Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 10 февраля 2003 г. N 42
"О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 марта 2006 г. N 45 настоящее постановление признано утратившим силу
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, государственными заказчиками Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл, Министерство образования Республики Марий Эл, Министерство здравоохранения Республики Марий Эл, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Министерство культуры и межнациональных отношений Республики Марий Эл, Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл, Министерство по развитию предпринимательства, торговли и потребительских услуг Республики Марий Эл, Департамент дорожного хозяйства Республики Марий Эл.
3. Министерству финансов Республики Марий Эл, Министерству экономики и промышленности Республики Марий Эл при подготовке проекта закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2004 год" и последующие годы, до 2010 года включительно, предусматривать средства на финансирование Программы исходя из финансовых возможностей республиканского бюджета Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.
4. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Республики Марий Эл предусматривать в проектах местных бюджетов средства на реализацию Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на службу Первого заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Егошина А.Я.
Глава Правительства
Республики Марий Эл |
Л.Маркелов |
Республиканская целевая программа
"Социальное развитие села до 2010 года"
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2003 г. N 42)
Паспорт
республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"
Наименование Программы - республиканская целевая программа "Социальное
развитие села до 2010 года" (далее именуется -
Программа)
Основание для - постановление Правительства Российской
разработки Программы Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858
Государственный - Министерство сельского хозяйства и
заказчик координатор продовольствия Республики Марий Эл
Программы
Государственные - Министерство экономики и промышленности
заказчики Программы Республики Марий Эл;
Министерство образования Республики Марий Эл;
Министерство культуры и межнациональных
отношений Республики Марий Эл;
Министерство физической культуры, спорта и
туризма Республики Марий Эл;
Министерство строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства Республики
Марий Эл;
Министерство здравоохранения Республики Марий
Эл;
Министерство по развитию предпринимательства,
торговли и потребительских услуг Республики
Марий Эл;
Департамент дорожного хозяйства Республики
Марий Эл
Основные разработчики - Министерство сельского хозяйства и
Программы продовольствия Республики Марий Эл;
Министерство экономики и промышленности
Республики Марий Эл;
Министерство образования Республики Марий Эл;
Министерство культуры и межнациональных
отношений Республики Марий Эл;
Министерство физической культуры, спорта и
туризма Республики Марий Эл;
Министерство строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства Республики
Марий Эл;
Министерство здравоохранения Республики Марий
Эл;
Министерство по развитию предпринимательства,
торговли и потребительских услуг Республики
Марий Эл;
Департамент дорожного хозяйства Республики
Марий Эл;
ГУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор";
филиал в Республике Марий Эл ОАО
"ВолгаТелеком";
ОАО "Мариэнерго";
Республиканский фонд жилья и ипотеки
Республики Марий Эл
Цели и задачи - повышение уровня социального и инженерного
Программы обустройства сельских муниципальных
образований и обеспечение для сельского
населения доступности и общественно
приемлемого качества базовых социальных благ;
создание условий для завершения передачи
объектов социальной сферы и инженерной
инфраструктуры от предприятий и организаций в
ведение органов местного самоуправления;
создание основ для повышения престижности
проживания в сельской местности
Сроки и этапы - 2003-2010 годы:
реализации Программы I этап 2003-2006 годы;
II этап 2007-2010 годы
Основные программные - мероприятия сгруппированы по следующим
мероприятия направлениям: жилищное строительство,
образование, здравоохранение, культура,
торгово-бытовое обслуживание, электрификация,
газификация, водоснабжение,
телекоммуникационная связь, дорожное
строительство.
Система программных мероприятий обеспечивает:
расширение доступности улучшения жилищных
условий с учетом платежеспособного спроса
сельского населения и установленных социальных
стандартов;
улучшение состояния здоровья сельского
населения за счет повышения доступности и
качества первичной медико-социальной помощи;
сохранение и развитие базы для занятий
физической культурой и спортом в целях
формирования на селе здорового образа жизни,
профилактики правонарушений, наркомании и
алкоголизма;
повышение образовательного уровня сельских
учащихся, приведение качества образования в
соответствие с современными требованиями;
активизацию культурно-досуговой деятельности
на селе;
повышение уровня и качества электро-, водо- и
газоснабжения сельских поселений, обеспечение
их телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети и благоустройство сельских
автомобильных дорог с твердым покрытием;
повышение уровня занятости сельского населения
на основе сохранения и создания рабочих мест в
сферах, охватываемых программными
мероприятиями
Ответственные за - Министерство сельского хозяйства и
исполнение основных продовольствия Республики Марий Эл;
программных Министерство экономики и промышленности
мероприятий Республики Марий Эл;
Министерство финансов Республики Марий Эл;
Министерство образования Республики Марий Эл;
Министерство культуры и межнациональных
отношений Республики Марий Эл;
Министерство физической культуры, спорта и
туризма Республики Марий Эл;
Министерство строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства Республики
Марий Эл;
Министерство здравоохранения Республики Марий
Эл;
Министерство по развитию предпринимательства,
торговли и потребительских услуг Республики
Марий Эл;
Департамент дорожного хозяйства Республики
Марий Эл;
ГУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор";
филиал в Республике Марий Эл ОАО
"ВолгаТелеком";
ОАО "Мариэнерго";
Республиканский фонд жилья и ипотеки
Республики Марий Эл
Объемы и источники - общая сумма расходов на реализацию Программы
финансирования на период 2003-2010 гг. - 6,152 млрд. рублей,
Программы в т.ч. средства:
федерального бюджета - 2,895 млрд. рублей
(47,1 процента);
республиканского бюджета Республики Марий Эл -
1,397 млрд. рублей (22,7 процента);
внебюджетных источников - 1,859 млрд. рублей
(30,2 процента)
Ожидаемые конечные - реализация Программы к 2010 году позволит:
результаты реализации улучшить жилищные условия более 3270 сельских
Программы семей и повысить уровень обеспеченности
коммунальными услугами;
ввести в эксплуатацию 1181 км
распределительных газовых сетей низкого
давления;
довести электропотребление на бытовые цели не
менее чем до 0,8 МВт/час на душу населения;
довести количество обучающихся в
благоустроенных общеобразовательных
учреждениях в первую смену до 95 процентов;
увеличить обеспеченность больничными койками
до 69,5 на 10 тыс. населения;
расширить территориальную сеть комплексных
предприятий торгово-бытового обслуживания;
обеспечить сельское население водой питьевого
качества до 70 процентов;
обеспечить ввод 30876 телефонных номеров;
привести в нормативно-техническое состояние
180 км и расширить сеть автомобильных дорог
общего пользования, связывающих сельские
населенные пункты, на 338 км;
улучшить демографическую ситуацию на селе и
обеспеченность агропромышленного комплекса
квалифицированными кадрами, на 20-25 процентов
повысить производительность
сельскохозяйственного труда
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий в силу недостаточности налогооблагаемой базы региональных и местных бюджетов для финансирования расходов регионального и местного характера привели к резким диспропорциям в развитии сельских муниципальных образований и регионов в целом.
Жилищные условия
Сельский жилищный фонд составляет 4918,1 тыс.кв.м общей площади, из них 84 процента приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства.
Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 27,8 процента сельского жилого фонда, центральным отоплением - 29,8 процента, канализацией - 22,9 процента, горячим водоснабжением - 12,6 процента.
Обеспеченность сельского населения жильем с полным набором коммунальных услуг составляет 3,3 кв. м на одного человека.
Здравоохранение
За последнее десятилетие в республике реорганизовано во врачебные амбулатории 11 участковых больниц (33 процента), сокращено 13 фельдшерско-акушерских пунктов (3 процента). На 10 тыс. сельского населения приходится только 60,8 врачебных больничных коек, тогда как в городе - 138,5; мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами в 1,5 раза, а средним медицинским персоналом в 1,3 раза ниже по сравнению с городским населением.
Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, не имеющие коммунальных удобств. Около 80 процентов диагностического и лечебного оборудования морально и физически устарело.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 60 процентов. Занимаются физической культурой и спортом всего 3-5 процентов взрослого населения и 8-10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-60 процентов. Практически прекратилось проведение всероссийских и местных спортивных соревнований.
Образование
Сеть дошкольных образовательных учреждений республики по состоянию на 1 января 2002 г. по сравнению с 1990 годом сократилась в целом на 32,3 процента, в том числе сельских дошкольных учреждений - на 25,1 процента.
Из имеющихся на начало 2002 года 338 дошкольных образовательных учреждений 56 процентов являются малокомплектными (на 1-3 группы).
Число мест в дошкольных образовательных учреждениях на 1 тыс. детей дошкольного возраста сократилось с 1129 в 1995 году до 708 в 2001 году.
Сеть сельских общеобразовательных учреждений, в основном начальных и основных, сократилась на 54 учреждения (или 15,3 процента). Контингент учащихся в сельских общеобразовательных учреждениях на начало 2002-2003 учебного года составил всего 39953 человека, что на 4906 человек меньше по сравнению с 1990-1991 учебным годом.
Крайне неудовлетворительное состояние учебно-материальной базы сельских школ: более 50 процентов школьных зданий нуждаются в капитальном ремонте; 4,3 процента - находятся в аварийном состоянии и подлежат сносу, все виды благоустройства имеют только 42 процента.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющегося потенциала социальных объектов и систем жизнеобеспечения.
Наименование показателей | Построено в сельской местности |
||
1990 год |
2000 год |
2000 год к 1990 г. |
|
Общеобразовательных школ (тыс. мест) | 5,93 | 1,159 | -5,1 раза |
Дошкольных образовательных учреждений (тыс. мест) | 1,655 | - | -1,7 раза |
Культурно-досуговая деятельность
За последнее десятилетие число клубов и домов культуры сократилось на 60, киноустановок - на 142, библиотек - на 37, значительно уменьшился библиотечный фонд. Не функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры.
Более 77 процентов клубных учреждений (в большинстве из них размещаются и библиотеки) требуют капитального ремонта или находятся в ветхом и аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Практически прекращены финансирование культурно-воспитательной работы, комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания.
Торговое обслуживание
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе, выраженная в ухудшении финансового положения отраслей деятельности, повлияла на развитие отрасли торгово-бытового обслуживания районных кооперативных организаций.
В связи с увеличением издержек обращения, недостатком собственных оборотных средств, падением платежеспособности сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом на 43 процента. В общественном питании осталось около 40 процентов предприятий от уровня 1990 года.
Практически отсутствует заготовительная деятельность. Закуп сельскохозяйственной продукции районные кооперативные организации в сложившейся финансовой ситуации вынуждены производить только на собственные нужды, в результате чего снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации республики, соответственно и налогооблагаемая база.
Практически во многих кооперативных организациях отсутствует на селе сеть предприятий бытового обслуживания.
Вышеуказанные факторы привели к сокращению рабочих мест на селе, что отрицательно сказывается на занятости сельского населения.
Для устойчивого социально-экономического развития отраслей деятельности потребительской кооперации (торговое обслуживание, общественное питание, производство, заготовки, бытовое обслуживание и т.д.) необходима государственная поддержка. Инвестиционные вложения на реконструкцию, новое строительство на селе позволят эффективно участвовать в проведении реформ социально-экономического развития села Республики Марий Эл.
Бытовое обслуживание
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, наблюдается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения. В сложившейся ситуации отрасль бытового обслуживания населения одна из первых подверглась реформированию в период перехода к рынку, являясь сферой наиболее приоритетного приложения труда и предоставления рабочих мест в условиях сокращения персонала крупных промышленных предприятий.
В своем развитии предприятия и индивидуальные предприниматели бытового обслуживания населения сталкиваются со следующими серьезными проблемами:
- недостаточный уровень собственных оборотных средств;
- нехватка квалифицированных кадров;
- трудности в получении кредитов, неразвитость рынка лизинговых услуг;
- сложности получения помещений, высокая арендная плата;
- социальная незащищенность работников;
- низкий уровень платежеспособности основной массы населения.
Важнейшей задачей Министерства по развитию предпринимательства, торговли и потребительских услуг Республики Марий Эл, глав администраций муниципальных образований республики является работа по созданию современной, развитой сферы услуг на селе с первостепенной поддержкой социально-значимых услуг. Необходимо не только сохранить, но и увеличить количество предприятий бытового обслуживания населения, восстановить сеть приемных пунктов, добиваться ценовой и территориальной доступности услуг, организовать расширенное выездное обслуживание сельского населения.
На селе преобладающими видами оказываемых услуг считаются пошив и ремонт швейных изделий, ремонт обуви, услуги парикмахерских и фотографий, ритуальные услуги.
В целях поддержки социально-приоритетных видов услуг необходимо также долевое финансирование программ создания новых и сохранения имеющихся рабочих мест за счет всех источников финансирования, а вновь создаваемых малых предприятий - за счет средств, выделенных в бюджете на поддержку малого предпринимательства. Огромную роль в продвижении сферы услуг играют квалифицированные кадры, обеспечение которыми организуется через специальные программы подготовки и переподготовки.
Система электрификации села
В настоящее время в Республике Марий Эл электрифицированы все сельскохозяйственные потребители. Централизованным электроснабжением охвачены все коллективные хозяйства, населенные пункты и дворы сельских жителей.
По данным энергосистемы, потребление электроэнергии сельскохозяйственными потребителями Республики Марий Эл в 2001 году составило 304,5 млн. кВт/час.
Источниками электроснабжения сельского хозяйства являются опорные подстанции 110/35/10 кВ, находящиеся на балансе энергосистемы.
Распределение электроэнергии сельскохозяйственным потребителям республики осуществляется по сетям 110-35-10(6)-0,38 кВ.
Общая протяженность сельских электрических сетей напряжением 110-35-10-6-0,4 кВ составляет 12009 км, количество трансформаторных подстанций напряжением 110-35-10-6/0,4 кВ - 3137 штук общей мощностью 1262 тыс.кВа.
Существующий уровень надежности и качества электроснабжения сельскохозяйственных потребителей не отвечает возросшим требованиям: годовая продолжительность перерывов в электроснабжении выше, чем в развитых странах; низкий уровень обеспечения ПС 35-110 кВ сельскохозяйственного назначения устройствами РПН; низкий уровень компенсации реактивной мощности в сетях и у потребителей.
Наиболее уязвимым звеном сельских сетей является воздушные линии 10 кВ. Аварии и отказы в них вызывают около 70 процентов нарушений электроснабжения потребителей. Действующие электрические сети сельскохозяйственного назначения напряжением 0,4-35 кВ в связи с дефицитом проводникового материала проектировались с перспективой роста электрических нагрузок на 5-7 лет, что привело к наличию на линиях электропередачи проводов относительно небольших сечений, при этом сечения проводов 0,4-10 кВ уменьшаются по мере удаления от шин центра питания и снижения величины расчетной нагрузки, а на ВЛ-0,4 кВ уменьшается и количество фаз.
В связи с отсутствием достаточных средств на эксплуатацию, ремонт и строительство объектов энергетического хозяйства в энергосистеме отмечается неблагоприятная тенденция.
В электросетевом хозяйстве за последние годы значительно ухудшилось техническое состояние распределительных сетей, которое выражается в следующем:
- ВЛ 6-10 кВ - в неудовлетворительном и непригодном состоянии на 1 января 2002 г. 390 км, что составляет 7 процентов от общей протяженности;
- ВЛ 0,4 кВ - в неудовлетворительном и непригодном состоянии на 1 января 2002 г. 577 км, что составляет 13 процентов от общей протяженности;
- ТП-10/0,4 кВ - в неудовлетворительном и непригодном состоянии на 1 января 2002 г. 196 штук, что составляет 6 процентов от общего количества;
- ВЛ-35 и выше - в технически ненадежном состоянии из-за загнившей древесины опор, построенных в период до 1965 года, находятся ВЛ-35-1 ЮкВ общей протяженностью 191,6 км, что составляет 7 процентов от общей протяженности;
- подстанции 35 кВ и выше - подстанции 35 кВ изготовления Мытищинского электромеханического завода и 110 кВ Куйбышевского завода "Электрощит" сельскохозяйственного назначения, большинство из которых комплектные, находятся в технически удовлетворительном состоянии, однако имеется значительный износ электрооборудования КРУН-10 кВ на одиннадцати подстанциях 35-110 кВ, которые введены в эксплуатацию в 1961-1968 годах.
Газификация села
В сельской местности эксплуатируется 1045,26 км распределительных газовых сетей, газифицировано 77,38 тыс. домов (квартир), из них 16,24 тыс. - природным газом, 61,14 тыс.- сжиженным.
Водоснабжение
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 65 процентов локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и 28 процентов - в полном восстановлении. В результате большая часть сельского населения вынуждена пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Телекоммуникационная связь
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции: из 1600 населенных пунктов в 306 телефонная связь отсутствует, половина имеющихся учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизирована.
Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена. Удельный вес монтированной емкости электронных и квазиэлектронных станций составляет только 15 процентов в сельской местности против 73,8 процента в городской местности.
Слабо развита таксофонная связь на селе. На начало 2002 года в сельской местности имелось всего 47 таксофонов.
Наименование показателей | Построено в сельской местности |
||
1990 год |
2000 год |
2000 год к 1990 году |
|
Сельская телефонная связь (АТС и ВПТС) (номеров) |
18400 | 24554 | + в 1,3 раза |
Дорожное строительство
На территории Республики Марий Эл протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 3247 км, из них 3018 км - дороги территориального значения, 229 км - федерального. Плотность сети дорог составляет 140 км на 1000 кв. км территории (Приволжский федеральный округ - 121,9 км на 1000 кв. км). Обеспеченность населения дорогами составляет 4,3 км на 1 тыс. человек (соответственно - 4,0 км на 1 тыс. человек).
Республика Марий Эл по обеспеченности средствами дорожного хозяйства (территориальный дорожный фонд плюс субвенции из федерального бюджета) находится в числе низко обеспеченных субъектов Российской Федерации. Относительный размер средств на 1 км составляет 105,2 тыс. рублей/км против 210,8 тыс. рублей/км по Российской Федерации. Собственные доходы территориального дорожного фонда на 1 км - 56,8 тыс. рублей/км, или 27 процентов от среднего уровня по России.
Развитие сети автодорог Республики Марий Эл (строительство) осуществляется только за счет средств федерального бюджета.
Из 1615 населенных пунктов 654, или 41,4 процента сельских поселений, еще не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Потребность в дорогах с твердым покрытием составляет 1391 км при существующей протяженности 2052 км.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы и тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры, а также препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
Темпы сокращения капитальных вложений в социальную сферу села значительно опережают соответствующий показатель по экономике в целом. Так, если в 1990 году на долю агропромышленного комплекса приходилось 22 процента общего объема социальных инвестиций российской экономики, то в настоящее время на одного сельского жителя приходится этих вложений в 5 раз меньше, чем по России в целом.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющегося потенциала социальных объектов и систем жизнеобеспечения.
Положительные тенденции в развитии индивидуального жилищного строительства, ускорении газификации и телефонизации сельской местности еще недостаточны для преодоления разрыва в уровне и качестве жизни городского и сельского населения и нормализации демографической ситуации.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе на более длительный срок, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики. Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в социальном развитии села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы социального развития села обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы, ее общереспубликанским значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций.
Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного производства страны, выполнения селом демографической, трудо-ресурсной, культурной, рекреационной, природоохранной и других функций необходима государственная поддержка развитию сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, созданию для сельского населения общественно нормальных условий жизнедеятельности, развитию несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширению рынка труда, развитию процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.
Особенности существующего сельского расселения (мелкодисперсность и удаленность сельских поселений от центральных усадеб и районных центров), которые предопределяют их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного (интегрированного) подхода к развитию сельских муниципальных образований, в большинстве своем не учитываются Правительством Российской Федерации при принятии федеральных целевых программ по отдельным направлениям.
В основе необходимости комплексного подхода к проблеме сельского обустройства лежит принцип дифференциации решения с учетом типа сельского поселения, количества и возрастной структуры проживающего в нем населения, наличия транспортной инфраструктуры, что в совокупности предопределяет различный набор объектов социальной сферы как по мощности, так и по функциональной направленности.
Определение ресурсных потребностей осуществляется органами местного самоуправления путем объективной оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований.
Решать масштабные межотраслевые и межведомственные проблемы, рассчитанные на долгосрочную перспективу, невозможно без участия федеральных органов управления. Для решения таких проблем необходимо осуществление комплексных программных мероприятий, согласование на стадии разработки и реализации по срокам и объемам их ресурсного обеспечения с различными федеральными министерствами и ведомствами с участием Правительства Российской Федерации;
3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Активная социальная политика на селе выступает катализатором экономического роста местного самоуправления.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
- повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
- сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
- создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;
- расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.
Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения. При этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
- создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельскому населению расширение доступности улучшения жилищных условий с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;
- стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере сельских муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры и спорта для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;
- повышение роли физкультуры и спорта в области профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма, формирование на селе здорового образа жизни;
- повышение образовательного уровня учащихся сельских школ путем расширения доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда и их профессиональную мобильность;
- активация культурной деятельности на селе, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям сельского населения;
- развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, повышение информированности в области гражданско-правового законодательства;
- повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
- расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
- повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания новых рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями.
Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований.
Основные пути решения программных задач:
- приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на федеральном, региональном и местном уровнях;
- повышение сохранности имеющегося потенциала социальной сферы и инженерной инфраструктуры на основе разработки и реализации эффективного правового, экономического и организационного механизмов, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
- повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности, организации услуговой деятельности на базе жилищного фонда;
- разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий, в том числе многопрофильного использования, адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
- удешевление сельского жилищно-гражданского строительства на основе внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
- коренное изменение инженерных подходов к социальному обустройству села, предусматривающее приоритет энергосбережению, соблюдению ограничений по нагрузке на окружающую среду, повышению надежности и безопасности энергоснабжения, развитию экономичных автономных систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий;
- создание режима наибольшего благоприятствования для привлечения в социальную сферу села средств сельхозтоваропроизводителей, других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.
Сроки реализации Программы (2003-2010 годы) учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий на федеральном и региональном уровнях. Этот временной период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места проживания и формы занятости, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Предусматривается, что Программа будет осуществляться в два этапа.
Первый этап (2003-2006 годы) должен обеспечить совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных действующим законодательством.
Второй этап (2007-2010 годы) реализации Программы предусматривает переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, созданию предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
Сроки реализации программных мероприятий на первом и втором этапах установлены в зависимости от приоритетности решения конкретных: задач.
Исходя из ресурсных возможностей федерального бюджета на 2003-2004 годы, приоритетными направлениями государственной поддержки являются жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности.
III. Мероприятия Программы
Программа призвана способствовать реализации задач, определенных Программой социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 июня 2001 г. N 222, и включает мероприятия по организационному и финансовому обеспечению реализации Программы за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников.
Инвестиционные мероприятия реализации программных целей направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также новое строительство, в том числе экспериментально-опытное (пилотные проекты).
Организационное обеспечение включает мероприятия федерального, регионального и местного уровней по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению среды жизнедеятельности сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.
Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.
Развитие жилищного строительства в сельской местности
См. постановление Правительства Республики Марий Эл от 14 ноября 2005 г. N 261 "Об утверждении Правил предоставления на безвозвратной основе субсидий гражданам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Республики Марий Эл"
В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:
- формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
- создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности;
- формирование условий для расширения доступности улучшения жилищных условий сельских граждан с невысокими личными доходами.
Расширение доступности улучшения жилищных условий сельских граждан с невысокими личными доходами, постоянно проживающих в сельской местности и работающих в отраслях сельского хозяйства, осуществляется за счет консолидации средств федерального бюджета (на безвозвратной основе), региональных и местных бюджетов, а также привлечения внебюджетных источников финансирования.
Основанием включения средств федерального бюджета в качестве одного из источников софинансирования жилищного строительства в сельской местности является Закон РСФСР "О социальном развитии села".
Внебюджетные источники включают собственные накопления населения, средства сельскохозяйственных предприятий, банковские кредитные ресурсы, средства государственных и негосударственных пенсионных фондов и средства иных инвесторов.
Порядок предоставления средств федерального бюджета (на безвратной основе) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности предусматривает следующие условия:
1) наличие региональной сельской жилищной программы с технико-экономическим и финансовым обоснованием ее реализации;
наличие региональных нормативных актов в области жилищной политики в сельской местности;
наличие бюджетной заявки с подтверждением о выделении на сельское жилищное строительство средств региональных бюджетов и привлечении внебюджетных источников финансирования;
2) стоимость строительства или приобретения жилья, определяемая на момент заключения соответствующего договора, устанавливается исходя из общей площади жилого помещения по социальной норме, установленной для семей разной численности (с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения) и средней рыночной стоимости строительства или приобретения жилья (в расчете на 1 кв. м общей площади) на территории субъекта Российской Федерации для сельской местности, избранной для постоянного проживания, определяемой ежеквартально Госстроем России на основании данных Госкомстата России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом доля средств федерального бюджета составляет не более 30 процентов стоимости строительства или приобретения жилья, доля средств индивидуального застройщика - до 30 процентов, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов возмещается не менее 40 процентов стоимости жилья;
3) право на получение субсидии имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие и работающие в сельской местности, признанные решением органа местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Преимущественным правом на получение субсидии пользуются граждане:
- молодые специалисты - выпускники вузов и средних специальных учебных заведений, работающие в сельской местности;
- постоянно проживающие в течение 3 лет в сельской местности и работающие в агропромышленном комплексе;
- социально значимых профессий (врачи, медработники, педагогические работники, культработники), работающие в сельских учреждениях социальной сферы;
4) субсидия на строительство жилья предоставляется застройщику при условии отвода под строительство земельного участка, наличия согласования с местными органами архитектуры, справки о сметной стоимости строительства жилого дома. Условия финансирования строительства жилья за счет всех источников финансирования определяются типовым договором, при этом средства федерального бюджета не подлежат ежегодной индексации;
5) в случае нецелевого использования средств федерального бюджета, выделяемых на жилищное строительство в сельской местности, вступают в силу санкции, определенные в типовом соглашении между Минсельхозом России и органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
6) информация о поименном количестве сельских граждан, получивших субсидию на жилищное строительство (или приобретение жилья) в сельской местности, а также стоимостных показателях за счет всех источников финансирования строительства (или приобретения жилья) с указанием обеспечения ввода объекта в эксплуатацию направляется в Минсельхоз России для последующего представления информации в Минэкономразвития России, Минфин России и Госстрой России.
Объем средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственную поддержку жилищного строительства в сельской местности республики, составляет 159,2 млн. рублей.
Федеральные органы исполнительной власти в лице государственного заказчика - координатора федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" - Минсельхоза России, государственного заказчика - координатора федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы - Госстроя России для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности обеспечивают формирование (в случае необходимости) соответствующей федеральной нормативно-правовой базы, оказывают методологическую и консультативную помощь субъектам Российской Федерации в вопросах разработки и внедрения механизмов ипотечного жилищного кредитования, обеспечивают проведение мониторинга преобразований жилищной сферы с целью анализа ситуации и обобщения положительного и отрицательного опыта регионов, распространения эффективных методов реализации жилищной политики в сельской местности.
Выполнение мероприятий согласно приложению N 1 позволит:
- улучшить жилищные условия более 3270 сельских семей и довести уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности до 45 процентов;
- обеспечить снижение стоимости строительства жилья за счет предоставления услуг по обеспечению застройщиков необходимыми дешевыми отечественными строительными материалами, транспортом, оборудованием, готовыми комплектами жилых домов;
- сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования, учитывающих особенности сельской местности и включающих процедуру андеррайтинга заемщика, формы и методы осуществления государственной поддержки граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования, в том числе кредиты коммерческих банков.
Развитие сети сельских общеобразовательных учреждений
В сельских образовательных учреждениях Республики Марий Эл обучается 38,3 процента учащихся (39959 из 104437 человек) и трудится 49,3 процента учителей (5602 человек).
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования предусматривается следующая система мероприятий:
- ориентация содержания общего среднего образования на общекультурное развитие учащихся, потребности сельского социума и сельской семьи во всесторонней подготовке учащихся к самостоятельной жизни и сельскохозяйственному труду, развитие профильного обучения в старших классов.
Однако в сельских районах республики не получают развитие общеобразовательные учреждения с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи). Для сельских детей открыты республиканские школы-интернаты инновационного характера (Национальная президентская школа-интернат N 1 Республики Марий Эл для одаренных детей, ГОУ "Политехнический лицей-интернат Республики Марий Эл", ГОУ "Республиканский многопрофильный лицей-интернат", ГОУ "Республиканская гуманитарная гимназия "Синяя птица" имени Т.В.Иштриковой"). На селе муниципальных школ-интернатов практически нет и действуют только школы с углубленным изучением ряда предметов;
- реструктуризация сети сельских общеобразовательных учреждений с учетом демографических факторов, изменений в системе расселения, разрабатываемых схем транспортировки обучающихся и преподавателей, в необходимых случаях перепрофилирование или расширение профильности избыточных мощностей образовательных учреждений для улучшения использования имеющейся материально-технической базы образования и его кадрового потенциала;
- завершение сооружения объектов образования, находящихся в незавершенном строительстве, замена ветхого и аварийного фонда зданий образовательных учреждений, в необходимых случаях использование для организации образовательных учреждений (малочисленных дошкольных и начальных) имеющегося жилищного фонда.
В Республике Марий Эл из 397 общеобразовательных школ 17 (или 4,3 процента) находится в аварийном состоянии, 48 школ - ветхие.
Для уменьшения численности аварийных и ветхих образовательных учреждений в республике ведется планомерное строительство объектов образования на селе;
- повышение охвата детей дошкольным образованием на основе использования имеющегося на селе жилищного фонда (создания дошкольных учреждений семейного типа) и организации кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях для проведения с ними занятий по всестороннему развитию и подготовке к школе. За последние три года в республике сложилась устойчивая тенденция к увеличению количества групп кратковременного пребывания детей. Большое количество таких групп создано на базе общеобразовательных школ, где нет условий для работы с детьми (нехватка кадров, отсутствие программ, слабое оснащение образовательного процесса).
Выполнение мероприятий согласно приложению N 2 позволит:
- обновить материально-техническую базу учреждений образования;
- довести долю обучающихся в общеобразовательных учреждениях в первую смену в основной части школ республики до 90-95 процентов;
- обеспечить пространственную доступность дошкольных образовательных учреждений исходя из нормативного радиуса обслуживания 500 метров, в необходимых случаях организовать подвоз детей к образовательным учреждениям;
- повысить охват детей дошкольным образованием до 70-75 процентов. В результате организационных мероприятий охват дошкольным образованием на 2003 год увеличится на 8 процентов (за год) и составит 67,5 процента.
Решение вопросов кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, адаптации образовательного процесса сельских профессиональных училищ к потребностям рынка труда предусмотрено в разрабатываемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации отраслевой программе развития аграрного образования (на 2003-2006 годы и на период до 2010 года).
Развитие сети сельских учреждений первичной медико-санитарной помощи
Данный раздел Программы является одним из механизмов реализации Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 11 сентября 1998 г. N 1096, в части доведения ее объемов до уровня принятых нормативов и обеспечения доступности сельскому населению бесплатной медицинской помощи.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи:
- укрепление материально-технической базы учреждений сельского здравоохранения, совершенствование первичной медико-санитарной помощи на основе амбулаторной общеврачебной практики на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов;
- повышение доступности сельскому населению оказания скорой помощи;
- расширение и улучшение качества выездной консультативной и лечебно-диагностической помощи;
- укомплектование сельских медицинских учреждений врачебными кадрами, имеющими комплексную подготовку по разным врачебным специальностям (врачами общей практики) и способными выполнять функции участкового, семейного, санитарного врача и сельского профпатолога.
Реализация мероприятий согласно приложению N 3 позволит довести обеспеченность больничными койками до 69,5 на 10 тыс. населения.
Развитие сети сельских учреждений физической культуры и спорта
В области физической культуры и спорта Программа предусматривает:
- разработку муниципальных программ развития физической культуры и спорта, предусматривающих создание условий для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение сельских спортивно-массовых мероприятии с детьми, подростками и взрослым населением;
- формирование минимально необходимой материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий путем реконструкции, капитального и текущего ремонта спортивных сооружений и баз, имеющихся на балансе сельскохозяйственных и других предприятий и организаций, общеобразовательных и культурных учреждений, органов местного самоуправления;
- обеспечение непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп населения на всех этапах жизнедеятельности;
- повышение роли коллективных договоров и ответственности профсоюзных организаций в обеспечении условий для реализации работниками агропромышленного комплекса права на занятия физической культурой, в том числе осуществления профессионально-прикладных, физкультурно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в течение трудового дня, после трудового восстановления, а также условий для организации массовых спортивных мероприятий;
- стимулирование расходования средств предприятиями и организациями агропромышленного комплекса, другими хозяйствующими на селе субъектами на укрепление материально-технической базы физкультуры и спорта и развитие в сельской местности физкультурно-оздоровительного и спортивного движения;
- организацию самодеятельного физкультурно-спортивного движения на основе пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, развития доступного сельскому населению рынка оздоровительных и спортивных услуг.
В результате реализации мероприятий согласно приложению N 4 предполагается привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом не менее 35 процентов учащейся сельской молодежи и 22 процента работающих.
Развитие культурно-досуговой деятельности на селе
Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам, активизация культурной деятельности населения.
Программа в области развития культурно-досуговых учреждений предусматривает:
- проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры, разработку территориальных схем их размещения;
- завершение сооружения муниципальных объектов культуры, находящихся в незавершенном строительстве;
- реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение сельских учреждений культуры, внедрение новых технологий их деятельности;
- создание интегрированных, вариативных по функциональному составу социально-культурных учреждений, соединяющих "под одной крышей" помещения досугового типа, спортивные и образовательные помещения, кафе-столовые, клубы-кафе и т.д.;
- создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений зональных межселенных и межрайонных культурных комплексов повышенной комфортности, оснащенных техническими средствами, отвечающими современному уровню развития культурно-досуговых и информационных технологий;
- развитие мобильных форм культурно-информационного обслуживания сельского населения;
- привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры;
- возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержку индивидуальных талантов и дарований;
- сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, традиций, обрядов, фольклора;
- сохранение и эффективное использование в научных и просветительных целях сельского музейного фонда, в том числе размещаемого в культовых постройках, развитие межмузейного обмена на региональном и межрегиональном уровнях;
- сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек, повышение качества и доступности сельским жителям информационных ресурсов, накопленных в библиотеках страны и за рубежом, на основе их модернизации и материально-технического оснащения с применением компьютеризации и автоматизации библиотечных процессов;
- улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок.
Реализация мероприятий согласно приложению N 5 позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельских муниципальных образованиях и приобщить сельское население к культурно-историческому наследию
Развитие торгового обслуживания сельского населения потребительской кооперации
В разделе предусматривается система мероприятий дальнейшего развития в потребительской кооперации торгового обслуживания, оказания услуг производственной деятельности сельскому населению, гарантирующая последовательное повышение уровня обслуживания, обеспечение возможностей приобретения товаров и услуг по месту жительства, создание новых рабочих мест.
Для ее реализации предусматривается:
- создание торгово-заготовительных предприятий, ориентированных на закупку у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, изделий народного промысла;
- организация эффективных схем товародвижения, в том числе за счет реконструкции ранее закрытых в сельской местности торговых предприятий;
- увеличение оборота общественного питания на основе развития сети предприятий общественного питания, открытия столовых, кафе, кондитерских цехов;
- создание в сельской местности малых производств по переработке сельскохозяйственной продукции (мельничный комплекс, кондитерские цехи, реконструкция хлебопекарен).
Реализация мероприятий согласно приложению N 6 позволит:
- повысить территориальную доступность товаров и услуг жителям села;
- расширить предложение товаров и услуг, реализуемых в сельской местности;
- повысить качество торгового обслуживания;
- оказать дополнительные услуги населению от образования малых видов производств.
Развитие бытового обслуживания сельского населения
Целью Программы является формирование модели развития сферы бытового обслуживания населения в сельских муниципальных образованиях, гарантирующей последовательное повышение уровня обслуживания и рост благосостояния сельских жителей, обеспечение возможностей приобретения бытовых услуг по месту жительства.
Бытовое обслуживание сельского населения республики в настоящее время осуществляется 15 районными домами быта с сетью комплексных приемных пунктов (далее именуются - КПП) в количестве 81, ремонтными мастерскими по ремонту и пошиву швейных изделий, обуви, по ремонту часов, сложнобытовой техники, радиотелеаппаратуры, фотосапонов и парикмахерских в количестве 87.
При условии выделения 4,1 млн. рублей поэтапно до 2010 года возможно восстановление и открытие двух сельских домов быта, 45 КПП и 29 мастерских по ремонту и пошиву швейных изделий, обуви, по ремонту часов, сложнобытовой техники, радиотелеаппаратуры, фотосалонов и парикмахерских. В разрезе муниципальных образований прогноз строится следующим образом:
МО "Волжский район" - 1 районный Дом быта и 3 ремонтные мастерские;
МО "Горномарийский район" - 2 КПП и 4 ремонтные мастерские;
МО "Звениговский район" - 1 КПП;
МО "Килемарский район" - 6 КПП и 6 ремонтных мастерских;
МО "Куженерский район" - 3 КПП;
МО "Мари-Турекский район" - 1 районный Дом быта;
МО "Медведевский район" - 7 ремонтных мастерских;
МО "Моркинский район" - 6 КПП;
МО "Новоторъяльский район" - 11 КПП;
МО "Оршанский район" - 3 КПП и 6 ремонтных мастерских;
МО "Параньгинский район" - 3 КПП;
МО "Сернурский район" - 1 КПП;
МО "Советский район" - 9 КПП;
МО "Юринский район" - 1 КПП и 2 ремонтные мастерские.
Реализация мероприятий согласно приложению N 7 позволит увеличить количество рабочих мест, объем реализации услуг сельскому населению и расширить ассортимент предоставляемых услуг.
Реконструкция и техническое перевооружение сельских электрических сетей
Основной целью раздела является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции, создание комфортных социально-бытовых условий жизни на селе.
Основные мероприятия Программы включают:
- реконструкцию и техническое перевооружение находящихся на балансе сельхозтоваропроизводителей и в муниципальной собственности ВЛ-10 кВ, ВЛ- 0,38 кВ и трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ, отработавших свой ресурс, в соответствии с прогнозируемыми нагрузками и новыми техническими требованиями;
- обеспечение бесперебойного снабжения электрической энергией сельского населения и других потребителей электроэнергии, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
- повышение качества потребляемой на селе электроэнергии;
- увеличение потребления электроэнергии на бытовые цели до 0,8 МВт/час в год на душу населения. Реализация мероприятий согласно приложению N 8 позволит:
- повысить уровень электрификации и комфортности сельского быта;
- обеспечить бесперебойное снабжение электрической энергией сельского населения;
- за счет реконструкции и технического перевооружения сельских линий электропередачи и трансформаторных подстанций сохранить существующее количество рабочих мест.
Газификация сельских населенных пунктов
Целями реализации программных мероприятий в области газификации являются:
- повышение доли газового топлива в общем энергопотреблении села;
- сокращение отставания социально-экономического уровня жизни, комфортности труда и быта в сельской местности и создание современной среды обитания для сельского населения.
Для достижения поставленных целей предусматривается:
- осуществить строительство и реконструкцию распределительных газовых сетей в сельских муниципальных образованиях;
- повысить уровень газификации жилого фонда;
- внедрить экономичные энергосберегающие технологии строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
- сократить потери и повысить эффективность использования природного газа.
Выполнение предусмотренных мероприятий будет проводиться в первую очередь на основе увеличения загрузки существующих магистральных газопроводов-отводов высокого давления.
Реализация мероприятий согласно приложению N 9 позволит:
- значительно улучшить экологическую среду;
- улучшить условия быта сельского населения;
- сократить грузопотоки и затраты на перевозки твердого и жидкого топлива на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Водоснабжение сельских населенных пунктов
Проведение мероприятий по улучшению состояния водоснабжения населенных пунктов в сельской местности вызвано необходимостью улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и уровня жизни сельского населения.
Состояние большинства систем водоснабжения, находящихся в сельской местности, в настоящее время не отвечает предъявляемым к ним требованиям. Данное положение сложилось ввиду недостатка финансовых средств и квалифицированного персонала для обслуживания систем водоснабжения, находящихся на балансе сельскохозяйственных предприятий.
Целями мероприятий по улучшению состояния водоснабжения сельских населенных пунктов являются:
- обеспечение сельского населения питьевой водой нормативного качества в достаточном количестве;
- снижение уровня заболеваемости вирусным гепатитом "А" и острыми кишечными инфекциями, улучшение состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности;
- рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
На первом этапе (2003-2006 годы) намечается осуществление следующих мероприятий: строительство и восстановление 15 водопроводных башен, 68 водозаборных скважин, 201 км водопроводных сетей и сооружений систем водоснабжения общей мощностью 4 тыс. куб. м/сутки.
На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается дальнейшее развитие систем водоснабжения сельских поселений: строительство и восстановление 26 водозаборных скважин, 21 км водопроводных сетей и сооружений систем водоснабжения общей мощностью 1,14 тыс. куб. м/сутки.
Реализация мероприятий согласно приложению N 10 позволит обеспечить сельское население водой питьевого качества до 70 процентов.
Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности
Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение потребностей сельского населения, учреждений социальной сферы в сельских муниципальных образованиях, предприятий хозяйствующих в сельской местности субъектов в телефонной связи, передаче данных и других информационных услугах.
Предоставление населению, организациям, учреждениям социальной сферы информационных услуг будет осуществляться при реализации следующих мероприятий:
- внедрение рекомендаций по максимальному использованию свободной емкости АТС и линейных сооружений;
- современных технологий проектирования;
- строительство и эксплуатация сетей телефонной связи, позволяющих снизить удельные затраты;
- поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших АТС на электронные;
- улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи, включая переход к целевым задачам управления, формирование крупных долгосрочных инвестиционных проектов;
- осуществление проектирования, разработки, испытания и внедрения новых средств телекоммуникаций и информационных услуг.
Приведение в нормативное состояние сетей сельской телефонной связи позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысит уровень комфортности сельского быта, создаст новые рабочие места, будет способствовать развитию в сельской местности частной инициативы и предпринимательства.
Реализация мероприятий согласно приложению N 11 обеспечит:
- ввод в сельской местности Республики Марий Эл 19676 номеров АТС, которые будут направлены на замену координатных АТС на цифровые;
- увеличение телефонной плотности в сельской местности с 9,26 до 11,2 телефонных аппаратов на 100 жителей.
Совершенствование сети автомобильных дорог в сельской местности
Мероприятия по совершенствованию сети автомобильных дорог в сельской местности осуществляются в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" и предусматривают:
- приведение в нормативно-техническое состояние связывающих населенные пункты сельских автомобильных дорог для приемки их в сеть автомобильных дорог общего пользования, протяженностью 180 км;
- строительство новых территориальных автодорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты, протяженностью 338,365 км;
- повышение жизненного и культурного уровней сельского населения путем удовлетворения спроса на автомобильные перевозки;
- повышение подвижности населения и высвобождение свободного времени за счет сокращения времени пребывания в пути пассажиров;
- повышение привлекательности жизни в сельской местности;
- снижение себестоимости сельскохозяйственного производства и
стоимости товаров и услуг. Реализация мероприятий согласно приложению N 12 обеспечит:
- сокращение на 24 процента затрат на эксплуатацию машинно-тракторного и автомобильного парка;
- сокращение транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции с 42 процентов до 21 процента;
- повышение доступности жителям села учреждений здравоохранения, включая скорую медицинскую помощь, образования, культуры, кредитно-финансовых и страховых учреждений, предприятий связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, городских административно-культурных центров;
- снижение стоимости товаров и услуг, доставляемых сельскому населению, а также продуктов питания, транспортируемых в города;
- сокращение дорожно-транспортных происшествий на сельских дорогах и отрицательного воздействия сельхозтехники и автотранспорта на окружающую среду.
Суммарный экономический эффект составит 3,4 рубля на каждый вложенный рубль инвестиций.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая, политическая значимость проблемы и реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется по многоканальному принципу: за счет средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников.
Основное значение для Программы имеет привлечение финансовых средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников. Капитальные вложения определены в сумме 6,146 млрд. рублей (99,9 процента), из них за счет средств федерального бюджета - 2,895 млрд. рублей (приложение N 13).
Финансирование затрат на строительство водопроводов, объектов телекоммуникационной связи федеральной собственности будет осуществляться в 2003 году по разделу 07 "Промышленность, энергетика и строительство" экономической классификации расходов федерального бюджета. Осуществление газификации сельских населенных пунктов, реконструкции и технического перевооружения сельских электрических сетей, строительство локальных водопроводов и станций водоподготовки муниципальной собственности будет осуществляться по разделу 08 "Сельское хозяйство и рыболовство". Остальные инвестиционные мероприятия будут осуществляться по 21 разделу "Финансовая помощь бюджетам других уровней".
Объем инвестиционных затрат на реализацию Программы определен исходя из потребности в вводе в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов.
С целью концентрации финансовых ресурсов федерального бюджета на решении ключевых приоритетных проблем долевое участие средств федерального бюджета предусматривается в инвестиционных мероприятиях по следующим направлениям: индивидуальное жилищное строительство (на безвозвратной основе), медицинская помощь, общее образование, электро-, водо- и газообеспечение сельских поселений, расширение сети и благоустройство сельских дорог, развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности.
Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, находящихся в незавершенном строительстве, ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями федерального бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий. В необходимых случаях, учитывая стратегическое значение Программы, Правительство Республики Марий Эл может вносить в Государственное Собрание Республики Марий Эл предложения о защищенности расходов на программные мероприятия.
Бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов Программы выделяются на конкурсной основе.
Прочие текущие расходы по Программе определены в сумме 6 млн. рублей (0,1 процента) (приложение N 14) и обеспечивают финансирование наиболее значимых мероприятий текущего характера.
Объем расходов на реализацию Программы составляет 6,152 млрд. рублей, в том числе I этап (2003 - 2006 гг.) - 2,614 млрд. рублей (42,5 процента), II этап (2007-2010 гг.) - 3,537 млрд. рублей (57,5 процента). Из общего объема расходов за счет федерального бюджета - 2,895 млрд. рублей (47,1 процента), за счет средств бюджетов Российской Федерации - 1,397 млрд. рублей (22,7 процента), внебюджетных источников - 1,859 млрд. рублей (30,2 процента) (приложение N 15).
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся средства:
- государственных и негосударственных предприятий, организаций и объединений, осуществляющих хозяйственную деятельность на селе;
- государственных и негосударственных предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в городах и размещающих в сельской местности производственные, социальные и рекреационные объекты; создающих садоводческие, огороднические, животноводческие, дачные товарищества и кооперативы;
- интегрированных сельско-городских хозяйственных структур (холдингов), включающих промышленные, финансовые, агросервисные и сельскохозяйственные организации;
- акционерных обществ, осуществляющих деятельность по инженерному обустройству села (ОАО "Росгазификация", АО "Энерго");
- организаций потребительской кооперации;
- государственных и муниципальных организаций социально-культурной сферы сельских муниципальных образований, получаемые за счет оказания населению платных услуг и другой хозяйственно-финансовой деятельности;
- государственных фондов (федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, территориальных дорожных фондов, федерального фонда поддержки малого предпринимательства);
- кредиты банков и другие заемные средства, в том числе собственные средства территориальных фондов поддержки индивидуального жилищного строительства, газификации и благоустройства села;
- личные средства граждан.
Привлечение внебюджетных источников к финансированию инвестиционных программных мероприятий осуществляется по принципу социального партнерства, на договорных началах путем принятия на региональном и местном уровнях законодательно-правовых и других актов, обеспечивающих привлекательность вложений хозяйствующих субъектов в развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований.
Личные средства граждан направляются на индивидуальное жилищное строительство, водоснабжение, газификацию и телефонизацию домов (квартир).
Для повышения инвестиционной активности сельского населения сельскохозяйственным предприятиям (организациям) рекомендуется оказывать содействие индивидуальным жилищным застройщикам в производстве и реализации продукции личных подсобных хозяйств и на этой основе повышении их доходности в целях своевременного возврата жилищных кредитов.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства федерального центра, регионов, муниципальных образований республики, хозяйственных и общественных организаций, всех слоев сельского населения в реализации мероприятий по социальному развитию села, четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
По разделам Программы:
"Совершенствование сети автомобильных дорог" государственный заказчик - Департамент дорожного хозяйства Республики Марий Эл;
"Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности" - Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл.
Государственный заказчик - координатор Программы совместно с государственными заказчиками - Министерством экономики и промышленности Республики Марий Эл и другими республиканскими министерствами-исполнителями и соисполнителями программных мероприятий ежегодно уточняют и согласовывают перечень мероприятий по реализации соответствующих разделов Программы, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета", и вносят согласованные предложения в Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл.
Реализация Программы предусматривает взаимодействие республиканских органов исполнительной власти - исполнителей и соисполнителей программных мероприятий, участие органов местного самоуправления, сельскохозяйственных и других организаций, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в сельской местности, общественных организаций, а также сельского населения.
Основанием для получения государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельской местности является бюджетная заявка на реализацию инвестиционных мероприятий по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года", а также заключение органом исполнительной власти Республики Марий Эл с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации ежегодных соглашений, предусматривающих взаимные обязательства о финансировании программных мероприятий за счет долевого участия федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Организации, выполняющие работы по государственным контрактам, привлекаются к реализации Программы на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд".
VI. Механизм финансирования Программы
Финансирование федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" предусматривается по принципу софинансирования за счет консолидации средств бюджетов различных уровней, внебюджетных источников и собственных средств населения.
После утверждения федерального бюджета на прогнозируемый год бюджетные средства в соответствии с доведенной Министерством финансов Российской Федерации бюджетной росписью направляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений органу исполнительной власти Республики Марий Эл для субсидирования мероприятий по соответствующим разделам Программы на основании ежегодных соглашений.
В заключаемых ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с органом исполнительной власти Республики Марий Эл соглашениях предусматриваются взаимные обязательства сторон о финансировании программных мероприятий за счет долевого участия федерального бюджета, бюджетов Республики Марий Эл, муниципальных образований и внебюджетных источников.
Орган исполнительной власти Республики Марий Эл обеспечивает целевое использование бюджетных средств, организацию и проведение конкурсов на выполнение работ и оказание услуг по вновь начинаемым объектам в соответствии с действующим законодательством, представление статистической отчетности за выполненные работы по формам и в сроки, установленные Госкомстатом России.
Данный механизм реализации Программы предусматривает финансирование из федерального бюджета программных мероприятий: "Газификация сельских населенных пунктов", "Водоснабжение сельских населенных пунктов", "Развитие сети сельских учреждений первичной медико-санитарной помощи", "Развитие сети учреждений физической культуры и спорта в сельской местности", "Развитие сети сельских общеобразовательных учреждений", "Реконструкция и техническое перевооружение сельских электрических сетей", "Развитие жилищного строительства в сельской местности".
Формирование, распределение и контроль за использованием финансовых ресурсов, доводимых до Республики Марий Эл по разделам "Совершенствование сети автомобильных дорог в сельской местности" и "Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности", осуществляют государственные заказчики - Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл и Департамент дорожного хозяйства Республики Марий Эл.
Государственный комитет Республики Марий Эл по статистике совместно с государственным заказчиком - координатором Программы организует ведение статистической отчетности по реализации Программы.
VII. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, являющееся государственным заказчиком - координатором Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с государственными заказчиками - ответственными за выполнение программных мероприятий, подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе ее реализации.
Управление разделом "Совершенствование сети автомобильных дорог в сельской местности" осуществляет Департамент дорожного хозяйства Республики Марий Эл совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, разделом "Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности" - Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
Ежегодно государственный заказчик - координатор Программы с участием заинтересованных республиканских органов исполнительной власти - исполнителей и соисполнителей Программы подготавливает и до 1 марта каждого года представляет в Правительство Республики Марий Эл информацию о ходе реализации Программы за прошедший год.
VIII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации Программы
В результате реализации Программы будут созданы финансовые и материально-технические условия, которые позволят предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации в области социального развития на селе, обеспечат определенные положительные сдвиги в решении жилищной проблемы сельского населения, инженерном обустройстве сельских муниципальных образований, в обеспечении получения доступности сельскими жителями качественного образования, медицинского, культурного, торгового, бытового обслуживания и базовые предпосылки перехода к устойчивому развитию сельских территорий.
В сельских муниципальных образованиях будет создана минимально необходимая среда жизнедеятельности, сельские граждане приблизятся к городским по уровню обеспеченности услугами в области охраны здоровья, образования, культуры, жилищной сферы, инженерного обустройства сельских поселений:
- более 3270 сельских семей улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень коммунальных услуг;
- будет введено 1181 км распределительных газовых сетей низкого давления;
- бытовое электропотребление будет доведено до 0,8 МВт/час на душу населения;
- будут введены в эксплуатацию 15 водопроводных башен, 94 водозаборные скважины, сооружение водоснабжения на 5,2 тыс. куб. м в сутки, обеспеченность сельского населения водой питьевого качества возрастет до 70 процентов;
- будет ликвидирован сверхнормативный износ основных фондов социальной сферы и инженерной инфраструктуры;
- доля обучающихся в первую смену в благоустроенных сельских общеобразовательных учреждениях повсеместно достигнет 95 процентов;
- обеспеченность больничными койками будет доведена до 69,5 на 10 тыс. населения, амбулаториями - до 144,4 тыс. посещений в смену;
- развитие телекоммуникационных сетей позволит обеспечить 30876 сельских потребителей телефонной и информационной связью;
- экономический эффект от реализации мероприятий совершенствования сети сельских автомобильных дорог составит 418 млн. рублей за каждый год реализации Программы.
В демографической области ожидаемый эффект заключается в снижении заболеваемости и смертности детей и населения в трудоспособном возрасте, что позволит укрепить демографический и трудовой потенциал села.
В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудового потенциала села, снижение напряженности на сельском рынке труда в результате сохранения на объектах социальной и инженерной инфраструктуры рабочих мест, расширение сферы приложения труда на селе и возможности получения сельским населением дополнительных доходов, создание условий для высвобождения из сельскохозяйственного производства избыточной рабочей силы.
В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, адаптированной к требованиям рыночной экономики, формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий.
Экономический эффект от реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 20-25 процентов на основе:
- повышения качества трудового потенциала отрасли в результате укрепления здоровья работающих, улучшения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания благоприятных жилищных и рекреационных условий, увеличения свободного времени для отдыха и восстановления способности к труду;
- сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью, поездками за товарами и услугами и в целях сбыта продукции личного подсобного хозяйства;
- сокращения потерь при транспортировке сельскохозяйственной продукции и затрат на эксплуатацию машинно-тракторного парка;
- сокращения в результате газификации села грузопотоков и затрат на перевозки твердого и жидкого топлива на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия.
Газификация села будет способствовать сохранности лесных массивов и лесополос, что не только улучшит природную среду и снизит концентрацию вредных выбросов в атмосферу, но и сократит затраты населения на заготовку дров.
------------------------------
Не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.