Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Соглашению между Правительством
Республики Хакасия и органом
местного самоуправления городского
округа (муниципального района)
Республики Хакасия о совместных
действиях в области социально-
экономического развития
ПРИМЕРНЫЙ МАКЕТ
комплексной программы социально-экономического развития
муниципального образования
Установленная в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) система местного самоуправления обуславливает необходимость разработки двух подходов к формированию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. Первый тип комплексных программ (городской округ, муниципальный район) включает в себя концепцию, стратегический, долгосрочный, среднесрочный, текущий планы, а для муниципальных районов - приоритетные направления развития входящих в них поселений.
Второй тип комплексных программ разрабатывается для городских и сельских поселений. Так как задачи формирования приоритетов развития поселения на долгосрочный период решаются ими в рамках единой концепции социально-экономического развития совместно с муниципальными районами, комплексная программа может не содержать раздела долгосрочного планирования. Комплексная программа для городского и сельского поселения включает в себя приоритетные направления развития поселения, среднесрочный и текущий план.
Схема муниципального планирования
I. Концепция развития муниципального образования
На этапе разработки концепции развития муниципального образования должна быть сформирована согласованная система идей и взглядов власти, бизнеса и населения о стратегических целях и приоритетных направлениях социально-экономического развития муниципального образования, а также этапах реализации намеченных целей и задач. Концепция разрабатывается на период до 2020 года.
II. Стратегические цели и приоритетные направления развития муниципального образования
Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования является механизмом реализации концепции развития муниципального образования. Стратегический план должен быть направлен только на самое главное - обеспечение реализации стратегических приоритетов. Он должен касаться только тех отраслей и сфер, которые могут иметь определяющее значение для достижения поставленной концепцией стратегической цели.
III. Примерный макет комплексной программы социально-экономического развития городского округа, муниципального района на период до 2020 года
ПРИМЕРНЫЙ МАКЕТ
комплексной программы социально-экономического развития городского округа,
муниципального района на период до 2020 года
Паспорт Программы
Паспорт комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования (далее - Программа) разрабатывается в соответствии с приложением 1.
Введение
Определяется необходимость, актуальность разработки Программы.
1. Социально-экономическое положение муниципального образования
1.1.Основные социально-экономические характеристики
Характеристика социально-экономического положения муниципального образования включает:
общую информацию о муниципальном образовании с данными о годе образования, географическом положении, природно-климатических условиях, размере занимаемой территории, расстоянии до административного центра республики, перечне входящих в его состав городских и сельских поселений, численности и плотности проживающего населения, основных отраслях экономики, главных транспортных магистралях и т.д.;
анализ социально-экономического положения муниципального образования за предшествующий трех(пяти)летний период (динамика показателей развития экономики, социальной сферы, рынка труда, рынка финансов, потребительского рынка, бюджета муниципального образования). Для объективной оценки социально-экономического положения среднедушевые (удельные) значения показателей целесообразно сравнить с показателями соседних или сходных по специализации и типу хозяйства муниципальных образований, а также с показателями по республике в целом.
1.1.1. Демографическая ситуация, рынок труда и уровень жизни населения.
1.1.2. Социальная сфера (образование, здравоохранение, социальная защита, культура, физическая культура и спорт).
1.1.3. Сельское хозяйство.
1.1.4. Инвестиции.
1.1.5. Малое предпринимательство.
1.1.6. Потребительский рынок.
1.1.7. Промышленность.
1.1.8. Транспорт и дорожное хозяйство.
1.1.9. Жилищно-коммунальное хозяйство.
1.1.10. Финансы.
Раздел может быть дополнен иными подразделами.
1.2. Основные проблемы социально-экономического развития
Проблемы социально-экономического развития формируются на основании проведенного анализа за ряд лет. Анализ целесообразно завершить характеристикой основных проблем, решение которых и составит основное содержание программы. Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач программы и позволяет распределить их по этапам программы.
1.3. Резервы социально-экономического развития
Резервы социально-экономического развития - наличие свободных земельных ресурсов, пригодных для развития сельского хозяйства; природных ресурсов, которые могут представлять интерес для промышленного освоения; недоиспользованных производственных мощностей; подготовленных площадок, пригодных для промышленного развития; свободных трудовых ресурсов; возможность кооперации с другими территориями и т.д.
1.4. SWOT-анализ муниципального образования
На основе анализа социально-экономического положения и данных о ресурсах социально-экономического развития делаются выводы о проблемах и тенденциях развития муниципального образования, разрабатывается SWOT-анализ и определяются конкурентные преимущества муниципального образования.
Результаты SWOT-анализа создают объективную основу для системного построения целей и задач программы.
2. Основные направления развития социально-экономической политики
муниципального образования
2.1. Цель и основные задачи
Формулируемые в разделе цель и задачи Программы должны ориентироваться на стратегические цели и основные положения программы социально-экономического развития республики, ведомственных целевых программ и учитывать прогноз социально-экономического развития.
2.2. Сроки и этапы реализации
Сроки и этапы реализации Программы предлагается сформулировать в долгосрочной перспективе и среднесрочной перспективе. Среднесрочную перспективу предлагается представить с разбивкой по этапам: годовые и среднесрочные цели.
2.3. Долгосрочное планирование
Долгосрочный план должен составляться на 10 лет, должен совпадать со сроками долгосрочного планирования республики. Долгосрочный план не должен быть чрезмерно объемным. Содержание разделов долгосрочного плана должно обеспечивать возможность актуализации показателей по мере реализации локальных, среднесрочных целей, задач и программ. Первый этап реализации долгосрочного плана - это реализация среднесрочного плана.
2.4. Среднесрочное и текущее планирование
Среднесрочный план должен составляться на 5 лет, годовой план - на один год. Основными инструментами реализации среднесрочного плана являются конкретные инвестиционные программы, проекты, планы действий, бизнес-планы. Текущий, годовой план социально-экономического развития муниципального образования первый раз формируется одновременно со среднесрочным и долгосрочным планами, во второй и последующие разы - после принятия бюджета муниципального образования.
2.5. Нормативная правовая база муниципального образования
Целесообразно указать нормативные правовые акты, принятие которых необходимо для достижения среднесрочных программных целей и решения поставленных задач. Перечень нормативных правовых актов с указанием цели и сроков принятия приводится в приложении 4.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий является совокупностью преобразований, мероприятий и проектов в социальной и экономической сфере, выполнение которых обеспечивает осуществление Программы в целом.
Систему программных мероприятий рекомендуется разработать на среднесрочный период.
Все программные мероприятия рекомендуется сгруппировать в соответствии со среднесрочными целями и задачами Программы.
Каждое мероприятие характеризуется:
целью и задачей Программы, на достижение (решение) которых оно направлено;
конкретным планом действий (содержанием мероприятия);
сроками выполнения;
органом, ответственным за выполнение;
объемом и источниками финансирования;
показателями бюджетной и социальной эффективности;
результатами реализации.
Перечень программных мероприятий с информацией о содержании мероприятия, сроках реализации, результатах реализации с указанием органа, ответственного за выполнение мероприятия, приводится в приложении 2.
Значения объемов и источников финансирования с разбивкой по годам реализации приводятся в приложении 3.
По каждому из представленных в Программе инвестиционных проектов рекомендуется приводить аннотацию согласно приложению 5 - в случае наличия инвестиционных проектов, по которым определен инвестор.
По каждой из программных целей необходимо указать целевые показатели (индикаторы) на среднесрочную перспективу, достижение которых планируется обеспечить за счет реализации системы программных мероприятий согласно приложению 6.
Показатели Программы приводятся в ценах соответствующих лет.
4. Ресурсное обеспечение
В данном разделе определяется общий объем финансирования Программы (системы программных мероприятий) с указанием возможных источников финансирования и сроков их выделения.
В качестве финансовых источников могут выступать:
средства федерального бюджета;
средства республиканского бюджета;
средства бюджета муниципального образования;
внебюджетные источники (собственные средства предприятий, заемные средства, средства кредитных учреждений, другие источники финансирования).
Обязательными источниками финансирования из вышеперечисленных выступают средства бюджета муниципального образования, а также внебюджетные источники.
5. Оценка эффективности реализации
Данный раздел содержит расчет эффективности реализации мероприятий программы, оценку социально-экономических последствий реализации мероприятий Программы.
1. Эффективность реализации мероприятий Программы:
эффективность мероприятий по реформированию экономики оценивается через степень их влияния на улучшение инвестиционного климата и рост инвестиций, улучшение показателей социальной сферы и др.;
эффективность мероприятий в социальной сфере оценивается через улучшение соответствующих демографических и социальных показателей;
эффективность инвестиционных проектов характеризуется системой следующих показателей:
- показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия реализации проекта для федерального, республиканского и местного бюджета;
- показатели социальной эффективности, отражающие последствия реализации проекта для населения региона.
2. Оценка социально-экономических последствий реализации мероприятий Программы. В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения муниципального образования в результате реализации Программы могут быть приняты следующие показатели:
- уровень бюджетной обеспеченности;
- объем промышленного и сельскохозяйственного производства за период реализации Программы;
- повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования (динамика инвестиций за период реализации Программы по источникам финансирования);
- увеличение количества малых предприятий, объемов производства товаров (работ, услуг) и доли в налоговых поступлениях муниципального образования;
- социальный эффект, в том числе количество созданных и сохраненных рабочих мест.
6. Механизм реализации
Необходимо описать организационные, экономические и правовые механизмы, необходимые для полноценной реализации Программы.
Целесообразно отметить базовый принцип, определяющий построение механизма реализации Программы - принцип "баланса интересов", который подразумевает обеспечение соблюдения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня, участвующих в реализации Программы.
При принятии и корректировке Программы необходимо предусматривать меры по развитию межрегиональных связей, обеспечить ее межрегиональное согласование, а также крупных инфраструктурных проектов межрегионального значения в процессе их разработки, принятия и актуализации.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Формы и методы управления реализацией Программы определяются органами местного самоуправления.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляют органы местного самоуправления.
Рекомендуется предусмотреть механизм взаимодействия с органами государственной власти республики.
К основным функциям органов местного самоуправления в процессе планирования социально-экономического развития муниципального образования могут быть отнесены:
- подготовка проекта Программы, утверждение Программы в установленном порядке;
- координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций;
- подготовка отчетов о реализации Программы, корректировка Программы.
Приложение 1
к Примерному макету комплексной
программы социально-экономического
развития городского округа,
муниципального района на период
до 2020 года
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование |
- |
__________________________________________________ |
Основание для разработки |
- |
__________________________________________________ (наименование, номер и дата нормативного акта) |
Основные разработчики |
- |
__________________________________________________ |
Основная цель |
- |
__________________________________________________ |
Основные задачи |
- |
__________________________________________________ |
Сроки и этапы реализации |
- |
__________________________________________________ |
Перечень основных мероприятий (приоритетов) |
- |
__________________________________________________ |
Объемы и источники финансирования |
- |
__________________________________________________ |
Механизм управления реализацией |
- |
__________________________________________________ |
Ожидаемые результаты реализации |
- |
__________________________________________________ |
Приложение 2
к Примерному макету комплексной
программы социально-экономического
развития городского округа,
муниципального района на период
до 2020 года
Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки выполнения |
Содержание мероприятия |
Ожидаемые результаты |
Орган, ответственный за выполнение мероприятия |
|
Раздел 1 |
|
|
|
|
1.1. |
Мероприятие 1 |
|
|
|
|
1.2. |
Мероприятие 2 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
Раздел 2 |
|
|
|
|
2.1. |
Мероприятие 1 |
|
|
|
|
2.2. |
Мероприятие 2 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
Приложение 3
к Примерному макету комплексной
программы социально-экономического
развития городского округа,
муниципального района на период
до 2020 года
Объемы и источники финансирования Программы
тыс. рублей
N * |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования, всего |
В том числе |
|||
федеральный бюджет |
республи- канский бюджет |
муниципаль- ный бюджет |
внебюд- жетные источники |
|||
1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
2011 год |
|
|
|
|
|
|
2012 год |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
2015 год |
|
|
|
|
|
1.2 |
|
|
|
|
|
|
|
2011 год |
|
|
|
|
|
|
2012 год |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
2015 год |
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
Итого по Программе |
|
|
|
|
|
|
2011 год |
|
|
|
|
|
|
2012 год |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
2015 год |
|
|
|
|
|
* в соответствии с нумерацией Перечня программных мероприятий.
Приложение 4
к Примерному макету комплексной
программы социально-экономического
развития городского округа,
муниципального района на период
до 2020 года
Нормативная правовая база
Наименование нормативного правового акта |
Срок принятия (подготовки) |
Цель принятия нормативного правового акта, регулируемые вопросы |
1 |
|
|
2 |
|
|
... |
|
|
Приложение 5
к Примерному макету комплексной
программы социально-экономического
развития городского округа,
муниципального района на период
до 2020 года
Паспорт инвестиционного проекта*
Наименование |
Описательная часть |
|
1. Наименование инвестиционного проекта |
|
|
2. Место реализации проекта (муниципальное образование, населенный пункт) |
|
|
3. Инициатор инвестиционного проекта (наименование, организационно-правовая форма) |
|
|
4. Цель инвестиционного проекта (организация нового производства с выпуском новой продукции, расширение производства, развитие сферы услуг, повышения качественного уровня услуг, строительство, социальная направленность и др.)** |
|
|
5. Основные характеристики инвестиционного проекта |
|
|
5.1. Наименование продукции, работ, услуг |
|
|
5.2. Основные группы потребителей продукции (рынок сбыта) |
|
|
5.3. Проектная мощность |
|
|
5.4. Обеспеченность трудовыми ресурсами*** |
|
|
5.5. Обеспеченность объектами инженерной инфраструктуры (транспортная, энергетическая, коммунальная и др.) |
|
|
|
5.5.1. Существующая |
|
| ||
| ||
5.5.2. Необходимая |
|
|
| ||
| ||
| ||
5.6. Сроки, этапы, объемы финансирования по реализации инвестиционного проекта, по годам |
|
|
5.7. Основные виды затрат |
|
|
5.8. Сметная стоимость инвестиционного проекта, всего |
|
|
5.9. Состояние проработки инвестиционного проекта. Наличие необходимой разрешительной документации, номер и дата получения/разработки |
|
или сроки их получения |
|
|
5.10. Социально-бюджетная эффективность инвестиционного проекта |
|
|
|
5.10.1. Создаваемые рабочие места |
|
5.10.2. Налоговые поступления |
|
|
|
5.10.3.Прибыль (убыток) до налогообложения |
|
5.11. Финансово-экономическая эффективность инвестиционного проекта |
|
|
|
5.11.1. Срок окупаемости |
|
5.11.2. Срок возврата инвестиций |
|
|
5.11.3. Рентабельность |
|
|
5.11.4. Иные экономические характеристики проекта (NPV, IRR, PI) |
|
|
6. Затраты на реализацию проекта |
|
|
6.1. Собственные средства инвестора |
|
|
6.2. Привлекаемые средства |
|
|
6.3. Бюджетное финансирование (средства государственной поддержки по источникам) |
|
|
7. Контактная информация об инициаторе инвестиционного проекта |
|
* Для инвестиционных проектов, по которым определен инвестор, а также юридические (физические) лица, их реализующие.
** Цель инвестиционного проекта должна отражать основные направления развития бизнеса, преследуемые инициатором проекта, и возможный вклад в социальное развитие территории, на которой проект реализуется или будет реализовываться, например: "Обеспечение потребителей Республики Хакасия и сопредельных регионов в высококачественных строительных материалах" или "Строительство современного туристского комплекса в целях обеспечения полным комплексом туристских услуг населения и гостей региона".
*** Необходимо указать планируемое использование трудовых ресурсов (местное население, привлечение специалистов с других территорий, вахтовый метод и др.).
Приложение 6
к Примерному макету комплексной
программы социально-экономического
развития городского округа,
муниципального района на период
до 2020 года
Основные целевые показатели (индикаторы) уровня достижения цели по
приоритетным направлениям деятельности
N |
Наименование целей и показателей достижения целей (индикаторов) |
Ед. изм. |
Среднесрочная перспектива |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
|
Цель 1 |
|
|
|
|
|
|
1. |
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
|
2. |
Показатель 2 |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель 2 |
|
|
|
|
|
|
1. |
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
|
2. |
Показатель 2 |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.