Конституционный суд Республики Марий Эл в составе Председателя З.В.Эргубаева, судей Л.С.Топоровой, Л.С.Егошиной,
с участием С.В.Рыбакова - представителя Н.В.Вылегжаниной - стороны, направившей жалобу в Конституционный суд Республики Марий Эл; Н.М.Романовой - представителя Президента и Правительства Республики Марий Эл в Конституционном суде Республики Марий Эл, как стороны, подписавшей закон; Е.П.Поповой - представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл в Конституционном суде Республики Марий Эл, как стороны принявшей закон; Т.Н.Баялиной - представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл; Ю.А.Вопиловского - представителя Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республики Марий Эл;
руководствуясь статьей 95 (пункт 4) Конституции Республики Марий Эл, пунктом 2 статьи 3, статьями 34, 92, 93, 95 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл" рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности абзаца пятого статьи 2, позиции одиннадцатой приложения N 1 Закона Республики Марий Эл "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 13 ноября 1998 года N 97-З с изменениями и дополнениями.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Н.В.Вылегжаниной, осуществляющей предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли.
Обращение содержит требование признать неконституционными абзац пятый статьи 2, позицию одиннадцатую приложения N 1 оспоренного Закона в части, устанавливающей площадь торгового места, облагаемую единым налогом на вмененный доход в размере четырех квадратных метров.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Марий Эл эти нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.С.Топоровой, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных. Т.Н.Баялиной, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл; Ю.А.Вопиловского, представителя Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Марий Эл, исследовав представленные сторонами документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл установил:
1. Закон Республики Марий Эл "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" N 97-З принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 30 октября 1998 года, подписан Президентом Республики Марий Эл 13 ноября 1998 года, опубликован в газете "Марийская правда" N 246 24 ноября 1998 года.
Единый налог на вмененный доход введен в Республике Марий Эл с 1 апреля 1999 года Законом Республики Марий Эл от 29 декабря 1998 года N 105-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Оспоренные положения введены в действие Законом Республики Марий Эл "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 10 марта 1999 года N 120-З, принятым Государственным Собранием Республики Марий Эл 2 марта 1999 года, подписанным Президентом Республики Марий Эл 10 марта 1999 года, опубликованным в газете "Марийская правда" N 48 (20477) 17 марта 1999 года.
Отдельные положения Закона Республики Марий Эл от 13 ноября 1998 года N 97-З были предметом неоднократного рассмотрения Конституционным судом Республики Марий Эл.
Заявитель Н.В.Вылегжанина оспаривает конституционность абзаца пятого статьи 2, позиции одиннадцатой приложения N 1 Закона Республики Марий Эл от 13 ноября 1998 года N 97-З в части, устанавливающей площадь торгового места, облагаемую единым налогом на вмененный доход, в размере 4 квадратных метров.
2. Заявитель, являясь индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, осуществляет розничную торговлю на рынке N 1 города Йошкар-Олы на торговом месте площадью 2 квадратных метра. Договор субаренды торгового места заключен с обществом с ограниченной ответственностью "Соттон" 1 декабря 2001 года.
По мнению заявителя Закон обязал налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю на рынках на торговых местах площадью менее 4 квадратных метров, платить единый налог на вмененный доход как с торговой площади в 4 квадратных метра, так как в качестве физического параметра, характеризующего розничную торговлю, осуществляемую на рынках, установлен такой параметр, как количество торговых мест, используемых в хозяйственной деятельности. Площадь торгового места определена оспоренной статьей 2, как условная площадь приравниваемая 4 квадратным метрам. Заявитель обращает внимание на то, что для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю за пределами рынков, обжалуемый Закон установил прямую зависимость вмененного дохода от размера торговой площади. По ее мнению оспариваемые нормативные положения Закона Республики Марий Эл от 13 ноября 1998 года N 97-З "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" с изменениями и дополнениями приняты с нарушением статей 10 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1, 2) Конституции Республики Марий Эл, то есть с нарушением принципа равенства перед законом, права частной собственности и гарантий конкуренции.
Заявитель Н.В.Вылегжанина занимается розничной торговлей как индивидуальный предприниматель без образования юридического лица на основании свидетельства от 31 марта 1997 года о государственной регистрации. В силу статьи 3 (подпункт 7 пункта 1) Закона Республики Марий Эл от 13 ноября 1998 года N 97-З среды заявитель обязана платить единый налог на вмененный доход в сфере розничной торговли и на нее распространяются требования статьи 57 Конституции Республики Марий Эл об уплате законно установленных налогов и иные положения Конституции Республики Марий Эл, гарантирующие права граждан.
В соответствии с Конституцией Республики Марий Эл (пункт 4 статьи 95), Законом Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл" (статья 93) жалоба на нарушение нормативным актом конституционных прав и свобод допустима, если нормативный акт затрагивает конституционные права граждан и нормативный акт применен или подлежит применению в конкретном деле.
Полагая, что оспоренньми# положениями Закона Республики Марий Эл от 13 ноября 1998 года N 97-З с изменениями и дополнениями нарушаются ее конституционные права, Н.В.Вылегжанина обратилась в налоговые органы Республики Марий Эл с заявлением о возврате части суммы налога, уплаченного в соответствии с неконституционными, по ее мнению, нормами Закона. Заявление было оставлено без удовлетворения. С учетом изложенного обращение Н.В.Вылегжаниной отвечает критериям допустимости.
Конституционный суд Республики Марий Эл принимает постановление только по предмету указанному в обращении и в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению (статья 70 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл"). Доводами и основаниями, изложенными в обращениях, Конституционный суд Республики Марий Эл не связан.
3. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72, часть 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 73 Конституции Республики Марий Эл).
Федеральный закон от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями определив общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации установил, что компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с указанным Законом Российской Федерации и другими законодательными актами (пункт 2 статьи 18), что согласуется с положениями Конституции Российской Федерации о том, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы субъектов Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (подпункт "е" пункта 1 статьи 20) единый налог на вмененный доход отнесен к налогам субъектов Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1). Таким образом, при регулировании вопросов налогообложения в Республике Марий Эл правовые предписания республиканского закона не могут вступать в противоречие с федеральным законодательством.
Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ с изменениями и дополнениями определил перечень сфер предпринимательской деятельности, в пределах которого субъекты Российской Федерации вправе вводить единый налог на вмененный доход, установил ставку единого налога (15%), порядок расчета единого налога, предоставив субъектам Российской Федерации право определять размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога, а также определять иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации и установил, что сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности (статья 1 пункты 1, 2, 3, 4, 5, статья 5).
4. Вмененный доход в соответствии с Законом Республики Марий Эл N 97-З от 13 ноября 1998 года это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат (статья 2), размер которого устанавливается субъектом федерации (статьи 1, 2 Федерального закона N 148-ФЗ) с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода.
Сумма вмененного дохода определяется с учетом базовой доходности, количества единиц физического показателя, повышающих и понижающих коэффициентов.
Оспариваемая статья 2 (абзац пятый) Закона Республики Марий Эл от 13 ноября 1998 года N 97-З с изменениями и дополнениями содержит понятие торгового места как условной площади, приравниваемой четырем квадратным метрам. Данная единица физического параметра, используется в целях исчисления единого налога на вмененный доход в сфере розничной торговли, осуществляемой на рынках, с лотков и в других местах организации торговли с 01 апреля 1999 года, даты введения в действие Закона Республики Марий Эл от 29 декабря 1998 года N 105-З. Установление этого показателя связано с особыми условиями розничной торговли на рынках.
Торговое место на рынке - место, оборудованное торговыми прилавками и кассовым аппаратом на территории закрытого рынка, или отведенное место для торговли на открытом рынке, используемое на условиях аренды или периодически вносимой платы. Торговое место, используемое в качестве физического показателя исчисления единого налога на вмененный доход при торговле на рынке, не включает в себя проходы для покупателей, как это имеет место при определении условной торговой единицы, применяемой для исчисления единого налога на вмененный доход при торговле через магазины. Для расчета единого налога на вмененный доход в сфере розничной торговли, осуществляемой на рынках, с лотков и т.п. (позиция одиннадцатая приложения N 1 к оспариваемому Закону) применяется количество используемых налогоплательщиком торговых мест, оборудованных в соответствии с требованиями Правил торговли на рынках, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 2001 года N 296.
С учетом изложенного, установление оспариваемым Законом таких физических показателей как торговое место и условная торговая единица с учетом коэффициента использования торговой площади, применяемых для расчета единого налога на вмененный доход в сфере розничной торговли позволяет достичь более справедливой дифференциации налогов и сборов и не носит дискриминационного характера правил налогообложения, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы и характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.
Установленное правовое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков Республики Марий Эл.
Проверка фактических обстоятельств предоставления торгового места налогоплательщику на рынке, порядка исчисления налога не относится к компетенции Конституционного суда Республики Марий Эл.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 65, 68, 69, 70, 71, 95, 96 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл" Конституционный суд Республики Марий Эл постановил:
1. Признать абзац пятый статьи 2 Закона Республики Марий Эл "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 13 ноября 1998 года N 97-З с изменениями и дополнениями и позицию одиннадцатую приложения N 1 к указанному Закону соответствующими Конституции Республики Марий Эл.
2. Согласно статье 75 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл" постановление окончательно, не подлежит обжалованию и действует непосредственно.
3. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном суде Республики Марий Эл" постановление подлежит незамедлительному опубликованию в Собрании законодательства Республики Марий Эл, газетах "Марийская правда", "Марий Эл".
Конституционный суд
Республики Марий Эл
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Марий Эл от 30 декабря 2002 г. "По делу о проверке конституционности абзаца пятого статьи 2, позиции одиннадцатой приложения N 1 Закона Республики Марий Эл "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 13 ноября 1998 года N 97-З с изменениями и дополнениями"
Текст постановления опубликован в сборнике "Конституционный суд Республики Марий Эл", 2003 г.