Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Закон Республики Марий Эл от 12 сентября 2000 года N 37-З "О порядке отзыва выборного должностного лица, депутата представительного органа муниципального образования Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2000, N 10, ст.283) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Закон Республики Марий Эл
"О порядке отзыва выборного должностного лица, депутата представительного органа муниципального образования Республики Марий Эл"
Настоящий Закон определяет основания и порядок отзыва выборного должностного лица, депутата представительного органа муниципального образования Республики Марий Эл.
Правовую основу отзыва выборного должностного лица, депутата представительного органа муниципального образования Республики Марий Эл составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Конституция Республики Марий Эл, Законы Республики Марий Эл "Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл", "О статусе депутата районного, городского собрания Республики Марий Эл", законодательство Республики Марий Эл о выборах, настоящий Закон, иные законы Республики Марий Эл, уставы муниципальных образований.
Отношения, не урегулированные настоящим Законом, регулируются законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Право отзыва выборного должностного лица, депутата представительного органа муниципального образования Республики Марий Эл
1. Право отзыва выборного должностного лица, депутата представительного органа муниципального образования Республики Марий Эл (далее - выборное должностное лицо, депутат) избирателями является одним из средств контроля избирателей за осуществлением выборным должностным лицом, депутатом своих полномочий, закрепленных законодательством.
2. Право отзыва не может быть использовано для ограничения самостоятельности и инициативы выборного должностного лица, депутата, создания препятствий его законной деятельности.
3. Право отзыва выборного должностного лица, депутата может быть использовано только в случае, если институт отзыва предусмотрен уставом соответствующего муниципального образования.
4. Право отзыва используется в случаях, когда невозможны либо исчерпаны правовые средства обеспечения деятельности выборного должностного лица, депутата, соответствующего закону.
5. Право отзыва не может быть использовано в течение первых 12 месяцев со дня избрания и в течение последних 6 месяцев перед истечением срока, на который избрано соответствующее выборное должностное лицо, депутат.
Статья 2. Понятие отзыва выборного должностного лица, депутата
1. Отзыв выборного должностного лица, депутата - досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица, депутата на основе специально назначенного голосования избирателей соответствующего избирательного округа, проводимого в соответствии с настоящим Законом, а также с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством и законами Республики Марий Эл.
2. Возбуждение вопроса об отзыве выборного должностного лица, депутата является проявлением инициативы граждан, избирательных объединений, избирательных блоков с целью последующего проведения голосования избирателей по отзыву выборного должностного лица, депутата.
Статья 3. Основные принципы участия граждан в отзыве выборного должностного лица, депутата
1. Граждане участвуют в отзыве выборного должностного лица, депутата на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
2. Участие гражданина Российской Федерации в отзыве является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на его свободное волеизъявление. Каждый участник отзыва голосует лично. Голосование за других лиц не допускается.
3. Участник отзыва голосует "за" или "против" отзыва выборного должностного лица, депутата непосредственно.
4. Проведение голосования по отзыву выборного должностного лица, депутата одновременно с любыми выборами или референдумом не допускается.
Статья 4. Право граждан на участие в голосовании по отзыву выборного должностного лица, депутата и на информацию
1. Гражданин Российской Федерации, место жительства которого находится на территории соответствующего избирательного округа, достигший возраста 18 лет, вправе принимать участие в голосовании по отзыву, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке отзыва.
2. Не имеют права участвовать в процедуре отзыва граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. Право граждан на участие в голосовании по отзыву применительно к настоящему Закону реализуется в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Марий Эл о выборах для осуществления активного избирательного права.
4. Граждане Российской Федерации имеют право на информацию об основаниях возбуждения вопроса об отзыве выборного должностного лица, депутата, обо всех действиях и мероприятиях, связанных с отзывом.
Комиссия, организующая подготовку и проведение отзыва, обязана информировать участников кампании о подготовке и проведении отзыва.
Статья 5. Комиссии по проведению голосования по отзыву выборного должностного лица, депутата
1. Подготовку и проведение голосования по отзыву выборного должностного лица, депутата осуществляют избирательные комиссии, формируемые в соответствии с законодательством Республики Марий Эл для проведения выборов выборных должностных лиц, депутатов. В их систему на территории Республики Марий Эл входят:
Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл;
избирательные комиссии муниципальных образований;
территориальные избирательные комиссии;
окружные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
2. Непосредственную организацию подготовки и проведения голосования по отзыву выборного должностного лица, депутата осуществляют:
избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в соответствующий период в качестве комиссий муниципальных образований по отзыву;
окружные избирательные комиссии (в случае, если выборы депутатов проводились окружными избирательными комиссиями), действующие в соответствующий период в качестве окружных комиссий по отзыву;
участковые комиссии по проведению отзыва.
3. Решение о возложении дополнительных полномочий для организации и проведения голосования по отзыву на избирательные комиссии принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно вышестоящей комиссией.
4. Порядок формирования комиссий по подготовке и проведению отзыва (далее - комиссии по отзыву) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законодательством Республики Марий Эл о выборах.
5. Деятельность комиссий по отзыву при подготовке и проведении отзыва, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов отзыва осуществляется открыто и гласно.
Статья 6. Полномочия комиссий по отзыву
1. Комиссия муниципального образования по отзыву: осуществляет на ссийской Федерации на участие в отзыве;
обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением голосования по отзыву, изданием необходимой печатной продукции;
руководит работой нижестоящих комиссий по отзыву, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по ним мотивированные решения;
осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения отзыва, распределяет и контролирует денежные средства, выделенные из местного бюджета на проведение кампании по отзыву;
устанавливает единую нумерацию участков;
рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;
утверждает форму бюллетеня и обеспечивает изготовление бюллетеней;
утверждает текст бюллетеня для голосования по отзыву выборного должностного лица;
организует досрочное голосование в помещении комиссии;
устанавливает и публикует результаты голосования по отзыву;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
2. Окружная комиссия по отзыву:
осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории округа;
утверждает текст бюллетеня для голосования по отзыву депутата;
организует досрочное голосование в помещении комиссии по отзыву;
устанавливает итоги голосования по округу и передает протоколы об итогах голосования в комиссию муниципального образования;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
3. Территориальная комиссия по отзыву:
обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением голосования по отзыву;
обеспечивает на соответствующей территории соблюдение равных правовых условий для всех участников кампании отзыва;
рассматривает поступившие жалобы (заявления) и принимает по ним решения;
устанавливает итоги голосования по отзыву на соответствующей территории;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
4. Участковая комиссия по отзыву:
информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
уточняет список участников голосования по участку, производит ознакомление участников голосования с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
организует на участке голосование в день голосования по отзыву, а также досрочное голосование;
проводит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования на участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую комиссию по отзыву;
рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Глава II. Основания отзыва и порядок возбуждения вопроса об отзыве выборного должностного лица, депутата
Статья 7. Основания отзыва выборного должностного лица, депутата
1. Основаниями отзыва выборного должностного лица, депутата является действие или бездействие отзываемого выборного должностного лица, депутата, ставящее под сомнение доверие к нему населения, выразившееся в совершении указанными лицами конкретного правонарушения, факт которого установлен в надлежащем юрисдикционном порядке, в том числе издание правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Марий Эл, законам Республики Марий Эл, уставу муниципального образования, нормативным правовым актам Республики Марий Эл и органов местного самоуправления, принятым в пределах компетенции органов государственной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления.
Указанное действие или бездействие должно основываться на конкретных фактах, проверенных в установленном порядке, и не может быть использовано в качестве основания для отзыва, если оно имело место по объективным, не зависящим от выборного должностного лица, депутата причинам.
2. Отзыв выборного должностного лица, депутата по иным основаниям, кроме указанных в настоящем Законе, запрещается.
Статья 8. Субъекты права на возбуждение вопроса об отзыве выборного должностного лица, депутата
1. Правом на возбуждение вопроса об отзыве выборного должностного лица, депутата обладают граждане, место жительства которых расположено в пределах соответствующего избирательного округа, а также избирательные объединения, избирательные блоки, образованные в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законодательством Республики Марий Эл о выборах.
2. Граждане реализуют право на возбуждение вопроса об отзыве выборного должностного лица, депутата коллективно.
3. Члены и участники общественных объединений реализуют право на возбуждение вопроса об отзыве выборного должностного лица, депутата в качестве граждан, либо обращаясь к избирательным объединениям, избирательным блокам.
Статья 9. Реализация гражданами права на возбуждение вопроса об отзыве выборного должностного лица, депутата
1. Граждане - инициаторы отзыва выборного должностного лица, депутата подают коллективное заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву соответственно в окружную комиссию или комиссию муниципального образования по отзыву.
2. Заявление подается от инициативной группы численностью не менее 30 избирателей с соблюдением требований, указанных в настоящем Законе. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты внесения подписи.
3. В заявлении должны содержаться:
а) сформулированное предложение об отзыве выборного должностного лица, депутата;
б) изложение основания возбуждения вопроса об отзыве (с учетом статьи 7 настоящего Закона);
в) сведения об уполномоченном представителе инициативной группы.
4. К заявлению должны быть приложены документы (официально заверенные копии документов), подтверждающие наличие основания для возбуждения вопроса об отзыве (решение суда, подтверждающее факт правонарушения; постановление суда о назначении административного наказания; приговор суда и др.).
5. Соответствующая комиссия по отзыву выдает уполномоченному представителю инициативной группы избирателей письменное подтверждение получения представленных в соответствии с настоящей статьей документов незамедлительно после их представления с указанием даты и времени их приема.
Статья 10. Реализация избирательным объединением, избирательным блоком права на возбуждение вопроса об отзыве выборного должностного лица, депутата
1. Выдвижение инициативы об отзыве избирательным объединением осуществляется его членами на собрании (конференции) указанного объединения. Решение о выдвижении указанной инициативы принимается тайным голосованием.
2. Решение о выдвижении инициативы об отзыве избирательным блоком принимается на конференции представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями избирательных объединений, входящих в избирательный блок.
3. В решении должны содержаться:
а) сформулированное предложение об отзыве выборного должностного лица, депутата;
б) изложение основания возбуждения вопроса об отзыве (с учетом статьи 7 настоящего Закона);
в) данные о числе членов избирательного объединения, избирательного блока или его руководящего органа, принимавших участие в принятии решения, и о результатах голосования;
г) сведения об уполномоченном представителе избирательного объединения, избирательного блока.
4. Избирательное объединение, избирательный блок - инициатор отзыва выборного должностного лица, депутата подает заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву соответственно в окружную комиссию или комиссию муниципального образования по отзыву.
Заявление подписывается уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока. К заявлению прилагается протокол собрания (конференции) избирательного объединения или конференции представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок, с указанным в пунктах 1-3 настоящей статьи решением.
5. К заявлению должны быть приложены документы (официально заверенные копии документов), подтверждающие наличие основания для возбуждения вопроса об отзыве (решение суда, подтверждающее факт правонарушения; постановление суда о назначении административного наказания; приговор суда и др.).
6. Соответствующая комиссия по отзыву выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока письменное подтверждение получения представленных в соответствии с настоящей статьей документов незамедлительно после их представления с указанием даты и времени их приема.
Статья 11. Рассмотрение заявления инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока
1. Заявление инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока о возбуждении вопроса об отзыве выборного должностного лица, депутата должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 14 дней со дня получения заявления.
2. Соответствующая комиссия по отзыву незамедлительно по получении заявления от инициатора отзыва информирует о нем выборное должностное лицо, депутата, в отношении которого инициируется процедура отзыва, и представляет ему копию заявления, решения и приложенных к нему документов. Выборное должностное лицо, депутат вправе представить в соответствующую комиссию по отзыву в письменном виде аргументы в свою защиту.
Комиссия по отзыву информирует также представительный орган местного самоуправления о полученном заявлении.
3. Соответствующая комиссия по отзыву принимает решение о разрешении сбора подписей избирателей за проведение голосования об отзыве выборного должностного лица, депутата либо об отказе в таком разрешении с приглашением уполномоченных представителей соответственно инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока. Решения комиссии по отзыву должны быть мотивированными.
4. Если комиссия по отзыву разрешает сбор подписей, она принимает решение о регистрации инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока как уполномоченных организовывать сбор подписей и выдает им регистрационные свидетельства. При обращении нескольких инициаторов отзыва регистрационное свидетельство выдается каждому из них.
Комиссия по отзыву выдает инициаторам отзыва разрешение на открытие специального временного счета непосредственно после регистрации.
Аналогичное разрешение на открытие специального счета направляется выборному должностному лицу, депутату, отзыв которого инициируется.
5. В регистрации инициатора отзыва может быть отказано только в случае нарушения установленных настоящим Законом, иными законами Республики Марий Эл, нормативными правовыми актами муниципального образования порядка проведения собрания (конференции) или сроков предоставления документов для регистрации инициатором отзыва.
6. Решение соответствующей комиссии по отзыву о результатах рассмотрения заявления инициатора отзыва не позднее пяти дней со дня принятия направляется в представительный орган местного самоуправления, выборному должностному лицу, депутату, в отношении которого инициирован отзыв.
7. Решение комиссии по отзыву может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.
8. По заявлению инициатора отзыва глава муниципального образования выдает инициатору отзыва справку о количестве избирателей на территории соответствующего избирательного округа на день выдачи свидетельства о регистрации инициатора отзыва.
Статья 12. Сбор подписей в поддержку проведения голосования по отзыву выборного должностного лица, депутата
1. В поддержку инициативы отзыва должно быть собрано такое же количество подписей избирателей, которое требуется при выдвижении кандидата на соответствующих выборах. Не допускается суммирование подписей, собранных разными инициаторами отзыва.
2. Количество подписей, представленных для назначения голосования по отзыву, не должно превышать указанное в пункте 1 настоящей статьи количество подписей более чем на 25 процентов.
3. Сбор подписей начинается со дня, следующего за днем получения регистрационного свидетельства, и заканчивается по истечении 30 дней со дня начала сбора подписей.
4. Подписи могут собираться только среди граждан, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в котором избрано выборное должностное лицо, депутат. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение граждан в процессе сбора подписей и вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей комиссией по отзыву либо судом собранных подписей недействительными и (или) отмены решения о назначении голосования по отзыву выборного должностного лица, депутата.
5. Сбор подписей избирателей за проведение голосования по отзыву выборного должностного лица, депутата организует инициативная группа избирателей, избирательное объединение, избирательный блок. Все расходы, связанные со сбором подписей, осуществляются за счет средств инициатора отзыва.
Инициативная группа избирателей, избирательное объединение, избирательный блок самостоятельно определяют лиц, собирающих подписи избирателей под требованием о проведении голосования по отзыву выборного должностного лица, депутата. Самовольный сбор подписей запрещается.
Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Инициативная группа избирателей, избирательное объединение, избирательный блок могут заключить с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется за счет средств инициативной группы, избирательного объединения, избирательного блока.
6. Подписные листы для сбора подписей в поддержку требования о проведении голосования по отзыву изготавливаются инициатором отзыва по форме, указанной в приложении к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются наименование округа, муниципального образования, по которому инициирован отзыв, наименование инициатора отзыва, дата регистрации и номер регистрационного свидетельства, фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства (город, поселок, село или другое сельское поселение) выборного должностного лица, депутата, в отношении которого инициирован отзыв, основание отзыва.
7. Граждане участвуют в сборе подписей в поддержку проведения голосования по отзыву выборного должностного лица, депутата лично. Гражданин ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа.
Данные о гражданах, ставящих свою подпись в поддержку требования о проведении голосования по отзыву, могут вноситься с согласия избирателя в подписной лист и лицом, собирающим подписи.
8. Каждый подписной лист удостоверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, ставит свою подпись и дату ее внесения в подписной лист, и уполномоченным представителем инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения в подписной лист.
Статья 13. Представление подписных листов в комиссию по отзыву
1. В день, следующий за днем окончания сбора подписей, инициативная группа избирателей, избирательное объединение, избирательный блок представляют в соответствующую комиссию по отзыву протокол об итогах сбора подписей избирателей, в котором указываются даты начала и окончания сбора подписей, количество собранных подписей, дата составления протокола.
Протокол подписывает уполномоченный представитель инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока. К протоколу прилагаются пронумерованные и сброшюрованные подписные листы, каждый из которых должен быть оформлен в соответствии с требованиями настоящего Закона. Уполномоченному представителю инициатора отзыва выдается письменное подтверждение о принятии подписных листов с указанием даты и времени их приема.
2. Соответствующая комиссия по отзыву в течение 5 дней проверяет подлинность подписей и правильность оформления подписных листов в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Марий Эл о выборах.
3. При установлении достаточности собранного числа подписей и их достоверности соответствующая комиссия по отзыву принимает решение о направлении всех материалов в представительный орган местного самоуправления со своим заключением о проведении отзыва или об отказе в его проведении. Копия решения направляется также инициативной группе избирателей, избирательному объединению, избирательному блоку.
4. В случае, если комиссия по отзыву обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, либо если количество действительных подписей в поддержку отзыва менее количества, установленного настоящим Законом, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей с подписными листами будет представлен с нарушением установленного срока или срока действия регистрационного свидетельства, то она отмечает указанные нарушения в своем заключении и незамедлительно направляет его в представительный орган местного самоуправления, а также инициативой группе избирателей, избирательному объединению, избирательному блоку, выборному должностному лицу, депутату, в отношении которого инициирован отзыв.
Глава III. Гарантии для участников отзыва
Статья 14. Гарантии для отзываемого выборного должностного лица, депутата
1. Инициативная группа избирателей, избирательное объединение, избирательный блок в письменной форме не позднее чем за 3 дня до даты проведения собрания (конференции) обязаны уведомить выборное должностное лицо, депутата о возбуждении в отношении него вопроса об отзыве, а также о месте и времени проведения собрания (конференции) инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока.
2. Выборное должностное лицо, депутат имеет право присутствовать на собрании (конференции) инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока о возбуждении вопроса о его отзыве, выступить перед избирателями, в устной или письменной форме сделать заявления или дать объяснения по поводу обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения вопроса об отзыве.
3. Со дня, следующего за днем принятия решения соответствующей комиссией по отзыву о разрешении сбора подписей в поддержку назначения голосования по отзыву, выборное должностное лицо, депутат, в отношении которого инициирован отзыв, вправе давать разъяснения избирателям непосредственно по поводу тех обстоятельств, которые стали основанием для возбуждения вопроса об отзыве,
4. Представительный орган местного самоуправления обязан уведомить выборное должностное лицо, депутата, в отношении которого инициирован отзыв, не позднее чем за три дня о времени и месте заседания представительного органа по вопросу назначения даты голосования по отзыву.
5. Выборное должностное лицо, депутат, в отношении которого принято решение о назначении голосования по отзыву, может назначить в состав комиссий по отзыву по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
Члены комиссии по отзыву с правом совещательного голоса могут быть назначены на период со дня, следующего за днем принятия представительным органом местного самоуправления решения о назначении голосования по отзыву (формировании соответствующей комиссии по отзыву), и до дня официального опубликования результатов отзыва.
6. Выборное должностное лицо, депутат, в отношении которого инициирован отзыв, со дня, следующего за днем принятия решения о назначении дня голосования по отзыву, может назначить такое же количество доверенных лиц, как и при проведении соответствующих выборов в соответствии с законодательством Республики Марий Эл о выборах. Регистрация доверенных лиц осуществляется соответствующей комиссией по отзыву незамедлительно на основании письменного заявления выборного должностного лица, депутата и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.
7. Решения и действия (бездействие) комиссии по отзыву, инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока, нарушающие право отзываемого лица, могут быть обжалованы в суде в установленном законом порядке.
Статья 15. Гарантии для инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока
1. Инициативная группа избирателей, избирательное объединение, избирательный блок могут назначить в состав соответствующей комиссии по отзыву по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
Члены комиссии по отзыву с правом совещательного голоса могут быть назначены на период со дня, следующего за днем принятия представительным органом местного самоуправления решения о назначении голосования по отзыву (формировании соответствующей комиссии по отзыву), и до дня официального опубликования результатов отзыва.
2. Число уполномоченных представителей инициативной группы, избирательного объединения, избирательного блока должно соответствовать числу доверенных лиц, назначаемых отзываемым выборным должностным лицом, депутатом в соответствии с пунктом 6 статьи 14 настоящего Закона.
3. Решения и действия (бездействие) комиссий по отзыву, представительного органа местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Глава IV. Порядок назначения голосования по отзыву выборного должностного лица, депутата
Статья 16. Назначение голосования по отзыву выборного должностного лица, депутата
1. Решение о назначении голосования по отзыву или об отклонении инициативы отзыва выборного должностного лица, депутата принимает представительный орган местного самоуправления в течение двух недель со дня получения заключения соответствующей комиссии по отзыву о законности возбуждения вопроса о проведении голосования по отзыву.
Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от установленного числа депутатов данного представительного органа местного самоуправления.
2. Решение представительного органа местного самоуправления о назначении голосования должно быть принято не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
3. Голосование по отзыву выборного должностного лица, депутата проводится не ранее чем через 40 дней и не позднее чем через 60 дней с момента принятия решения о назначении дня голосования по отзыву.
4. Голосование по отзыву может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования по отзыву на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
5. Решение представительного органа местного самоуправления о назначении голосования по отзыву в пятидневный срок со дня его принятия направляется выборному должностному лицу, депутату, отзыв которого инициирован.
Представительный орган местного самоуправления обеспечивает незамедлительное опубликование решения о назначении даты голосования по отзыву в средствах массовой информации.
6. В случае своего несогласия с решением представительного органа местного самоуправления о назначении голосования по отзыву выборное должностное лицо, депутат, в отношении которого инициирован отзыв, вправе обратиться в суд.
7. Если представительный орган местного самоуправления не назначит голосование по отзыву в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, дата голосования по отзыву определяется окружной комиссией или комиссией муниципального образования по отзыву не позднее семи дней после истечения срока, установленного для принятия этого решения представительным органом местного самоуправления.
8. Если представительный орган местного самоуправления установит нарушения законодательства при возбуждении инициативы отзыва, выдаче регистрационного свидетельства, сборе подписей в поддержку проведения голосования по отзыву, выносится решение об отказе в проведении отзыва.
Копия указанного решения направляется инициативной группе избирателей, избирательному объединению, избирательному блоку, которые не могут возбуждать повторно вопрос о проведении отзыва до окончания срока полномочий соответствующего выборного должностного лица, депутата, а также выборному должностному лицу, депутату, отзыв которого инициируется.
9. В случае своего несогласия с решением представительного органа местного самоуправления об отказе в проведении голосования по отзыву инициатор отзыва выборного должностного лица, депутата вправе обратиться в суд.
10. Если полномочия выборного должностного лица, депутата прекращены досрочно в соответствии с законом, кампания по отзыву прекращается по решению соответствующей комиссии по отзыву на любой стадии.
11. Если инициативная группа избирателей, избирательное объединение, избирательный блок аннулируют свое обращение об отзыве выборного должностного лица, депутата до принятия представительным органом местного самоуправления решения о проведении отзыва и назначении даты голосования по отзыву, кампания по отзыву по решению соответствующей комиссии по отзыву прекращается на любой стадии.
Снятие инициативы об отзыве оформляется инициатором отзыва в виде письменного заявления в комиссию по отзыву. Заявление о снятии инициативы должно быть подписано большинством членов инициативной группы избирателей. К заявлению о снятии инициативы об отзыве, выдвинутой избирательным объединением, избирательным блоком, должно быть приложено соответствующее решение избирательного объединения, избирательного блока, принятое в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 10 настоящего Закона.
Глава V. Агитация по вопросу отзыва. Финансирование кампании по отзыву
Статья 17. Агитация в период кампании по отзыву выборного должностного лица, депутата
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить агитацию за участие в голосовании по отзыву, за отзыв или против отзыва.
2. Агитация может проводиться:
через средства массовой информации;
посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
иными не запрещенными законом методами.
3. Запрещается проводить агитацию по вопросу отзыва, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
а) территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам государственной власти Республики Марий Эл, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
б) лицам, находящимся на государственной и муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учреждениям и организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
д) членам комиссий по отзыву с правом решающего голоса;
е) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
ж) иным лицам в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Марий Эл.
4. Агитация по вопросу отзыва начинается со дня, следующего за днем регистрации инициатора отзыва, и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
При проведении повторного голосования агитация по отзыву возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования.
5. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов голосования и иных исследований, связанных с отзывом.
6. Положения законодательства Республики Марий Эл о выборах, о формах и условиях проведения предвыборной агитации применяются к формам и условиям проведения агитации по вопросу отзыва, если это не противоречит настоящей статье, а также статьям 18-21 настоящего Закона.
Статья 18. Общие условия доступа инициатора отзыва, выборного должностного лица, депутата, отзыв которого инициирован, к средствам массовой информации
1. Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить инициатору отзыва, выборному должностному лицу, депутату, отзыв которого инициирован, равные условия проведения агитации по отзыву. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются инициатору отзыва, выборному должностному лицу, депутату, отзыв которого инициирован, за плату, а также бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь).
Предоставление эфирного времени, печатной площади инициатору отзыва, выборному должностному лицу, депутату, отзыв которого инициирован, осуществляется согласно графикам, составленным по результатам жеребьевки руководством средства массовой информации.
2. В настоящем Законе под муниципальными организациями телерадиовещания, муниципальными периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются муниципальные органы, организации и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) голосования по отзыву, оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств местного бюджета и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении голосования по отзыву имеется доля муниципального образования.
3. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставлять эфирное время, печатную площадь инициатору отзыва, выборному должностному лицу, депутату, отзыв которого инициирован. Оплата эфирного времени и печатной площади, а равно предоставление эфирного времени и печатной площади должны осуществляться на равных условиях, при этом оплата должна осуществляться в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади исключительно через соответствующие фонды.
4. Сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 14 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) голосования по отзыву и в этот же срок представлены в комиссию, организующую проведение отзыва, вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения агитации по отзыву.
5. Агитация по вопросу отзыва на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.
6. Основанием для предоставления эфирного времени и печатной площади инициатору отзыва, выборному должностному лицу, депутату, отзыв которого инициирован, является письменное заявление указанных лиц на имя руководителя средства массовой информации.
7. Расходы организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением инициатору отзыва, выборному должностному лицу, депутату, отзыв которого инициируется, бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
8. При публикации опросов общественного мнения, связанных с отзывом, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время их проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопросов, статистическую оценку возможной погрешности, лицо, заказавшее проведение опроса и оплатившее его публикацию.
9. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств фонда какого инициатора отзыва, отзываемого выборного должностного лица, депутата была произведена оплата соответствующей публикации. Если публикация материалов была осуществлена бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.
Статья 19. Условия проведения агитации посредством проведения массовых мероприятий
1. Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие инициатору отзыва, выборному должностному лицу, депутату, отзыв которого инициируется, уполномоченным представителям инициатора отзыва, доверенным лицам выборного должностного лица, депутата в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.
2. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний, встреч, дебатов и дискуссий рассматриваются органами местного самоуправления не позднее трех дней со дня их подачи.
3. Заявки организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления не позднее чем в семидневный срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. По заявке комиссии по отзыву пригодные для проведения массовых мероприятий помещения, находящиеся в муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются на установленное соответствующей комиссией по отзыву время в пользование инициатору отзыва, выборному должностному лицу, депутату, отзыв которого инициируется, для встреч с гражданами. В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий выборному должностному лицу, депутату, собственник помещения не вправе отказать и инициатору отзыва.
Статья 20. Условия выпуска и распространения печатных агитационных материалов
1. Инициатор отзыва, выборное должностное лицо, депутат, отзыв которого инициируется, вправе выпускать печатные агитационные материалы.
2. Все печатные агитационные материалы должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.
3. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии до начала распространения должны представляться в комиссию, по отзыву или в нижестоящую комиссию по отзыву. Вместе с данными материалами в комиссию по отзыву должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших эти материалы. Изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих уполномоченных представителей инициатора отзыва, выборного должностного лица, депутата, отзыв которого инициируется, не допускается.
4. Распространение печатных агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, запрещается.
5. Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии по отзыву обязаны выделить специальные места для вывешивания печатных агитационных материалов на территории каждого участка голосования по отзыву не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Такие места должны быть удобны для посещения участниками голосования и располагаться таким образом, чтобы участники голосования могли ознакомиться с размещенной там информацией.
6. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях или иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи) только на условиях и с согласия собственников, владельцев указанных объектов. Размещение печатных агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на равных условиях для инициатора отзыва и отзываемого выборного должностного лица, депутата. Размещение печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, в помещениях комиссий по отзыву и в помещениях для голосования, а также на расстоянии менее 50 метров от входа в них запрещается.
7. Комиссия по отзыву, поставленная в известность о распространении подложных печатных агитационных материалов либо материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи, принимает меры по пресечению такой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных печатных агитационных материалов.
Статья 21. Недопустимость злоупотребления правом на проведение агитации
1. Комиссии по отзыву контролируют соблюдение установленного порядка проведения агитации по вопросу отзыва.
2. При проведении агитации по вопросу отзыва не допускается злоупотребление свободой массовой информации, в частности, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны, а также иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.
3. Инициатору отзыва, его уполномоченным представителям, а также выборному должностному лицу, депутату, отзыв которого инициируется, иным организациям, прямо или косвенно участвующим в агитации, запрещается осуществлять подкуп участников голосования по отзыву: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности; производить вознаграждение граждан в зависимости от итогов голосования; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для кампании по отзыву; а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.
4. Инициатор отзыва, его уполномоченные представители, а также выборное должностное лицо, депутат, отзыв которого инициируется, его доверенные лица, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, в ходе кампании по отзыву не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг гражданам и организациям, расположенным на территории избирательного округа. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку инициатора отзыва и выборного должностного лица, депутата, в отношении которого принято решение о назначении голосования по отзыву.
5. В случае нарушения инициатором отзыва, выборным должностным лицом, депутатом, отзыв которого инициируется, пункта 2 настоящей статьи соответствующая комиссия по отзыву обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 2 статьи 38 настоящего Закона, вправе обратиться в правоохранительные органы, суд с жалобой и (или) заявлением о противоправной агитационной деятельности.
6. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать комиссию по отзыву о выявленных фактах и принятых мерах.
7. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, законами Республики Марий Эл правил проведения агитации соответствующая комиссия по отзыву вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с заявлением и (или) жалобой на незаконные действия должностных лиц и привлечение организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Финансирование кампании по отзыву выборного должностного лица, депутата
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением голосования по отзыву, после принятия представительным органом местного самоуправления решения о назначении голосования по отзыву производятся за счет средств бюджета муниципального образования.
2. При назначении голосования по отзыву глава муниципального образования (иной орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования) выделяет в распоряжение соответствующей комиссии по отзыву необходимые денежные средства местного бюджета для его проведения не позднее 15 дней со дня опубликования решения о назначении голосования по отзыву.
3. Если финансирование кампании по отзыву не осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств комиссии по отзыву, подготовка и проведение отзыва осуществляются за счет кредитов банков, которые предоставляются на конкурсной основе этой комиссии или Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, если комиссия по отзыву не является юридическим лицом. При этом допустимый объем расходования средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии соответствующего уровня о расходовании средств при подготовке и проведении выборов с учетом изменения установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан в десятидневный срок со дня обращения соответствующей комиссии по отзыву дать ей муниципальную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты.
4. Порядок перечисления, распределения, расходования денежных средств и предоставления финансовых отчетов комиссиями по отзыву определяется законодательством Республики Марий Эл о выборах.
Статья 23. Фонд поддержки инициатора отзыва, выборного должностного лица, депутата
1. Расходы, связанные с инициированием отзыва, производятся за счет инициатора отзыва.
2. Инициатор отзыва, выборное должностное лицо, депутат, отзыв которого инициируется, обязаны создавать фонды для финансирования агитации, оплаты работы уполномоченных представителей, доверенных лиц и других расходов, непосредственно связанных с проведением кампании по отзыву, не позднее 3 дней после регистрации инициатора отзыва комиссией по отзыву.
3. Порядок формирования и расходования инициатором отзыва, выборным должностным лицом, депутатом собственных фондов, определение источников и предельных размеров их средств, контроль и отчетность в части использования средств фондов осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Республики Марий Эл о выборах.
Глава VI. Организация голосования и подведения итогов голосования по отзыву выборного должностного лица, депутата
Статья 24. Участки для проведения голосования по отзыву. Списки участников голосования
Образование участков для голосования, составление списков участников голосования по отзыву проводятся в порядке, установленном законодательством Республики Марий Эл о выборах.
Статья 25. Бюллетень для голосования по отзыву
1. Для участия в голосовании по отзыву каждый участник голосования получает бюллетень для голосования по отзыву (далее - бюллетень).
2. Форма и текст бюллетеня, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, а также к выбраковке и хранению изготовленных бюллетеней, утверждаются соответствующей комиссией по отзыву не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
3. Бюллетени изготовляются не позднее чем за 20 дней до дня голосования исключительно по распоряжению и под наблюдением комиссии, организующей проведение отзыва, и являются документами строгой отчетности. Число бюллетеней, изготовленных в порядке, установленном настоящим Законом, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных участников голосования.
4. Бюллетень содержит вопрос об отзыве с указанием фамилии, имени, отчества выборного должностного лица, депутата, отзыв которого инициируется, а также предлагаемые участникам голосования для выбора варианты ответа "за отзыв" или "против отзыва". Справа от каждого варианта помещается пустой квадрат. Каждый бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
5. Иные вопросы, связанные с порядком изготовления бюллетеней, получением бюллетеней для голосования по отзыву из типографии, передачей в нижестоящие комиссии по отзыву, решаются в соответствии с законодательством Республики Марий Эл о выборах.
Статья 26. Порядок досрочного голосования
Досрочное голосование по отзыву проводится по правилам досрочного голосования в помещениях избирательных комиссий при выборах выборных должностных лиц, депутатов, предусмотренным законодательством Республики Марий Эл о выборах.
Статья 27. Порядок голосования в день голосования
1. Голосование по отзыву выборного должностного лица, депутата проводится с 8 до 20 часов.
2. О времени и месте голосования участковые комиссии по проведению отзыва обязаны оповестить участников голосования не позднеечем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информацииили иным способом.
3. При решении иных вопросов, связанных с порядком голосования по отзыву, применяется законодательство Республики Марий Эл о выборах.
Статья 28. Порядок голосования вне помещения для голосования
Голосование вне помещения для голосования проводится по правилам голосования вне помещения для голосования при выборах выборных должностных лиц, депутатов, предусмотренным законодательством Республики Марий Эл о выборах.
Статья 29. Протокол участковой комиссии по отзыву об итогах голосования
Участковая комиссия по отзыву составляет протокол об итогах голосования по отзыву выборного должностного лица, депутата на данном избирательном участке, в который вносятся следующие данные:
1) число избирателей, внесенных в список участников голосования, включая число избирателей, внесенных в список дополнительно;
2) число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
3) число бюллетеней, выданных избирателям на участке в день голосования;
4) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
5) число погашенных бюллетеней для голосования;
6) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
7) число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
8) число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
9) число действительных бюллетеней;
10) число бюллетеней, признанных недействительными;
11) число голосов избирателей, поданных за отзыв выборного должностного лица, депутата;
12) число голосов избирателей, поданных против отзыва выборного должностного лица, депутата;
13) перечень жалоб, заявлений, актов и иных документов, прилагаемых к протоколу.
Статья 30. Порядок подсчета голосов участников голосования и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями
1. Подсчет голосов участников голосования осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии по отзыву с правом решающего голоса.
2. Подсчет голосов и составление протокола об итогах голосования производятся в порядке, предусмотренном законодательством Республики Марий Эл о выборах.
3. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования на участке незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию по отзыву и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
4. Второй экземпляр протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, а затем вместе с бюллетенями, списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов участников голосования, а также с печатью участковой комиссии хранится секретарем участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы (срока полномочий) комиссии.
5. Участковые комиссии вправе использовать при голосовании и подсчете голосов участников голосования технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры бюллетеней для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших участников голосования. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией, если иное не предусмотрено федеральным законом.
6. Данные протокола об итогах голосования передаются по техническим каналам связи в электронном виде (в рамках государственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы) в вышестоящую комиссию по отзыву с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования, а также всей документации по отзыву, включая бюллетени, в вышестоящую комиссию по отзыву при наступлении первой возможности непосредственно либо иным способом, обеспечивающим сохранность документации и доставку ее по назначению.
Статья 31. Обработка результатов голосования по отзыву
1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых комиссий по отзыву, после предварительной проверки правильности их составления комиссия, организующая проведение отзыва, путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 3 дня со дня голосования устанавливает результаты голосования по соответствующему избирательному округу. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий, осуществляют непосредственно члены соответствующей комиссии по отзыву с правом решающего голоса.
2. По итогам голосования соответствующая комиссия по отзыву составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых комиссий в избирательном округе, о числе поступивших протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых комиссий.
3. Протокол о результатах голосования по отзыву составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии по отзыву с правом решающего голоса. К протоколу приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования в избирательном округе, включающая в себя полные данные всех поступивших в комиссию по отзыву протоколов участковых комиссий об итогах голосования. Член соответствующей комиссии по отзыву с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. После подписания протокола соответствующая комиссия по отзыву принимает решение о результатах голосования.
4. К первому экземпляру протокола о результатах голосования приобщаются особые мнения членов комиссии по отзыву с правом решающего голоса, а также поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения федеральных законов, настоящего Закона, законодательства Республики Марий Эл о выборах, иных законов Республики Марий Эл и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений комиссии по отзыву приобщаются ко второму экземпляру протокола.
5. Первый экземпляр протокола вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования направляется в соответствующий представительный орган местного самоуправления.
6. Второй экземпляр протокола и второй экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий доверенным лицам, наблюдателям, представителям средств массовой информации, а затем вместе со списками членов соответствующей комиссии по отзыву с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также с другой документацией по отзыву, предусмотренной настоящим Законом, хранятся секретарем соответствующей комиссии по отзыву в охраняемом помещении.
7. Если после подписания протокола о результатах голосования и (или) сводной таблицы комиссия по отзыву выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов участковых комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении соответствующая комиссия по отзыву в обязательном порядке информирует членов комиссии с правом совещательного голоса, доверенных лиц, наблюдателей и иных лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия по отзыву составляет протокол об итогах голосования и (или) сводную таблицу, на которых делается отметка "Повторный" и (или) "Повторная".
Статья 32. Повторный подсчет голосов участников голосования
1. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования и (или) сводной таблице об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из участковых комиссий, соответствующая комиссия по отзыву вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов на соответствующем участке.
2. Повторный подсчет голосов участников голосования на участке для голосования проводится не позднее чем через 2 дня со дня голосования, на территории округа - не позднее чем через 7 дней со дня голосования.
3. Повторный подсчет голосов проводится в присутствии члена (членов) комиссии по отзыву с правом решающего голоса участковой комиссией, составившей и утвердившей протокол, подлежащий проверке, или комиссией по отзыву, принявшей решение о повторном подсчете голосов участников голосования.
4. Комиссия по отзыву, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов, извещает об этом членов соответствующей участковой комиссии, членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, которые вправе присутствовать при повторном подсчете голосов.
5. По итогам повторного подсчета голосов комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию по отзыву.
Статья 33. Порядок определения результатов отзыва
1. Выборное должностное лицо, депутат считается отозванным, если число голосов, поданных в поддержку отзыва, больше числа голосов избирателей, которым отзываемое лицо было избрано на соответствующих выборах, при условии, что число голосов граждан, принявших участие в голосовании по отзыву, не меньше числа голосов избирателей, принимавших участие в голосовании на соответствующих выборах.
2. Голосование по отзыву считается несостоявшимся, если число голосов граждан, принявших участие в голосовании по отзыву, меньше числа голосов избирателей, принимавших участие в голосовании на соответствующих выборах.
В случае принятия решения о признании голосования по отзыву несостоявшимся повторный отзыв выборного должностного лица, депутата не проводится до окончания срока его полномочий.
3. Комиссия по отзыву признает отзыв недействительным:
а) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников голосования;
б) если они признаны недействительными на части участков для голосования, списки участников голосования на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников голосования, внесенных в списки участников голосования на момент окончания голосования в избирательном округе;
в) по решению суда.
4. В случае признания отзыва недействительным проводится повторное голосование по отзыву не позднее 14 дней после дня подведения итогов голосования с соблюдением требований настоящего Закона.
5. Комиссия по отзыву после подписания протокола о результатах отзыва извещает об этом выборное должностное лицо, депутата, в отношении которого проводилось голосование по отзыву, а также уполномоченного представителя инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока и направляет сообщение о результатах отзыва по соответствующему избирательному округу в средства массовой информации.
6. Если по результатам голосования по отзыву выборное должностное лицо, депутат не был отозван, за исключением случая признания отзыва несостоявшимся, следующее проведение голосования по отзыву возможно только по истечении 12 месяцев со дня предшествующего голосования.
Статья 34. Опубликование итогов голосования и результатов отзыва
1. Итоги голосования по каждому участку для голосования, результаты отзыва по соответствующему избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий по отзыву, должны предоставляться для ознакомления участникам голосования, выборному должностному лицу, депутату, их доверенным лицам, наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет соответствующая или вышестоящая комиссия по отзыву.
2. Соответствующая комиссия по отзыву направляет общие данные о результатах отзыва по соответствующему избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов отзыва,
3. Официальное опубликование результатов отзыва, а также данных о количестве голосов участников голосования, поданных за отзыв и против отзыва, осуществляется соответствующей комиссией по отзыву не позднее 14 дней со дня голосования.
4. Официальное опубликование полных данных о результатах отзыва осуществляется комиссией муниципального образования по отзыву в течение двух месяцев со дня голосования.
Статья 35. Прекращение полномочий выборного должностного лица, депутата
Полномочия выборного должностного лица, депутата прекращаются со дня официального опубликования результатов отзыва.
Статья 36. Использование государственной автоматизированной информационной системы
При проведении голосования по отзыву может использоваться государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами и законами Республики Марий Эл.
Статья 37. Хранение документации по отзыву
1. Документация участковых комиссий по отзыву, включая бюллетени, передается в вышестоящую комиссию по отзыву не позднее 10 дней после официального объявления итогов голосования по отзыву.
2. По завершении голосования комиссия по отзыву выборного должностного лица, депутата, сдает документацию по отзыву, перечень которой определяется решением представительного органа местного самоуправления, в архивы.
Документы по отзыву, в том числе бюллетени, хранятся в течение одного года.
Архив обеспечивает доступ к документации в установленном законом порядке.
Глава VII. Обжалование нарушений права на участие в отзыве и ответственность за нарушение права на участие в отзыве граждан Российской Федерации
Статья 38. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в отзыве граждан Российской Федерации
1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий по отзыву и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в отзыве, могут быть обжалованы в суд.
2. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие право граждан на участие в отзыве, могут обратиться избиратели, выборное должностное лицо, депутат, отзыв которого инициируется, его доверенные лица, инициативная группа избирателей, избирательное объединение, избирательный блок, наблюдатели, а также комиссии по отзыву.
3. Решения и действия (бездействие) комиссий по отзыву и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в отзыве, могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по отзыву.
4. Вышестоящая комиссия по отзыву вправе принять решение по существу жалобы.
5. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию по отзыву комиссия по отзыву приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу.
6. Решения по жалобам, поступившим в ходе подготовки отзыва, принимаются комиссией по отзыву в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Решения по жалобам, поступившим в суды, принимаются в сроки, установленные федеральным законодательством.
Статья 39. Ответственность за нарушение прав граждан на участие в голосовании по отзыву
Лица, препятствующие осуществлению прав граждан Российской Федерации на участие в голосовании по отзыву выборного должностного лица, депутата, несут ответственность, предусмотренную федеральными законами, законами Республики Марий Эл за нарушение избирательных прав граждан.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 г. N 29-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.