Конституционный Суд Республики Марий Эл в составе Председателя З.В.Эргубаева, судьи-секретаря С.С.Топоровой, судьи Л.С.Егошиной заслушав в судебном заседании заключение судьи-секретаря Л.С.Топоровой, проводившей на основании статьи 39 Закона "О Конституционном Суде Республики Марий Эл" предварительное изучение запроса Главы администрации города Волжска, установил:
1. Пунктом 2 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл" от 4 марта 1998 года N 63-З в редакции Законов Республики Марий Эл от 10 января 1999 года N 111-З, от 17 июля 1999 года N 151-З установлено, что Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены выборы главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования соответствующим представительным органом местного самоуправления, собранием (сходом) граждан муниципального образования. Срок полномочий избираемых таким образом глав и иных выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть более 4-х лет.
Пунктом 3 статьи 11 вышеназванного Закона установлено, что выдвижение кандидатов на предусмотренную уставом муниципального образования должность главы местного самоуправления муниципального образования из состава депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования вправе осуществлять Президент Республики Марий Эл, депутаты представительного органа местного самоуправления, в том числе и путем самовыдвижения.
Заявитель считает, что нормы, изложенные в пункте 2 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл" значительно сужают по сравнению с Конституцией Республики Марий Эл способы избрания глав местного самоуправления, так как предусматривают возможность их выборов только представительным органом местного самоуправления или собраниями (сходами) граждан муниципального образования и не содержат положений о выборах главы местного самоуправления путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а норма пункта 3 статьи 11 оспариваемого Закона, устанавливающая право Президента Республики Марий Эл на выдвижение кандидатов на предусмотренную уставом муниципального образования должность главы местного самоуправления муниципального образования из состава депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования вопреки требованиям статьи 14 Конституции Республики Марий Эл, нарушает самостоятельность местного самоуправления.
По мнению заявителя возникла неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Марий Эл пункты 2 и 3 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл", в связи с чем он просит признать пункты 2 и 3 статьи 11 вышеназванного Закона не соответствующими статьям 14, 98, 99, 100 Конституции Республики Марий Эл.
2. В соответствии со статьей 14 Конституции Республики Марий Эл в Республике Марий Эл признается и гарантируется местное самоуправление. Оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Конституция Республики Марий Эл устанавливает, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 98), включая самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления (часть 2 статьи 99), осуществление местного самоуправления гражданами как непосредственно, так и через выборные и другие органы местного самоуправления (часть 1 статьи 99).
В статье 102 Конституции Республики Марий Эл в числе гарантий местного самоуправления назван запрет на ограничение прав местного самоуправления.
Указанные положения Конституции Республики Марий Эл аналогичны требованиям Конституции Российской Федерации, регулирующим основные вопросы природы местного самоуправления в Российской Федерации.
3. Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения.
Принятый в соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрел избрание главы муниципального образования как выборного должностного лица гражданами, проживающими на территории муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, предусмотренном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16). Аналогичные требования закреплены и в пункте 2 статьи 22 Закона Республики Марий Эл "Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл". Пункт 5 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает возможность осуществления в отдельных поселениях в соответствии с законами субъектов Российской Федерации полномочий представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) граждан соответствующего муниципального образования. В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Республики Марий Эл "Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл" уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан в сельсоветах с численностью населения до 1000 человек.
Порядок выборов глав муниципальных образований в республике определяется Законом Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл". В силу статьи 1 данный Закон регулирует вопросы назначения, подготовки и проведения выборов в числе иных органов и должностных лиц, так же глав местного самоуправления. Статья 9 Закона Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл" устанавливает, что выборы глав местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл, уставами муниципальных образований. Наряду с установленной Законом Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл" процедурой выборов глав муниципальных образований на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, статья 11 Закона устанавливает общие требования к процедуре выборов глав муниципальных образований представительным органом местного самоуправления, собранием (сходом) граждан. При этом пункт 2 статьи 11 данного Закона прямо указывает на альтернативность решения вопроса о формах избрания глав муниципальных образований, предоставляя возможность выбора варианта их избрания непосредственно населению соответствующего муниципального образования с оформлением данного варианта в уставе муниципального образования.
Таким образом, анализ действующего законодательства Республики Марий Эл, регулирующего порядок выборов глав местного самоуправления, не свидетельствует о наличии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Республики Марий Эл оспариваемой в запросе нормы пункта 2 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл". Отсутствие неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Республики Марий Эл оспариваемого положения Закона в силу части 2 статьи 34 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном Суде Республики Марий Эл" не может служить основанием к рассмотрению дела в суде ввиду отсутствия критерия допустимости запроса.
4. Вопросы местной публичной власти, включающей пределы прав высших органов государственной власти в области формирования органов муниципальных образований, уже являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 1 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области, постановлении от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", постановлении от 15 января 1998 года по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93, 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об организации исполнительной власти в Республике Коми", определении от 11 июня 1999 года по запросу Главы Республики Коми о проверке конституционности пункта 4 статьи 10 и части 5 статьи 27 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" указал, что законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам по предметам совместного ведения к каким относятся вопросы организации местного самоуправления, что организация публичной власти на местах, независимо от того осуществляется она органами государственной власти местного уровня или муниципальными органами, не входящими в систему органов государственной власти, должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и вытекающим из этих основ принципам демократии и децентрализации власти, распространяющимся также на порядок формирования органов местного самоуправления муниципального образования, что конституционная гарантия организации местного самоуправления означает обязанность как федерального законодателя, так и законодателя субъекта Российской Федерации обеспечить безусловное право населения, избранных им представительных органов местного самоуправления самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и государственных должностных лиц формировать органы местного самоуправления, в том числе избирать главу администрации муниципального образования.
Положение пункта 3 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл", устанавливающее право Президента Республики Марий Эл на выдвижение кандидата на предусмотренную уставом муниципального образования должность главы местного самоуправления муниципального образования, являются аналогичным тем положениям, которые были признанны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации и в силу статьи 87 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации" не подлежат применению.
В соответствии со статьей 87 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание закона субъекта Российской Федерации либо его отдельных положений не соответствующими Конституции Российской Федерации порождает обязанность отмены в установленном порядке аналогичных положений, содержащихся в других актах, в том числе в законах других субъектов Российской Федерации.
Таким образом, положение пункта 3 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл", наделяющее Президента Республики Марий Эл полномочием выдвигать кандидата на должность главы местного самоуправления, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежит отмене Государственным Собранием Республики Марий Эл в установленном законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 41, частью 1 статьи 75 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном Суде Республики Марий Эл" Конституционный Суд Республики Марий Эл определил:
1. Отказать в приеме запроса Главы администрации города Волжска в части проверки на предмет соответствия Конституции Республики Марий Эл положений пункта 2 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл" как не отвечающее критерию допустимости запроса в соответствии с требованиями Закона Республики Марий Эл "О Конституционном Суде Республики Марий Эл".
2. Ввиду того, что положение пункта 3 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл", наделяющее Президента Республики Марий Эл полномочием выдвигать кандидатов на должность главы местного самоуправления муниципального образования из состава депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, является аналогичным тем, которые ранее были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и в отношении которых им были вынесены сохраняющие свою силу постановления от 1 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области, от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" и от 15 января 1998 года по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93, 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" и определение от 11 июня 1999 года по запросу Главы Республики Коми о проверке конституционности пункта 4 статьи 10 и части 5 статьи 27 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми", запрос Главы администрации города Волжска в части проверки на предмет соответствия Конституции Республики Марий Эл положений пункта 3 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл" не может быть принят к рассмотрению.
3. Положение пункта 3 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл", наделяющее Президента Республики Марий Эл полномочием выдвигать кандидатов на должность главы местного самоуправления муниципального образования из состава депутатов представительного органа местного самоуправления, как аналогичное положениям, какие ранее были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене Государственным Собранием Республики Марий Эл.
4. Определение Конституционного Суда Республики Марий Эл по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
5. В соответствии со статьей 74 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном Суде Республики Марий Эл" настоящее определение подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл.
Конституционный Суд
Республики Марий Эл
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Марий Эл от 28 марта 2000 г. "По запросу Главы администрации города Волжска о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О выборах в Республике Марий Эл"
Текст определения опубликован в сборнике "Конституционный суд Республики Марий Эл", 2003 г.