Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 21 ноября 2013 г. N 635 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 года
Приложение
Государственная программа Республики Хакасия
"Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 ноября 2010 г. N 597)
12 июля 2011 г., 1 февраля, 19 июля, 16 ноября, 24 декабря 2012 г., 21 ноября, 31 декабря 2013 г., 4 апреля, 24 декабря 2014 г., 3 июля 2015 г.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 3 июля 2015 г. N 318 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
государственной программы Республики Хакасия "Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия (2011-2015 годы)"
1. Общая характеристика
Основные тенденции развития мировой экономики свидетельствуют о возрастающем влиянии инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности на темпы экономического роста. Влияние научно-технического потенциала на социально-экономическое развитие региона оценивается удельным весом инновационной продукции в общем объеме продукции.
Для реализации основных инновационных направлений в Республике Хакасия имеется научная база, которая представлена двумя организациями высшего образования и двумя научно-исследовательскими организациями.
В то же время процесс внедрения инновационных технологий в производственный цикл сталкивается с рядом проблем, среди которых низкий спрос со стороны производства на результаты научно-технической деятельности.
Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики, в Республике Хакасия из 83 организаций в 2007 году только 11 осуществляли те или иные виды инновационной деятельности, т.е. были инновационно-активными.
В динамике за три года это составило соответственно 7 организаций в 2005 году, 11 - в 2006 году и 11 - в 2007 году. В последние годы устойчивого роста предприятий, осуществляющих те или иные виды инновационной деятельности, в республике не наблюдалось.
Затраты на технологические инновации в 2006 году составляли 79,0 млн рублей, в том числе 58% от общей суммы было затрачено на приобретение машин и оборудования и только 0,5% - на программные средства.
В структуре затрат в 2007 году на технологические инновации от общей суммы в 122,6 млн рублей 55% занимали затраты, связанные с приобретением машин и оборудования, 22,5% - затраты, связанные с приобретением программных средств.
Резко снижались затраты на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов - с 31,5 млн рублей в 2006 году до 0,406 млн рублей в 2007 году.
Согласно существующей статистике, в 2008 году 80% компаний обрабатывающих отраслей осуществляли внедрение результатов научных разработок и технологических инноваций. Однако только у 38% компаний эти затраты включали расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и лишь у 7% предприятий они превышали уровень 5% от выручки. Именно этот уровень (5% от выручки) и признается как минимальный для обеспечения конкурентоспособности бизнеса.
Таким образом, низкий процент инновационно-активных предприятий, отсутствие у них четкой стратегии инновационного развития не позволяют говорить об устойчивом процессе перехода экономики Хакасии в инновационный режим развития.
В 2009 году Министерством образования и науки Республики Хакасия совместно с Республиканским научно-исследовательским институтом интеллектуальной собственности (г. Москва) был проведен мониторинг интеллектуальной собственности в Республике Хакасия. Исследование показало позитивную динамику развития интеллектуального потенциала республики. Общие расходы на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в республике увеличились с 52,9 млн рублей в 2008 году до 59,5 млн рублей в 2009 году. Наблюдается увеличение числа лиц, вовлеченных в сферу научно-исследовательской деятельности: со 193 сотрудников в 2008 году до 250 сотрудников в 2009 году. Количество докторов наук увеличилось до 47 человек, кандидатов наук - до 429 человек. Выросло количество аспирантов - с 257 до 314 человек. Увеличились количество и стоимость заключенных договоров на выполнение опытно-конструкторских работ. Если в 2008 году было заключено 12 договоров на сумму 1605,5 тыс. рублей, то в 2009 году заключено 13 договоров на сумму 2405,5 тыс. рублей.
В целях исполнения Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" бюджетными научными организациями и образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными образовательными организациями, расположенными на территории Республики Хакасия, создан Бизнес-центр по содействию в коммерциализации научных разработок, в том числе через создание малых инновационных предприятий, и четыре общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие технологические инновации.
С целью развития и поддержки научных исследований, сохранения и поддержки эффективной работы научных школ, научных коллективов и отдельных ученых, обладающих высоким потенциалом, Правительством Республики Хакасия заключены соглашения с Российским фондом гуманитарных исследований и Российским фондом фундаментальных исследований о проведении региональных конкурсов научных проектов. В рамках реализации соглашения между Российским гуманитарным научным фондом и Правительством Республики Хакасия с 2007 года поддержку в виде грантов получил 41 проект на сумму 3 млн 620 тыс. рублей. В рамках реализации соглашения между Правительством Республики Хакасия и Российским фондом фундаментальных исследований поддержку получили 6 проектов на сумму 2 млн 750 тыс. рублей. Большая часть результатов научных проектов реализуется в реальном секторе экономики республики: в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в развитии инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности Республики Хакасия, а также имеющийся в республике научно-инновационный потенциал, уровень научного и инновационного развития в республике недостаточен для реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия. Это обусловлено прежде всего:
отсутствием системы поддержки научной деятельности в республике; недостаточной финансовой поддержкой научных учреждений, исследовательских проектов со стороны государства;
недостатком инвестиционного и венчурного капитала;
слабо развитым взаимодействием между наукой и бизнесом;
низким процентом научных сотрудников, имеющих ученую степень доктора наук;
неразвитостью системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;
отрицательным влиянием внешних факторов (в том числе мирового финансового кризиса).
Главным приоритетным направлением экономического и социального развития страны, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным во всех стратегических документах Российской Федерации и Республики Хакасия, является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития обозначена структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе формирование национальной инновационной системы, инновационной инфраструктуры, институтов рынка интеллектуальной собственности, механизмов стимулирования инноваций, формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям.
Образование и интеллектуальный потенциал вузов республики определены в числе Стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 N 605. При этом одним из главных факторов экономического роста и решения задач устойчивого социально-экономического развития республики станет развитие научной и инновационной деятельности в Хакасии. Именно инновационная деятельность способна обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции. Это, в свою очередь, требует реформирования всех сфер общественной жизни, прежде всего формирования конкурентоспособной инновационной экономики, основанной на знаниях.
Дальнейшее инновационное развитие в технологической и научно- исследовательской сфере республики требует решения вопросов по следующим направлениям:
усиление государственного регулирования и поддержки инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности;
совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности;
создание условий для организации и внедрения результатов инновационной, научной и научно-исследовательской деятельности в производственную и социальную сферы;
создание механизмов стимулирования при осуществлении научно- исследовательской, научно-внедренческой и инновационной деятельности.
В последние годы Правительством Республики Хакасия был принят ряд мер по укреплению научного и инновационного потенциала. Учитывая важность направления государственной инновационной политики, Правительство Республики Хакасия разрабатывает собственную нормативно-правовую базу, обеспечивающую стабильность деятельности инвестора. Данное законодательство определяет не только степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности, порядок и использование инвестирования в отдельные производства (составляющие инвестиционный потенциал региона) и представлено следующими нормативными актами:
Закон Республики Хакасия от 02.04.2010 N 27-ЗРХ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия" (с последующими изменениями);
Закон Республики Хакасия от 05.07.2005 N 39-ЗPX "О научной и научно- технической деятельности в Республике Хакасия" (с последующими изменениями);
постановление Правительства Республики Хакасия от 14.04.2010 N 161 "О Порядке оценки инвестиционных проектов, заявленных на получение государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия" (с последующими изменениями);
постановление Правительства Республики Хакасия от 27.10.2005 N 364 "О Совете по научной и научно-технической деятельности при Правительстве Республики Хакасия" (с последующими изменениями);
постановление Правительства Республики Хакасия от 21.07.2008 N 239 "О Концепции развития инновационной деятельности в Республике Хакасия на 2009 - 2015 годы" (с последующими изменениями);
приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 23.03.2004 N 94 "О Совете по инновационной деятельности" (с последующими изменениями).
В исполнительных органах государственной власти Республики Хакасия созданы специализированные структурные подразделения в области интеллектуальной собственности и инноваций:
Совет по научной и научно-технической деятельности при Правительстве Республики Хакасия;
Совет по инновационной деятельности;
Конкурсный совет по грантам Республики Хакасия для поддержки научных исследований;
Региональный экспертный совет научных проектов "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном";
Региональный экспертный совет фундаментальных исследований Республики Хакасия конкурса проектов фундаментальных исследований.
Для повышения эффективности всех направлений работы необходима дальнейшая реализация мер по поддержке инновационной, научной и научно - внедренческой деятельности. В сложившихся условиях, в том числе в условиях мирового финансового кризиса, одним из основных факторов развития науки и инноваций в республике должна стать системная, целенаправленная государственная поддержка научной и инновационной деятельности.
Применение программного метода позволит обеспечить комплексное решение наиболее актуальных и острых проблем за счет:
определения конкретных целей, задач, мероприятий, ожидаемых результатов и необходимых для достижения этих результатов ресурсов Программы;
консолидации бюджетных и внебюджетных финансовых и иных ресурсов поддержки научной и инновационной деятельности;
повышения эффективности и результативности государственной поддержки научной и инновационной деятельности;
привлечения к реализации Программы как исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, так и инфраструктурных организаций, научных и образовательных организаций, средств массовой информации и других заинтересованных лиц и организаций;
осуществления мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки научной и инновационной деятельности;
обеспечения финансовой, правовой, кадровой, организационной, информационной и иной поддержки инновационной деятельности.
При этом повышению эффективности решения проблем методом программного планирования будут способствовать:
всестороннее изучение мнения заинтересованных исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, научных, образовательных, общественных организаций, государственных организаций в сфере образования и здравоохранения и иных организаций;
четкая координация действий участников Программы, обеспечение их взаимодействия при решении задач Программы;
комплексный подход к решению всех поставленных задач Программы; обеспечение оперативной корректировки Программы с целью достижения максимально эффективного результата.
Программа позволит сконцентрировать меры государственной поддержки научной и инновационной деятельности на решение базовых проблем, консолидировать бюджетные и внебюджетные ресурсы для решения этих проблем, объединить усилия всех заинтересованных участников научного и инновационного развития региона.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цель и задачи
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года (реализация конкурентных преимуществ с помощью усиления инвестиционной активности и развития приоритетных видов экономической деятельности, одним из которых является развитие научно- технической и инновационной деятельности соответствующей инфраструктуры) определена цель Программы - создание условий для развития инновационной и научной деятельности и внедрения ее результатов в производственную и социальную сферы Республики Хакасия.
Задачи Программы:
обеспечение организационно-информационной, нормативно-правовой поддержки инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности;
поддержка ученых и научных коллективов, результаты исследований которых внедряются в социально-экономическую сферу Республики Хакасия, организация грантовой поддержки научных исследований;
повышение мотивации молодежи к научной и научно-внедренческой деятельности;
создание современных материально-технических условий для проведения фундаментальных гуманитарных исследований;
привлечение потенциальных инвесторов для внедрения результатов научных исследований в реальный сектор экономики Республики Хакасия.
Мероприятия Программы, предлагаемые к реализации в 2011 - 2015 годах, направлены на реализацию инновационной и научной деятельности, а также внедрение полученных результатов и научных достижений в реальный сектор экономики.
3. Срок реализации Программы
Мероприятия Программы реализуются в период 2011 - 2015 годов.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 3 июля 2015 г. N 318 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Перечень основных мероприятий Программы
Перечень программных мероприятий в разрезе задач и объем финансирования по годам реализации Программы указаны в таблице 1.
Таблица 1
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 3 июля 2015 г. N 318 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Обоснование ресурсного обеспечения
Затраты на реализацию Программы составляют 31659,0 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Хакасия, из них:
2011 год - 7111,0 тыс. рублей;
2012 год - 6468,0 тыс. рублей;
2013 год - 8400,0 тыс. рублей;
2014 год - 4274,0 тыс. рублей;
2015 год - 5406,0 тыс. рублей.
Основная часть средств будет направлена на поддержку ученых и научных коллективов, результаты исследований которых внедряются в социально-экономическую сферу Республики Хакасия, а также на организацию грантовой поддержки научных исследований - 19335,5 тыс. рублей.
Значительная часть средств будет направлена на обеспечение организационно-информационной, нормативно-правовой поддержки инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности - 5156,0 тыс. рублей.
На мероприятия по повышению мотивации молодежи к научной, научно - внедренческой деятельности в рамках Программы предусмотрено 3431,0 тыс. рублей.
Программой предусмотрены средства в объеме 3136,5 тыс. рублей на создание современных материально-технических условий для проведения фундаментальных гуманитарных исследований.
Привлечению потенциальных инвесторов для внедрения результатов научных исследований в реальный сектор экономики Республики Хакасия будет способствовать грант "Лидер" с общим объемом финансирования 600,0 тыс. рублей.
В рамках реализации мероприятий Программы состоится привлечение средств федерального бюджета в объеме 11239,5 тыс. рублей. В том числе:
по Соглашению от 29.10.2010 N 88-д между Правительством Республики Хакасия и Российским гуманитарным научным фондом "О совместном конкурсе проектов в области гуманитарных наук на 2011 - 2015 гг." - 2500,0 тыс. рублей за период реализации Программы;
по соглашению от 21.07.2011 N 11-д между Правительством Республики Хакасия и Российским фондом фундаментальных исследований о проведении совместного (регионального) конкурса проектов фундаментальных исследований в 2011 - 2015 годах - 8739,5 тыс. рублей.
Организацию и проведение региональных конкурсов осуществляют региональные экспертные советы.
6. Перечень целевых показателей
Перечень целевых показателей в разрезе задач представлен в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
|||||
базовое |
плановое по годам |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Задача "Обеспечение организационно-информационной, нормативно-правовой поддержки инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности" | |||||||
Количество хозяйствующих обществ, созданных бюджетными научными организациями и образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными образовательными организациями, в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности (нарастающим итогом) |
единиц |
4 |
5 |
9 |
10 |
11 |
12 |
2. Задача "Поддержка ученых и научных коллективов, результаты исследований которых внедряются в социально-экономическую сферу Республики Хакасия, организация грантовой поддержки научных исследований" | |||||||
Количество научно-педагогических работников научных организаций и образовательных организаций, расположенных на территории Республики Хакасия, защитивших докторские диссертации (нарастающим итогом) |
человек |
|
50 |
52 |
54 |
55 |
56 |
Количество научно - педагогических работников научных организаций и образовательных организаций, расположенных на территории Республики Хакасия, защитивших кандидатские диссертации (нарастающим итогом) |
человек |
|
431 |
441 |
443 |
445 |
447 |
3. Задача "Повышение мотивации молодежи к научной и научно-внедренческой деятельности" | |||||||
Количество ведущих научных школ Хакасии (нарастающим итогом) |
единиц |
|
3 |
5 |
7 |
8 |
9 |
Количество молодых исследователей, привлеченных к инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в рамках реализации региональных проектов, участия в конкурсах грантов молодым исследователям (нарастающим итогом) |
человек |
|
50 |
80 |
105 |
135 |
155 |
4. Задача "Создание современных материально-технических условий для проведения фундаментальных гуманитарных исследований" | |||||||
Увеличение числа поддержанных проектов в рамках региональных конкурсов (нарастающим итогом) |
единиц |
|
до 12 |
до 16 |
до 18 |
до 20 |
до 22 |
5. Задача "Привлечение потенциальных инвесторов для внедрения результатов научных исследований в реальный сектор экономики Республики Хакасия" | |||||||
Увеличение количества научных проектов, внедренных в реальный сектор экономики (нарастающим итогом) |
единиц |
|
до 16 |
до 20 |
до 23 |
до 26 |
до 29 |
Программа призвана создать благоприятные экономические, организационные, правовые условия для развития и повышения эффективности инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия. Разработка финансовых механизмов и принципов материально-ресурсного обеспечения развития инновационной деятельности будет способствовать созданию условий, обеспечивающих мобилизацию научно- технического потенциала, материально-финансовых ресурсов для развития научных организаций, организации высшего образования, предпринимательского сектора экономики, способных создавать и производить конкурентоспособную высокотехнологичную научную продукцию.
Расширение масштабов инновационной и научно-внедренческой деятельности стимулирует развитие в республике процессов интеграции системы "наука - образование - производство", подготовку высококвалифицированных кадров, способных создавать и внедрять новые технологии.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Хакасия от 23 ноября 2010 г. N 597 "Об утверждении государственной программы Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.