Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Порядок
планирования деятельности государственных унитарных предприятий Республики Хакасия
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 августа 2011 г. N 549
20 февраля, 29 апреля 2014 г.
1. Общие положения
1.1. Порядок планирования деятельности государственных унитарных предприятий Республики Хакасия (далее - Порядок) определяет основные требования к планированию деятельности государственных унитарных предприятий Республики Хакасия (далее - ГУП).
Под планированием деятельности ГУП понимается определение целей и задач предприятия на среднесрочную перспективу, определение способов их реализации и ресурсного обеспечения.
1.2. Целями планирования деятельности ГУП являются адаптация предприятия к прогнозируемым изменениям внешней среды и достижение надежной позиции на рынке, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятия в условиях конкуренции.
1.3. ГУП осуществляют планирование своей деятельности в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
1.4. Результатом планирования деятельности ГУП является формирование двух взаимосвязанных документов: бюджета ГУП и перспективного плана развития ГУП, порядок составления которых предусмотрен настоящим Порядком. Составление бюджета ГУП и перспективного плана развития ГУП (далее - Документы планирования) осуществляется одновременно, причем бюджет ГУП должен в полной мере отражать расходы и доходы, получаемые в результате реализации мероприятий, предусмотренных перспективным планом развития ГУП, а при планировании мероприятий, предусмотренных перспективным планом развития ГУП необходимо учитывать наличие финансовых ресурсов, планируемых при прогнозировании доходов и расходов.
1.5. Документы планирования составляются по формам согласно приложениям 1, 2 к настоящему Порядку.
1.6. Процесс планирования основан на следующих принципах:
обоснованность целей и задач предприятия. Принцип означает, что планирование деятельности ГУП должно основываться на данных анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на результаты деятельности ГУП, с учетом необходимости развития предприятия;
системность. Принцип означает, что планирование охватывает все направления деятельности предприятия, причем планирование деятельности производится как в целом по предприятию, так и в разрезе основных направлений деятельности (превышающих 10% доли выручки или охватывающих 10% доли расходов ГУП). Планирование по неосновным видам деятельности осуществляется в общей категории;
непрерывность. Принцип означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;
сбалансированность плана. Принцип указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями перспективного плана развития ГУП и бюджета ГУП, между потребностями в ресурсах и их наличием;
директивность. Принцип означает, что Документы планирования носят обязательный характер для всех подразделений предприятия после утверждения их в установленном порядке.
1.7. Планирование деятельности ГУП (составление бюджета и перспективного плана развития) осуществляется на общий срок 3 года - на год и плановый период два года - с ежегодной корректировкой. Поквартальное планирование осуществляется в рамках следующего финансового года.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 апреля 2014 г. N 203 в пункт 1.8 настоящего приложения внесены изменения
1.8. Документы планирования подписываются руководителем и главным бухгалтером ГУП, согласовываются с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, утверждаются исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере) управления (далее - Отраслевое ведомство). Срок согласования не должен превышать 30 календарных дней.
1.9. Срок утверждения Документов планирования - не позднее 01 октября года, предшествующего планируемому. Внесение корректировок в Документы планирования допускается не позднее 01 октября текущего года с соблюдением процедуры согласования в соответствии с пунктом 1.8 настоящего Порядка.
1.10. С целью контроля выполнения бюджета ГУП и перспективного плана развития ГУП ежеквартально не позднее сроков, установленных для предоставления документов и сведений в пункте 2.2.2 Порядка проведения анализа эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Республики Хакасия, утвержденного настоящим постановлением, ГУП предоставляет отчет о выполнении бюджета ГУП и отчет о выполнении перспективного плана развития ГУП (далее - Отчеты) по формам согласно приложениям 3, 4 к настоящему Порядку в Отраслевое ведомство. Результаты деятельности отражаются в Отчетах нарастающим итогом с начала года.
Отчеты должны содержать информацию о достижении запланированных результатов, в случае их недостижения - пояснение о причинах невыполнения, а также меры, которые ГУП намерено предпринять в оставшийся период текущего года для достижения запланированных по итогам года результатов, в случае невыполнения запланированных показателей по итогам финансового года - в следующем финансовом году.
1.11. Ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, Отраслевое ведомство предоставляет в Министерство экономики Республики Хакасия сводную информацию о выполнении бюджетов и перспективных планов развития подведомственных ГУП. Министерство экономики Республики Хакасия включает информацию о качестве планирования ГУП в ежегодный отчет о деятельности ГУП, направляемый заместителю Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, курирующему деятельность Министерства экономики Республики Хакасия.
1.12. Казенные предприятия Республики Хакасия помимо Документов планирования составляют смету доходов и расходов (далее - Смета). Смета составляется ежегодно с разбивкой на кварталы, в сроки, установленные для разработки бюджета ГУП. Смета согласовывается с отраслевым ведомством и утверждается Министерством финансов Республики Хакасии в сроки, установленные для согласования и утверждения бюджета ГУП. Форма Сметы разрабатывается и утверждается отраслевым ведомством.
2. Организация системы бюджетного планирования деятельности ГУП
2.1. Бюджетное планирование деятельности ГУП - это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия в финансовом выражении (далее - бюджетирование).
2.2. Бюджет предприятия - календарный план прихода и расхода ресурсов, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью ГУП. Бюджет предприятия составляется в натуральном и денежном выражениях и определяет потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых результатов.
2.3. Бюджет ГУП составляется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению бюджета ГУП (приложение 5 к настоящему Порядку).
2.4. Основные задачи бюджетирования:
обоснованное планирование доходов и расходов ГУП, сокращение необоснованных затрат;
планирование себестоимости ГУП и вариантов ее снижения;
обеспечение финансовой координации подразделений ГУП;
создание на предприятии системы контроля выполнения планов ГУП.
2.5. Процесс бюджетирования основан на следующих принципах:
всестороннее отражение доходов и расходов бюджетов. Принцип означает, что в бюджете ГУП должны отражаться все доходы и расходы, должна проводиться детализация групп доходов и расходов для выявления направлений денежных потоков и видов издержек ГУП;
сбалансированность бюджета. Принцип подразумевает непревышение суммы расходов над суммой доходов, включая дополнительное финансирование (субсидии, компенсации и т.п.). Таким образом, обязательным условием формирования бюджета ГУП является описание обоснованных источников и размеров финансирования дефицита бюджета (при наличии запланированных убытков);
эффективность и экономность использования бюджетных средств. Принцип означает, что при исполнении бюджета ГУП необходимо руководствоваться правилами разумного расходования средств, стремясь по возможности минимизировать расходы;
достоверность бюджета. Принцип означает реалистичный, наиболее точный подход к составлению бюджета, т.е. плановые данные, отраженные в бюджете, должны иметь наименьший процент отклонений от фактических показателей;
взаимосвязь компонентов бюджета ГУП и перспективного плана развития ГУП. Принцип означает обеспечение полного соответствия планируемых доходов и расходов, движения денежных средств и имущества ГУП перспективному плану развития ГУП;
единство бюджета ГУП. Принцип означает, что единый бюджет ГУП на планируемый период является итогом планирования, осуществляемого в каждом структурном подразделении ГУП.
2.6. Основные этапы бюджетирования:
1) сбор и анализ информации о фактически достигнутых показателях деятельности ГУП, выявление существенных условий, способных повлиять на деятельность ГУП в плановом периоде. Полученные данные используются для заполнения графы "По факту" формы бюджета ГУП;
2) расчет плановых показателей для составления бюджета ГУП, составление бюджета ГУП в соответствии с данными Перспективного плана развития ГУП;
3) согласование и утверждение бюджета ГУП в установленном порядке;
4) контроль исполнения бюджета ГУП. При реализации бюджета ГУП ведется оперативный учет хода его исполнения: осуществляется сбор и анализ информации о фактическом выполнении показателей по итогам каждого месяца. На основе полученной информации руководством ГУП выявляются и устраняются намечающиеся отклонения от запланированных значений, принимаются меры, обеспечивающие реализацию заложенных значений показателей, в случае необходимости обосновываются и вносятся корректировки в бюджет ГУП в установленном порядке.
2.7. Структура бюджета ГУП:
1) операционный бюджет;
2) финансовый бюджет;
3) генеральный бюджет.
2.7.1. Операционный бюджет (бюджет доходов и расходов) включает:
- бюджет продаж. Содержит информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции (услуг), о плановых остатках готовой продукции в стоимостном выражении и расчетах с покупателями;
- бюджет производства. Это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства (количество услуг) в бюджетном периоде (в натуральных показателях);
- бюджет материальных затрат. Это количественное выражение планов относительно прямых затрат предприятия на использование и приобретение основных видов сырья и материалов, также отражает планируемые уровни запасов сырья, материалов и расчетов с поставщиками;
- бюджет затрат на оплату труда. Это количественное выражение планов ГУП относительно затрат на оплату труда основного производственного персонала;
- бюджет общепроизводственных расходов. Это количественное выражение планов ГУП относительно всех накладных затрат, связанных с производством продукции (выполнения услуг) за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда;
- бюджет административных и маркетинговых затрат. Это количественное выражение планов ГУП относительно расходов на содержание административно-управленческого персонала и маркетинговых издержек;
- расчет себестоимости единицы продукции.
2.7.2. Финансовый бюджет (бюджет движения денежных средств) включает:
- инвестиционныый# бюджет, который отражает сведения о планируемых инвестициях в предприятие: приобретение оборудования, недвижимости, затраты на капитальный ремонт и т.п.;
- бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках). Отражает планируемые результаты деятельности ГУП в разбивке по статьям Отчета о прибылях и убытках (форма 2 Бюджета);
- бюджет денежных средств (прогноз движения денежных средств). Это плановый документ, отражающий поступление денежных средств и будущие платежи;
- бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс). Содержит информацию о планируемых составах средств ГУП и источников их формирования.
2.7.3. Генеральный бюджет - обобщающая форма, в которой указаны наиболее значимые данные, полученные при формировании операционных и финансовых бюджетов.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 20 февраля 2014 г. N 65 раздел 2 настоящего приложения дополнен пунктом 2.7.4.
2.7.4. В отношении государственных казенных предприятий Республики Хакасия планирование части чистой прибыли, подлежащей перечислению в республиканский бюджет Республики Хакасия, не осуществляется.
3. Порядок перспективного планирования развития ГУП
3.1. Перспективный план развития ГУП - это комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования, направленных на развитие ГУП, раскрывающих способы реализации основных задач деятельности ГУП, а также целевые индикаторы, отражающие итоги реализации поставленных задач.
3.2. Перспективный план развития ГУП составляется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению перспективного плана развития ГУП (приложение 6).
3.3. Составление перспективного плана развития ГУП осуществляется в несколько этапов:
1) сбор и анализ информации о фактически достигнутых показателях деятельности, анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на результат деятельности ГУП (одновременно является первым этапом составления бюджета ГУП);
2) установление целей деятельности ГУП на плановый период. Заключается в определении основополагающих направлений деятельности ГУП, желаемого окончательного результата деятельности ГУП в плановом периоде. При этом раскрываются цели деятельности ГУП, установленные Уставом ГУП;
3) определение задач ГУП на плановый период. Формулируются основные задачи на плановый период исходя из установленных целей, результатов анализа производственно-хозяйственной деятельности ГУП; определяются материальные, трудовые и финансовые средства для достижения поставленных задач; устанавливаются целевые индикаторы, отражающие итоги реализации поставленных задач;
4) разработка мероприятий для реализации поставленных задач. Раскрываются конкретные пути, сроки и последовательность реализации задач ГУП с выделением необходимых для этого ресурсов и расчетом окупаемости (экономической эффективности) проводимых мероприятий;
5) согласование и утверждение перспективного плана развития ГУП в установленном порядке;
6) контроль исполнения перспективного плана развития ГУП. При реализации перспективного плана развития ГУП ведется оперативный учет хода его выполнения: осуществляется сбор и анализ информации о фактическом выполнении планов по итогам каждого месяца. На основе полученной информации руководством ГУП выявляются и устраняются намечающиеся отклонения от запланированного хода производства, принимаются меры, обеспечивающие получение плановых показателей, в случае необходимости обосновываются и вносятся корректировки в перспективный план развития ГУП в установленном порядке.
3.4. ГУП направляет перспективный план развития ГУП или ежегодную корректировку перспективного плана развития ГУП на согласование с приложением справки по результатам анализа деятельности (примерная форма приведена в приложении 7), статистической, управленческой, бухгалтерской и иной информации, обосновывающей расчеты, а также расчеты, подтверждающие данные, приведенные в перспективном плане развития ГУП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.