Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 25 сентября 1998 г. N 386
"О Концепции государственной политики занятости населения Республики Марий Эл на 1998-2005 годы"
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 марта 2007 г. N 72 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях увеличения уровня занятости, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, смягчения последствий безработицы Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Одобрить Концепцию государственной политики занятости населения Республики Марий Эл на 1998-2005 годы (далее - Концепция) и положить ее в основу республиканской, городских, районных и отраслевых программ содействия занятости населения (прилагается).
2. Министерствам и ведомствам, администрациям городов и районов использовать положения Концепции при формировании рациональной структуры занятости населения за счет создания и сохранения рабочих мест, повышения эффективности труда, трудовой мобильности граждан, развития малого предпринимательства и нетрадиционных форм занятости.
3. Департаменту Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Марий Эл повышать эффективность активной политики занятости населения, уделять особое внимание развитию временных и общественных работ, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, обучению и переобучению безработных, профессиональной ориентации и психологической поддержке граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Глава Правительства
Республики Марий Эл |
В.Кислицын |
Концепция
государственной политики занятости населения Республики Марий Эл на 1998-2000 годы
одобрена постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 сентября 1998 г. N 386
Введение
Концепция государственной политики занятости населения Республики Марий Эл на 1998-2000 годы (далее - Концепция) подготовлена в рамках разрабатываемой Федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2005 года. Основные концептуальные положения определены задачами, поставленными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (1998 г.) "Общими силами - к подъему России" и в Послании Президента Республики Марий Эл Государственному Собранию Республики Марий Эл (1998 г.).
Концепция состоит из пяти разделов. Она определяет основные направления, приоритеты, цели и задачи политики занятости как на среднесрочный (до 2000 г.), так и долгосрочный (до 2005 г.) периоды. При этом особое внимание уделяется сбалансированному решению экономических и социальных проблем на этапе перехода к экономическому росту.
В Концепции представлен прогноз рынка труда, рассчитанный на основе прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл, подготовленного Министерством экономики Республики Марий Эл.
Для создания рациональной структуры занятости населения предполагается проведение и развитие форм активной политики на рынке труда, главным из которых будут:
содействие занятости граждан на постоянной и временной основе;
повышение конкурентоспособности рабочей силы, ее обучение и переобучение;
профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения.
Концепция предполагает комплексный подход к решению проблем рынка труда, развитие системы социального партнерства. В ней определены ключевые направления действий Правительства, министерств и ведомств, городских и районных администраций, органов местного самоуправления, общественных организаций, работодателей всех форм собственности и органов службы занятости.
I. Социально-экономическая ситуация и прогноз рынка труда
Состояние и перспективы занятости в Республике Марий Эл
Промышленное производство продолжает переживать интенсивный сдвиг регрессивного характера, сохраняется сложная ситуация, связанная с невысокой и несвоевременно выплачиваемой заработной платой, низким уровнем жизни и недостаточным спросом на рабочую силу.
Дополнительные трудности создает демографический фактор. На период до 2006 года ожидается устойчивый рост численности населения в трудоспособном возрасте (в среднем на 1,5-1,7 процента в год), что обострит проблему трудоустройства и занятости, и только с 2007 года прогнозируется снижение предложения рабочей силы за счет вступления в рабочий возраст малочисленного поколения граждан, родившихся в кризисные 90-е годы. Миграционный прирост ожидается положительным вплоть до 1999 года, а с 2000 года прогнозируется миграционный отток.
Все обуславливает количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются:
сокращением численности работающих на крупных и средних предприятиях. Если среднесписочная численность занятых в 1997 году составляла 246,7 тыс. человек, то в июле 1998 года - 244,8 тыс. человек, или на 1,9 тыс. человек меньше;
ростом численности принятых на работу и снижением процессов высвобождения работников;
активизацией процессов высвобождения работников по собственному желанию.
Доля выбывших по собственному желанию выросла по сравнению с 1997 годом с 68,8 до 73,8 процента;
снижением масштабов вынужденной неполной и вторичной занятости;
ростом масштабов безработицы. Снижение объемов производства и услуг сопровождалось сокращением численности персонала. В результате на рынке труда происходил процесс накопления высвобожденных по различным причинам с предприятий и организаций работников. На начало 1998 года общая безработица составила 29,8 тыс. человек, или 7,3 процента от экономически активного населения.
Осуществления мер по перестройке всего промышленного комплекса республики может способствовать росту производительности труда и увеличению численности занятого населения.
Предполагается, что численность занятых останется относительно стабильной в топливно-энергетических отраслях. Возможно увеличение спроса на рабочую силу в лесной и деревообрабатывающей промышленности, на предприятиях, выпускающих некоторые виды химической продукции (производство полимерной пленки, изделий из пластмасс, лакокрасочных материалов, напольного покрытия, витаминной продукции).
В последние годы претерпела количественные и качественные изменения занятость в сельском хозяйстве, направленная на ускорение развития фермерства, сокращение крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ожидается, что в ближайшие годы будет происходить дальнейший перелив занятых в коллективно-долевые предприятия, в крестьянские фермерские хозяйства.
Улучшение условий для занятости в строительном комплексе может быть обеспечено на основе реализации Программы структурной перестройки строительного комплекса Республики Марий Эл на 1998-2000 годы.
Одним из решающих факторов экономической и социальной стабилизации в прогнозируемый период должно стать малое предпринимательство. Малый бизнес создает конкретную среду в экономике, способствует расширению сферы занятости.
Прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2005 года предполагает увеличение численности лиц, занятых в экономике до 338 тыс. человек, и соответственно численности активного населения.
Таблица
Предложение рабочей силы
Показатели | Годы | ||||
1997 факт |
1998 оценка |
1999 прогноз |
2000 прогноз |
2005 прогноз |
|
1. Трудовые ресурсы 2. Численность трудоспособноного населения в трудоспособном возрасте 3. Занято в экономике 4. Экономически активное население (тыс.чел.) 5. Суммарная потребность населения в рабочих местах |
411,0 412,0 413,0 415,0 407,0 404,5 405,8 407,0 409,0 401,0 313,8 326,0 328,0 330,0 338,0 352,1 356,5 363,6 365,7 367,0 379,5 382,1 385,0 388,2 390,0 |
В ближайшие годы практически невозможно будет кардинально улучшить соотношение количества современных, технически прогрессивных рабочих мест и рутинных, непривлекательных, непрестижных и вредных для здоровья рабочих мест, сохранение которых во многом предопределяет низкий уровень производительности труда и экономической активности людей.
До последнего времени многие предприятия предпочитали содержать излишнюю рабочую силу. Усугубление инвестиционного кризиса в республике повлечет за собой сокращение базовой совокупности рабочих мест и сокращение излишней численности работающих.
Формирование эффективной и рациональной занятости может быть достигнуто при условии организации четкой системы государственного регулирования путем:
стимулирования работы предприятий и селективной поддержке приоритетных производств;
координации и кредитования инвестиционных разделов отраслевых и республиканских программ;
совершенствования статистики в области занятости населения;
освоение методов сбора, анализа информации, характеризующей движение, подготовку, использование, оплату труда негосударственных предприятий;
осуществление специальных мер по сохранению научно-технического и кадрового потенциала, эффективности использования рабочей силы, движения рабочих мест;
разработки системы социальных индикаторов и социальных нормативов, характеризующих ситуацию на республиканском рынке труда.
Рынок труда и регулирование занятости
Расширение сферы приложения труда главным образом зависит от роста производства, инвестиций и капитальных вложений.
Главная особенность в развитии рынка труда республики на период до 2005 года будет заключаться в переходе к позитивной динамике основных количественных и качественных параметров трудовой сферы.
В ближайшие годы ожидается оживление инвестиционной активности. На базе роста инвестиций в основной капитал и реструктуризации бюджетных расходов начнется реальная структурная перестройка, что окажет положительное воздействие на процессы создания и обновления рабочих мест.
В 1998-2000 годах будет продолжена работа по стимулированию создания рабочих мест на основе реализации Схемы создания и сохранения рабочих мест в Республике Марий Эл на 1998-2000 годы.
Предполагаемые положительные сдвиги в экономической конъюнктуре обусловят увеличение численности занятых в экономике в 1998-2000 годах на 4,0 тыс. человек.
Потребность экономики в квалифицированных кадрах в 1998-2000 годах будет характеризоваться устойчивым спросом на руководителей и специалистов в области управления и административно-производственного обеспечения (специалисты по экономике, финансам, коммерции, маркетингу, кадровому обеспечению т.д.). Начал формироваться (к 2000 году значительно повысится) спрос на специалистов, работающих непосредственно в области менеджмента и занимающихся хозяйственной деятельностью предприятий сферы материального производства - промышленности, транспорта, строительства, связи и т.д. В связи с развивающимся процессом информатизации общества интенсифицируется спрос на квалифицированных специалистов, владеющих компьютерными технологиями. Не будут испытывать сложности с трудоустройством представители профессионального отряда технических исполнителей, то есть лиц, обеспечивающих административно-техническую поддержку процесса управления. В случае сохранения низкого уровня оплаты труда может произойти "вымывание" специалистов в области здравоохранения, образования, науки и научного обслуживания, что приведет к интенсификации их межпрофессиональных перетоков.
В 1998-2005 годах Республика Марий Эл будет располагать значительным трудовым потенциалом. Численность трудовых ресурсов к 2000 году увеличится до 413 тыс. человек. Прирост численности населения трудоспособного возраста будет происходить за счет молодежи 16-29 лет. В прогнозируемом периоде предполагается сохранение стабильного спроса на рабочую силу со стороны подростков и пенсионеров, в том числе инвалидов. В целом ожидаемые изменения в численности и структуре населения в 1998-2000 годах приведут к сохранению высокого спроса на рабочие места. Помимо действия демографических факторов предложение рабочей силы увеличится по социальным и экономическим причинам. Предложение рабочей силы будет превышать спрос на нее на 33,3-37,4 тыс. человек.
По прогнозной оценке численность зарегистрированных безработных до 1999 года будет расти умеренными темпами, и снижение ожидается лишь к 2005 году. Однако можно предположить, что размеры скрытой безработицы окажут значительное влияние и на рост официально зарегистрированных безработных. При сохранившейся тенденции картина на открытом рынке труда будет значительно серьезнее: общая численность безработных в 1998-1999 годах будет превышать число зарегистрированных безработных соответственно в два-три раза. Уровень общей безработицы составит от 8,6 до 9,8 процента.
Таблица
Прогноз численности безработных до 2005 года (в среднегодовом исчислении)
Показатели | Годы | |||
1998 | 1999 | 2000 | 2005 | |
Общая численность безработных, человек Уровень общей безработицы, % Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, человек Уровень официальной безработицы, % |
30510 8,6 11540 3,4 |
35600 9,8 15330 4,5 |
35700 9,8 16390 4,7 |
29000 7,9 14300 4,1 |
Проводя курс на замедление темпов роста безработицы и стабилизации уровня занятости, следует опираться прежде всего на поддержание существующей системы мест в отраслях, признанными приоритетными в плане структурной политики. В более долгосрочной перспективе целесообразно стимулирование роста числа рабочих мест в приоритетных отраслях. Одновременно не следует искусственно сдерживать высвобождение работников бесперспективных отраслей и предприятий, не допуская обвального высвобождения, а всемерно реализуя меры по санации предприятий.
Главная задача состоит в том, чтобы посредством активной политики на рынке труда не допустить массового высвобождения и массовой безработицы.
Государственная политика занятости остается все еще крайне пассивной. Преобладают меры защитного характера исключительно в отношении лиц, уже оставшихся без работы. Однако в прогнозируемом периоде (до 2005 года) требуется реализация новых подходов в решении проблемы занятости, а именно: действенная государственная макроэкономическая политика, включающая в себя финансово-кредитную, налоговую и инвестиционную политику. Это должно стать центральным во всей политике занятости, что с одной стороны, будет определять рынок труда, а с другой - обусловит регулирование занятости на территории Республики Марий Эл.
II. Цели и задачи государственной политики занятости в Республике Марий Эл
Исходные методологические предпосылки политики занятости
Исходными методологическими предпосылками политики занятости являются все элементы сферы занятости: структура и качество рабочей силы (предложение), система рабочих мест (спрос), трудовые отношения, условия и оплата труда, формы и методы регулирования занятости и другие.
Политика занятости и механизм регулирования занятости будут строиться учитывая следующие объективные факторы и условия:
а) географическое положение и природно-ресурсный потенциал республики:
основной источник сырья - лес, на долю которого падает 52,7 процента территории;
наличие запасов песка, глины, карбонатных пород, торфа, минеральных вод и лечебных грязей;
ведущиеся поисково-оценочные работы по добыче нефти, планируемое проведение геофизических исследований для уточнения зон нефтегазонакопления в Юринском и Килемарском районах;
проводящаяся переоценка запасов воды Арбанского участка Йошкар-Олинского месторождения и завершение разведки Ургакшского месторождения подземных вод в Советском районе;
реки и озера республики относятся к экологически чистым в Европе, и они могут быть использованы для развития бизнеса в сфере отдыха и туризма;
б) демографическая ситуация и тенденция ее развития:
рост масштабов предложений рабочей силы;
изменение половозрастной структуры трудоспособного населения, увеличение населения в трудоспособном возрасте;
территориальное распределение трудоспособного населения (преобладание городского населения над сельским);
увеличение удельного веса экономически активного населения в его общей численности;
снижение рождаемости, рост смертности и "старение" населения.
Для проведения демографической политики, оценки демографического потенциала и прогноза в республике необходимо специальное структурное подразделение:
в) экономическая и финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика.
Приоритетные направления государственной политики занятости в Республике Марий Эл
Целью политики занятости на прогнозируемый период является обеспечение эффективности структуры занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, смягчение последствий долговременной безработицы.
Задача политики занятости - обеспечить взвешенность в политике занятости: с одной стороны не допустить массовую безработицу, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Президент Республики Марий Эл в своем Послании Государственному Собранию Республики Марий Эл (1998 г.) определил формы и методы обеспечения максимальной занятости и снижения социальных последствий временной незанятости населения. Среди них:
система общественных работ;
система платежей и льгот для предприятий в зависимости от динамики занятости на этих предприятиях;
льготная передача в аренду неиспользуемого государственного имущества для организации производства товаров и услуг на индивидуальной или коллективной основе;
приоритетное выделение земли для организации потребительского и товарного сельскохозяйственного производства;
финансирование и кредитование затрат по переквалификации безработных в соответствии с программой структурной перестройки производства.
Если же политику занятости рассматривать на средне- и долгосрочный периоды, то по большому счету она будет направлена на:
рост мобильности трудовых ресурсов и стимулирование трудовой мотивации;
максимальную сбалансированность спроса и предложений рабочей силы в профессионально-квалификационном аспекте;
создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест с точки зрения условий труда и его оплаты;
переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
развитие и обновление кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование;
расширение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и режимам труда (развитие многообразных видов, форм занятости и режимов труда);
оказание дифференцированной социальной поддержки безработным в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям,
Главное внимание как в сфере экономики, так и в сфере занятости будет сосредоточено на трех основных отраслях:
а) Республика Марий Эл относится к группе индустриально-аграрных регионов, она является зоной интенсивного ведения сельскохозяйственного производства.
В последнее время, как показывает анализ, в агропромышленном комплексе снижается удельный вес занятых, создалась излишняя численность работающих на сельскохозяйственных предприятиях (до 20-30 процентов), увеличилось число официально зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности.
В целях усиления содействия занятости сельского населения предполагается принять ряд мер, имеющих приоритетное значение, в их числе:
разработка Концепции развития социальной инфраструктуры на селе;
реформирование хронически неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, создание укрупненных производственных по отраслевому принципу объединений на базе ведущих племенных хозяйств республики (свиноводство, птицеводство и т.д.);
формирование многоукладной экономики, развитие предпринимательства, рост крестьянских (фермерских) хозяйств, поддержка личного подворья, защита и стимулирование отечественного товаропроизводителя;
создание на селе социально-деловых центров и бизнес-инкубаторов;
расширение объемов и ассортимента выпускаемой сельскохозяйственной продукции, создание объектов малой переработки, подсобных цехов и производств;
развитие частных и кооперативных форм деятельности в сфере социально-бытового обслуживания;
увеличение ремесленных производств и народных промыслов;
подготовка кадров для аграрного сектора по интегрированным профессиям производственной, предпринимательской и социальной сфер;
внедрение в сельской местности дистанционных форм обучения безработных граждан и незанятого населения;
сдерживание безработицы в сельских населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда, с большим количеством избыточных трудовых ресурсов;
б) планируется разработать программу повышения эффективности лесопромышленного комплекса, предусматривающую:
создание необходимых условий для полной переработки хвойного пиловочника в готовые изделия и полуфабрикаты;
сохранение объемов лесозаготовок с проведением работ по лесовосстановлению и прекращению вывоза из республики необработанного леса;
внедрение лесопромышленными предприятиями прогрессивной технологии заготовки древесины, создание мощностей по увеличению доли переработки лиственной древесины для нужд местных предприятий;
своевременное и полное обеспечение лесозаготовительных предприятий в установленном порядке лесосечным фондом;
расширение объемов и развитие форм занятости и режимов работы (двухсменка, вахтовый метод и т.д.);
в) приоритетной задачей остается задача возрождения и развития производства на предприятиях военно-промышленного комплекса, для чего:
планируется разработать план реструктуризации и конверсии производства на предприятиях республики в соответствии с положениями федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии военной промышленности;
продолжить работу по перепрофилированию и модернизации производственных мощностей под выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции;
необходимо разработать меры по обеспечению социальной защиты работников, высвобождаемых в связи с реконструктуризацией предприятий оборонного комплекса (компенсационные выплаты, трудоустройство на условиях постоянной и временной занятости, на дочерних предприятиях, организация переподготовки и переобучения персонала конверсируемых предприятий, в том числе внутрипроизводственное обучение).
Примечание: Приоритетность задач в сфере занятости будет меняться в течение всего периода до 2005 года в зависимости от социально-экономической ситуации в республике.
Формирование и развитие системы социального партнерства
Реализация политики занятости в полном объеме возможна лишь при условии социального партнерства, совместных усилий и согласованных действий законодательных и исполнительных органов власти, заинтересованных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, общественных организаций, работодателей всех форм собственности, службы занятости населения республики.
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства Республики Марий Эл по решению проблем занятости населения относятся:
координация действий всех заинтересованных министерств и ведомств, предприятий и организаций путем создания нормативно-правовой базы и внесения предложений (законопроектов) на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл;
направляющая роль преодоления негативных тенденций в экономике, стабилизации в основных отраслях материального производства, росте эффективности труда и расширении на их базе возможностей гарантированного трудоустройства населения;
разработка и внедрение в пределах компетенции такой финансово-кредитной политики, которая стимулировала бы производство в реальном секторе экономики, преодолевала бы дефицит рабочих мест и обеспечивала социальную защиту населения;
проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, направление денежных ресурсов как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
разработка комплекса мер по обеспечению занятости в городах с моноэкономической структурой производства, а также в сельских и лесных населенных пунктах с критической ситуацией на рынке труда;
экономическое стимулирование развития предпринимательства, инфраструктуры малого бизнеса, индивидуальной (самостоятельной) деятельности;
развитие занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресности в социальной поддержке населения;
координация деятельности учебных заведений республики в развитии системы непрерывного образования как средства формирования высокого качества рабочей силы, проведение взвешенной миграционной политики, регулирование территориального перемещения населения с учетом их плотности.
Ключевые направления действий министерств и ведомств республики:
разработка отраслевых программ, предусматривающих меры по улучшению занятости, сохранению и созданию рабочих мест;
профилактика массовых увольнений, недопущение отрицательных последствий массовой безработицы, организация поэтапного высвобождения работающих и их трудоустройство на перепрофилированные участки и производства;
усиление контроля за соблюдением трудовых прав граждан, включая механизм отраслевых соглашений и коллективных договоров, формирование системы по разрешению коллективных трудовых споров;
повышение роли работодателей в решении вопросов организации труда, рабочего времени, заработной платы, защиты от дискриминации при найме и увольнении;
разработка мер по развитию малого бизнеса;
подготовка предложений по эффективному использованию финансовых ресурсов, определению сферы наиболее выгодного вложения капитала на создание и сохранение рабочих мест;
анализ сложившейся ситуации с обеспечением кадров рабочих и инженерно-технических профессий, оценка потребности и ускорение работы по определению обоснованного заказа народно-хозяйственного комплекса на них.
Ключевые направления действий городских и районных администраций, органов местного самоуправления:
координация усилий всех органов и организаций в содействии занятости населения на территории административной единицы;
разработка и контроль за реализацией Программы содействия занятости населения в Республике Марий Эл;
предотвращение массовых увольнений работников, повышение роли в этом координационных комитетов и общественных советов;
содействие работодателям в создании рабочих мест на постоянной и временной основе, их квотирование для социально-незащищенных групп населения (молодежи, инвалидов, женщин);
См. постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 июля 2001 г. N 242 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях и в организациях Республики Марий Эл"
участие в организации временных и общественных работ;
создание механизма активной поддержки самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, среднего и малого предпринимательства, надомного труда, выделение гражданам из числа незанятого населения земельных участков для развития личного хозяйства, семейного бизнеса по выращиванию скота и птицы;
обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных предприятий, финансовая поддержка из средств местного бюджета населенных пунктов и предприятий с высоким уровнем безработицы незанятых граждан;
повышение роли и ответственности руководителей предприятий за принятие и выполнение коллективных договоров (соглашений), привлечение их к ответу за факты незаконного увольнения работников, искусственного сдерживания выплаты заработной платы, внесения страховых взносов в региональную часть Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
Ключевые направления действий общественных (неправительственных) организаций:
защита трудовых прав и социальных гарантий населения посредством заключения соглашений между республиканским советом профсоюзов, объединением товаропроизводителей и Правительством Республики Марий Эл;
участие республиканских отраслевых профсоюзных комитетов в разработке программ содействия занятости совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами;
защита интересов социально-незащищенных групп населения (женщин, молодежи, инвалидов) на рынке труда;
содействие снижению роста безработицы и стабилизации трудовой среды (оказание помощи в трудоустройстве отдельных групп населения, проведении общественных работ, организации труда и отдыха подростков и молодежи; квотировании рабочих мест);
повышение ответственности работодателей за соблюдение действующего трудового законодательства на предприятиях и организациях независимо от форм собственности, участие в разрешении коллективных трудовых споров и конфликтов.
Ключевые направления действий работодателей всех форм собственности:
перепрофилирование производства, полное и эффективное использование его мощностей с целью создания новых и сохранения существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей, внутрипроизводственной переподготовки и повышения квалификации кадров;
формирование стабильной и благоприятной рабочей среды;
улучшение условий и охраны труда, принятие мер по профилактике производственного травматизма;
своевременная выплата заработной платы;
трудовая (профессиональная) реабилитация и социальная защита работающих граждан с особыми потребностями, квотирование рабочих мест для молодежи, женщин и инвалидов;
развитие гибких форм занятости и режима труда;
сохранение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;
обязательное принятие и повышение роли коллективных договоров (соглашений) как средства разрешения спорных ситуаций, дестабилизирующих производственный процесс и повышающих риск сокращения занятости;
строгое соблюдение трудового законодательства при найме и увольнении работников:
Ключевые направления действий органов службы занятости населения:
развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через службу занятости населения и направление их на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду;
недопущение массовой безработицы и снижение численности длительно безработных;
профессиональная адаптация и психологическая поддержка безработных и незанятых граждан;
профессиональное обучение и переобучение безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников;
содействие трудоустройству и развитию форм занятости слабозащищенных категорий граждан, социальная защита безработных, обеспечение максимального сбора обязательных страховых взносов и погашение задолженности по выплате пособий по безработице.
III. Активная политика на рынке труда до 2005 года
Содействие занятости граждан на постоянной и временной основе
Главными направлениями содействия занятости граждан будут:
обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
поддержка работодателей, сохраняющих существующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для социально-незащищенных групп населения;
организация общественных работ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;
формирование единого банка данных о наличии вакантных рабочих мест.
С целью создания дополнительных возможностей для трудоустройства граждан, желающих открыть собственное дело, оказания содействия в развитии самозанятости, малого бизнеса, адаптации к условиям рынка и создания альтернативных форм занятости планируется дальнейшее развитие индивидуально предпринимательской деятельности граждан, каждому из которых, как предусмотрено законом, будет оказана соответствующая финансовая помощь. Будет продолжено консультирование, профессиональная ориентация и обучение безработных граждан основам индивидуально предпринимательской деятельности; оказание помощи в составлении бизнес - планов, ведении финансовой документации; правовая, организационная и финансовая поддержка на стадии становления собственного дела; целенаправленная совместная деятельность с республиканским фондом поддержки малого предпринимательства, Ассоциацией фермерских и крестьянских хозяйств.
В целях сокращения сельской безработицы Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Марий Эл предлагает вести работу по индивидуальному откорму скота и птиц с последующей реализацией через заготовительные организации. Для этого нужна совместная работа отделов службы занятости населения с органами местного самоуправления и сельскохозяйственными предприятиями.
Основной задачей органов службы занятости населения по работе с социально-незащищенной категорией безработных граждан будет дальнейшее предоставление им возможности приобретения новой профессии или повышения квалификации для получения постоянного или временного места работы.
В этих целях основными направлениями по обеспечению занятости будут:
создание дополнительных рабочих мест за счет реструктуризации задолженности перед Государственным фондом занятости населения Российской Федерации, а в дальнейшем оказание финансовой помощи работодателям;
заключение договоров о квотировании рабочих мест на предприятиях и организациях республики;
привлечение безработных граждан к оплачиваемым общественным работам;
создание условий для привлечения их к индивидуально предпринимательской деятельности;
профессиональное обучение и переобучение безработных граждан из числа инвалидов, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей;
социальная адаптация к условиям гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей.
Для обеспечения временной занятости, оказания материальной поддержки безработным гражданам, сохранения мотивации к труду, а также выполнения необходимых видов работ в 1998-2005 годах предусматривается заключение договоров с предприятиями на организацию общественных работ по благоустройству и санитарной очистке городов и рабочих поселков, на проведение дорожных, лесных, сельскохозяйственных работ, что позволит повысить социальную активность среди неработающего населения.
Обеспечение занятости молодежи остается одним из основных направлений политики в социальной сфере. Наибольшие проблемы здесь связаны с трудоустройством выпускников учебных заведений, лиц, не имеющих практического стажа работы и демобилизованных воинов из рядов Вооруженных сил Российской Федерации. Одним из направлений государственной поддержки их в период поиска работы является "Молодежная практика", создание ученических и временных рабочих мест для трудоустройства подростков 14-18 лет в летний период. Организация этих работ позволит подросткам быстрее адаптироваться к трудовой деятельности, приобрести трудовые навыки и улучшить материальное положение семьи.
Таблица
Прогноз содействия занятости населения в Республике Марий Эл на 1998-2005 годы
Годы | Будет трудо- устроено |
Создано рабочих мест |
Индивидуально-пред- принимательская дея- тельность |
Общест- венные работы |
Молодеж- ная практика |
Летний труд подростков |
1998 8725 278 183 7123 285 4000 2000 8750 350 210 8000 285 4000 2005 9000 350 200 8050 300 4000 |
Реализация мероприятий активной политики занятости населения в полном объеме возможна при ежегодной государственной финансовой поддержке программы создания и сохранения рабочих мест на предприятиях и организациях.
Для обеспечения занятости инвалидов, женщин, молодежи и военнослужащих осуществлять квотирование рабочих мест на предприятиях, а для расширения возможностей поиска работы проводить для них ярмарки вакансий в городах и районах республики.
Такие формы и методы активной политики будут способствовать созданию рациональной структуры занятости населения на территории Республики Марий Эл.
Развитие качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов
В числе основных приоритетов государственной политики занятости на 1998-2000 годы и до 2005 года остается обеспечение квалифицированными кадрами предприятий через повышение качества рабочей силы, создание и поддержку экономически мобильного резерва за счет молодежи, получающей современное профессиональное образование, переподготовку и повышение квалификации экономически активных граждан с учетом меняющегося спроса на рынке труда.
Формирование качественной рабочей силы, как составной части развития человеческих ресурсов обеспечивается системой непрерывного образования, дающей возможность обновления и пополнения знаний, умений, навыков на протяжении всей жизни человека. Для функционирования системы непрерывного профессионального образования необходима координация действий Министерства образования и воспитания Республики Марий Эл, Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Марий Эл, других министерств и ведомств Республики Марий Эл, профессиональных образовательных учреждений.
Процесс непрерывного образования осуществляется на следующих этапах:
получение профессионального образования впервые (начального, среднего, высшего);
внутрипроизводственное обучение персонала, в том числе и высвобождаемых работников (повышение квалификации, освоение второй смежной или совмещенной профессии, переподготовка);
профессиональное обучение безработных и незанятых граждан.
Профессиональное образование и рынок труда.
Требования рынка труда к качеству профессионального образования специалистов постоянно возрастают. Сегодня, наряду со специальной подготовкой, оказываются востребованными фундаментальные знания, общая и профессиональная компетентность. В качестве критерия результативности профессионального образования необходимо рассматривать трудоустройство выпускников и продолжительность периода их адаптации к профессиональным функциям. Необходимы нормативные документы, регламентирующие механизм обеспечения занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений, не востребованных производством. Ответственность за их трудоустройство должны взять на себя профессиональные образовательные учреждения, обеспечить им стажировку или возможность получения дополнительного образования, расширяющего профессиональные возможности.
Внутрипроизводственное обучение.
Профессиональная квалификация работающих становится все более решающим фактором успешной работы как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Одним из эффективных путей решения проблемы обновления, прироста и ориентации знаний, их востребованности в конкретных производственных условиях является внутрипроизводственная, межфирменная или отраслевая формы организации образовательного процесса. Внутрипроизводственное обучение ориентируется на достижение каждым работником высокого профессионализма, компетентности, высокой конкурентоспособности, устойчивого положения на рынке труда.
Необходим конкретный механизм выполнения названных задач, а именно разработка Положения о внутрипроизводственном обучении персонала.
В комплексе мер по реализации активной политики занятости на ближайшие три и до 2005 года важное значение имеет дальнейшее развитие гибкой, ориентированной на трудоустройство системы профессионального обучения безработных, высвобождаемых и незанятых граждан.
Профессиональное обучение незанятого населения как средство опережающего развития человеческих ресурсов призвано выполнять широкие как экономические, так и социальные функции. В экономическом аспекте это развитие трудовых ресурсов общества, воспроизводство рабочей силы, повышение профессиональной мобильности; в социальном - повышение статусно-профессионального положения гражданина, его конкурентоспособности на рынке труда, что рассматривается как важнейшее средство защиты от безработицы.
Общая стратегия части профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения строится на комплексном использовании существующих государственных и негосударственных образовательных структур на основе их конкурсного отбора с перестройкой учебного процесса, учитывающего мотивацию и менталитет взрослого населения, а также на оптимальном развитии учебного центра Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Марий Эл.
В основу стратегии профессионального обучения закладываются следующие принципы:
приоритетный подход к организации профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы: лиц, продолжительное время не имеющих работы; молодежи; инвалидов; одиноких и многодетных родителей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, беженцев, вынужденных переселенцев:
опережающий характер профобучения, способствующий сокращению периода вынужденной безработицы;
ориентация профобучения граждан на освоение новых сфер трудовой деятельности, в том числе в области предпринимательства и самозанятости;
разнообразие источников финансирования и оптимизация затрат на профессиональное обучение;
рассмотрение профобучения безработных граждан и незанятого населения, призванного обеспечить приобретение учащимися знаний, умений и навыков в единстве с профориентационной работой.
Главной целью профобучения безработных граждан и незанятого населения остается повышение их конкурентоспособности посредством предоставления им различных образовательных услуг с учетом требований конкретного производства и прогнозов развития рынка труда.
Исходя из этого, на службу занятости населения возлагаются следующие задачи:
координация действий в области профессионального образования молодежи и незанятого населения;
организация профессионального обучения безработных граждан.
Служба занятости населения предполагает предоставлять возможность для профессионального обучения не менее 6 процентам граждан от численности безработных, зарегистрированных в службе занятости. По расчетным данным более 80 процентов безработных граждан получат рабочие профессии, не менее 80 процентов лиц, завершивших обучение, будут трудоустроены по новой профессии.
Для профессионального обучения будет использоваться база учебно-методического центра Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Марий Эл и образовательных учреждений республики на основе конкурсного отбора с учетом приоритетов: наличия лицензии на право образовательной деятельности; уровня квалификации педагогических работников, привлекаемых для обучения безработных граждан: качества профессионального обучения: стабильности связей образовательных учреждений с предприятиями, предоставляющими рабочие места для проведения производственной практики и будущего трудоустройства, максимального приближения к месту проживания; наиболее приемлемой стоимости.
При направлении на профобучение граждан без гарантированного трудоустройства перспективным рыночным профессиям, дающим возможность на конкурентной основе найти нужную работу с помощью службы занятости, предполагается более предметная работа с ними в период обучения, ориентация их на систематический поиск работы, содействие им в этом поиске.
В условиях высокого уровня безработицы и дефицита рабочих мест приоритетным направлением профессионального обучения - безработных является их обучение для самозанятости, предпринимательства и подготовка под новые рабочие места, создаваемые на базе конкурентоспособных технологий. По результатам собеседования и тестирования граждане, желающие организовать собственное дело, направляются на обучение основам предпринимательской деятельности.
В населенных пунктах с признаками критической ситуации на рынке труда с целью противодействия росту застойной структурной безработицы предполагается организовать профобучение высвобождаемых и безработных граждан, используя гибкие формы обучения с отрывом и без отрыва от производства. Кроме того в условиях массового высвобождения, при наличии финансовых средств, будет предусмотрена организация опережающего обучения высвобождаемых работников для последующего их трудоустройства на новых рабочих местах внутри данного предприятия путем перераспределения рабочей силы, а также на других предприятиях. С целью изучения требуемого уровня профессиональных знаний, умений по конкретным профессиям, адаптации профобучения к потребности конкретной ситуации на рынке труда будет совершенствоваться работа с работодателями, предоставляющими вакансии.
Выполнение положений Концепции позволит:
предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 1800 безработным гражданам в 1998 году, 2000 - в 1999 году, 2200 - в 2000 году, 2400 - к 2005 году (не менее шести процентов от численности безработных, зарегистрированных в службе занятости);
повысить профессиональную мобильность и конкурентоспособность граждан на рынке труда, сократить сроки вынужденной безработицы;
сбалансировать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда;
обеспечить развитие системы внутрипроизводственного обучения;
эффективно функционировать системе профессионального образования, адекватной потребностям рыночной экономики.
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения
В настоящее время профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения становится частью социальной политики республики направленной на:
развитие человеческих ресурсов республики путем планирования, поддержки и сопровождения профессиональной карьеры граждан;
психологическое и профессиональное консультирование работников и незанятого населения по вопросам выбора гражданами вида деятельности и форм занятости в соответствии с личными способностями, склонностями и потребностями экономики.
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения в республике только начинает оформляться в государственную систему, одной из составных частей которой является служба профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Департаменте Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Марий Эл.
Для успешного претворения основных целей по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения потребуется выполнение следующих задач:
включение вопросов профориентации и психологической поддержки населения в программы содействия занятости населения и программы социально-экономического развития республики, городов и районов;
координация усилий республиканских, городских и районных органов по решению проблем подготовки высококвалифицированных кадров специалистов, с учетом потребностей общества, способностей и интересов человека;
внимание групповым формам профориентационной работы, как наиболее действенным в настоящее время, совершенствование их нормативного и методического обеспечения;
расширение сферы деятельности специалистов по профессиональной ориентации и психологической поддержке в городских и районных отделах занятости населения, по мере необходимости и возможности проведение занятий по повышению психологической компетентности, психологической защите и психологической релаксации сотрудников контактных зон.
Для минимизации времени поиска гражданами работы сокращения периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях, усиления взаимодействия с работодателями в 1998-2000 годах и на период до 2005 года органами службы занятости республики предстоит продолжить реализацию следующих услуг обратившимся в службу занятости и безработным гражданам:
информирование о возможности трудоустройства, о занятиях и карьере;
подбор подходящего рабочего места;
предложение гражданам возможности выбора иных форм и видов занятости;
подбор рабочих по запросу работодателя;
отбор на профессиональное обучение (переобучение);
специальные формы интенсивного консультирования для безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы ("Клуб ищущих работу" и курсы "Новый старт".);
профессиональное консультирование граждан с их тестированием с целью выбора работы, деятельности, направления профессиональной подготовки, наиболее полно учитывающие как потребности личности, так и условия на рынке труда;
психологическая поддержка граждан, испытывающих трудности в поиске работы, с целью преодоления психологических последствий потери или угрозы потери работы, адаптации в сложившейся ситуации, усиления мотивации на поиск работы, приобретения ими навыков поиска работы.
Предстоит продолжить "превентивную профориентационную работу", направляя ее на высвобождаемых с предприятий и организаций работников, выпускников общеобразовательных школ и молодежь, заканчивающую обучение в профессиональных учебных заведениях.
Совместно с органами образования и воспитания, Государственным комитетом Республики Марий Эл по делам молодежи будет продолжено проведение Дня выпускника, анкетирование выпускников школ, при необходимости с их тестированием в городских и районных отделах Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Марий Эл.
Предстоит целенаправленная работа профконсультантов с определенными категориями безработных граждан по их профинформированию и психологической поддержке: длительно (более 8 месяцев) стоящими на учете; поставленными на учет повторно; молодежью; женщинами; инвалидами; военнослужащими, уволенными в запас; освобожденными из мест лишения свободы гражданами.
Наряду с индивидуальными формами работы, для увеличения охвата граждан профориентационными услугами, будут широко применяться групповые консультации с безработными и обратившимися в службу занятости гражданами ("Упреждающая" профинформация, программы социальной адаптации и др.).
Будет продолжено обучение всех сотрудников служб занятости, ведущих прием безработных, элементам профинформационной работы с гражданами.
По расчетам профориентационные услуги в органах службы занятости республики получат: в 1998 году более 41 тыс. чел., в 1999 году - 54 тыс. чел., в 2000 году - 58 тыс. чел., в 2005 году - 51 тыс. чел.
IV. Развитие службы занятости
Исходя из прогнозируемой на 1999-2005 годы ситуации на рынке труда республики, выдвинутых на этот период основных направлений политики занятости, определяется необходимость дальнейшего развития органов службы занятости населения, их организационного, кадрового и материально-технического укрепления.
Для гибкого и своевременного реагирования на изменение положения в сфере занятости, в том числе в условиях массового высвобождения и возникновения чрезвычайной ситуации, предполагается проведение практических мер по совершенствованию действующего порядка работы городских и районных служб занятости населения с гражданами, ищущими работу, и безработными, оказанию им квалифицированной помощи при прохождении процедур регистрации и перерегистрации, предоставлению максимального перечня услуг, информаций и сведений для ускорения процесса трудоустройства.
В условиях несоответствия (в связи с сокращением) численности основного персонала службы занятости населения республики утвержденным нормативам с одной стороны и прогнозируемого роста уровня безработицы с другой, эффективность работы службы главным образом будет зависеть от профессионального уровня ее специалистов и автоматизации рабочих мест.
Планируется ежегодно различными формами обучения охватывать не менее 160 человек, или 65 процентов от общего числа руководителей и специалистов. Приоритеты в обучении персонала будут отданы углубленному изучению всех используемых компьютерных программ, действующих законодательных и нормативных документов.
Предусматривается полная автоматизация рабочих мест, которая позволит при минимальных затратах рабочего времени оказывать населению качественные и всесторонние услуги, в частности, в вопросах подбора подходящей работы, обучения и переобучения.
В целях улучшения информационной поддержки политики занятости населения будет расширяться информационно-издательская деятельность. Регулярное информирование граждан и работодателей о состоянии рынка труда, публикация сведений о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) и возможностях трудоустройства создадут благоприятные условия для самостоятельного поиска работы.
В случае возникновения критической обстановки на рынке труда будут приняты меры в соответствии с утвержденной Схемой действий органов исполнительной власти Республики Марий Эл в условиях чрезвычайной ситуации, направленные на оказание оптимальных услуг населению: переход на многосменный режим работы, формирование дополнительного штата работников для обслуживания безработных граждан, оперативное включение в работу мобильных групп.
V. Ресурсное и финансовое обеспечение концепции на территории Республики Марий Эл
Основным источником финансирования мероприятий Концепции является региональная часть Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (в дальнейшем - фонд занятости). В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 1997 г. N 438 "О Схеме создания и сохранения рабочих мест в Республике Марий Эл на 1998-2000 годы" предусмотрено привлечение средств работодателей и местного бюджета на организацию общественных работ соответственно 19,8 и 21,7 процента от общей суммы потребности.
Предполагается, что в течение прогнозируемого периода сохранится установленный норматив отчислений в фонд занятости населения на уровне 1,5 процента от фонда оплаты труда. Поступления средств в его региональную часть по прогнозным расчетам составят 90-92 процента (с учетом наличия предприятий и организаций, освобожденных от обязательных страховых взносов). Дефицит бюджета фонда занятости населения будет восполняться за счет средств, централизуемых на федеральном уровне. В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" региональная часть фонда занятости населения может пополняться за счет ассигнований из местного бюджета на проведение социально значимых мероприятий активной политики занятости населения.
С учетом сложившейся ситуации в экономике, его динамики за последние годы и на перспективу доходную часть фонда занятости населения предполагается сформировать за счет ресурсной базы республики в объеме с 28750 тыс. рублей в 1998 году до 47300 тыс. рублей в 2005 году.
В связи с усилением в 1999-2000 годах напряженности на рынке труда средства, сформированные за счет собственных ресурсов республики, могут обеспечить только государственные гарантии социальной защиты безработных граждан. Исходя из динамики рынка труда и реальных доходов населения, по прогнозам ежегодная потребность средств на выплату пособий по безработице составит от 23 до 28 млн. рублей. В последующие годы с учетом предполагаемой некоторой стабилизации на рынке труда доля средств на эти цели будет уменьшаться с соответствующим перераспределением их в пользу таких форм активной политики занятости населения, как развитие и совершенствование системы профессионального обучения безработных граждан, опережающее обучение на предприятиях высвобождаемых работников, создание и сохранение рабочих мест в сфере материального производства, организация социально значимых общественных работ.
При условии формирования доходов за счет всех источников в предполагаемых объемах на активную политику занятости населения к 2005 году предполагается направить средств региональной части фонда занятости на сумму более 6,8 млн. рублей против 4,4 млн. рублей в 1997 году, из них на профессиональное обучение безработных - 4,0 млн. рублей и на реализацию специальных программ занятости - 2,7 млн. рублей против 2,6 и 1,9 млн. рублей в 1997 году. Реализация мероприятий политики занятости населения в полном объеме возможна при ежегодном выделении из федеральной части фонда занятости дотации в объеме 9-16 млн. рублей.
Для более целенаправленной работы по проведению политики занятости и обеспечению ее финансовыми ресурсами необходимо проработать возможность заключения между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Правительством Республики Марий Эл Соглашения по обеспечению государственных гарантий социальной защиты безработных граждан.
VI. Основные условия реализации Концепции на территории Республики Марий Эл
В целях активизации политики занятости населения на территории Республики Марий Эл в русле задач и целей, поставленных настоящей Концепцией, необходимы определенные условия, главными из которых являются:
оздоровление экономики, выход из кризиса, рост объемов производства, повышение уровня жизни населения;
поступление инвестиций в полном объеме на развитие производства и создание рабочих мест;
социальное партнерство, совместные усилия и согласованные действия законодательных и исполнительных органов власти, заинтересованных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, общественных (неправительственных) организаций, работодателей всех форм собственности, службы занятости населения республики;
заключение соглашения между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Правительством Республики Марий Эл по обеспечению государственных гарантий социальной защиты безработных граждан;
дотация из федеральной части фонда занятости, привлечение средств работодателей и местного бюджета;
укрепление нормативно-правовой базы;
сохранение федерального финансирования государственных профессиональных образовательных учреждений;
внедрение в учебные программы всех общеобразовательных и профессиональных учебных заведений курса "Основы занятости";
развитие инфраструктуры профориентационных услуг в органах образования и воспитания, профессиональных учебных заведениях. Создание республиканской межведомственной комиссии по вопросу профориентации и психологической поддержки населения в Республике Марий Эл;
разработка Концепции развития социальной инфраструктуры села в Республике Марий Эл и реализация специальных программ;
использование в практической работе передового опыта содействия занятости населения.
В целях усиления контроля за реализацией Концепции предполагается ежегодная разработка с утверждением на заседании Правительства Республики Марий Эл Программы содействия занятости населения в Республике Марий Эл. В ней будут уточняться приоритеты, цели и задачи политики занятости, определяться контрольные цифры по всем направлениям проведения активной политики содействия занятости и финансовое обеспечение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 сентября 1998 г. N 386 "О Концепции государственной политики занятости населения Республики Марий Эл на 1998-2005 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 23 ноября 1998 г. N 11 ст.363
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 марта 2007 г. N 72 настоящее постановление признано утратившим силу