Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Устав
Государственного бюджетного оздоровительного образовательного учреждения Республики Хакасия санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, "Боградская санаторная школа-интернат"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 ноября 2011 г. N 826)
7 августа 2012 г.
1. Общие положения
1.1. Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение Республики Хакасия санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, "Боградская санаторная школа-интернат", ранее - Республиканское государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, "Боградская санаторная школа-интернат" (далее - Учреждение), создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Республики Хакасия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам и по оказанию специализированной медицинской помощи.
1.2. Учреждение создано решением исполкома областного совета от 20.02.1964 N 76 "Об открытии Боградской школы-интерната санаторного типа".
1.3. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
1.4. Полное официальное наименование Учреждения: Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение Республики Хакасия санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, "Боградская санаторная школа-интернат".
Сокращенное официальное наименование: ГБООУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат".
1.5. Место нахождения Учреждения: Республика Хакасия, Боградский район, с. Боград, ул. Советская, д. 134.
Почтовый адрес Учреждения: 655340, Республика Хакасия, Боградский район, с. Боград, ул. Советская, д. 134.
1.6. Учредителем Учреждения является Правительство Республики Хакасия.
Отдельные полномочия и функции учредителя осуществляет Министерство образования и науки Республики Хакасия.
Отдельные полномочия и функции учредителя в сфере управления и распоряжения имуществом осуществляет Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
1.7. Собственником имущества Учреждения является Республика Хакасия.
1.8. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке в органах Федерального казначейства, круглую печать с полным официальным наименованием с указанием места нахождения, штамп, бланки и иные реквизиты юридического лица.
1.9. Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.10. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним или приобретенного за счет выделенных собственником средств на приобретение указанного имущества, а также недвижимого имущества.
Собственник имущества не несет ответственности по обязательствам Учреждения.
1.11. Учреждение не имеет филиалов и представительств.
1.12. Учреждение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
1.13. Учреждение получает право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия, со дня выдачи ему лицензии.
1.14. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
1.15. Статус Учреждения: тип - оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; вид - санаторная школа-интернат.
1.16. Деятельность Учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, жизни и здоровья человека, гражданственности и свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.
1.17. В своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Конституцией Республики Хакасия, Законом Республики Хакасия "Об образовании", Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 676 (с последующими изменениями), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196 (с последующими изменениями), Типовым положением об общеобразовательной школе-интернате, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 612 (с последующими изменениями), Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 N 288 (с последующими изменениями), другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Республики Хакасия и настоящим Уставом.
2. Предмет, цели и виды деятельности Учреждения
2.1. Предметом деятельности Учреждения является оказание помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечение проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптация к жизни в обществе, социальной защита и разностороннее развитие детей, нуждающихся в длительном лечении, для детей школьного возраста с малыми и затихающими формами туберкулеза.
2.2. Целями деятельности Учреждения являются:
оздоровление, обучение и социализация личности воспитанников, нуждающихся в длительном лечении с малыми и затухающими формами туберкулеза;
формирование общей культуры на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье;
воспитание ценностного отношения к собственному здоровью.
2.3. Основными задачами Учреждения являются:
создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
охрана прав и интересов воспитанников.
2.4. В целях обеспечения исполнения указанных целей Учреждение в порядке, установленном действующим законодательством, осуществляет следующие основные виды деятельности:
разрабатывает и утверждает образовательные программы и учебные планы;
разрабатывает и утверждает рабочие программы учебных курсов и дисциплин;
разрабатывает и утверждает с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего комплекс профилактических и лечебных мероприятий с детьми, годовой календарный учебный график и расписание занятий;
реализует дополнительные образовательные программы и оказывает дополнительные образовательные услуги за пределами основных образовательных программ;
осуществляет содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.5. Учреждение вправе осуществлять следующие виды деятельности, приносящей доход:
торговля товарами (изделиями) собственного производства;
платные дополнительные образовательные услуги;
сдача в аренду имущества.
2.6. Учредитель вправе приостановить приносящую доходы деятельность Учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной Уставом, до решения суда по этому вопросу.
2.7. В случае осуществления Учреждением видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат обязательному лицензированию или для осуществления которых необходимо получение специального разрешения, Учреждение приобретает право осуществлять указанные виды деятельности только после получения соответствующей лицензии (разрешения) в порядке, установленном действующим законодательством.
2.8. Учреждение реализует основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования, специальные коррекционные образовательные программы
3. Правила
приема в Учреждение, организация обучения и воспитания
3.1. Направление детей в Учреждение осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при согласии родителей (законных представителей).
3.2. Отбор детей в Учреждение проводится отборочной комиссией, которая организуется Министерством здравоохранения Республики Хакасия при республиканском противотуберкулезном диспансере. В состав комиссии входит республиканский детский фтизиатр, заведующий детским отделением республиканского противотуберкулезного диспансера, врач Учреждения и представители Министерства образования и науки Республики Хакасия (по согласованию).
3.3. В Учреждение принимаются дети в возрасте от 6,6 до 15 лет с малыми и затихающими формами туберкулеза.
Лечебно-профилактические учреждения, в которых состоят на учете больные туберкулезом дети, с согласия их родителей представляют в отборочную комиссию при противотуберкулезном диспансере подробные выписки из истории болезни (данные о характере туберкулезных реакций, о результатах рентгенологического исследования грудной клетки, анализов крови и мочи, о перенесенных инфекционных заболеваниях и о проведении профилактических прививок).
3.4. Преимущественным правом приема в Учреждение пользуются дети, проживающие на территории Республики Хакасия.
Дети, проживающие на территории других субъектов Российской Федерации, зачисляются в Учреждение при наличии свободных мест.
3.5. Прием детей в Учреждение производится ежегодно с 25 августа.
Зачисление детей в Учреждение производится по заявлению родителей (законных представителей), а в отдельных случаях - по решению органов опеки и попечительства при наличии следующих документов:
путевки, выданной Министерством образования и науки Республики Хакасия;
направления отборочной комиссии республиканского противотуберкулезного диспансера;
заявления родителей (законных представителей) на имя директора Учреждения;
личного дела ребенка или табеля успеваемости;
документа о возрасте ребенка (свидетельство о рождении, паспорт);
выписки из истории болезни о состоянии здоровья ребенка с указанием диагноза;
карты о прививках;
справки об эпидокружении;
для учащихся специальных (коррекционных) классов - заключения психолого-медико-педагогической комиссии и заявления родителей (законных представителей);
паспорта одного из родителей с указанием места прописки.
3.6. Зачисление детей в Учреждение оформляется приказом директора.
3.7. При приеме гражданина в Учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с Уставом Учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации Учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми Учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
3.8. Плата за содержание детей в Учреждении с родителей (законных представителей) не взимается. При поступлении в Учреждение дети должны иметь при себе необходимый комплект одежды и обуви, указанный в путевке Министерства образования и науки Республики Хакасия.
3.9. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой и обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями.
3.10. Срок пребывания детей в Учреждении зависит от медицинских показаний по перечню, утверждаемому законодательством Российской Федерации. Конкретные сроки пребывания детей в Учреждении определяются врачами-специалистами Учреждения.
3.11. Отчисление детей из Учреждения производится в конце учебного года по решению медицинской отборочной комиссии при республиканском противотуберкулезном диспансере. Списки отчисленных детей передаются в органы, осуществляющие управление в сфере образования, по месту их жительства.
3.12. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в Учреждении могут открываться специальные (коррекционные) классы VIII вида. В специальных (коррекционных) классах VIII вида реализуется образовательная программа, разрабатываемая с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, принимаемая и реализуемая Учреждением самостоятельно.
3.13. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
Первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года) - обеспечивает воспитание и развитие детей, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
Вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет) - обеспечивает создание условий для воспитания, становления и формирования личности ребенка, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
3.14. Обучение и воспитание в Учреждении ведутся на русском языке.
3.15. Общеобразовательные программы в Учреждении осваиваются в очной форме. Освоение общеобразовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников.
Государственная (итоговая) аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена. Государственная (итоговая) аттестация может по желанию выпускников проводиться также в форме единого государственного экзамена.
3.16. Дети, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс.
3.17. Дети на ступенях начального общего, основного общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Дети обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, Учреждение обязано создать условия детям для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Дети на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательную программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника Учреждения или продолжают получать образование в иных формах.
3.18. Перевод детей в следующий класс в любом случае производится по решению педагогического совета Учреждения.
3.19. Дети, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, к обучению на следующей ступени общего образования не допускаются.
3.20. Учреждение функционирует круглогодично. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда, лечения и отдыха, составляется с учетом продолжительности пребывания детей в Учреждении.
3.21. Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября; если это число приходится на выходной день, то учебный год начинается в первый следующий за ним рабочий день.
Учебные нагрузки детей не должны превышать нормативов, определенных санитарными нормами и правилами.
Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для детей в первом классе в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
3.22. Основной формой организации образовательного процесса в Учреждении является урок с постоянным составом детей. С детьми, временно освобожденными от пребывания в классе по состоянию здоровья, могут проводиться индивидуальные занятия по согласованию с врачом Учреждения.
Продолжительность академического часа, учебной недели определяется образовательным учреждением самостоятельно в установленных законодательством Российской Федерации пределах.
В середине каждого урока с детьми проводятся физкультурные занятия в течение 5 минут (3 - 4 упражнения для мышц плечевого пояса, спины, ног).
Продолжительность первой, четвертой и пятой перемен устанавливается 10 минут, второй и третьей перемен - 20 минут.
3.23. Промежуточная аттестация детей проводится по пятибалльной системе (минимальный балл - единица; максимальный балл - пять) в форме устных опросов, самостоятельных и контрольных работ, практических и лабораторных работ, зачетов, защиты рефератов, тестирования.
Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются за первую, вторую, третью и четвертую четверть.
Годовые оценки по всем предметам выставляются на основе фактического уровня знаний, умений и навыков с учетом четвертных и полугодовых оценок.
Промежуточная аттестация воспитанников регламентируется положением, принимаемым педагогическим советом Учреждения.
3.24. По просьбе родителей (законных представителей) директор Учреждения может отпускать детей домой на время каникул. Для детей, которые не могут выехать домой во время каникул к родителям, отдых организуется Учреждением.
3.25. Трудовое воспитание детей осуществляется на основе соединения обучения с приобретением трудовых навыков с учетом медицинских показаний и рекомендаций врачей-специалистов Учреждения. Участие детей в различных формах трудовой деятельности и мероприятиях основывается на принципе добровольности.
3.26. Количество классов в Учреждении определяется в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса и лечебно-оздоровительной работы.
3.27. Наполняемость классов в Учреждении не должна превышать 15 человек в общеобразовательных и 12 человек в специальных (коррекционных) классах, а в воспитательских группах соответственно - 7 и 12 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов с меньшей наполняемостью.
3.28. При проведении занятий в 4 - 9 классах по иностранному языку, в 5 - 9 классах по трудовому обучению, в 1 - 9 классах по лечебной физической культуре допускается деление класса на две группы.
3.29. Специальный (коррекционный) класс (группа) при проведении занятий по трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, факультативных занятий делится на две подгруппы. При делении класса на подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков.
3.30. Организация пятиразового питания в Учреждении осуществляется штатным персоналом в специально оборудованном помещении - столовой Учреждения в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации нормами питания.
3.31. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства детей, педагогических и медицинских работников.
Применение методов физического и психического насилия по отношению к детям не допускается.
3.32. В Учреждении создаются различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения по интересам.
3.33. К дополнительным платным образовательным услугам, предоставляемым Учреждением, относится преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, выходящих за рамки образовательных программ, реализуемых в Учреждении.
Дополнительные платные образовательные услуги предоставляются по запросам родителей (законных представителей) детей на договорной основе. Порядок их предоставления регламентируется положением о порядке предоставления дополнительных платных образовательных услуг, принимаемым попечительским советом. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
4. Организация
лечебно-оздоровительной работы
4.1. Медицинское обслуживание детей в Учреждении обеспечивается штатным медицинским персоналом. Учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала.
4.2. Контроль за медицинским обслуживанием детей, находящихся в Учреждении, осуществляется органами здравоохранения Республики Хакасия.
4.3. Медицинские работники доводят до сведения педагогических работников результаты углубленных осмотров детей, дают рекомендации по их медико-педагогической реабилитации; совместно с педагогами решают вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их участия в трудовой деятельности.
4.4. Медицинские работники совместно с педагогом-психологом оказывают помощь педагогическим работникам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к детям при осуществлении образовательного процесса с учетом особенностей их развития и состояния здоровья, в выполнении медико-психологических рекомендаций; ведут просветительскую работу среди детей, родителей (законных представителей), педагогических работников по ознакомлению с санитарно-гигиеническим режимом Учреждения, особенностями медицинской реабилитации, формирования у детей навыков здорового образа жизни.
4.5. Психологическую реабилитацию детей, консультативную и психопрофилактическую работу с педагогическими и медицинскими работниками, родителями (законными представителями) в Учреждении осуществляет педагог-психолог.
4.6. Лечебно-оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на оздоровление детей, осуществляются в Учреждении штатными медицинскими, а также педагогическими работниками Учреждения. В своей работе медицинские работники руководствуются соответствующими нормативными и методическими материалами органов здравоохранения.
4.7. Под руководством врачей-специалистов в Учреждении проводятся лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на профилактику рецидивов болезни и улучшение здоровья детей.
4.8. Занятия по лечебной физкультуре проводятся инструктором лечебной физкультуры или преподавателем, имеющим соответствующую подготовку.
4.9. Режим дня устанавливается с учетом максимального пребывания детей на воздухе, где предусматриваются проведение уроков и внеклассных мероприятий, большая перемена и дневной сон. Принятие процедур, определенных курсом лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально при условии согласования с расписанием занятий.
Режим дня составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в Учреждении. Распорядок дня регламентируется правилами проживания детей, принятыми педагогическим советом Учреждения.
4.10. В целях охраны здоровья детей в период проведения лечения медицинские работники могут рекомендовать детям со сниженной работоспособностью щадящий режим с предоставлением дополнительных дней отдыха в течение недели, а также выделение одного дня в неделю на проведение занятий физической культуры, спортивных мероприятий на воздухе, прогулок, походов, посещение выставок.
4.11. В Учреждении на каждого ребенка заводится медицинская карта, выписка из которой выдается родителям (законным представителям) по окончании срока пребывания ребенка в Учреждении или направляется в медицинское учреждение по месту жительства воспитанника.
4.12. Контроль за организацией и проведением комплекса реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий в Учреждении осуществляется Республиканским противотуберкулезным диспансером. Органы управления здравоохранением оказывают помощь Учреждению в укомплектовании его штата медицинским персоналом, повышении квалификации медицинских работников, привлечении научно-исследовательских и медицинских институтов для оказания консультативной помощи и во внедрении современных методов лечебно-оздоровительной работы.
4.13. При острой необходимости дети получают лечение в других лечебных учреждениях Республики Хакасия на договорной основе.
5. Финансы и имущество Учреждения
5.1. Имущество Учреждения находится в государственной собственности Республики Хакасия, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных целей, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
5.2. Источниками формирования имущества Учреждения являются:
имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления;
субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия;
средства, поступающие от приносящей доход деятельности;
другие не запрещенные законом поступления.
5.3. Доходы от приносящей доходы деятельности Учреждения и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.
5.4. Учреждение владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Крупная сделка может быть совершена Учреждением только с предварительного согласия Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов Учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
5.5. Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за Учреждением либо приобретенное Учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
5.6. Учреждение обязано эффективно использовать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, обеспечивать его сохранность, надлежащий учет и не допускать ухудшения его технического состояния за исключением случаев, связанных с нормальным износом и форс-мажорными обстоятельствами, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества, нести риск случайной гибели, порчи имущества.
5.7. Учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
5.8. Учреждение с согласия Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом вправе передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного Учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, Учреждение вправе вносить имущество, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в уставный капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника).
5.9. Учреждение обеспечивается в соответствии с установленными нормативами помещениями, сооружениями, автотранспортом и оборудованием для организации воспитательно-образовательного процесса, спортивных и массовых мероприятий, питания, медицинского, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, быта и отдыха воспитанников.
6. Управление Учреждением
6.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Хакасия, настоящим Уставом.
6.2. К исключительной компетенции Правительства Республики Хакасия относятся:
утверждение Устава, внесение изменений и дополнений в Устав Учреждения;
принятие решения о реорганизации, ликвидации и изменении типа Учреждения.
6.3. К компетенции Министерства образования и науки Республики Хакасия относятся:
определение приоритетных направлений деятельности Учреждения;
назначение и освобождение от должности директора Учреждения в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия;
согласование плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;
согласование отчетов о деятельности Учреждения, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности Учреждения;
согласование создания и ликвидации филиалов и представительств Учреждения;
осуществление контроля за деятельностью Учреждения в рамках своей компетенции в порядке, определенном Правительством Республики Хакасия;
формирование и утверждение государственного задания;
осуществление полномочий и функций учредителя, установленных нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
6.4. К компетенции Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом относятся:
определение основных принципов формирования и использования имущества Учреждения;
закрепление за Учреждением имущества на праве оперативного управления;
согласование сделок по распоряжению особо ценным движимым имуществом, закрепленным за Учреждением собственником или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Правительством Республики Хакасия на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом;
согласование сделок с имуществом, находящимся на праве оперативного управления, которым Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
согласование отчета об использовании имущества Учреждения;
принятие решения об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за Учреждением;
принятие решения о дальнейшем использовании имущества, оставшегося после ликвидации Учреждения;
осуществление контроля за деятельностью Учреждения в рамках своей компетенции в порядке, определенном Правительством Республики Хакасия.
6.5. Основными формами самоуправления в Учреждении являются Совет Учреждения, попечительский совет, педагогический совет, общее собрание трудового коллектива.
6.6. Высшим органом самоуправления является Совет Учреждения, избираемый на один год и состоящий из представителей родителей (законных представителей) детей, медицинских и педагогических работников Учреждения. Совет Учреждения действует на основании положения о Совете Учреждения.
К исключительной компетенции Совета Учреждения относится утверждение разработанных программ развития Учреждения.
Совет Учреждения собирается по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.
6.7. Педагогический совет (педсовет) - коллегиальный орган управления Учреждением, созданный в целях развития и совершенствования образовательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей, воспитателей.
Каждый сотрудник Учреждения, занятый в образовательной деятельности, а также воспитатели, библиотекарь, врачи Учреждения являются членами педсовета.
Педсовет действует на основании положения о педагогическом совете.
К исключительной компетенции педагогического совета относятся:
обсуждение и выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов образовательного процесса и способов их реализации;
утверждение годового календарного учебного графика, годового учебного плана;
организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
принятие решения о переводе, условном переводе детей в следующий класс, а также (по согласованию с родителями (законными представителями) детей) об оставлении на повторное обучение;
принятие локальных актов, относящихся к компетенции педагогического совета.
Педагогический совет собирается не реже 4 раз в год. Заседания педагогического совета протоколируются.
6.8. Трудовой коллектив составляют все работники Учреждения. Общее собрание трудового коллектива Учреждения вправе принимать решения, если в его работе участвует более половины работающих.
К исключительной компетенции общего собрания трудового коллектива относятся:
принятие Устава Учреждения, а также принятие изменений в Уставе;
принятие правил внутреннего трудового распорядка Учреждения;
принятие коллективного трудового договора;
утверждение ежегодного отчета администрации Учреждения о выполнении коллективного трудового договора;
определение численности и срока полномочий комиссии по трудовым спорам Учреждения, избрание ее членов;
выдвижение коллективных требований работников Учреждения и избрание полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора;
принятие локальных актов, относящихся к компетенции общего собрания трудового коллектива.
Общее собрание трудового коллектива собирается по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.
6.9. Попечительский совет создается в Учреждении в целях совершенствования условий быта, содержания детей, образовательного процесса и труда работников Учреждения.
К исключительной компетенции попечительского совета относятся:
оказание всесторонней, в том числе благотворительной, помощи детям, педагогическому, медицинскому и обслуживающему персоналу Учреждения;
участие в научных, производственных, правовых, финансовых, материально-технических проектах и программах развития Учреждения;
защита прав и интересов участников образовательного процесса;
формирование у детей здорового образа жизни;
участие в укреплении материально-технической базы Учреждения;
контроль за порядком предоставления дополнительных платных образовательных и медицинских услуг;
осуществление видов деятельности, которые не запрещены действующим законодательством.
Попечительский совет действует на основе положения о попечительском совете.
6.10. К компетенции директора Учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Правительства Республики Хакасия, Министерства образования и науки Республики Хакасия и Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
6.11. Директор Учреждения действует на принципах единоначалия, назначается и освобождается от должности в соответствии с действующим законодательством.
6.12. Директор Учреждения действует на основе законодательства Российской Федерации и Республики Хакасия, настоящего Устава и в соответствии с заключенным трудовым договором.
Директор Учреждения несет ответственность за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и настоящим Уставом.
6.13. Директор должен действовать в интересах представляемого им Учреждения добросовестно и разумно.
6.14. Директор выполняет следующие функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности Учреждения:
обеспечивает соблюдение целей, в интересах которых Учреждение создано;
действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его в государственных органах, организациях;
в пределах, установленных законом и настоящим Уставом, распоряжается имуществом Учреждения, заключает договоры, выдает доверенности;
открывает лицевые счета Учреждения в органах Федерального казначейства в установленном порядке;
обеспечивает составление и утверждение в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, бухгалтерской отчетности Учреждения;
определяет структуру управления деятельностью Учреждения, утверждает штатное расписание, правила внутреннего распорядка, графики работы и расписания занятий;
план финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;
принимает на работу и увольняет с работы работников Учреждения, заключает с ними трудовые договоры, применяет к работникам Учреждения дисциплинарные взыскания;
в пределах своей компетенции издает локальные нормативные акты, дает указания, обязательные для всех работников Учреждения;
осуществляет иные полномочия, установленные законодательством, настоящим Уставом и заключенным с ним трудовым договором.
6.15. Директор Учреждения несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
7. Права и обязанности Учреждения
7.1. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством.
7.2. Учреждение взаимодействует с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Учреждение имеет право:
планировать свою деятельность и определять перспективы развития Учреждения по согласованию с Министерством образования и науки Республики Хакасия;
сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях;
самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на платные услуги и продукцию за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации, Республики Хакасия предусмотрено государственное регулирование цен;
по согласованию с Министерством образования и науки Республики Хакасия создавать обособленные подразделения без прав юридического лица (филиалы, представительства), утверждать их положения и назначать руководителей. Имущество филиалов и представительств учитывается на отдельном балансе, входящем в сводный баланс Учреждения. Руководители филиалов и представительств действуют от имени Учреждения на основании доверенности, выданной директором Учреждения;
с согласия Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом вправе передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного Учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;
вносить имущество, указанное в предыдущем абзаце, в уставный капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника);
устанавливать структуру управления деятельностью Учреждения, штатное расписание, распределять должностные обязанности;
самостоятельно распоряжаться имеющимися финансовыми средствами в рамках сметы доходов и расходов;
привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;
образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
По инициативе воспитанников в Учреждении могут создаваться детские общественные объединения.
7.4. Учреждение обязано:
вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном порядке, представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации, отчитываться о результатах деятельности в порядке и сроки, установленные учредителем, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия;
обеспечивать выполнение государственного задания в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителя;
нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных и налоговых обязательств, качество работ и услуг;
обеспечивать выполнение мероприятий по энергосбережению, гражданской обороне, противопожарной безопасности и мобилизационной подготовке;
обеспечивать защиту информации конфиденциального характера (включая персональные данные), учет и сохранность документов постоянного хранения и по личному составу и своевременную передачу их на государственное хранение при ликвидации или реорганизации Учреждения;
оплачивать труд работников Учреждения с соблюдением гарантий, установленных трудовым законодательством;
обеспечивать в установленном порядке открытость и доступность документов, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;
обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести в установленном порядке ответственность за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
проводить мероприятия по охране труда и технике безопасности;
проводить обучение работников безопасным методам и приемам труда;
обеспечивать работников санитарно-бытовыми помещениями, средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни и здоровья, гарантии обязательного медицинского и социального страхования членов трудового коллектива Учреждения, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.5. Учреждение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за:
реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
качество образования своих выпускников;
жизнь и здоровье детей и работников Учреждения во время образовательного процесса, воспитания и содержания детей;
нарушение прав и свобод детей и работников Учреждения.
8. Права и обязанности участников образовательного процесса Учреждения
8.1. Участниками образовательного процесса в Учреждении являются дети, педагогические и медицинские работники, родители (законные представители).
8.2. Дети в Учреждении имеют право на:
получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями;
обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам;
ускоренный курс обучения;
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
участие в управлении Учреждением;
свободное выражение собственных мнений и убеждений;
защиту своих прав и интересов;
уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;
другие гарантии и льготы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
8.3. Дети обязаны:
выполнять Устав, правила внутреннего распорядка Учреждения;
добросовестно учиться и выполнять предписания медицинских работников Учреждения;
бережно относиться к имуществу Учреждения;
уважать честь и достоинство других детей и работников Учреждения;
выполнять требования работников Учреждения в части, отнесенной Уставом и иными документами к их компетенции.
8.4. Образовательный процесс в специальных (коррекционных) классах осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности специального (коррекционного) учреждения VIII вида.
8.5. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 7 августа 2012 г. N 510 настоящее приложение дополнено пунктом 8.5.1
8.5.1. К трудовой деятельности в Учреждении не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 7 августа 2012 г. N 510 в пункт 8.6 настоящего приложения внесены изменения
8.6. К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
8.7. Комплектование штата работников Учреждения осуществляется на основе трудовых договоров, условия которых не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации. Заработная плата и должностной оклад работнику Учреждения выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором, согласно действующему законодательству.
Для педагогических и медицинских работников при устройстве на работу в Учреждение необходимы следующие документы:
заявление о приеме на работу на имя директора Учреждения;
паспорт;
диплом об образовании;
трудовая книжка;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
санитарная книжка с записью о допуске к работе в Учреждении;
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) по факту уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - для педагогических работников.
8.8. При приеме на работу администрация Учреждения под расписку знакомит работника с Уставом Учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией, инструкциями по охране труда и технике безопасности, коллективным трудовым договором, другими документами, регламентирующими деятельность Учреждения.
8.9. Педагогические работники Учреждения имеют право на:
оплату труда за выполнение ими функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовыми договорами;
защиту своей профессиональной чести и достоинства;
самостоятельный выбор и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной Учреждением, методов оценки знаний воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в Учреждении, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным Учреждением;
не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (с этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях повышения квалификации);
прохождение аттестации на добровольной основе на первую и высшую квалификационную категорию и ее получение в случае успешного прохождения аттестации;
участие в управлении Учреждением в форме, определяемой настоящим Уставом;
сокращенную рабочую неделю;
удлиненный оплачиваемый отпуск;
ежемесячную денежную компенсацию в установленном Законом Республики Хакасия "Об образовании" порядке для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
педагоги имеют право на длительный, сроком до 1 года, отпуск не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской деятельности;
социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также на дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам в Республике Хакасия.
8.10. Педагогические и медицинские работники Учреждения обязаны:
выполнять Устав Учреждения и правила внутреннего трудового распорядка;
выполнять условия трудового договора и должностные инструкции;
проходить периодические медицинские обследования;
педагогические работники, не имеющие первой или высшей квалификационной категории, обязаны проходить один раз в пять лет аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
8.11. Родители (законные представители) имеют право:
защищать законные права и интересы детей;
участвовать в управлении Учреждением в форме, определяемой настоящим Уставом;
знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса;
знакомиться с оценками успеваемости детей, беседовать с учителями и воспитателями;
знакомиться с ходом лечения и состоянием здоровья детей;
знакомиться с Уставом Учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
8.12. Родители (законные представители) обязаны:
нести ответственность за воспитание и обучение своих детей;
выполнять Устав Учреждения.
9. Реорганизация,
изменение типа и ликвидация Учреждения, внесение изменений в Устав
9.1. Ликвидация, изменение типа и реорганизация Учреждения осуществляются в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия, действующим законодательством Российской Федерации или по решению суда.
9.2. Реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
9.3. При реорганизации Учреждения вносятся необходимые изменения в Устав и Единый государственный реестр юридических лиц.
Реорганизация влечет за собой переход прав и обязанностей Учреждения к его правопреемнику в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Учреждение считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации в форме присоединения к нему другого юридического лица Учреждение считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
9.4. Ликвидация Учреждения влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
9.5. В случае принятия решения о ликвидации Учреждения Учредитель назначает ликвидационную комиссию.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Учреждения.
Ликвидационная комиссия от имени Учреждения выступает в суде.
9.6. Имущество Учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передается ликвидационной комиссией Государственному комитету Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
9.7. При ликвидации и реорганизации Учреждения высвобождаемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.8. При реорганизации Учреждения все документы, образовавшиеся в процессе его деятельности, в том числе документы по личному составу, передаются на хранение правопреемнику, а при ликвидации - в Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Национальный архив".
9.9. Изменения в Устав Учреждения вносятся в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия.
9.10. В Учреждении должны быть созданы все условия работникам и обучающимся для ознакомления с проектом дополнений и (или) изменений к Уставу Учреждения и внесения в него предложений и замечаний.
10. Регламентация
деятельности Учреждения
10.1. Деятельность Учреждения регламентируется следующими видами локальных актов:
приказами директора Учреждения;
правилами внутреннего трудового распорядка;
инструкциями по технике безопасности;
правилами для детей;
положением о Совете Учреждения;
положением о педагогическом совете;
положением о попечительском совете;
положением о порядке предоставления дополнительных платных образовательных услуг;
положением о промежуточной аттестации детей;
положением о методическом объединении;
положением о конфликтной комиссии;
положением об аттестационной комиссии по аттестации педагогов на вторую квалификационную категорию;
положением о предпринимательской деятельности;
положением о фонде материального поощрения;
положением о комиссии по трудовым спорам;
должностными инструкциями;
коллективным трудовым договором;
положением о структурном подразделении - оздоровительном лагере.
10.2. Локальные акты Учреждения не могут противоречить законодательству Российской Федерации и Республики Хакасия, а также настоящему Уставу.
10.3. Изменения в настоящий Устав принимаются общим собранием трудового коллектива Учреждения, утверждаются Учредителем и проходят регистрацию в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
10.4. При необходимости регламентации деятельности Учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к настоящему Уставу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.