Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Марий Эл
от 17 июня 1994 г. N 190
Правила
работы предприятия розничной торговли
13 февраля 1995 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы предприятия розничной торговли (в дальнейшем - Предприятие) независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.
2. Каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговой деятельности.
3. Основными задачами предприятия являются розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.
4. Товарный профиль (тип) предприятия торговли определяется Уставом и согласовывается (для предприятий муниципальной собственности) с соответствующими органами местной администрации при регистрации.
5. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридический адрес.
6. Режим работы государственных (муниципальных) предприятий торговли устанавливается по решению администраций городов и районов. Режим работы предприятий, основанных на иных формах собственности, определяется собственником.
7. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако, все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции).
За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.
8. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, в связи с его ликвидацией руководитель заблаговременно уведомляет об этом муниципальные власти. Покупатели извещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
9. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа. оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарно-техническом состоянии.
Средства измерений в соответствии с предъявляемыми требованиями в установленном порядке должны подвергаться обязательной проверке органами Государственной метрологической службы. Положительные результаты проверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о проверке.
10. Работники магазина должны поддерживать в надлежащем санитарном состоянии закрепленную за предприятием территорию.
11. В магазине должна рационально использоваться площадь торгового зала, складские и подсобные помещения, обеспечиваться наиболее эффективное размещение и использование оборудования.
12. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже по требованию покупателя с учетом времени, необходимого для проверки их качества.
Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
13. Организация работы торгового предприятия проводится в соответствии с Правилами по охране труда, техники безопасности на предприятиях торговли, массового питания, складах, базах и холодильниках.
II. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
14. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами.
15. Принятые предприятием в установленном порядке товары приходуются в день поступления по их фактическому наличию.
В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.
16. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары. Не допускается приемка в предприятие товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих требованиям стандартов по качеству.
17. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.
Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах и требованиям пожарной безопасности.
18. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д.)
III. Продажа товаров
19. К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.
Импортные товары должны иметь ценники с основными реквизитами этикетки, переведенными на русский язык.
20. Продажа товаров в предприятии торговли производится всем гражданам на общих основаниях.
Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения предоставляются на основании законодательных актов Российской Федерации, Республики Марий Эл, а также на основании решений местных органов исполнительной власти.
21. На все реализуемые товары предприятие торговли должно иметь сертификаты соответствия, выданные или признанные уполномоченным на это органом, нормативно-техническую документацию, удостоверяющие качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей, и обеспечивать соответствие реализуемых товаров требованиям указанных документов, а также документы, подтверждающие источники их поступления: накладная, товаротранспортная накладная, квитанция о приеме товара на комиссию и другие.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными законодательными актами предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.
Запрещается продажа товаров с истекшим сроком годности, хранения, реализации, не соответствующих стандартам по качеству.
22. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания.
23. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость целлофановой полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары.
Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 февраля 1995 г. N 40 пункт 24 раздела III настоящих Правил изложен в новой редакции
24. В продовольственных магазинах на доступном для покупателей месте должны быть установлены контрольные весы для проверки правильности веса расфасованной в магазине продукции и овоскопы для проверки качества яиц.
25. По решению органов местной администрации в предприятиях торговли могут вводиться предельные нормы отпуска товаров одному покупателю.
26. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых утверждается Правительством Республики Марий Эл, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой уполномоченными органами в установленном порядке. На товары, продажа которых подлежит лицензированию по решению соответствующих органов, также должны быть лицензии.
27. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионная, посылочная торговля) осуществляется с соблюдением также и этих правил.
28. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупки, рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов, горючих жидкостей и других товаров, для которых установлены особые правила продажи.
29. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).
30. Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием.
При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, кроме кассового чека, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазин, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производится в соответствии со ст.23 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В случае приобретения товаров с недостатками обмен их осуществляется согласно ст.ст.17-21 этого Закона.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), не соответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы.
31. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до 2-х часов.
32. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией предприятия - до трех суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохраненной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.
33. В магазине самообслуживания товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и так далее.
На упаковке указываются наименование и сорт товара, вес, нетто, цена за килограмм, стоимость отвеса с упаковкой, дата фасовки. На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.
34. при необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета.
35. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре-оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателям для ознакомления и выбора их.
36. Магазины самообслуживания обеспечиваются корзинами, лотками (для мелких товаров), щипцами и другим инвентарем для отбора покупателями товаров.
37. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал приобретенных в других предприятиях товаров, ставить на них штампы или делать другие отметки. При желании покупатель может оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, портфель, чемодан и т.п., а магазин обязан обеспечить их сохранность, для чего устанавливается соответствующее оборудование (стеллажи, полки и др.).
IV. Расчеты с покупателями
38. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных Перечнем отдельных категорий предприятий ( в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления им торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 N 745.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах и взяты согласно договору на техническое обслуживание сервисными центрами по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.
39. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в предприятиях самообслуживания - контролеры-кассиры.
40. Перед началом работы предприятия кассир подготавливает свое рабочее место: проверяет исправность кассового аппарата, получает разменную монету различного достоинства, знакомится с ассортиментом товаров и ценниками на них.
41. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
кассир или контролер-кассир четко называют сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
печатает чек на контрольно-кассовой машине; объявляет покупателю общую стоимость покупок; называет сумму причитающейся покупателю сдаче и выдает ее вместе с чеком; после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
42. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег товары или требовать от него самому разменивать деньги.
43. Расчеты за все товары, приобретаемые в предприятиях самообслуживания, производятся в едином узле расчета, а также в кассах, установленных по решению администрации магазина.
44. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир или контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия. Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации предприятия.
V. Права и обязанности директора предприятия и его заместителей
45. Основными обязанностями директора (заведующего) предприятия являются четкая организация торгового процесса и обеспечение высокой культуры обслуживания.
46. Директор (заведующий) предприятия обеспечивает постоянное наличие в продаже товаров в широком ассортименте и надлежащего качества, ежедневно контролирует соблюдение правил торговли и розничных цен, а также обеспечивает применение современных методов продажи товаров и оказание покупателям дополнительных услуг, в установленном порядке, несет ответственность за соблюдением финансовой дисциплины, организует учет и изучение спроса населения, создает условия работникам для соблюдения ими должностных обязанностей.
47. Директор (заведующий) предприятия или его заместители должны лично участвовать в организации торгового обслуживания покупателей, обеспечивать бесперебойную продажу товаров, предупреждать нарушения правил торговли и цен, контролировать правильность применения весоизмерительных приборов, соблюдение трудовой дисциплины, выполнение санитарных требований и правил личной гигиены работниками торгового зала, принимать необходимые меры по замечаниям и предложениям покупателей.
Директор предприятия обязан обеспечить: каждого работника санитарной одеждой в соответствии с действующими нормами; проведение занятий по гигиеническому обучению с работниками предприятий продовольственной торговли при поступлении на работу и периодических медицинских обследованиях; медицинскими книжками установленного образца.
48. Директор (заведующий) предприятия обязан создать надлежащие условия для сохранности ценностей, вверенных материально-ответственным лицам.
49. Директор (заведующий) предприятия или его заместители обязаны ежедневно до открытия предприятия проверить готовность его к началу работы. В частности, проверяется достаточность подготовленных к продаже товаров и их выкладка, наличие и правильность ценников, состояние торгового зала, витрин, вывесок, подсобных и складских помещений, торгового оборудования и средств механизации, обеспеченность касс разменной монетой, состояние санитарной одежды у работников торгового зала и выполнение ими санитарных требований.
50. Директор (заведующий) предприятия контролирует правильность расчетов с покупателями, обеспечивает своевременную сдачу денежной выручки в учреждения банков и предоставление установленной отчетности.
51. Директор (заведующий) предприятия обеспечивает поддержание надлежащего санитарного и технического состояния помещения, оборудования и инвентаря предприятия, осуществляет меры по обеспечению экономии и бережливости средств и материалов, своевременному вводу в эксплуатацию оборудования, механизмов, аппаратов, правильному и эффективному их использованию, внедрению средств механизации тяжелых и трудоемких работ; принимает оборудование от поставщиков по количеству, комплектности и качеству и предъявляет в необходимых случаях рекламации.
52. Директор (заведующий) предприятия в своей работе должен руководствоваться действующим законодательством, актами Президента Российской Федерации, Президента Республики Марий Эл, постановлениями, распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Марий Эл, настоящими правилами, постоянно повышать свою квалификацию.
Директор должен обеспечить наличие на предприятии экземпляров законов Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", настоящих правил, санитарных правил.
VI. Основные обязанности продавца
53. Продавец обязан быть вежливым, предупредительным, не вступать в споры и пререкания, не отвлекаться от исполнения своих обязанностей, обеспечивать высокую культуру обслуживания покупателей.
54. Продавец обязан своевременно представлять покупателю необходимую и достоверную информацию о реализуемых продовольственных товарах, обеспечивающую возможность их компетентного выбора.
Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:
наименование стандартов, обязательным требованием которых должны соответствовать товары;
перечень основных потребительских товаров, состав (включая перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), вес и объем содержимого, калорийность, содержание вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов и противопоказания к применению при отдельных видах заболеваний;
правила и условия приобретения товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; срок годности товаров и сведения о необходимых действиях потребителя по его истечении, а также возможных последствиях при невыполнении указанных действий;
адреса изготовителя (продавца) и предприятий, уполномоченных изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителя.
55. В отношении товаров, подлежащих обязательной сертификации, потребителю должна предоставляться информация об их сертификации.
56. Продавец также обязан: обеспечивать постоянное наличие в продаже товаров, имеющихся в подсобных помещениях; правильно и актуально размещать товары на оборудовании торгового зала, соблюдая товарное соседство; обеспечивать наличие четко оформленных ценников по образцам товаров; неукоснительно выполнять санитарные правила для данного вида предприятия.
57. Продавец несет установленную законом ответственность за нарушение правил торговли, санитарных правил и цен, а также обмер, обвес покупателей.
VII. Права и обязанности покупателя
58. Покупатель имеет право:
на помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах;
назначении, способах ухода, порядка эксплуатации и демонстрации отдельных товаров в действии;
проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;
требовать соблюдения положений правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;
требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;
оставить на хранение отобранные или оплаченные товары; в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемку стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;
вносить в книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.
59. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан:
соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования. Не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале;
производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря;
при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине;
набирать товары только в инвентарную корзину и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания;
возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары и имущество.
VIII. Информация покупателей
60. В предприятиях рекомендуется следующая информация для покупателей:
указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;
фамилии и инициалы работников торгового зала - на их рабочих местах или нагрудных знаках;
перечень и стоимость оказываемых покупателю услуг; выписка из правил розничной торговли отдельными товарами; порядок обмена товаров. В предприятиях, торгующих мясом, схема разруба мяса по сортам; телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой предприятия.
61. В предприятии должны быть все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качества товаров, в соответствии со специализацией.
IX. Санитарные требования к содержанию предприятия и его работникам
62. Санитарное состояние предприятия должно соответствовать требованиям, установленным органами госсанэпиднадзора, а в продовольственных предприятиях также и специальным санитарным правилам для таких предприятий.
63. Все помещения должны содержаться в чистоте, для чего должна производиться ежедневная тщательная их уборка. Для проведения текущей уборки помещений во время работы предприятия используется в первую очередь время обеденного перерыва. По окончании работы предприятия все помещения должны оставляться на ночь только в полном санитарном порядке.
В предприятиях один раз в месяц назначается санитарный день для проведения углубленной генеральной уборки и дезинфекции.
64. Все работники предприятия во время исполнения своих служебных обязанностей должны быть опрятно одеты, соблюдать правила личной гигиены. Работникам продовольственного магазина запрещается находится на рабочих местах без санитарной одежды и форменных головных уборов.
Верхняя одежда и личные вещи работников предприятия должны храниться в отдельном помещении, в предназначенных для этих целей шкафах.
65. В предприятиях оборудуются умывальники с мылом и полотенцами, туалеты, гардеробные и другие помещения, обеспечивающие соблюдение работниками правил личной гигиены.
66. Работникам предприятия запрещается на рабочих местах прием пищи и курение, для этого выделяется отдельное помещение или место.
67. Вновь поступающие на работу в продовольственный магазин лица до представления соответствующего заключения лечебного учреждения к работе не допускаются. Лица, работающие в продовольственном магазине, в установленные сроки и порядке проходят медицинское обследование.
68. Ответственность за соблюдение правил личной гигиены и содержание своего рабочего места в надлежащем санитарном состоянии несет каждый работник предприятия.
X. Контроль за работой предприятия
69. Контроль за работой предприятий осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции, а также общественными организациями потребителей при проверках правил торгового обслуживания и соблюдения прав потребителей на основании статьи 43 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
70. Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлению служебного удостоверения или надлежаще оформленных (скрепленных подписью ответственного лица и печатью организации) удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки предприятий.
71. Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации предприятия. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.
72. В предприятиях торговли должна быть книга отзывов и предложений, она должна находится в доступном для покупателя месте; контрольный журнал, в которые проверяющие вносят записи о результатах проверки, а предприятиях продовольственной торговли - и санитарный журнал.
Администрация предприятия обязана оказывать содействие проверяющим лицам в проведении проверок при наличии у них удостоверений или письменных заданий организации, их направившей, и принимать меры по устранению недостатков и нарушений.
73. За невыполнение и нарушение настоящих Правил работники предприятия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, кроме того, контролирующие органы могут поставить вопрос об ответственности предприятия вплоть до лишения его лицензии или ликвидации, освобождения руководителей от занимаемой должности.
74. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы предприятия в целом.
75. За невыполнение настоящих Правил работы предприятий розничной торговли виновные привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.