Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 20 июля 2004 г. N 186
"Об утверждении Концепции развития строительного комплекса Республики Марий Эл на перспективу до 2010 года"
24 января 2006 г., 26 февраля 2010 г.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 мая 2010 г. N 142 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях определения приоритетных направлений развития строительного комплекса Республики Марий Эл на перспективу до 2010 года Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития строительного комплекса Республики Марий Эл на перспективу до 2010 года.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 января 2006 г. N 16 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл направить Концепцию развития строительного комплекса Республики Марий Эл на перспективу до 2010 года в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству для включения мероприятий в концепцию федеральной целевой программы "Стратегия развития строительного комплекса Российской Федерации на период до 2010 года".
3. Министерствам и ведомствам Республики Марий Эл обеспечить согласование заявленных мероприятий в федеральных и республиканских органах исполнительной власти.
4. Утратил силу.
См. текст пункта 4
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 января 2006 г. N 16 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Куклина Н.И.
Глава Правительства |
Л.Маркелов |
Концепция
развития строительного комплекса Республики Марий Эл на перспективу до 2010 года
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июля 2004 г. N 186)
24 января 2006 г.
Введение
Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики Республики Марий Эл.
Концепция развития строительного комплекса Республики Марий Эл на перспективу до 2010 года (далее - Концепция) направлена на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения строительной продукции, начатых в рамках реализации государственной федеральной целевой программы "Жилище" и других программ.
В настоящее время частично определены организационно-правовые основы жилищной политики, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, их приоритеты и механизмы реализации. Принят ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Произошел поворот к рыночным механизмам регулирования в области строительства. В 2002 году инвестиции в основной капитал составили 2938,3 млн. рублей, или 131,2 процента к уровню 2001 года, в 2003 году соответственно 4034,3 млн. рублей, или 122 процента к уровню предыдущего года.
Вместе с тем отраслевая структура инвестиций в основной капитал в 2002 году по сравнению с 2001 и 2000 годами практически сохранилась без изменений. Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал приходится на отрасли энергетики, машиностроения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и сельского хозяйства.
Технологическая структура инвестиций в 2003 году характеризуется небольшим снижением доли строительномонтажных работ до 52,5 процента (в 2001 году - 55 процентов).
Итоги работы строительного комплекса за 2003 год
Показатели | Единица измерения |
Строи- тельство |
Промыш- ленность строитель- ных материалов |
Проекти- рование и изыскание |
Объем работ, услуг, выпущенной продукции в том числе по крупным и средним организациям Количество организа- ций в том числе крупных и средних Численность работни- ков в том числе в крупных и средних организациях Средняя заработная плата к предыдущему году |
млн. рублей млн. рублей единиц единиц тыс. человек тыс. человек рублей процентов |
1761,5 1031,7 490 18 12,5 9,0 4069,0 126,5 |
587,7 398,8 38 17 2,37 2,0 3447,0 120,1 |
39,3 38,2 28 2 0,57 0,312 5112,0 140,7 |
В структуре затрат на производство подрядных работ крупными и средними организациями доля материальных затрат снизилась, при этом растут затраты на оплату труда и прочие затраты.
Строительный комплекс республики в настоящее время включает в себя около 560 действующих строительных, промышленных, проектно-изыскательских организаций и предприятий, из которых 519 составляют малые предприятия (93 процента).
Рисунок 1 - Количество действующих строительных организаций (единиц)
"Рисунок 1 - Количество действующих строительных организаций (единиц)"
Общая численность работников строительного комплекса составила в 2003 году около 15,5 тыс. человек. Строительным комплексом республики создано в 2002 году 5,9 процента валового регионального продукта (в 2001 году - 6 процентов). Удельный вес численности работников строительства в числе занятых составил 3,8 процента в 2003 году (в 2002 году - 4,5 процента).
Степень износа основных фондов в строительстве к началу 2003 года составила 52 процента (в 2001 году - 55,5 процента), в промышленности строительных материалов в 2001 году - 47,9 процента. Уровень использования среднегодовой производственной мощности в промышленности строительных материалов колеблется от 33 процентов по производству железобетонных конструкций и изделий до 56 процентов в производстве стеновых материалов, в производстве нерудных строительных материалов - 31 процент, пиломатериалов - 27 процентов. Уровень износа основных фондов строительных организаций (процентов)
Рисунок 2 - Уровень износа основных фондов строительных организаций (процентов)
"Рисунок 2 - Уровень износа основных фондов строительных организаций (процентов)"
Жилищный фонд Республики Марий Эл составляет 14,453 млн. кв. м со следующей структурой:
муниципальный жилищный фонд - 23,6 процента,
государственный - 3,5 процента,
частный - 70,5 процента,
общественный-0,1 процента,
смешанной формы собственности - 2,4 процента.
Сохранилась сложившаяся в конце 2001 года тенденция роста объема жилищного строительства. Объемы строительства жилья увеличились на 9,3 процента в 2001 году, на 7 процентов - в 2002 году, на 4,8 процента -в 2003 году к уровню предыдущих лет. В 2003 году организациями всех форм собственности введено в действие 147,1 тыс. кв. м общей площади жилых домов, в том числе индивидуального жилья 84,0 тыс. кв. м. Около 70 процентов общего объема введенного жилья было построено населением за свой счет и с помощью кредитов.
В ходе проведения реформ выявились новые проблемы, требующие их обязательного решения. Объемы жилищного строительства недостаточны. Необходимо резко ускорить внедрение новых экономических и финансовых механизмов в строительстве, в управлении жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой.
Настоящая Концепция разработана в целях выполнения поставленных Президентом Республики Марий Эл первоочередных задач и реализации государственной строительной политики.
1. Содержание жилищной проблемы и обоснование необходимости ее решения
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) необходимо обеспечить устойчивое развитие и функционирование территорий и поселений, создание безопасной, экологически чистой и надежной в эксплуатации строительной продукции, что создаст благоприятные условия проживания населения без привлечения значительных объемов федеральных, республиканских и муниципальных бюджетных средств.
Роль государства может быть ограничена регулированием отношений в сферах производства и обращения строительной продукции и реализации прав на недвижимость, установлением технических регламентов, государственных стандартов (норм и правил). При этом средства бюджетов должны использоваться для социальной защиты населения.
Органы местного самоуправления должны отвечать за содержание и использование муниципального жилого фонда, функционирование и развитие объектов коммунального хозяйства, создавать условия для жилищного строительства.
Проблемы переходного периода требуют участия федерального центра как через совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в строительстве и стимулирование проведения на местах ряда организационных мер, так и через непосредственное использование средств федерального бюджета для решения некоторых основных задач.
Безотлагательного решения требует проблема кризисного состояния объектов и сетей и эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Состояние многих предприятий строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства характеризуется изношенностью их основных фондов и большими потерями энергии, воды, других ресурсов, вызванных отсутствием конкуренции и монополизацией производства и сферы услуг.
Наблюдается рост ветхого и аварийного (с износом более 70 процентов) жилья. За период с 1990 по 2001 год площадь таких домов возросла с 118 до 235,6 тыс. кв. м, то есть в 2 раза. Панельные жилые дома составляют около половины фонда. Расчетный срок их планового ремонта составляет 20 - 25 лет и не соблюдается. Проблема реконструкции устаревших жилых домов созрела настолько, что, по мнению специалистов, задержка с ее проведением еще на 10-15 лет может привести к необходимости сноса домов.
Велик износ коммунальной инфраструктуры, общий износ сетей жилищно-коммунального хозяйства приближается к 55 процентам.
Поэтому в настоящее время назрела острая необходимость в разработке финансовых инструментов, организационных и правовых мер, обеспечивающих создание благоприятных условий по привлечению различных источников для финансирования работ по реконструкции устаревшего жилого фонда.
Нужно обеспечить ежегодный рост темпов строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения.
С учетом задач повышения эффективности жилищного строительства, реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства необходимо повысить уровень проектносметной документации в части архитектурно-технических характеристик жилых зданий, применения качественных, экологически чистых материалов, обеспечить переход к эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным системам, на прогрессивные методы их возведения и использования.
От проектных решений объектов массового строительства, ограждающих конструкций, систем отопления и вентиляции зависит качество зданий и сооружений, их безопасность и эксплуатационная надежность.
Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан с разным уровнем дохода. Решение этой проблемы требует принятия федеральных законов для определения прав граждан и механизмов их реализации.
Объем жилищного строительства в республике за 2003 год составляет треть от объема, достигнутого в 1990 году, когда на территории Республики Марий Эл был обеспечен ввод в эксплуатацию 463,3 тыс. кв. м общей площади жилья. Основной причиной снижения объемов ввода в эксплуатацию жилья являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций и недоступность кредитных ресурсов.
Не решена задача, поставленная в федеральной целевой программе "Свой дом", - снизить за счет использования более эффективных строительных технологий и материалов стоимость 1 кв. м общей площади жилья.
Существующая в стране система градорегулирования и землепользования не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство. Для решения этой проблемы необходимо упростить процедуры предоставления земельных участков под застройку и получения разрешения на строительство.
Очень важными для решения жилищной проблемы являются ипотечное жилищное кредитование и иные механизмы банковского кредитования.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства определяет целесообразность разработки настоящей Концепции для решения указанных проблем, поскольку они:
являются актуальными при формировании федеральных и республиканских целевых программ и направлены на обеспечение устойчивого развития территорий и создание благоприятных условий для жизнедеятельности проживающего на них населения, эффективного функционирования рынка недвижимости;
носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера в течение 8-10 лет;
носят комплексный характер, а их решение имеет большую социальную значимость, влияет на общее экономическое развитие и рост производства.
В результате реализации Концепции завершится переход от начальной стадии реформ в строительном комплексе, жилищной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве к последовательному расширению масштабов преобразований, апробированных на практике и направленных на развитие и совершенствование рыночных механизмов в строительстве.
Реализация Концепции будет осуществляться по следующим направлениям:
сфера производства и обращения строительной продукции;
обеспечение выпуска строительных материалов, конструкций и изделий;
жилищно-коммунальное хозяйство;
текущие обязательства государства по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности населения.
2. Основные цели и задачи Концепции
Основной целью Концепции является сбалансированное решение задач развития строительного комплекса республики, обеспечивающих создание безопасной, надежной в эксплуатации строительной продукции, отвечающей потребностям настоящего и будущего поколений.
Для достижения этой цели в рамках Концепции должны быть решены следующие основные задачи:
в сфере производства и обращения строительной продукции -увеличение масштабов и обеспечение роста темпов строительства, реконструкции, расширения, технического переоборудования и капитального ремонта зданий и сооружений в объемах и сроках, необходимых для создания благоприятной среды проживания населения;
в области обеспечения выпуска строительных материалов, конструкций и изделий - развитие эффективного рынка строительных материалов, конструкций, изделий и финансовых механизмов, обеспечивающих расширение выпуска и повышение конкурентоспособности продукции промышленности строительных материалов, удовлетворяющих потребности потребителей;
в области жилищно-коммунального хозяйства - обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития городского (поселкового) жилищного фонда, инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства территорий с внедрением прогрессивных ресурсосберегающих технологий, приборов учета и контроля;
в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению благоприятной окружающей среды - контроль за качеством проектирования и строительства объектов.
Для решения основной задачи в сфере производства и обращения строительной продукции необходимо осуществить своевременное использование представленных федеральным центром документов:
по разработке законодательной и иной нормативно-правовой базы в области строительства для привлечения инвестиций, в том числе для финансирования за счет банковских кредитов, развития системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения, вторичного рынка ипотечных кредитов и рынка эмиссионных ценных ипотечных бумаг;
по мерам совершенствования государственного регулирования в области строительства в части упрощения процедур предоставления исходно-разрешительной документации и выдачи разрешений на строительство;
по решению проблемы исключения административных барьеров при предоставлении земельных участков под застройку и согласовании инвестиционных проектов;
по регулированию землепользования и застройки на принципах правового зонирования за счет установления градостроительных регламентов по видам и параметрам застройки;
по внедрению экономических рычагов, обеспечивающих своевременность завершения и сдачи в эксплуатацию строящихся объектов, передачу не завершенных строительством объектов эффективным застройщикам;
по демонополизации управления и содержания фонда, обеспечению равных конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования при выполнении ими работ или оказании услуг;
по стимулированию развития страхования рисков в строительстве, в том числе профессиональной ответственности исполнителей работ;
по стимулированию финансирования лизинговых сделок с производителями строительной техники посредством создания банка с государственным или акционерным капиталом;
а также:
переход к современным эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным системам, прогрессивным конструктивным и объемно-планировочным решениям;
меры по проведению государственного контроля, надзора за соблюдением требований, обеспечивающих безопасность, надежность и сохранность зданий и сооружений;
упорядочение процедур приемки и ввода объектов в эксплуатацию, а также заселения жилых зданий, использования гражданских и производственных объектов;
мероприятия по охране труда в строительстве;
наращивание потенциала отрасли, сохранение и обеспечение роста числа квалифицированных кадров исходя из задач развития профилирующих отраслей экономики;
содействие становлению системы профессиональной подготовки кадров строительного комплекса, разработке и внедрению методологической базы такого рода деятельности;
содействие формированию конкурентной среды посредством развития подрядных конкурсов и договорных отношений в строительстве;
проведение технической политики в области механизации строительства, повышения технического уровня эксплуатации строительной техники и технического перевооружения;
совершенствование сметно-нормативной базы в рамках реформы системы ценообразования в строительстве.
Для решения основной задачи в области расширения выпуска строительных материалов, конструкций и изделий необходимо осуществить:
использование сформированной на федеральном уровне государственной налоговой политики, стимулирующей развитие предприятий промышленности строительных материалов и создание эффективных экономических механизмов притока частных инвестиций;
обеспечение потребности строительства в качественных, экологически чистых видах конкурентоспособной продукции и материалах, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения;
переход к современным эффективным и энергосберегающим технологиям производства строительных материалов, конструкций и изделий;
рациональное использование местных природных ресурсов;
реформирование и перепрофилирование предприятий строительной индустрии, включая модернизацию предприятий крупнопанельного домостроения и домостроительных комбинатов, введение новых мощностей и их эффективную эксплуатацию;
реализацию эффективной антимонопольной политики на рынках стройиндустрии, перепрофилирование или закрытие нерентабельных бесперспективных производств с учетом социальных последствий.
Для решения основной задачи в области развития жилищно-коммунального хозяйства необходимо совместно с федерацией осуществить:
демонополизацию управления и содержания жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, обеспечение равных конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования при предоставлении жилищных и коммунальных услуг;
создание устойчивых механизмов финансирования содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства при обеспечении социальной защиты населения с низкими доходами исходя из установленных единых стандартов субсидирования граждан (социальная норма площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг, предельно допустимая доля платежей населения от дохода) в зависимости от уровня их дохода (материального положения);
См. стандарты социальной нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг при оказании гражданам социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг утвержденные постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2005 г. N 8
создание возможностей для населения влиять на объем и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг посредством предоставления адресных жилищных субсидий непосредственно гражданам, нуждающимся в социальной поддержке при оплате жилищно-коммунальных услуг;
обеспечение прозрачности, последовательности и прогнозируемости процедур изменения тарифов;
внедрение энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве;
обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли для частных капитальных вложений на основе совершенствования тарифного регулирования и эффективного использования платежей за предоставляемые услуги, создание условий для внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;
решение проблемы накопленной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, создание механизмов, не допускающих ее возникновения в будущем;
совершенствование деятельности государственной жилищной инспекции по надзору за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Для решения основной задачи в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности населения необходимо, начиная с федерального с переходом на республиканский уровень, осуществить:
комплекс мероприятий по обеспечению соблюдения участниками градостроительной, инвестиционной, предпринимательской и иной хозяйственной деятельности государственных, общественных и частных интересов, а также прав собственника, владельца, арендатора или пользователя объектов недвижимости в части осуществлении строительства, благоустройства территорий в соответствии с правилами землепользования и застройки поселений;
информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверной информацией о среде жизнедеятельности, ее изменениях, об ограничениях использования территорий и объектов, другой информацией, необходимой для градостроительной, инвестиционной, природоохранной, землеустроительной и иной хозяйственной деятельности, для оценки и налогообложения объектов недвижимости;
совершенствование порядка формирования затрат и учета себестоимости строительной продукции (работ, услуг) в условиях рыночных отношений и реформирования налоговой системы в стране, имея в виду, что от результатов по определению налоговой базы прибыли зависит экономическое состояние организаций и предприятий строительного комплекса;
совершенствование форм государственной поддержки населения в целях улучшения жилищных условий и другие мероприятия в соответствии с законодательством и целевыми программами различных уровней бюджетов.
3. Сроки и этапы реализации Концепции
Мероприятия Концепции предполагается выполнять поэтапно в 2004-2010 годах.
На первом этапе (2004-2006 годы) будет осуществляться:
нормативно-правовое обеспечение мероприятий Концепции по всем направлениям ее реализации;
проведение организационных мероприятий по внедрению в практику строительной деятельности республики механизмов повышения эффективности функционирования и развития строительного комплекса;
реализация федеральной целевой программы "Жилище", иных программ и подпрограмм.
На втором этапе (2007-2010 годы) намечается:
совершенствование и развитие созданной на первом этапе нормативно-правовой базы развития строительного комплекса республики с учетом итогов реализации первого этапа Концепции на практике;
широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации мероприятий по всем направлениям.
4. Система мероприятий
Успешная реализация поставленных задач настоящей Концепции, которые подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию расходов за счет средств бюджетов различных уровней, будет в полной мере зависеть от своевременного выполнения на федеральном уровне основных мероприятий по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Среди программных мероприятий по совершенствованию законодательной и иной нормативно-правовой базы наиболее важными для реализации настоящей Концепции являются разработка федерального законопроекта о строительной деятельности в Российской Федерации, внесение изменений в федеральные законы "Градостроительный кодекс Российской Федерации" и "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". Актуальной также является разработка нормативных документов, связанных с совершенствованием государственного регулирования отношений, возникающих в процессе предоставления земельных участков, исходно-разрешительной документации и выдачи разрешения на строительство.
Необходимо внести изменения в федеральные законодательные и иные нормативные акты с целью упорядочения землепользования, экспертизы проектно-сметной документации, планирования и учета себестоимости строительной продукции, налогообложения.
Исполнение организационных мероприятий на федеральном уровне даст возможность республике реформировать экономические отношения в отрасли с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также привлечения частных инвестиций.
Переход к новой системе налогообложения недвижимости, основанной на территориальном принципе и предлагаемой на федеральном уровне, потребует изменения механизма оценки и учета строительной продукции и соответствующей информационной системы.
В сфере управления развитием строительного комплекса должно быть завершено разграничение функций собственника земли и прочно связанной с ней недвижимости. Фактически сложившаяся монополия на услуги по управлению земельными ресурсами должна быть разрушена. Необходимо прекратить практику, когда органы местного самоуправления в лице своих структурных подразделений выполняют разрешительные функции по формированию и предоставлению земельных участков для строительства без учета градостроительной документации.
Для решения поставленных целей и задач Концепции предполагается выполнение следующих мероприятий.
В градостроительстве - приоритетными задачами формирования градостроительной политики являются:
формирование и осуществление государственной градостроительной политики, учитывающей систему социальных, экономических и экологических факторов, обеспечивающих устойчивое развитие республики;
осуществление градостроительного планирования в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации на всей территории республики и ее территориальных единиц различного уровня в следующей последовательности: города, поселения в границах муниципальных образований (генеральные планы), жилые и нежилые районы (проекты планировки), кварталы, микрорайоны, комплексы, регламенты застройки зон и участков (проекты застройки, межевания, градостроительные паспорта);
завершение разработки и реализация разработанной в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 ноября 2002 г. N 332 территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Республики Марий Эл - стратегических планов развития территорий, учитывающих комплексное взаимодействие экономических и социальных составляющих;
разработка и принятие Градостроительного кодекса Республики Марий Эл;
разработка консолидированной комплексной схемы градостроительного планирования развития территорий, подверженных воздействию Чебоксарского водохранилища;
создание и ведение государственного градостроительного кадастра Республики Марий Эл;
разработка Положения о порядке предоставления и обмена информацией государственного градостроительного кадастра Республики Марий Эл;
корректировка генеральных планов городов и поселков республики;
комплексная реконструкция центральных районов городов и поселков;
разработка и принятие правил землепользования и застройки городов и районов республики органами местного самоуправления; разработка и принятие программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в Республике Марий Эл;
развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Марий Эл. Проектирование и строительство жилья по социальным нормам для ипотечного кредитования работников бюджетной сферы;
создание в республике фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области градостроительной деятельности;
развитие и совершенствование градостроительного законодательства и нормативного технического обеспечения градостроительной деятельности;
разработка территориальных нормативных актов в области совершенствования градостроительной деятельности в республике;
развитие рынка недвижимости, установление платы за землю и направление средств на повышение качества городской (урбанизированной) среды;
ведение регистра строящихся жилых домов на территории Республики Марий Эл;
мониторинг реализации федеральной целевой программы "Жилище" с использованием системы индикаторов;
приведение застройки городов и поселений республики в упорядоченное состояние, сохранение их исторического самобытного облика;
комплексная реконструкция центров городов и поселков, изменение их пространственно-планировочной структуры, снос и замена ветхих зданий современными;
определение действующих градообразующих факторов и на их основе построение перспектив развития для каждого города, для каждого поселения, уделяя особое внимание и выделяя ресурсы на:
завершенность застройки и гармонизацию существующей городской среды,
приведение в сбалансированное состояние размеров жилищного фонда, числа рабочих и учебных мест, количества и мощностей объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры,
восстановление и поддержание в равновесном экологическом состоянии природной окружающей среды,
улучшение архитектурного облика и качества застройки населенных пунктов, формирование в них эффективной общественной инфраструктуры,
улучшение планировочной структуры, функциональных и социальных показателей застройки и жизнеобеспечении городов и населенных мест, обновление транспортной и инженерной инфраструктуры; разработка и корректировка генеральных планов городов, поселков и сельских населенных пунктов Республики Марий Эл с учетом ужесточения экологических требований к продукции строительства, технологиям и конструкциям;
обновление архитектурного облика и повышение потребительских качеств жилых домов, квартир и инженерного оборудования;
модернизация объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, восстановление природных компонентов городской среды, уплотнение промышленной застройки;
ведение государственного контроля за осуществлением градостроительной деятельности, использованием земель городов и поселений, а также резервированием и предоставлением земельных участков для целей строительства в границах городов и поселений на основе градостроительной документации соответствующего уровня.
В архитектуре - обеспечение единства архитектурнопространственной среды, сохранение культурного и архитектурного наследия, разработка архитектурно-строительных систем нового поколения.
Для решения задач развития архитектуры необходимо обеспечить:
создание и развитие регионального своеобразия архитектурно-пространственной среды;
создание комфортного и экономичного в эксплуатации жилища, учитывая различные слои и группы населения и государственные социальные стандарты;
развитие типологии жилища в соответствии с потребностями модернизации существующего жилищного фонда в домах первых массовых серий с обеспечением надежного и безопасного проживания населения;
разработку архитектурно-строительных систем нового поколения, обеспечивающих возможности организации внутреннего пространства, качеств, а также использование подземного пространства для устройства различных объектов обслуживания и сооружений;
охрану культурного и архитектурно-строительного наследия, реставрацию и восстановление исторических, культурных и архитектурных памятников, восстановление исторической части городов;
формирование средствами архитектуры и проектных решений среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В жилищном строительстве - проведение долгосрочной государственной жилищной политики по созданию правовых, организационных и финансовых предпосылок для решения жилищной проблемы, создания условий доступности обеспечения жильем всех категорий населения Республики Марий Эл, ликвидация тенденции к старению и сокращению жилищного фонда и инженерных систем, переход к интенсивному их восстановлению и воспроизводству на основе разработки и реализации эффективных программ и проектов на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях.
Среди мероприятий, связанных с совершенствованием нормативно-правовой базы, наиболее важными являются внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, направленные на упорядочение и упрощение порядка согласования и реализации инвестиционных проектов, обеспечение условий для формирования и комплексной подготовки земельных участков под жилую застройку, а также разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы межевания и землеустройства, предоставления долгосрочных прав (собственности, долгосрочной аренды) на земельные участки для жилищного строительства до начала проектирования или строительства, в том числе с использованием конкурсных процедур.
Предполагается подготовить и принять на федеральном уровне закон о правовом зонировании территорий и нормативные правовые акты по вопросам реализации инвестиционностроительных проектов, создать нормативно-правовую базу для формирования единых объектов недвижимости, включающих земельный участок и расположенные на нем здания, строения и сооружения.
Кроме этого потребуется:
разработка и реализация комплексной программы реконструкции жилых зданий первых массовых серий, которая должна охватывать города и населенные пункты с ранжированием жилищного фонда "реконструкция - снос" и обязательным учетом кадастровой ценности земельного участка;
увеличение объемов многоэтажного строительства в городах и плотности застройки в связи с быстрым ростом стоимости земельных участков на городской территории;
развитие малоэтажного индивидуального строительства;
предусмотрение при проектировании новых жилых застроек схем опережающей инженерной и транспортной подготовки на площадях строительства.
В рамках реализации программы социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2008 года сформирована экономическая модель решения жилищной проблемы в республике, направленная на создание комфортной жилой среды, достойной человека, на стимулирование его личной инициативы и предприимчивости в решении жилищного вопроса при определенной государственной поддержке.
Эффективность государственных вложений в республике составляет в настоящее время 4 рубля частных вложений на 1 рубль государственных, в 2010 году предполагается повысить этот показатель до 6 рублей.
За последние 11 лет в Республике Марий Эл за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 2158 тыс. кв. м жилья, средняя обеспеченность жильем на душу населения увеличилась с 16 кв. м в 1992 году до 19,6 кв. м в 2003 году.
С 2004 по 2010 год за счет всех источников финансирования необходимо построить 1440 тыс. кв. м жилья, в том числе до 52 процентов индивидуального, при этом довести среднюю обеспеченность жильем по республике до 22 кв. м на душу населения.
Рисунок 3 - Ввод жилья по источникам финансирования, тыс.кв.м
"Рисунок 3 - Ввод жилья по источникам финансирования"
Рисунок 4 - Индексы ввода в действие жилых домов (в процентах к 1990 году)
"Рисунок 4 - Индексы ввода в действие жилых домов (в процентах к 1990 году)
В прогнозируемом периоде произойдут качественные изменения строящегося и реконструируемого жилища. Во-первых, будет осуществлен переход к проектированию и строительству энергоэффективных домов из экологически чистых материалов и конструкций. Во-вторых, расширится до 50 и более процентов объем строительства частных семейных жилых домов в пригородных зонах и в сельской местности. В городах, в основном, будут строиться новые жилые дома повышенной комфортности.
Приоритетным направлением в жилищной политике республики является государственная поддержка малообеспеченных категорий граждан, молодых семей, сельских жителей через льготное жилье, предоставление безвозмездных государственных субсидий, льготных ипотечных кредитов, субсидирования процентных ставок банковских кредитов.
Другим направлением в части обновления жилищного фонда является снос ветхих и аварийных жилых домов.
В перспективе до 2010 года улучшение уровня жизни и качества проживания требует ввода в действие жилья в 2010 году не менее 250 тыс. кв. м в год. При этом доля частного сектора увеличится до 80 процентов.
Предполагается на основе применения эффективных конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций, эффективных ресурсосберегающих технологий при их производстве и строительном процессе, новых архитектурностроительных систем и сокращения инвестиционно - строительного цикла снижение себестоимости строительства жилья.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства провести комплекс мер по повышению надежности инженерных коммуникаций, для чего:
осуществить техническую инвентаризацию основных фондов с учетом их физического износа;
наметить и поэтапно реализовать территориальные планы восстановления и капитального ремонта объектов коммунального назначения, физический износ которых превышает 50 процентов;
организовать службы контроля за состоянием и эксплуатацией приборов тепла, воды и газа и взимания платы с населения по установленным счетчикам;
обратить внимание на необходимость проведения мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических и эстетических качеств городского озеленения.
Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в рамках федеральной целевой программы "Жилище" разработана и направлена на утверждение в Правительство Республики Марий Эл программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Марий Эл".
Данной программой предусматривается до 2010 года строительство и реконструкция 18 объектов водоснабжения, 19 объектов канализации, 83 объектов теплоэнергоснабжения.
Ввиду сокращения объемов производства и банкротства некоторых промышленных предприятий, отапливающих жилищный фонд и объекты социального назначения, происходит снижение объемов тепловой энергии, потребляемой на производственные нужды, что приводит к увеличению тарифов на тепловую энергию для населения и социальной сферы.
В целях снижения тарифов, повышения надежности систем теплоснабжения в республике проводится работа по децентрализации систем отопления промышленных предприятий путем строительства блочных и модульных котельных в центрах тепловых нагрузок.
В текущем году в этих целях строятся котельные в пос. Красногорский и пос. Суслонгер (2 котельные) Звениговского района, д. Быковка и с. Марьино Юринского района.
Эта работа будет продолжена по мере выявления промышленных предприятий, осуществляющих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социального назначения и имеющих признаки банкротства.
На всех предприятиях, осуществляющих водо- и энергоснабжение объектов жизнеобеспечения, а также при Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл организованы и функционируют службы диспетчерского управления и контроля.
В производстве строительных материалов - обеспечение отечественного
строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с продукцией ближайших регионов, снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание
объектов и одновременное повышение комфортности проживания в жилых домах, необходимой надежности и долговечности.
Для решения указанных задач необходимо:
провести обновление основных фондов предприятий по производству строительных материалов с переходом на более высокий уровень их технического оснащения;
обеспечить выпуск высококачественных конкурентоспособных материалов и изделий;
добиться снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции; повысить производительность труда за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов;
обеспечить рациональное использование местных минеральных природных ресурсов; привлечь необходимые инвестиции для модернизации действующих производств, введения новых мощностей и их эффективной эксплуатации.
Соотношение объемов инвестиций, работ по договорам строительного подряда и производства строительных материалов до 2010 года
Год | Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования |
Объем работ по договорам строительного подряда |
Объем производства строительных материалов |
|||
млн. рублей в действую- щих ценах |
процентов к предыду- щему году в сопостави мых ценах |
млн. рублей в действую- щих ценах |
процент- ов к предыду- щему году в сопоста- вимых ценах |
млн. рублей в действую- щих ценах |
процентов к предыду- щему году в сопостави- мых ценах |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
2938,3 4034,3 4900 5800 6880 8100 9550 11200 13000 |
131,2 122 110 108 109 109 110 110 110 |
1380,2 1762 2132 2490 2875 3340 3820 4370 5070 |
100,3 120,6 110 108 107 108 108 108 110 |
476,5 587,7 690 775 860 960 1060 1180 1310 |
83,8 105 104 103 104 104 105 105 105 |
Структура
жилищного строительства по конструктивным системам на территории Республики Марий Эл
Типы домов по конструктивным системам |
1993 г.(отчет) | 2002 г. (отчет) |
2010 г. (прогноз) | |||
ввод жилья, тыс.м2 |
про- цент к итогу |
ввод жилья, тыс.м2 |
про- цент к итогу |
ввод жилья, тыс. м2 |
про- цент к итогу |
|
Всего в том числе: многоэтажное строительство: крупнопанельное и объемно-блочное монолитное и сбор- но-монолитное из штучных стено- вых материалов индивидуальное строительство: из штучных стено- вых материалов из дерева из других материа- лов |
305,0 193,0 97,6 17,2 78,2 112,0 80,8 22,2 9,0 |
100,0 63,0 31,8 5,6 25,6 37,0 26,5 7,2 3,3 |
140,3 68,3 3,6 3,0 61,7 72,0 52,2 17,5 2,3 |
100,0 48,7 2,6 2,1 44,0 51,3 37,2 12,5 1,6 |
250,0 125,0 15,0 20,1 90,0 125,0 82,5 30,0 12,5 |
100,0 50,0 6,0 8,0 36,0 50,0 33,0 12,0 5,0 |
Объем производства основных видов продукции
Наименование продукции |
Единица измерения |
1990 г. | 1995 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2010 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Сборный желе- зобетон Кирпич строи- тельный Линолеум Известь тех- нологическая Материалы строительные нерудные Пенополисти- рол Заполнители пористые |
тыс.м млн. штук условного кирпича тыс.м2 тыс.т тыс.м3 тыс.м3 тыс.м3 |
466 208 310 54,6 3617,4 288 |
75,1 130,5 940,1 40,8 691,8 56,7 |
59,9 107,5 1234,8 31,6 769,5 5,6 9,6 |
57,2 99,3 1233,2 34,6 655,4 2,97 6,4 |
58,1 98,4 1310,8 33,2 757,8 7,63 26,6 |
90 160 1500 50 1000 12 35 |
Прогноз спроса и предложений по основным видам строительных материалов приведен в приложении N 2.
Техническое состояние отрасли и ее сырьевой базы в республике
В настоящее время товарный рынок республики насыщен строительными материалами, в то же время ассортимент продукции, выпускаемой в республике, не удовлетворяет потребности строительного комплекса. В результате значительный объем продукции (цемент, керамическая плитка, гипсокартон и гипсоволокнистые листы, санитарнокерамические изделия, мягкие кровельные материалы, стекло, минеральная вата и изделия из нее, радиаторы, ванны и мойки, фанера и другие строительные материалы) завозится из других регионов.
Резко стареют основные фонды, особенно активная часть. Степень износа основных фондов в отрасли достигает на отдельных предприятиях 65 процентов, уровень выбытия превышает уровень ввода новых фондов. Это ведет к постоянному сокращению производственных мощностей.
Итоги работы последних лет показывают, что с ростом инвестиций за счет собственных средств предприятий на основе модернизации производства реализованы проекты по производству стеновых материалов: отдельными строительными организациями внедрено производство теплоизоляционных пенобетонных блоков, используемых для снижения затрат энергоресурсов при эксплуатации зданий и сооружений за счет повышения теплоизоляционных свойств ограждающих конструкций.
Расширяется список предприятий, которые освоили производство дорожных изделий методом вибропрессования, освоен выпуск декоративной бетонной плитки по технологии "Систром", освоено производство цветного силикатного кирпича объемного окрашивания мощностью 3,5 млн. штук условного кирпича в год.
На государственном унитарном предприятии "Суслонгерский лесокомбинат" закончена реконструкция и введен в эксплуатацию за счет средств федерального бюджета цех по производству строганого погонажа мощностью 3 тыс. куб. м в год.
Заканчивается строительство фанерного завода в пос.Суслонгер, в III квартале 2003 г. введены мощности по производству шпона березового лущеного на 25,0 тыс. куб. м в год и предполагается ввод второй очереди во II квартале 2004 г.
В результате исследования внутриреспубликанского рынка установлено, что в настоящее время за счет выявленных и освоенных минерально-сырьевых ресурсов может быть полностью удовлетворен спрос потребителей на строительный камень средней и низкой прочности, строительные и силикатные пески, кирпичные и керамзитовые глины и суглинки. Кроме того, имеющиеся запасы гипсового камня Чукшинского карьера позволяют организовать производство гипсовых вяжущих: цемента и извести из собственных известняков, строительного гипса, а также гипсоволокнистых и гипсостружечных плит. В республике имеются достаточные запасы кварцевого песка и карбонатных пород для организации производства изделий из ячеистых бетонов, строительного стекла(включая листовое оконное), теплоизоляционных материалов из стеклянной и минеральной ваты, в том числе из распушенной целлюлозы, ангидритового и доломитового цементов, эффективных многокомпонентных цементов на основе местных составляющих и клинкера, сухих строительных растворов.
Приоритетные направления в развитии промышленности строительных материалов Республики Марий Эл:
1. Производство вяжущих:
создание предприятий по производству строительного гипса и других гипсовых вяжущих;
создание предприятий смешанных тонкомолотых многокомпонентных цементов на основе местного сырья и привозного товарного клинкера;
подготовка сырьевой базы и создание предприятий по производству извести;
организация производства портландцемента из местного
сырья.
2. Производство стеновых материалов:
организация производства по выпуску пустотного керамического и облицовочного кирпича;
завершение строительства цеха по производству бетонных стеновых блоков из ячеистого бетона в пос.Силикатный;
реконструкция заводов керамического и силикатного кирпича с выводом их на производство пустотелых и высокопористых изделий с высокими теплозащитными свойствами;
создание предприятии по производству гипсовых, гипсоволокнистых, гипсостружечных и гипсокартонных плит, перегородок и отделочных плит, элементов стен и подвесных потолков.
3. Производство теплоизоляционных и других строительных материалов:
организация производства минеральной или стеклянной ваты и теплоизоляционных материалов;
организация производства изделий из пенобетона;
организация производства теплоизоляционного материала "Геокар" на основе местного торфа;
создание предприятий по производству кровельных материалов, керамической, цементно-песчаной и металлической черепицы;
создание предприятий по производству строительного стекла;
организация производства деревянных оконных и дверных блоков со стеклопакетами;
организация производства эффективных рулонных кровельных материалов типа гидростеклоизол;
организация новых производств материалов для отделки стен, потолков и покрытий полов из керамики, ангидритового камня, известнякового камня.
Перспектива организации выпуска новых видов строительных материалов по Республике Марий Эл до 2010 года приведена в приложении N 3.
В энергосбережении - реализация энергосберегающей политики государства предусматривается через повышение тепловой защиты зданий и сооружений, устройство современных энергосберегающих систем отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения, освещения, применение эффективных светопрозрачных конструкций.
При проектировании и строительстве зданий предполагается применение современных градостроительных и архитектурнопланировочных решений с технико-энергетическим обоснованием, внедрение энергоресурсосберегающих технологий строительных процессов, применение эффективных архитектурно-строительных систем зданий и конкурентоспособных импортозамещающих строительных материалов, изделий и конструкций, нетрадиционных источников энергии.
Конечной целью энергосберегающей политики в строительстве является сокращение энергетических затрат на всех этапах формирования и эксплуатации жилищного фонда при участии всех заинтересованных сторон. Эти проблемы в проектировании должны решаться следующими средствами:
для конечного потребителя - повышением теплозащитных свойств зданий, энергоэкономичными системами инженерного обеспечения и приборами индивидуального учета;
для муниципалитетов - переходом на принципиально новые технологии строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации зданий.
Для практической реализации поставленных задач по экономии топливно-энергетических ресурсов при проектировании необходимо использовать технические решения, разработанные ведущими институтами страны.
Реализация намеченных решений позволит снизить расход топливно-энергетических ресурсов в жилищной сфере за счет создания новых типов зданий на 25 процентов, за счет совершенствования систем инженерного оборудования на 20 процентов, за счет применения теплоэффективных ограждающих конструкций на 10 процентов.
5. Кадровое обеспечение Концепции развития строительного комплекса
В настоящее время в Республике Марий Эл создана и работает единая организационная система подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в разрезе строительных специальностей с использованием имеющейся образовательной инфраструктуры:
Марийский государственный технический университет, Йошкар-Олинский строительный колледж и Государственный комитет Республики Марий Эл по профессиональному образованию, который объединяет 16 профессиональных училищ и лицеев.
Первоочередной задачей в области подготовки и переподготовки специалистов строительной отрасли остается составление современных программ обучения как по содержанию, так и по номенклатуре специальностей.
При подготовке настоящей Концепции Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл совместно со специалистами кафедры строительного факультета Марийского государственного технического университета была проанализирована реальная потребность отрасли в специалистах, возможность распределения и трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в организациях, на предприятиях и в учреждениях строительного профиля.
Подавляющее число строительных организаций готовит специалистов на основе долгосрочных договорных отношений. Для студентов, обучающихся по направлениям предприятий и организаций, места прохождения практики оговорены договорами и, как правило, совпадают с местом будущей работы.
Кроме того, готовятся ежегодные обоснованные предложения по госзаказу на подготовку необходимых специалистов для строительной отрасли.
Все это обеспечивает планомерный приток квалифицированных кадров в проектные и строительные организации по всем специальностям с их подготовкой на базе вышеуказанных образовательных структур.
Результатом реализации Концепции должно стать совершенствование единой организационной системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в разрезе строительных профессий.
Кадровое обеспечение строительного комплекса Республики Марий Эл выпускниками-специалистами образовательных учреждений до 2010 года приведено в приложении N 4.
6. Текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан
Мероприятия, связанные с финансированием за счет средств федерального и республиканского бюджетов, направлены на исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Большинство мероприятий будет реализовано в рамках самостоятельных подпрограмм.
Среди мероприятий, связанных с совершенствованием нормативно-правовой базы, наиболее важным является разработка на федеральном уровне документов, позволяющих унифицировать механизмы содействия в обеспечении жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Целью федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", включенной в состав настоящей Концепции, является обеспечение постоянным жильем граждан Республики Марий Эл, уволенных или увольняемых с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, путем предоставления им бюджетных субсидий в виде государственных жилищных сертификатов. На начало 2004 года Республике Марий Эл выдано 182 сертификата. Намечается продление сроков реализации мероприятий данной программы до 2010 года. Объем предусматриваемых расходов на ее реализацию в Республике Марий Эл за счет средств федерального бюджета составляет 115,5 млн. рублей.
В рамках Концепции будет осуществляться реализация Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", на что предусматривается выделение в республику средств федерального бюджета в размере 4,9 млн. рублей.
Для обеспечения граждан республики социальным жильем, в том числе молодых семей, требуется создание системы государственной поддержки отдельных социальных групп граждан в решении их жилищных проблем в целях улучшения демографической ситуации в Республике Марий Эл. Объем предусматриваемых расходов на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 140 млн. рублей и за счет средств бюджета Республики Марий Эл 140 млн. рублей.
В развитие федеральной целевой программы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" будет разработана подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", целью которой является обеспечение жильем граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк", и ветеранов подразделений особого риска. Объем предусматриваемых расходов на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 12,96 млн. рублей, бюджета Республики Марий Эл - 11,1 млн. рублей.
Кроме того, предусматривается предоставление государственных гарантий по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в размере до 50 млн. рублей, а также финансирование за счет средств бюджетов жилищных субсидий на строительство жилья и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Объемы финансирования строительства жилья для отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета - 1261,4 млн. рублей, бюджета Республики Марий Эл - 2016,85 млн. рублей и сводная таблица финансирования отдельных мероприятий настоящей Концепции приведены в приложении N 1.
Ожидаемые результаты обеспечения жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл за счет средств федерального и республиканского бюджетов, приведены в приложении N 5.
7. Механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции предусматривает участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Марий Эл.
На федеральном уровне осуществляется:
формирование нормативно-правовой и методологической базы проведения государственной жилищной политики и преобразований в жилищной сфере;
обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством;
содействие реализации демонстрационных проектов по выполнению мероприятий Концепции;
организация и проведение информационной работы среди населения;
обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
координация деятельности государственных заказчиков и исполнителей мероприятий Концепции.
На уровне органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления осуществляется:
развитие жилищного законодательства и нормативной базы, связанное с реализацией федерального законодательства на соответствующей территории;
проведение предусмотренных Концепцией преобразований в жилищной сфере и намеченных мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта;
обеспечение жильем за счет средств соответствующих бюджетов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке;
проведение информационной работы среди населения;
координация исполнителей мероприятий Концепции.
8. Ресурсное обеспечение мероприятий Концепции
Общий объем финансирования мероприятий Концепции за счет средств федерального бюджета составит 1261,4 млн. рублей, за счет средств бюджета Республики Марий Эл - 2016,9 млн. рублей.
Настоящая Концепция может быть реализована через активизацию инвестиций, как основной механизм. Интенсивность инвестиционно-строительной деятельности на любой территории - это индикатор ее экономического и социального благополучия.
Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности Правительства Республики Марий Эл являются жилищное и дорожное строительство, строительство объектов социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) и газификация населенных пунктов республики.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Концепции за счет средств федерального и республиканского бюджетов будут уточняться исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год.
Инвестиции в основной капитал
(1990-2003 гг. - отчет, 2004-2010 гг. - прогноз)
Годы | Инвестиции в основной капитал в фактически действующих ценах, млн. рублей |
Индексы инвестиций в основной капитал (процентов к предыдущему году, в сопоставимых ценах) |
Индекс дефлятор |
Процент к 1990 году |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
1122 1020 10727 97950 312625 647423 936424 1141429 990,105 1361,2 1705,89 1944,7 2938,3 4034,3 4900 5800 6880 8100 9550 11200 13000 |
91 71 81 61 83 81 102 82,2 94,2 87 103,5 131,2 122 110 108 109 109 110 110 110 |
1 14,81 11,27 5,23 2,5 1,79 1,2 0,00106 1,46 1,44 1,201 1,15 1,125 1,102 1,089 1,089 1,08 1,07 1,07 1,06 |
100 91 66 52 32 26 21 22 17 18 14 16 19,3 21,4 29,4 31,6 34,4 37,2 40,6 44,5 48,2 |
Рисунок 5 - Инвестиции в основной капитал до 2003 г. - отчет, до 2010 г. - прогноз, процентов к 1990 г.
"Рисунок 5 - Инвестиции в основной капитал до 2003 г. - отчет, до 2010 г. - прогноз, процентов к 1990 г."
Рисунок 6 - Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в сопоставимых ценах
"Рисунок 6 - Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в сопоставимых ценах
Основным механизмом реализации Концепции является комплекс мер по активизации инвестиционной деятельности в строительстве, включающий:
концентрацию государственных инвестиций на объектах, обеспечивающих внедрение новых градостроительных принципов, архитектурно-строительных систем, технологических, объемнопланировочных и конструктивных решений;
повышение уровня координации и качества управления инвестициями, реализуемыми в рамках республиканской адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, направленных на повышение экономического благосостояния республики, конкурентоспособности строительной продукции;
формирование рынка инновационно-ориентированных инвестиционных проектов;
активизация деятельности государственных банков, государственных инвестиционных компаний по отбору и финансированию на возвратной основе инвестиционных проектов строительства;
совершенствование и расширение лизинговой деятельности;
пересмотр существующих механизмов и принципов выделения государственных гарантий по инвестиционным кредитам.
Стимулирование инвестиций в основной капитал должно осуществляться за счет реализации следующих мероприятий:
разработка экономического механизма вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;
разработка и внедрение мероприятий по стимулированию вовлечения сбережений населения в инвестиционный процесс;
использование возможности некапиталоемкого роста за счет загрузки простаивающих производственных мощностей;
уменьшение числа посредников между инвесторами, производителями и потребителями строительной продукции;
усиление инновационной направленности инвестиционной деятельности;
совершенствование управления пакетами акций акционерных обществ;
повышение инвестиционной привлекательности предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под зданиями и сооружениями;
государственное регулирование амортизационной политики;
вывод из хозяйственного оборота неиспользуемых основных фондов, регулирование применения ускоренной амортизации;
дальнейшее совершенствование механизмов ипотечного жилищного кредитования с обеспечением темпов роста объемов жилищного строительства (до 5 процентов в год) за счет внедрения ипотечного жилищного кредитования и активизации инвестиционно-строительной деятельности;
разработка программы пропаганды и образования населения, разъяснения сути и задач жилищной политики, механизмов ипотечного жилищного кредитования (с привлечением средств массовой информации) в целях преодоления сложившихся стереотипов.
Для реализации Концепции и освоения инвестиций необходимо увеличить загрузку подрядных организаций к 2006 году (I этап реализации Концепции) до 70 процентов.
Рисунок 7 - Показатели деятельности строительных организаций в процентах к 1990 году
"Рисунок 7 - Показатели деятельности строительных организаций в процентах к 1990 году
9. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Концепции
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Концепции будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач.
Реализация государственной жилищной политики в рамках Концепции потребует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения с учетом определенных приоритетов в соответствующем периоде.
Прогнозируемое развитие строительного комплекса приведет к увеличению налогооблагаемой базы организаций и предприятий не менее чем в 1,5 раза.
Практически будет реализована одна из важнейших социальных задач, направленных на обеспечение комфортным жильем населения Республики Марий Эл.
Внедрение прогрессивных и ресурсосберегающих технологий позволит сократить сметную стоимость сооружаемых объектов, повысить эффективность капитальных вложений, значительно снизить эксплуатационные расходы.
Проводимая модернизация жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства дает возможность сократить стоимость коммунальных услуг в среднем на 20 процентов, достигнуть сокращения дотации из бюджета на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Увеличится занятость населения в строительном комплексе.
Возрастет в несколько раз экспорт продукции промышленности строительных материалов в другие регионы России. Будет ослаблена зависимость от импорта продукции и изделий строительного назначения.
Успешная реализация Концепции позволит обеспечить:
улучшение жилищных условий населения республики;
доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года;
рост объема вновь вводимого и реконструируемого жилья не менее чем на 5 процентов в год;
обеспечение жильем за счет средств бюджетов различных уровней семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации;
адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства с 60 процентов в 2001 году до 30 процентов в 2010 году);
создание условий для улучшения демографической ситуации в республике, снижения социальной напряженности в обществе, а также устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 января 2006 г. N 16 в раздел 10 настоящей Концепции внесены изменения
10. Прогноз развития строительного комплекса до 2010 года
Исходя из основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Марий Эл, разработанных Министерством экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2004-2008 годы, к 2010 году в строительном комплексе ожидается:
темпы роста инвестиций в основной капитал отрасли за счет всех источников финансирования 8-10 процентов в год;
темпы роста объемов строительно-монтажных работ по договорам строительного подряда 7-10 процентов в год;
ввод в действие жилых домов всех форм собственности - около 250 тыс. кв. м в год;
рост объемов производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций в 1,2 - 1,5 раза;
доля импортных строительных материалов в среднем по отрасли 4-5 процентов.
Приложение N 1
к Концепции развития строительного
комплекса Республики Марий Эл
на перспективу до 2010 года
Объемы
финансирования строительства жилья для отдельных категорий граждан за счет средств федерального и республиканского бюджетов
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Наименова- ние прог- раммы |
Объем финансирования* | |||||||
2004-2010 гг., всего |
в том числе | |||||||
I этап 2004-200 гг. |
II этап 2007-2010 гг. |
|||||||
2004 г. 2005-2006 гг. | ||||||||
феде- раль- ный бюд- жет |
бюд- жет Респуб- лики Марий Эл |
феде- раль- ный бюд- жет |
бюд- жет Респуб- лики- Марий Эл |
феде- раль- ный бюд- жет |
бюд- жет Респуб- лики Марий Эл |
феде- раль- ный бюд- жет |
бюд- жет Респуб- лики Марий Эл |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Программа "Государст- венные жи- лищные сер- тификаты" Подпрограм- ма "Пересе- ление граж- дан Россий- ской Феде- рации из ветхого и аварийного жилищного фонда" Подпрограм- ма "Обеспе- чение жильем участников ликвидации последствий радиацион- ных аварий и катаст- роф" Социальное жилье, в том числе подпрограм- ма "Обеспе- чение жильем мо- лодых се- мей" Субсидии для граж- дан, выез- жающих из районов Крайнего Севера и приравнен- ных к ним местностей Программа "Социальное развитие села" (суб- сидии на строитель- ство жилья в сельской местности) Всего |
115,5 245,0 12,96 140,0 4,9 147,0 665,36 |
- 266,0 11,1 140,0 - 29,75 446,85 |
8,9 22,0 0,8 0,55 6,0 38,25 |
- 10,0 1,0 10,9 - 0,75 22,65 |
36,1 43,0 3,16 50,0 0,65 41,0 173,91 |
- 60,0 3,0 39,1 9,0 111,1 |
70,5 180,0 9,0 90,0 3,7 100,0 453,2 |
- 196,0 7,1 90,0 - 20,0 313,1 |
Сводная таблица
финансирования мероприятий Концепции развития строительного комплекса Республики Марий Эл на перспективу до 2010 года
Наименова- ние прог- раммы |
Объем финансирования* | |||||||
2004-2010 гг., всего |
в том числе | |||||||
I этап 2004-2006 гг. |
II этап 2007-2010 гг. |
|||||||
2004 г. | 2005-2006 гг. | |||||||
феде- раль- ный бюд- жет |
бюд- жет Респуб- лики Марий Эл |
феде- раль- ный бюд- жет |
бюд- жет Респуб- лики- Марий Эл |
феде- раль- ный бюд- жет |
бюд- жет Респуб- лики Марий Эл |
феде- раль- ный бюд- жет |
бюд- жет Респуб- лики Марий Эл |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Строитель- ства жилья для отдель- ных катего- рий граждан Подпрограм- ма "Свой дом" (пре- доставление государст- венных га- рантий по заимствова- ниям откры- того акцио- нерного об- щества "Агентство по ипотеч- ному жилищ- ному креди- тованию") Подпрограм- ма "Рефор- мирование и модерниза- ция жилищ- но-комму- нального комплекса Российской Федерации" Субсидии на оплату на- селением жилищно- коммуналь- ных услуг Всего |
665,5 50,0 400,0 146,0 1261,4 |
446,85 82,0 1000,0 488,0 2016,9 |
38,25 - 82,9 - 121,15 |
22,65 10,0 17,55 42,0 92,2 |
173,91 9,0 67,1 52,0 302,01 |
111,1 24,0 357,45 134,0 626,55 |
453,2 41,0 250,0 94,0 838,2 |
313,1 48,0 625,0 312,0 1298,1 |
------------------------------
* Конкретные объемы финансирования за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов будут устанавливаться при их формировании на соответствующий год.
Приложение N 2
к Концепции развития строительного
комплекса Республики Марий Эл
на перспективу до 2010 года
Прогноз
спроса и предложения по основным видам строительных материалов
Начало таблицы. См. окончание
Наименование показателя |
Линолеум, тыс.кв.м | Стекло листовое, тыс.кв.м |
Радиаторы и конвекторы, тыс.кв.м |
||||||
1999 год отчет |
2002 год отчет |
2004 год прогноз |
1999 год отчет |
2002 год отчет |
2004 год прогноз |
1999 год отчет |
2002 год отчет |
2004 год прогноз |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Спрос - всего в том числе внутреннего рынка из него: на республиканс- кую продукцию на импортную про- дукцию внешнего рынка (экспорт) Предложение - всего в том числе республиканского производства из него: на внутренний ры- нок на экспорт внешнего рынка (импорт) Доля продукции республиканского производства на внутреннем рынке, процентов Доля экспорта продукции в объеме республи- канского произ- водства, процен- тов |
1524,2 433,2 417,1 16,1 1091 1524,2 1508,1 417,1 1091 16,1 96,2 72,3 |
1246,4 359,4 346,2 13,2 887 1246,4 1233,2 346,2 887 13,2 96,3 74 |
1412,5 412,5 400 12,5 1000 1412,5 1400 400 1000 12,5 96,9 71,4 |
113 113 113 113 113 |
62 62 62 62 62 |
75 75 75 75 75 |
8 7,6 0,4 7,2 0,4 8 0,4 0,4 7,6 13,2 |
3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 |
4 4 4 4 4 21,4 |
Окончание таблицы. См. начало
Наименование показателя |
Цемент, тыс.кв.м | Материалы мягкие кровель- ные и изоляционные, тыс.кв.м |
Материалы стеновые (без стеновых железобетонных панелей), млн. штук условного кирпича |
||||||
1999 год отчет |
2002 год отчет |
2004 год прогноз |
1999 год отчет |
2002 год отчет |
2004 год прогноз |
1999 год отчет |
2002 год отчет |
2004 год прогноз |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Спрос - всего в том числе внутреннего рынка из него: на республиканс- кую продукцию на импортную про- дукцию внешнего рынка (экспорт) Предложение - всего в том числе республиканского производства из него: на внутренний рынок на экспорт внешнего рынка (импорт) Доля продукции республиканского производства на внутреннем рынке, процентов Доля экспорта продукции в объеме республи- канского произ- водства, процен- тов |
67 67 67 67 67 |
65,3 65,3 67 65,3 65,3 |
68 68 68 68 68 |
1069 1069 1069 1069 1069 |
748 748 748 748 748 |
900 900 50 850 900 50 50 850 5 |
154,5 110,7 110,7 154,5 154,5 110,7 33,8 100 21,9 |
110,9 87,9 80,5 7,4 33,8 110,9 103,5 80,5 23 7,4 91,6 22,2 |
114 89 82,6 6,4 23 114 107,6 82,6 25 6,4 92,8 23,2 |
Приложение N 3
к Концепции развития строительного
комплекса Республики Марий Эл
на перспективу до 2010 года
Перспектива
организации выпуска новых видов строительных материалов по Республике Марий Эл до 2010 года
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Наименование и местонахождение | Мощность | Объем капитальных вложений в |
| предприятия (объекта). |и срок ее| (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) |
| Номенклатура продукции и единица | ввода в |----------------------------------------------------|
| ее измерения | действие |2004|2005|2006|2007|2008|2009|2010| всего |
| | |год |год | год| год|год |год |год | |
|----------------------------------+----------+----+----+----+----+----+----+----+-----------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|----------------------------------+----------+----+----+----+----+----+----+----+-----------------|
|1. ОАО "Силикат", пос.Силикатный: | 5,4 | 0,7| | | | | | |0,7, в том числе |
|производство пенобетонных блоков,| 2004 г. | | | | | | | |собственные |
|тыс.м3 | | | | | | | | |средства - 0,7 |
| | | | | | | | | |средства - 0,7; |
|производство известково-песчано-| 2,0 | 0,3| | | | | | |0,3, в том числе |
|цементной смеси с модифицирующими| 2004 г. | | | | | | | |собственные |
|добавками, тыс.т | | | | | | | | |средства - 0,3 | средства - 0,3
| | | | | | | | | | |
|2. ОАО "Марийский ССК", г.Йошкар-| | | | | | | | | |
|Ола | | | | | | | | | |
|Производство пенобетонных блоков| 5,0 | 1,0| | | | | | |1,0 в том числе |
|стен и перегородок, тыс.м | 2004 г. | | | | | | | |собственные |
| | | | | | | | | |средства - 1,0 |
|3. ПК "Новоторъяльская ПМК",| | | | | | | | | |
|пос.Новый Торъял | | | | | | | | | |
|Строительство монолитных домов из| 5,0 | 0,3| 0,5| | | | 1,0| 0,6|2,4 (лизинг) |
|пенобетона и производство| 2010 г. | | | | | | | |внебюджетные |
|пенобетонных блоков, тыс.м | | | | | | | | |средства - 2,4 |
| | | | | | | | | | |
|4. ОАО "Параньгинская ПМК",| | | | | | | | | |
|пос.Параньга | | | | | | | | | |
|Производство пенобетонных блоков,| 3,6 | | 0,5| | | | | |0,5 (лизинг) |
|тыс.м3 | 2005 г. | | | | | | | |внебюджетные |
| | | | | | | | | |средства - 0,5 |
| | | | | | | | | | |
|5. ОАО "Марпромстройинвест",| | | | | | | | | |
|пос.Силикатный | | | | | | | | | |
|Цех мелких блоков из ячеистого| 80,0 | |16,0| | | | | |16,0, в том числе|
|бетона, млн. штук условного кирпи-| 2004 г. | | | | | | | |внебюджетные |
|ча | | | | | | | | |средства - 16,0 |
| | | | | | | | | | |
|6. Звениговский филиал ЗАО Корпо-| | | | | | | | | |
|рация Жилищная инициатива", г.Зве-| | | | | | | | | |
|нигово: | | | | | | | | | |
|производство керамзитобетонных| 5,0 | 0,2| | | | | | |0,2, в том числе |
|блоков, тыс.м3 | 2004 г. | | | | | | | |собственные |
| | | | | | | | | |средства - 0,2 |
|производство пенобетонных блоков,| 3,0 | 0,1| | | | | | |0,1, в том числе |
|тыс.м3 | 2004 г. | | | | | | | |собственные |
| | | | | | | | | |средства - 0,1 |
| | | | | | | | | | |
|7. ПК "Советская ПМК",| 2,0 | 0,1| | | | | | |0,1, в том числе |
|пос.Советский, | 2004 г. | | | | | | | |собственные |
|Производство тротуарной плитки,| | | | | | | | |средства - 0,1 |
|тыс.м | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|8. ОАО "Стройкерамика", г.Йошкар-| 5,0 | 2,0| 3,0| 2,0| 2,0| 2,0| 2,0| 2,0|15,0, в том числе|
|Ола | 2005 г. | | | | | | | |собственные |
|Выпуск лицевого кирпича, млн. штук| | | | | | | | |средства - 15,0 |
|условного кирпича | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |0,5, в том числе |
|9. ОАО "ДОЗ", г.Йошкар-Ола | 6,0 | | 0,5| | | | | |собственные |
|Изготовление оконных блоков с| 2005 г. | | | | | | | |средства - 0,5 |
|тройным остеклением полной| | | | | | | | | |
|заводской готовности, тыс.м2 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|10. ОАО "Сернурская ПМК",| 1,5 | 0,1| 0,2| 0,3| | | | |0,6 в том числе |
|пос.Сернур | 2006 г. | | | | | | | |собственные |
|Изготовление столярных изделий,| | | | | | | | |средства - 0,6 |
|тыс.м2 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|11. ОАО "Маригражданстрой",| 12,0 | 7,0| | 8,0| | | | |15,0 в том числе |
|г.Йошкар-Ола | 2006 г. | | | | | | | |собственные |
|Оборудование по производству| | | | | | | | |средства - 15,0 |
|деревянных окон со стеклопакетами,| | | | | | | | | |
|тыс.м2 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|12. ООО "ИнвестФорэст",| 20,0 |73,2| | | | | | |73,2, в том числе|
|пос.Суслонгер | 2004 г. | | | | | | | |внебюджетные |
|Производство фанеры, тыс.м3 | | | | | | | | |средства - 73,2 |
| | | | | | | | | | |
|13. ОАО "Марспецмонтаж", г.Йошкар-| 1,5 | 0,4| | | | | | |0,4, в том числе:|
|Ола | 2004 г. | | | | | | | |собственные |
|Цех распиловки круглого леса,| | | | | | | | |средства - 0,4 |
|тыс.м3 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|Итого | | |85,1|20,5| 2,5| 2,0| 3,0| 2,6|126,0, в том|
| | | | | | | | | |числе: |
| | | | | | | | | |внебюджетные |
| | | | | | | | | |средства - 92,1 |
| | | | | | | | | |собственные |
| | | | | | | | | |средства - 33,9 |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
Приложение N 4
к Концепции развития строительного
комплекса Республики Марий Эл
на перспективу до 2010 года
Кадровое обеспечение
строительного комплекса Республики Марий Эл выпускниками - специалистами образовательных учреждений до 2010 года
Годы | ||||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Выпускники государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Выпускники государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Выпускники государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Всего |
1150 160 65 1375 |
1150 160 89 1399 |
1200 160 69 1429 |
1200 160 75 1435 |
1200 160 80 1440 |
1200 160 94 1454 |
1200 160 95 1455 |
1200 160 95 1455 |
Приложение N 5
к Концепции развития строительного
комплекса Республики Марий Эл
на перспективу до 2010 года
Ожидаемые результаты
обеспечения жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, за счет средств федерального и республиканского бюджетов
(тыс. квартир*)
Наименование программы | 2004-2010 гг., всего |
В том числе | |
2004-2006 гг. |
2007-2010 гг. |
||
Программа "Государственные жилищные сертификаты" Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" Подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" Социальное жилье, в том числе подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" Субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Субсидии на строительство жилья в сельской местности Всего |
0,238 0,624 0,05 0,5 0,01 0,8 2,222 |
0,092 0,208 0,016 0,15 0,003 0,3 0,769 |
0,146 0,416 0,034 0,35 0,007 0,5 1,453 |
------------------------------
* Ожидаемое количество квартир определено исходя из среднего размера одной квартитры - 54 кв. метра общей площади.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 июля 2004 г. N 186 "Об утверждении Концепции развития строительного комплекса Республики Марий Эл на перспективу до 2010 года"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 августа 2004 г. N 8 ст.257
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 мая 2010 г. N 142 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 февраля 2010 г. N 38
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24 января 2006 г. N 16