Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 27 октября 1999 г. N 443
"Об упорядочении обращения с нефтеотходами в Республике Марий Эл"
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 9 октября 2003 г. N 308 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 г. N 556 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Временное положение о системе обращения с нефтеотходами в Республике Марий Эл.
2. Обязать владельцев автозаправочных станций и нефтебаз оборудовать данные объекты системами сбора нефтесодержащих ливнестоков. Проекты и графики обустройства объектов согласовывать с Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл и Государственной инспекцией по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов на территории Республики Марий Эл.
3. Установить, что все виды деятельности юридических и физических лиц по обращению с опасными нефтеотходами подлежат лицензированию.
4. Запретить безлицензионный ввоз в республику под видом котельного и печного топлива особо опасных отходов нефтехимического производства.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на секретариат Первого заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл С.Т. Жилина.
Глава Правительства Республики Марий Эл |
В. Кислицын |
Временное положение
о системе обращения с нефтеотходами в Республике Марий Эл
(утв. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 октября 1999 г. N 443)
Настоящее Временное положение о системе обращения с нефтеотходами в Республике Марий Эл разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и Федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Об отходах производства и потребления".
Целью настоящего Положения является создание в Республике Марий Эл правовой основы и единой системы, обеспечивающей снижение вредного воздействия нефтеотходов на окружающую среду и здоровье человека посредством установления правил накопления, учета, транспортировки, передачи, использования, переработки и уничтожения нефтеотходов, образующихся на промышленных и транспортных предприятиях, а также личном автотранспорте.
Действие Положения распространяется на все юридические и физические лица, деятельность которых связана с использованием и хранением нефтепродуктов и образованием, использованием, переработкой или уничтожением нефтеотходов.
I. Основные понятия
1. Нефтеотходы - материалы, вещества, изделия, содержащие нефтепродукты, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и не находящие применения на данном предприятии (организации), либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.
Нефтеотходы могут применяться в качестве топлива или для технологических нужд только при наличии экологически обоснованной технологии их использования.
2. Собственник нефтеотходов - любое юридическое или физическое лицо, деятельность которого связана с использованием, переработкой и хранением нефтепродуктов и образованием нефтеотходов.
3. Опасные нефтеотходы - нефтеотходы, содержащие в своем составе вещества, которые обладают хотя бы одним из опасных свойств (токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность) и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами.
4. Обращение с нефтеотходами - все виды деятельности, связанные с образованием, накоплением, учетом, хранением, передачей, транспортированием, использованием, переработкой и уничтожением нефтеотходов.
5. Хранение нефтеотходов - содержание нефтеотходов в специально оборудованных накопителях до их извлечения с целью передачи, использования или специальной переработки.
6. Уничтожение нефтеотходов - технологическое обезвреживание опасных нефтеотходов в целях исключения возможности их дальнейшего использования и предотвращения или снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду.
7. Использование нефтеотходов - применение нефтеотходов по экологически обоснованной технологии для производства продукции, выполнения работ (услуг) или получения энергии.
II. Общие положения
8. Основными принципами управления в системе обращения с нефтеотходами являются:
приоритет охраны окружающей среды во имя сохранения жизни и здоровья человека;
научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов населения;
создание и внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, использующих нефтепродукты;
соблюдение требований природоохранного и санитарного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;
контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами норм экологической безопасности при обращении с нефтеотходами;
использование механизмов экономического стимулирования для вовлечения в хозяйственный оборот;
свободный доступ к информации в области обращения с отходами лиц, чьи интересы могут быть затронуты при такой деятельности.
9. Настоящее Положение устанавливает следующие допустимые виды обращения с нефтеотходами:
первичное накопление и хранение нефтеотходов в собственности юридического или физического лица, определенного и зарегистрированного как собственник нефтеотходов;
использование нефтеотходов на технологические нужды, в качестве сырья или топлива владельцем нефтеотходов с применением экологически обоснованных технологий;
передача нефтеотходов на договорных условиях специализированным предприятиям, осуществляющим сбор, использование, переработку или уничтожение нефтеотходов;
любая деятельность по обращению с опасными нефтеотходами, связанная с образованием, накоплением, учетом, хранением, передачей, транспортированием, использованием, переработкой и уничтожением, осуществляется юридическими и физическими лицами на основании лицензии, выданной Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл (далее именуется - Минэкологии). При несоблюдении требований и условий, установленных в лицензии, вышеуказанная деятельность может быть приостановлена;
запрещаются как экологически опасные любые другие виды или способы обращения с нефтеотходами.
10. Нефтеотходы являются объектами права собственности.
11. Собственники нефтеотходов при осуществлении права собственности несут ответственность за нанесение вреда окружающей среде и здоровью граждан.
12. Настоящее Положение устанавливает шесть категорий пригодности нефтеотходов для использования в порядке возрастания технологической сложности и затрат на их переработку или экологически обоснованное уничтожение:
категория 1 - отработанные индустриальные масла, собранные по маркам исходных масел и пригодные для регенерации;
категория 2 - смесь отработанных индустриальных масел, пригодная для переработки или использования;
категория 3 - смесь отработанных моторных масел, пригодная для переработки или использования;
категория 4 - смесь нефтеотходов различного происхождения, пригодная для переработки или использования;
категория 5 - нефтеотходы, не пригодные для переработки с целью дальнейшего использования и подлежащие экологически обоснованному уничтожению;
категория 6 - особо опасные нефтеотходы, содержащие сверх токсичные компоненты (полихлорированные бифенилы, полихлорированные терфенилы и т.п.), подлежащие в установленном порядке уничтожению на специализированных предприятиях.
13. Отнесение нефтеотходов к конкретной категории осуществляется по результатам анализа их свойств, состава и содержания примесей не нефтяного происхождения.
14. Проведение анализа нефтеотходов является обязанностью их собственника. Ответственность за объективность и достоверность результатов несет лаборатория или организация, проводившая анализ.
15. Собственник нефтеотходов проводит их анализ в процессе накопления, перед их использованием или передачей другому юридическому или физическому лицу. Отбор проб нефтеотходов на анализ осуществляется по ОСТ-112-073-97.
16. Результаты анализа оформляются в виде сертификата на нефтеотходы, являющегося основанием для их отнесения к конкретной категории их пригодности для дальнейшего использования.
17. Критерии отнесения нефтеотходов к конкретной классификационной категории устанавливает и периодически уточняет Минэкологии.
III. Экологические требования при обращении с нефтеотходами
18. Юридические и физические лица, деятельность которых связана с образованием нефтеотходов, обязаны:
обеспечивать соблюдение установленных экологических нормативов при обращении с нефтеотходами;
осуществлять предварительное накопление образующихся нефтеотходов раздельно по категориям их пригодности для переработки или использования, не допуская попадания в них примесей не нефтяного происхождения;
хранить нефтеотходы в специально предназначенных емкостях в условиях, не допускающих их проливов и утечек;
при невозможности использования образующихся нефтеотходов на собственные технологические нужды заключить договор на оказание экологических услуг по приему - передаче нефтеотходов со специализированной организацией, имеющей лицензию Минэкологии на переработку или уничтожение нефтеотходов;
ежегодно представлять в Минэкологии данные о количестве израсходованных нефтепродуктов (масел, промывочных и технологических жидкостей) и количестве образовавшихся, переданных и использованных нефтеотходов;
осуществлять мониторинг за состоянием окружающей природной среды.
19. Юридические и физические лица, использующие образующиеся нефтеотходы в качестве сырья, на технологические нужды или в качестве топлива, обязаны:
обеспечивать соблюдение установленных экологических нормативов при обращении с нефтеотходами;
обеспечивать экологически обоснованное хранение накапливаемых нефтеотходов, не допускающее проливов и утечек;
применять экологически обоснованные технологии использования нефтеотходов в строгом соответствии с технической документацией предприятия, согласованной с Минэкологии и Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Марий Эл;
не допускать использования особо опасных нефтеотходов, содержащих токсичные или экологически опасные компоненты.
20. Нефтеотходы относятся к горюче-смазочным отходам 2-го класса пожароопасности и подлежат транспортированию в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
21. Транспортирование нефтеотходов допускается только специализированным транспортом, оснащенным калиброванными емкостями, при наличии сопроводительных документов, подтверждающих количество и категорию нефтеотходов, и лицензии на их транспортирование.
22. С момента погрузки нефтеотходов на транспортное средство и до их выгрузки ответственность за безопасное обращение с ними несет транспортное предприятие, которому принадлежит данное транспортное средство.
23. Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по обращению с особо опасными нефтеотходами, обязаны вести учет и обеспечивать надежную защиту окружающей среды и населения от их воздействия.
24. Особо опасные нефтеотходы подлежат обязательному уничтожению только на специальных установках. Использование особо опасных нефтеотходов на технологические нужды, а также в качестве сырья или топлива запрещается.
В случае отсутствия специальных установок опасные нефтеотходы подлежат захоронению на специализированном полигоне для токсичных промышленных отходов научно-производственного кооператива "Эколог" по согласованию с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Марий Эл.
25. Ввод в эксплуатацию производств, в которых образуются особо опасные нефтеотходы, не удаляемые экологически безопасными способами, запрещается.
IV. Экологическое нормирование, учет и контроль в
системе обращения с нефтеотходами
26. Юридические и физические лица, ведущие свою деятельность по обращению с нефтеотходами, разрабатывают проекты нормативов образования нефтеотходов и лимитов на их размещение.
27. Проекты нормативов образования нефтеотходов и лимитов на их размещение утверждаются Минэкологии.
28. Собственники нефтеотходов ведут в установленном порядке первичный учет израсходованных товарных нефтепродуктов и нефтеотходов, образовавшихся, использованных, переданных или проданных другим лицам, а также ежегодно представляют отчетность по установленным формам в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
29. Все образующиеся нефтеотходы в обязательном порядке подлежат учету в республиканском банке отходов при Минэкологии Республики Марий Эл.
30. Учет и отчетность в области обращения с нефтеотходами организует и ведет Минэкологии или по его поручению другая компетентная организация.
31. Полнота сбора нефтеотходов юридическими и физическими лицами определяется исходя из количества ежегодно потребляемых товарных нефтепродуктов (масел, промывочных и технологических жидкостей) в соответствии с проектами нормативов образования нефтеотходов.
32. Первичный учет в системе обращения с нефтеотходами (в том числе оформление передачи или продажи нефтеотходов) должен осуществляться с точностью не менее 10 литров и обеспечивать полную и достоверную информацию.
33. Собственники нефтеотходов обеспечивают хранение информации по учету в системе обращения с нефтеотходами в течение трех лет.
34. Контроль за обращением с нефтеотходами осуществляет Минэкологии.
35. Основной задачей экологического контроля за обращением с нефтеотходами является проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации и настоящего Положения, выявление нарушений этих требований и принятие мер по их устранению.
36. Контроль в области обращения с нефтеотходами включает:
контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами требований экологического законодательства Российской Федерации и настоящего Положения;
сбор, обработку и анализ информации по обращению с нефтеотходами, оценку их влияния на окружающую среду;
контроль за достоверностью информации и отчетности о нефтеотходах, представляемой юридическими и физическими лицами;
анализ существующих производств, выявление возможностей и способов снижения объемов и степени опасности образующихся нефтеотходов;
контроль за экологической обоснованностью функционирования системы обращения с нефтеотходами и более полным вовлечением нефтеотходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья;
привлечение в установленном порядке виновных юридических и физических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, представление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства Российской Федерации или настоящего Положения;
принятие решения об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности в области обращения с нефтеотходами, несущей потенциальную опасность для окружающей среды и человека.
37. Контроль за выполнением гигиенических и санитарных правил, норм и гигиенических нормативов при обращении с нефтеотходами осуществляется органами санитарно-эпидемиологического надзора.
38. Решения органов, осуществляющих экологический контроль, могут быть обжалованы в судебном порядке.
V. Экономическое регулирование и ответственность за
экологические нарушения в системе обращения с нефтеотходами
39. Основными принципами экономического регулирования в области обращения с нефтеотходами являются:
уменьшение количества нефтеотходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;
платность размещения нефтеотходов;
экономическое стимулирование деятельности в области обращения с нефтеотходами.
40. Юридические и физические лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, а также других нормативных актов в системе обращения с нефтеотходами, привлекаются к административной ответственности или штрафу, налагаемому в размерах, установленных статьей 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 октября 1999 г. N 443 "Об упорядочении обращения с нефтеотходами в Республике Марий Эл"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 23 ноября 1999 г. N 11 (59) стр.77-83
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 9 октября 2003 г. N 308 настоящее постановление признано утратившим силу