Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Текстовая часть государственной программы Республики Хакасия "Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия"
1.1. Цели и задачи государственной программы
Государственная программа Республики Хакасия "Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия" (далее - государственная программа) разработана в соответствии с основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации, программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, а также с учетом целевых ориентиров и задач экономического развития Республики Хакасия, определенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700.
Государственная программа ориентирована на создание равных для всех участников бюджетного процесса благоприятных условий финансирования путем развития правового и нормативного регулирования, методического обеспечения и является системой мероприятий, согласованных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, целевых показателей и ключевых событий, обеспечивающих решение поставленных задач.
Для достижения целей государственной политики в сфере социально-экономического развития Республики Хакасия в государственной программе предусмотрено выполнение следующих функций Министерства финансов Республики Хакасия:
правоустанавливающие - нормативное правовое регулирование; правоприменительные - непосредственное администрирование и управление, в том числе разработка проекта республиканского бюджета Республики Хакасия, организация его исполнения, межбюджетные отношения, управление государственным долгом, налоговое администрирование, размещение государственного заказа;
контрольные - контроль и надзор за исполнением бюджетного законодательства.
Целью государственной программы является совершенствование системы государственного и муниципального управления, направленное на повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечивающее долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Республики Хакасия.
Для достижения цели государственной программы предусмотрены четыре задачи, которые предполагается решить посредством реализации подпрограмм.
Так, первая задача государственной программы "Создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления общественными финансами Республики Хакасия" будет решена путем выполнения мероприятий подпрограммы 1 "Создание условий для эффективного управления бюджетным процессом и повышения результативности использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия", в которой предусмотрено решение следующих задач:
задача "Создание нормативной правовой базы для взаимосвязи стратегического планирования (социально-экономического и бюджетного) Республики Хакасия". В рамках данной задачи планируется реализовать комплекс мер, обеспечивающих определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития Республики Хакасия в долгосрочном периоде, которые сформулированы в стратегических документах и решениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Первоочередным мероприятием предусмотрено определение порядка разработки и ведения долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия с учетом законодательно установленных методических рекомендаций ее формирований, которые планирует установить Правительство Российской Федерации.
В целях дальнейшего создания единой системы стратегического планирования предлагается реализовать ряд мероприятий в рамках данной задачи: по координации и увязке долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия со стратегическими ориентирами социально-экономического развития Республики Хакасия;
по актуализации целей и задач государственных программ Республики Хакасия в соответствии с основными ориентирами стратегического планирования (социально-экономического развития Республики Хакасия и долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия);
по организации методического обеспечения главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Хакасия по вопросам, связанным с повышением эффективности бюджетных расходов, и вопросам качественного управления общественными финансами;
задача "Нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления". Предполагается реализовать мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса согласно нововведениям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Так, планируется провести мониторинг актуальности действующих нормативных правовых актов в сфере бюджетного процесса, а также подготовить соответствующие проекты нормативных правовых актов о внесении в них изменений;
задача "Обеспечение бюджетного процесса в Республике Хакасия, организация планирования и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности". Для достижения положительных результатов в рамках задачи предусмотрен комплекс мероприятий по:
своевременной и качественной подготовке проекта республиканского бюджета Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период;
организации исполнения республиканского бюджета Республики Хакасия в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и утвержденными параметрами республиканского бюджета Республики Хакасия;
формированию и ведению Резервного фонда Республики Хакасия; формированию и ведению реестра расходных обязательств Республики Хакасия;
задача "Обеспечение правомерного, результативного и экономного использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия". В рамках данной задачи предполагается выработка единых подходов к организации централизованных закупок уполномоченными органами, их взаимоотношений с заказчиками или потребителями закупаемых товаров (работ, услуг) и закрепление их внутренними правовыми актами. Для достижения положительных результатов предусмотрен комплекс мероприятий по:
планированию закупок товаров, работ, услуг; размещению закупок для нужд Республики Хакасия; разработке и актуализации нормативных правовых актов в сфере закупок; обеспечению заказчиков методическими рекомендациями и типовыми формами документов;
защите интересов Уполномоченного органа и заказчиков в контролирующих органах;
задача "Повышение эффективности бюджетных расходов". В рамках задачи предусматриваются мероприятия:
по созданию условий для автоматизированных процессов государственного управления;
по созданию условий для консолидации автоматизированных процессов планирования, исполнения бюджетов Республики Хакасия и мониторинга исполнения государственных заданий;
по обеспечению повышения квалификации государственных служащих в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;
задача "Повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса Республики Хакасия". В рамках задачи предусматриваются мероприятия по обеспечению доступности оперативной информации об исполнении бюджетов (в том числе консолидированного бюджета Республики Хакасия), формированию единого открытого информационного пространства в сфере управления общественными финансами, обеспечению достоверности и доступности для граждан информации о деятельности органов власти Республики Хакасия ("Бюджет для граждан"); формирование финансовой и иной информации о республиканском бюджете Республики Хакасия и бюджетном процессе, подлежащей размещению в открытом доступе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации с применением государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Вторая задача государственной программы "Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений и повышение эффективности управления муниципальными финансами Республики Хакасия" будет решаться путем выполнения мероприятий подпрограммы 2 "Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами и повышения устойчивости муниципальных бюджетов Республики Хакасия", в которой предусмотрено решение следующих задач:
задача "Повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам Республики Хакасия". В рамках задачи предполагается ежегодно актуализировать формы и механизмы предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с изменениями федерального законодательства, усовершенствовать механизм расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в соответствии с изменениями федерального законодательства, разработать порядок распределения и предоставления дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
Также предполагается осуществлять предоставление субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Хакасия в соответствии с перечнем субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Хакасия в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, утверждаемым законом о республиканском бюджете Республики Хакасия.
При этом распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия между муниципальными образованиями (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, а также субсидий за счет средств резервного фонда Правительства Республики Хакасия и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) должно утверждаться законом о республиканском бюджете Республики Хакасия.
Кроме того, предполагается ежегодное утверждение предельных уровней софинансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия объёма расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
задача "Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований республики, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, Республики Хакасия, переданных для осуществления органам местного самоуправления муниципальных образований республики". Система межбюджетных трансфертов в условиях повышения эффективности бюджетных расходов и их оптимизации должна безусловно учитывать обеспечение гарантированного качества государственных и муниципальных услуг. Одним из механизмов повышения качества оказания государственных услуг является делегирование федеральных и региональных полномочий на уровень муниципальных образований с предоставлением субвенций в качестве финансового обеспечения указанных полномочий. Это обуславливает необходимость решения данной задачи, направленной на финансовое обеспечение в полном объеме расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, Республики Хакасия, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке;
задача "Поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов Республики Хакасия". Основным инструментом межбюджетного регулирования на региональном уровне остаются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности местных бюджетов будет продолжена практика оказания финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Хакасия в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов или бюджетных кредитов. Это позволит обеспечить сбалансированность и устойчивое исполнение бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия;
задача "Содействие повышению качества управления муниципальными финансами". В рамках задачи планируется укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований Республики Хакасия, в том числе за счет повышения квалификации муниципальных служащих; достижение условий соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия бюджетного законодательства; контроль за соблюдением основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия.
Продолжится заключение с муниципальными образованиями Республики Хакасия соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов в целях повышения ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия за проводимую бюджетную политику.
Также будут осуществляться мониторинг соблюдения органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия требований бюджетного законодательства и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса и мониторинг местных бюджетов.
Стимулирование деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия по увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Хакасия от субъектов малого и среднего бизнеса будет осуществляться путем предоставления межбюджетных трансфертов стимулирующего характера.
Третья задача государственной программы "Оптимизация управления государственным долгом Республики Хакасия" будет решаться путем реализации мероприятий подпрограммы 3 "Управление государственным долгом Республики Хакасия", в которой предусмотрены следующие задачи:
"Соблюдение ограничений по объему государственного долга и расходам на его обслуживание, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации";
"Оптимизация структуры государственного долга в целях минимизации стоимости его обслуживания и минимизации рисков рефинансирования";
"Обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств с целью сохранения республикой репутации добросовестного заемщика";
"Своевременный и достоверный учет долговых обязательств Республики Хакасия".
В целях решения задач подпрограммы и, принимая во внимание проблемы, возникающие при исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия, для проведения эффективной долговой политики при управлении государственным долгом Республики Хакасия приоритетное место будет уделяться выполнению условий реструктуризации бюджетных кредитов.
В рамках задач планируется:
проведение ежегодного анализа государственного долга и расходов на его обслуживание при принятии законов о бюджете Республики Хакасия и фактическом исполнении республиканского бюджета;
своевременное погашение долговых обязательств Республики Хакасия и исполнение обязательств по обслуживанию государственного долга Республики Хакасия. Предусматривает финансирование на выплату процентов по бюджетным кредитам и кредитам кредитных организаций, оплату купонного дохода по государственным облигациям в соответствии с ежегодным графиком обслуживания и погашения долговых обязательств Республики Хакасия;
проведение своевременного и достоверного учета долговых обязательств в государственной долговой книге Республики Хакасия. Осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственной долговой книги Республики Хакасия, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Хакасия от 29.12.2012 N 192-од "Об утверждении Порядка ведения государственной долговой книги Республики Хакасия";
расширение горизонтов бюджетного планирования, в том числе за счет формирования долгосрочных бюджетных стратегий;
разработка основных направлений государственной долговой политики на очередной финансовый год и плановый период;
полнота учета и прогнозирования финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей долговой политики;
мобилизация ресурсов для погашения государственного долга.
Четвертая задача государственной программы "Своевременное и качественное выполнение мероприятий государственной программы" будет решена путем выполнения мероприятий подпрограммы 4 "Обеспечение реализации государственной программы", в которой предусмотрено решение одной задачи - "Информационно-аналитическое, организационно-техническое сопровождение, мониторинг реализации мероприятий государственной программы, в том числе нацеленный на корректировку ее положений, и контроль за ходом реализации государственной программы в рамках полномочий (функций) Министерства финансов Республики Хакасия".
Мероприятия для решения данной задачи предусматривают финансовое обеспечение Министерства финансов Республики Хакасия за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия для соответствующих видов расходов, это:
содержание центрального аппарата Министерства финансов Республики Хакасия;
обеспечение деятельности Министерства финансов Республики Хакасия; проведение семинаров, совещаний, конференций;
обеспечение деятельности подведомственных учреждений (межведомственный центр бюджетного учета и отчетности) Министерства финансов Республики Хакасия;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих Министерства финансов Республики Хакасия;
осуществление контроля за ходом выполнения мероприятий государственной программы.
В целях осуществления контроля за ходом выполнения мероприятий государственной программы предполагается один раз в квартал проводить мониторинг реализации мероприятий государственной программы, ежегодно по итогам отчетного финансового года проводить оценку эффективности реализации государственной программы.
По результатам вышеуказанных мероприятий при необходимости будет проводиться корректировка положений государственной программы.
Решение перечисленных задач государственной программы целесообразно решать комплексно по следующим причинам:
масштабность, высокая социально-экономическая значимость; комплексность проблем (потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного, аналитического характера);
межведомственный характер проблемы (с учетом содержания перечня задач потребуется консолидация усилий органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления);
длительность решения проблемы, поскольку цель государственной программы может быть достигнута в течение ряда лет путем реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий.
Контроль за выполнением мероприятий государственной программы будет осуществляться в соответствии с планом, утвержденным ведомственным правовым актом.
1.2. Описание рисков реализации государственной программы
Реализация мероприятий государственной программы Республики Хакасия "Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия" (далее - государственная программа) связана с различными рисками, обусловленными как внутренними факторами, так и внешними факторами, на которые оказать влияние не представляется возможным.
К рискам государственной программы, обусловленным внешними факторами, относятся:
изменения федерального законодательства, уменьшающие доходы и (или) увеличивающие расходы республиканского бюджета Республики Хакасия;
ухудшение внешней экономической ситуации, что может привести к снижению доходов, ухудшению динамики основных показателей, снижению темпов экономического роста, что, в свою очередь, может негативно сказаться на достижении заложенных в государственной программе целевых показателей. Основными внутренними факторами являются:
ухудшение экономической ситуации республики, что повлечет за собой увеличение дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия, увеличение объема государственного долга и стоимости его обслуживания.
снижение эффективности планируемых мер правового регулирования, требующее выработки согласованных решений органов государственной власти Республики Хакасия в сфере стратегического планирования.
Для минимизации рисков предлагается:
разработка, утверждение и ведение долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия, обеспечивающего соблюдение законодательно установленных бюджетных правил, а также установление на долгосрочный период предельных расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на реализацию государственных программ Республики Хакасия, соответствующих долгосрочному прогнозу основных характеристик республиканского бюджета Республики Хакасия, и их соблюдение при формировании проекта республиканского бюджета Республики Хакасия на очередной финансовый год и на плановый период;
учет экономической ситуации в Республике Хакасия при бюджетном прогнозировании;
систематический контроль достижения поставленных задач государственной программы;
проведение аналитических мероприятий;
корректировка показателей, мероприятий и сроков их исполнения; формирование проекта республиканского бюджета Республики Хакасия исходя из долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия и бюджетного прогноза;
мониторинг изменений бюджетного и налогового законодательства на федеральном уровне и оценка влияния этих факторов на бюджетный процесс Республики Хакасия;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления, повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления;
сохранение основных принципов распределения межбюджетных трансфертов (в первую очередь дотаций) бюджетам муниципалитетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.