Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к Муниципальной программе
"Развитие социально-экономического потенциала
города Абакана на 2014 - 2016 годы"
Подпрограмма
"Развитие торговли в городе Абакане"
(утв. Постановлением Администрации города Абакана от 14 октября 2013 г. N 2056)
19 июня 2015 г.
Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы |
Подпрограмма "Развитие торговли в городе Абакане" (далее - Подпрограмма) |
Документы, в соответствии с которыми разработана Подпрограмма |
- Бюджетный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; - Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.07.2010 N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли"; - Закон Республики Хакасия от 01.07.2011 N 60-ЗРХ "О государственном регулировании торговой деятельности в Республике Хакасия"; - Закон Республики Хакасия от 30.09.2011 N 70-ЗРХ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли"; - Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.12.2011 N 883 "Об утверждении региональной программы "Развитие торговли в Республике Хакасия на 2012 - 2014 годы"; - Устав города Абакана |
Цель Подпрограммы |
Создание условий для развития инфраструктуры торговли, обеспечивающих ценовую, территориальную доступность широкого ассортимента товаров и свободный выбор услуг с соблюдением условий гарантий качества и безопасности, формирование конкурентной среды |
Задачи Подпрограммы |
1. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли, повышение территориальной доступности торговых объектов для населения. 2. Поддержка малого и среднего предпринимательства. 3. Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки. 4. Совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и услуг. 5. Информационное обеспечение торговли |
Исполнители Подпрограммы |
- Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана (КМЭ); - Некоммерческая организация "Муниципальный фонд развития предпринимательства" (МФРП); - Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана (ДГАЗ); - Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Центр занятости населения города Абакана" (ЦЗН); - информационный отдел Администрации города Абакана (информотдел) |
Координатор Подпрограммы |
Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана |
Сроки реализации Подпрограммы |
2014-2016 годы |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
Бюджетное финансирование не предусмотрено |
Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам |
- оборот розничной торговли (крупные и средние предприятия), млн руб.: 2014 год - до 9 752,1; 2015 год - до 11 702,6; 2016 год - до 14 043,1; - оборот розничной торговли на душу населения (крупные и средние предприятия), тыс. руб.: 2014 год - до 56,5; 2015 год - до 67,5; 2016 год - до 78,5; - обеспеченность населения площадью торговых объектов, м2/тыс. чел.: 2014 год - до 2 034; 2015 год - до 2 035; 2016 год - до 2 036 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
- оборот розничной торговли (крупные и средние предприятия) до 14 043,1 млн руб.; - оборот розничной торговли на душу населения (крупные и средние предприятия) до 78,5 тыс. руб.: - обеспеченность населения площадью торговых объектов до 2 036 м2/тыс. чел. |
1. Состояние и характеристика проблемы
Розничная торговля - одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере одна из самых высоких. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
Важнейшим показателем, характеризующим развитие торговли, является оборот проданных населению товаров (в денежном выражении) за наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. В условиях высокой насыщенности потребительского рынка широким ассортиментом товаров динамика оборота розничной торговли приобрела устойчивый характер. Так, за 2009 - 2012 гг. оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям (в сопоставимых ценах) увеличился в 2,5 раза, по малым предприятиям (без микропредприятий) - на 39,6%. Удельный вес оборота розничной торговли крупных и средних предприятий в 2012 г. занял 72,2% оборота розничной торговли в целом по Республике Хакасия, по малым предприятиям (без микропредприятий) - 79,3%, в 2013 г. ожидается увеличение по отношению к 2012 г. оборота розничной торговли на 20%.
Товарооборот на душу населения г. Абакана по крупным и средним предприятиям за 2009 - 2012 гг. вырос в 2,4 раза и составил 39,9 тыс. руб., что в 2,3 раза больше чем в целом по Республике Хакасия. В сравнении со столицами регионов Сибирского федерального округа г. Абакан по объему товарооборота на душу населения занимает 8 место.
Одним из показателей развития розничной торговли в городе Абакане является фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов. Прирост фактической обеспеченности населения площадью торговых объектов в 2012 г. по отношению к 2009 г. составил 13,7% и превысил норматив минимальной обеспеченности населения торговой площадью в 3,3 раза. Фактическая обеспеченность населения г. Абакана торговыми площадями в значительной степени превышает нормативы минимальной обеспеченности по Республике Хакасия (420 м2/тыс. чел.) и в целом по Российской Федерации (521 м2/тыс. чел.).
Удельный вес торговой площади объектов розничной торговли, реализующих непродовольственные товары, составляет 74% от торговой площади всех объектов торговли, расположенных на территории г. Абакана. Оборот розничной торговли по продаже мебели и товаров для дома за 2011 - 2012 гг. увеличился более чем на 22%, бытовыми электротоварами и телеаппаратурой более чем в 2 раза.
На территории города расположено 9 официальных салонов-дилеров, представляющих 15 мировых автомобильных брендов. На 1 тыс. жителей г. Абакана приходится 365 автомобилей, что на 27% больше, чем по Республике Хакасия, на 58,7% данный показатель выше среднего показателя по Сибирскому федеральному округу и более, чем на 47% в целом по России. Вышеуказанные показатели свидетельствует о росте уровня жизни населения города.
Как столичный центр Республики Хакасия, г. Абакан является привлекательным для федеральных и региональных розничных операторов. Сетевая торговля в г. Абакане стала развиваться с 2005 г. Объем инвестиций в основной капитал по виду деятельности "оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" по крупным и средним предприятиям составил в 2009 г. 521 тыс. руб., в 2011 г. этот показатель в фактически действовавших ценах увеличился к уровню 2009 г. в 32 раза и составил 16,8 млн руб., в 2012 г. сумма инвестиций в основной капитал по сравнению с 2011 г. увеличилась более, чем в 5 раз и составила 86,5 млн руб.
Последние пять лет розничная торговая сеть г. Абакана развивалась ускоренными темпами, открывались торговые объекты современных форматов и прогрессивных форм обслуживания (гипермаркеты, супермаркеты, магазины-дискаунтеры, "Cash&Carry", торгово-развлекательные комплексы и др.). За 2009 - 2012 гг. количество объектов розничной торговли увеличилось с 1 403 до 1 507 ед. В настоящее время на потребительском рынке г. Абакана активно функционируют сетевые ритейлеры федерального уровня, такие как "Командор", "Красный Яр", "Поляна", "DNS", "Евросеть", "Эксперт", "Эльдорадо", "Светофор", "Центр Обувь", "1001 запчасть" и др, регионального уровня - "Ролби", "Сибирская губерния", "Монро", "Премьер", "Власта", "ВСК" и др.
Продолжает развиваться сеть магазинов шаговой доступности типа "магазин у дома" (сеть магазинов "Власта", "ВСК" и др.), а также магазины традиционных методов обслуживания, предлагающие горожанам продовольственные и непродовольственные группы товаров первой необходимости. Такие предприятия расположены в жилых кварталах, максимально приближенных к потребителям.
На изменение инфраструктуры торговли и упорядочение работы объектов розничной торговли в значительной степени повлияло изменение федерального законодательства в части регулирования торговой деятельности и организации деятельности розничных рынков.
С 01.01.2013 деятельность розничных рынков (универсального и специализированного типов) в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" осуществляется исключительно в капитальных зданиях, строениях и сооружениях. Реконструкция действующих розничных рынков, включающая в себя строительство новых стационарных торговых павильонов и модернизацию уже функционирующих, позволила обеспечить комфортные условия как для продавцов, так и для потребителей, качество и безопасность реализуемых товаров (продукции). Вместе с тем, в результате проделанной работы по приведению действующих розничных рынков в соответствие с вышеуказанными требованиями наблюдалась тенденция сокращения торговых мест. В 2013 г. по сравнению с 2009 г. число торговых мест уменьшилось на 75,4% (2009 г. - 4 122 торговых места, 2013 г. - 1 016 торговых мест). Вместе с тем Администрацией г. Абакана проводилась политика, направленная на сохранение рабочих мест, в результате которой были проведены мероприятия по реконструкции розничного рынка ООО "Авторынок" под торговый центр павильонного типа в виду невозможности возведения капитальных зданий, строений, сооружений. Часть торговых мест, ранее расположенных на территории розничного рынка МКУ "Абаканский рынок", введена в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Абакана. Данные мероприятия позволили сохранить до 90% рабочих мест.
В настоящее время на территории г. Абакана функционируют три розничных рынка, на двух (универсальный и сельскохозяйственный) управляющей компанией является МКУ "Абаканский рынок". Кроме того, в 2013 г. на территории города планируется завершение строительства нового розничного сельскохозяйственного рынка ОАО "Дирекция республиканских рынков" торговой площадью 2 160 м2.
Важной составляющей в организации торговой деятельности на территории г. Абакана является упорядочение размещения нестационарных торговых объектов. В 2011 г. в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" разработана и утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Абакана.
Нестационарные торговые объекты в городе представлены в виде специализированных киосков, павильонов, сезонных передвижных нестационарных торговых объектов, в том числе:
- 26 киосков, реализующих печатную продукцию;
- 20 киосков, реализующих живые срезы цветов;
- 25 киосков, реализующих мороженое;
- 12 киосков, реализующих хлеб и хлебобулочные изделия;
- 252 киоска, реализующих товары повседневного спроса;
- 67 торговых мест для размещения изотермических емкостей (реализация кваса, молока);
- 68 торговых мест для размещения елочных базаров;
- 27 торговых мест для реализации мороженого, попкорна, сахарной ваты, безалкогольных напитков.
Основное количество киосков, реализующих товары повседневного спроса, расположено в жилых массивах и районах города, удаленных от центра.
Несмотря на значительную работу, проводимую по упорядочению деятельности объектов нестационарной торговой сети, этот вид деятельности остается наиболее проблематичным. На территории г. Абакана все еще присутствуют несанкционированные объекты и зоны торговли. Только в 2012 г. привлечено к административной ответственности за осуществление торговли в неустановленных для этих целей местах 69 граждан, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, и, как следствие, уклоняются от исполнения налогового законодательства.
В соответствии с действующим законодательством осуществляется работа в сфере защиты прав потребителей. В 2012 году рассмотрено 537 обращений граждан. Принятые меры по устранению выявленных нарушений позволили разрешить споры в досудебном порядке, в результате которых хозяйствующими субъектами добровольно устранены нарушения прав потребителей. Потребителям оказана помощь в составлении 241 претензии и проектов исковых заявлений.
Развитие сферы торговли в городе во многом зависит от наличия подготовленных кадров, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики, принимать организационные и управленческие решения, знающих основы управления, финансово - экономического планирования, бухгалтерского учета, маркетинга и менеджмента. В отрасли наблюдается дефицит трудовых ресурсов, особенно на уровне низшего и среднего звеньев: продавцов, кассиров, руководителей отделов. Это объясняется невысоким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров и низкой мотивацией труда.
В настоящее время перед многими предприятиями розничной торговли различных форматов стоит серьезная проблема поиска и внедрения новых технологий, инструментов ведения бизнеса, выявления параметров, характеризующих уровень конкурентоспособности, с целью привлечения внимания потребителей. Основная задача нововведений в торговле - обеспечить высокое качество процессов купли-продажи и товародвижения, торгового обслуживания и торговой деятельности в целом, наиболее эффективно использовать здания, торговые площади, торговое оборудование, технические средства, программные продукты, заменять торговое оборудование и технические средства наиболее совершенными видами, совершенствовать организацию торговых процессов и управление ими, создавать необходимые условия для роста производительности труда, снижения затрат и повышения эффективности работы организации в целом.
Обобщение анализа состояния и тенденций развития торговли в г. Абакане выявило проблемы, на решение которых направлена Подпрограмма. Прежде всего, эти проблемы связаны с:
- недостаточным уровнем развития инфраструктуры розничной торговли, в том числе слабыми хозяйственными связями между производителями и организациями торговли и наличием большого числа посредников;
- обеспечением ценовой доступности товаров для всех групп населения;
- недостатком квалифицированных кадров, сдерживающим информационно-техническое развитие отрасли, влияющим на качество обслуживания в предприятиях торговли;
- недостатком собственных финансовых средств для развития торговли;
- недостаточной информированностью населения в сфере защиты прав потребителей.
Постановлением Администрации города Абакана Республики Хакасия от 19 июня 2015 г. N 1301 в раздел 2 подпрограммы настоящего приложения внесены изменения
2. Цель и задачи Подпрограммы
Целью Подпрограммы является создание условий для развития инфраструктуры торговли, обеспечивающих ценовую, территориальную доступность широкого ассортимента товаров и свободный выбор услуг с соблюдением условий гарантий качества и безопасности, формирование конкурентной среды.
Для достижения цели Подпрограммы требуется решение следующих задач:
1. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли, повышение территориальной доступности торговых объектов для населения.
2. Поддержка малого и среднего предпринимательства.
3. Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки.
4. Совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и услуг.
5. Информационное обеспечение торговли.
Задача 1. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли, повышение территориальной доступности торговых объектов для населения.
К числу основных проблем развития современной инфраструктуры, в том числе базовой, относится недостаточное количество свободных площадей для размещения торговых объектов современных форматов. Высокая плотность застройки города в значительной степени осложняет выделение земельных участков под строительство гипер- и супермаркетов, торговых центров.
В качестве основных инструментов и механизмов решения задачи могут быть названы:
- градостроительное планирование, предусматривающее выделение необходимых земель и площадей для торговых, логистических и других аналогичных организаций, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- предоставление земель и площадей под строительство торговых объектов и объектов инфраструктуры на основе торгов, обеспечивающих прозрачность процедуры выделения земель и площадей.
Задача 2. Поддержка малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство в г. Абакане является базовым элементом социально-экономической инфраструктуры, позволяет сократить уровень безработицы, развивает конкуренцию, вносит существенный вклад в обеспечение налоговых поступлений в бюджет города, наполняет рынок товарами и услугами в соответствии со спросом и максимально гибко реагирует на его изменения, что является залогом устойчивого развития конкурентоспособности экономики г. Абакана. В структуре распределения субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности сфера оптовой и розничной торговля составляет 26%.
Для успешного развития малого и среднего предпринимательства необходима адресная и своевременная поддержка, предусматривающая эффективную систему поддержки малого и среднего предпринимательства.
Такая форма поддержки предусмотрена в Муниципальной программе "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2014 - 2016 годы".
Задача 3. Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки
Проблемы, связанные с дефицитом топ-менеджмента и сотрудников низкой квалификации, как правило, решаются на уровне компаний.
Основными инструментами снижения кадрового дефицита являются повышение мотивации сотрудников, создание благоприятных условий труда, предоставление возможности карьерного роста.
На муниципальном уровне оказывается содействие в решении этой задачи посредством проведения обучающих семинаров, тренингов, предпринимательских турниров, проведения мастер-классов в учебных заведениях.
Задача 4. Совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и услуг
Основная задача органов местного самоуправления заключается в том, чтобы научить потребителей самостоятельно без обращения в судебные и иные другие органы государственной власти восстанавливать свои нарушенные права.
Совершенствование механизма защиты прав потребителей может рассматриваться как повышение правовой грамотности потребителей путем:
- проведения консультационно - разъяснительной работы непосредственно в индивидуальном порядке на личных приемах;
- разъяснения в телефонном режиме;
- публикаций в газете "Абакан" практических и рекомендательных статей;
- проведения прямых эфиров на городском телевидении;
- распространения методических пособий.
Задача 5. Информационное обеспечение торговли
В настоящее время на федеральном уровне проводится работа по созданию системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 N 887 "О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации".
Во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" проводится работа по формированию торгового реестра муниципального образования город Абакан. С Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия подписано соглашение по информационному взаимодействию в части предоставления сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, поставки товаров (за исключением производителей товаров).
Информационное обеспечение хозяйствующих субъектов возможно через:
- систематическое обновление информации о состоянии торговой отрасли г. Абакана на официальном городском сайте;
- публикации в газете "Абакан";
- блок новостей на городском телевидении.
3. Финансовое обеспечение
Бюджетное финансирование Подпрограммы не предусмотрено.
Постановлением Администрации города Абакана Республики Хакасия от 19 июня 2015 г. N 1301 в раздел 4 подпрограммы настоящего приложения внесены изменения
4. Перечень мероприятий Подпрограммы
5. Механизм реализации
Реализацию Подпрограммы осуществляет Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана во взаимодействии со структурными подразделениями Администрации города Абакана и организациями - исполнителями Подпрограммы.
Координацию деятельности всех исполнителей Подпрограммы, в том числе подготовку отчетов о ходе реализации Подпрограммы, осуществляет Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана.
6. Оценка эффективности
В результате реализации мероприятий Подпрограммы ожидается рост значений целевых индикаторов:
Наименование целевого индикатора |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1. Оборот розничной торговли (крупные и средние предприятия), млн руб. |
9 752,1 |
11 702,6 |
14 043,1 |
2. Оборот розничной торговли на душу населения (крупные и средние предприятия), тыс. руб. |
50,6 |
67,5 |
78,5 |
3. Обеспеченность населения площадью торговых объектов, м2/тыс. чел. |
2 034 |
2 035 |
2 036 |
Критериями оценки эффективности реализации Подпрограммы являются:
- достижение утвержденных показателей результативности (целевых индикаторов);
- сравнение сведений об оценке эффективности реализации Подпрограммы за отчетный год в целом, по сравнению с предыдущим годом реализации;
- соответствие ожидаемых конечных результатов реализации и фактически достигнутых результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.