Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Марий Эл
от 23 апреля 2000 г. N 164
Основные направления и принципы
ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Марий Эл
4 мая 2001 г., 24 мая 2002 г., 4 июня 2003 г., 2 августа 2004 г., 19 августа 2005 г., 22 марта 2006 г.
I. Основные понятия и термины
Экономически обоснованный тариф на жилищно-коммунальные услуги (в дальнейшем именуется - ЖКУ) - размер платы за содержание и ремонт жилья или предоставление коммунальных услуг, обеспечивающий минимально необходимый уровень возмещения затрат на расширенное воспроизводство с учетом принятой программы развития объектов жилищно-коммунального хозяйства (в дальнейшем именуется - ЖКХ) при соблюдении стандартов качества.
Тарифы для населения на ЖКУ - система ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, действующая для всего населения муниципального образования (населенного пункта). Утверждаются на расчетный период в зависимости от предельного уровня платежей граждан, установленных в процентах к экономически обоснованным тарифам.
Регулирование цены (тарифов) - прямое или косвенное воздействие регулирующего органа на величину тарифа путем установления его предельного размера в результате оценки объективно необходимых затрат при принятом качестве услуг.
Регулирующий орган - орган по регулированию тарифов на услуги ЖКХ, создаваемый органами исполнительной власти субъектов федерации или местного самоуправления. Регулирующий орган может быть создан в виде специализированной постоянно действующей межведомственной комиссии или путем передачи прав, обязанностей и полномочий регулирующего органа подразделению органа исполнительной власти. Соответствующим подразделением является отдел, управление, департамент администрации.
Рыночный метод регулирования - установление цены на ЖКУ при заключении договоров на конкурентной основе.
Регулируемая деятельность - производственно-хозяйственная деятельность в сфере предоставления ЖКУ, подлежащая регулированию на основании действующего законодательства.
Период регулирования - временной интервал (квартал, полугодие, год), применяемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифа (разница платы за услуги).
Ценообразование - формирование организациями ЖКХ, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления тарифов на услуги.
Плата за найм жилья - размер платы, предназначенный для компенсации затрат собственника жилищного фонда по строительству или реконструкции жилого дома, а также капитального ремонта.
Социальная норма площади жилья - минимальный социальный стандарт, эквивалентный минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органом государственной власти субъекта федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности состава семьи, применяемых типов жилых помещений в жилищном фонде социального пользования и других факторов.
См. стандарты социальной нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг при оказании гражданам социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг утвержденные постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2005 г. N 8
Нормативы потребления коммунальных услуг - минимальный социальный стандарт, характеризующий объем и качество предоставляемых потребителю услуг, объективно необходимый для обеспечения гарантированного в данном регионе или муниципальном образовании качества среды обитания.
Организации ЖКХ - юридические лица любой организационно-правовой формы (государственные, муниципальные, унитарные предприятия, акционерные общества и хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, иные юридические лица других организационно-правовых форм), непосредственно обслуживающие объекты ЖКХ и осуществляющие предоставление услуг потребителям.
Локальная естественная монополия - состояние товарного рынка, характеризующееся отсутствием конкуренции в производстве и поставке ЖКУ в силу технологических особенностей производства, отсутствием возможности замены ЖКУ другими услугами или товарами, практической независимостью спроса на данном товарном рынке от уровня цен на предоставляемые услуги.
Субъект локальной естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством и поставкой ЖКУ потребителям в условиях естественной монополии: предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, тепло- и электроснабжения, газоснабжения, жилищного хозяйства и т.д.
Служба заказчика - орган (юридическое лицо) местного самоуправления или структурное подразделение, должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями для формирования (контроля, согласования) экономически обоснованных тарифов для населения на жилищно-коммунальное обслуживание, установление нормативов потребления коммунальных услуг, заключение договоров, контроля их выполнения.
Стандарты: федеральные, республиканские - система стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг: стандарт предельной стоимости оказания жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья, стандарт уровня платежей населения и стандарт предельной доли коммунальных платежей населения в совокупном доходе семьи. Стандарты, установленные на территории республики и утверждаемые Правительством Республики Марий Эл, называются республиканскими стандартами. Стандарт предельной стоимости предоставления ЖКУ на 1 кв.м общей площади жилья в месяц эквивалентен суммарному экономически обоснованному тарифу на услуги ЖКХ: содержание и ремонт жилья, включая капитальный ремонт, водоснабжение, водоотведение, отопление, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, обсчитанному на нормативы потребления населением ЖКУ в расчете на 1 кв.м социальной нормы площади жилья. Стандарт предельной стоимости оказания ЖКУ на 1 кв.м общей площади жилья, дифференцированный по муниципальным образованиям республики, называется местным стандартом.
Прозрачность расчета тарифов - доступность потребителей к получению достоверной информации о структуре тарифов, порядке их формирования и состава затрат, вошедших в расчет тарифов.
II. Общие положения
Совершенствование политики ценообразования должно проводиться с учетом соблюдения интересов всех участников процесса реформирования ЖКХ и создавать условия для обновления материальной базы отрасли - основных фондов и развития современной инженерной инфраструктуры, позволяющей предоставлять услуги в необходимом количестве и надлежащего качества.
Политика ценообразования и регулирования тарифов в ЖКХ является составной частью общей ценовой политики Республики Марий Эл в период становления рыночной экономики и реформирования отрасли.
Основными задачами системы ценообразования в ЖКХ являются:
обоснование уровня затрат и стоимости коммунальных услуг, четкий учет и справедливость цен и тарифов;
формирование социально-экономически обоснованных цен и тарифов на ЖКУ, отражающих финансовые возможности и потребности поставщиков и потребителей ЖКУ;
оптимизация и государственное регулирование процесса ценообразования в ЖКХ;
определение стоимости ЖКУ на всех этапах их производства и поставки потребителю;
поэтапный переход к введению (установлению) единых (одинаковых) цен и тарифов на ЖКУ для всех потребителей;
разработка отраслевой республиканской нормативной базы формирования и регулирования цен и тарифов на ЖКУ с разграничением полномочий каждого уровня управления.
При определении стоимости ЖКУ необходимо обеспечивать:
гибкий, вариантный подход к вопросам цено- и тарифообразования с сохранением необходимых функций в сфере регулирования цен и тарифов за республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями ЖКХ;
соблюдение основных принципов установления цен и тарифов на ЖКУ;
правовую регламентацию процедуры представления, рассмотрения и утверждения цен и тарифов;
определение интервала времени, в течение которого действуют установленные цены и тарифы;
включение величины планово-расчетной прибыли, необходимой для осуществления расширенного воспроизводства и обновления основных фондов предприятий;
обеспечение прозрачности расчетов тарифов для исключения повторного учета затрат;
соблюдение принципа равноправия всех субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг в ходе рассмотрения и согласования цен и тарифов на услуги отрасли;
разработку и внедрение республиканских и муниципальных нормативно-методических документов для обеспечения учета местных особенностей производства и предоставления ЖКУ.
III. Определение себестоимости услуг в ЖКХ и формирование прибыли
Основой формирования цены является себестоимость услуги.
Калькулирование планово-расчетной себестоимости ЖКУ ведется на основе натуральных величин потребления услуг по статьям затрат с учетом всех этапов технологического процесса производства и объема реализации услуг потребителям, а также с учетом затрат по организации расчета и сбора коммунальных платежей населения, позволяющих при необходимости выделять отдельные виды работ для передачи их производителям на конкурсной основе.
Рассматривая жилые здания как комплекс недвижимого имущества, при формировании себестоимости в основных затратах, приходящихся на 1 кв.м общей площади, следует учитывать содержание жилья, управление жилищным фондом, эксплуатацию ограждающих конструкций и внутридомового инженерного оборудования и систем, капитальный ремонт жилого фонда в части, оплачиваемой населением.
При определении состава затрат для расчета себестоимости услуг ЖКХ следует руководствоваться Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Госстроя России от 23 февраля 1999 г. N 9, Пособием по формированию экономически обоснованных тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, согласованным с Минэкономики России (письмо от 4 августа 1998 г. N ША-950/42-352), и нормативными правовыми актами, разработанными и утвержденными на республиканском и муниципальном уровнях.
Планированию себестоимости должна предшествовать разработка производственной программы с расчетом необходимого объема реализации услуг в натуральном выражении с учетом прогноза внедрения систем учета потребления ресурсов, установки приборов учета, обеспечения их обслуживания и поверки, а также разработка мероприятий по совершенствованию технологии, замене изношенных фондов и др., направленных на сокращение потерь материального носителя услуги в процессе ее производства и доведения (транспортировки) до потребителя.
При планировании себестоимости ЖКУ принимается следующая исходная информация:
установленный договором на обслуживание обязательный перечень работ, обеспечивающий минимально допустимое качество обслуживания;
оценка затрат для выполнения полного перечня работ и достижения показателей качества;
нормативы материальных, трудовых и финансовых затрат в расчете на единицу материального носителя услуги, на 1 млн. рублей стоимости основных средств. При отсутствии централизованно разработанных нормативов могут быть использованы нормативы, утверждаемые органом местного самоуправления и сформированные на основе обобщения данных по предприятиям-аналогам, указанные нормативы могут быть использованы при формировании конкретных смет ремонтно-эксплуатационных работ и проектов реконструкции и развития;
нормативы потребления ЖКУ (для планирования общего объема услуг);
данные бухгалтерской отчетности по структуре затрат и их динамике;
стоимостные и количественные индикаторы отдельных видов расходов, входящих в состав себестоимости услуг:
доля энергоносителей в структуре затрат;
доля расходов на оплату труда в структуре затрат;
уровень накладных расходов к прямым затратам или к зарплате работающих;
численность персонала предприятия в сопоставлении с численностью работающих на предприятиях-аналогах в расчете на 1000 обслуживаемых жителей или отраслевых нормативов;
средняя заработная плата работающих на предприятии.
В себестоимость ЖКУ включаются затраты на содержание службы заказчика в соответствии с согласованными (утвержденными) сметами расходов в зависимости от выполняемых функций.
Затраты на проведение ежегодных обязательных аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности, экспертизу обоснованности действующих тарифов, кроме затрат, связанных с внеочередным аудитом, проводимым по инициативе потребителей услуг, органа местного самоуправления или службы заказчика, подлежат включению в себестоимость услуг в составе затрат, связанных с управлением производством (постановление Госстроя России от 16 декабря 1998 г. N 25 "Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость услуг организаций жилищно-коммунального хозяйства").
Для регламентации процедуры калькулирования себестоимости и учета затрат при различных вариантах взаимоотношений коммунальных предприятий и жилищных организаций предлагается использовать основной вариант планирования и учета затрат на выполнение этих работ, при котором затраты на обслуживание внутридомовых сетей включаются в себестоимость услуг на содержание и ремонт жилья и, соответственно, эти работы выполняются жилищными (ремонтными жилищно-эксплуатационными) организациями, которые получают плату за них.
При формировании себестоимости услуг должны учитываться выводы и практические рекомендации ежегодных аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ в целях установления достоверности бухгалтерской отчетности и повышения обоснованности тарифов на предоставляемые услуги.
В состав структуры платежей за ЖКУ входят такие инвестиционные составляющие, как "капитальный ремонт" и "плата за найм жилья", которые имеют строгую направленность в части накопления и использования финансовых средств на обновление основных фондов ЖКХ.
Финансирование мероприятий по техническому развитию предприятий ЖКХ, обеспечению ресурсоэнергосбережения, оснащению жилищного фонда индивидуальными и групповыми приборами учета, контроля и регулирования потребления энергоресурсов и др. осуществляется за счет собственных источников предприятий - прибыли (фонда накопления) и себестоимости (ремонтного фонда и амортизационных отчислений), а также за счет привлеченных средств - заемных средств и лизинговых схем. Оплата лизинга включается в себестоимость ЖКУ.
Включение инвестиционной составляющей в структуру стоимости ЖКУ определяет обязательность ее учета при формировании планово-расчетной прибыли, расчете рентабельности при представлении в регулирующие органы соответствующих расчетов по обоснованию величины тарифов.
Прибыль, включаемая в тариф, должна определяться расчетным путем на основе расчетов плановых налогов на прибыль и других налогов, сборов, относимых на финансовый результат, и создания фондов накопления и потребления.
IV. Порядок формирования цен и тарифов на услуги ЖКХ
Основными методическими предпосылками формирования тарифов являются:
сбалансированная ценовая и тарифная политика, адекватная уровню доходов населения и финансовому положению республики;
определение тарифов для оплаты ЖКУ населением, организациями социальной и бюджетной сферы, промышленными и приравненными к ним организациями с учетом поэтапной ликвидации их перекрестного субсидирования.
Экономически обоснованные тарифы на ЖКУ представляют собой объективный уровень равновесной цены спроса и предложения. Спрос определяется потребностями в объеме и качестве услуг, подтвержденными возможностями бюджета муниципального образования и доходами средней семьи, а предложение характеризует величину тарифа, обеспечивающего возмещение затрат предприятий ЖКХ на расширенное воспроизводство при требуемом объеме работ.
Баланс финансовых потребностей и возможностей систем жизнеобеспечения, к которым относятся предприятия ЖКХ, и потребителей ЖКУ обеспечивается сочетанием рыночных и административных методов регулирования тарифов на ЖКУ.
На республиканском уровне устанавливаются предельные значения тарифов на услуги коммунального газоснабжения для населения, электроснабжения, коммунального теплоснабжения, систем водоснабжения и канализации для предприятий, являющихся естественными монополистами на рынке этих услуг.
При формировании цен и тарифов в пределах своей компетенции регулирующие органы реализуют следующие основные функции:
республиканский уровень - разработка Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл региональной нормативно-правовой и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ (приложение N 2), определение перечня видов услуг в ЖКХ, на которые устанавливаются и регулируются цены и тарифы на республиканском уровне (приложение N 3), проведение мониторинга цен и тарифов на ЖКУ по муниципальным образованиям и предприятиям ЖКХ республики.
Экспертиза экономического обоснования тарифов на ЖКУ производится в соответствии с Положением о проведении экспертизы, утвержденным постановлением Госстроя России от 11 ноября 1998 г. N 13, и Порядком проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденным постановлением Госстроя России от 21 мая 1999 г. N 39.
Республиканская служба по тарифам Республики Марий Эл является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования тарифов;
уровень муниципального образования - разработка муниципальной нормативно-правовой и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ (приложение N 2), установление и регулирование их величины по группам потребителей, реализация республиканской ценовой и тарифной политики на местах. Функции возлагаются на органы местного самоуправления по ценовому регулированию ЖКХ;
уровень предприятий и организаций ЖКХ - формирование экономически обоснованной цены (тарифа) на основе действующей нормативно-правовой и методической базы, проведение анализа производственной и финансово-хозяйственной деятельности, осуществление расчетов плановой себестоимости, прибыли с учетом состояния основных фондов, разработка программы развития предприятия, внесение предложений в муниципальный регулирующий орган об утверждении величины цен и тарифов на ЖКУ.
При наличии естественных локальных монополий, предоставляющих коммунальные услуги потребителям, главными направлениями республиканской ценовой политики должны быть создание нормативно-правового механизма минимизации затрат на производство и поставку ЖКУ и на этой основе оптимизация устанавливаемых цен и тарифов с включением в их состав плановообоснованного размера прибыли (процент рентабельности).
Задачей тарифной политики в рыночных условиях является определение основных принципов формирования "стартовой" цены, являющейся базой для установления тарифа на определенный вид услуги, оказываемой на конкурсной основе.
Конкурсная среда предоставления услуг дает право формирования тарифа на основе соотношения спроса и предложения на данный вид услуг в пределах муниципального образования, где органы управления жилищным фондом (администрации, службы заказчика) являются оптовыми покупателями того или иного вида услуг.
Тарифная политика должна решать задачи оплаты населением ЖКУ с учетом доли затрат на ЖКУ в совокупном доходе семьи, предоставления жилищных субсидий и минимизации перекрестного субсидирования.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 марта 2006 г. N 60 в раздел V приложения N 1 к настоящему постановлению внесены изменения
V. Процедура формирования, проверки и утверждения цен и тарифов на ЖКУ в Республике Марий Эл
Предприятия и организации, оказывающие ЖКУ (далее именуются - предприятия), формируют проекты цен на ЖКУ на основании расчетных материалов, произведенных в соответствии с действующей нормативно-правовой и методической документацией, результатов анализа производственной и финансово-хозяйственной деятельности за предшествующий отчетный период (год) и прибыли с учетом состояния основных фондов и разработанных программ развития предприятия.
Предприятия вносят в республиканские и муниципальные регулирующие органы по компетенции предложения об утверждении величины цен и тарифов на предоставляемые ЖКУ.
Республиканская служба по тарифам Республики Марий Эл рассматривает представленные документы на предмет введения в действие и изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и утверждает их в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Утверждение и изменение тарифов на электрическую и тепловую энергию производится в соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109.
По результатам рассмотрения выносятся следующие регулирующие документы:
постановления Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл о предельных значениях тарифов на услуги электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, систем водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод и объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл формирует республиканские и местные стандарты предельной стоимости оказания ЖКУ на 1 кв.м общей площади жилья, индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса для соответствующих муниципальных образований республики в пределах полномочий, уровня возмещения населением стоимости ЖКУ и предельно допустимой доли совокупного дохода семьи на оплату ЖКУ и вносит на утверждение в Правительство Республики Марий Эл.
Муниципальные регулирующие органы:
производят проверку представленных проектов цен на ЖКУ в пределах своей компетенции;
формируют проекты тарифов для населения и других потребителей по оплате ЖКУ и ставок платы за найм.
Проекты экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт жилых зданий, ремонт и эксплуатацию лифтов, вывоз твердых бытовых отходов, а также проекты тарифов для населения на оплату жилья и коммунальных услуг представляются для согласования в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл. После чего органы местного самоуправления утверждают ставки и тарифы на ЖКУ для всех категорий потребителей.
На основе принятых республиканскими регулирующими органами и органами местного самоуправления решений по экономически обоснованным тарифам на ЖКУ рассчитывается фактическая предельная стоимость ЖКУ на 1 кв.м общей площади жилья по каждому муниципальному образованию, которая должна по величине и структуре соответствовать доведенному Правительством Республики Марий Эл до каждого органа местного самоуправления местному стандарту предельной стоимости оказания ЖКУ на 1 кв.м общей площади жилья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.