Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Текстовая часть государственной программы Республики Хакасия "Региональная политика Республики Хакасия"
1.1. Цели и задачи государственной программы
Цель и задачи государственной программы соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Хакасия, направленным на содействие развитию "человеческого капитала", повышение качества и доступности государственных услуг для граждан, формирование благоприятных условий для гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, организацию создания и распространения качественных информационных проектов, стимулирование и организацию процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Республику Хакасия.
Цель государственной программы - обеспечение сбалансированного развития Республики Хакасия.
Достижение цели предполагает выполнение в рамках государственной программы следующих задач:
повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Республике Хакасия и поощрение достижения наилучших значений показателей их деятельности, содействие социально-экономическому развитию муниципальных образований (в том числе монопрофильных) и в целом Республики Хакасия;
укрепление единства многонационального народа Российской Федерации в Республике Хакасия;
реализация конституционных прав граждан на доступ к социально значимой и официальной информации через средства массовой информации;
стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Республику Хакасия;
производство и (или) распространение качественных информационно- публицистических, научно-популярных и просветительских материалов и программ по социально значимой тематике.
Исходя из указанной цели и задач государственной программы, определены цели и задачи подпрограмм.
Цель подпрограммы 1 - повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Республике Хакасия и поощрение достижения наилучших значений показателей их деятельности, содействие социально-экономическому развитию муниципальных образований (в том числе монопрофильных) и в целом Республики Хакасия.
Для достижения цели подпрограммы 1 планируется выполнение следующих задач:
1) стимулирование эффективности деятельности органов местного самоуправления в Республике Хакасия, направленной на достижение наилучших значений показателей их деятельности;
2) формирование комплекса мер, стимулирующих социально-экономическое развитие муниципальных образований Республики Хакасия (в том числе монопрофильных).
Цель подпрограммы 2 - упрочение общероссийского гражданского единства и сохранение этнокультурного многообразия народов России, проживающих на территории Республики Хакасия.
Для достижения цели подпрограммы 2 планируется выполнение следующих задач:
1) создание условий для укрепления общероссийского гражданского единства в Республике Хакасия:
2) сохранение этнокультурной самобытности народов России, проживающих на территории Республики Хакасия.
Цель подпрограммы 3 - реализация конституционных прав граждан на доступ к социально значимой и официальной информации через средства массовой информации.
Для достижения цели подпрограммы 3 планируется выполнение следующей задачи - создание условий для получения гражданами и организациями своевременной и объективной социально значимой информации, обеспечение доступа граждан и организаций к нормативным правовым актам органов государственной власти Республики Хакасия, иным правовым актам и официальной информации органов государственной власти Республики Хакасия.
Подпрограмма 4 разработана с целью реализации на территории Республики Хакасия государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Государственная программа), соответствует целям, задачам и приоритетам развития Республики Хакасия, определенным Стратегией социально- экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 (с последующими изменениями).
Для достижения цели подпрограммы 4 планируется выполнение следующих задач:
1) создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Республику Хакасия для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона;
2) создание условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве;
3) содействие обеспечению потребности экономики Республики Хакасия в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, развитию малого и среднего предпринимательства, привлечение перспективной молодежи для получения образования в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Хакасия.
Министерство труда и занятости Республики Хакасия является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, ответственным за реализацию подпрограммы 4.
В подпрограмме 4 используются следующие основные понятия:
а) соотечественник - лицо, определенное Федеральным законом от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с последующими изменениями);
б) участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца;
в) член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Вышеуказанная Государственная программа направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов, а также на стабилизацию численности населения Российской Федерации.
Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы в Российской Федерации. В последние годы в Российской Федерации складывается благоприятная тенденция снижения естественной убыли населения, которая дополняется устойчивым миграционным приростом населения. Данная ситуация характерна и для Сибирского федерального округа.
Показатели демографического развития в Республике Хакасия также имеют позитивную динамику. Так, численность постоянного населения на начало 2016 года по сравнению с соответствующей датой 2014 года увеличилась на 3,8 тыс. человек и составила 536,8 тыс. человек. Формирование положительной динамики численности населения происходит под воздействием факторов естественного и миграционного прироста. Естественный прирост населения в 2014 году составил 1146 человек, в 2015 году - 695 человек, миграционный прирост в 2014 году составил 571 человек, в 2015 году - 313 человек.
Положительное сальдо миграции в Республике Хакасия в 2014, 2015 годах обеспечивалось за счет международной миграции. В миграционные потоки наиболее вовлечены лица трудоспособного возраста, на долю которых пришлось 70% всех мигрантов.
Росту миграционного притока способствовала реализация подпрограммы 4 "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Хакасия соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы "Региональная политика Республики Хакасия (2014-2016 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 622 (с последующими изменениями).
За 2014, 2015 годы в Республику Хакасия прибыли 538 соотечественников, из них в трудоспособном возрасте -468 человек (87% от числа прибывших).
Предполагается увеличение численности населения Республики Хакасия к 2021 году до 544,3 тыс. человек или на 1,0% по отношению к 2016 году без учета привлечения соотечественников и до 545,2 тыс. человек или на 1,1% по отношению к 2016 году с учетом привлечения соотечественников. При этом численность населения в трудоспособном возрасте будет снижаться, а численность населения старше и моложе трудоспособного возраста расти.
Таким образом, рынок труда Республики Хакасия функционирует в условиях постепенного сокращения численности трудоспособного населения и нарастающей потребности в работниках: от высококвалифицированных специалистов и управленцев до квалифицированных рабочих.
Кроме того, нехватка трудовых ресурсов будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации инвестиционных проектов.
Подпрограмма 4 имеет комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом и желающих переселиться на постоянное место жительства в Республику Хакасия.
Предметом регулирования подпрограммы 4 является система государственных гарантий и мер социальной поддержки, предоставляемых соотечественникам, направленная на оказание содействия их добровольному переселению в Республику Хакасия, стимулирование роста численности постоянного населения региона.
Сфера действия подпрограммы 4 - социальная.
Подпрограмма 4 представляет собой проект переселения и будет реализована на всей территории Республики Хакасия в соответствии с действующим законодательством.
1.2. Риски реализации государственной программы
Важным условием успешной реализации государственной программы является управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение цели государственной программы.
К основным рискам реализации государственной программы относятся:
недофинансирование мероприятий государственной программы из средств республиканского бюджета Республики Хакасия;
нормативно-правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия государственной программы;
сложность в координации в ходе реализации государственной программы в связи со значительным количеством исполнителей государственной программы, усложняющим процесс взаимодействия;
несвоевременное соблюдение сроков реализации мероприятий государственной программы.
Возникновение указанных рисков может привести к недостижению плановых значений показателей государственной программы и конечных результатов реализации государственной программы.
В случае возникновения рисков реализации государственной программы необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на выявление и устранение (минимизацию) вероятностных неблагоприятных ситуаций.
Минимизировать возможные отклонения в выполнении программных мероприятий и исключить неблагоприятные последствия позволит осуществление рационального управления реализацией государственной программы.
Для своевременного выявления и устранения (минимизации) рисков ответственный исполнитель государственной программы запрашивает у соисполнителей и исполнителей государственной программы информацию, необходимую для осуществления контроля за ходом реализации государственной программы.
Контроль за ходом реализации государственной программы осуществляется ежеквартально ответственным исполнителем - Министерством национальной и территориальной политики Республики Хакасия.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных в подпрограмме 4 задач, являются:
1) отказ работодателей от трудоустройства соотечественников;
2) несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы квалификации или деятельности, заявленных соотечественником;
3) жилищная необустроенность соотечественников;
4) нарушение процесса адаптации участников Государственной программы и членов их семей в Республике Хакасия;
5) отказ от участия в Государственной программе и выезд участников Государственной программы и членов их семей на постоянное место жительства из Республики Хакасия ранее чем через три года со дня постановки на учет в Министерстве внутренних дел по Республике Хакасия.
Для управления указанными рисками предусматриваются следующие меры, направленные на их снижение:
1) предоставление информационных, консультационных, юридических и других услуг по вопросам оказания содействия добровольному переселению в Республику Хакасия соотечественников, проживающих за рубежом;
2) организация работы по разъяснению законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и их ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
3) реализация мероприятий по переподготовке переселенцев в целях их трудоустройства;
4) предоставление возможности открытия собственного дела;
5) содействие во временном размещении по прибытии в Республику Хакасия.
В целях снижения рисков реализации подпрограммы 4 предполагается проведение следующих мероприятий:
1) предварительный подбор вариантов подходящей работы по заявленным в органы службы занятости населения вакансиям;
2) реализация мероприятий по содействию участнику Государственной программы в самостоятельном поиске работы, в том числе вовлечение в программы профессиональной и социальной адаптации, переподготовки, предоставление возможности открытия собственного дела;
3) заблаговременная проработка вариантов временного размещения участников Государственной программы переселения и членов их семей;
4) отражение в информационном пакете для участника Государственной программы полной информации об условиях временного найма жилья и стоимости проживания, условий приобретения постоянного жилья, наличия финансовых средств на первичное обустройство, дополнительных мерах по поддержке соотечественников, предусмотренных подпрограммой 4, и условиях их предоставления;
5) вовлечение участников Государственной программы в программы ипотечного кредитования жилья, другие программы с учетом финансовых возможностей участников Государственной программы;
6) вовлечение участников Государственной программы в культурно- массовые мероприятия, проходящие на территории Республики Хакасия;
7) наличие в подпрограмме критериев отбора соотечественников по профессионально-квалификационному признаку;
8) оказание содействия в переподготовке по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда Республики Хакасия;
9) формирование и реализация мер по решению проблемы трудоустройства переселенцев после окончания реализации подпрограммы 4;
10) реализация программ переподготовки переселенцев с целью их трудоустройства;
11) размещение информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (информационном ресурсе "Автоматизированная информационная система "Соотечественники", интерактивном портале Министерства труда и занятости Республики Хакасия, сайте Министерства внутренних дел по Республике Хакасия);
12) организация работы по разъяснению законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и их ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
13) организация разъяснительной работы о задачах Государственной программы в целях формирования толерантного отношения к переселенцам.
В целях снижения рисков при реализации подпрограммы 4 устанавливаются следующие критерии соответствия соотечественников требованиям подпрограммы 4:
1) соотечественники, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории Республики Хакасия либо получившие временное убежище в Российской Федерации, осуществляющие на законных основаниях документально подтверждаемую трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность не менее шести месяцев на момент подачи заявления на участие в Государственной программе и желающие постоянно проживать в Республике Хакасия;
2) соотечественники трудоспособного возраста, достигшие 18 лет, обладающие дееспособностью, соответствующие требованиям, установленным Государственной программой, и желающие переселиться на постоянное место жительства в Республику Хакасия в целях:
осуществления трудовой деятельности по востребованным на рынке труда Республики Хакасия профессиям (специальностям);
получения среднего профессионального и (или) высшего образования в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Хакасия;
осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.
При принятии решения Межведомственной комиссией о признании участником Государственной программы отдается предпочтение иностранным гражданам, получающим среднее профессиональное, высшее образование в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Хакасия, квалифицированным специалистам, научным работникам, студентам, перспективной молодежи и соотечественникам, занимающимся сельскохозяйственным производством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.