Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 23 марта 1995 г. N 83
"Об утверждении Положения о Единой республиканской системе экологического мониторинга"
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 марта 2002 г. N 72 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Правительства Республики Марий Эл от 5 марта 1994 г. N 54 "О создании Единой республиканской системы экологического мониторинга" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить Положение о Единой республиканской системе экологического мониторинга (прилагается).
2. Специально уполномоченным органам в области охраны окружающей природной среды предусмотреть на 1995 год финансирование работ по организации Единой республиканской системы экологического мониторинга согласно приложению.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл.
Первый заместитель
Главы Правительства
Республики Марий Эл |
А.Смирнов |
Положение
о Единой республиканской системе экологического мониторинга
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 23 марта 1995 г. N 83)
I. Общие положения
Единая республиканская система экологического мониторинга (ЕРСЭМ) является формой организации службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды в соответствии со статьей 60 Закона Республики Марий Эл "Об охране и рациональном использовании окружающей природной среды". Вопросы организации и функционирования единой системы экологического мониторинга относятся к компетенции Министерства экологии и природопользования Республики Марий Эл как специально уполномоченного органа Республики Марий Эл в области охраны окружающей природной среды.
Настоящее Положение определяет основные цели, задачи и порядок функционирования ЕРСЭМ.
II. Основные понятия
1. Под мониторингом окружающей природной среды следует понимать проводимые по определенной программе регулярные наблюдения за природными средами, природными ресурсами, растительным и животным миром, другими биологическими объектами, источниками антропогенного воздействия, которые позволяют выявить изменения состояния этих объектов, а также происходящие в них под влиянием антропогенной деятельности процессы, при которых:
обеспечивается постоянная оценка экологического состояния условий среды обитания человека, природно-технических систем, биообъектов (растений, животных, микроорганизмов, грибов и т.д.) и условий функционирования экосистем;
создаются исходные предпосылки и обоснования для определения корректирующих действий в случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
2. В систему наблюдения ЕРСЭМ входят следующие процедуры:
выделение объекта наблюдения;
регистрация и сертификация субъекта наблюдения;
обследование состояния объекта наблюдения;
составление информационной модели объекта наблюдения;
планирование измерений;
организация и проведение измерений;
управление данными измерений;
анализ и оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели;
прогнозирование измерений состояния объекта наблюдения;
представление информации и ее доведение до потребителя.
3. В системе экологического мониторинга следует выделять:
мониторинг источника воздействия или мониторинг эмиссий субстанций;
мониторинг воздействия на окружающую природную среду, связанной с контролем источника;
мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона).
Мониторинг источника воздействия - это вид наблюдений, связанный с определением или изучением воздействия определенного источника или вида деятельности.
Измерения в рамках этого вида мониторинга, как правило, проводятся на границах технологических барьеров, за пределами которых уже нет возможности влиять на поступление в окружающую среду загрязняющих веществ или иных субстанций воздействия (акустических, электромагнитных, ионизирующих излучений, тепловой энергии и т.д.).
Мониторинг воздействия на окружающую природную среду, связанный с контролем источника - это вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов и экосистемы, обусловленных определенным источником воздействия или видом антропогенной деятельности.
Измерения в рамках этого вида мониторинга проводятся в пределах территории, на которой имеется возможность в суммарном воздействии от всей действующей совокупности источников выделить влияние от конкретного рассматриваемого источника.
Основной задачей, решаемой в рамках этого вида мониторинга, является подтверждение соблюдения экологических стандартов, норм и правил для определения источника или вида деятельности.
Мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона) - это вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов, природно-технических систем, природных комплексов, биообъектов и экосистем, а также антропогенных воздействий на них от всей совокупности действующих источников или видов деятельности без гарантированного выделения влияния в этом воздействии какого-либо источника или вида деятельности.
III. Цели и задачи ЕРСЭМ
1. Общие цели ЕРСЭМ связаны с обеспечением государственного управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью на территории Республики Марий Эл необходимой, своевременной и достоверной экологической информацией, позволяющей:
оценить показатели функциональной целостности экосистем и экологических условий среды обитания человека;
выявит динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей в результате антропогенной деятельности;
оценить угрозу изменений здоровью человека, социально-экономической системе общества и живой природе;
определить корректирующие меры и средства предотвращения по снижению или ликвидации экологической угрозы, бедствий, чрезвычайных экологических ситуаций по достижению устойчивого экономического развития и благополучия регионов, обеспечения экологической безопасности республики.
2. Программные цели связаны с обеспечением необходимой информации по подготовке и реализации организационных мер по выполнению природоохранных программ и проектов.
3. Социально-просветительские цели связаны с обеспечением потребностей граждан в экологической информации.
4. Для достижения поставленных целей в рамках ЕРСЭМ решаются следующие задачи:
разработка и контроль выполнения федеральных и республиканских программ наблюдения экологического состояния территории Республики Марий Эл;
организация и выполнение измерений в рамках федеральных и территориальных (республиканских) программ наблюдения;
обеспечение достоверности, полноты и составимости измерений и оценок показателей экологической обстановки на территории Республики Марий Эл;
управление данными измерений (сбор, обработка, передача, хранение и т.д.);
организация и проведение оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного, химического и биологического загрязнений природных сред в результате техногенных аварий и катастроф, а также в зонах изменения состояния экосистем при отсутствии информации об источниках воздействия.
5. Система мониторинга источника воздействия создается и эксплуатируется оператором источника или вида деятельности за счет его средств, являясь технологическим элементом промышленного, транспортного, энергетического, сельскохозяйственного или иного объекта.
Решение о необходимости наличия системы мониторинга такого вида для конкретного уже действующего источника или вида деятельности принимается Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл по согласованию с оператором источника или вида деятельности на основании специальных критериев, утвержденных Минэкологии Республики Марий Эл.
Для строящихся и проектируемых объектов, для которых принято решение о необходимости создания систем мониторинга, в обязательном порядке в проектно-сметной документации должно быть предусмотрено создание системы мониторинга воздействий на окружающую природную среду, связанную с контролем источника. Контроль за выполнением этого требования возлагается на органы государственной экологической экспертизы.
6. Система мониторинга воздействий на окружающую природную среду, не связанная с конкретными источниками, организуется Минэкологии Республики Марий Эл на основе организационного, методологического и метрологического объединения существующих в пределах Республики Марий Эл средств измерения и контроля ведомственных систем и служб, измерительных средств и аналитических лабораторий привлеченных организаций и предприятий, а также собственных информационно-измерительных систем и аналитических средств службы экологического контроля.
Средства измерения и контроля организаций и предприятий различных форм собственности привлекаются к участию в республиканской системе экологического мониторинга на контрактной (договорной) основе. Средства измерения и контроля привлеченных организаций и предприятий должны быть аттестованы в установленном порядке.
IV. Управление функционированием ЕРСЭМ Республики Марий Эл
1. Организационное управление ЕРСЭМ осуществляется на принципах:
безусловного выполнения программ наблюдения ведомственными системами и привлеченными средствами в рамках Единой республиканской системы экологического мониторинга;
обязательного выполнения требований информационного взаимодействия и обмена информации между всеми предприятиями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
2. Органам управления, ответственным за функционирование ЕРСЭМ, является Минэкологии Республики Марий Эл в лице специально уполномоченного подразделения по организации и ведению экологического мониторинга.
3. Органами управления ведомственных систем в составе ЕРСЭМ Республики Марий Эл являются соответствующие структурные подразделения аппаратов министерств и ведомств.
4. Органами управления систем мониторинга источников воздействия являются администрации соответствующих промышленных и других объектов.
V. Финансовое обеспечение ЕРСЭМ Республики Марий Эл
1. Финансирование работ по созданию и обеспечению функционирования системы экологического мониторинга осуществляется за счет средств:
республиканского бюджета;
экологических фондов;
предприятий, организаций и их объединений различных форм собственности;
иных поступлений.
2. Средства республиканского бюджета и экологических фондов расходуются на:
создание и обеспечение функционирования республиканской системы экологического мониторинга;
создания научно-технической продукции в интересах развития ЕРСЭМ.
3. Средства предприятий, организаций, объединений расходуются на:
создание и обеспечение функционирования систем мониторинга, формируемых ими источников антропогенного воздействия;
поддержание функционирования и развития республиканской системы экологического мониторинга;
аттестацию и сертификацию используемых ими измерительных средств и систем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 23 марта 1995 г. N 83 "Об утверждении Положения о Единой республиканской системе экологического мониторинга"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл, 1995 г., N 4
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 марта 2002 г. N 72 настоящее постановление признано утратившим силу