Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 29. Регистрация кандидатов
1. Регистрация кандидата при наличии составленного в соответствии с пунктом 3 статьи 26 настоящего Закона заявления кандидата о его согласии баллотироваться на должность Президента Республики Марий Эл и сведений, представленных в соответствии с пунктом 4 статьи 26 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей,или внесенного избирательного залога, или решения избирательного объединения, избирательного блока, указанных в пункте 20 настоящей статьи, осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл.
Подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Республики Марий Эл и протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл, представляются в Центральную избирательную комиссию Республики Марий Эл не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
2. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, установленное в пункте 1 статьи 28 настоящего Закона, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
3. Подписные листы представляются в Центральную избирательную комиссию Республики Марий Эл в сброшюрованном и пронумерованном виде с указанием количества подписей, собранных по каждой административно-территориальной единице (район, город). При приеме подписных листов Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
4. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов.
Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл для проведения проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Марий Эл, органов юстиции Республики Марий Эл, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности указанных сведений Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей от установленного пунктом 1 статьи 28 настоящего Закона количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
Для проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл. Жеребьевка проводится непосредственно после выдачи подтверждения в письменной форме приема подписных листов. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов вправе присутствовать кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидатов. О времени проведения проверки подписных листов Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл обязана сообщить указанным лицам заблаговременно.
5. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей.
6. По результатам проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
7. Недостоверными подписями считаются подписи избирателей, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
8. Недействительными подписями считаются:
а) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата или представления документов, установленных пунктом 10 статьи 27 настоящего Закона;
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом на территории республики, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Марий Эл либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
в) подписи избирателей без указания каких-либо сведений из требуемых в соответствии с настоящим Законом либо без указания даты внесения подписи самим избирателем, поставившим подпись;
г) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если эти исправления специально не оговорены соответственно избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены несобственноручно избирателями;
е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, удостоверяющими подписные листы;
ж) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, проводившего сбор подписей, и (или) кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, проводившем сбор подписей, в дате внесения подписи лицом, проводившим сбор подписей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, собиравшим подписи, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока;
з) подписи, собранные с участием органов государственной власти,органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи;
и) подписи избирателей в случае, если сведения об избирателях внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими соответствующие подписи, и не лицом, проводившим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
к) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных в приложениях N 1 и 2 к настоящему Закону.
9. В случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
10. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
11. Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей избирателей, выявленных при проверке, составит 25 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится.
12. Регистрация кандидата не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом подписей избирателей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
13. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 4 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
14. По решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата не проводится, а регистрация кандидата осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом избирательного залога.
15. Факт сбора, представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
16. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда кандидата в размере 15 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата. В случае регистрации кандидата на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд.
17. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования меньше 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в доход бюджета республики. Избирательный залог перечисляется в доход бюджета республики также в случае отказа в регистрации кандидата, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к наступлению указанных в пункте 28 настоящей статьи обстоятельств или назначению повторных выборов, и в случае отмены регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 73 настоящего Закона. В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд.
18. Порядок открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл в соответствии со статьей 49 настоящего Закона.
19. Регистрация кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими избирательными объединениями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое избирательным объединением, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке. Под федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, понимается федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов на основании официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при условии, что официальное опубликование указанных результатов состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию Республики Марий Эл документов, необходимых для регистрации кандидата.
20. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 7 дней и не позднее чем за 33 дня до дня голосования принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
21. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
22. В случае отказа в регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. В соответствии с Федеральным законом основаниями отказа в регистрации могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком, несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях";
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с настоящим Законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата не внесен избирательный залог, не представлено решение избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с пунктом 19 настоящей статьи);
е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 3 статьи 26 и подпунктом "а" пункта 10 статьи 27 настоящего Закона, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда;
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока пункта 2 статьи 45 настоящего Закона;
л) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения.
23. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата по решению избирательной комиссии, указанный в пункте 22 настоящей статьи, является исчерпывающим.
24. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
25. Кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в Центральную избирательную комиссию Республики Марий Эл письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл обязана принять решение об отмене его регистрации.
Указанный трехдневный срок не распространяется на снятие кандидатом своей кандидатуры по вынужденным к тому обстоятельствам, определенным пунктом 32 настоящей статьи.
26. Орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата, вправе принять решение об отзыве данного кандидата. Это решение должно быть представлено в Центральную избирательную комиссию Республики Марий Эл не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). В этом случае Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл обязана принять решение об отмене его регистрации.
27. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средствам массовой информации.
28. В случае, если за 30 дней до дня выборов будет зарегистрирован только один кандидат либо не будет зарегистрирован ни один кандидат, проведение голосования откладывается по решению Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл на 70 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, указанных в пункте 31 настоящей статьи.
29. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы Президента Республики Марий Эл по решению Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл откладываются на срок не более 80 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
30. В случае наступления указанных в пунктах 28 и 29 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные избирательными комиссиями, участвующими в подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
31. В случае наступления указанных в пункте 28 настоящей статьи обстоятельств голосование по одной кандидатуре проводится только при повторном голосовании.
32. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.