2. Министерствам и ведомствам, администрациям городов и районов Республики Марий Эл обеспечить выполнение программы, создать условия для всесторонней реабилитации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Контроль за реализацией программы возложить на Министерство образования и воспитания Республики Марий Эл и на службу Заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Эпина Е.С..
Первый заместитель
Главы Правительства
Республики Марий Эл |
А.Смирнов |
Республиканская целевая программа
"Дети-сироты" на 1996-1998 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 1996 г. N 205)
Паспорт республиканской целевой программы "Дети - сироты"
Наименование программы | "Дети-сироты" |
Дата принятия решения о разработке программы |
Указ Президента Республики Марий Эл от 28 декабря 1994 г. N 313 "О республиканской государственной программе "Дети Марий Эл" |
Государственный заказчик |
Министерство образования и воспитания Республики Марий Эл |
Разработчик программы | Министерство образования и воспитания Республики Марий Эл |
Сроки реализации программы |
1996-1998 годы |
Исполнители программы и основных мероприятий |
Министерство образования и воспитания Республики Марий Эл, Министерство социальной защиты населения Республики Марий Эл, Министерство здравоохранения Республики Марий Эл |
Система контроля за исполнением программы |
Контроль за исполнением программы осуществляет Министерство образования и воспитания совместно со службой Заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Эпина Е.С. |
I. Обоснование разработки программы "Дети-сироты"
Необходимость разработки республиканской целевой программы "Дети-сироты" обусловлена постоянным ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обострившейся проблемой социального сиротства.
Основными причинами увеличения числа социальных сирот являются:
падение социального престижа семьи;
низкий уровень ее материального положения;
рост внебрачной рождаемости;
высокий процент родителей, ведущих ассоциальный образ жизни.
Несмотря на принимаемые усилия по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей, лишившихся родительского попечения, по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семьи (под опеку, попечительство, на усыновление граждан), увеличивается численность воспитанников детских домов и школ-интернатов. Традиционная форма устройства детей в образовательные учреждения нуждается в изменении, необходимо создать новые формы устройства осиротевших детей. Отсутствие у детей-сирот родственных связей, недостаточные контакты в социально-культурной сфере усугубляют социальную депривацию, снижают степень готовности воспитанников к вступлению в самостоятельную жизнь.
Остро стоят проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей, личностным запросам и потребностями рынка труда. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, их опекуны испытывают потребность в медицинской, психологической поддержке. Рост контингента образовательных учреждений, длительное время не увеличивающееся число интернатных учреждений привели к повышению наполняемости групп и классов, нарушению санитарно-гигиенических норм.
Резко ухудшается уровень материально-технического обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе технологическим оборудованием, спортивным инвентарем, школьной и столовой мебелью, лекарственными препаратами. Недостаточно канцелярских товаров, устаревает и не пополняется библиотечный фонд. Интенсивно изнашивается и стареет оборудование мастерских (швейных, столярных, слесарных), не хватает сельскохозяйственной техники для работы в подсобных хозяйствах. Обострилась проблема обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, автотранспортом.
Нарастающая динамика увеличения детей, нуждающихся в поддержке государства, требует экстренной поддержки и развития сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, укрепления их материально-технической базы, разработки научно-методических основ профессионального самоопределения детей-сирот, совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания психолого-педагогических служб помощи семьям с детьми.
Принятие программы позволит на республиканском уровне комплексно осуществить систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и интеграцию в общество.
II. Цели и задачи программы
Основной целью программы является создание условий для личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе.
Программа предусматривает решение следующих задач:
осуществление мер по совершенствованию системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этих детей, создание научно-методической базы социальной защиты детства, расширение социально-правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и других интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
создание условий для психолого-медико-педагогичесюй помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
обеспечение интенсивного развития исследований и использование накопленного опыта по организации жизнедеятельности детей в детских домах и школах-интернатах, создание оптимальных условий для организации быта, развития воспитанников детских домов и школ-интернатов;
развитие системы подготовки и переподготовки кадров для организации и проведения работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
обеспечение координации действий государственных и негосударственных органов, общественных фондов, неправительственных организаций, коммерческих структур в профилактике социального сиротства, обеспечении реальной помощи и поддержки социализации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения;
укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мероприятия
республиканской целевой программы "Дети-сироты"
Наименование (содержание) мероприятий по разделам программы |
Срок | Исполнители | Всего | Необходимые суммы средств мл.р. | |||
1996 | 1997 | 1998 | Источники |
I. Профилактика социального сиротства
1. Разработка республиканской системы информации о семьях потенциальных усыновителей, попечителей (опекунов) |
1996 г. | Минобразования, Минсоцзащиты, Минздрав, Госкомстат |
3,5 | 1,7 | 1,8 | Республи- канский бюджет |
|
2. Создание межведомственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о детях-сиротах |
Минобразования, Минсоцзащиты, Минздрав, Госкомстат |
8,2 | 4,1 | 4,1 | Республи- канский бюджет |
||
3. Создание в республике единой системы помощи семье и детям (психолого-медико-педагогиче- ской, социально-правовой): |
1997 г. | 263,5 | 263,5 | Федеральный бюджет |
|||
а) психолого-медико-педагогиче- ские центры в гг.Козьмодемьянске, Йошкар-Оле |
1997 г. | 139,6 | 139,6 | Федеральный бюджет |
|||
б) приют для несовершеннолетних: г.Волжск, г.Йошкар-Ола |
1996 - 1997 г. |
Минсоцзащиты, Минобразование (с отдел. для врем. прож.мал. матери-одиночки |
123,9 | 123,9 | Федеральный бюджет |
||
4. Разработка положения о службе социального патронажа по оказанию помощи детям и семьям, имеющим факторы социального риска |
1996 - 1997 г. |
Минздрав | 15,0 | 7,5 | 7,5 | - | Республи- канский бюджет |
Итого: | 290,5 | 7,5 | 276,8 | 5,9 |
II. Психологическая поддержка развития и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Разработка и апробация критериев комплектования разновозрастных групп в учреждениях интернатного типа с учетом возраста, пола, интимно- личностного взаимодействия |
1996 - 1998 г. |
Минобразование, Марийский институт образования |
1,5 | - | 1,5 | - | Республи- канский бюджет |
2. Разработка рекомендаций по совместной деятельности педагогических коллективов детского дома и общеобразо- вательной школы по проблемам психологической, реабилита- ционной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей |
1997 г. | Минобразование, Марийский ин- ститут образо- вания, Марий- ский педагоги- чский институт им.Н.К.Крупской |
2,0 | 2,0 | Республи- канский бюджет |
||
3. Подготовка методических рекомендаций для медицинских и педагогических работников учреждений интернатного типа по социально-трудовой адаптации воспитанников, формированию навыков здорового образа жизни, санитарнопросветительских знаний |
1997 г. | Минздрав, Минобразование |
2,0 | 2,0 | Республи- канский бюджет |
||
4. Проведение республиканского фестиваля, смотров-конкурсов творчества воспитанников учреждений интернатного типа |
еже- годн о |
Минобразование, Минкультуры |
5,1 | 1,7 | 1,7 | 1,7 | Республи- канский бюджет |
5. Проведение республиканской выставки декоративно-прикладного творчества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1998 г. | Минобразование, Минкультуры |
2,0 | 2,0 | Республи- канский бюджет |
||
Итого: | 12,6 | 1,7 | 7,2 | 3,7 |
III. Нормативно-правовое обеспечение охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Подготовка сборника нормативно-правовых актов по обеспечению защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1997 г. | Минюст, Мин- соцзащиты, Мин- образование, Минздрав, Ма- рийский инсти- тут образования |
2,0 | 2,0 | Республи- канский бюджет |
||
2. Предоставление льгот на коммунальные услуги детям, находящимся под опекой |
1996 г. | Минжилкомихоз, Минобразование |
2392 | 1196 | 1196 | Республи- канский бюджет, бюд- жет районов и городов |
|
3. Разработка положения о Центре постинтернатной адаптапии выпускников детских домов и школ интернатов |
1996 - 1997 г. |
Минсоцзащиты, Минобразование |
2,0 | 2,0 | Республи- канский бюджет |
||
4. Разработка положения об управлении имуществом несовершеннолетних |
1996 - 1997 г. |
Минюст, Проку- ратура, Мин- образование |
1,5 | 1,5 | Республи- канский бюджет |
||
Итого: | 2397,5 | 1201,5 | 1196 |
IV. Кадровое обеспечение
1. Разработка программы подготовки переподготовки и повышения квалификации педагоги- ческих кадров интернатных учреждений, инспекторов по охране детства |
1997 г. | Минобразование, Марийский ин- ститут образова ния |
2,0 | 2,0 | Республи- канский бюджет |
||
2. Подготовка воспитателей для учреждений интернатного типа на базе Оршанского педагогического колледжа |
1997 г. | Минобразование | 70,0 | 70,0 | Республи- канский бюджет |
||
3. Введение дополнительных ставок инспекторов по охране детства в отделы (управления) образования в соответствии с нормативами |
1997 г. 1998 г. |
Минобразование | 65,6 | 32,8 | 32,8 | Республи- канский бюджет |
|
4. Создание отдела соц. защиты детства в Йошкар-Олинском управлении образавания |
1996 г. | Минобразование | 65,6 | 65,6 | Республи- канский бюджет, бюджет районов и городов |
||
5. Введение ставок соц. педагогов в Юринском и Й-Олинском домах ребенка |
1997 г. | Минобразование | 25,1 | 25,1 | Республи- канский бюджет, бюджет районов и городов |
||
Итого: | 228,3 | 195,5 | 32,8 |
V. Охрана жизни и здоровья
1. Ежегодно, два раза в год проводить углубленный медосмотр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
еже- годно |
Минздрав | 5,4 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | Республи- канский бюджет |
2. Обеспечить учреждения для детей-сирот необходимым медицинским оборудованием и лекарственными препаратами |
1996 - 1998 г. |
Минобразование, Миндрав |
500,0 | 250,0 | 250,0 | Республи- канский бюджет, федеральный бюджет |
|
3. Организовать оздоровление детей в загородных лагерях отдыха на базе санаториев и профилакториев |
еже- годно |
Минсоцзащиты, Минобразование |
7500,0 | 2500,0 | 2500,0 | 2500,0 | Республи- канский бюджет |
Итого: | 8005,4 | 2501,8 | 2751,8 | 2751,8 |
IV. Материально-техническое обеспечение учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
1. Осуществить выделение средств на при обретение мягкого инвентаря и оборудовання для детских домов и школ-интернатов, как защищенную статью расходов |
еже- годно |
Минфин, Мин- образование, Минздрав |
4612 | 2200 | 1206 | 1206 | Республи- канский бюджет |
2. Обеспечить образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимой компьютерной, аудиовидео техникой. Спортивным инвентарем |
1996 - 1998 г. |
Минфин, Мин- образование |
130,0 | 60,0 | 35,0 | 35,0 | Федеральный бюджет |
3. Приобрести спортивный инвентарь и оборудование |
1995 - 1998 г. |
Министерство финансов, Мин- образования и воспитания |
615 | 154 | 307 | 154 | Федеральный бюджет |
4. Приобрести автобусы для Керебелякского, Юринского, Волжского, Й-Олинского домов детства |
1997 - 1998 г. |
Минобразование | 400 | 120 | 100 | 180 | Федеральный бюджет |
5. Обновлять библиотечный фонд д/домов и школ-интернатов |
1996 - 1998 г. |
Минобразование, Компечати, Мин- культуры |
15,0 | 10,0 | 5,0 | Республи- канский бюджет |
|
6. Обеспечить д/дома и школы-интернаты необходимым технологическим оборудованием и мебелью |
1996 - 1998 г. |
Минобразование | 500 | 300,0 | 2000 | Федеральный и республи- канский бюджет |
|
7. Приобретение мини-пекарни "Докахлеб". Люльпанский д/д, Керебелякский д/д. |
1997 - 1998 г. |
Минобразование | 20,0 | 10,0 | 10,0 | Федеральный и республи- канский бюджет |
|
8. Приобретение трактора с прицепными устройствами для Керебелякского д/дома и Волжской школы интерната |
1996 - 1998 г. |
Минобразование | 80 | 40,0 | 40,0 | Федеральный и республи- канский бюджет |
|
Итого: | 6372 | 2584 | 1998 | 1790 |
VII. Капитальное строительство, ремонт и реконструкция
1. Осуществить капитальный ремонт и реконструкцию детского сада N 69 в г.Йошкар-Оле для размещения дет.дома |
1996 г. | Минобразование | 2500,0 | 600 | 1900 | Республи- канский бюджет |
|
2. Завершение реконструкции здания Йошкар-Олинского дома ребенка |
1996 г. | Минздрав | 1500,0 | 1500,0 | Федеральный бюджет |
||
3. Подключение Юринского дома ребенка к центральному отоплению и водоснабжению. |
1996 г. | Министерство здравоохранения |
15,0 | 15,0 | Бюджет Юринского района |
||
4. Произвести капитальный ремонт Семеновской коррекционной школы, Волжской школы-интерната, Волжского дома детства. |
1997 - 1998 г. |
Министерство образования и |
946,4 | 473 | 473,4 | Федеральный и республи- канский бюджет |
|
5. Произвести установку теплосчетчнков и водомеров во всех образовательных учрежденнях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1996 - 1998 г. |
Минобразование | 1250,0 | 833 | 417 | Республи- канский бюджет |
|
6. Осуществить капитальный ремонт детского городка Люльпанского детского дома |
1996 - 1997 г. |
Минобразование | 23 | 12 | 11 | Республи- канский бюджет |
|
7. Завершить строительство 30-ти квартирного жилого дома для сотрудников Люльпанского детского дома |
1996 - 1997 г. |
Минобразование Минэкономики |
2740,0 | 1370 | 1370 | Республи- канский бюджет |
|
8. Произвести электрификацию и строительство столовой летней базы отдыха Советской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попече- ния родителей |
1996 - 1997 г. |
Минобразование | 332,0 | 101,0 | 101,0 | Республи- канский бюджет |
|
9. Завершить строительство теплиц, овощехранилищ в Советской школе-интернате и Волжской школе-интернате |
1999 г. | Минобразование | 213,0 | 213,0 | Республи- канский бюджет |
||
10. Открыть дом детства на базе детского сада в п.Советский |
1996 - 1997 г. |
Минобразование, администрация Советского р-на |
3200,0 | 3200 | Федеральный бюджет |
||
Итого: Всего: в т.ч. Респ. бюджет в т.ч. Респ. бюджет |
12589,4 29895,4 14740,5 14740,5 |
2115,0 7210 2826 2826 |
8102 14532,8 7314,3 7314,3 |
2372,4 8152,6 4600,2 4600,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 1996 г. N 205 "О республиканской программе "Дети-сироты" на 1996-1998 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Марийская правда" от 6 июня 1996 г. N 102, в Собрании законодательства Республики Марий Эл, 1997 г., N 1, стр.78