Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочный бюджетный прогноз Республики Хакасия на период до 2030 года
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 февраля 2017 г. N 75)
1. Цели и задачи бюджетного прогнозирования
Долгосрочный бюджетный прогноз Республики Хакасия на период до 2030 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Хакасия на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.06.2015 N 311.
Целью разработки Бюджетного прогноза является оценка долгосрочной динамики бюджетных параметров, которая позволит путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности республиканского и местных бюджетов, а также достижение стратегических целей социально- экономического развития Республики Хакасия.
Исходя из целеполагания Бюджетного прогноза, определены следующие задачи, способствующие достижению эффективных результатов:
осуществление бюджетного прогнозирования на период, позволяющий оценить основные изменения и последствия социально-экономических и иных событий, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджетной системы Республики Хакасия;
принятие дополнительных мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, которые способствуют сбалансированности бюджетов, а также решению ключевых задач социально-экономического развития республики в долгосрочном периоде;
профилактика бюджетных рисков для бюджетов бюджетной системы Республики Хакасия с целью заблаговременного выявления негативных последствий и принятия мер по их минимизации;
определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Хакасия, на период их действия;
обеспечение взаимного соответствия и координации бюджетного прогноза с другими документами стратегического планирования, в первую очередь, с прогнозом социально-экономического развития Республики Хакасия на долгосрочный период и государственными программами Республики Хакасия:
систематизация и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков.
2. Основные итоги развития консолидированного, республиканского бюджетов Республики Хакасия за 2014, 2015 годы и текущие характеристики
Консолидированный бюджет Республики Хакасия включает в себя республиканский бюджет, бюджеты пяти городов, восьми муниципальных районов, 87 поселений, входящих в состав муниципальных районов, а также бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия.
Характеристики исполнения консолидированного бюджета за 2014, 2015 годы с учетом показателей Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия следующие:
2014 год: по доходам - 26254.5 млн рублей, 90,6% от планируемой суммы доходов, по расходам - 29177.2 млн рублей, 85,5% от планируемой суммы расходов. Дефицит бюджета составил 2922,7 млн рублей
2015 год: по доходам - 28298,9 млн рублей, 72,7% от планируемой суммы доходов, по расходам - 33350.4 млн рублей, 79,7% от планируемой суммы расходов. Дефицит бюджета составил 5051,5 млн рублей.
По итогам анализа факторов, повлиявших на неисполнение бюджетных назначений (доходов), выявлены следующие причины:
рост числа убыточных предприятий и, как следствие, рост недоимки по налогу на прибыль организаций:
снижение налогооблагаемой прибыли крупнейших налогоплательщиков, что обусловлено значительным влиянием внешних факторов (конъюнктуры мирового рынка);
задолженность плательщиков по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также по аренде имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений;
снижение количества индивидуальных предпринимателей;
неисполнение налогоплательщиками своих обязательств по оплате предъявленных извещений;
снижение объемов добычи золота, а также снижение поступлений от предприятий, осуществляющих добычу железной руды;
уменьшение количества совершенных административных действий. Сравнительные характеристики исполнения республиканского бюджета в 2015 году по отношению к 2014 году;
исполнение по доходам - 24002,3 млн рублей. Притом общий объем доходов увеличился на 2721.1 млн рублей, или на 12,8%;
доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов республиканского бюджета в среднем составила 59,5%, из них 57.9% - налоговые поступления, большая часть из которых обеспечена:
поступлениями налога на доводы физических лиц 33.2% (37.1% в 2014 году) от общего объема налоговых доходов;
налогом на прибыль организаций - 26,8% (23,0% в 2014 году);
налогом на имущество организаций - 14,4% (15,3% в 2014 году):
акцизами по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, - 14.0% (13,7% в 2014 году);
доля неналоговых доходов в общей сумме доходов республиканского бюджета в 2015 году практически не изменилась по отношению к аналогичному периоду 2014 года (снижение на 0,1%) и составила 1,5%.
Структура неналоговых доходов за 2015 год:
наибольший удельный вес приходится на штрафы, санкции, возмещение ущерба - 64,0% (2014 год - 64.7%).
платежи при пользовании природными ресурсами составили 17.4% (16,3% в 2014 году):
доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства - 10,8% (14,1% в 2014 году);
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составили 7,2% всех неналоговых доходов (4,5% в 2014 году).
Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов в целом осталась на уровне 2014 года и составила 40.5%, из них;
98,3% из федерального бюджета, снижение на 0,5% по отношению к аналогичному периоду 2014 года (98.8%);
1.5% - прочие безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций, снижение на 0,1% по отношению к аналогичному периоду 2014 года (1,6%).
Недоимка по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков Республики Хакасия в целом снизилась на 20.4 млн рублей, в том числе по федеральным налогам и сборам - на 60,6 млн рублей, по местным налогам и сборам - на 1,7 млн рублей и по налогам со специальным налоговым режимом - на 4,6 млн рублей Недоимка по налогам и сборам в бюджетную систему Республики Хакасия увеличилась на 46.5 млн рублей.
По итогам анализируемого периода 2014 - 2015 годов наблюдается существенное сокращение поступлений налоговых доходов в бюджеты бюджетной системы Республики Хакасия.
Сложившаяся ситуация обусловлена значительным влиянием внешних факторов (конъюнктуры мирового рынка) на формирование налогооблагаемой прибыли крупнейших налогоплательщиков в Республики Хакасия, относящихся к промышленному производству, которые составляют основную долю в формировании валовой добавленной стоимости республики (34,3%).
Так, за характеризуемый период из-за колебаний мирового рынка произошло снижение цен на закупку выпускаемой продукции предприятиями металлургической промышленности и машиностроения Республики Хакасия, из-за высоких темпов роста цен в обрабатывающей промышленности произошло снижение потребительского интереса на выпускаемую продукцию легкой промышленности. Объем производства в промышленном секторе Республики Хакасия сократился в 2015 году на 219 относительно 2014 года, объем произведенного валового регионального проекта (далее - ВРИ) в 2015 году сократился до 98% от уровня 2014 года.
Наряду с макроэкономическими факторами влияние на динамику поступлений собственных доходов Республики Хакасия оказали мероприятия, проводимые на федеральном уровне:
индексация специфических ставок акцизов по подакцизным товарам, изменение норматива зачисления государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и документов через многофункциональные центры, установление особенностей определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
Поэтому начиная с 2014 года в Республике Хакасия реализуется план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период, утвержденный распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 10.02.2015 N 11-рп на 2015 год. от 30.12.2015 N 190-рп, постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 N 60-п на 2016 год и на плановый период 2017 год.
В рамках плана проводится работа по:
оптимизации системы налоговых льгот, ставок и преференций по региональным и местным налогам (отмена неэффективных льгот, пересмотр ставок, не влияющих на стимулирование предпринимательской активности);
увеличению доходного потенциала (в том числе расширение налоговой базы и повышение собираемости по налогу на доходы физических лиц, платежей от использования имущества, земельных участков и объектов капитального строительства);
созданию благоприятных условий для развития бизнес-проектов на территории республики;
оптимизации бюджетной сети, органов государственной власти и расходов на их содержание;
регулированию контрактной системы в сфере закупок;
повышению эффективности мер социальной поддержки (введение критериев адресности и нуждаемости, мораторий на принятие новых расходных обязательств);
оценке предоставления субсидий из республиканского бюджета;
управлению инвестициями и государственным долгом;
совершенствованию долговой политики Республики Хакасия, сокращению государственного долга и сдерживанию расходов на его обслуживание.
В целях выбора оптимальных форм поддержки важных для республики отраслей экономики, создания стимулов и формирования благоприятных условий для развития бизнеса на региональном уровне была проведена работа в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Хакасия в 2015 - 2017 годах (распоряжение Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 13.02.2015 N 15-рп):
подготовлен ряд законопроектов, принятых Верховным Советом Республики Хакасия в 2015 году, для обеспечения благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, в целях поддержки малого и среднего предпринимательства, развития самозанятости населения, внесены изменения в законодательство Республики Хакасия, которые устанавливают для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентные системы налогообложения, двухлетние налоговые каникулы, а также для ряда категорий налогоплательщиков - понижение налоговой ставки в отношении отдельных видов экономической деятельности:
расширен перечень видов деятельности по патентной системе налогообложения, сохранены действия налоговых льгот, связанных с оказанием государственной поддержки развития агропромышленного комплекса республики (для налогоплательщиков, осуществляющих производство, переработку и хранение сельскохозяйственной продукции, действие льгот пролонгировано на 2016 год и планируются к сохранению в плановом периоде);
мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, предоставляемых в соответствии с Законом Республики Хакасия от 02.04.2010 N 27-ЗРХ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия";
ежемесячно проводится анализ поступлений собственных (налоговых и неналоговых) доходов, недоимки в консолидированный бюджет Республики Хакасия в разрезе муниципальных образований и мониторинг уплачиваемых крупнейшими налогоплательщиками налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Хакасия. В 2015 году по результатам проделанной работы поступление налога на прибыль организаций от четырех основных налогоплательщиков увеличилось на 880,0 млн рублей;
была продолжена работа, начатая в 2013 году, по реализации Плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании региональных и местных бюджетов Республики Хакасия на 2015 - 2017 годы с целью вовлечения в налоговый оборот объектов недвижимого имущества физических лиц, включая земельные участки (распоряжение Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 24.02.2015 N 22-рп). По итогам 2013 - 2015 годов актуализированы данные по 29137 земельным участкам и по 34003 объектам капитального строительства. Дополнительные поступления в местные бюджеты составили 2,2 млн рублей по налогу на имущество физических лиц и 10,9 млн рублей по земельному налогу.
Кроме того, для обеспечения роста доходного потенциала муниципальных образований был принят закон Республики Хакасия, предусматривающий с 1 января 2016 года переход к исчислению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. С этой целью в муниципальных образованиях созданы межведомственные комиссии, которые совместно с комиссиями территориальных налоговых органов осуществляют мероприятия, направленные на легализацию налоговой базы и "теневой" заработной платы.
В соответствии с приказом Министерства финансов Республики Хакасия от 26.07.2010 N 87-од "О порядке комплексной оценки деятельности органов местного самоуправления по расширению доходного (налогового) потенциала местных бюджетов" (с последующими изменениями) проводилась оценка практической деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия по расширению доходного (налогового) потенциала местных бюджетов. Оценка производилась на основании показателей результативности выполнения органами местного самоуправления минимального и основного объемов требований.
Полученная органом местного самоуправления общая оценка (общий индикатор результативности) учитывалась при осуществлении отбора муниципальных образований в целях предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам.
Формирование и исполнение расходной части республиканского бюджета Республики Хакасия в 2014, 2015 годах осуществлялось в программном формате, так в 2015 году 85% расходов бюджета осуществлялись в рамках 27 государственных программ.
Исполнение по расходам составило 28685,9 млн рублей, выше аналогичного периода 2014 года на 4728.9 млн рублей, или на 19,7%, что обусловлено, в первую очередь, осуществлением мероприятий по ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия (3586,0 млн рублей), а также строительством социально значимых объектов с привлечением федеральных средств (1851,4 млн рублей). Поэтому уровень роста объема расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году увеличился в 5,1 раза к уровню аналогичного периода 2014 года.
Кроме того, в условиях экономического кризиса концентрация бюджетных ресурсов ориентирована на необходимость безусловного выполнения решений, принятых на федеральном уровне, за счет которых значительно увеличились расходные обязательства субъектов Российской Федерации. При этом сохраняется социальная направленность республиканского бюджета, так в 2014, 2015 годах доля расходов на социально-культурную сферу составила около 70% общего объема расходов бюджета. В условиях реализации майских указов Президента Российской Федерации доля социально направленных расходов ежегодно увеличивается, а темпы роста превосходят другие направления бюджетных расходов.
Удельный вес расходов на развитие экономики в обшей сумме расходов республиканского бюджета по исполнению за 2015 год составил 9.5%. что на 1,9% ниже аналогичного периода 2014 года, за первое полугодие 2016 года - 9,8% (таблица 1).
Таблица 1
Анализ структуры расходов республиканского бюджета Республики Хакасия по основным направлениям в общей сумме расходов республиканского бюджета в 2014 - 2016 годах
Наименование раздела бюджетной классификации |
Структура расходов, процентов от общей суммы расходов республиканского бюджета |
||
2014 год |
2015 год |
первое полугодие 2016 года (исполнение) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Общегосударственные вопросы |
5.9 |
4,7 |
5.1 |
Национальная оборона |
0.05 |
0,04 |
0.04 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1.4 |
1,2 |
1.1 |
Национальная экономика |
11,4 |
9,5 |
9.8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2,7 |
11,4 |
2.5 |
Охрана окружающей среды |
0.4 |
0,16 |
0.3 |
Образование |
29,9 |
24,6 |
30,1 |
Культура, кинематография |
4 |
3,7 |
3.7 |
Здравоохранение |
19,5 |
21,5 |
23 |
Социальная политика |
15,5 |
15,2 |
14.5 |
Физическая культура и спорт |
1.6 |
1,2 |
0.96 |
Средства массовой информации |
0.5 |
0,4 |
0.4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
3,3 |
3.9 |
6.4 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
3.9 |
2,5 |
2.1 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
При исполнении республиканского бюджета в 2014, 2015 годах, а также при планировании на 2016 год Правительством Республики Хакасия были приняты меры по пересмотру расходной части с целью ее оптимизации, но в то же время не было возможности и полномочий сократить большую часть расходов, а именно расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, на формирование дорожного фонда, увязанных с доходными поступлениями бюджета, установленных федеральным законодательством в дорожной сфере.
Неприемлемо сокращение расходов на сельское хозяйство, которое является единственным направлением. активно поддерживаемым Правительством Республики Хакасия, где ежегодно прослеживается рост показателей, в том числе благодаря государственной помощи. Развитие данной отрасли необходимо в рамках государственной политики импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны.
В подобной ситуации в целях сбалансированности бюджетов бюджетной системы Республики Хакасия являются неизбежными заимствования, привлечение дополнительных источников финансирования. В 2014 году средняя долговая нагрузка у республики сложилась на уровне 70%.
Рост государственного долга за период 2012 - 2014 годов является общероссийской тенденцией. Гак. государственный долг 44 субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.01.2014 превысил отметку 50% по отношению к сумме собственных доходов, у семи субъектов государственный долг более 100%. Долг, аналогичный уровню Республики Хакасия и выше, имеют 23 субъекта Российской Федерации.
В Сибирском федеральном округе наивысший уровень государственного долга имеет Республика Алтай - 83.5%. Из 12 субъектов Российской Федерации нагрузку свыше 50%, кроме Республики Хакасия, имеют еще пять субъектов Российской Федерации (Республика Алтай, Республика Тыва. Забайкальский край, Кемеровская область, Омская область).
В 2014 году за счет привлечения в бюджет республики бюджетных кредитов из федерального бюджета произведено погашение более дорогих банковских кредитов в сумме 1030,0 млн рублей. В итоге доля кредитов кредитных организаций в структуре госдолга снизилась на 12%. Также произведено погашение коммерческих займов, срок погашения которых наступал в 2015 году, средствами, поступившими от размещения пятилетнего облигационного займа.
Поэтому предельные параметры государственного долга на 2015 год сформированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства. Допустимый предельный объем государственного долга - 23175,5 млн рублей.
Текущие характеристики бюджетов бюджетной системы Республики Хакасия сформированы по показателям исполнения бюджетов за первое полугодие 2016 года. При формировании доходов республиканского бюджета учитывались нормы бюджетного и налогового законодательства, вступившие в силу с 01 января 2016 года.
Основные параметры исполнения бюджетов бюджетной системы Республики Хакасия за первое полугодие 2016 года характеризовались следующими показателями:
1. Консолидированный бюджет Республики Хакасия с учетом показателей Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия:
исполнение по доходам - 11140,3 млн рублей, или 36% к годовым бюджетным назначениям. При этом общий объем доходов уменьшился, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, на 2593,0 млн рублей, или на 19%;
исполнение по расходам - 15 996,4 млн рублей, или 44.9% к годовым бюджетным назначениям. При этом общий объем расходов увеличился, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, на 642,5 млн рублей, или на 4,2%.
Превышение расходов над доходами по исполнению консолидированного бюджета за первое полугодие 2016 года сложилось в размере 4856.1 млн рублей.
2. Республиканский бюджет Республики Хакасия:
исполнение по доходам составило 8904,1 млн рублей, или 34.8% к годовым бюджетным назначениям. При этом общий объем доходов увеличился, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, на 2812,3 млн рублей, или на 24%;
исполнение по расходам - 14162,1 млн рублей, или 53.3% к годовым бюджетным назначениям. При этом общий объем расходов увеличился, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, на 736,2 млн рублей, или на 5,5%.
Превышение расходов над доходами по исполнению республиканского бюджета за первое полугодие 2016 года сложилось в размере 5258.0 млн рублей.
Структура расходов республиканского бюджета на 2016 год следующая:
70,5% в общем объеме расходов - расходы на социальную сферу;
12% от общего объема расходов - расходы на развитие отраслей национальной экономики и жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе на поддержку дорожного хозяйства, сельхозтоваропроизводителей и предпринимателей;
17,5% от общего объема расходов - расходы на публично-нормативные обязательства и прочие направления.
В 2016 году 98% расходов республиканского бюджета предусмотрено в рамках 28 государственных программ.
Дефицит республиканского бюджета в 2016 году прогнозируется в объеме 3063.1 млн рублей.
Анализ исполнения и плановых значений показателей бюджетов Республики Хакасия за период 2014 - 2016 годов отражает недостаток собственных (незаемных) финансовых ресурсов для исполнения принятых расходных обязательств, опережающий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходных источников, и, как следствие, значительное увеличение объема государственного долга Республики Хакасия.
Поэтому возникает необходимость оперативного реагирования на ситуацию в государственном секторе экономики, важно повысить степень предсказуемости реализации бюджетной, налоговой и долговой политики.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование позволит минимизировать риски дестабилизации бюджетной системы за счет проведения взвешенной бюджетной политики, направленной на долгосрочную сбалансированность общественных финансов, соответствие расходов реальным возможностям бюджета.
3. Подходы, принципы и методология разработки Бюджетного прогноза
Предполагается, что Бюджетный прогноз должен определять необходимые характеристики бюджетов Республики Хакасия для реализации целей социально- экономического развития региона, определять первостепенные подходы к формированию основных направлений бюджетной политики республики, при этом долгосрочные планы будут регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки приоритетных задач и изменений внешних условий.
Для достижения целей долгосрочного бюджетного планирования необходимо соблюдение следующих основных принципов:
системность, создание определенной системы, которая должна состоять из конкретных методов и способов сбора, обработки и анализа исходной информации для долгосрочного прогнозирования и планирования, регулярности анализа и оценки рисков для бюджетной системы Республики Хакасия и их использования в бюджетном планировании;
целенаправленность, выработка долгосрочных и краткосрочных планов, направленных на достижение установленных целей и задач стратегического планирования;
адекватность, прогнозирование и планирование в рамках реальных политических и экономических условий;
полнота прогнозирования (учета) финансовых ресурсов, обязательств и регулярных инструментов, используемых для достижения целей государственной политики;
устойчивость и сбалансированность бюджетов, применение мер по обеспечению гибкости объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их использования в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения (в пределах условно-утвержденных расходов) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов, а также сохранение государственного долга Республики Хакасия и муниципального долга на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания, погашения данных обязательств и применения мер, направленных на рост доходной базы бюджетов;
надежность (достоверность) и консервативность оценок и прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики;
эффективность, создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;
вариантность, разработка бюджетного прогноза с разными количественными характеристиками бюджетов на основании показателей прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на долгосрочный период;
прозрачность и открытость, на постоянной основе должны применяться механизмы обеспечения публичности и доступности планов и отчетов по реализации бюджетной политики.
С учетом основных принципов для эффективного формирования, реализации и утверждения Бюджетного прогноза были определены следующие основные подходы:
совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих и систематизирующих процессы стратегического планирования в Республике Хакасия;
определение цели и задач Бюджетного прогноза;
характеристика макроэкономической ситуации в Республике Хакасия с учетом основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на долгосрочный период;
формирование системы исходных данных для Бюджетного прогноза на вариантной основе с учетом вариантов сценарного развития, установленных прогнозом социально-экономического развития Республики Хакасия на долгосрочный период;
обоснование выбора базового варианта сценарного развития Бюджетного прогноза;
выявление бюджетных рисков, их классификация и меры по профилактике;
определение механизма реализации Бюджетного прогноза, мер ответственности за выполнение и практическое его применение;
использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования оперативных решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности бюджетов Республики Хакасия;
оказание на постоянной основе методологической и консультационной поддержки муниципальным образованиям и главным распорядителям средств республиканского бюджета Республики Хакасия по вопросам долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования;
полноценное включение разработки и обеспечения учета Бюджетного прогноза в бюджетный процесс.
Общая эффективность реализации Бюджетного прогноза будет определяться путем его практического применения в рамках бюджетного процесса, а также при разработке, утверждении и реализации документов государственного стратегического планирования.
Следуя принципу системности долгосрочного бюджетного планирования, методология бюджетного прогнозирования сформирована на совокупности приемов, методов и способов разработки прогнозных и плановых документов: подготовка базы данных (сбор необходимой информации), проведение аналитического исследования и соединение информации в единое целое, применение формализованных методик. Так, аналитические исследования основных прогнозируемых показателей проводились методом экстраполяции (изучение сложившихся в прошлом и настоящем тенденций развития бюджетов республики).
Прогнозирование доходной части бюджетов бюджетной системы Республики Хакасия проводилось с учетом норм бюджетного и налогового законодательства, действующих на момент формирования Бюджетного прогноза, с учетом его изменения на среднесрочную перспективу.
Информационной базой для составления Бюджетного прогноза послужили отчеты об исполнении консолидированного бюджета республики, отчетность Федеральной налоговой службы, данные статистического наблюдения. Так, анализ структуры налоговых поступлений по видам налогов позволяет судить о характере распределения доходов в экономике региона.
На изменение доходной части бюджетов в долгосрочной перспективе оказали влияние такие экономические показатели прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2030 года, как объем ВРП, фонда начисленной заработной платы, объемы отгруженных товаров собственного производства по ОКВЭД "Добыча полезных ископаемых", а также факторы, не связанные с макроэкономическими показателями. К таким факторам относятся развитие промышленности, инвестиционная активность, демографические изменения и динамика доходов населения.
По отдельным источникам доходов в расчетах использованы дополнительные показатели и экспертные оценки, прогнозируемые отраслевыми министерствами (ведомствами) Республики Хакасия, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, а также данные налоговой и бюджетной отчетности.
Прогнозирование доходов республиканского бюджета основывалось и на ежегодно проводимой работе по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот и преференций.
Доходы местных бюджетов спрогнозированы с учетом распределения налоговых и неналоговых доходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами по нормативам, предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Прогнозирование расходной части республиканского бюджета Республики Хакасия осуществлялось в соответствии с задачами, определенными основными направлениями бюджетной политики в Республике Хакасия на трехлетний период, и выстраивалось в программном формате (метод программно-целевого планирования). Государственные программы Республики Хакасия, являющиеся документами стратегического планирования, позволили обеспечить выбор приоритетных направлений по использованию бюджетных средств, которые, в первую очередь, направлены на исполнение действующих расходных обязательств.
Общий объем расходов республиканского и местных бюджетов определен исходя из прогнозируемого объема доходных источников соответствующих бюджетов, уровня дефицита и долговых обязательств.
В этих целях использовались основные показатели сети, штатов и контингента республиканских и муниципальных учреждений Республики Хакасия, анализировалась информация по кредиторской задолженности по расходам консолидированного бюджета Республики Хакасия, проведена оценка эффективности реализации государственных программ Республики Хакасия (постановление Правительства Республики Хакасия от 23.04.2013 N 221 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Хакасия"),
Объем прогнозных расходов пересчитан, начиная с 2020 года, методом индексации с использованием индекса цен, который определен по вариантам сценарного развития прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2030 года (постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 07.09.2015 N 87-п).
Прогноз межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований определялся на основе единых методик, утвержденных нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
Субвенции спрогнозированы в объеме, необходимом для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, Республики Хакасия, переданных для осуществления органам местного самоуправления соответствующими законодательными актами. Объем прогнозных субвенций, начиная с 2020 года, пересчитан методом индексации аналогично прогнозным расходам бюджета.
Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) рассчитан исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования Республики Хакасия в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия, утвержденной Законом Республики Хакасия от 07.12.2007 N 93-ЗPX "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия".
Дотации на выравнивание бюджетам поселений за счет средств республиканского бюджета рассчитаны в соответствии с Методикой расчета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, утвержденной Законом Республики Хакасия от 06.12.2007 N 87-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Хакасия государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия".
В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности местных бюджетов Бюджетным прогнозом предусмотрено оказание финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Хакасия в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Объем дотации спрогнозирован на основе объема средств, предоставляемых на поддержку мер по обеспечению сбалансированности муниципальных образований в предшествующем финансовом году в соответствии с Порядком предоставления из республиканского бюджета Республики Хакасия иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам Республики Хакасия в форме дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.11.2015 N 574.
Субсидии и иные межбюджетные трансферты муниципальным образованиям предусмотрены в объемах, утвержденных соответствующими государственными программами Республики Хакасия. В целях стимулирования органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия по расширению доходного (налогового) потенциала местных бюджетов и повышению эффективности бюджетных расходов на местном уровне Бюджетным прогнозом предусмотрены субсидии на реализацию мероприятий муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, а также иные межбюджетные трансферты стимулирующего характера.
Объем межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов определен методом сохранения номинальной величины межбюджетных трансфертов предшествующего финансового года (на основе утвержденных показателей государственных программ).
Объем государственного долга Республики Хакасия спрогнозирован с учетом соглашений с Министерством финансов Российской Федерации, устанавливающих ограничение объема долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций (не более 50% от общего объема доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений), а также с учетом графиков погашения бюджетных кредитов.
4. Основные подходы к формированию и реализации задач бюджетной политики Республики Хакасия на долгосрочный период
В соответствии с пунктом 2 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации одной из основных задач бюджетного прогноза для дальнейшей траектории развития бюджетной системы является обеспечение предсказуемости и соответствия планируемых расходов реальным возможностям бюджета, на основании которых определяются основные подходы (ориентиры) к формированию и реализации задач, целей бюджетной политики.
В условиях разработки и введения бюджетного прогноза в бюджетный процесс Республики Хакасия основным подходом (ориентиром) бюджетной политики на долгосрочную перспективу должно стать определение задач и целей на основе базы данных Бюджетного прогноза с учетом основных принципов долгосрочного планирования, которые направлены на:
минимизацию и профилактику бюджетных рисков;
на проведение эффективной налоговой политики, нацеленной на сохранение и развитие доходного потенциала консолидированного бюджета в долгосрочной перспективе, на привлечение инвестиций в экономику Республики Хакасия за счет создания благоприятных условии для деятельности хозяйствующих субъектов;
обеспечение условий по сдерживанию роста бюджетных расходов, по ограничению уровня дефицита и государственного долга Республики Хакасия, по планированию объема и структуры государственного долга Республики Хакасия, по своевременному и полному исполнению принятых обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Хакасия, по соблюдению баланса финансовых ресурсов, направляемых на выполнение полномочий органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия. при осуществлении межбюджетного регулирования.
Цели и задачи должны способствовать повышению эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования, повышению эффективности организации финансового менеджмента в органах государственной власти Республики Хакасия (органах местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия) и в учреждениях, усилению финансового контроля за целевым и результативным использованием бюджетных средств.
Учитывая ограниченные возможности республиканского бюджета, следует особое внимание уделять проведению структурных реформ, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов. Требуется существенное повышение качества обоснований и точности планирования финансовых ресурсов, необходимых для исполнения соответствующих задач и достижения приоритетных целей социально-экономического развития Республики Хакасия. Государственные программы Республики Хакасия должны быть актуализированы в соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Хакасия и бюджетным прогнозом.
5. Условия формирования Бюджетного прогноза, основные характеристики бюджетов бюджетной системы Республики Хакасия на период до 2030 года
Бюджетный прогноз сформирован на основании прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2030 года по трем вариантам (сценариям) развития (постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 07.09.2015 N 87-п).
За период 2015 - 2016 годов на развитие бюджетной системы Республики Хакасия оказали влияние неблагоприятные внешнеэкономические и политические факторы, сложившиеся в Российской Федерации, воздействие которых проявилось в снижении ВРП, спаде инвестиционной активности, значительном росте инфляции, ощутимом снижении реальных доходов населения и значительном росте расходов бюджетов.
Анализ динамики роста расходов бюджетов Республики Хакасия по отношению к росту объема ВРП показал, что прирост расходов не оказал влияние на рост BPП, что обусловлено ростом социальных расходов.
Так, прирост расходов республиканского бюджета Республики Хакасия в 2015 году составил 19,7%, однако, его удельный вес в объеме BPП увеличился всего на 1,9 процентного пункта (таблица 2).
При этом доля расходов в ВРП республики, а соответственно и степень участия публичного сектора в региональной экономике в 2014. 2015 годах остаются на одном уровне: 18-19% - для консолидированного бюджета, 14-16% - для республиканского бюджета и 7-8% - для местных бюджетов.
Таблица 2
Динамика роста расходов бюджетов бюджетной системы Республики Хакасия по отношению к росту объема ВРП с учетом удельного веса расходов бюджетов в объеме ВРП
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
Оценка ((рост/снижение (-)), процентов |
Расходы, млн рублей | |||
Консолидированный бюджет, в том числе бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования |
29 177,2 |
33 350,4 |
14.3 |
Республиканский бюджет |
23 957,1 |
28 685,9 |
19,7 |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований |
13 038,9 |
12 499.6 |
'4,1 |
Валовой региональный продукт, млн рублей |
160 435,0 |
170 059.0 |
10,5 |
Расходы, процентов в ВРП | |||
Консолидированный бюджет, в том числе бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования |
18,2 |
19,6 |
1,4 |
Республиканский бюджет |
14,9 |
16,8 |
1,9 |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований |
8,1 |
7,4 |
-0,7 |
При этом доля расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия в ВРП меньше аналогичного среднего показателя по Сибирскому федеральному округу (24,8%) (информационно-аналитический раздел, страница "Анализ исполнения региональных бюджетов Российской Федерации". раздел "Мониторинг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" сайта Министерства финансов Российской Федерации).
В целях адаптации экономики и бюджетной системы Республики Хакасия к изменившимся макроэкономическим условиям Правительством Республики Хакасия реализуются меры, которые направлены на оживление деловой активности, стабилизацию доходов бюджетов Республики Хакасия, на обеспечение исполнения принятых расходных обязательств и повышение степени предсказуемости реализуемой бюджетной политики, что в итоге должно способствовать росту привлекательности экономики для потенциальных инвесторов и повышению эффективности действий органов государственного управления в целом.
Одним из основных и важных механизмов процесса адаптации как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации определено долгосрочное прогнозирование, которое должно быть выстроено взаимоувязанной системой документов государственного стратегического планирования субъектов Российской Федерации как на региональном уровне, так и с документами государственного стратегического планирования Российской Федерации.
Поэтому Бюджетный прогноз формировался с учетом тенденций социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Хакасия.
Так, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов характеризуется следующими условиями:
высокой неопределенностью на сырьевых и финансовых рынках;
нестабильностью развития мировой экономики;
снижением численности населения трудоспособного возраста;
необходимостью безусловного исполнения социальных обязательств государства перед населением.
Исходя из условий Российской Федерации и тенденций развития экономики Республики Хакасия, Бюджетный прогноз разработан на базе трех вариантов (сценариев) прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2030 года, которые предполагают постепенное восстановление экономического роста и расширение процессов импортозамещения при сохранении во всех трех вариантах (сценариях) развития консервативной бюджетной политики.
Базовый вариант - основан на сохранении современных тенденций развития отраслей экономики, социальной сферы и инфраструктуры, характеризуется экстенсивным развитием организационно-экономических механизмов (вовлечение и наращивание трудовых, капитальных ресурсов и освоение новых месторождений полезных ископаемых). Будут реализовываться наиболее приоритетные и наименее ресурсоемкие проекты. В долгосрочной перспективе, к 2030 году, прогнозируется небольшой, но стабильный экономический рост:
увеличение объема промышленного производства в 1.16 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года:
увеличение объема ВРП в 1.28 раза в сопоставимых цепах к уровню 2015 года;
увеличение объема инвестиций в основной капитал в 1,1 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года;
снижение индекса потребительских цеп (инфляция) на 10% к уровню 2015 года;
рост общей численности населения, занятого в экономике. - на 3,7% к уровню 2015 года;
уменьшение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума на 22% к уровню 2015 года.
В целом при данном варианте экономического развития предполагается невысокий экономический рост (среднегодовые темпы роста экономики составят всего 0,5-2%), основная доля экономического роста прогнозируется на период 2025 - 2030 годов.
Прогнозный период 2020 - 2024 годов обусловлен рисками, связанными с нестабильной внешней и внутренней экономикой России, которые имеют значительное воздействие (конъюнктура мирового рынка, рост цен на экспортную продукцию, значительное колебание курса рубля по отношению к доллару США) на деятельность крупнейших налогоплательщиков республики.
Ожидается, что рост собственных доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия в 2024 году к уровню 2020 года составит всего 11,4% (темп роста объема собственных доходов в среднем составит 2,6 процентного пункта), рост объема расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия - 9,8%.
Дефицит консолидированного бюджета Республики Хакасия предполагается с увеличением в 2024 году до 5756.32 млн рублей, по сравнению с 402,82 млн рублей 2019 года, эго обусловлено тем. что объем доходов в бюджеты Республики Хакасия начиная с 2020 года спрогнозирован без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета (Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по долгосрочному бюджетному планированию, разработанные Министерством финансов Российской Федерации).
Прогнозный период 2025 - 2030 годов характеризуется умеренными темпами роста экономики (среднегодовой темп роста ВРП составит 102%), в связи с чем рост собственных налоговых и неналоговых доходов в 2030 году составит 18,4% к уровню 2025 года (темп роста объема собственных доходов в среднем составит 3.4 процентного пункта). Рост объема расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия к 2030 году - 13.7% к уровню 2025 года.
Предполагается снижение доли объема государственного и муниципального долга Республики Хакасия от общего объема доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений, по сравнению с 2025 годом, уровень долговых обязательств к 2030 году снизится на 7.5 процентного пункта.
Консервативный вариант - сформирован на основе ухудшения внешнеэкономических факторов, влияющих на экономику республики, которые продолжат оказывать существенное отрицательное воздействие на бюджетную систему Республики Хакасия. Организационно-экономические механизмы воздействия будут направлены на осуществление мер по преодолению ресурсных ограничений. Из-за ухудшения условий заимствования и возникновения внешних макроэкономических рисков предполагается, что предлагаемые и действующие инвестиционные проекты будут реализовываться со смещением на более поздний срок. При этом планируется реализация комплекса мер, направленных на развитие перерабатывающих производств.
В долгосрочной перспективе по данному варианту развития к 2030 году прогнозируется:
увеличение объема промышленного производства в 1,1 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года;
увеличение объема ВРП в 1,25 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года;
увеличение объема инвестиций в основной капитал на 1% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года;
снижение индекса потребительских цен (инфляция) на 9,7% к уровню 2015 года;
уменьшение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума на 21% к уровню 2015 года;
небольшой рост общей численности населения, занятого в экономике. - на 3.4% к уровню 2015 года.
В консервативном варианте прогнозного периода в 2024 году рост объема собственных доходов, поступающих в консолидированный бюджет Республики Хакасия, составит 9,5% к уровню 2020 года (на 1,9 процентного пункта меньше, чем в соответствующий период базового варианта развития и на 4.4 процентного пункта меньше, чем в соответствующий период целевого варианта развития). Рост объема расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия в 2024 году прогнозируется на 10,9% к уровню 2020 года.
Рост собственных доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия в 2030 году составит всего 14.1% к уровню 2025 года (на 4.3 процентного пункта меньше, чем в соответствующий период базового варианта развития и на 8.4 процентного пункта меньше, чем в соответствующий период целевого варианта развития), а рост расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия к 2030 году составит 13,9% к уровню 2025 года.
Снижение доли объема государственного и муниципального долга Республики Хакасия от общего объема доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия (без учета безвозмездных поступлений) к 2030 году предполагается на 6,8 процентного пункта от уровня 2025 года.
Целевой вариант - основан на благоприятной внешнеэкономической ситуации, способствующей поэтапному переходу республики на достижение целевых показателей, на достижения сбалансированности бюджетов республики и решение задач стратегического планирования. Организационно-экономические механизмы воздействия будут направлены по интенсивном) пути развития экономики.
Предполагается, что восстановление положительных внешнеэкономических факторов, оказывающих влияние на развитие экономики в республике, будет способствовать реализации в установленные сроки действующих инвестиционных проектов, позволит организовать реализацию новых инвестиционных проектов по производству электрического металлического марганца ЗЛО "ЧЕК-СУ.ВК", строительству промышленного парка "Черногорский". строительству агропромышленного парка "Алтайский", а также позволит провести модернизацию и реконструкцию действующих мощностей добывающей промышленности и создать условия для организации ввода новых мощностей по производству электроэнергии на основе углеводородного сырья.
В долгосрочной перспективе по данному варианту развития к 2030 году прогнозируется:
увеличение объема промышленного производства в 1.5 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года;
увеличение объема BPП в 1,5 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года;
увеличение объема инвестиций в основной капитал в 1.3 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года:
снижение индекса потребительских цен (инфляция) на 10.8% к уровню 2015 года;
уменьшение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума на 23% к уровню 2015 года;
увеличение общей численности населения, занятого в экономике. - на 3.9% к уровню 2015 года.
Положительная динамика основных показателей Бюджетного прогноза по данному варианту (сценарию) развития экономики прогнозируются с 2025 года.
Рост собственных доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия в первый прогнозный период (2020-2024 годы) составит 13,9% (в 2024 году к уровню 2020 года).
Начиная с 2025 года предполагается снижение объема дефицита консолидированного бюджета Республики Хакасия до 2340.96 млн рублей, по сравнению с 2020 годом - 4430.98 млн рублей.
Рост собственных доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия в 2030 году составит 22.5% к уровню 2025 года, а рост расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия к 2030 году составит 11,4% к уровню 2025 года.
К 2030 году прогнозируется снижение доли объема государственного и муниципального долга Республики Хакасия от общего объема доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия (без учета безвозмездных поступлений) на 12 процентных пунктов от уровня 2024 года.
В целом динамика роста (снижения) основных экономических показателей между базовым, консервативным и целевым вариантами развития прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2030 года предполагается с диапазоном отклонения (+/-) на 0,03 - 1,0 процентного пункта.
Прогнозные значения основных показателей развития бюджетов бюджетной системы Республики Хакасия имеют положительную динамику при реализации третьего (целевого) варианта Бюджетного прогноза.
Однако, учитывая, что формирование бюджетов бюджетной системы Республики Хакасия на 2017 год ожидается с максимальным дефицитом, а также с целью исполнения Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Республики Хакасия (постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 N 60-п) целесообразно выбрать для формирования бюджетного прогноза до 2030 года прогнозные показатели социально-экономического развития исходя из первого (базового) варианта развития экономики, значения основных показателей бюджетов которого являются наиболее приближенными к реальной ситуации, кроме того, этот вариант песет наименьшую нагрузку на все уровни бюджетов Республики Хакасия.
Для достижения положительных значений основных показателей Бюджетного прогноза по базовому варианту развития необходимо в первые годы прогнозного периода осуществлять сдерживание роста расходов на потребление и социальные обязательства государства.
В связи с этим инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств предлагается ограничивать и допускать к рассмотрению после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитывать только при условии адекватной оптимизации расходов. Это позволит предотвратить принятие расходных обязательств, не соответствующих возможностям бюджетов.
Несмотря на консервативную бюджетную политику к формированию Бюджетного прогноза, в республике будет продолжена реализация перспективных инвестиционных проектов в ключевых сферах экономики:
образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальной поддержки населения. В числе приоритетных направлений будут сохранены расходы на развитие сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и безусловное исполнение указов Президента Российской Федерации.
При достижении намеченных целей предполагается смена ориентации Бюджетного прогноза на целевой вариант (сценарий) развития экономики.
Прогноз основных характеристик консолидированного и республиканского бюджетов Республики Хакасия, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия до 2030 года приведен в приложении 1 к настоящему Бюджетному прогнозу, прогноз основных показателей сбалансированности республиканского бюджета Республики Хакасия на период до 2030 года по выбранному базовому варианту развития бюджетной системы Республики Хакасия представлен в таблице 3.
7. Прогноз основных показателей сбалансированности республиканского бюджета Республики Хакасия на период до 2030 года по выбранному базовому варианту развития бюджетной системы Республики Хакасия
Таблица 3
Прогноз основных показателей сбалансированности республиканского бюджета Республики Хакасия на период до 2030 года по базовому варианту
млн рублей
N |
Наименование показателя |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Доходы | |||||||||
1.1 |
Итого доходов. в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета Российской Федерации |
24002,30 |
28936.99 |
21372,45 |
2! 110,89 |
20573.93 |
16179,00 |
17064,00 |
17735,00 |
1.1.1 |
Дотации |
2445,39 |
3389,90 |
2267,45 |
1781,10 |
1643,93 |
- |
- |
- |
1.1.2 |
Субвенции |
1290,53 |
1379.10 |
1263.20 |
1240,99 |
1245,40 |
- |
- |
- |
1.1.3 |
Субсидии |
1335,44 |
1098,60 |
840,70 |
1028,50 |
347,10 |
- |
- |
- |
1.1.4 |
Иные межбюджетные трансферты |
4649.23 |
2609,82 |
35.80 |
35.10 |
34,40 |
- |
- |
- |
2. Расходы | |||||||||
2.1 |
Итого расходы. в том числе межбюджетные трансферты из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия |
28685,95 |
32000,10 |
26652.59 |
20582,89 |
19543,93 |
21335,17 |
22081,90 |
22810.60 |
2.1.1 |
Дотации |
533,00 |
331,00 |
202,00 |
100,0 |
100,0 |
- |
|
- |
2.1.2 |
Субвенции |
5816,10 |
6746,40 |
6342,30 |
3997,73 |
3520,39 |
- |
- |
- |
2.1.3 |
Субсидии |
975,40 |
1295,60 |
742,51 |
198,70 |
481,96 |
- |
- |
- |
2.1.4 |
Иные межбюджетные трансферты |
510.40 |
349,40 |
121.20 |
113.50 |
113.50 |
- |
- |
|
Условно-утвержденные расходы |
|
|
|
528.0 |
1030.0 |
- |
- |
|
|
2.2 |
Итого расходов с условно-утвержденными расходами |
28685.95 |
32000.10 |
26652.70 |
21110.89 |
20573,93 |
21335,17 |
22081.90 |
22810.60 |
2.3. Расходы республиканского бюджета Республики Хакасия по основным разделам бюджетной классификации | |||||||||
2.3.1 |
Общегосударственные вопросы |
1355.20 |
1691,90 |
1469,60 |
1401.80 |
1402.60 |
707,21 |
1766.94 |
1857,68 |
2.3.2 |
Национальная оборона |
12,51 |
12,53 |
12.40 |
12,40 |
12.40 |
12,86 |
13,31 |
13,75 |
2.3.3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
335.60 |
449,60 |
390,50 |
271,50 |
256,40 |
265,89 |
275,19 |
284,27 |
2.3.4 |
Национальная экономика |
2705.70 |
3451,40 |
3289.19 |
2524,30 |
2663,03 |
3014,22 |
3119,72 |
3255,10 |
2.3.5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
3282.65 |
737.60 |
495.60 |
234,40 |
356,99 |
370.17 |
383.12 |
395.77 |
2.3.6 |
Охрана окружающей среды |
81.70 |
114.60 |
98,10 |
64.50 |
64.40 |
66,78 |
69,12 |
71,4 |
2.3.7 |
Образование |
7032,90 |
8128,30 |
7291.20 |
3525,99 |
3002.00 |
3365,76 |
3483.57 |
3630.95 |
2.3.8 |
Культура и кинематография |
1060,06 |
1105,60 |
718.80 |
385.50 |
510.50 |
529,39 |
548,82 |
566.95 |
2.3.9 |
Здравоохранение |
6156,50 |
8907,00 |
1878,70 |
1813,30 |
1006,70 |
1296,64 |
1430,50 |
1510,14 |
2.3.10 |
Социальная политика |
4348,35 |
4389.57 |
7431.10 |
7160.40 |
7141,00 |
7657.39 |
8013,88 |
8310,77 |
2.3.11 |
Физическая культура и спорт |
340,50 |
466,10 |
383,20 |
232,80 |
171,91 |
178,27 |
184,51 |
190,60 |
2.3.12 |
Средства массовой информации |
118,21 |
125,20 |
96,10 |
62,50 |
62,50 |
64.82 |
67,09 |
69,31 |
2.3.13 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
1132,60 |
1900,00 |
2680,00 |
26800,0 |
2680,00 |
2584.38 |
2496,98 |
2417,22 |
2.3.14 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
723.47 |
520.70 |
418.10 |
213.50 |
213.50 |
221.40 |
229.15 |
236,71 |
3 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
-4683.65 |
-3063.11 |
-5280.08 |
0.0 |
0.0 |
- 5156.17 |
5017.90 |
5075.60 |
4 |
Источники финансирования дефицита |
4683,65 |
3063,1 1 |
5280,08 |
0,0 |
0.0 |
5156.17 |
5017.90 |
5075.60 |
1. Доходы | |||||||||
1.1 |
Итого доходов. в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета Российской Федерации |
1 8452,00 |
19197,00 |
20008,00 |
20862.00 |
21767.00 |
22741,00 |
23783,00 |
24887.00 |
1.1.1 |
Дотации |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
1.1.2 |
Субвенции |
|
- |
- |
- |
|
- |
|
|
1.1.3 |
Субсидии |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1.1.4 |
Иные межбюджетные трансферты |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
2. Расходы | |||||||||
2.1 |
Итого расходы. в том числе межбюджетные трансферты из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия |
23586.16 |
24435.26 |
25266.06 |
26125,10 |
26908,86 |
27716,12 |
28510.87 |
29318.45 |
2.1.1 |
Дотации |
- |
- |
- |
- |
|
... |
- |
- |
2.1.2 |
Субвенции |
- |
- |
- |
|
|
- |
- |
|
2.1.3 |
Субсидии |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.1.4 |
Иные межбюджетные трансферты |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
Условно-утвержденные расходы |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
2.2 |
Итого расходов с условно-утвержденными расходами |
|
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
2.3. Расходы республиканского бюджета Республики Хакасия по основным разделам бюджетной классификации | |||||||||
2.3.1 |
Общегосударственные вопросы |
1953,17 |
2056,56 |
2139.25 |
2241,17 |
2308.42 |
2377,67 |
2469.37 |
2538.51 |
2.3.2 |
Национальная оборона |
14,22 |
14.73 |
15.23 |
15.75 |
16,22 |
16,70 |
17,19 |
17,67 |
2.3.3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
293,94 |
304,52 |
314,88 |
325.58 |
360.29 |
395.33 |
429.54 |
462.93 |
2.3.4 |
Национальная экономика |
3398,12 |
3553.53 |
3737.05 |
3893.29 |
4010,09 |
4154,63 |
4257.11 |
4416.17 |
2.3.5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
409,22 |
423.95 |
438.37 |
511.65 |
576.92 |
618,46 |
659.15 |
698,96 |
2.3.6 |
Охрана окружающей среды |
73,83 |
76,49 |
79,09 |
81,78 |
84,23 |
86,76 |
112,02 |
115,16 |
2.3.7 |
Образование |
3786,74 |
3956,14 |
4090,65 |
4229,73 |
4356,62 |
4487,32 |
4617,45 |
4746,74 |
2.3.8 |
Культура и кинематография |
586,22 |
607,33 |
627.98 |
649,33 |
668,81 |
713.10 |
733,78 |
754,33 |
2.3.9 |
Здравоохранение |
1593.81 |
1684.27 |
1754,29 |
1843,13 |
1923,38 |
1981,09 |
2038,54 |
2117.00 |
2.3.10 |
Социальная политика |
8625.66 |
8969.27 |
9336,92 |
9654,38 |
9944.01 |
10242.33 |
10539,36 |
10834,46 |
2.3.11 |
Физическая культура и спорт |
197.08 |
204.17 |
211.12 |
218.29 |
249,80 |
281.53 |
312.43 |
342,54 |
2.3.12 |
Средства массовой информации |
71,66 |
74,24 |
76,77 |
79,38 |
81.76 |
84.21 |
86,65 |
89,08 |
2.3.13 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
2337,73 |
2256,50 |
2182,30 |
2110,54 |
2049,07 |
1989,39 |
1933,32 |
1880,66 |
2.3.14 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
244,76 |
253,57 |
262,19 |
271,11 |
279,24 |
287,62 |
295,96 |
304,24 |
3 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
-5134,16 |
-5238,26 |
-5258,06 |
-5263,10 |
-5141,86 |
-4975,12 |
-4736,87 |
-4431,45 |
4 |
Источники финансирования дефицита |
5134,16 |
5238,26 |
5258,06 |
5263,10 |
5141,86 |
4975.12 |
4736,87 |
4431.45 |
8. Риски и угрозы несбалансированности бюджета Республики Хакасия, механизмы профилактики рисков реализации бюджетного прогноза
Сбалансированность бюджетов Республики Хакасия зависит от внешних и внутренних экономических и политических факторов.
Внешним фактором риска является бюджетная и налоговая политика Российской Федерации в части перераспределения дополнительных полномочий на уровень субъектов, внесения изменений в межбюджетные отношения или принятия на федеральном уровне решений, приводящих к увеличению стоимости расходных обязательств регионов и муниципалитетов. Это может повлечь за собой значительное увеличение расходной нагрузки на республиканский бюджет Республики Хакасия и (или) сокращение объема и количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Кроме того, рост расходных обязательств может быть обусловлен неблагоприятными экономическими условиями, ростом инфляции и цен на услуги естественных монополий.
Основными мерами. направленными на минимизацию риска несбалансированности бюджетов Республики Хакасия, будут постоянная оценка расходных обязательств Республики Хакасия, оптимизация расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств.
Основными рисками в сфере долговой политики являются риски увеличения расходов на обслуживание государственного долга республики в связи с ростом процентных ставок на рынке заимствований, а также риски снижения ликвидности финансового рынка. С целью снижения указанных рисков при планировании и исполнении бюджета необходимо проведение политики оптимизации и сдерживания роста расходов.
К числу основных внутренних рисков можно отнести следующие виды рисков:
демографические риски. Рост доли населения старше трудоспособного возраста увеличивает нагрузку на бюджеты за счет увеличения расходов на социальное обеспечение;
снижение конкурентоспособности экономики и производительности труда. Данный фактор носит системный характер. Его результатом является сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов деятельности и, в конечном итоге, дальнейшее замедление темпов экономического роста;
сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал. В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста, поскольку потенциал стимулирования внутреннего спроса и роста экспорта в настоящее время ограничен.
Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темп экономического роста, а также формирует условия для консервации и усугубления отставания промышленного производства в регионе.
Основные меры по минимизации внутренних рисков - это сокращение налоговых льгот и реализация проектов, направленных на развитие экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.