Указ Президента Республики Марий Эл от 18 ноября 1996 г. N 401
"Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Республике Марий Эл"
Указом Президента Республики Марий Эл от 29 марта 2002 г. N 89 настоящий Указ признан утратившим силу
В целях осуществления единого государственного подхода к формированию и развитию рынка ценных бумаг в Республике Марий Эл, привлечения инвестиций в промышленность и защиты прав граждан-акционеров и вкладчиков постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития рынка ценных бумаг в Республике Марий Эл.
2. Министерствам и ведомствам Республики Марий Эл обеспечивать реализацию задач, предусмотренных Концепцией.
3. Администрации Президента Республики Марий Эл и Региональной комиссии по рынку ценных бумаг ежемесячно представлять Президенту Республики Марий Эл информацию о ходе реализации Концепции.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Марий Эл |
В.Зотин |
г.Йошкар-Ола,
18 ноября 1996 года,
N 401
Концепция
развития рынка ценных бумаг в Республике Марий Эл
(утв. Указом Президента Республики Марий Эл от 18 ноября 1996 г. N 401)
Концепция развития рынка ценных бумаг в Республике Марий Эл (далее Концепция) разработана в соответствии с Концепцией развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Разделы Концепции отражают состояние дел на рынке ценных бумаг в республике и особенности его формирования.
Раздел I. Анализ текущего состояния рынка ценных бумаг республики
Институциональные реформы в России способствовали значительному прогрессу в формировании экономики рыночного типа. Были созданы основные элементы 3-х уровневой системы финансирования экономики, включающей:
бюджетное финансирование;
банковские кредиты;
прямые инвестиции через механизмы рынка капиталов.
Политика, проводимая центром, способствовала усилению процессов концентрации финансовых ресурсов в Москве и некоторых других крупных финансовых центрах.
Это привело к тому, что сбережения трансформировались главным образом в такие типы финансовых активов, которые не связаны с финансированием производства и не способствовали формированию республиканского рынка ценных бумаг.
В республике, в отличие от российского, в качестве доминирующего рынка мобилизации свободных финансовых ресурсов сформировался рынок банковских депозитов и вкладов. Такая ситуация сложилась по следующим причинам:
отсутствие целенаправленной политики акционерных обществ по привлечению имеющихся в регионе свободных финансовых ресурсов через выпуск ценных бумаг;
недоверие населения к новым инструментам фондового рынка и привычка вложения средств в банки;
недостаточно проводимая работа со стороны органов государственной власти по информированию населения;
широко проводимая рекламная кампания со стороны банков и финансовых компаний.
Участниками рынка ценных бумаг республики сегодня являются: акционерные общества, созданные в основном в результате проведения приватизации; девять инвестиционных институтов; четыре чековых инвестиционных фонда; банки; фондовый отдел товарной биржи.
На начальном этапе в республике не была использована возможность привлечения имеющегося инвестиционного потенциала через выпуск государственных ценных бумаг. Низка активность на рынке ценных бумаг с акциями местных акционерных обществ, хождение которых происходит, как правило, внутри акционерного общества. Данные акции не пользуются спросом в связи с:
тяжелым финансовым состоянием предприятий и как результат отсутствием доходов по вложенным в акции средствам;
проводимой политикой руководящих работников акционерных обществ;
отсутствием специалистов по инвестиционной политике; отставанием в развитии инфраструктуры.
Со стороны акционерных обществ не обеспечивается соблюдение законов об акционерных обществах и рынке ценных бумаг, отсутствует информационное обеспечение о деятельности акционерных обществ.
Деятельность инвестиционных институтов направлена на операции с акциями акционерных обществ других регионов, в основном, на акции АО "Газпром". Незначителен объем совершаемых сделок на фондовом рынке.
В целях сокращения взаимных задолженностей в республике введено вексельное обращение. Выпущены простые бюджетные векселя Министерством финансов республики, векселя финансового управления администрации города Йошкар-Олы, применяемые для расчетов за продукцию и услуги и для погашения налоговых платежей. Используются в обращении между предприятиями векселя, эмитируемые банками и предприятиями. В то же время следует отметить, что вексель, как инструмент сокращения временной задолженности, используется в регионе недостаточно активно.
К 1996 году сформировались правовые, экономические и организационные основы для развития отечественного рынка ценных бумаг; в республике работает Региональная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве республики Марий Эл; появились профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие практический опыт работы и т. д.
Вместе с тем остается нерешенным ряд проблем:
отставание в развитии инфраструктуры рынка;
несоблюдение участниками рынка ценных бумаг законодательства и отсутствие нормативной базы, устанавливающей меры ответственности за допускаемые правонарушения;
недостаточность полномочий органов государственного регулирования по привлечению к ответственности организаций и лиц, нарушающих законодательство;
непроработанность вопросов взаимодействия в работе регулирующих органов, а также Федеральной комиссии по ценным бумагам и региональных комиссий;
низкий уровень капитализации рынка и ликвидности ценных бумаг практически всех эмитентов республики;
высокая стоимость заимствований на рынке государственного долга.
Раздел II. Принципы государственной политики на рынке ценных бумаг в Республике Марий Эл
К принципам государственной политики на рынке ценных бумаг относятся:
принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг с целью защиты граждан республики, их законных прав и интересов;
единство республиканской нормативной базы с российской;
восстановление процесса расширенного воспроизводства и повышение его эффективности на основе мобилизации внутренних и внешних инвестиционных ресурсов;
обеспечение финансовой безопасности граждан путем формирования надежных республиканских долгосрочных финансовых инструментов для инвестирования сбережений населения;
повышение капитализации республиканских предприятий;
принцип равенства всех участников рынка и стимулирование конкуренции;
принцип ориентации на мировой опыт, а также разработка взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам.
Раздел III. Стратегия Правительства Республики Марий Эл на рынке ценных бумаг
1. Цели и задачи на рынке ценных бумаг
В качестве основных целей на рынке ценных бумаг республики в рамках российской государственной политики, в порядке приоритетов, определяются:
создание в республике цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в российский финансовый рынок;
использование неинфляционных, связанных с рынком ценных бумаг, методов финансирования конкретных государственных долгосрочных проектов социальных программ;
создание и использование финансовых инструментов для инвестирования средств населения;
перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание "эффективного собственника", повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрацию предприятия;
создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор экономики;
обеспечение прав участников рынка ценных бумаг и в первую очередь инвесторов, борьба с суррогатами ценных бумаг и мошенничеством, создание механизма пресечения незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.
Указанные цели должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Развитие рынка ценных бумаг республики необходимо начать с развития структур, обслуживающих данный рынок (депозитарная, клиринговая), а также с проведения широкой разъяснительной работы с населением. Для этого следует реализовать следующие мероприятия:
1. Определение текущего состояния рынка ценных бумаг и инвестиционных предпочтений предприятий и населения. В этих целях необходимо проведение маркетингового исследования по текущему состоянию данного рынка.
2. Создание условий для приоритетного развития внутреннего рынка республиканских государственных ценных бумаг. Проведение республиканских и муниципальных займов.
3. Обеспечение технических и материальных условий для развития инфраструктуры рынка ценных бумаг. Создание специализированного регистратора некоммерческой и независимой организации.
4. Создание системы и инфраструктуры раскрытия информации о деятельности акционерных обществ в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
5. Создание ликвидного рынка ценных бумаг республики.
6. Создание Вексельного дома, занимающегося расчетами, получением денег от должников-векселедателей, вопросами погашения взаимной задолженности юридических лиц.
2. Правительство Республики Марий Эл как заемщик на рынке ценных бумаг
Правительство Республики Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл выступит крупнейшим заемщиком на внутреннем рынке ценных бумаг с целью активного использования рынка ценных бумаг для финансирования конкретных проектов и целевых долгосрочных программ. С этой целью предполагается решение следующих задач:
создание механизма привлечения средств в республиканские ценные бумаги (обеспечение планового характера заимствований, приоритетное развитие инструментов рынка капиталов, координация действий республиканских и муниципальных органов власти, стимулирование развития и использования расчетных (клиринговых) систем:
выпуск широкого спектра финансовых инструментов для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.
3. Раскрытие информации и информационное обеспечение рынка ценных бумаг
Одной из ключевых задач в сфере развития рынка ценных бумаг является повышение уровня информационной прозрачности этого рынка. Реализация принципа информационной прозрачности будет достигнута за счет информирования всех заинтересованных лиц о деятельности участников рынка ценных бумаг. Для этого необходимо:
четкое разграничение информации на являющуюся коммерческой тайной и не являющейся таковой;
создание эффективной системы сбора и распространения информации, подлежащей раскрытию;
создание системы информирования инвесторов о всех фактах деятельности эмитентов, могущих повлиять на курс их ценных бумаг;
поддержка изданий, специализирующихся на рынке ценных бумаг;
формирование центра раскрытия информации;
ужесточение ответственности в отношении организаций и лиц, нарушающих требования по раскрытию информации и за предоставление недостоверной информации.
4. Защита интересов республики на рынке ценных бумаг
Политика Правительства Республики Марий Эл в области защиты прав участников рынка ценных бумаг осуществляется дифференцировано ко всем участникам. Но приоритетными направлениями являются: защита прав инвесторов - населения республики, защита прав эмитентов - предприятий республики.
Защита прав участников рынка ценных бумаг республики будет осуществляться по следующим основным направлениям:
повышение информационной прозрачности рынка и его открытости;
создание системы расследования и предотвращения преступлений на рынке ценных бумаг;
усиление контроля за деятельностью и финансовой отчетностью участников рынка ценных бумаг;
повышение роли государства в преодолении кризисных ситуаций на рынке ценных бумаг республики, в том числе путем создания механизма запрета деятельности коммерческих организаций и их филиалов, деятельность которых на рынке ценных бумаг осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл;
поддержка системы государственного добровольного страхования рисков профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также поддержка развития различных форм страхования инвестиций и формирования гарантийных фондов за счет различных инвесторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Марий Эл от 18 ноября 1996 г. N 401 "Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Республике Марий Эл"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 22 декабря 1996 г. N 12 ст.261
Указом Президента Республики Марий Эл от 29 марта 2002 г. N 89 настоящий Указ признан утратившим силу