдума в подписном листе, изготовленном или заполненном с нарушением требований, установленных настоящим Законом (форма подписного листа не соответствует требованиям настоящего Закона либо в подписном листе отсутствуют требуемые формой подписного листа какие-либо сведения, в том числе об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума, лице, которое собирает подписи и впоследствии заверяет подписной лист);
13) подписи участников референдума, собранные с использованием преимуществ должностного или служебного положения членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;
14) подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены позже даты заверения подписного листа лицом, собиравшим подписи, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;
15) все подписи участников референдума в подписном листе, заверенном уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума до даты заверения подписного листа лицом, собиравшим подписи;
16) все подписи участников референдума в подписном листе, заверенном лицом, не имеющим права сбора подписей, что устанавливается на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 4 настоящей статьи, и (или) на основании справки органов внутренних дел;
17) все подписи участников референдума в подписном листе, в котором лицо, собиравшее подписи, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума указали о себе какие-либо не соответствующие действительности сведения из требуемых в соответствии с настоящим Законом, что устанавливается на основании справки органов внутренних дел.
12. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 12, 15, 16 и 17 части 11 настоящей статьи.
Законом Республики Хакасия от 30 мая 2007 г. N 26-ЗРХ в часть 13 статьи 24 настоящего Закона внесены изменения
13. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с частями 9, 10 и 11 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Законом Республики Хакасия от 30 мая 2007 г. N 26-ЗРХ в часть 14 статьи 24 настоящего Закона внесены изменения
14. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается членами муниципальной комиссии с правом решающего голоса, проводившими проверку, руководителем рабочей группы - членом муниципальной комиссии с правом решающего голоса и представляется в муниципальную комиссию для принятия соответствующего решения. К протоколу прилагаются ведомости проверки подписных листов, составленные в соответствии с частью 7 настоящей статьи, заключения экспертов, справки из органов внутренних дел и организаций, полученные по запросам муниципальной комиссии.
Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания муниципальной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. Если проведенная, комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 3 части 16 настоящей статьи, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в муниципальной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению муниципальной комиссии о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
15. Муниципальная комиссия, установившая соответствие порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Закона, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет эти подписные листы, экземпляр протокола и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе по проведению референдума.
16. В случае отказа в проведении референдума муниципальная комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в проведении референдума обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа. При этом выданное инициативной группе по проведению референдума регистрационное свидетельство аннулируется муниципальной комиссией. Основаниями отказа в проведении референдума являются:
1) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом для назначения референдума;
2) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен;
3) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в назначении референдума в случае, когда для назначения референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для назначения референдума;
4) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума. Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума;
5) использование инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
6) превышение инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, установленного настоящим Законом размера расходования средств фонда референдума более чем на 5 процентов;
Законом Республики Хакасия от 30 мая 2007 г. N 26-ЗРХ в пункт 7 части 16 статьи 24 настоящего Закона внесены изменения
7) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению референдума в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
8) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ своего должностного или служебного положения.
17. Перечень оснований отказа в проведении референдума, установленный частью 16 настоящей статьи, является исчерпывающим.
18. В случае принятия муниципальной комиссией решения об отказе в проведении референдума по предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.
19. Представительный орган муниципального образования обязан назначить референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования из муниципальной комиссии документов, указанных в части 15 настоящей статьи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.