Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Характеристика проблемы
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения занимает одно из ведущих мест в социально-экономическом развитии как Республики Хакасия, так и страны в целом. Ее решение отнесено к числу приоритетных направлений государственной политики.
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике Республики Хакасия значительный ущерб.
Общий объем совершаемых ДТП (до 10 тысяч ДТП) свидетельствует о том, что ситуация в данной сфере очень тяжелая. Ни один день не обходится без ДТП, при этом в каждом десятом погибают либо получают ранения люди (более одной тысячи).
Согласно статистическим данным в 2010 году в Республике Хакасия в 1146 ДТП погибли 122 и получили ранения различной степени тяжести 1505 человек. В 2010 году зарегистрировано 119 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 1 погиб и 128 получили ранения.
Основными видами ДТП в Республике Хакасия являются столкновение (более 35,6% за 2010 год), наезд на пешехода (25,0%), опрокидывание (21,1%), наезд на препятствия и стоящее транспортное средство (10,8%). Девять из десяти ДТП связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Каждое седьмое ДТП совершено с участием нетрезвых водителей либо отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Более 14% ДТП совершают граждане, не имеющие прав на управление транспортным средством. Каждое пятое ДТП связано с несоблюдением очередности проезда. 13,4% происшествий совершены вследствие неправильного выбора скорости движения. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих ДТП составляет около 90% всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. С их участием ежегодно регистрируется до 350 ДТП, что составляет свыше 30% от всех дорожно-транспортных происшествий в республике.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами: постоянно возрастающая мобильность населения;
уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью сети автомобильных дорог, удовлетворяющих современным нормативным требованиям.
Все вышеперечисленные факторы являются производными так называемого человеческого фактора (низкой дисциплины участников дорожного движения), который складывается из желания получения более комфортных условий существования (наличие автомобиля и не одного) и нежелания соблюдать установленные требования при его управлении.
Для решения данной проблемы, в целях совершенствования государственной политики по работе с участниками дорожного движения необходимо:
выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, а также других требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
формирование общественного мнения по проблеме безопасности дорожного движения посредством проведения целевых информационно-пропагандистских кампаний, эффективных методов обучения населения правилам безопасного поведения на дорогах;
уделять особое внимание детям и подросткам как наиболее незащищенным участникам дорожного движения. Осуществлять разработку и внедрение новых более эффективных форм и методов формирования у несовершеннолетних транспортной культуры.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно- транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Тяжесть последствий от ДТП, произошедших на автомобильных дорогах в 2010 году, составила 12,1 (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших), что выше средней по Республике Хакасия - 7,5. Тяжесть последствий от ДТП на автомобильных дорогах выше, чем в населенных пунктах, поскольку скорости на автомобильных дорогах больше. Не достаточно эффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности. Кроме того, современный автомобильный транспорт имеет высокие скоростные характеристики, что провоцирует водителей на превышение скоростного режима. При этом большая часть автомобильных дорог, построенных в 70-е, 80-е годы, не обеспечивает должной безопасности дорожного движения при скоростях выше установленной 90 км/ч.
Динамика ДТП и количества пострадавших в них в предшествующие годы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Год |
Количество ДТП |
Ранено в ДТП |
Погибшие в ДТП |
Тяжесть последствий |
2004 |
272 |
433 |
61 |
12.3 |
2005 |
294 |
442 |
81 |
15.5 |
2006 |
273 |
409 |
64 |
13.5 |
2007 |
320 |
421 |
86 |
17.0 |
2008 |
271 |
399 |
58 |
12.7 |
2009 |
238 |
350 |
41 |
10.5 |
2010 |
275 |
421 |
58 |
12.1 |
Наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требует выработки и реализации долгосрочной республиканской стратегии, координации усилий и формирования эффективных механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий органов исполнительной власти Республики Хакасия, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена социально-экономической остротой проблемы, необходимостью привлечения к ее решению исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить координацию деятельности заинтересованных органов исполнительной власти Республики Хакасия в области обеспечения безопасности дорожного движения, реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, уменьшающих число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в них.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.