Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 30 июля 1998 г. N 298
"О докладе "Защита прав потребителей в Республике Марий Эл в 1997 году" и Программе защиты прав потребителей в Республике Марий Эл на 1998-2000 годы"
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 мая 2001 г. N 188 настоящее постановление признано утратившим силу
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Принять к сведению представленный Марийским территориальным управлением Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации доклад "Защита прав потребителей в Республике Марий Эл в 1997 году".
2. Утвердить прилагаемую Программу защиты прав потребителей в Республике Марий Эл на 1998-2000 годы.
3. Министерствам, государственным комитетам, комитетам, ведомствам республики обеспечить выполнение намеченных мероприятий Программы защиты прав потребителей в Республике Марий Эл на 1998-2000 годы в полном объеме и установленные сроки.
4. Межведомственному координационному совету по делам потребителей (Салихову) информировать Правительство Республики Марий Эл о состоянии дел по защите прав потребителей ежегодно в апреле.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Главы Правительства, министра экономики Республики Марий Эл Васильева И.Ф.
Глава Правительства
Республики Марий Эл |
В.Кислицын |
Программа
защиты прав потребителей в Республике Марий Эл на 1998-2000 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 июля 1998 г. N 298)
Паспорт
Программы защиты прав потребителей в Республике Марий Эл на 1998-2000 годы
Наименование Программы - Программа защиты прав потребителей в
Республике Марий Эл на 1998-2000 годы
Государственный заказчик и - Марийское территориальное управление
основной разработчик Государственного антимонопольного
Программы комитета Российской Федерации
Основные цели и задачи - дальнейшее развитие условий для
Программы выполнения требований законодательства по
защите прав потребителей и укрепление
системы обеспечения качества и
безопасности товаров, работ, услуг в
республике;
объединение усилий, координация и
активизация действий органов
исполнительной власти, органов местного
самоуправления, контролирующих и
правоохранительных органов, общественных
организаций потребителей по эффективной
защите законных прав и интересов
потребителей;
реализация права потребителей на
приобретение качественных и безопасных
товаров, работ и услуг;
создание условий, обеспечивающих право
населения республики на просвещение в
области прав потребителей
Сроки реализации Программы - 1998-2000 годы
Основные мероприятия - мероприятия, направленные на
Программы совершенствование региональной системы
защиты прав потребителей;
совершенствование условий, обеспечивающих
эффективную реализацию права потребителей
на безопасные товары (работы, услуги);
совершенствование условий, обеспечивающих
эффективную реализацию права потребителей
на их информированность об основных
свойствах товаров (работ, услуг);
обеспечение эффективной правовой защиты
прав потребителей;
совершенствование условий, обеспечивающих
эффективную реализацию права потребителей
на просвещение
Объемы и источники - значительных дополнительных ассигнований
финансирования Программы на реализацию Программы не потребуется.
Речь может идти о выделении средств на
возвратной основе на издание отдельных
нормативных актов и их сборников по
вопросам защиты прав потребителей, а
также подготовку и издание ежегодного
доклада о состоянии дел в республике по
защите прав потребителей. Практика
показывает, что сборники нормативных
актов по вопросам защиты прав
потребителей охотно раскупаются
участниками потребительского рынка и
средства на эти цели могут быть выделены
на возвратной основе. Часть необходимых
средств для финансирования Программы
может быть получена за счет использования
административных штрафов, налагаемых на
изготовителей, исполнителей, продавцов,
нарушающих права потребителей,
инициируемых участниками системы защиты
прав потребителей. Возможно использование
и такой формы, как выделение
беспроцентных, низкопроцентных ссуд из
местных бюджетов на развитие структур,
способствующих значительному улучшению
защиты прав потребителей в республике
Исполнители основных - Министерство внутренних дел Республики
мероприятий Программы Марий Эл, Министерство
жилищно-коммунального хозяйства Республики
Марий Эл, Министерство здравоохранения
Республики Марий Эл, Министерство
образования и воспитания Республики Марий
Эл, Министерство промышленности,
транспорта, и связи Республики Марий Эл,
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Республики Марий Эл,
Министерство строительства и архитектуры
Республики Марий Эл, Министерство
торговли и потребительских услуг
Республики Марий Эл, Марийское
территориальное управление ГАК России,
Марийский центр стандартизации,
метрологии и сертификации, Центр
санитарно-эпидемиологического надзора в
Республике Марий Эл, Государственная
станция агрохимической службы
"Марийская", Республиканская станция
защиты растений "Марийская", Марийский
государственный технический университет,
органы местного самоуправления
Организация контроля за - контроль за реализацией Программы
исполнением Программы осуществляет Марийское территориальное
управление Государственного
антимонопольного комитета Российской
Федерации совместно с Межведомственным
координационным советом по делам
потребителей
Обоснование разработки
Практика реализации экономических реформ, насыщение товарами и услугами потребительского рынка, становление конкуренции закладывают основу для саморегулирования рынка, соблюдения прав потребителей.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в целом показал свою работоспособность. Однако эффективность его деятельности пока еще остается низкой. Это подтверждается проводимыми проверками хозяйствующих субъектов, в ходе которых контролирующими органами республики только в 1997 году выявлено более 16000 тыс. нарушений прав потребителей. Анализ нарушений показывает, что на одного потерпевшего приходится три случая нарушения их прав.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" приняты и введены в действие подзаконные акты, расширяющие и конкретизирующие нормативную базу действия Закона. Реализация их на местах возложена на территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах их компетенции. Вместе с тем практика применения законодательства о защите прав потребителей показывает, что имеется необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы по защите законных интересов потребителей на региональном уровне в пределах предоставленных полномочий. Такое положение обусловлено отставанием в разработке на федеральном уровне законодательных мер по обеспечению защиты прав потребителей от темпов экономической реформы. В результате производители и продавцы товаров (работ, услуг) до сих пор вынуждены пользоваться значительным количеством ведомственных подзаконных актов, регламентирующих деятельность по защите прав потребителей, с позиций их интересов, а не потребителей, что приводит к затягиванию сроков рассмотрения законных требований потребителей, к сужению рамок реализации прав потребителей на возмещение ущерба.
Современное состояние экономики требует сильной региональной государственной политики в области улучшения защиты законных прав потребителей. Ее осуществление - необходимое условие успеха реформ, стабилизации общества, укрепления положения потребителей на рынке товаров (работ, услуг). Для решения данных задач и предназначена Программа по защите прав потребителей в Республике Марий Эл на 1998-2000 годы.
Итоги реализации Программы защиты прав потребителей в Республике Марий Эл (1995-1997 годы)
Программа защиты прав потребителей в Республике Марий Эл (1995-1997 годы) была утверждена постановлением Правительства Республики Марий Эл от 23 октября 1995 г. N 326 и рассчитана на три года.
В результате реализации этой Программы достигнута главная ее цель - в республике создана единая система государственной защиты прав потребителей, упорядочена и усилилась координация действий органов исполнительной власти, обеспечивающих контроль на потребительском рынке. Проведена определенная работа по формированию органов по защите прав потребителей при администрациях городов и районов республики. В местных администрациях действуют 5 самостоятельных подразделений по защите прав потребителей, в 12 районах обязанности по защите прав потребителей возложены на специалистов других подразделений.
В республике действуют 4 общественные организации городского и районного уровней. В 1997 году организован республиканский Союз защиты прав потребителей. В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации "О рекламе" учрежден республиканский орган саморегулирования в области рекламы - Марийская общественная организация "Совет работников рекламы".
С целью создания организационно-правовой основы реализации прав потребителей в республике принят ряд нормативных актов в том числе:
Правила торговли на рынках, расположенных на территории Республики Марий Эл (утверждены постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 1997 г. N 103, (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1997, N 5, ст.197);
Правила предоставления услуг физической культуры и спорта (утверждены постановлением Правительства Республики Марий Эл от 8 апреля 1998 г. N 117 (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1998, N 5, ст.166);
распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 21 июня 1995 г. N 376-p "Об упорядочении уличной торговли продовольственными товарами" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1995, N 7, ст.151);
Правила пользования городским пассажирским транспортом в г. Йошкар-Оле (утверждены постановлением главы администрации г.Йошкар-Олы от 12 февраля 1996 г. N 306).
Для обеспечения защиты прав потребителей от недоброкачественной продукции и услуг Марийским центром стандартизации, метрологии и сертификации оказана практическая помощь 6 испытательным лабораториям в подготовке к аккредитации в системе ГОСТ Р, 3 лабораториям, аккредитованным в системе органов Госсанэпиднадзора.
В целях обеспечения возможности проведения независимой экспертизы качества продукции по потребительским свойствам при содействии Торгово-промышленной палаты Республики Марий Эл в республике создано дочернее хозяйственное общество внешнеэкономического объединения "Союзэкспертиза" Торгово-промышленной палаты Российской Федерации - фирма "СОЭКС-Марий Эл". Фирма осуществляет следующие виды экспертиз:
контрактные, таможенные, страховые, банковские, оценочные, консультационные, потребительские. Эксперты "СОЭКС - Марий Эл" аттестованы на право выполнения работ по экспертизе товаров по правилам системы "ТПП ЭКСПЕРТ" и внесены в реестр системы "ТПП ЭКСПЕРТ".
Импортируемая продукция, подлежащая обязательной сертификации, пропускается на таможенную территорию республики только при наличии сертификата соответствия системы ГОСТ Р.
Вместе с тем не все мероприятия, предусмотренные Программой, выполнены.
Так, не внесен в Государственное Собрание Республики Марий Эл подготовленный проект закона Республики Марий Эл "О качестве пищевых продуктов" в связи с тем, что аналогичный законопроект готовится к принятию на федеральном уровне.
Министерством образования и воспитания Республики Марий Эл не разработаны правила оказания платных услуг детскими дошкольными учреждениями и правила оказания платных услуг в учреждениях образования.
В связи с отсутствием бюджетного финансирования не создана республиканская межведомственная информационная система защиты прав потребителей.
Не получил должного развития институт уполномоченных по защите прав потребителей при сельских и поселковых администрациях. В результате наименее защищенным перед нарушителями потребительского законодательства остается сельский житель.
Оценка эффективности Программы
Социально-экономический эффект реализации Программы может быть выражен, с одной стороны, в реальной сумме компенсированного ущерба от нарушений законных прав и интересов потребителей, а с другой - в усилении социальной защищенности населения, снижении социальной напряженности в республике, повышении авторитета всех ветвей власти.
Кроме того повышение правосознания всех участников потребительского рынка в ходе реализации Программы будет способствовать установлению цивилизованных рыночных отношений.
Кадровое обеспечение Программы
Участие в реализации Программы требует специальных знаний и подготовки, поэтому необходима систематическая работа по повышению квалификации специалистов для системы защиты прав потребителей.
На уровне республики необходима организация системы обучения специалистов по защите прав потребителей при органах местного самоуправления, представителей общественных организаций по защите прав потребителей и переподготовки преподавателей учебных заведений.
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Руководство Программой осуществляет Межведомственный координационный совет по делам потребителей при Марийском территориальном управлении Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации.
Задачей управления является обеспечение выполнения программных работ в установленные сроки, координация деятельности исполнителей программных работ, поэтапная оценка состояния системы защиты прав потребителей.
Информация о ходе реализации Программы представляется в Правительство Республики Марий Эл ежегодно в первом полугодии в виде доклада о состоянии дел по защите прав потребителей в Республике Марий Эл Марийским территориальным управлением государственного антимонопольного комитета Российской Федерации.
В процессе выполнения Программы отдельные ее положения могут уточняться.
Основные мероприятия Программы защиты прав потребителей в Республике Марий Эл на 1998-2000 годы
N п/п |
Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Совершенствование региональной системы защиты прав потребителей | |||
1. | Привести учредительные документы, организационно-правовую структуру системы защиты прав потребителей в соответствие с законодательством о защите прав потребителей в том числе: Межведомственного координационного совета по делам потребителей; Марийского республиканского союза по защите прав потребителей; служб по защите прав потребителей при городских и районных администрациях; уполномоченных по защите прав потребителей при сельских и поселковых советах |
Мартеруправление ГАК России, главы городских и районных администраций |
1998 год |
2. | Обеспечить службы защиты прав потребителей, общественные организации потребителей нормативно-технической документацией, методическими рекомендациями по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, о порядке оформления и предъявления претензий, исков в суд, составления протоколов и актов по административным правонарушениям |
Мартеруправление ГАК России | 1998-2000 гг. |
3. | Провести организационную работу по созданию в республике добровольных союзов изготовителей, исполнителей, продавцов по добросовестной конкуренции и реализации высоко качественных товаров (работ, услуг) |
Мартеруправление ГАК России, Минпромтранс |
1998-2000 гг. |
4. | Проводить обучение специалистов администраций городов и районов республики и общественных организаций, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о защите прав потребителей, и привлекать их к совместным проверкам хозяйствующих субъектов, работающих в сфере потребительского рынка |
Межведомственный координационный совет по делам потребителей |
1998-2000 гг. |
II. Совершенствование условий, обеспечивающих эффективную реализацию права потребителей на безопасные товары, работы и услуги |
|||
1. | Создать сеть аккредитованных органов по сертификации: услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств услуг торговли и общественного питания жилищно-коммунальных услуг автотранспортных услуг пищевых продуктов и продовольственного сырья мебели и лесопродукции пищевых продуктов и продовольственного сырья (растениеводческой продукции), кормов, почв земельных участков и грунтов, агрохимикатов |
Марийский центр стандартизации, метрологии и сертификации Минпромтранс Марийский центр стандартизации, метрологии и сертификации, Минторг Минжилкомхоз Минпромтранс Марийский центр стандартизации, метрологии и сертификации Марийский центр стандартизации, метрологии и сертификации Государственная станция агрохимической службы "Марийская" |
1998 год 1998 год до 2000 года 1998 год 1998 год 1998 год 1998 год 1998 год |
2. | Создать сеть аккредитованных испытательных лабораторий и центров: почв, кормов, агрохимикатов, сельскохозяйственной и пищевой продукции пищевых продуктов и продовольственного сырья, кормов, продукции микробиологической промышленности, комбикормов, почв, воды, водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования пестицидов, средств защиты садов и огородов от сельскохозяйственных вредителей и сорняков, средств против бытовых насекомых, грызунов, средств для дезинфекции мебели и изделий из древесины пищевых продуктов и продовольственного сырья |
Государственная станция агрохимической службы "Марийская" Республиканская станция защиты растений "Марийская" Республиканская станция защиты растений "Марийская" Марийский государственный технический университет Советский центр Госсанзпиднадзора, Волжский центр Госсанэпиднадзора, Мари-Турекский центр Госсанэпиднадзора, Горномарийский центр Госсанэпиднадзора |
1998 год 1998 год 1998 год 1998 год 1998-1999 гг. |
3. | Разработать и утвердить в установленном порядке положения о проведении экспертизы оказанных услуг парикмахерских, косметологических и лечебно-косметологических услуг, индивидуального пошива, ремонта обуви |
Минторг, Минздрав | 1999 год |
4. | Осуществить комплекс мер по предотвращению ввоза в республику и продажи некачественной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена |
Марийская таможня, Марийский центр стандартизации, метрологии и сертификации, ЦГСЭН |
1998-2000 гг. |
III. Совершенствование условий, обеспечивающих эффективную защиту права потребителей на информированность об основных свойствах товаров, работ и услуг |
|||
1. | Организовать санитарное просвещение населения и обучение лиц, занятых производством, переработкой, хранением и реализацией пищевых продуктов и сырья |
ЦГСЗН | 1998-2000 гг. |
2. | Создать информационную электронную базу данных о работе хозяйствующих субъектов и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли и общественного питания |
Минторг | 1998 год |
3. | Создать систему информирования потребителей о появлении на потребительском рынке товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям выпуске или продаже товаров, оказании услуг заведомо не отвечающих требованиям безопасности, реализации товаров, оказании услуг без сертификатов соответствия |
Межведомственный координационный совет по делам потребителей |
1998-2000 гг. |
4. | Регулярно освещать деятельность контролирующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам защиты прав потребителей, обратив особое внимание на размещение таких материалов в районных газетах |
Межведомственный координационный совет по делам потребителей |
1998-2000 гг. |
5. | Регулярно доводить до потребителей информацию о типовых нарушениях и нарушителях их права на информацию, а также о способах защиты потребителей |
Межведомственный координационный совет по делам потребителей |
1998-2000 гг. |
IV. Совершенствование условий, обеспечивающих эффективную реализацию правовой защиты потребителей |
|||
1. | Разработать условия (порядок) снижения оплаты при снижении параметров качества коммунальных услуг в соответствии с обязательным приложением к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1099 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" |
главы городских и районных администраций |
1998-1999 гг. |
2. | Разработать и утвердить в установленном порядке пакет типовых нормативных документов, регламентирующих взаимоотношения между потребителями коммунальных услуг и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности, оказывающими данные услуги (договор аренды, договор найма жилых помещений, договор на техническое обслуживание и ремонт) |
Минжилкомхоз | 1998 год |
3. | Разработать и утвердить в установленном порядке Правила оказания услуг населению по охране квартир и установки охранной сигнализации |
МВД | 1998 год |
V. Совершенствование условий, обеспечивающих эффективную реализацию прав потребителей на просвещение |
|||
1. | Включить в содержание граждановедческих и правовых дисциплин всех образовательных учреждений вопросы законодательства о защите прав потребителей в соответствии с типовыми программами, разработанными ГАК России |
Минобразование, Мартеруправление ГАК России |
начиная с 1998/99 учебного года |
2. | Определить опорные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, на базе которых организовать отработку методики и cодержания преподавания основ законодательства о защите прав потребителей |
Минобразование, Мартеруправление ГАК России |
1998-2000 гг. |
3. | Организовать в системе переподготовки и повышения квалификации кадров на базе Марийского института образования обучение преподавателей образовательных учреждений всех типов основам законодательства о защите прав потребителей |
Государственная образовательная экспертная комиссия при Правительстве Республики Марий Эл, Мартеруправление ГАК России |
1998-2000 гг. |
4. | Доводить до образовательных учреждений рекомендации и методические материалы, участвовать в установочных семинарах, проводить консультирование преподавателей и обеспечивать прохождение практики студентов вузов в Марийском территориальном управлении ГАК России и Марий Эл законодательством и другими нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением. |
Мартеруправление ГАК России | 1998-2000 гг. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 июля 1998 г. N 298 "О докладе "Защита прав потребителей в Республике Марий Эл в 1997 году" и потребителей в Республике Марий Эл на 1998-2000 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 мая 2001 г. N 188 настоящее постановление признано утратившим силу